Реферат по предмету "Банковское дело"


Страховое законодательство и его основные положения

Страховое законодательство и его основныеположения
Страхование представляетсобой систему отношений по защите имущественных интересов физических июридических лиц, личных неимущественных интересов физических лиц путемформирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых этимилицами, денежных фондов, предназначенных для выплаты страховых сумм ивозмещения убытков при наступлении страховых случаев.
Страхование можетосуществляться в формах обязательного и добровольного страхования.
Страхование являетсяобязательным, если это предусмотрено законодательными актами РеспубликиБеларусь. В остальных случаях страхование является добровольным.
Виды, условия и порядокпроведения обязательного страхования определяются законодательными актамиРеспублики Беларусь об обязательном страховании.
Операции по обязательномустрахованию проводятся государственными страховыми организациями, если законодательствомне предусмотрено иное. Государство гарантирует выплату страхователям страховыхкомпенсаций или страховых сумм по обязательным видам страхования принаступлении страховых случаев, если страхование проводилось государственнойстраховой организацией.
Условия добровольногострахования определяются договором сторон в соответствии с законодательством.
Страхование регулируетсяГражданским кодексом Республики Беларусь, актами Президента РеспубликиБеларусь, а также иными нормативными правовыми актами.
Объектом страхованияпризнаются имущество, жизнь, риск и другие объекты, с которыми связаныстраховые интересы: имущественные интересы юридических и физических лиц, атакже личные неимущественные интересы физических лиц.
Страховой интерес долженсуществовать в момент заключения договора страхования.
Страховой интерес — мераматериальной заинтересованности в страховании.
Имущественный интересвыражается в получении стоимости застрахованного имущества.
Личный неимущественныйинтерес заключается в получении страховой суммы в случае наступления событий,обусловленных договором страхования.
Страхователями признаютсясубъекты гражданского права, заключившие со страховщиками договоры страхованиялибо являющиеся страхователями в силу законодательного акта и уплачивающиестраховые взносы (страховые премии).
Страхователи вправезаключать со страховщиками договоры страхования в своих интересах, а также винтересах иных субъектов гражданского права (выгодоприобретателей).
Страховщиками (страховымиорганизациями) признаются коммерческие организации, созданные для осуществлениястраховой деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) наосуществление страховой деятельности. Общество взаимного страхования можетосуществлять деятельность в качестве страховщика при страховании интересов лиц,не являющихся участниками общества, если такая деятельность предусмотрена егоучредительными документами и оно образовано в форме коммерческой организации,имеет полученную в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) наосуществление страховой деятельности.
Юридические лица РеспубликиБеларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность натерритории Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь и постояннопроживающие в Республике Беларусь лица без гражданства страхуют своиимущественные интересы в Республике Беларусь только у страховщиков, имеющихправо осуществлять страховую деятельность в Республике Беларусь.
Иностранные граждане,проживающие на территории Республики Беларусь, вправе страховать своиимущественные интересы в Республике Беларусь у страховщиков, имеющих правоосуществлять страховую деятельность в Республике Беларусь, если иное неустановлено законодательством.
Заключение и выполнениедоговора страхования может осуществляться через страховых посредников (агентови брокеров).
Страховой агент являетсяпредставителем страховщика, которому последний поручает на основании контрактаот имени страховщика за определенное вознаграждение осуществление страховойдеятельности.
Обязательства, принятыеагентом в пределах полученных полномочий от имени страховщика, выполняютсяпоследним, как если бы они были приняты им самостоятельно.
Страховой брокер являетсянезависимым посредником, осуществляющим свою деятельность на основаниисоглашений со страхователями и страховщиками.
Посредническая деятельностьпо страхованию, связанная с заключением договоров страхования от именииностранных страховых организаций, на территории Республики Беларусь недопускается, если межгосударственными соглашениями с участием РеспубликиБеларусь не предусмотрено иное.
Страховой случай — предусмотренное договором страхования или законодательством событие, принаступлении которого у страховщика возникает обязанность произвести страховуювыплату страхователю (выгодоприобретателю).
