Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетная система РФ и ее эволюция

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическиеаспекты бюджетной системы РФ и ее эволюции
1.1  Особенностипостроения бюджетной системы РФ на современном этапе
1.2  Бюджетнаясистема дореволюционной России
1.3  Бюджетнаясистема СССР
ГЛАВА 2. Анализструктуры бюджетной системы на разных этапах ее эволюции
2.1 Анализ динамикидоходов и расходов бюджета СССР
2.2 Анализ динамикидоходов и расходов бюджета России в 90-ые годы
2.3 Анализ динамикидоходов и расходов бюджета современной России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической и социальнойструктуры общества большую роль играет государственное регулирование,осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Однимиз механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальнуюполитику, является финансовая система общества и входящий в ее состав —государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производитсянаправленное воздействие на образование и использование централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет — это форма образования и расходования фондаденежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функцийгосударства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственныевласти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата,армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач,т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовымпланом государства, дает органам власти реальную экономическую возможностьосуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимыхгосударству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику встране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств,перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, чтопозволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики, поэтомутема распределения и использования бюджетных средств всегда будет актуальной.
Бюджетное устройство определяет организациюгосударственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ееотдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих вбюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороныформирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства являетсябюджетная система.
Бюджетная система — это совокупность бюджетовгосударства, административно-территориальных образований, самостоятельных вбюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная наэкономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система — главное звено финансовой системыгосударства.
Целью данной научно-исследовательской работы являетсяизучение структуры бюджетной системы РФ на разных этапах ее эволюции.
В связи с поставленной целью нужно решить следующиезадачи:
1. Рассмотретьтеоретические основы построения бюджетной системы в Российской Федерации.
2. Рассмотретьструктуру бюджета РФ на разных этапах его эволюции.
3. Проследитьдинамику состава доходов и расходов в бюджете РФ на разных этапах его эволюции.
Объектом нашего исследования является бюджетРоссийской Федерации.
Предметом — структура доходов и расходов бюджета на разныхэтапах его эволюции.

