Олимпийскаяфилателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление иразвитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийскогодвижения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческомуаспектам, а образовательному и воспитательному — практически нет. Задача автора- восполнить этот пробел.
Поводомдля издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовыепроблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Сериямарок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельефпостамента статуи Полидама, скульптура Мирона «Дискобол », квадрига,скульптура «Гермес с Дионисом» и скульптура богини Ники работыПэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора — призпобедителю игр), а два сюжета — с современными Играми в Афинах (стадион изнаменитый памятник Акрополь).
Эскизымарок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим вГреции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный граверЕ. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики вАфинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии вПариже. Такое содружество привело к созданию не только предметовдекоративно-при кладного искусства, но и замечательных произведений графическогоизобразительного искусства. Впервые на графических миниатюрах — почтовых марках- было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили впочтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочносчитает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателиястала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийскихигр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всейкорреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю)производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всехпривилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками.Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз. В то время ни одна газета немогла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почтадоходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты.Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателиирастянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийскихигр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображени ем головы Гермеса.Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермесаусилили эффект зрительного восприятия — главного в изобразительном искусстве.Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новыхмарок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и осовременных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все этопозволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателиябыла главным источником олимпийского образования.
Специальныеручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствиетаковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры былилишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой сериюотдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.
В1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этогоюбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. КИграм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которыевозвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукциейдревнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческоймифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первыхдвух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебрянойтетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.). На следующих двух марках изображенпрыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжетвзят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античногопроизведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжетыкоторых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двухвоспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла — похищениезолотых яблок из сада Гесперид. На третьей изображена борьба Геракла с Антеем вЛивии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен спанафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисункавзят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерееУффици (Флоренция). Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения вчесть Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.
Тиражимарок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. СогласноКоролевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почтепринимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила впочтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению ихрекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелейна Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелямигасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя.Как на марках, так и на штемпелях был текст «Олимпийские игры».Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них.Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года.Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтомуможно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.
ИгрыIV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повториласькартина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрациявыпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель стекстом: «Стадион / франко-британская выставка» в обращение почему-тоне поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архивепочтового ведомства Великобритании.
ОчередныеИгры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм сизображением стадиона и текстом: «Стадион / Стокгольм / Швеция /Олимпийские игры / 29 июня — 22 июля 1912» и «Служащие стокгольмскоготелеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января1912» — были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швециина стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель стекстом: «Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня — 1912 — 22 июля»на шведском и английском языках одновременно. В Гетеборге на корреспонденцию,отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом:«Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня — 22 июля». Оба штемпеляприменялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх.Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себевнимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительноевосприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест.Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта. В отделениях связи,расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом:«Стокгольм / стадион», а также наклейка для заказных отправлений саналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады «V» впервыепоявился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года поиюль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертовво многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играхбыла большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источниковолимпийского образования.
Подводяитоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью былаосновным источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателияспособствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственномотношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим встране, социальную активность, милосердие и т.д.
Какпредмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие отгазет и журналов филателистический материал является предметомколлекционирования, который экспонируется на международных филателистическихвыставках. С июля 1896 по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок — вНидерландах, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии. Однаиз них прошла в 1900 году, в период проведения Игр II Олимпиады. Сюжеты марокдавали людям возможность приобщаться к историческому и национальному опытугреков, далеко отстоящему от них эпохально и географичес ки. Информация,переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словеснаяинформация, усваивается другими народами.
Список литературы
В.Жохов, Комитет по физической культуре и спорту администрации Раменского района,Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования