Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физические нагрузки у юных спортсменов

1. Методы исследования уровня физическогоразвития
Физическое развитие – это комплекс морфологических ифункциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и формутела, а у детей и подростков – процессы роста. Оценка физического развитияпомогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу.
Основными методами исследования уровня физического развития служатсоматоскопия (внешний осмотр) и антропометрия (соматометрия).
Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояниеопорно-двигательного аппарата.
Особенности телосложения определяются конституцией. Различают тритипа конституций: нормостенический, гиперстенический и астенический:
– у нормостеников существуют определенные пропорции междудлиннотными и широтными размерами тела (относительно пропорциональное тело);
– у гиперстеников пропорции нарушены в сторону увеличенияширотных размеров (относительно длинное туловище и короткие; ноги);
– у астеников пропорции нарушены в сторону увеличениядлиннотных размеров (длинные ноги и короткое туловище).
Наружный осмотр необходим, чтобы выявить, нет ли нарушений осанки.Проводят осмотр в трех положениях: спереди, сбоку и сзади:
– при осмотре спереди обращают внимание на возможныеасимметрии лица, шеи, на форму грудной клетки, рук, ног, положение таза;
– осмотр сбоку позволяет проверить осанку в сагиттальной плоскости(плоская, круглая, сутулая, плосковогнутая, кругловогнутая спина и др.);
– при осмотре сзади выявляют возможные искривленияпозвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз).
Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека.Нормальная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическимиизгибами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела. Головадвижется прямо, надплечья слегка опущены и отведены назад, руки прилегают кпрямому туловищу, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопыпараллельны или слегка разведены в стороны. Нарушения осанки возникают прислабости мышц в любом возрасте. Чаще других развивается сутуловатость. Круглуюспину часто называют юношеским кифозом. Круглая и кругловогнутая спинаспособствуют снижению функции дыхания и кровообращения, Плоская спина снижаетрессорную функцию позвоночника. Важно своевременно выявить, нет ли боковогоискривления позвоночника – сколиоза. При сколиозе любой локализации на выпуклойстороне искривления пространство между туловищем и опущенными руками(треугольник) менее выражен. При I степени сколиоза уже можно выявить торсию позвонков вокругвертикальной оси в положении наклона туловища до 90°.
Нарушение формы грудной клетки: крыловидные лопатки, асимметричноеположение плечевого пояса. Живот в норме несколько втянут.
Для определения формы ног обследуемому предлагают в положении стоясоединить пятки и несколько развести носки врозь. Форма ног различна:нормальная, Х-образная и О-образная. Ноги считают прямыми, если колени, стопысоприкасаются. При Х-образных ногах соприкасаются только колени, при О-образных– только стопы.
Стопы могут иметь нормальную форму, уплощенную и плоскую.
При плоскостопии уплощен свод стоп. Диагностируют плоскостопие поотпечаткам подошвенной поверхности стопы (плантография) и измерению ее размеров(подометрия). Легко определить плоскостопие, когда пациент стоит на стуле наколенях, стопы отвисают.
Для определения формы рук в положении стоя обследуемый долженвытянуть руки вперед ладонями вверх и соединить их так, чтобы мизинцы кистейсоприкасались. Если руки прямые, то они не соприкасаются в области локтей, приХ-образной форме – соприкасаются.
Развитие мускулатуры оценивают как хорошее, среднее и слабое – посостоянию тонуса, силы и рельефа мышц.
Антропометрия – это измерение ряда параметров человеческого тела:роста, массы) тела, ширины плеч, окружности грудной клетки, жизненной емкостилегких (ЖЕЛ) и силы мышц.
Рост у взрослых измеряют на антропометре. Обследуемый стоит,касаясь ягодицами и лопатками антропометра. Рост ребенка до 2 лет измеряют вположении лежа.
Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моментымаксимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладываютсзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин доводят до сосков,у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность междувеличинами вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) у мужчин равняется 4–5 см,у женщин 4–6 см, у спортсменов достигает 10–14 см, у больных сниженадо 2–1 см или равна 0.
Окружность живота измеряют в положении лежа на боку на уровненаибольшей его выпуклости, а талию – в положении стоя на уровне наименьшейвыпуклости живота.
Окружность плеча измеряют при напряженных мышцах плеча и предплечьяподнятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки. Ленту накладывают вобласти наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча. В расслабленномсостоянии на том же уровне проводят измерения при опущенной руке.
Окружность бедра измеряют под ягодичной складкой, а голени – вобласти наибольшей выпуклости икроножной мышцы. Ширину плеч измеряют тазомером,устанавливая ножки его на выдающемся крае аромиона. При измерении ширины тазаножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей.