Страховым риском являетсяпредполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладатьпризнаками вероятности и (или) случайности его наступления.
Страховая выплата — суммаденежных средств, выплачиваемая страхователю (выгодоприобретателю) принаступлении страхового случая. При имущественном страховании и страхованииответственности страховая выплата производится в виде страхового возмещения,при личном страховании — в виде страхового обеспечения.
Страховой суммой (лимитомответственности) является установленная законодательством или договоромстрахования денежная сумма, в пределах которой, если иное не предусмотренозаконодательными актами, страховщик обязан произвести страховую выплату принаступлении страхового случая.
Страховая стоимость — действительная стоимость имущества или предпринимательского риска. При этомстраховой стоимостью для имущества считается его действительная стоимость вместе нахождения в день заключения договора страхования, дляпредпринимательского риска — убытки от предпринимательской деятельности,которые страхователь понес бы при наступлении страхового случая.
При страховании имуществаили предпринимательского риска, если договором страхования не предусмотреноиное, страховая сумма не может превышать его страховой стоимости. Стороны немогут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную в договорестрахования, за исключением случаев, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключениядоговора своим правом на оценку страхового риска, докажет, что он был умышленновведен в заблуждение страхователем.
Не допускается заключениедоговора страхования имущества, в котором страховая сумма превышаетдействительную стоимость имущества на момент его заключения.
При превышениидействительной стоимости имущества договор страхования имущества илипредпринимательского риска является ничтожным в той части страховой суммы,которая превышает действительную стоимость имущества на момент его заключения.
В случае, когда страховаясумма по договору страхования имущества меньше его страховой стоимости, выплатастрахового возмещения производится в размере, пропорциональном отношениюстраховой суммы к страховой стоимости, если в соответствии с законодательствомусловиями договора страхования не предусмотрено иное.
Если страхователь заключилдоговоры страхования имущества с несколькими страховщиками на сумму,превышающую в совокупности страховую стоимость имущества (двойное страхование),то страховое возмещение, получаемое им от всех страховщиков, не может превышатьстраховой стоимости данного имущества. При этом каждый страховщик выплачиваетстраховое возмещение в размере, пропорциональном отношению страховой суммы позаключенному им договору к общей сумме по всем заключенным страхователемдоговорам страхования указанного имущества.
Страховое возмещение неможет превышать страховую сумму (лимит ответственности), установленнуюзаконодательством или договором страхования, если иное не предусмотренозаконодательными актами.
В договоре страхованияответственности страховая сумма определяется сторонами по их усмотрению сучетом специфики, характера и объема деятельности страхователя, характераущерба, который может быть причинен, максимально возможной суммы ущерба, атакже норм о договорной и внедоговорной ответственности, содержащихся взаконодательстве.
В договоре личногострахования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению состраховщиком. Страховое обеспечение выплачивается страхователю (выгодоприобретателю)независимо от сумм, причитающихся ему по другим договорам страхования, а такжепо социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещениявреда. При этом страховое обеспечение, причитающееся указанному в договоревыгодоприобретателю в случае смерти страхователя, не входит в составнаследства.
Страховым взносом (страховойпремией) является плата за страхование, которую страхователь обязан внестистраховщику в соответствии с договором страхования или законодательством.
Страховой тариф представляетсобой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы с учетом объектастрахования и характера страхового риска, если иное не установленозаконодательными актами об обязательном страховании.
Страховой тарифустанавливается:
● по обязательным видам страхования — законодательными актами обобязательном страховании или в предусмотренном ими порядке;
● по видам добровольного страхования — страховыми организациями посогласованию с Министерством финансов.
Объект страхования можетбыть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками. Приэтом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанностикаждого страховщика, выступающего в качестве стороны по такому договору. Вслучае нарушения этого требования страховщики солидарно отвечают передстрахователем (выгодоприобретателем) за выплату страхового возмещения илистрахового обеспечения.
Перестрахованием являетсястрахование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договоромусловиях риска выполнения части своих обязательств у другого страховщика(перестраховщика). Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор оперестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме всоответствии с договором страхования.
Государственноерегулирование страховой деятельности осуществляется Президентом РеспубликиБеларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством РеспубликиБеларусь, Министерством финансов и иными государственными органами в пределахих компетенции.
Государственноерегулирование страховой деятельности производится путем определения:
● основных направлений государственной политики в области страховойдеятельности;
● порядка страховой деятельности в Республике Беларусь;
● процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховыхорганизаций;
● порядка лицензирования страховой деятельности;
● правил и принципов страхования, перестрахования, тарифнойполитики;
● требований к формированию, размещению, использованию страховыхрезервов и других фондов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховыхорганизаций.
Президент РеспубликиБеларусь:
— определяет основныенаправления государственной политики в области страховой деятельности;
— вводит новые видыобязательного страхования;
— осуществляет иныеполномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Правительство РеспубликиБеларусь:
— разрабатывает основныенаправления государственной политики в области страховой деятельности иобеспечивает их реализацию;
— утверждает республиканскиепрограммы развития страховой деятельности, а также меры ее государственнойподдержки, обеспечивает их выполнение;
— осуществляет в областистраховой деятельности иные полномочия в соответствии с законодательнымиактами.
Министерство финансов какреспубликанский орган государственного управления в пределах своей компетенции:
— проводит государственнуюполитику в области страховой деятельности;
— осуществляетгосударственную регистрацию страховых организаций, обществ взаимногострахования, включая организации с участием иностранных инвесторов в РеспубликеБеларусь, страховых брокеров;
— выдает страховыморганизациям, обществам взаимного страхования и страховым брокерам специальныеразрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности;
— обеспечивает единообразноеведение страховщиками учета и отчетности, формирование страховых резервов;
— принимает нормативныеправовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, регламентирующиедеятельность страховых организаций, страховых брокеров и объединенийстраховщиков;
— обобщает практикустраховой деятельности, дает страховым организациям, страховым брокерам,объединениям страховщиков разъяснения по вопросам применения законодательства остраховании, разрабатывает предложения о совершенствовании этогозаконодательства;
— представляет РеспубликуБеларусь в международных организациях по вопросам страховой политики;
— осуществляет иные функциигосударственного регулирования в соответствии с законодательством.
Страховые организации, в томчисле с иностранными инвестициями, и страховые брокеры подлежат государственнойрегистрации в Министерстве финансов.
Государственная регистрациястраховых организаций, а также внесение изменений и дополнений в ихучредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательствомо государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, с учетом особенностей, определенных настоящим Положением.
Для государственнойрегистрации страховых организаций наряду с документами, представляемыми всоответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лици индивидуальных предпринимателей, в Министерство финансов направляютсясведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей,их заместителей и главных бухгалтеров этих организаций.
Профессиональная пригодностькандидатов на указанные должности определяется в порядке, установленномМинистерством финансов.
Основаниями для отказа вгосударственной регистрации страховой организации наряду с основаниями,предусмотренными законодательством о государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, являются:
— неподтверждение вустановленном порядке происхождения собственных денежных средств учредителей(участников) для внесения в уставный фонд страховой организации (по заключениюаудиторской организации или финансового органа);
— профессиональнаянепригодность кандидатов на должности руководителя, его заместителей и главногобухгалтера страховой организации.
Отказ в государственнойрегистрации страховой организации может быть обжалован в судебном порядке.
Государственная регистрацияобъединений страховщиков осуществляется в порядке, определяемомзаконодательными актами, с уведомлением Министерства финансов.
Руководителям, ихзаместителям и главным бухгалтерам страховых организаций и их обособленныхструктурных подразделений, страховых брокеров — юридических лиц запрещаетсявыполнять оплачиваемую работу (деятельность), не связанную с трудовымиобязанностями по месту основной работы, за исключением научной и преподавательскойдеятельности.
Прием на работуруководителя, его заместителей и главного бухгалтера страховой организации,страхового брокера, прошедших государственную регистрацию, производится послеподтверждения Министерством финансов их профессиональной пригодности, аувольнение — с уведомлением этого органа.
Страховые организации истраховые брокеры создают филиалы и представительства в Республике Беларусь впорядке, устанавливаемом Министерством финансов.
Создание страховымиорганизациями и страховыми брокерами за пределами Республики Беларусьобособленных подразделений, а также участие в создании иностранных страховыхорганизаций или страховых брокеров — организаций осуществляются с разрешенияМинистерства финансов в порядке, предусмотренном законодательством.
Страховые организацииприобретают право на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, астраховые брокеры — на страховое посредничество со дня получения специальногоразрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности.
Деятельность страховыхорганизаций, страховых брокеров, осуществляемая без лицензий, являетсянезаконной, а доход, полученный от данной деятельности, и штраф в размере этогодохода подлежат взысканию в республиканский бюджет в порядке, определенномзаконодательством.
В целях обеспечениясоблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развитиястраховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций игосударства Министерством финансов и его территориальными органами осуществляетсягосударственный надзор за страховой деятельностью на территории РеспубликиБеларусь.
Министерство финансовосуществляет:
— надзор за соблюдениемстраховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиковтребований законодательства о страховании, включая контроль за обоснованностьюстраховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых организаций;
— в пределах своейкомпетенции надзор за выполнением страховыми организациями и страховымиброкерами законодательства об оплате труда;
— определение порядкавнесения вкладов в неденежной форме в уставные фонды страховых организацийучредителями (участниками) этих организаций;
— согласование учебныхпрограмм по страхованию и иных программ по подготовке, переподготовке иповышению квалификации кадров для страховых организаций в высших и среднихспециальных учебных заведениях;
— контроль за финансовымсостоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в томчисле за соблюдением следующих нормативов:
— структуры и минимальногоразмера уставного фонда;
— соотношений междуфинансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;
— платежеспособности ифинансовой устойчивости;
— структуры и размеровтарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчисленийв гарантийные фонды и фонды предупредительных мероприятий;
— иных нормативов,установленных в соответствии с законодательством;
— другие функции, отнесенныев соответствии с законодательством к его компетенции.
При осуществлениигосударственного надзора за деятельностью страховых организаций Министерствофинансов вправе:
— проводить проверкисоблюдения страховыми организациями, их обособленными структурнымиподразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства остраховании;
— давать страховыморганизациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания обустранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных им лицензийдо устранения этих нарушений;
— в случаях, предусмотренныхзаконодательством, принимать решения об аннулировании специального разрешения(лицензии) у страховых организаций, страховых брокеров;
— за нарушениязаконодательства о страховании применять к страховым организациям, страховымброкерам, их должностным лицам санкции в соответствии с законодательством;
— принимать решения оназначении временного руководителя страховой организации;
— принимать решения оликвидации страховой организации, страхового брокера — юридического лица, атакже о прекращении деятельности страхового брокера — индивидуальногопредпринимателя, в том числе и в случае аннулирования специального разрешения(лицензии) на осуществление страховой деятельности у страховой организации,страхового брокера, а также в иных случаях, установленных законодательными актами;
— обращаться в хозяйственныйсуд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховойорганизации, страхового брокера;
— приостанавливать доназначения временного руководителя операции страховой организации по расчетными другим счетам в банках при осуществлении ею деятельности без лицензии, атакже деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо присистематическом нарушении указанной организацией требований законодательства остраховании;
— получать от страховых организаций,страховых брокеров установленную отчетность по страховым, перестраховочнымоперациям и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информациюоб их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функцийнадзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации вбанки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим ифизическим лицам;
— при необходимостиназначать проведение аудиторской проверки, привлекать экспертов за счет средствстраховой организации, страхового брокера;
— осуществлять иныедействия, предусмотренные законодательством.
