Реферат по предмету "Культура и искусство"


Психологизм портретных образов В. Серова

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Портретная живописьВалентина Серова: формирование стиля и этапы творчества
1.1 Биографическая справка
1.2 Периоды творчества
Глава 2. Анализ портретных образов вкартинах раннего и позднего периодов творчества
2.1 Работа над образами в картинах «Девочкас персиками», «Девушка, освещенная солнцем»
2.2 Портреты Морозовых
Заключение
Библиографический список
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
XIX век в России в целом,и особенно вторую половину столетия, не случайно называют золотым векомрусского искусства. Это была одна из самых интересных эпох в истории русскойхудожественной культуры.
Глубокий психологизм иобращение к сложнейшим философским и морально-нравственным проблемам –отличительная черта русской портретной живописи. В сложном поиске истины,который происходил в искусстве второй половины XIX века, портретной живописипринадлежит одно из самых достойных мест. Противоречивые, а порою трагическиесвязи человека с окружающим миром глубже всего раскрыла русская литература.Вслед за ней и рядом с нею живописцы писали портреты своих современников,создав таким образом замечательную портретную галерею, которая сталанеотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры.
Именно в портрете новаяпроблематика в искусстве 80-х годов находит свое наиболее непредвзятоехудожественное выражение, определив во многом и, может быть в самом главном,последующее развитие русского реализма — в первую очередь в творчестве еголидера — В. А. Серова.
Лирическое начало,поэзия, увлеченность характерным своеобразием натуры, присущие портретнымобразам молодого Серова в период 1880-1890-х годов, в своей исходной позицииразвивают высокий гуманизм.
Поэтизация прекрасной человеческойличности, «отрадное» чувствуется в полотнах раннего Серова («Девочкас персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Им ознаменованповорот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому».
Валентин Александрович Серов- крупнейший художник рубежа столетий. Жанр портрета был основным в его творчестве,хотя он писал и пейзажи, и исторические картины. Ученик Репина, он во многом унаследовали развил присущий этому мастеру глубокий художественный психологизм. Портреты Серова– важнейший итог развития портретного жанра, одно из достижений русскогореалистического искусства (портреты Ф.И.Шаляпина, И.А.Морозова, О.К. Орловой,Николая II). Этим объясняется актуальность данного исследования.
Объект исследования – психологическийкомпонент в творчестве В. Серова.
Предмет исследования составляетряд картин В. Серова.
Цель исследования – раскрытьпсихологизм портретных образов Валентина Серова.
Задачи:
· Изучитьлитературу по теме исследования;
· Дать краткуюбиографическую справку;
· Рассмотреть этапыформирования портретной живописи Серова;
· Провести анализпортретных образов Серова в картинах «Девочка с персиками», «Девушка,освещенная солнцем», портретов членов семьи Морозовых.
При написании даннойработы были использованы труды многих авторов. Очень подробно и открытовспоминает о творчестве Валентина Серова художник и искусствовед Грабарь И.Э. вкниге «Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество». Такжесвоеобразие психологизма портретных образов Серова помогают раскрывать РерихН.К. («Из литературного наследства», 1974), Мамонтов В.С. «Воспоминанияо русских художниках», 1951). В альбоме «В.Серов», авторомвступительной статьи и составителем которого является Д.В. Сарабьянов,представлено творчество великого русского живописца.
Структура работы –курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическогосписка, приложений.

ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНАЯЖИВОПИСЬ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА: ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА
1.1 Биографическаясправка
Серов ВалентинАлександрович (Valentin Serov, 7.1.1865, Петербург, — 22.11.1911, Москва) — русский живописец. Серов родился в семье известного композитора А.Н. Серова. Стех пор, как Валентин Александрович помнил себя, его окружало искусство. Кромемузыкантов, в их доме бывали М.М. Антокольский, И.Е. Репин. К тому же сам отецбудущего художника был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность испособности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых онрос, благоприятствовали развитию дарования. Сначала он учился у немецкогохудожника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому,по совету М.М. Антокольского, В.С. Серова показывала рисунки сына. И.Е. Репинначинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и вАбрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880году направляет его в Академию художеств к прославленному П.П. Чистякову. Серовбеспрекословно подчинялся Чистякову — его мнение было для него даже дорожерепинского. Но и Чистяков любил Серова и гордился им. Молодой художникзавоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. П.П. Чистяков говорил оСерове, что он еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннегохудожественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой егоученику. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувствоцельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходнойстепени». Чистяков был первым, кто открыл Серову сокровища Эрмитажа иначал говорить о необходимости изучения старых мастеров. Влиянию ЧистяковаСеров обязан и своей «вдумчивой» манере письма: Чистяков не терпеллегкости и приблизительности в запечатлении натуры. В дальнейшем серовскаячересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. «Иначеписать не умею, — говорил он на это, — виноват, не столько не умею, сколько нелюблю».
