Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спорт как педагогическое и общественное явление

Спорт как педагогическоеи общественное явление


1. Социальные функции спорта
Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущиеему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворятьи развивать определенные потребности личности и общества.
Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственныетолько ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относятсоревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым внастоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение,такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития;оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функциясоциальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция иэкономическая функция.
Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляетсобственно соревновательная деятельность, суть которой заключается вмаксимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценкеопределенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированныхна победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата илиместа в соревновании.
Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнениеклассификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразнымпоказателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие оттехнических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, авсе время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена насамосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высшихдостижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в томчисле массовому общедоступному через систему специально организованныхсоревнований.
Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характернатворческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своихвозможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализациии их увеличения [4]. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высшихдостижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать системуподготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейшихэлементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.
Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своихвозможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разныхэтапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровеньмастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет такимобразом пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могутслужить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, чтонаибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не вкнигах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.
К социально-общественным прежде всего относят функциюличностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляетбольшие возможности не только для физического и спортивного совершенствования,но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудовоговоспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физическихи психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленноговоспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечныйрезультат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько отсамого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания иразвития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не самипо себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений,складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему. онявляется также действенным средством физического воспитания, а благодарязанятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшимкомпонентом в трудовой и военной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спортана состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярковыражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортомна развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрастезакладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятийфизическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелируетпсихическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, даетпознать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидацииотрицательных явлений гиподинамии у детей.
Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением.Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствийнаучно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшениемдвигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является однойиз популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений.Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится целидостижения высоких спортивных результатов.
Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды)несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических идуховных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом планепривлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная ихудожественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красотачеловеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничноенастроение – все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярностьспорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия,затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а такжеуниверсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.
Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенноезрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение,способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде,расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимымсоциальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене,болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют вспортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов наэмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводыутвердиться в своей жизненной позиции.
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним измощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней иформирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана еговажная роль в процессе социализации личности.
Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые,межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений,выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основувлияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта,так и в более широком масштабе.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрелонемалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е.сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основеобщности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта,естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации,государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. Всовременном мире этот канал используется и в коммерческих целях.
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развитиячеловечества делает спорт фактором развертывания международных связей,взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международномобщении.
Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашуэпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спортдля всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональнымитечениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международныйолимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение,выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицейокупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общейработоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте,материально-технической базы, подготовка кадров – все это способствует развитиюдетского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемыеот спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малаятолика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитиеспорта. Основная ценность нашего общества – это здоровье. И в этом аспекте рольспорта неоценима.

