Самарский Государственный Университет
Кафедра физического воспитания
Реферат
потеме: «Формирование психических качеств в процессе физического воспитания»
Выполнил: студент группы 625 (06203) ФилологическогоФакультета СамГУ Каюмов М.И.
Проверил: Зав. Кафедрой Физического ВоспитанияСамГУ Названов Н.Т.
Самара, 2006 г.
1. Содержание
1. Содержание
2. Введение. Цель работы
3. Глава первая. Предмет психологии
физическоговоспитания
4. Глава вторая. Педагогическая направленность
физическоговоспитания
5. Глава третья. Психологическая
характеристикафизических качеств
6. Глава четвертая. Психологические особенности
двигательныхнавыков.
7. Глава пятая. Формирование психических качеств
в процессеФизического воспитания
8. Глава шестая. Основные методики
воспитанияволевых качеств в процессе
физическоговоспитания.
9. Глава седьмая. Специальная психическая
подготовка впроцессе физического воспитания
10. Глава восьмая. Мотивация спортивнойдеятельности
11. Заключение
2. Введение. Цель работы
Целью настоящей работы являетсяраскрытие темы формирования психических качеств в процессе физическоговоспитания. Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно важен для спортсменов илюдей, занимающихся физкультурой. Формирование особых психических качествспортсмена, необходимых для побед на соревнования, олимпиадах и чемпионатахмира, посвящено большое количество научных трудов, монографий и т.д. Мы быхотели обобщить основные понятия и факты, касающиеся данной темы и сделатьсоответствующие выводы.
3.Глава первая. Предмет психологиифизического воспитания
Психология физическоговоспитания и спорта — этообласть психологической науки, изучающая закономерности проявления, развития иформирования психики человека в специфических условиях физического воспитанияпод влиянием учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Психология - наука о закономерностях развития и функционированиипсихики как особой формы жизнедеятельности. В соответствии с этим определениемосновное предназначение психологиифизического воспитания — оптимизация воспитательно-образовательногопроцесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры с учетомзакономерностей и особенностей психического развития в процессе формированияличности человека.
Психология спорта исследует закономерностипсихической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировоки соревнований.
Психология спорта- это наука очеловеке в сфере спорта. Какое же место она занимает в системе наук очеловеке? Психология взаимосвязана со всеми группами наук и находится вцентре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивныхнаук: философские основы спорта — общетеоретическая база организацииспортивной психологии, социальные социально- психологическая областьспортивной деятельности. Естественные отрасли научного значения обеспечивают«природную» организацию субъекта спортивной деятельности.
Психология физического воспитания способствует рациональномурешению практических задач общеоздоровительного, образовательного ивоспитательного характера с учетом анализа психологических сторон деятельностив физическом воспитании.
В процесс е физического воспитания ребенок учится регулироватьсвои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных ивестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память,мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых идостаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функциональногосостояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.
Физическое воспитание направлено в основном на развитие сраннего детства психики человека (психические процессы, психологическиекачества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.
Физическое воспитание необходимо и доступно практически каждомучеловеку. Без физического воспитания трудно представить себе гармоничноразвитую личность.
Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина в каждомобщеобразовательном учреждении (от детских садов до вузов).
Вероятно, в широком смысле понятие«физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».
Физическоевоспитание - этопедагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитиелюдей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей. Такоепонимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающие физическое развитие человека, в том числевоздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышениефункциональных возможностей организма, способствующие наиболее полнойреализации генетической про граммы, обусловленной биологическими особенностямиконкретного индивида.
Физическое воспитание имеет образовательные,воспитательные и оздоровительные цели, оно направлено на обеспечение физическогои психического здоровья и гармоничное развитие личности, подготовку ее ктруду, жизни в обществе, к занятиям физической культурой.
Психология физического воспитания тесно связана с педагогикой,а ее содержание включает в себя изучение психологических особенностей какучителя физической культуры, так и учащихся, а также организациюпедагогического процесса.
Специфика занятий физическими упражнениями определяет предметпсихологического обеспечения физического воспитания и спорта. Им являетсячеловек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениямицеленаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственныхусилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту,выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы,состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных условияхспортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие испециальные алгоритмы действия (умения и навыки), необходимые для реализациифизической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
4. Глава вторая. Педагогическаянаправленность физического воспитания
Физическое воспитание является одним изважнейших элементов системы воспитания человека. Физическое воспитание — это
образовательно-воспитательный процесс, в нем четко определеныроль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функциивоспитанников (учеников), условия их совместной деятельности.
Система занятий в физическом воспитаниисоответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса,однако она имеет и свои специфические особенности. Во-первых, физическоевоспитание — это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжениивсей его жизни. Во
вторых,содержание и формы этого процесса находятся в зависимости от возрастныхособенностей воспитанников. Действительно, физическое воспитание отличаетсятем, что формирование двигательных умений, физическое и психическое развитие осуществляютсяв соответствии с закономерностями онтогенеза (рис. 1).
Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональныхсвойств организма происходит по естественным законам. Формы и функцииорганизма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массытела, расширение функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависити от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительнойстепени от физической активности. Зная и умело используя объективныезакономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия,позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств,двигательных умений, предпочтительных для формирования личности как отдельногочеловека, так и общества в целом.
5. Глава третья.Психологическая характеристика физических качеств
Цель тренировки заключается в подготовке квысоким спортивным результатам, что, как известно, зависит от спортивных возможностейи готовности к достижениям.
Спортивныевозможности определяютсяфизическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальнымизнаниями и опытом спортсмена. Готовностьк достижениям характеризуется отношением к спортивнойдеятельности и требованиями, предъявляемыми к тренировкам и соревнованиям. Подготовка к спортивным достижениям — сложный педагогический процесс, который включает в себя образование и воспитаниеспортсмена.
В тренировочном процессе образование ивоспитание неразрывно связаны. Существующие между ними взаимные связи необходимосознательно использовать, чтобы повысить эффективность спортивной подготовки.Выделим основные компоненты единого тренировочного процесса: физическаяподготовка (развитие физических способностей и индивидуальных качеств спортсмена);техническая подготовка (овладение рациональной техникой спортивнойдеятельности, что обеспечивает экономное и оптимальное использование физическихспособностей и качеств); тактическая подготовка (развитие способности применятьтехнические навыки и умения в определенных ситуациях спортивной деятельности); психологическаяподготовка (формирование умения на тренировках и соревнованиях реализовыватьсвои физические способности, тактические концепции, технические навыки иумения, несмотря на постоянно повышающиеся уровни и плотность результатов вбыстро меняющихся условиях спортивной деятельности); воспитание личностных качеств(для реализации успешной спортивной деятельности и достижения; высокихспортивных результатов спортсмен должен обладать значительным уровнем развитияличностных качеств).
Если проанализировать цикл взаимозависимостикомпонентов
тренировочного процесса, то легко заметить, что его основополагающимзвеном являются физические качества, которые и определяют спортивныедостижения на всех этапах подготовки спортсмена.
В теории физического воспитаниярассматриваются пять основных физическихкачеств: быстрота, сила, ловкость,выносливость и гибкость. Каждое из этих качеств имеет свою психологическуюхарактеристику: быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота ЭТО способность управлять временными признаками и движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями'. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из них к силе предъявляют разные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры физических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость — наиболее типичные силовые характеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии. Скоростная сила — это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Максимальная сила — это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимально произвольном мышечном сокращении. Силовая выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению усталости и обучать психологическим приемам ее преодоления. Выносливость: статическую и динамическую, локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии более 50 % мышечной массы), силовую, анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения). В спорте выносливость — это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой и исключительно) аэробного характера. Ловкость — важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет большое значение в видах спорта, требующих четкой координации движений, а также умения приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. С точки зрения психологии ловкость среди физических качеств занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими Физическими качествами и имеет свои особенности в каждом виде спорта. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит комплексный характер.Гибкость (подвижность суставов) — это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Гибкость — это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений.
6.Глава четвертая. Психологические особенности двигательных навыков.
Значительное место в любом виде спортазанимает процесс выработки двигательных навыков, что составляет основу техническойподготовки спортсменов. Двигательные навыки — это заученныедвигательные действия, имеющие осознанный автоматизированный характер,доведенные в процессе упражнения до совершенства. Овладеть двигательныминавыками (техникой физических упражнений) — значит научиться управлятьдвигательными действиями, регулировать их в пространственных и временныхпараметрах с определенной интенсивностью прилагаемых усилий.
Психологическиеособенности процесса формирования двигательных навыков.
1. Целостностьдействия.
2. Совершенстводействия. В выполнении всех элементов целостного двигательного действиятребуется высокая степень мастерства: точностьдвижений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений.
3. Автоматизмдействий. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая приэтом функцию сознания.
