Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Министерство РФ по связи иинформатизацииСибирский Государственный УниверситетТелекоммуникаций и ИнформатикиКафедра физического воспитанияРеферат
На тему:
«Составление комплексовупражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»
Выполнил: студент группы С-08 ХХХ
Проверил: Войтенко Л. Д.Новосибирск 2003

Содержание:1. Введение 3 стр. 2. Что такое опорно-двигательный аппарат? 4 стр. 3. В чём причины заболевания? 6 стр. 4. Что делать? 7 стр. 5. Список использованной литературы 11 стр.

1.  Введение.
Вданном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат,как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будутприведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепостисуставов, силы мышц.

2.  Чтотакое опорно-двигательный аппарат?
«Опорно-двигательныйаппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями,которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости исуставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играютведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строениекостей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение,сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работеопорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека присжатии  выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти неуступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящисуставов.
Скелетныемышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённомположении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве иотдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельноститесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельностьобеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение суставаизменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числепротивоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным,одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия.Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательныхактов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).
Скелетныемышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но исвоеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальныенервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различныхуровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл:импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие подвигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемыерецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементесистемы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и ихкоординацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различнымиразделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечениивзаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре большихполушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная ичувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждоймышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобнаявзаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организмфакторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениямиможет быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действияформируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилийчеловека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмывысшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмовуправления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействияопорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекциядвигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакцииосуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику ивзаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временнойорганизации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярныйанализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положениятела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию изокружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекциидвигательных реакций.» [1, 103]

3.  Вчём причины заболевания?
Основнойиз причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостатокдвигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активнойзаменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортныхсредств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и системорганизма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения,атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.» [1, 103]
«Упожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур иопорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушаетсякоординация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникаетнекоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженнойформе у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.» [1, 103]
«Отсутствиедвигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обменавеществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкиеплечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.»[2, 144]
«Отсутствиедостаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлениюсуставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлениюболевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.»[2, 144-145]

4.  Чтоделать?
«Занятиефизическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани,способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляютпозвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуютрасширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.
Главнаяфункция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют рольдемпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющихпроизводить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы присистематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются,повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличиваетсягибкость.» [2, 144]
«Приработе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависитот количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также отэластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическаятренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества иутолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.
Подсчитано,что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многиескелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волоконвсех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они моглибы развить силу в 25 000 кгм.» [2, 145]
Основнойфизкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппаратаявляется лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики,ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебнаягимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.
Первыев свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическомупринципу, — для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активностибольного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённойконечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или присодействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностьюсамим больным.» [1, 228]
Исходяиз всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеванияхопорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнениянаправленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.
Дляповышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:
-             «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистямивверх, вниз, внутрь, наружу.
-             исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистямивверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.
-             исходное положение – руки вперёд. Круговые движения влучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.
-             исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево инаправо с различным положением рук (в стороны, вверх).
-             исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.
-             исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влевои вправо.
-             исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ногвлево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.
-             исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.
-             исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд докасания пола руками.
-             исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд,руки к носкам.» [3, 11]
«Упражнениядля мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходныхположений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движенияв стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так исогнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могутшироко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ноги туловища и т. д.).
Упражнениядля мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, поворотыголовы и вращательные движения.
Упражнениядля мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющихсгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, атакже отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми исогнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки,приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, спродвижением вперёд и др.
Упражнениядля мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это восновном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они изисходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др.После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должноследовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Этоподнимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистыедвижения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками,расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами инекоторые другие.» [3, 7-8]
«Упражнениядля воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышцног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей телапри работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специальноподобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгиегоды.
-             исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх — назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
-             исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд,подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.
-             исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклонвлево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.
-             исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках,руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.
-             исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4.Исходное положение.
-             исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастическойстенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходноеположение.» [3, 10-11]

5.  Списоклитературы:
1.             «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И.,Москва: «Медицина», 1993 год.
2.             «Физическое воспитание», учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В.А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.
3.             «Группы здоровья», 2-ое издание, Рубцов А. Т., Москва: «Физкультура испорт», 1984 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.