ГЛАВА1. Теоретические аспекты бюджетной системы РФ и ее эволюции
1.1Теоретические основы построения бюджетной системы РФ на современном этапе
Основы бюджетного устройства Российской Федерацииопределяются Конституцией страны и ее государственным устройством какфедеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики всоставе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) иБюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерациисостоит из трех уровней:
— федерального бюджета и бюджетов государственныхвнебюджетных фондов;
— бюджетов субъектов Российской Федерации(региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетныхфондов;
— местных бюджетов.
В настоящее время в России ежегодно утверждаетсяФедеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов,бюджет Еврейской автономной области и множество муниципальных бюджетов,количество которых пока ещё не определилось, так как в субъектах федерации идётпроцесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»№ 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 12.08.2004).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РоссийскойФедерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектовРоссийской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты невключаются в региональные бюджета.
/>
Рис. 1.1 Схема консолидированного бюджета РФ.
Схему консолидированного бюджета Российской Федерациииллюстрирует рис. 1.1.
Принципы функционирования бюджетной системы РоссийскойФедерации следующие:
-единство бюджетной системы;
-разграничение доходов и расходов между уровнямибюджетной системы;
-самостоятельность бюджетов разных уровней;
-полнота отражения доходов и расходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-сбалансированность бюджета;
-эффективность и экономность использования бюджетныхсредств;
-общее покрытие расходов бюджета;
-гласность;
-достоверность бюджета;
-адресность и целевой характер использования бюджетныхсредств.
1. Единство бюджетной системы означает единствоправовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принциповбюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а такжеединый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональныхбюджетов и местных бюджетов.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнямибюджетной системы Российской Федерации — это закрепление (полностью иличастично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходовза органами власти Российской Федерации, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим является принцип самостоятельности всехбюджетов:
1) право законодательных (представительных) органовгосударственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровнебюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетовкаждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
3) законодательное закрепление регулирующих доходовбюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и органовместного самоуправления самостоятельно определять направления расходованиясредств соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органовместного самоуправления самостоятельно определять источники финансированиядефицитов соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительнополученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышениядоходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов,бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходыбюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательныепоступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственныхвнебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Всегосударственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счетбюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет долженбыть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов долженсоответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источниковфинансирования его дефицита.
6. Эффективность и экономность использования бюджетныхсредств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти иполучатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижениязаданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходыбюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансированияего дефицита.
8. Гласность — это обязательное опубликование воткрытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнотапредставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иныхсведений по решению законодательных (представительных) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества исредств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений попроектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутризаконодательного (представительного) органа государственной власти, либо междузаконодательным (представительным) и исполнительным органами государственнойвласти.
9. Достоверность бюджета означает надежностьпоказателей прогноза социально-экономического развития соответствующейтерритории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств —бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетныхсредств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Как экономическая категория бюджетные отношенияявляются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущаденежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие задачи:
— перераспределение ВВП;
— государственное регулирование и стимулированиеэкономики;
— финансовое обеспечение бюджетной сферы иосуществления социальной политики государства;
— контроль за образованием и использованиемцентрализованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется черезформирование и использование централизованных фондов денежных средств поуровням государственной и территориальной власти и управления. В развитыхстранах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощьюбюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическиеотношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей,регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государствоспособно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорятьили ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса ипотребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет двевзаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие вбезвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации в распоряжение органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления.
В процессе образования доходов бюджета происходитпринудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессеобщественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовыевзаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Доходы бюджета имеют существенные различия по ихплательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Новместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель —формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежнаяформа и обезличенность.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговыйхарактер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданнаястоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения(прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента,дивиденды и т. д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результателибо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения ужеполученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура бюджетных доходов подвижна и во многомопределяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах свысоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физическихлиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги сюридических лиц.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые нафинансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели— организации производственной и непроизводственной сферы, являющиесяполучателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходыбюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размерыбюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляютбюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходитперераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации,субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основномбезвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться толькобюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодноустанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетныедоходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Контрольная функция бюджета действует одновременно сраспределительной и предполагает возможность и обязательность государственногоконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектовфедерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, ихбюджеты — финансовые планы.
Государственный внебюджетный фонд — фонд денежныхсредств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан напенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья имедицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственныхвнебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственнымивнебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования.
Бюджеты государственных внебюджетных фондовутверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственныхвнебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольныхвзносов физических и юридических лиц и других доходов.
Расходование средств государственных внебюджетныхфондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондовосуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет обисполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органомуправления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон.Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансовогоконтроля.
1.2 Бюджетная система дореволюционной России
Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань,которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму исобиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользукнязя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина сбрака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались местасбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати.С XIII в. начинает складываться система посошногообложения.Единицей обложения становится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольскогоига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».
В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошнаяподать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были такжетаможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.
В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная системаунитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджетагосударства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счеткняжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Длясодержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных наних административных и судебных функций, для решения местных хозяйственныхзадач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конскоепятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание),гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.
В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый соборутвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земскоесамоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них наместах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившимисуды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявшийвзимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну,из которой стали выделять средства на содержание земских изб ифинансирование местных мероприятий.
В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы — чети:Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четвертиXVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Населениебыло обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности(строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постойпредставителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки славок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибирисобирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существоваликосвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винныхоткупов.
Первый в России бюджет — сметагосударственных доходов и расходов— был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов ирасходов. Эта система действовала до петровских реформ.
В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворныйналог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянскиеобщины и посады раскладывали ее между собой по дворам.
После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяетсяподушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кромедворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главныхисточников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилосьоколо 34% всех доходов.
Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образомкрестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную иденежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного исельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительствоцерквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались пораскладке среди населения. В 1851—1854 гг. мирские повинности законодательнобыли оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с1824 г. платили кибиточную подать.
Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему.В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества.В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на правозаниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводитсяакциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати скрестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян идворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источникомбюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акцизаи винной монополии, введенной в 1894 г.
Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. Ссозданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел,Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные имгосударственные учреждения, то есть вертикальная система учрежденийгосударственного управления. Например, территориальными органами Министерствафинансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном —казначейства.
Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступленияналогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие вказну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий,осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами,торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В своюочередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земскихучреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органыместного самоуправления — земства. Представительным (распорядительным)органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов былигласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев,городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз вгод на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросыдеятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет одеятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств былигубернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернскихуправ утверждались министром внутренних дел, а уездных — губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами,организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций былиземские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого ипереданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточностиплательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, насодержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинностиустанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взималисьс земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых заправо заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60%доходов земских бюджетов.
Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособияиз государственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы.Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансированиясодержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожногохозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы наздравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет такназываемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов отпринадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель идр.
Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий(боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов снедвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конскихэкипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная системаунитарного государства.
1.3 Бюджетнаясистема СССР
 