Не окончив курса, Серовпокинул Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеяхГолландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Начав свой творческийпуть как передвижник, Серов шел от натурализма к условности художественногоязыка, отдав дань импрессионизму, «Миру искусства», стилю «Модерн»,и во многом определил художественный облик своего времени. Серов стал широкоизвестен как живописец, рисовальщик, иллюстратор, театральный художник.
Друзья художника, егосовременники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкуюпрямоту и честность. Большое значение в формировании художественных взглядовимела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами,полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбиласьхудожнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровини Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера,вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцатидвух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическимив русском искусстве.
В 1887 году Серов женилсяна Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В. А. Серовлюбил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899,ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины»(1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонкимпостижением детского характера.
С середины 90-х годовСерова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета МарииФедоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых, икартины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижскойвыставке, началась новая линия в творчестве художника. Современники говорили,что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, дажеупрекали в том, что он шаржирует модель.
Революция 1905 годаоставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В ПетербургеСеров стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и этопотрясло его. В знак протеста он вышел из состава действительных членовАкадемии художеств. В день освобождения политических заключенных Серовнаходился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады, и напохоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков пабезоружный народ (а затем и картина, исполненная темперой, «Солдатушки,бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, ГРМ), «Баррикады,похороны Н. Э. Баумана» (1905, Гос. музей Революции СССР), острыеполитические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции:«1905 год. После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906года» (1905, ГТГ). В эти годы еще больше оттачивается мастерствоСерова-рисовальщика. Портреты-рисунки Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, И.М. Москвина, В. И. Качалова, Н. А. Римского-Корсакова, М.А. Врубеля, Л.Н.Андреева составляют гордость русского искусства.
На рубеже 1890-1900 годовхудожник обращается к прошлому русской истории. Появляется цикл карандашныхрисунков, гуашей, акварелей, картин темперой, маслом. Небольшие композициикажутся необычайно жизненными, будто написаны с натуры («Выезд на охотуПетра II и Елизаветы Петровны», 1900, ГРМ).
Не менее интересна работаВ. А. Серова в театре. Его занавес к балету «Шахерезада» имел большойуспех и в Париже и в Лондоне. Интересом к монументальному и декоративномуискусству было вызвано и особое решение портрета танцовщицы Иды Рубинштейн(1910, ГРМ). Серов находил в облике актрисы черты подлинного Востока исравнивал ее с фигурами античных барельефов. В портретах последних лет художникстремится к обостренной выразительности формы. Рано утром 22 ноября 1911 годаВ.А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым, но упал и умер от приступастенокардии. Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет.Смерть художника потрясла его современников.
1.2 Периоды творчества
Творчество Серова раннегопериода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгойпластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живописьстарых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А.Врубелем, а позже с К. А. Коровиным. Высшими достижениями раннего периодаявляются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887),«Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее).