2. Основные направления в развитии спортивного движения
Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям
/>
1) общедоступныйспорт (массовый);
2) спортвысших достижений.
Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт,профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт,оздоровительно-рекреативный спорт.
Во многих странах мира эти разновидности включены в движение«Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.
В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте впроцессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные,воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные,повышения своего физического состояния (кондиции).
Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческийспорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности иоптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания(общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи,профессионально-технические училища, институты и др.).
Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общуюфизическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. Вмассовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт каксредство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье,пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств ввоенно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специальногоназначения).
Физкулътурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимогоуровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которыепринимают участие в массовых официальных соревнованиях.
В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативныйспорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма исохранения определенного уровня работоспособности.
Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворениеинтереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивныхрезультатов, которые получают признание у общества, на повышение каксобственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне – престижаРодины.
Достижения в большом спорте возможны только благодаря постояннойтренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими ипсихическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большуюответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачногостарта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. Вэтом основная специфика спорта высших достижений.
В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступногоспорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методовподготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентирыдостижений.
Современный спорт высших достижений также неоднороден. В настоящеевремя в нем наметился ряд направлений (см. рис. 26):
1. супердостиженческий(любительский) спорт;
2. профессиональныйспорт;
3. профессионально-коммерческийспорт:
4. достиженческо-коммерческийспорт;
5. зрелищно-коммерческийспорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время всебольше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, котораякасается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательнойдеятельности.
Представители любительского спорта высших достижений, как правило,являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называтьсебя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат сзаработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят своюподготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионатымира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет имподнять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добитьсяболее высоких гонораров.
Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от такназываемого супердостиженческого любительского заключается в том, что онразвивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какойих можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнованийспортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки,заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один задругим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт всоответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим, частьпрофессионалов не ставят перед собой задачу войти в состояние наивысшейготовности спортивной формы только 2–3 раза в годичном цикле. В течениедлительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако, немаксимальный уровень подготовленности.
Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести спортсменов, которые стремятсяуспешно выступить как на Олимпийских играх, чемпионатах мира, так и в сериикубковых и коммерческих стартов.
Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих высокиерезультаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейшихсоревнованиях. Главная их задача – успешное выступление в различных кубковых,коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.
К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, особенноспециализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании наконьках. Эти спортсмены, поддерживая средний уровень физической подготовленностии очень высокий технический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом,демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.
Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным(массовым) спортом и спортом высших достижений занимают спортсмены,занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.
По статистическим данным, в Российской Федерации числозанимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школахследующее:
—начальной подготовки – 70,6%;
—начальной и углубленной специализации – 27,1%;
—спортивного совершенствования – 1,7%;
—высшего спортивного мастерства – 0,45%.
Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2%занимающихся.
Из 2 млн. детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс.становятся высококвалифицированными спортсменами.
Таким образом, современная система спортивных школ и клубовработает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый)спорт.
3. Характеристика системытренировочно-соревновательной подготовки
спорт соревновательный социальный тренировочный
Основными наиболее важными компонентами системытренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются:
1) система отбора и спортивной ориентации;
2) система соревнований;
3) система спортивной тренировки;
4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной исоревновательной деятельности:
А система факторов, повышающих эффективность тренировочной исоревновательной деятельности, включает в себя:
а) подготовка кадров;
б) научно-методическое и информационное обеспечение;
в) медико-биологическое обеспечение;
г) материально-техническое обеспечение;
д) финансирование;
е) организационно-управленческие факторы;
ж) факторы внешней среды.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет своефункциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностямустройства, функционирования и развития ее.
Система отбора и спортивной ориентации – это комплексорганизационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического,психологического и социального характера, позволяющих определить высокуюстепень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому илииному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современномспорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывнымростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимымиморфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальныхспособностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том,что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки,так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки ивоспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденногои приобретенного, биологического и социального (В.Н. Платонов, 1987).
Система соревнований. Спортивные соревнования, являясь специфическойформой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, атакже используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки,позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.
С учетом спортивной и экономической целесообразности, условийпроведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спортаобразуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность намировом, национальном, региональном и местном уровнях.
Функции системы спортивных соревнований в современном спортеисключительно широки и многообразны. Система соревнований является важнейшимуниверсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов.Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочногопроцесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказываетзначительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативноорганизовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивнойподготовки; способствует развитию популярности спорта; активно воздействует наформирование мотивационного механизма.
Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят зарамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки вмноголетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всегоОлимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированныхспортсменов главные целевые соревнования – чемпионаты России, регионов и т.д.
Система спортивной тренировки. Эффективность функционирования системысоревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов вопределенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системойтренировки.
Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки,определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а такжефинансового, материально-технического, информационного, научного и медицинскогообеспечения и восстановительных мероприятий.
В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует своюфизическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, ауспешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитаниечеловека и уровень его интеллектуальных способностей.
Система факторов, повышающих эффективность функционированиясистемы соревнований и системы тренировки.
Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменовобеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличиемталантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способныхпредлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которыеявляются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.
Научно-методическое, медико-биологическое и информационноеобеспечение. Своевременноевнедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним изрешающих факторов результативности подготовки спортсменов. Системанаучно-методического, медико-биологического и информационного обеспечениявключает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений внаучно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашейстраны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командахРоссии, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методическиекабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнестии специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакциителевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютернойтехникой.
Эта система выполняет следующие функции:
– выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное
предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменови прогнозирование;
– разрабатывает теоретические, методические ипрограммно-нормативные основы спорта;
– совершенствует организационно-управленческие, экономическиеи материально-технические факторы;
– разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а такжеосуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровьяспортсменов, повышению их работоспособности;
– разрабатывает психологические проблемы спорта иобеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивнойподготовки;
– ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуреи спорту;
– обеспечивает специалистов по спорту информацией.
В тренировочном и соревновательном процессах широко применяютсядиагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- ивидеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спортдостижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению ккомплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменовспециалистов различного профиля – педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников,биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.
Материально-техническое обеспечение. За последние годы вспорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованиемматериально-технической базы, созданием новых моделей инвентаря, оборудования,тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированныефирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивныхизделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованиюметодов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивныхрезультатов.
Финансирование спорта осуществляется из различных источников:государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также изместных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортомнаиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах,в системе образования и некоторых других организаций.
В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные,ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят насамофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения,что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.
В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающихэффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки,отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно наэтапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты наподготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в800–1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальнойподготовки.
Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменовнельзя строить в отрыве от социальных, экономических, демографических условий иприродной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие техили иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно бытьотдано зимним видам спорта, в горных – горнолыжному спорту и т.д., в Якутии,где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать всевиды борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно – баскетбол, волейбол. В то жевремя существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или еерегиональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, чтов определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.
На эффективность тренировочной и соревновательной деятельностивлияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура,влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, онимогут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой – значительноснизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессеподготовки к важнейшим соревнованиям.
Управление и организационная структура.Система управлениясовершенствованием спортсмена – это совокупность управляемой и управляющейподсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижениепоставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни – управлениенепосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. Накаждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированностькоторых определяет системность управления. Комплексность проявляется также втом, что в системе управления присутствуют различные компоненты – биологические,социально-экономические, материально-технические, информационные и др.
В системе управления выделяют организационную структуру имеханизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей.
Под организационной структурой следует понимать совокупностьвзаимосвязей и соподчиненное™ различных спортивных организаций, цели, задачи ифункции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации междуними.
Механизм управления – это комплекс различных методов, приемов,стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.
Структура отечественной системы подготовки спортсменов складываясьисторически, она включает в себя множество различных организаций и носитгосударственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структурыосуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высшихдостижений. В условиях исключительно сложного строения организационнойструктуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция,кооперирование, координация, с другой – административная и функциональнаяобособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.