В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г.вследствие развала органов государственного и местного управления, саботажачиновников и банков поступление налогов в бюджетную систему практическипрекратилось. Для финансирования неотложных нужд новые органы власти вынужденыбыли прибегнуть к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, какписали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны ирасходующих непроизводительно свои капиталы». До ноября 1918 г. в 57губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование нового строя напрямую зависелоот состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г. открылся Всероссийский съездпредставителей финансовых отделов Советов, на котором глава правительства В.И.Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:
— Мы должны, во что бы то ни стало, добиться прочныхфинансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы нашиобречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике.
Исходя из тяжелого экономического положения в странебыло признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов, стем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективноеиспользование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовойполитики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.Этипринципы были зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье79 которой были сформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный моментдиктатуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии иподготовки условий для всеобщего равенства граждан республики в областипроизводства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачейпредоставить в распоряжение органов советской власти все необходимые средствадля удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, неостанавливаясь перед вторжением в право частной собственности. Конституция 1918г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетногоустройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился вустановлении единства государственного бюджета и всей финансовой системыРоссийской Федерации, включении государственных доходов и расходов вобщегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалосьразделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономныхреспублик и областей), т. е. разделение государственных и территориальныхдоходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской СоциалистическойРеспублики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
В 1920 г. доходная часть государственного бюджетаимела следующие состав и структуру (%):Доходы от государственных предприятий, имуществ и угодий в том числе: 97,5 от промышленности 35,6 транспорта 14,1 сельского хозяйства 5,1 налоги и сборы 0,3 прочие поступления 2,2

Территориальные бюджеты формировались за счет:поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими,волостными Советами, взимаемыми на местные нужды; надбавок (в пределах 40%) кгосударственному подоходному налогу; доходов от местных советских предприятий иимущества; ссуд и пособий из государственного бюджета.
Однако в условиях военного времени, экономическойразрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919 г. расходыместных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а поступленияот местных налогов — 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне 1920 г. былопринято решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской войны, переходом к новойэкономической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в связи снеобходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений, в томчисле в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местныхСоветов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах поупорядочению финансового хозяйства», в соответствии с которымгосударственный и территориальные бюджеты были разъединены.
С образованием в 1922 г. Союза СоветскихСоциалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесеныизменения в бюджетную систему. Образуется государственный бюджет СССР, вкоторый вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющихСССР, был создан союзный бюджет, на который было возложено финансовоеобеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в областихозяйственного и культурного строительства и оборонного значения.
При формировании доходной части всех бюджетовиспользовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятияи хозяйственные организации были распределены между различными уровнями властии вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом,предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств,вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия(республиканского, областного, городского подчинения) — в соответствующиебюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировалисьпредприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местногоподчинения.
Следовательно, доходы союзного бюджета формировалисьза счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых были отчисленияот прибылей предприятий союзного подчинения и общегосударственные налоги идоходы, например, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что местные бюджеты (бюджетыавтономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с 1929—1930гг. — сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и вгосударственный бюджет СССР.
Основные ступени расходов бюджета СССР представлены нарис. 1.2.
/>
Рис. 1.2 Основные ступени расходов бюджета СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства ибюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 —1932 гг. Она заложилаосновы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящеевремя. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей вбюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укрепленфинансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота,отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог длякооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был введен принципиальноновый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии сПостановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21декабря 1931 г." в территориальные бюджеты стала передаваться частьгосударственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализациигосударственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядкебюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственныхналогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансированиятерриториальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным факторомусиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. Вдальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственныеисточники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.
Окончательное формирование бюджетной системы СССРсвязано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлениинародным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов властиотносилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о егоисполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджетысоюзных республик и местные бюджеты.
В 1938 г. в государственный бюджет СССР также былвключен бюджет государственного социального страхования.
Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная системастраны имела следующую схему построения (рис. 1.3):
/>
Рис. 1.3 Схема построения бюджетной системы СССР до1991 г.

ГЛАВА 2. Анализ структуры бюджетной системы на разных этапахее эволюции
2.1 Анализ динамикидоходов и расходов бюджета СССР
Табл. 2.1 Структура доходов государственного бюджетаСССР (млрд. руб.)
/>
Табл.2.1 демонстрирует, что основную часть доходов бюджетаСССР составляли поступления от социалистических предприятий, составляющие более90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развитиябыстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходысоциалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли[плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносысвободного остатка прибыли], налога с оборота, взносов государственныхпредприятий на государственное социальное страхование и некоторых другихплатежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повыситьзаинтересованность работников предприятий в расширении производства, еготехническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого болеезначительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятийна расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.)и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборотаполностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительноснизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично отуплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов,реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан сувеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и среднейзарплаты при одновременном снижении ставок обложения.
Табл. 2.2 Структура расходов государственного бюджетаСССР (млрд. руб.)
/>
В табл.2.2 показано, что свыше 80% расходов бюджетасоставляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурныхнужд. Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные спостройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующихпредприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитиехозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается рольсобственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов наувеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы насоциально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещениеи здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений,выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованиюи обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных икультурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, впослевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения издравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышениемзарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями.
Расходы на оборону включают содержание Вооруженных СилСССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политикумирного сосуществования государств с различным социальным строем, СоветскийСоюз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своейобороноспособности.
Расходы на управление включают финансирование органовгосударственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров,министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления).Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурномуобслуживанию населения.

Табл. 2.3 Динамика расходов государственного бюджетаСССР (млрд. руб.)
/>
По табл .2.3 мы видим, что с течением времени послеотечественной войны экономика СССР и ее республик стремительно началавосстанавливаться, а впоследствии и развиваться, что сильно сказалось набюджете страны, он стал увеличиваться в разы.
/>
Рис 2.1 Расходы бюджетных средств СССР в 1985 году.
Рис. 2.1 показывает, что практически до распада СССРего главными бюджетными расходами оставались народное хозяйство, социальнаяполитика и образование, что говорит о высоком социальном обеспечении населения.

/>
Рис 2.2 Расходы бюджетных средств СССР в 1990 году.
Рис. 2.2 показывает изменения в структуре экономики за5 лет, до возникновения экономического кризиса начиная с 1985 года по 1990 год.Как мы видим, наибольшее значение в экономике все еще имеет народное хозяйство.В 1990 году расходы бюджета на него сократились с 56.3% от всех расходов до38.8%, что повлекло за собой серьезные изменения в структуре всей этой отраслии привело к серьезному кризису. Увеличились расходы на правоохранительнуюдеятельность и безопасность, с 1.5% до 2%, так же возросли расходы на оборонустраны с 4.9% до 14.6%. Стремительно выросли расходы на социальную ивнешнеэкономическую политику.
2.2 Анализ динамики доходов и расходов бюджета Россиив 90-ые годы
Рис. 2.3 показывает, что доходы государственного бюджетабыли на самом низком показателе в период распада СССР и экономического кризисав стране, но вплоть до 1994 года доходы пусть и стали повышаться, но так и несмогли подняться на докризисный уровень.

/>
Рис. 2.3 Динамика доходов бюджетов СССР и России впериод с 85-ого по 94-ый гг.
/>
Рис. 2.4 Динамика расходов бюджетов СССР и России впериод с 85-ого по 94-ый гг.
Рис. 2.4 показывает, что расходы государственногобюджета были на самом высоком уровне в 1991 году, что было вызвано попыткамиправительства вывести из кризиса государственные предприятия, оказать имматериальную поддержку. Также из-за распада СССР государство потерялозначительную часть доходов в бюджет, но содержать стране все равно приходилосьбольшую из оставшейся части страны.

/>
Рис. 2.5 Дефицит бюджетов СССР и России в период с85-ого по 94-ый гг.
Как видно из рис.2.5, самый серьезный кассовый дефицитвозник в 1991 году. Расходы бюджета резко превышали доходы в период распадаСССР и экономического кризиса. Государство было вынуждено поддерживатьрушившуюся экономику новыми расходами, но из-за того, что часть территорийотделилась, у них сформировался собственный бюджет, страна потерялазначительную часть доходов в казну. И, как мы видим из табл.2.4, на протяжениивсего исследуемого периода экономике страны так и не удалось выйти из дефицитабюджета.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :