Реферат по предмету "Экономика"


Малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы

Министерство образования Российской Федерации
Российская академия предпринимательства
Новосибирский филиал
Кафедра общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему: «Малый бизнес в рыночной экономике, его рольи перспективы»
Выполнила:
студентка группы ФК 28-з
Синельникова Е.В.
Проверил:
к.э.н., доцент
Москвин Д.В.
Новосибирск 2009

Содержание
Введение
1    Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 4
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
2    Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса всовременной России и за рубежом
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развитиямалого предпринимательства в России
2.2 Исследование развития и оптимизации малогопредпринимательства в России в условиях мирового кризиса
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Введение
Данную тему я считаюактуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран,малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль вэкономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-техническогопрогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новыхдополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические,социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всейочевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономикевысокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтомувозрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитиюданного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, которыйбуквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Цель данной курсовой работы – изучитьв целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малоепредпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели вкурсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
— рассмотретьсущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
— раскрыть иохарактеризовать роль и перспективыразвития малого бизнеса;
— проанализироватьосновные тенденции малого предпринимательства в России.
— исследоватьЗарубежный опыт развития малого бизнеса.
Структура курсовой работысостоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, спискаиспользуемой литературы, приложений.
Возрастаниероли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелымрыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве,поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса вэкономической литературе достаточно объемное.
В работе использованытруды таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., КостинаЕ.В., Карпов С.А., Попов В.М.

1. Малый бизнес всовременной рыночной экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономикегосударства
Современныеэкономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малыйбизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большойбизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципахорганизации дела. [18, с 109]
Малый бизнес– это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскуюдеятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо невходящих ни в одно монополистическое предприятие. [17, с 78-81]
Малое предпринимательство– с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные благапри минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов имаксимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сферасамореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленныхКонституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации)./>/>
Такпредпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии сустановленными законами, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве. [9, с 148-152]
/>Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговлиСША считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов вгод. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либоиное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов. [10, с 11]
Хотя «лицо» любогоразвитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличиемощной экономической силы — крупного капитала — во многом определяет уровеньнаучно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизнистран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая,динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнесанаиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши»,способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю,развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнымиособенностями малого предпринимательства являются широкое использованиенебольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоениюинвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характернойчертой этого сектора является активная инновационная деятельность,способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малыепредприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда,организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесугибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктурыспособствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижениюоптимальной структуры экономики.
Так малоепредпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпыэкономического роста, состояния занятости населения, структуру и качествовалового национального продукта государства.
Анализдоступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и вусловиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляютсяопределенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства,помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров,сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночнойэкономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Какпоказывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а такжепостсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляютсяопределенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства,помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров,сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. [6, с 7-8] Все этоопосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнесиграет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемойчастью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильностьрыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту системуотношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокуюэффективность производства путем глубокой специализации и кооперациипроизводства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальнойэкономики.
Мелкий бизнесприсутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малогобизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чемнедостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства –пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические исоциальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошуюадаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. Всилу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролироватьпроизводственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спросана рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупнымипредприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность кбыстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использованиепроизводственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынкатоварами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Онявляется надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченнойзадолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем удругих предприятий.
В настоящеевремя в создании малых предприятий большую заинтересованность проявляют крупныекомпании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства,устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
Говоря о роли малого бизнеса, следуетподчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнесограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и вобщественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизнинеуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малыепредприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственноедело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируетсякрупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства илиустанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малыепредприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играютважную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции,обслуживанием, снабжением.
Роль малогобизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика нифункционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие егоявляется одной из основных проблем экономической политики в условияхнормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночнойэкономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуруи качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долюмалого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинстворазвитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнесне противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними,участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройкенародного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народныхпромыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональномуиспользованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств;формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малоепредпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющийрешать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытомразвитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитиинациональных хозяйств.
Так, в СШАпредприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта,обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвоебольше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основныегенераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя наизменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурнуюперестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуруцен потребительского рынка и т.д.
 Аналогичнаякартина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малогобизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участиеМБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых исредних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии иНидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учестьих участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупнымифирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60%в Италии, 50% — во Франции, 40% — в Японии. При этом сфера, где малый бизнесприобрел особое значение, — международная торговля технологиями. Например, 50%лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы.Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукциямашиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической,текстильной и других отраслей промышленности.
Роль малогобизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается встационарной экономике, например, только по количественным показателям; такаяоценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малоепредпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вескоторого весьма незначителен.
Другимисловами, малый бизнес — достаточно сложное и неоднородное образование, каждыйсегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделяхвзаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика вотношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальныхпредставлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малыйбизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитыхстранах. С другой — малое предпринимательство воспринимается чиновниками какчасть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнениебюджета.
Рациональноесоотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разныхэкономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К нимотносятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах снаселением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейнымитрадициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (встанах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнесаактивность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модельвзаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой,обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что вскладывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки напервоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастуюобеспечивали «выживание» крупных фирм. [15, с 205]
1.3 Перспективы развития малого бизнеса
Многиепредприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развиватьдостаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степенина всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшилсяспрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагатьбольшие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своейдеятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намереновсячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ,субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как онинамерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективымалого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малогопредпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично,но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, чтоперспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многиепредприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства ирассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, иона достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержкималого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионыуже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральнойподдержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов –80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009году составило 24 млрд. руб. [16, с 22-27]
Программакредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интересу других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие вэтой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будутполучать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, апредприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколькобольше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новыйФедеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов дляпредставителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход,что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом годубыли подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды,госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороныгосударства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательствадействует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказатьмаксимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, апризнание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержкагосударства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многимуспешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России,действительно, можно назвать оптимистичными.
 Становление,функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающейстепени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условийданной страны.
Из опытастран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малогобизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны.Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новыхтехнологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественнымипеременами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием ролисферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления,изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиесяприоритеты.
Производственныевозможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из техрыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видятвозможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислимважнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
-          политическаяобстановка в обществе;
-          состояниеэкономики страны;
-          политикагосударства в области экономики;
-          мерыподдержки малого бизнеса;
-          правовоеобеспечение малого бизнеса;
-          налоговаяполитика;
-          финансово-кредитнаяполитика;
-          уровеньжизни населения;
-          цивилизованностьпредпринимательства.
Малый бизнесможет стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот кпозитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской хозяйственнойсреды. Однако для того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, длярешения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объемереализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества,необходима его поддержка со стороны государства.
 Поддержка малого предпринимательстваосуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основныхпроблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательныхи нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный(заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательскойдеятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержкуотечественных производителей; защиту от посягательств на безопасностьфункционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включаетформирование региональных центров поддержки предпринимательства на базесуществующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги всфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотреносоздание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведенияюридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах,состоянии рынка).
Третье направление включает созданиедейственных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основеоптимального сочетания средств государственной поддержки, привлеченияинвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малыхпредприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектноефинансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга,залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сетиспециализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах дляподдержки малого предпринимательства.
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счетсобственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимофинансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случаевозникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредитамогут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решениячаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса,поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита.Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятностьполучения кредита высока [3,с 21-23].Таким образом, кредитуются в основномкомпании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит поройнепреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, чтоодно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить вобеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный периоддеятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программпо поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малыхпредприятий, что положительно скажется на экономике страны.
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данномнаправлении. Банковские требования к «малым» заемщикам постоянноснижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотовфирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснованияпроекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования
 Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск ивысокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другойстороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента.
Большую роль вгосударственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные имуниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могутпредоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы,выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развитияконкуренции и насыщения товарного рынка. Малыепредприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществленииинвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Дляэтого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степеньконкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защитыотраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового иинформационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг идругое.). Эта система может быть построена на принципах открытости исовместимости с другими государственными системами.
Динамичное развитиемалого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именноналичие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся вусловиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведенияжизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю нарынке.
Каковы же этидостоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малогобизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстроадаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можноквалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, длякоторого характерны предпринимательский дух и инициативная творческаядеятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченногочисла заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферыв малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединениев одном лице собственника и управленца, характерное для многих малыхпредприятий.
Важным преимуществоммалого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемостьработников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малогоколлектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимостидублирование и взаимозаменяемость.
Существеннымпреимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Этообусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственнымобщением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмыобеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческихрасходах.
Наконец, нужно отметить,что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложенийв основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающихпредпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемойпродукции.
Однако наряду спреимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает подстрахом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столькоот гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Малому бизнесупрактически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих большихкапиталовложений. Сера его деятельности ограничена.
У предприятия нетвозможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупкиограничены масштабом производства. Им также не по средствам организоватьсобственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малыепредприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатуравыпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зренияконъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченныересурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным наравных конкурировать с крупным производством.
Таковыосновные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабитьих негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса всовременной России и Зарубежом
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малогопредпринимательства в России
Вреформировании российской экономики еще со времен перестройки и переходаотечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себяроль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегоднячастный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.
Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест. [11, с 21]
Ниже на рис1. дается процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или инойотрасли экономики РФ (данные на начало 2008. г.)
/>
Рисунок 1.Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отраслиэкономики РФ (данные на начало 2008. г.) [1, с 23-30]
 В последниедесятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один изважнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономическогоразвития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых странсоставляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%.[4,с 18-24]
Особенностью российскогомалого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разнымоценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательстваукрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальныхресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужаетсяналоговая база, не снижается криминализация экономики. [8, с 11-13]
В целом вроссийских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идетдостаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателейсокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть –перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась насферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать. [1,с 23-30]
Между тем переход российской экономики натраекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малыйбизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровненедостающие российской экономике характеристики.
Это необходимо, так как малый бизнес способен приотносительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне,который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурнуюнесбалансированность на макроуровне.
В нашей стране малыепредприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезныхископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля;ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметовличного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность,операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование,здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочихкоммунальных, социальных и персональных услуг. На таблице 1 можно видеть данныепо состоянию числа малых предприятий по видам экономической деятельности. [13].К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуациюсегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика Россиисейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что оноказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какиелибо итоги подводить рано.
Однако согласно данным РосГосСтатав 2007 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существеннобольше, чем 2006 и 2005 году (приложение 1). Больше всего в стране былозарегистрировано предприятий по оптовой и розничнаяторговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий ипредметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить,что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительноменьше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительновыглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России досих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с темубытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительноусугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желаниепредпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелосьбы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организацийосуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошоэто или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет отналогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроилорынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто недоступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблемасегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделатьтакой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятияразорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказаласьнеконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировомрынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйстваплачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесьесть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляцияи т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, зато при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно,нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще ибольше.
 Сегодня передгосударством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса.Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либоне использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотнойэкономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в миреи с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзноосложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным ЭкономикаРоссии в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первыммесяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренныйпрогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономикастраны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента.
Причиной замедлениятемпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансовогокризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемовпромышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленноепроизводство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента вгодовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе2009 года составило 3,5 процента.[11, с 21-26]
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательствав России в условиях мирового кризиса
Причинасовременного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоеннаямировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатамифункции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главнойрасчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объемемирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительнонезначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.
Статусцентрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничемне обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические июридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услугипрактически в любой стране мира.
На сегоднядолг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций такназываемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долгпревысит 10,5 триллиона долларов.[17, с 78-81]
Уменьшениенадежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежноведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенноесокращение объемов международной торговли — как следствие падения спроса наосновные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количествестран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевыхресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене забаррель нефти.
Так, помнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит«новая волна» мирового финансового кризиса.
При этомделается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, толькосовместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайноеженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате«восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместныхдействий.[8, с 11-13]
Не смотря навсю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнююситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многоеизменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами иневозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком,поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютныерезервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес сталболее открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойноперемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страныприходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе.Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банкиоказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицитликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западныеинвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас — навсех развивающихся рынках.
Такфинансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступностькредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционныхпроектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативносказывается на малом и среднем бизнесе. Однако мнению экспертов в условияхмирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансовогокризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческойдеятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитываяпериодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономиканаходится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности восуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятийначинаются на четвертом-пятом этапе.[14, с 11-12]
Между темприсущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления,способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение егозавоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсыобщества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную исоциальную роль этого сектора экономики.
В то же времядля мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость отвнешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостатокресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировойфинансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию всфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.
Из-задевальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положенииоказался торговый сектор экономики, особенно его малые сегмент. Нарушены связимежду производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные симпортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестаютфункционировать.
Ощущаетсянехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По даннымэкспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза.Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители илиоптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации. Действующаяотечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, атоварный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенноснижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятийв условиях кризиса.
В целомнедостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий вусловиях кризиса. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (аименно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 — 300 тысячруб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малогопредприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться.При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовойподдержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитнаякооперация в нашей стране практически не получили развития.[16, 22-27]
Ниже втаблице 2 приведены Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральнымокругам Российской Федерации (приложение 2).