4. Осознанностьдействия. Двигательные действия спорт
5. сменавсегда должны быть осознанными. Процесс образования навыков и использование ихв деятельности — сознательный процесс.
7. Глава пятая. Формированиепсихических качеств в процессе Физического воспитания
Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведениячеловеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — этоиндивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Безпамяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального функционированиямышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основойнепрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собойнастоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своимповедением, деятельностью. Без памяти он всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
Воображение - процесс создания образа предмета или ситуациипутем перестройки имеющихся представлений.
В воображении своеобразно и неповторимоотражается внешний мир. Оно позволяет не только программировать будущее поведение,но и представлять возможные условия, в которых это поведение будетосуществляться.
Понятиевыносливость многозначно. Под выносливостью понимают способность человека кпродолжительному выполнению того или иного вида умственной или физическойдеятельности.
Характеристика выносливости как двигательного качества человекавесьма относительна. В физическом воспитании под выносливостью понимаютспособность организма бороться с утомлением, Вызванным мышечной деятельностью.
Известно, что без волевых качеств невозможнопроявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологическиерекомендации о выборе метода в тренировки выносливости.
При непрерывных длительных нагрузках развиваются волевые качества,имеющие значение для стайерской выносливости. В данном
случаеспортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности при помощи равномерного,сильного, устойчивого напряжения воли.
Интервальные нагрузкиразвивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсменпреодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными повторяющимисяусилиями.
Проявление воли носитимпульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развиваетволевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретныхупражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательныхупражнениях.
Волевые качества, необходимыеспортсмену, должны развиваться адекватными тренировочными методами исредствами. Для тренировки выносливостисуществует множество различных способов, в основе которых заложеныследующие принципы: непрерывнойдлительной работы, интервальной работы и соревновательной.
Для каждогоспортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированностирациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышениемработоспособности его организма.
Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальнымивозможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля задостижениями и тренировочных программ.
Вспортивном движении действуют такие мотивы занятий спортом, как стремление квсестороннему гармоническому развитию личности, полноценной подготовки ктрудовой деятельности, желание в неистовой вклад в прогресс спорта и др. Этимотивы являются стержнем всей системы воспитания в спорте, включая и спортивнуютренировку. На этой основе решаются проблемы мотивации спортивной деятельности,спортивно-этического воспитания, воспитания «спортивного» характера и т. д.Спортивная деятельность, занимая существенное место в жизни человека,становится одним из основных факторов его нравственного воспитания исамовоспитания. Одновременно она ставит сложные воспитательные проблемы. Дело втом, что формирующее влияние спорта на личность реализуется в условиях особыхмежличностных отношений, выходящих далеко за рамки чисто педагогических.
Спорт,рассматриваемый в аспекте влияния его на моральный облик спортсмена, не можетрасцениваться только как позитивный или только негативный фактор. Егоконкретный воспитательный эффект в решающей мере зависит от условийсоциально-педагогической организации спортивной деятельности.
Направленное формирование личности спортсмена — результат совместного действия многихфакторов и звеньев социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы,коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательныефункции. Являясь воспитателем в полном и точном смысле слова, тренер не ограничиваетсвои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсмена во времятренировки и соревнований. Он становится одним из основных духовных наставниковспортсмена, во многом формирует образ его мыслей и поведения, оказываетсущественное влияние на весь процесс его становления как личности.
Индивидуальныепотребности и мотивы, которые приводят к занятиям спортом, разнообразны. Собщественно-педагогической точки зрения нередко, особенно у детей,первоначальные мотивы приобщения к спорту случайны или малосущественны. Перваявоспитательная задача тренера в том и состоит, чтобы, опираясь на исходныемотивы, интересы и потребности спортсмена, развить их в глубоко осознанную устремленность,основанную на высокой цели и твердых нравственных принципах.
Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкойна спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становитсядля спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременноисточником его ориентации на очередные результаты, определяющие степеньсубъективного запроса («уровень притязаний»). В этом заключается значениедостижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентациина конкретные результаты тренер конкретизирует задачи спортсмена и такимобразом направленно влияет на формирование его спортивных мотивов. Одна изсамых важных задач тренера – раскрыть спортсмену суть связи между величинойдостижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него ивоспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии. Мотивы иустановки спортсмена в процессе многолетних занятий спортом конкретизируются,детализируются и видоизменяются в зависимости от его возможностей, этаповспортивного совершенствования, условий жизни и деятельности. Наиболее общие исущественные мотивы спортивной деятельности основываются на осознанномстремлении к всестороннему гармоническому развитию личности, приобретению исовершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участникаобщественного прогресса.
Спортивная этика — совокупность норм поведения, регулирующаяотношения людей в сфере спортивной деятельности. Задачи спортивноэтического воспитания заключаются в конкретизации применительно к спортивнойдеятельности тех же самых этических норм, которые формируются всей системойвоспитания в обществе. Причины отклонений от норм кроются зачастую отнюдь не внезнании того, что есть нравственно и что безнравственно в спорте, а вотсутствии твердых убеждений и прочных навыков нравственного поведения,выработанных применительно к особенностям спортивной деятельности.
Спортивныесостязания являются, кроме прочего, наиболее действенной формой проверкиверности спортсмена спортивной этике, что определяет их роль вспортивно-этическом воспитании. Эта сторон воспитания должна быть постояннопредставлена в тренировке. Здесь она особенно тесно связана с содержаниемтактической, специальной психической подготовки спортсмена и с тренировочнымиформами соревновательной практики.
Воспитаниеволевых качеств. В числеосновных волевых качеств спортсмена обычно выделяют целеустремленность,инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость истойкость. Независимо от вида спортивной деятельности, спортсмену нужны всовокупности все развитые волевые качества, и поэтому всестороннее воспитаниеих должно входить в основное содержание подготовки спортсмена. Вместе с темизвестно, что проявление воли в различных видах спорта специфично, так как каждыйиз них предъявляет свои требования к волевым качествам, определяемымособенностями условий и форм деятельности, характером трудностей, возникающихв процессе ее осуществления.
Преломляясказанное к задачам волевой подготовкиспортсмена, отметим, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценноймотивации поведения спортсмена, формирования нравственных и интеллектуальныхоснов спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте; во-вторых,что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевыхкачеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степеньих проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиямизбранной спортивной деятельности.
8. Глава шестая. Основные методики воспитанияволевых качеств в процессе физического воспитания.
Длявоспитания волевых и связанных с ними качеств характера спортсменаиспользуется, наряду с общими фактора
мивоспитания весь комплекс основных средств и методов тренировки. Решающеезначение при этом имеет ориентация деятельности спортсмена на преодолениевозрастающих трудностей. При этом система тренировочных нагрузок представляет исистему факторов развития воли. Практической основой методики волевойподготовки в спортивной тренировке являются:
· регулярноеприучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательныхустановок;
· системноевведение дополнительных трудностей;
· использованиесоревновательных начал и отношений;
· последовательноеусиление функций самовоспитания.
9. Глава седьмая. Специальная психическаяподготовка в процессе физического воспитания
Психической подготовкой называют обычно всю совокупность воздействий на психикуспортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая подготовка охватываетте аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативномууправлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальнуюготовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий.Специфическими компонентами психической подготовки являются:
· формированиеактуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели;
· оперативная «настройка» к действию;
· регулирование психических состояний,обусловленных ожиданием ответственного соревнования (типа «предстартовыхсостояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также регуляцияэмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тренировки;
· оптимизациявосстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами«психорегулирующего» воздействия.
Наряду с постоянными, устойчивыми мотивами,составляющими побудительную основу спортивной деятельности, непосредственнаямобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревновательной задачисвязана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов,которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсменаи зависят от значимости поставленной задачи, внешних условий ее достижения,уровня подготовленности спортсмена и его конкретного состояния.
Оперативная психическая «настройка»спортсмена, кроме соответствующих воздействий тренера, предполагает активное иумелое использование ряда способов само сосредоточения и само мобилизации,которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подготовки.В настоящее время разработка таких способов идет по пути совершенствованиятрадиционных приемов «самонастройки», идеомоторной разминки и др. "
Многие ситуации в «спорте еще до того, какспортсмен фактически столкнется с ними, могут вызвать у него состояниеповышенной психической напряженности, подобное эмоциональному или психическомустрессу. Наиболее известные из них — предстартовые состояния типа «стартовойлихорадки» и «стартовой апатии».
Задачи нормализации психически напряженныхсостояний различаются в зависимости от характера состояний. В случае«стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизационнуюготовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же«стартовой лихорадки» — уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональномуподъему.
Подход к решению этих задач всегда должен бытькомплексным. С педагогических позиций надо иметь в виду как минимум следующиефакторы и отдельные средства, методы и услов