Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Социальные детерминанты развития физкультурно-спортивного движения в Татарстане

второй половины XIX — начала XXв. (исторический аспект)
Р.М. Галиахметов
Казанский государственный энергетический университет,Казань
Физическаякультура и спорт — это не только «целесообразная двигательная деятельностьчеловека», не только совокупность специальных средств и методовнаправленного развития физической дееспособности людей, но и объективныеэкономические и социально-культурные процессы, происходящие в обществе. Наопределённой стадии своего развития эти процессы организационно оформляются июридически закрепляются в виде формальных организаций, т.е. институализируются.
Процессыинституализации субьектно-объектных отношений в физической культуре и спорте вКазанской губернии зародились во второй половине XIX в. Данный историческийпериод характеризовался процессами зарождения качественно новой стадииосмысления сущности физической культуры, её ценностного потенциала [3, 4].
Первым,на наш взгляд, социально значимым фактором, повлиявшим на развитие физическойкультуры в этот период, явилась инициатива учёных Казанского университета понаучному обоснованию методики и организации занятий физическими упражнениями ииграми.
ВКазани первым публичным выступлением, в котором затрагивались вопросы научногообоснования физического воспитания, была лекция Н.О. Ковалевского «Одеятельности мышц», состоявшаяся в 1869 г. (Н.О. Ковалевский — основоположник экспериментального направления в отечественной физиологии, основательавторитетной в России казанской физиологической школы, в 1880-1882 гг. — ректорКазанского университета). В своей лекции Н.О. Ковалевский пропагандировалнеобходимость развивать двигательную активность организма, выступил противсуществующей системы физического воспитания учащейся молодёжи и говорил осоздании системы физического воспитания, лежащей в основе "…здоровьяорганизма, приобретения сил и правильного развития всех двигательных механизмовтела" [1, с. 17]. В 1870 г. Н.О. Ковалевский организовал и возглавил Отделфизического воспитания при Казанском обществе врачей, который приоритетнымисчитал следующие задачи: изучение потребности учащейся молодёжи в занятияхфизическими упражнениями и играми, выработку предложений по их организационному,методическому, материально-техническому, кадровому и научному обоснованию [7, с.1-26 ].
Активноеучастие в работе Отдела физического воспитания, приняли заведующие кафедрами, профессораКазанского университета известные как в России, так и за рубежом: Е.В. Адамюк(основатель Казанской школы офтальмологов), И.А. Больцани (физик), В.Д.Владимиров (хирург), Н.Ф. Высоцкий (организатор и первый директорБактериологического и Женского медицинских институтов в Казани), И.М. Гвоздев(основатель казанской школы судебной медицины), И.М. Догель (один изосновоположников экспериментальной фармакологии в России), И.И. Зедерштедт(терапевт), А.В. Петров (патологоанатом, способствовал становлению санитарно — профилактическогонаправления общественной и земской медицины в России), Н.А. Толмачёв (педиатр),А.И. Фрезе (психиатр, организатор и директор первой в России Окружнойпсихиатрической лечебницы в Казани), А.Я. Щербаков (биохимик) и др.
ЧленамиОтдела физического воспитания были разработаны программы занятий физическимиупражнениями и играми и организованы наблюдения за занимающимися. Кроме занятийи наблюдений отдел организовывал чтение публичных лекций известных учёных поразличным вопросам физического воспитания.
Назаседаниях Отдела физического воспитания был рассмотрен также ряд важныхвопросов, касающихся популяризации физической культуры: организация занятийфизическими упражнениями взрослой молодёжью обоего пола, помощь переводчицеЕ.А. Безобразовой в издании переведённого ею с английского курса лекций доктораГ. Модсли «Об отношениях между телом и духом и между умственными и другимирасстройствами нервной системы», которые он прочитал в Королевскоймедицинской коллегии в Лондоне в 1870 г. В связи с поездкой Е.А. Безобразовойза границу «с целью изучения приёмов физического воспитания»руководство Общества врачей сочло "…полезным просить Е.А. Безобразовуизвещать о результатах своего труда …при ознакомлении с различными заграничнымиучреждениями" [7, с. 84].
Вторымобъективным фактором, оказавшим влияние на развитие физической культуры врегионе, была заинтересованность отдельных прогрессивных представителейМинистерства народного образования в создании системы физического воспитания вучебных заведениях Казанского учебного округа. По инициативе попечителяКазанского учебного округа впервые в губернии в 1910/11 уч. году было проведеносоциологическое исследование с целью анализа состояния физического воспитания, егохарактера, содержания, форм в средних учебных заведениях Казанского учебногоокруга. В конце XIX в. в Казанский учебный округ входило 6 губерний: Казанская,Симбирская, Вятская, Саратовская, Астраханская, Самарская. «Округу надобыло знать точнее, чего, собственно, удалось достигнуть на местах в новомнаправлении за истекший год». Под новым направлением подразумевалось"…пока ещё не вполне отчётливо, но начинают проступать очертания целойслагающейся системы содействия физическому развитию учащихся, насколько этосейчас осуществимо для средней школы" [6, с. 6].
Исследованиебыло проведено методом опроса (анкетирования). Вид анкетирования — сплошной, способобщения исследователя с респондентами — заочный, по способу вручения — почтовый.По современной научной классификации вопросы анкеты были: по форме — открытые, поконструкции ответов — дихотомические (да, нет, альтернативные), по цели — содержательные,по содержанию — вопросы о фактах. Анкета содержала 71 вопрос и состояла изразделов: состояние и обеспеченность учебных заведений специальными помещениями,оборудованием и инвентарём, кадровое обеспечение (образование, квалификация, возраст,учебная нагрузка преподавателей и др.), медицинский контроль за занимающимися, программаурочных форм организации физического воспитания, внеклассные формы организациифизического воспитания, урочные, обязательные формы организации занятий, ихорганизационно-методическое обеспечение, финансирование. По статистическимданным, полученным в социологическом исследовании в 1911/12 уч. году, в 10уездах Казанской губернии гимнастику преподавали в 122 учебных заведениях. Извсех существующих в тот период программ (сокольская, немецкая, шведская иМинистерства народного просвещения) предпочтение отдавалось сокольской, рассчитаннойна 30 ч в год для учеников 1-8-х классов. Анализ полученных результатовсоциологического исследования позволяет сделать следующие краткие выводы. Изобщего числа учебных заведений (122) занятия физической культурой проводятся: вспециальных помещениях — в 19, в актовых залах — в 22, в рекреационныхпомещениях — в 19, в коридорах — в 6, в помещениях, имеющих другое назначение,- в 6 [6, с. 24]. В 36 учебных заведениях специальное оборудование и инвентарьимеются в достаточном количестве, в 16 — в недостаточном, в 66 — отсутствует.Специальная учебно-методическая литература, руководства и пособия по физическойкультуре имеются в 5 мужских гимназиях, 30 реальных училищах, 19 женскихгимназиях, 6 учительских семинариях, 3 учительских школах и 1 учительскоминституте (всего в 67 учебных заведениях). Всего же сводный список специальнойлитературы, принятый к использованию в учебных заведениях Казанского учебногоокруга, составлял 90 наименований.
Третьимсоциальным фактором, ускорившим процесс институализации спортивного движения, быладеятельность передовой интеллигенции, отдельных прогрессивных представителейбуржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто имеценатами, во второй половине ХIХ в. начали создавать в России общественныефизкультурно-спортивные организации. К 1914 г. в России их было около 360. Аналогичный процесс организации самодеятельных форм занятий физическими упражнениямии играми наблюдался и в Казани. К ним относились: кружки физического развития вгимназии № 1, Казанский университет, юнкерское училище); спортивные общества«Охотников конского бега» (1867), «Любителей шахматнойигры» (1884), «Велосипедистов-любителей» (1893), речной«Яхт-клуб» (1907), «Беркут» (1908), «Сила издоровье»(1911), «Сокол» (1913), Казанский Яхт-клуб (1913), «Любителейвоздухоплавания» (1914) и др.
Созданныеспортивные объединения, кружки и общества начали культивировать различные видыспорта и организовывать соревнования. Первые официальные соревнования(некоторые имели статус первенства или чемпионата г. Казани) были проведены: побоксу (1911 г.), греко-римской борьбе (1909 г.), велосипедному спорту (1894 г.), гимнастике (1908 г.), гребле (1908 г.), легкоатлетическому десятиборью (1911 г.), конным скачкам (1867 г.), бегу на коньках (1912 г.), плаванию (1912 г.), стрельбе (1910 г.), теннису (1910 г.), тяжёлой атлетике (1912 г.), фигурному катанию (1913 г.), хоккею с мячом (1911 г.). Кроме перечисленных видов спорта вКазани пользовались популярностью фехтование (как вид спорта известен с 1805 г. и культивировался всеми спортивными кружками и обществами), шахматы (первый клуб был открыт в 1884 г.), футбол (как вид спорта известен с 1911 г.).
Наиболееинтенсивно развивающимися и популярными среди молодежи были следующие видыспорта: гребной, лыжный, конькобежный, велосипедный, автомобильный, лёгкая итяжёлая атлетика, футбол.
1918- 1923 гг. — период глубоких преобразований в стране в области экономики, политики,культуры, характеризующийся бюрократизацией партийно-советских учреждений, превращениемРКП(б) в особый политический институт по руководству государством; критическойпереработкой старого, буржуазного культурного наследия и созданием новойсоциалистической культуры и др. В то же время 1920-е гг. были годами реализацииновой экономической политики (НЭПа), использования возможностей рыночнойэкономики для оживления хозяйственно-производственной жизни в стране. В этихусловиях процесс создания организационно-управленческих основ советскогофизкультурного движения отличался противоречивостью, обусловленнойпринципиальными разногласиями между системой всеобщего военного обучения, молодежными(комсомольскими) и профсоюзными организациями — особенно по вопросам содержанияи методам работы по физической культуре.
Развитиефизической культуры и спорта в советской Татарии непосредственно связано сдеятельностью местных органов управления военно-физической подготовкойнаселения и бойцов РККА. Согласно декрету от 18 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству» и постановлению СоветаРабоче-Крестьянской обороны «Об организации всеобщего военного обучениятрудящихся» (Всевобуч), одной из важных задач явилось созданиевоенно-спортивных клубов. В 1919 г. таких военно-спортивных клубов и обществнасчитывалось 29. В этом же году по инициативе Всевобуча в Казани былипроведены: 1-е собрание инструкторов по физическому воспитанию и допризывнойподготовке и Казанская губернская спортивная конференция, которые инициировалисоздание первого руководящего органа в Татарии — Казанского губернскогоспортивного союза. На 15 апреля 1921 г. в Казанской губернии функционировалосвыше 30 спортивных обществ и организаций. 2 сентября 1923 г. было принято постановление СНК ТАССР о создании Высшего Совета ТАССР на правах постояннойкомиссии "…для согласования и объединения научной, физической культуры(ВСФК), учебной и организационной деятельности различных ведомств и организацийТАССР по физическому воспитанию и развитию трудящихся". ВСФК стал первымгосударственным органом управления физкультурным и спортивным движением вТатарстане. В процессе поиска новых методов и содержания обозначились различныеконцепции теоретических, методических и организационных основ системыфизического воспитания. Наибольшее распространение получили системытеатрализованной (индустриальной) и медицинской (гигиенической) гимнастики;система «Спартак»; так называемая советская система физкультуры, скаутскоедвижение и др. В этой сложной обстановке физкультурное движение возглавилкомсомол. В течение 1922-1924 гг. были созданы спортивные организации«Муравей» (Москва и Московская губерния), «Спартак»(Петроград, Украина, Закавказье), «Красный джигит» (Средняя Азия), «Красныймолодняк» (Белоруссия).
Впериод 1923-1925 гг. аналогичная организация — «Комсомольский спортивныйфлот» — была создана также и в ТАССР. Комсомолом в Татарстане было приняторешение о создании молодёжной организации полувоенного типа и подготовке комсомольцевк службе во флоте, что явилось ответом комсомольцев-физкультурников на призывКоммунистической партии и правительства о необходимости создания и укрепленияВоенно-Морских Сил страны. Структура комсомольской спортивной организацииТатарстана была такова: каждый спортивный кружок представлял «военноесудно» (дредноут), ему присваивалось название какого-нибудь из славныхморских кораблей — «Марат», «Аврора», «Парижскаякоммуна» и т.д. Членов этого общества называли спортвоенморами, они носилибескозырки с названием своего «военного судна» или же отличительныйнарукавный знак. «Суда и корабли» — спортивные кружки — входили всостав районных или кантонных «Эскадр», которые и составляли массовуюорганизацию — «Комсомольский спортивный флот» Татарской республики.Занятия спортвоенморов проводились по специальной программе, котораяпредусматривала физическую тренировку, специальную подготовку будущего военногоморяка, политическое воспитание.
Деятельность«Комсомольского флота» получила высокую оценку на 8-м Всетатарскомсъезде РКСМ, проходившем в феврале 1925 г. В открытии съезда участвовала делегация «Комсомольского флота» в составе 380 спортвоенморов. Стройнымирядами, подтянутые, в бескозырках, они под звуки оркестра вошли в зал иприветствовали участников съезда [2, с. 21-22]. «Комсомольский флот»в развитии физкультурного и спортивного движения сыграл, несомненно, положительнуюроль. Достижения Татарстана и новая форма работы были высоко оценены на 1-мВсесоюзном совещании профессиональных союзов страны по физической культуре.
Такимобразом, процессы институализации субъектно — объектных отношений в физическойкультуре и спорте в Татарстане зарождаются во второй половине ХIХ в. и в своёмразвитии обнаруживают два периода. 1-й период (1860-е — 1917 гг.) отмечен тем, чтофизическая культура имела две формы организационно-структурного построения:государственную (в школах, учебных заведениях, армии) и самодеятельную, организованнуюпо принципу частного предпринимательства. В этот период динамике развитияценностного потенциала физической культуры и спорта были присущи процессыдиффузии (взаимопроникновения) и аккумуляции (обогащения) средств, форм иметодов занятий физической культурой, появляется основа субъектно-объектных отношенийв физической культуре и спорте.
2-йпериод (1918-1923 гг.) характеризуется процессом селективности (избирательногоотношения к переносу) ценностного потенциала физической культуры и спорта, атакже появлением государственных органов руководства.
Список литературы
1.Ковалевский Н.О. О деятельности мышц (1869): Публичные лекции и речи. Казань, 1892.
2.Колчин Н.Т. Физическая культура и спорт в Татарии (исторический очерк). Казань,1969.
3.Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стилежизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в областиспортивной науки». СПбНИИФК, 1994.
4.Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта ипути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры.1997, № 4.
5.НАРТ, Ф. 411, оп. 1. ед. хр. № 48, 8, 81, 64.
6.Погодин П.Д. Гимнастика и спорт в средних учебных заведениях Казанскогоучебного округа за 1910/11 уч. год. Казань, 1912.
7.Протоколы и труды Общества врачей г. Казани 1871 (четвёртый год). Казань:университетская типография, 1872.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.