В этих произведенияхСеров, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу внепосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическомистолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармониирефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мирапроявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портретстал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты:психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нёмартистическое начало. Излюбленными моделями Серова становятся артисты,художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А.Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А.Римского-Корсакова, 1898, — все в Третьяковской галерее). Отказавшись отмногокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., Серов теперьпредпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов,пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачинатуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционномпостроении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкуюизвестность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило,парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897,Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, — оба вРусском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, совершенных по композициии живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательноиспользовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположноенаправление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты,преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремилсяхарактерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнутьнепосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясностьмировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов»,1901, Третьяковская галерея). В 1890-х — начале 1900-х гг. Серов частообращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшиекартины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишеныповествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроениетихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895,Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей). Впоздний период (начало 1900-х гг.) Серов связан с «Миром искусства».На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях Серова, в еготворчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё болеепоследовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно приэтом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы ичеловека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологическиххарактеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. Всередине 1900-х гг. Серов создаёт несколько героических портретных образов;избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю темуартистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своеготаланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904; М. Н.Ермоловой,1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 — оба в Третьяковской галерее). Впортретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) иО. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты воблике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаётим значение своеобразных формул социально — обусловленных черт в человеке.Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Помотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображениюзначительных исторических событий, она близка исторической живописи художников«Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков вхарактеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны ЕлизаветыПетровны на охоту», 1900, Русский музей), глубиной постижения историческогосодержания эпохи («Петр 1», темпера, 1907, Третьяковская галерея). Впоследние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты изантичной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальнымнаблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, Серов даётсобственную, свободную от классицистической нормативности интерпретациюантичности. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русскогореалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния изодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОТРЕТНЫХОБРАЗОВ В КАРТИНАХ РАННЕГО И ПОЗДНЕГО ПЕРИОДОВ ТВОРЧЕСТВА
2.1 Работа над образами «Девочкас персиками», «Девушка, освещенная солнцем»
В нескольких верстах отТроице-Сергиевой лавры, на берегах живописной речки Вори находится Абрамцево,усадьба, некогда принадлежавшая писателю С.Т.Аксакову, а с 1870-х – известномумосковскому меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников,композиторов, артистов. Здесь Серов написал знаменитую «Девочку сперсиками» (Приложение 1) – портрет дочери Мамонтова. Двенадцатилетняяобаятельная Верушка, как называл ее Серов, сидит в большой столовойабрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и нанас.       
Вот как сам В.А. Серовописывает идейный замысел художественного шедевра «Девочка с персиками»,созданного летом того же года в Абрамцеве: «Всё, чего я добивался, это –свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картинах. Писал ябольше месяца и измучил её, бедную до смерти, уж очень хотелось сохранитьсвежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров».[1]Другой, не менее существенный мотив обращения молодого художника к написаниюпортрета 12-ти летней дочери С. Мамонтова, – это его неподдельный интерес кмиру детства, воплощённый в ряде других его известных произведений, интерес,который стимулировался самим фактом пребывания в Абрамцеве, где он провёллучшие дни своего детства. Члены семьи Мамонтовых вспоминают, что тем летом,когда художник работал над портретом Веруни, они очень часто общались. «Вобществе Веруни и её сестёр Серов совсем не был хмурым. Он мог носиться с нимипо саду, затевать, как в детстве, всякие проказы и забавы, он был их любимцем».[2]
В отечественномискусствоведении давно утвердилось мнение, что картине «Девочка сперсиками» В.А. Серов создал некий обобщённый образ, тип счастливогодетства. Такая оценка представляется нам в целом справедливой, но она требуетнекоторого уточнения с учётом эстетической установки, характерной длятворчества В.А. Серова: запечатлеть на полотне жизненное мгновение, воссоздатьдинамику и колорит самой жизни. В то же время правомерно говорить о типическихчертах, присущих художественному образу, моделью которого послужила В.Мамонтова ибо её портрет выражает наиболее характерные и светлые черты мирадетства – радость, безмятежность, ощущение полноты бытия.
Художник и искусствоведИ. Грабарь вспоминает: «как ни волновала его стоящая перед ним чистоцветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистыеглаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задачаудалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русскойшколы живописи».[3]
В «Девочке с персиками»мы видим ярко выраженные индивидуальные черты персонажа – девочки подростка,присущие и другим детским портретам Серова жизнерадостность, изящество,естественность. Композицию картины образует характерная для того времениобстановка гостинной, полная света и солнца, великолепно оттеняющаяустремлённость, открытость модели окружающему миру. Мастерски пользуясь приёмомсветописи, Серов подчёркивает женственность столь юного создания: светотени налице девочки создают еле заметную вуаль загадочности, неопределённости. Просторноеи светлое окно гостиной комнаты напоминает зеркало, в которое смотритсядевочка, и которое отражает в себе прекрасный и необъятный мир вокруг неё. Ичем больше вглядываешься в лицо девочки-модели, тем больше сознаёшь, что онасвоей сдержанностью, благородством, готовностью понять окружающий мир начинаетподражать взрослым, осваивать их большой и сложный мир.
Сохраняя естественностьслучайности, художник четко продумывает и выверяет и живопись, и композициюкартины, но это незаметно для зрителя. Лицо расположено на высоте три четвертипо средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали – в традицииклассической портретной живописи.
Живописный центр –светящаяся в солнце розовая кофточка девочки. Розовый – цвет юности и чистоты,он – в полном соответствии с внутренним, эмоционально-душевным содержаниемобраза. Серов увидел Верушку в этом наряде и просил ничего не менять дляпортрета.