Жизненную емкость легких измеряют при помощи спирометра. Пациентаставят лицом к аппарату, предлагают сделать глубокий вдох, а выдох черезмундштук в трубку спирометра. Повторяют 2–3 раза и записывают наибольшийрезультат.
Силу мышц измеряют динамометром. Силу мышц кисти определяют,сжимая ручной динамометр кистью отведенной вперед руки. Для измерения силы мышцспины используют становой динамометр. Пациент становится на опорную площадкуего, крюк которой должен находиться между стопами, пациент тянет рукоятку, соединеннуюс динамометром, вверх. Рукоятку устанавливают на уровне колен. При измерении – ногипрямые.
Для объективного суждения о физическом развитии определяютсоотношения, отдельных антропометрических показателей – индексы.
Весоростовой показатель (индекс Кетле) вычисляется путем делениямассы тела в граммах на рост в сантиметрах.
Для мужчин его норма в пределах 370–400, для женщин – 325–375.
Жизненный индекс определяется путем деления жизненной емкостилегких (в кубических миллиметрах) на массу тела (в килограммах). Для мужчинэтот средний показатель равен 60–65 мл, для женщин – 50–55 мл. Более точноепредставление о функции внешнего дыхания получают при сравнении индивидуальнойЖЕЛ с должной (ДЖЕЛ), которую определяют по формуле:
ДЖЕЛ муж = (27,63 – 0,112 х В) х Р;
ДЖЕЛ жен = (21,78 – 0,101 х В) х Р,
где В-возраст; Р – рост (в см).
У здоровых соотношение ЖЕЛ и ДЖЕЛ не менее 90%, у больных – менее90%, у спортсменов – больше 100%.
Показатели силы кисти получают от деления данных динамометрии силымышц кисти (в кг) на массу тела (кг), умноженных на 100. Средний показатель умужчин – 65–75%, у женщин – 45–50%. Соответственно сила мышц спины у мужчин – 200–220%,у женщин – 135–150%. У больных показатели значительно снижены, у спортсменов – болеевысокие.
Критерием адекватности нагрузки при тренировках являетсяотсутствие признаков ее непереносимости.
2. Гипертрофия миокарда у спортсменов.Причины, механизмы, диагностика
Увеличение толщины стенок сердца у спортсменов было описано давно,одновременно имелось небольшое расширение камер. Г.Ф. Ланг указывал, что успортсменов в норме имеется лишь небольшое утолщение стенок и небольшоерасширение полостей. Большое увеличение сердца при динамических нагрузкахявляется фактом патологическим и значительно увеличивает риск внезапной смерти(так же как и у кардиологических больных). Одновременно многие исследователиотмечали у спортсменов наряду с вышеперечисленными симптомами и снижениесердечного выброса в покое. У здоровых спортсменов это явление можнорассматривать как приспособление к режиму нагрузок. В состоянии покоя сердцеработает в экономичном режиме. При физической же нагрузке происходит изменениережима работы сердца: резко возрастает объем выброса крови, увеличиваетсячастота сокращений и расширяются сосуды скелетных мышц (снижается сопротивлениесердцу). В итоге возрастает минутный объем крови (этот показатель отражаеткровоснабжение органов в условиях нагрузки). Он рассчитывается путемпроизведения объема выброса при одном сокращении и числа сердечных сокращенийза 1 минуту. У нетренированных здоровых людей на первых ступенях нагрузкивозрастает и ударный объем и частота сокращений, в дальнейшем прирост минутногообъема крови обеспечивается за счет прироста числа сокращений в минуту, а затемпрекращается в условиях нарастающей нагрузки. У тренированных спортсменовприрост минутного кровотока не прекращается при возрастающей нагрузке и неуменьшается наполнение камер сердца (с ростом числа сердечных сокращений вминуту камеры сердца не успевают полностью наполняться кровью). Примаксимальных нагрузках минутный объем кровообращения увеличивается в 5–7 раз, унетренированных лиц это увеличение составляет 3–4 раза.
В то же время снижение ударного объема у высококвалифицированныхспортсменов в условиях возрастающей нагрузки является патологией. Ф.З. Меерсономбыло доказано наличие у спортсменов повышенной растяжимости миокарда, котораяпозволяет при высокой частоте сокращений расслабляться в полной мере всравнении с нетренированными лицами. Этот факт отражает более совершенныймеханизм клеточного кальциевого насоса у спортсменов.
В настоящее время считается, что некоторое расширение полостейсердца (тоногенная дилатация) является основным механизмом адаптации присистематических нагрузках динамического характера. Гипертрофия у таких людейоказывается минимально выражена или не выражена совсем.
При статических нагрузках, изменение длины мышцы минимально, в тоже время возрастает ее тонус. Так как при этом мышцы напряжены болеепродолжительный промежуток времени в сравнении с динамическими упражнениями, тоимеет место сдавливание сосудов (артерий) мышц, и повышается их сопротивление.При исследованиях лиц, занимающихся преимущественно статическими упражнениями,было замечено, что изменения сердечного ритма чаще всего не происходит. Еслипри продолжающихся занятиях спортом наблюдается какое-либо нарушение ритма,нужно рассматривать этот факт как патологический. Такие лица нуждаются вмедицинском обследовании. Кроме этого при статических нагрузках отмеченатенденция к повышению артериального давления. Ударный объем у этих спортсменовне увеличивается в сравнении с не спортсменами. При ультразвуковом исследованиибыло показано, что наружные размеры сердца заметно не увеличивались, либонаблюдалась гипертрофия миокарда без увеличения полостей сердца. Это связано сповышением давления внутри камер сердца и повышением тонуса стенок. Такимобразом, при статических физических нагрузках не наблюдается изменениядеятельности сердца в сторону экономизации.
Еще одной проблемой является уход из спорта или прекращениетренировок. Люди, прекратившие заниматься, очень быстро теряют в весе,уменьшается масса скелетной мускулатуры. Логично предположить, что и изменениев сердце не будут постоянными. Начинает изменяться его приспособительная функция,со временем миокард (сердечная мышца) теряет свою высокую функциональнуюспособность, снижается активность энергетического обмена. Не все исследователиоднозначно оценивают этот процесс, имеются противоречивые данные о скоростирегресса гипертрофии и изменении объема сердца. В своих исследованиях Н.Д. Граевская(1993) показала, что люди, резко прекратившие занятия спортом, чаще имели впоследующее время атеросклеротическое поражение сосудов. В то же время те, ктопродолжали заниматься спортом, но менее интенсивно, имели меньший риск сердечнососудистыхзаболеваний, связанных с атеросклерозом. Из вышесказанного можно сделатьзаключение: не следует резко бросать занятия спортом, если они были достаточноинтенсивными и продолжительными, другими словами, направленными на достижениеспортивных результатов.
3. Учение о стрессе. Характеристика общегоадаптационного синдрома
Стресс –универсальная неспецифическая нейрогормональная реакция организма наповреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся вповышении резистентности организма. Многообразие форм проявлений стресса,причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональнуюдеятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своейжизни неоднократно переживает это состояние. В то же время обширностьпространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека,связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия, аподчас и недостаточную его четкость. Ганс Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, являетсянаучной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений,отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание».
Формированиеконцепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей,существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг другадополняющих и развивающих.
Теориястресса впервые предложена Г. Селье в 1936 г., опубликована в 1950 г.,а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более позднихработах автора.
В теории Г. Сельестресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические,химические и органические факторы. Основное содержание теории может бытьобобщено в четырех положениях.
1. Всебиологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояниявнутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранениевнутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержаниегомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
2.Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннееравновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный,неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
3. Развитиестресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения иперехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма,интенсивности и длительности воздействия стрессора.
4. Организмимеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению икупированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.
Обобщениерезультатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трехстадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.
Стадиятревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периодаснижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические ивегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмысаморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревогаутихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессовразрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названыострыми реакциями стресса.
Стадиярезистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействиястрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходитсбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватноговнешним условиям напряжения функциональных систем.
Стадияистощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительныхмеханизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействиемстрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемостьорганизма снижается, следствием чего могут стать не только функциональныенарушения, но и морфологические изменения в организме.
Г. Сельепредложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Перваядоступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой».Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатическихмеханизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, иведет к гибели или к старению.
В настоящеевремя сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса – стадиямобилизации адаптационных резервов («тревога»), на протяжении которой восновном заканчивается формирование новой «функциональной системности»организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьейстадиям развития стресса, то есть стадии устойчивого расходования адаптационныхрезервов и стадии их истощения, посвящены немногочисленные исследования.
Характеризуяосновную особенность концепции стресса, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что«объект исследований Селье – неспецифические симптомы адаптации стресса –понятие относительное. Их можно «увидеть», только вычленяя подобные симптомы измножества симптомов адаптации. Стресс – понятие, теряющееся при чрезмернобольшом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретическихпостроениях Г. Селье присутствует относительность причинности ицелесообразность стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса:это локальные структуры в организме при «местном адаптационном синдроме», этовесь организм, отвечающий «общим адаптационным синдромом», это та или инаясовокупность людей при социально-психологических проявлениях эмоциональногостресса».