Страховые и перестраховочныеорганизации несут ответственность за нарушения законодательства о страховании,выразившиеся в:
— осуществлении страховых(перестраховочных) операций в иностранной валюте при отсутствии у нихспециальных разрешений (лицензий);
— несоблюдении нормативныхразмеров соотношений между финансовыми активами и принятыми страховымиобязательствами либо превышении нормативов ответственности по договорамстрахования, предусмотренных в установленном порядке;
— несоблюдении принципадобровольности при заключении договоров страхования;
— необоснованной выплате илиотказе в выплате страхового обеспечения и (или) страхового возмещения;
— осуществлении деятельностифилиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений безсоответствующей регистрации их в Министерстве финансов;
— занятии деятельностью, непредусмотренной частью первой пункта 28 настоящего Положения;
— несоблюденииустановленного порядка образования и размещения страховых резервов, а такженецелевом их использовании;
— несоблюдении правил илиусловий страхования, согласованных с Министерством финансов, невыполнении егопредписаний;
— несоблюдении страховщикамиреспублики установленного порядка заключения договоров перестрахования;
— превышении нормативарасходов на ведение дела.
Санкции к страховыморганизациям, страховым брокерам и их должностным лицам за указанные нарушениязаконодательства применяются уполномоченными должностными лицами Министерствафинансов.
Реорганизация и ликвидация(прекращение деятельности) страховой организации, страхового брокера иобъединения страховщиков осуществляются в соответствии с законодательством.
При ликвидации страховойорганизации выполнение ее обязательств перед страхователями производится вовнеочередном порядке за счет средств страховых резервов и уставного фонда, апри их недостатке — за счет средств гарантийных фондов.
Споры, вытекающие изотношений по страхованию и государственному регулированию страховойдеятельности, разрешаются в судебном порядке в соответствии сзаконодательством.
За необоснованный отказ ввыплате, необоснованную или несвоевременную выплату страхового возмещения илистрахового обеспечения, а также за нецелевое использование страховых резервов ииные нарушения законодательства о страховании страховая организация несетответственность в порядке, установленном законодательством.

Задача
Расcчитать резерв незаработанной премии (РНП) пометоду “prorate temporis” по 1-ой учетной группе на 31.12.Договоры Базовая страховая премия Срок действия договора (в днях) Число дней с момента вступления договора в силу на отчетную дату Число дней по которым истекла ответственность СК на отчетную дату (в днях) Незаработанная премия 1 225000 365 356 2 420000 365 256 3 490000 245 214 4 600000 184 153 5 1920000 182 90 Итого: х х х Всего РНП:
Решение:
Резерв незаработанной премии (РНП) рассчитывается отдельно покаждому договору по формуле:
/>
НПi — незаработанная премия по i-му договору;
Тбi — базовая страховая премия по i-му договору;
ni — срок действия i-го договора в днях;
mi — число дней с момента вступления i-го договора всилу до отчетной даты.
Рассчитаем незаработанную премию по каждому договору:

/>
/>
/>
/>
/>Договоры Базовая страховая премия Срок действия договора (в днях) Число дней с момента вступления договора в силу на отчетную дату Число дней по которым истекла ответственность СК на отчетную дату (в днях) Незаработанная премия 1 225000 365 356 9 5547,95 2 420000 365 256 109 125424,66 3 490000 245 214 31 62000 4 600000 184 153 31 101086,96 5 1920000 182 90 92 970549,45 Итого: 3655000 х х х х Всего РНП: 1 264 609,02

Список использованных источников
1. Страховоедело: Учеб. пособие/ М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; под. ред.М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 286 с.
2. Декрет президента Республики Беларусь от 28сентября 2000 г. N 20 о совершенствовании регулирования страховой деятельностив Республике Беларусь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соціальний захист прав дітей, як складова діяльності соціального педагога
Реферат Развитие винного туризма в странах Европы
Реферат The Cathedral Essay Research Paper
Реферат Зовнішня політика країн балтії в контексті розширення ЄС та НАТО
Реферат General George S Patton Essay Research Paper
Реферат Понятие центров ответственности , их квалификация
Реферат History Of Charles W Chesnutt Essay Research
Реферат Ислам и модернизация в Турции
Реферат Hope Against Racism Essay Research Paper He
Реферат Физкультурно-спортивные сооружения для людей с ограниченными возможностями
Реферат Малое предпринимательство в здравоохранении
Реферат Закономерности и особенности формирования и развития трудового коллектива предприятия
Реферат Термоиндикаторы. