Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Содержание физической культуры, ее формы и функции

Введение
Физическаякультура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества.На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей,представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тожевремя, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством напредыдущих этапах (научные знания о закономерностях физическогосовершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физическоговоспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физическойкультуры, материально-технические достижения и т.п.).
Физическаякультура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфереобщечеловеческой культуры.
Уровеньфизической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяетсястепенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческихспособностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурныхценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многомопределяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смыслеявляется основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностеймалоэффективен.
Общаяхарактеристика работы
1)       Актуальность:физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной деятельностиобщества. Она должна воплощать в себе не только результаты усвоенных«физкультурных» знаний, умений и навыков, достигнутых на основе использованиясредств и методов физической культуры, но и оказывать существенное значение надуховный мир, мир знаний, эстетических вкусов, этических и мировоззренческихнаправлений. Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, изависят они в первую очередь от идейной направленности, от того, какиесоциальные силы её организуют и направляют.
2)       Цель:изучить физическую культуру как часть социального явления и определить еёосновные формы и функции.
3)       Задачиисследования
- Изучитьфизическую культуру как социальное явление.
- Определитьфизическую культуру как движущую силу.
- Рассмотретьформы и функции физической культуры.
4)       Гипотеза: Знанияфизической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствоватьболее эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфическойэстетической жизни общества.
5)       Методыисследования: анализ научно-методической литературы, обобщение

1. Общая характеристикафизической культуры
1.1  Физическая культура каксоциальное явление
Физическая культуравозникла как социальное по своей сущности явление. Хотя её зарождение иразвитие связано с удовлетворением естественных, т.е. природных потребностейчеловека, это не дает оснований ни для сведения физической культуры кбиологическим началам, ни для признания её независимости от основных условийжизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура – продуктсоциального развития. Состояние и характер использования её определяются, вконечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренныхсоциальных отношений.
По данным научной историиобщества, формирование физической культуры шло в органическом единстве струдовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человекаразвитых физических способностей, и сами способствовали их развитию.Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особуюсферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явилиськак бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнениятипа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средстваподготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенноевлияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военныедела.
Скудныесредства существования и ограниченность духовной жизни первобытного обществасуживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношенииона прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна вравной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировалоравные для каждого возможности приобщения к культуре.
Античнаяфизическая культура в некоторых своих проявлениях достигла довольно высокойстепени развития (о чем свидетельством, например, детально разработанная ичетко организованная система военно-физической подготовки в Спарте, Афинах,факт возникновения и большой популярности олимпийских, пифийских, немейских игри других крупных спортивных событий античного мира, которые оказывали влияниедаже на межгосударственные отношения, античные идеалы гармонического,физического развития, воплощенные в до сих пор впечатляющих произведенияхискусства и др.) Однако, её ценности оказались в распоряжении меньшинства.Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующимиклассами приобрели по отношению к большей части общества антигуманные черты. Такоеотношение, хотя и в изменившихся исторических формах, стало по сути, типичным идля последующих общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатациичеловека человеком.
Классоваяограниченность функционирования и развития физической культуры в любомэксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересамигосподствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями,в сохранении которых они кровно заинтересованы.
Досоциалистическийпериод развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь кистории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и естьрезультат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистическихобщественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, онииспользовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались отпоколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма,закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своегокультурного развития.
При исходномопределении понятия физической культуры отмечалось, что она составляетнеотъемлемую сторону как материальной, так и духовной культуры общества.
Какмногогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами,социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуруобраза жизни людей.
Физическаякультура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества.Воздействуя на главную созидательную силу общественного производства –человека, содействуя развитию его естественных жизненных сил и общейдееспособности, она тем самым способствует умножению самого ценного «капитала»общества. Физическая культура связана вместе с тем с различными формамидуховной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.
Особенностиэтих связей вытекают из того, что ряд специфических элементов физическойкультуры, сложившихся в качестве средств и методов воздействия на физическоеразвитие человека, само по себе не обладает классово-надстроечным характером.
На основаниивыше написанного можно сделать вывод того, что физическая культура каксоциальное явление – это составная часть социологической науки и строится наметодологии общей социологии. Суть её заключается в том, что социальная жизнь,к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности ивзаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем,что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благамицивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретаетблагодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура являетсянеотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественногоразвития.
В самом общемвиде социология физической культуры отвечает на вопросы: почему возниклафизическая культура; зачем люди разных возрастов, различныхсоциально-демографических групп занимаются физкультурно-спортивнойдеятельностью; что в результате этих занятий получает каждый человек и обществов целом; чего люди ожидают, к чему стремятся.
1.2  Физическая культура каквид деятельности
Физическая культура какрод деятельности имеет своей специфической основой целесообразную двигательнуюактивность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формамидвигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которойявляются движения, организованные в систему активных, мышечно-двигательныхдействий). Причем в физическую культуру входят не всякие, а лишь такие формырациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наименьшимобразом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечитьнаправленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизироватьсостояние здоровья и работоспособности.
Содержание такойдеятельности человека составляют занятия физическими упражнения, в основекоторых лежат целенаправленные движения. Движения – продукт, определеннымобразом организованной мышечной деятельности, регулируемыми физиологическимимеханизмами, и обеспеченной многочисленными, морфологическими и функциональнымисистемами организма. Целенаправленность движений определяется оперативными,текущими и долгосрочными целями физической деятельности. Целью одногоконкретного упражнения может быть развитие усилия в нужном направлении изаданной величины, перемещение звеньев тела, спортивного снаряда или элементытренажерного устройства. Целью выполнения серии или комплекса упражнений можетбыть приобретение или совершенствование какого-либо физического качества,способности или умения. Цель длительных занятий физическими упражнениями –достижение высокого уровня физического потенциала человека, его двигательных способностей,приобретение навыков правильного выполнения движений, формирование физическогоздоровья, воспитание упорства, трудолюбия, и других важных для личности и дляобщества нравственных качеств и черт характера. Содержание физической деятельностипо своей сути двойственно и противоречиво.
Такая двойственностьопределяется, прежде всего, тем, что по своей природе феномен физическойактивности является одновременно и природным и социальным.
В самом общем видеприродное в физической деятельности определяется тем, что лежащие в её основедвижения человека суть результат деятельности его организма как живой системы.
Как писал выдающийсясоветский физиолог Н.А. Бернштейн, движения «живут и развиваются» и«жизнь» движений становится возможной благодаря вовлечению в процесс ихразвития и реализации всех ресурсов жизнедеятельности нашего организма – от клеткидо коры головного мозга.
Любой двигательный акт,независимо от того, выполняется он под контролем сознания или осуществляется помеханизму безусловного рефлекса, так или иначе сопровождается развертываниемфизиологических механизмов и биохимических процессов обеспечения энергетикидвижения.
Физическая деятельностьчеловека, в конечном счете, направляется на изменение состояния организма, наприобретение нового уровня физических качеств и способностей. Последнее неможет быть достигнуто никакими другим путем, кроме тренировки. Основутренировочного эффекта, его механизм определяет фундаментальное свойство всегоживого, – способность к адаптации, к развитию на основе приспособления квнешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечениижизнеспособности организмов, в обеспечении их выживания и саморазвития принепрерывно изменяющихся состояниях самого организма.
Благодаря реализации впроцессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накоплениечеловеком все новых и новых физических кондиций, мобилизация и развертываниевсе новых и новых внутренних ресурсов организма.
Важным элементомприродной основы содержания двигательной деятельности является генетическаядетерминация значительного числа морфологических элементов аппарата, движенийчеловека и связанных с этим функциональных проявлений при выполнении физическихупражнений.
Для пониманияособенностей социальной организации физической деятельности, правильнойрасстановки акцентов в процессе многолетней индивидуальной физическойподготовки, рационального подбора её средств важное значение имеет знание иучет степени влияния физической тренировки на формирование морфофункциональныхсистем человека.
Современной наукойнакоплен значительный материал по характеру и результатам воздействия занятийфизическими упражнениями на организм человека, его морфофункциональный статус [G].
Так интересные данные овоздействии физической деятельности на организм пожилых были получены В. Saltib и G. Grimby, которые сравнили тригруппы испытуемых в возрасте 50–59 лет. Первая группа состояла из бывшихспортсменов, прекративших занятия 20 лет назад. Вторая – из бывших спортсменовтех же специализаций, продолжавших в этот период регулярно заниматьсяфизическими упражнениями. Третья группа состояла из не занимающихся спортомвообще. Максимальное потребление кислорода составляет 30 мл/мин на килограмм весатела у неспортсмена, 38 мл/мин/кг – в группе бывших спортсменов, прекративших заниматьсяфизическими упражнениями и 53 мл/мин/кг – в группе бывших спортсменов,осуществляемых регулярную двигательную деятельность в течение всей жизни. Какбыло показано P.Schnorr, бывшие спортсмены,продолжавшие регулярные физические тренировки, после уходя из спорта, меньшеболеют сердечно-сосудистыми заболеваниями и реже умирают от этих недугов.
Как видим, регулярнаяфизическая активность оказывает заметное влияние на функциональный статус всостоянии здоровья занимающихся.
В процессе физическойдеятельности происходят существенные изменения морфологического ифункционального порядка; при этом характер влияния неоднозначен для разныхсистем организма и не одинаков в разные периоды онтогенеза.
Выделяются консервативные(ритм развития, линейные размерные признаки, гистологические характеристики) имобильные (функциональные системы, вес), компоненты морфологии и функцииорганизма человека по возможности их изменения с помощью физических упражненийстановится очевидной роль физической деятельности как регулятора и стимулятораморфологического и функционального развития в онтогенезе человека.

2. Содержание физическойкультуры, ее формы и функции
2.1 Функции физической культуры
Специфические функции.Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которыесвойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другаясторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфическихфункциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов иразновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культурев целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства еёвидов (её системно-интегративные функции), и функции, свойственныепреимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям.
Специфические функциифизической культуры в целом заключаются прежде всего в её свойствах,позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательнойактивности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитиеорганизма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечиватьфизическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальныхусловиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят своевыражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качествефактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармоничноразвитой личности.
Жизненно важное значениеэтих функций физической культуры обусловлено тем, что человек формировалсямногие тысячелетия как практически деятельное существо. Двигательная активностьбыла и остается совершенно необходимым условием развития, нормальногофункционирования и самого существования человеческого организма. Если исключитьдвигательную активность или надолго свести её к минимуму, это неизбежнообернется для человеческого организма самыми неблагоприятными последствиями.«Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительноефизическое бездействие» – говорил Аристотель. Не случайно в наше время, когда врезультате прогрессирующей механизации, автоматизации и кибернизациипроизводственных процессов резко сохраняется объем двигательной активности восновной сфере жизнедеятельности человека, всё тревожнее говорят об опасностяхгиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневныйобраз жизни, что предусматривается в подлинно гуманном обществе, является однимиз решающих условий, позволяющих не только исключить отрицательное влияниепроизводственной гиподинамии на физические качества человека, но и направлятьих развитие по руслу всестороннего совершенствования.
Уже говорилось, чтофункции физической культуры специализируются в зависимости от особенностейсоциальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те илииные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физическойкультуры надо, в частности, различать:
- специфическиеобразовательные функции, которые наиболее полно выражены при использованиифизической культуры в общей системе образования для систематическогоформирования жизненного важного фонда двигательных умений, навыков и связанныхс ними знаний (т.е. как фактора физического образования).
- специфическиеприкладные функции, которые выражены, прежде всего, при использованиифизической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности вкачестве фактора профессионально прикладной физической подготовки.
- «спортивные»функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где онипроявляются в том, что физическая культура служит фактором достижениямаксимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных сними возможностей человека.
- Специфическиерекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выраженыпреимущественно при использовании физической культуры в сфере организациидосуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется какдейственный фактор борьбы с утомлением, восстановления временно утраченныхфункциональных возможностей человека.
Существенно, чтореализация любой из этих функций физической культуры объективно связана своздействием не только на физические качества человека, но и на его психическиеи личностные качества. Специфические функции физической культуры поэтомупрактически неотделимы от её общекультурных функций.
Общекультурные,общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физическойкультуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом,проявляются, так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся, вчастности. Эстетические, нормативные и информационные функции.
Эстетические функциифизической культуры непосредственно связаны с её свойствами, позволяющимиудовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общемгармоническом развитии.
Нормативные функциифизической культуры состоят в том, что в её содержании в связи с практикойиспользования её в обществе вырабатываются определенные нормы, которые имеютрегламентирующее значение и оценочное значение, – нормы физическойподготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общиекритерии физического совершенства, правила формирования физических нагрузок ит.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровняфизической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическоеразвитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования.Получая широкое распространение и общее признание, они оказывают существенное влияниена отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают еёиспользование в интересах общества и личности.
Говоря об информационныхфункциях физической культуры, имеют в виду её немаловажную роль в накоплении,распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке,человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.
Духовные и материальныеценности, создаваемые в области физической культуры, являются носителямисущественной информации, прежде всего, о достижениях человека всовершенствовании своих собственных природных качеств. Но не только это, внепосредственной связи с физической культурой создаются эстетические и другиедуховные ценности, развиваются различные отрасли знания, воплощающие важнуюнаучную информацию.
В общей системесоциальных факторов целенаправленного формирования личности использованиефизической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всеговоспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые физическойкультурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретныйэффект, достигаемый посредством использования её в собственно воспитательныхцелях, зависит не только и не столько от её специфических свойств, сколько отсоциальной направленности всей системы воспитания.
2.2 Компоненты и формыфизической культуры
Физическую культуру можноподразделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностямсоответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе.Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенноготипа. Наиболее крупными из них являются:
- базоваяфизическая культура;
- спорт(в той части, в какой от относится в физической культуре);
- профессиональноприкладная физическая культура;
- оздоровительно-реабилитационнаяи «фоновая» физическая культура.
Фактически эти компонентыне только взаимосвязаны, но и от части совпадают. Вместе с тем они имеют вполнеопределённые различия как по функциям, так и по структуре.
Базовая физическаякультура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физическойкультуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающегопоколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечениябазового уровня общей физической подготовленности. Целевой результат,достигаемый на основе использования физической культуры в этом направлении,заключается таким образом в базовой физической подготовленности. Она называетсябазовой в том смысле, что во-первых, характеризуется приобретением основного фондажизненно важных двигательных умений и навыков, наряду с необходимым в жизниуровнем общего разностороннего развития физических способностей. Во-вторых,является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в тойили иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.п.).Обеспечить такой результат позволяет базовая физическая культура, в этомвыражается её специфическая функция.
Основную форму или видбазовой физической культуры называют «школьной физической культурой». Под нейподразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом вобщеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где еёприменение направлено на то, чтобы заложить основы общего физическогообразования, сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательныхумений, навыков и связанных с ними знаний; обеспечить разностороннее развитиефизических и непосредственно связанных с ними психологических качеств,оптимизировать состояние здоровья – словом, гарантировать уровень физической иобщей дееспособности.
Важными элементамишкольной физической культуры являются, в частности: аналитическая «школадвижения», система упражнений, рассчитанных на освоение основных способоврационального использования своих сил для перемещения в пространстве,преодоление препятствий и оперирование с предметами и др. [10]
Педагогическийорганизованный многолетний процесс использования базовой физической культуры вобразовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного(базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболеепоследовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципыоптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные условия для егопедагогически оправданной организации.
Базовая физическаякультура не ограничивается лишь школьной формой. Её конкретная направленность,содержание и способы использования изменяются в зависимости от этаповвозрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим надоразличать пролонгирующие разновидности базовой физической культуры(пролонгировать – продлевать действие). В образе жизни взрослого населения онииграют основную роль в дальнейшем повышении уровня базовой физическойподготовленности и возможно длительном сохранении достигнутой общей физическойдееспособности, в том числе тогда, когда начинает сказываться влияниевозрастной эволюции организма. Такие компоненты базовой физической культурыпредставлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физическойподготовке и общекондиционной тренировке различных континентов населения.
Спорт как компонентфизической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось вкачестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупностикрупную её часть. По сравнению с другими её компонентами спорт предоставляетнаибольшие возможности для поступательного развития физических качеств инепосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той илииной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации [7].
Конкретной, наглядновоспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение возможновысокого спортивного результата, выраженного в общепринятых критериях – в мерахвремени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемыхв баллах, очках и т.п. Через достижение этой «внешней» цели достигаются и болеесущественные результаты, воплощаемые в совершенствовании человеческих качеств,способностей.
Функции спортанеодинаково выражены в различных разделах спортивного движения – спорте высшихдостижений, и массовом спорте.
Спорт высших достиженийориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов,включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этомнаправлении спортивного движения, в полной мере выражена роль спорта какдеятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей [9].
Базовый спортобеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из основных частейбазовой физической культуры он широко используется для повышения и сохраненияобщей физической подготовленности. Существенно при этом, что спортивные занятиястроятся в решающей зависимости от основной – учебной или профессиональнотрудовой деятельности. Причем затраты времени и сил на спорт лимитируются темжестче, чем больше их требует основная деятельность.
Из большого числа людей,вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достиженийпереходит сравнительно небольшая часть. Это обусловлено тем, что не каждыйнаделен спортивной одаренностью, позволяющих подняться на уровень абсолютныхдостижений в спорте, но каждый при соответствующих условиях может получитьпользу, став участником массового спортивного движения [1].
Профессионально-прикладнаяфизическая культура. Она подразделяется насобственно-профессионально-прикладную и военно-прикладную. Особенности этихкомпонентов физической культуры определяются тем, что они включены в системуспециальной подготовки человека к конкретной деятельности, становящейся основойдля него, а также непосредственно в сферу данной деятельности, гдефункционируют в прямой зависимости от её специфических условий и требований.Профессионально-прикладная физическая культура направлена таким образом насоздание предпосылок успешного освоения той или иной профессии, на оптимизациюпрофессиональной деятельности и её воздействия на человека.
Планомерно организованныйпроцесс специально направленного использования физической культуры дляформирования двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии,и для развития профессионально важных способностей составляетпрофессионально-прикладную физическую подготовку. По существу – это прикладно-профилированныйпроцесс физического воспитания, который организуется в специальных учебныхзаведениях и в ряде других учреждений и организаций. Непосредственно в сферетруда факторы физической культуры применяются в соответствии с требованиямиоптимальной организации трудовых процессов, в зависимости от характера труда,условий его производительности и особенностей воздействия на человека. В силуэтого физическая культура на производстве приобретает специфические черты –черты производственной физической культуры, состав включаемых в нее средстввзаимодействия, методы и весь порядок их применения в значительной мере зависятот закономерностей оптимизации трудового процесса.
Оздоровительно-реабилитационнаяфизическая культура. Это специфический раздел физической культуры выделился наоснове специально направленного использования физических упражнений, в качествесредств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных илиутраченных впоследствии заболеваний, травм, переутомления и других причин.Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось,судя по историческим сведениям, ещё в древней медицине и к настоящему временипрочно вошло в систему здравоохранения, преимущественно в виде лечебнойфизической культуры. Современная ЛФК включает довольно обширный комплекссредств и методов, специализированных в зависимости от характера заболеваний,травм или других нарушений функций и форм организма.
Определились также режимынагрузки – так называемые двигательные режимы, характерные для ЛФК (щадящий,тонизирующий, тренирующий), и типичные организационно-методические формы еёприменения [12].
В последнее времяускоренно разрабатывается система мер спортивно-реабилитационного характера идругие элементы оздоровительно-реабилитационной физической культуры.Спортивно-реабилитационные меры органически входят в систему подготовкиспортсмена, где они играют важнейшую роль в восстановлении функциональных иприспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженныхтренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидацииспортивных травм. Физкультурные оздоровительно реабилитационные меры входят всистему научной организации труда, занимая свое место в производственнойфизической культуре и связанной с нею комплекса профилактических мер.
«Фоновые» виды физическойкультуры. Под этим условным названием объединены так называемые гигиеническаяфизическая культура, включенная в рамки повседневного сбыта, и рекреативнаяфизическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активныйтуризм, охота). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательнойактивности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего,относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и егонормализации на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния,способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» дляосновной жизнедеятельности.

Заключение
1. Физическаякультура возникла как социальное по своей сущности явления. Как и культура вцелом, физическая культура – продукт социального развития.
Физическаякультура как социальное явление – это составная часть социалистической науки, истроится на методологии общей социологии. Суть заключается в следующем, чтосоциальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результатсовместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура являетсянеотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественногоразвития.
2. Физическаякультура как род деятельности имеет своей основой целесообразную двигательнуюактивность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формамидвигательной деятельности (существенными моментами которой является движения,организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). Причем вфизическую культуру входят не всякие, а лишь такие формы рациональнойдеятельности, которые позволяют в принципе наилучшим образом сформироватьнужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитиежизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья иработоспособности.
3. Функциифизической культуры.
Выделяютспецифические и общекультурные функции физической культуры.
Кобщекультурным функциям относятся:
- Эстетические
- Нормативные
- Информативные
Специфическиефункции физической культуры – это лишь те функции, которые свойственны в полноймере только ей как стороне культуры. К ней относятся
- Специфическиеобразовательные функции
- Специфическиеприкладные функции
- «спортивные»функции
- Специфическиерекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции
4. Физическуюкультуру можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностямсоответствуют различным направления и сферам ее использования в обществе.
Наиболеекрупными являются:
- Базоваяфизическая культура
- Спорт(в той части, в которой он относится к физической культуре)
- Профессионально-прикладнаяфизическая культура
- Оздоровительно-реабилитационнаяи «фоновая» физическая культура.
физический культура

Литература
1. Введениев теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.:«Физкультура и спорт», 1983, – 128 с.
2. Бальсевич,В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. –М.: «Физкультура и спорт», 1988 – 208 с.
3. Теорияи методика физического воспитания / Под ред. Б.М. Шияна. – М.:«Просвещение», 1968 – 224 с.
4. Лубышева,И.И. Социология физической культуры и спорта / И.И. Лубышева. – М.:«Академия», 2001. – 240 с.
5. Морозов,В.И. Спорт, общество, человек / В.И. Морозов. – Мн.: 1996. – 112 с.
6. Теорияи методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: «Физкультура испорт», 1991 – 543 с.
7. Барчунов,И.С. Физическая культура / И.С. Барчунов. – М.: Юнити-Дана, 2003. –255 с.
8. Городилин,С.К. Основы общей теории физической культуры / С.К. Городилин. –Гродно, 1996. – 716 с.
9. Евсеев,Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов Н/д: Феникс, 2002. –384 с.
10.  Лукьяненко, В.П. Физическаякультура: Основы знаний. Учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. – М.: Советскийспорт, 2003. – 224 с.
11.  Основы теории и методикифизической культуры: В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж идр. / Под ред. А.А. Гужановского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 351 с.;
12.  Теория и методикафизической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курямшина. – М.: Советскийспорт, 2003. – 464 с.;
13.  Еншин, М.М. Социологияфизической культуры и спорта / М.М. Еншин. – Мн.: 1995, – 273 с.;
14.  Морозов, В.И. Социологияфизической культуры и спорта / В.И. Морозов. – Мн.: 1989, – 63 с.;
15.  Социология физическойкультуры и спорта: Сост. С.Т. Кавецкий, Е.В. Скакун. – Брест: БрГУим. А.С. Пушкина, 2003. – 29 с.;
16.  Теория и методикафизического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.;
17.  Классическая теорияфизической культуры / С.Д. Бойченко. – Мн.: Лазурок, 2002. – 312 с.;
18.  Лубышева, Л.И. Концепцияформирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: 1992. –1196 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.