Художник долго искалтакой ракурс, при котором все изображаемое в картине приобрело бы асимметрическую,то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционнойустойчивости. При диагональном положении стола голова модели в центре картины;летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета вцентре; краски прозрачные, в основном не смешанные создают ощущение вибрациивоздуха. В результате дается впечатление, что все изображение – фрагмент,вырезанный из самой натуры, что композиция не сочинена – столь она безыскусна,выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. «Надописать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов.
Из окна справа, откудаидет свет, виден, а точнее угадывается, жизнерадостный дачный пейзаж вранне-осенних, золотистых красках. Этот свет живописно связывает пейзаж синтерьером в одно жизненное пространство: свет сияет на стене и фарфоровойтарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть,скользит по лицу и рукам, обтекая фигуру и все предметы, создает единую,органически цельную среду, которая была неотъемлемым свойством живописимолодого Серова.
Таким образом, мы видим,что В.А. Серову удалось воплотить на этой картине удивительный по своей глубинеи душевной проницательноти сложный мир детской психологии, соответствующийпринципам гуманистической эстетики, которую он воспринял от великих мастеровитальянской школы живописи. В картине Серова поражает гармония между внутренниммиром изображаемого персонажа и окружающей природой, наполненной чистымвоздухом, теплом и светом. Эта удивительная гармоничность картины –свидетельство яркого таланта молодого художника, который благодаря этомушедевру сразу же стал знаменитым.
В Тверской губернии вимении В.Дервиза, товарища по Академии художеств, В.Серов написал не менеезнаменитую «Девушку, освещенную солнцем» (Приложение 2) – портретдвоюродной сестры, в будущем талантливой художницы и скульптора МарииСимонович, Маши, как нежно называл ее всегда Серов. Молодая девушка сидит поддеревом, о чем-то задумавшись.
Лето 1888 года. МарияСимонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогдасоздавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чемзаключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этотпортрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширныйпарк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серовпредложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились поддеревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная иинтересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца налице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я судовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали,правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье.Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю,как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, чтодало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь итак, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такойработы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем жечувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Усаживая с наибольшейточностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогданичего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как наполмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить. Вообщеон никогда ничего не говорил, как будто находился перед гипсом, мы обачувствовали, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже нетолько меняет выражение лица, но перемещает его в пространстве и выбивает насобоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлялзаранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнениятой трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. Я должнабыла находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда очем-то приятном, чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образомподдерживать нас обоих на высоте задачи. Мы работали запоем, оба одинаковоувлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. Он всеписал – я все сидела. Часы, дни, недели летели, вот уже начался третий месяцпозирования… да, я просидела три месяца! Три месяца совсем не так много, чтобызакончить портрет как следует и, главное, видеть, что дальше идти некуда. Оченьможет быть, что та уверенность, которая у него была в том, что модель неоткажется позировать раньше, чем портрет будет закончен, дала ему спокойную иобдуманную работу с неподражаемой техникой. Только теперь, на расстояниипятидесяти лет, в спокойной старости, можно делать анализ чувств, нас такволновавших. Время молодости, чувства бессознательные, но можно сказать, почтинаверное, что было некоторое увлечение с обеих сторон, как бывает всегда схудожниками…»
Выбор модели для второго «отрадного»образа был не случаен. Где-то в душевной памяти молодого художника жиловоспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты…первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны),девочка, с которой можно говорить по душе… Мне бы очень хотелось быть часто уВас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует».Простота и непосредственность, душевность и нравственная чистота – поэтическийидеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юномвозрасте.
В портрете Маши Симоновичфигура размещена на первом плане, как сказали бы в наше время,– крупным планом.Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Но в обоихпортретах окружающая обстановка не дополняет фигуры – она характеризуетчеловека. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен каксюжетная картина. Недаром «картинное» название прочно утвердилось заобоими. Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, девушка воспринимаетсяболее как обобщенный поэтический образ, нежели как конкретный, портретный.Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма ещезвучнее, чем гамма «Девочки с персиками»; интенсивен разнообразныйцвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Серов добиваетсянеобычайной чистоты и звучности синего цвета юбки, также данного в градации егосветосилы. На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки,тени на которых даются красным и коричневым. Красный «откликается» вгубах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – вволосах. Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета взависимости от освещения и цветов соседних предметов: он пишет белую кофточкузелеными и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов отствола дерева и синих – от юбки.