На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1апреля 2008 г. на 41,7 ед.
Наиболеезначительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителейснизилось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Увеличениепоказателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.
По итогамянваря-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учетавнешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.(приложение3)
Вянваре-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельныйвес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%,сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.
 Сокращениесреднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалосьсокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращениесреднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южномфедеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время вотдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. ВДальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятияхвыросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.[13]
В целом, Поитогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым вмониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечаетсянегативная динамика.
Итогидеятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные.Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличениесреднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемовоборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.
В этихусловиях государство в последние месяцы выделяет определенные финансовыесредства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляютсябанкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно допредпринимательских структур.
Между тем,например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции,как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее нарегиональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи ипреобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включаярасширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров,обеспечение консультационными и информационными услугами и др.
Рядспециалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризисаподдерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так,выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палатМосковской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк»Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти — поддерживатьэффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняетбюджеты всех уровней. «Эффективный бизнес будет расти, а неэффективныйумирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали»,- считает Ю.Караваев.[14, с 11-12]
Однакозаметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могутдать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый вышеиногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики,причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных жероссийских условиях ориентация только на эффективно работающие малыепредприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.
Необходимопризнать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникаютдискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупностифункционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитыхгосударств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решениипроблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различныеподходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).
Во многихстранах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства,выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготныхзаймов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесув условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал,в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы.Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовойподдержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда онанедоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций,занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опытподдержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд лицелесообразно.
В 2009 годурадикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действийчиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса.Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральнойантимонопольной службы, Счетной Палаты.
Будетпродолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годыизлишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новыйФедеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля», которым закреплен принцип уведомительного началапредпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее числопредприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. Вэтих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется безработы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год,а внеплановая проверка — только с санкции прокурора. [8, с 11-13]
Вместе с тем,следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса покаориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно неучитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий.Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимыхгрупп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам,экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должнабыть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должныпредоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредитына инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливатьсяускоренные амортизационные списания и т.п.
Кроме того,при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российскиечерты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди нихможно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятиянескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализациизарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциалаработников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенностибольшинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположнойкартины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровняобразования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании сотсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности вусловиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемостьмалых предприятий к сложной экономической обстановке в условияхдезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной,полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка;почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми исредними предприятиями и др.
Все этиособенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевыхмер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. Приэтом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном,региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органичнодополнять друг друга.
2.3 Зарубежный опыт развития малогобизнеса
После тогокак мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса вРоссии большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. Нафоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться узападных коллег.
 Малый бизнес в Европе составляет основусоциально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половиныобщего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в маломбизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятийсоздано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес вЕвропе стимулирует развитие конкуренции, «вынуждает» крупные компаниивнедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективностьвсей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднегобизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малогопредпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересовгосударства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательскойдеятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственноерегулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства,разработки и реализации целевых программ финансового, технологического,информационного и кадрового содействия развитию малого и среднегопредпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса былиразработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания,Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиямиз разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемыразногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малогобизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и черезспециальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансированиемероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондовЕвросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризиснымусловиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имеявозможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативностали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительнойстепени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления вэкономической сфере.
Сфера малогобизнеса представляет собой уникальный механизм активизациисоциально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе странызанято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которыесоздают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. Приэтом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всехновых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малогобизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. [20] Ввиду известныхособенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокаяприспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребностималых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития,вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации.Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательствав условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывноосуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии сдействующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическоепланирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всехгосударственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральноеагентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развитиямалого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этомдокументе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малогопредпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мергосударственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Этообусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA,так и особой социально-экономической значимостью сектора малогопредпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентствавырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу иболее эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи,возникла необходимость в значительных организационных и технологическихпреобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства.Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело кповышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь,потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как врыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса. [12, с 58-66]
Рассматриваемыйстратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражаетстремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемымпроцессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиесяресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследоваличерты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваютсяновые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениямив экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малогобизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический планразвития малого предпринимательства является основополагающим документом,определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплексамероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегическихцелей: 1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно вдепрессивных районах и на слабо развитых рынках; 2. Предоставлениесвоевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам,некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результатестихийных бедствий; 3. Улучшение деловой среды для малых предприятий; 4.Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с цельюэффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями дляулучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основеповышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшенияисполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов. В своих планахработы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатовдеятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующихпрограмм поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделятьсярасширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организацийко всем программам агентства при одновременном повышении эффективностиуправления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексныхуслуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займутвопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счетвсемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовымресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ посмягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательскойдеятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и ростуколичества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малогобизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращениеиздержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийныхбедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширениевозможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегическогоплана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельностиагентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач итактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнениядля каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий.Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимыересурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так,например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнениястратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общейсложности $703,2 млрд. Общая структурная схема достижения заданныхстратегических целей развития малого предпринимательства и обеспечения оценкидостигнутых результатов, приведена на рис.1.
В рамкахвыполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактическихцелей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениямиагентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители исоисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижениюнамеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всехнамеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействияразличных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планахработ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развитиямалого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативностивыполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив дляобеспечения достижения поставленных стратегических целей (приложение 4). Так, всвязи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальнуюпрограмму, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности напериод до 2010 г. Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения,поставленных стратегических целей. Стратегическая цель № 1. «Расширениеколичества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитыхрынках». В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническаяподдержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплексапрограмм, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционномуфинансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовуюпомощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских ипосреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаряпредоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляютнепосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальнойпрограммы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBAосуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам.Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ попредоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям,осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансированиеинвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций,позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая имдоступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечиваетпоручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место вдеятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой иконсультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного циклапредприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организациибизнеса «с нуля», сопровождаемая постоянными консультациями посовершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшегоразвития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаютсякомплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода избизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBAтакже осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов навыполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Длядостижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёхследующих долговременных задач: 1.1. Усовершенствовать механизм доступа малыхпредприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA дляускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствоватьповышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест. 1.2.Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных вдепрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнембезработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнесав военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил. 1.3.Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью нарынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетныхсредств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов. Стратегическаяцель 2. «Оказание своевременной финансовой поддержки домовладельцам,арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим отстихийных бедствий».
Для поддержкипострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентствомSBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческихорганизаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитовна продолжительные сроки по низким ставкам.
Причём, врамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовуюпомощь пострадавшим на основании представленных ими заявок. Эта программаявляется важнейшим источником экономической поддержки районов, пострадавших отстихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновитьделовую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путёмрешения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного иэффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавшихвследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджетастраны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабовпричинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. иот урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд[21].Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийныхбедствий: — Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованногодвижимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам,предприятиям любого размера и некоммерческим организациям; — Кредиты малымпредприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоленияэкономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полноговосстановления деловой активности. Стратегическая цель 3. «Улучшениеделовой среды для деятельности малых предприятий». Несмотря на огромнуюроль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развитиястраны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственногорегулирования предпринимательской деятельности и больших объёмовбюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнениемразличных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдениявсех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чемкрупные компании.
В этой связи,агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремитсяк усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательскойдеятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малымпредприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многимпредприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств всоздание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработкуинновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBAнамерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи: 3.1. Обеспечитьпредставление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти,одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерногогосударственного регулирования предпринимательской деятельности; 3.2. Ускоритьсоздание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса встране. Стратегическая цель 4. «Обеспечение высокого уровняорганизационного управления в структурных подразделениях агентства SBA». Повышениеэффективности поддержки малого предпринимательства напрямую связано ссовершенствованием системы управления во всех структурных подразделениях агентства.В значительной мере это зависит от уровня квалификации штатных сотрудниковагентства и их мотивации к труду. В условиях ужесточения конкуренции навнутренних и международных рынках, все большее значение приобретаетсвоевременность и адекватность принимаемых мер поддержки малогопредпринимательства, отвечающая динамичным изменениям в социально-экономическойжизни страны. Это диктует высокие требования к обеспечению надёжногоинформационного, технологического и финансового обеспечения взаимодействия всехструктурных подразделений агентства при реализации всего комплекса программподдержки предпринимательства. Для этого необходимо сосредоточить основноевнимание на следующих долговременных задачах: 4.1. Совершенствование политикиподбора персонала и всемерное содействие повышению квалификации специалистов ируководящих работников для обеспечения эффективной и качественной реализациипрограмм поддержки малого предпринимательства. 4.2. Обеспечение безопасностиинформационной среды для осуществления оперативной деятельности всейинфраструктуры агентства SBA. 4.3. Применение прогрессивных методовфинансирования и управления, гарантирующих действенную и эффективную реализациюпрограмм поддержки предпринимательства. Таким образом, несмотря наэкономический кризис, Правительство США, оказывая целевую финансовую поддержкудеятельности агентства SBA, намерено обеспечить выполнение планастратегического развития малого предпринимательства до 2013 г.

Заключение.
На основании вышеизложенного,хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса,было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность вусловиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которыхнемыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнятьниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, безкоторой рыночная экономика невозможна.
В работе полученыследующие результаты:
 - Малый бизнес – этоэкономика государства, мелкие предприятия играют заметную роль в занятости,производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственныхразработках.
 - Сектор МП способен создаватьновые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровнябезработицы и социальной напряженности в стране. — Малое предпринимательствоведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход дляРоссии — это создание такой политики государства, которая была бы направлена нарасширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
— Развитиемалого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальныевласти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают имподдержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящеевремя представляет собой средний класс, который служит базой для стабильногоразвития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого,среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.
На основаниивышеизложенного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можносчитать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играетв экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частьюсоциально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночныхотношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путемоткрытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производствапутем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятносказывается на экономическом росте национальной экономики.

Список используемой литературы
1. Динамика развития малого предпринимательства врегионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М.Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30
2. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитныемеханизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов //Дайджест-финансы. – 2005 — №2. – с. 2-11.
3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия //Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.
4. Егишянц С. Россия не готова к кризису //Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.
5. Заславская, О. Новые программы сделают кредитдоступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49
6. Иванова М. Ситуация в российской экономике:оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.
7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департаментаналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес:vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)
8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса дляроссийского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации //Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.
9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В.,Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основеэкспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования:Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград.гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.
10.   Красавина С. Анализ развития малогопредпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.
11.   Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.
12.   Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малогобизнеса.- М. 2007.с.58-66
13.   Российский статистический Ежегодник 2008,М:. Росгостат 2009
14.   Симонов А.В. Глобальный экономическийкризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. №2. с. 11-12.
15.   Шепеленко Г. И. Объективные основыпротиворечий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д:РГЭУ, 2005. – 205 с.
16.   Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условияхрынка. Ж. «Деньги и кредит», 2008, N 9, с.22-27
17.   Щетинин О. Развитие малого бизнеса вРоссии. М.: Сфера, 2008.с. 5-12
18.   Юрков С.А. Предпринимательство инововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международныеотношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.
19.   Энциклопедия предпринимательства / Под редМ.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006
20.   www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness.html21.    www.prostobiz.ua/kredity/(tag)/zarubezhnyy_opyt

Приложение 1.
Таблица 1.Число малых предприятий по видам экономической деятельности 2005 2006 2007 Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Всего 979,3 100 1032,8 100 1137,4 100 из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8 29,4 2,6 рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2 2,5 0,2 добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4 4,5 0,4 обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0 128,6 11,3 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 4,9 0,4 строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 130,7 11,5 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 45,8 464,6 45,0 510,6 44,9 гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 29,7 2,6 транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 57,3 5,0 из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7 7,8 0,7 финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4 16,1 1,4 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 181,3 15,9 образование 2,7 0,3 2,7 0,3 2,7 0,2 здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 11,6 1,0 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4 27,2 2,4

Приложение 2.
Таблица 2.Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округамРоссийской Федерации
Федеральные
округа Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1
Прирост / сокращение (-)
количества
зарегистрированных МП
на 100 тыс. чел. населения1
за период
01.04.2008- 01.04.2009 КоличествозарегистрированныхМП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ РФ 160,4 -41,7 100,0 Центральный 196,9 -24,9 122,8 Северо-Западный 231,0 0,7 144,0 Южный 119,6 -53,3 74,6 Приволжский 156,2 -47,2 97,4 Уральский 112,6 21,1 70,2 Сибирский 131,0 -100,2 81,7 Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Приложение 3.
Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на МП пофедеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г
Федеральные
округа Среднесписочная численность работников МП1 Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых тыс. чел.
в % к
январю-марту
2008 г. %
Изменение относительно
января-марта 2008 г., п.п. РФ 5 741,7 94,6 12,0 -0,3 Центральный 1 674,5 107,7 12,2 1,3 Северо-Западный 668,8 82,2 12,9 -2,4 Южный 707,7 83,2 12,5 -2,5 Приволжский 1 295,3 91,0 12,6 -0,8 Уральский 402,1 111,5 8,8 1,2 Сибирский 736,3 87,0 11,8 -1,4 Дальневосточный 256,9 117,1 11,4 1,8

Приложение 4
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.