Подвлиянием взглядов Г. Селье внимание многих исследователей фиксировалось нафизиологических, биологических или морфологических изменениях, возникающих врезультате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамикасоотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) ивнутренними, психологическими факторами данной личности. Детально изучаютсягормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитииэмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированныхисследований по оценке динамики и сопряжения физиологических реакций организмас характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разныепериоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияниепсихосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека,роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолениистресса.
Эта теорияне отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды«средней степени неблагоприятности» или такие, которые являются вредными толькодля некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователейвозникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрениястресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов илиисследования отдельных нейрофизиологических, вегетативных коррелятовпсихологического стресса.
Известно,что концепция Г. Селье об общем адаптационном синдроме не включает нервноезвено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подходбыл подвергнут в свое время справедливой критике. Многочисленными последующимиисследованиями отчетливо показано, что механизм неспецифической резистентностиорганизма не может быть сведен к изменению уровня «адаптивных гормонов» вкрови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляцииявлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль.Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшаки Э. Эндреци подчеркивают, что уровень секреции адренокортикотропногогормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом»активности. Эмоциональное возбуждение является единственным фактором,стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции всвою очередь определяются поведенческой реакцией организма, выражающейся вподготовке к борьбе, бегству. Однако, критические замечания в адрес теории Г. Сельене столько опровергали или ставили под сомнение основные ее положения, сколькораздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции иопределяли перспективы ее развития.
Идеистресса довольно быстро охватили психологические исследования, особенно послевыступления Г. Селье перед Американской Ассоциацией психологов в 1955 г.Концепция стресса оказалась так популярна в психологическом мире. Это произошлопо причине содержательной полноты этой концепции, – она, по-сути, вобрала всебя все то, что определяется понятиями тревога, конфликт, эмоциональныйдистресс, угроза собственного «Я», фрустрация, напряженное состояние и т.п. Крометого, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывалореальную возможность установления связи между физиологическими ипсихологическими явлениями.
4. Антропометрическое обследование учащихся7-го класса
Значения антропометрических параметров учащихся 7 класса№ п/п Ф.И.О. Рост стоя, см Рост сидя, см Вес, кг
Индекс массы тела кг/м2
Окружность грудной
клетки, см Экскурсия гр. клетки, см вдох выдох пауза
мальчики 1. Колесникович А.Ф. 152 74 46 19.90 60 55 57 5 2. Старик В.С. 150 72 42 18.66 58 54 56 4 3. Суховерхий В.Л. 148 72 44 20.08 62 58 60 4 4. Шапран Э.В. 166 82 56 20.32 72 64 66 8
средние значения
154
75
47
19.74
63
57.75
59.75
5.25
девочки 1 Завадская К.В. 168 82 62 21.96 80 76 77 4 2 Суховерхая Н.В. 158 76 50 20.02 70 65 68 5
средние значения
163
79
56
20.99
75
70.5
72.5
4.5
разность средних значений
9
4
9
1.25
12
12.75
12.75
0.75
Из антропометрического обследования видно, что рост в длину умальчиков происходит не равномерно. Ускорение роста наступает после 13 лет, вто время как у девочек в 11–12. Девочки более физически развиты т. к. темпроста и уровень физического развития подростков зависит от степени половогосозревания.
Анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать вывод, чтосреди сверстников можно выделить индивидуумов с различными вариантами развития,наблюдается феномен акселерации.
5. Определение уровня физическойподготовленности школьников
Результатытестирования школьников№ п/п Ф.И.О. Дата рождения
Возраст,
годы
Рост,
см
Вес,
кг
Прыжки в длину с места,
см Подтягивание, раз
Бег 30 м,
сек Бег 1000 м, сек 1. Завадский А.В. 02.05.1995 15 182 74 220 8 4.8 3.45 2. Кононович Н.Е. 03.04.1995 15 171 66 178 1 5.3 3.52 3. Кулеш И.Н. 23.01.1995 15 168 63 202 10 4.8 3.48 4.
Мисник В.В.
(девушка) 12.04.1995 15 164 56 180 54 5.1 4.05 5. Суховерхий А.Л. 06.03.1995 15 165 61 185 5 5.0 3.20 среднее значение 15 170 64 193 6 5.0 3.46

Список использованных источников
1.  Алексеева Э.Н., Мельников B.C. Самоконтроль занимающихсяфизическими упражнениями и спортом: Методические указания. – Оренбург: ГОУОГУ,2003. стр. 37.
2.  Берн. Э «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»,Симферопль: «Реноме», 1998. стр. 220–248.
3.  Г. Селье. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.
4.  Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.стр. 114, 184, 272.
5.  Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998. стр. 5,9, 11, 107–118.
6.  Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу ХосеСильва», С-П.: «Питер», 1996. стр. 45–50, 52, 53.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.