Этот портрет – живописнаясимфония, в нем, как и в первом, также проявилась и эстетика ХХ века –самоценность живописи. В обоих произведениях портретный образ превращается вобраз Детства и Молодости, как некие этапы жизни человека в их неповторимойсобственной поэтической красоте. В них молодой художник выразил восторг передкрасотой жизни и человеческой личности.
Новизна и своеобразиедвух шедевров раннего Серова в том, что они задумывались как портретные этюды снатуры, а творчески воплощались как портреты-картины целиком с натуры. Он самне осознавал, какого жанра произведения создал, но интуитивно чувствовал ихновизну. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронилон. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительнымисловами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня непохоже. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да малостьспятишь. А то ничего не выйдет...»
В историческом процессеразвития русского изобразительного искусства эти два произведения заключали всебе признаки отхода от узкого понимания самого термина «жанры искусства»(возникшего в конце XVIII – начале XIX века). Эстетика и философия ХХ векаориентировали на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни:природы, мира вещей, деяний человека и его внутренней духовной жизни.
Оба шедевра ВалентинаСерова были выставлены на VIII периодической выставке в Москве в 1888 году.
А.Я.Головин, сам крупныйхудожник, вспоминал по этому поводу: «Невероятная свежесть есть в этихвещах, совсем новый подход к природе. Они произвели на всех нас, художников,ошеломляющее впечатление».
Еще раньше, увидев уМамонтовых «Девочку с персиками», П.М.Третьяков сказал: «Большаядорога лежит перед этим художником».
О том же писалИ.Э.Грабарь: «Впечатление, которое произвела эта восьмая по счетуПериодическая выставка, не поддается описанию… Особенно ясно стало, что есть неодин Репин, а и Серов. Помню какое-то томительно-тревожное состояние,испытанное мною перед серовскими вещами, какое-то смешанное чувство грусти ирадости. Грусти потому, что нечто, что казалось единственным и было наиболеедорогим, слегка потускнело, покрылось легким холодком; радости потому, чтостало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, суливших целый мир, неведомый,загадочно-прекрасный и властно-пленительный» – мир отрадного.
2.2 Портреты Морозовых
Валентин Серов славилсясвоей особой «привередливостью» к моделям. Взыскательный художник,строгая честность которого и в жизни, и в искусстве принесла ему прозвище «московскогоКатона», он не имел других доходов, кроме заработанного собственнымтрудом, и был более чем небогат – известно, что после его неожиданной кончины ввозрасте 46 лет в 1911 г. его семья осталась без средств к существованию. Темне менее Серов, по свидетельству современников, не раз отклонял даже выгодныезаказы по двум взаимосвязанным причинам: если, во-первых, человек, которого емупредлагали портретировать, был на взгляд Серова, банален как личность, и если,во-вторых, эта банальность достигала такой степени, что ее невозможно было дажехудожественно «обыграть», построить на ее основе характеристику,заостряющую сущностные черты модели. Ведь именно к этому методу сгущения,подчеркивания характерного пришел Серов в зрелые годы своего творчества. Влучших работах он как бы расширял портретный образ: так, актриса М.Н. Ермоловапредставала в его трактовке неким олицетворением вдохновенной силы, присущейдраматическому театру, а мгновение танца балерины Анны Павловой превращалась всеровской графике в образ-воплощение музы классического балета.
Сохраняя уважение ктрадициям портретного жанра, требовавшим обязательного сходства, Серов вместе стем стремился к свободе, свойственной едва ли не всем великим портретистаммирового искусства с их неписаным правилом: портрет должен быть больше похож нанатуру, чем сама натура обычно видит в зеркале. Другими словами, одна лишьпередача внешнего сходства еще не выражает глубинных свойств человека. Вотпочему Серов долго «докапывался» до них и до того, как же добиться ихвоплощения в портретном образе, беря у своих моделей от 40 до 100 сеансов –дело для модели нередко трудное, мучительное, на которое соглашались, лишьжелая иметь портрет кисти знаменитого художника. Его опытный, годами трудавоспитанный глаз профессионала позволял порой сразу видеть человеческуюнезначительность заказчика – вот тут-то и могли прозвучать серовские слова: «Васписать не буду»,– без дальнейших объяснений. И таких «обиженных»Серовым было немало. Н.К. Рерих, хорошо его знавший, проницательно заметил, чтоСеров без всяких деклараций по этому поводу был «враг пошлости:… всейдушой чувствовал он не только неправду и неискренность, но именно пошлость.Пошлость он ненавидел, и она не смела к нему приближаться».[4]
После сказанного можно подостоинству оценить уже один тот факт, что Серов написал целый цикл портретовМорозовых: его моделями были оба крупнейших коллекционера искусства братьяМихаил Абрамович и Иван Абрамович Морозовы, их жены Маргарита Кирилловна иЕвдокия Сергеевна, дети Михаила Абрамовича – Михаил («Мика»), Юрий,Мария («Маруся»). Последние двое были запечатлены художником врисунках, остальные в живописи, и, по крайней мере, все четыре мужских портретабезоговорочно можно отнести к вершинам творчества Серова, шедеврамотечественного искусства.
Виртуозное мастерствоСерова-рисовальщика лежит в основе всех его портретов, в том числе живописных,но графика в его творчестве, как и у его друзей, художников «Мираискусства», обрела и самостоятельную ценность. Портрет Юры Морозова,сделанный в 1905 г. углем и сангиной, принадлежит к поразительным удачамСерова. Это почти идеальный образ подростка, душевно тонкого, артистичного,обаяние которого гармонирует с его внешностью. Графический образ, при всем еговыразительном лаконизме, здесь сродни по ощущению красоте юности знаменитойсеровской «Девочке с персиками».
Лаконизмом уже другоготипа, присущим живописи, отличается создававшийся в 1910 г., после долгогознакомства с Морозовыми, портрет Маргариты Кирилловны, жены М.А. Морозова,пианистки, ученицы Скрябина. Этот портрет, находящийся в Днепропетровскомхудожественном музее, тонко передает женскую красоту модели с ее типично «мамонтовскими»родовыми чертами в облике. Портрет остался незавершенным, но все главное в немсказано.
Недооценен портрет женыИ.А. Морозова Евдокии Сергеевны. Он был создан в 1908 г., когда Серов совершалсвои напряженные поиски стиля, способного на основе современной живописивыразить атмосферу парадности, придать портрету черты монументализации,родственные искусству XVIII в. Вот эта своеобразная двойственность, переходныйхарактер исканий Серова наложили отпечаток на портрет Е.С. Морозовой, и,видимо, как бы оттеснили его во внимании зрителей наших дней на перифериюсеровского творчества. Он уступает по остроте мужским портретам Морозовых, но унего есть свои замечательные достоинства – прежде всего многообразная пооттенкам и подтексту характеристика модели заказного портрета. Серов изображаетв мехах и атласе круглолицую, нежнокожую русскую красавицу, несмотря на моднуюприческу и драгоценности, напоминающую деревенских певуний. Он словнообыгрывает само имя этой светской дамы – бывшей певицы кафе-шантана – Евдокия,Дуня, но все сделано в высшей степени деликатно, легким намеком. Идействительно, только внимательный зритель, долго рассматривающий портрет илюбующийся эффектной позой Морозовой, «вдруг» заметит, что онадекольтирована чуть-чуть сильнее, чем было положено по светским правилам тоговремени, что ее глаза и цветом, и разрезом смутно и отдаленно, но все женапоминают кошачий взгляд… Серов никогда не позволял себе карикатурности впортрете, но едва уловимые ассоциации в характеристике типов женщин и мужчин оннамечал, желая выявить свое собственное независимое суждение о модели.
Что касается едва ли нелучшего детского портрета Серова – портрета четырехлетнего Мики Морозова(Приложение 3), как и портретов М.А. и И.А. Морозовых, то нет такой более илименее обстоятельной работы о художнике, где не давались бы описания, разборы,оценки этих выдающихся произведений. В портрете Мики Морозова поражаетдинамизм, ощущение которого рождается всем строем образа, композицией, цветом,характером мазка, то широкого и свободного в околичностях, то бережного, точно «лепящего»лицо ребенка и его мягкие волосы. Это позволяет Серову выразить присущуюдетству живость реакций, непосредственность. Разумеется, ребенок не могпозировать Серову, как это делали взрослые – он написан с натуры, но «попамяти». Схваченный кистью художника эмоциональный порыв ребёнка, егоустремлённость к внешнему миру, увлечённость и восторженность – эти черты, повоспоминаниям родных и друзей Мики, в наибольшей мере отражали живую и активнуюнатуру мальчика, выросшего затем в крупного учёного, блестящего знатокаанглийской литературы и культуры, известного шекспироведа. [5]Кто читал труды Михаила Михайловича Морозова, знает, что он сохранял этуживость, темпераментность до седых волос, и они отразились даже в научных егоработах. Серов со свойственной ему глубиной сумел увидеть и воплотить качества,которые его «персонаж» пронес через всю свою жизнь.
В.А. Серов стремитсяпередать на полотне сложную гамму ощущений ребёнка, его живость, открытостьмиру. Эта сложность ощущений ребёнка, чистота и свежесть его помысловподчёркиваются белым цветом его рубашки на золотисто-зелёном фоне, который ещёбольше усиливает белизну одежды и оттеняет красивые живые черты детского лица.Мастерски выполненная палитра красок, тонко и сочно передающая душевный порыв иэмоциональную взволнованность ребёнка, позволяют сказать, что В.А. Серов в этойкартине сумел удивительно глубоко и точно проникнуть в мир детства, увековечитьна полотне то прекрасное мгновение, которое выражает счастливое и безоблачноедетство. С психологической точки зрения развивает здесь мысль об исключительнойважности эмоциональных переживаний ребёнка, как важнейшей силе его духовногостановления и совершенствования.
Этот детский портрет,совмещая в себе черты камерного и интимного поджанров портрета, вместе с темпередаёт и авторскую позицию художника, неизменно присущую всем портретнымработам В.А. Серова. Теплота, нежность, доброта и сопереживание ребёнку – вотглавные особенности художественного видения мира детства, присущие его таланту.
Свойственный В.А. Серовудар художественной проницательности, позволил ему угадать в маленьком Микехарактерные черты будущей незаурядной и талантливой личности. Мать М.М. Морозовасчитала, что в этом портрете «Серов схватил основную черту его натуры, егонеобыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и навзрослого Михаила». [6]Удивительное сходство между маленьким Микой и взрослым М.М. Морозовым, отмечалимногие близко знавшие его люди. С.Я. Маршак вместе с ним работавший надпереводами Шекспира в конце 1940-х годов, вспоминал: «Несмотря на егобольшой рост, мы неизменно узнавали в нём того жадно и пристально вглядывающегосяв окружающий мир ребёнка, „Мику Морозова“, которого так чудесноизобразил когда-то великий художник Валентин Серов».[7]
Михаил Абрамович Морозов,один из крупнейших просвещенных предпринимателей, принадлежал к числу ярких,оригинальных фигур в московском обществе, часто подававших повод для самыхразнообразных, лестных и нелестных отзывов. Он скончался в возрасте 33 лет,оставив по себе славу миллионера, на мануфактурах которого вынуждены былибастовать рабочие, азартного богача, способного за ночь проиграть в клубемиллион рублей, прототипа комедии князя А.И. Сумбатова-Южина «Джентльмен»,где герой сам о себе говорил: «Я в обществе джентльмен, а дома я могу бытьнатуральным… Я русский самородок, смягченный цивилизацией».[8]Но это была далеко не вся правда о Морозове. Его выбрали на почетнуюобщественную должность казначея Московской консерватории, он написал роман идве монографии как историк, автор книг «Карл V и его время» (М.,1894) и «Спорные вопросы западноевропейской исторической науки» (М.,1894). Он выступал как острый и не признающий авторитетов художественныйкритик, в 1890-е годы, между прочим, не раз поругивавший и В.А. Серова за, какему казалось, «небрежность». Но самое главное и долговременное, чтоон сделал в культуре – это его блестящая коллекция русского и западногоискусства, которую он завещал жене передать Третьяковской галерее. В этуколлекцию входили работы Врубеля, Коровина, Головина, Бенуа, Левитана, Сомова,Сурикова, Перова, Ван-Гога, Гогена, Дега, Ренуара, Моне и других крупнейшихмастеров.
Серов дал собственнуюхарактеристику этой незаурядной экстравагантной личности, энергично пробовавшейсвои силы в самых разных направлениях. Чрезвычайно сдержанный в самооценках,Серов, по словам А.А. Бахтиарова, считал портрет М.А. Морозова своим самымэкспрессивным произведением. Художник А.Я. Головин называл его «превосходным»,С.П. Дягилев вспоминал его в своем некрологе М.А. Морозову.[9]Используя размашистые, в манере шведского художника Цорна, движения кисти,Серов мастерски передал на вертикальном по формату холсте крупную мощную темнуюмассу фигуры М.А. Морозова, полного энергии, словно стремительно явившегосяоткуда-то и резко остановившегося, крепко, упористо расставившего ноги. Он чутьсвирепо поглядывает на зрителя и так полон еще не выплеснутой энергии, что дажене замечает небрежности в костюме – ушедшего в рукав одного манжета. Серовпоказал М.А. Морозова на фоне лаконично изображенной обстановки особняка встиле «модерн», в котором скульптура напоминает о художественныхувлечениях и собирательских интересах владельца.
Его младшего брата ИванаАбрамовича, инженера, предпринимателя, талантливого и смелого коллекционерановейшего русского и западного искусства, с которым Серова связывалимноголетние дружеские отношения, художник написал на фоне принадлежащегоМорозову натюрморта Матисса. Это образец позднего стиля Серова – с отточеннымилиниями контурного рисунка, декоративными, яркими, но приведенными к изысканнойгармонии пятнами света, с поразительной по глубине и заостренностихарактеристикой модели. Это и просвещенный, грузноватый, чуть флегматичныйевропеец, ценитель удовольствий в искусстве и жизни, и как бы «потомок»русских купцов-сидельцев, из-за прилавка, с татарски скошенным верхним веком,внимательно вглядывавшихся в посетителей их лавок… Но разве это единственнаяассоциации, которые возникают, когда всматриваешься и вдумываешься в портретСерова? Каждый ведь может «прочесть» его по-своему. Серов не толькозапечатлел на века человека, которому наша страна и прежде всего Москва обязана(вместе с С. Щукиным) знаменитыми собраниями французского искусства конца XIX–начала XX вв. Он сделал большее: образами русского семейства, которое неограничилось предпринимательством и собиранием богатств только для себя, носумевшего найти им просвещенное применение, показал нам, какой человеческиинтересной, многообразной, незаурядной становится личность в атмосфере подлиннокультурных интересов, как она расцветает в деле, благородство которого бросаетотблеск и на нее самое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валентин Серов — прославленныйрусский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX века. Хотя, и кроме портрета, ему,казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойденный мастерименно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрахрусского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической иантичной живописи. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемымавторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другогохудожника его эпохи, чье наследие и творческие достижения имели бы такоебольшое значение и влияние на все последующее русское искусство.
Им создано большоеколичество живописных и графических портретов его современников. Присопоставлении первых шедевров Серова – «Девочка с персиками» или «Девушка,освещенная солнцем» — с поздними, последними работами (портретом ИдыРубинштейн или «Похищением Европы») может показаться, что работы,которые разделяет менее четверти века, написаны разными художниками, или,точнее, художниками из разных эпох. Но, в сущности, так оно и было. ТворчествоВ.А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начавкак реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции,заданной художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже вомногом шаблоном. Глубокий психологизм – отличительная черта портретных образовВалентина Серова.
Задачи исследованиявыполнены, цель достигнута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Валентин Серов ввоспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971.
2. В. Серов. Альбом./Автор вступительной статьи и составитель Д.В. Сарабьянов. — Л., 1987.
3. В. Серов впереписке, документах и интервью. Т. 1-2. — Л., 1985-89.
4. Грабарь И.Э.Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. — М., 1914.
5. Культура России:IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.
6. Леняшин В.А.Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг., 2 изд. — Л., 1986.
7. Мамонтов В.С.Воспоминания о русских художниках. — М., 1951.
8. Морозов М.Избранное. — М., 1979.
9. Рерих Н.К. Излитературного наследства. — М., 1974.
10. Россия на рубежевеков. — М., 1991.
11. Сергей Дягилев ирусское искусство. Т.1. — М., 1982.
12. Щетинов Ю. А.История России ХХ век. — М., Манускрипт, 1995.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
/>
Девочка с персиками. 1887(ГТГ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/>
Девушка, освещеннаясолнцем. 1888 (ГТГ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
/>
Мика Морозов. 1901 (ГТГ)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поняття мотивації та класифікація мотиваційних теорій
Реферат Экономическое районирование России
Реферат Методика создания программного обеспечения для систем управления предприятиями с использованием типовых программных компонентов
Реферат Анализ дифференциальных уравнений
Реферат Проектирование систем радиоавтоматики
Реферат Именование фактов культуры
Реферат Интернет и психологические исследования
Реферат Детская агрессивность
Реферат Организация производства зерна
Реферат Теория поля (К.Левин)
Реферат Лекарственная болезнь
Реферат Правовые нормы: определение, признаки, виды
Реферат Жизнь. Смерть. Бессмертие
Реферат Динамика изменения значений индекса загрязненности морской воды акватории Северного Каспия с 2001 по 2004 год
Реферат Квалиметрия-новая область науки о качестве продукции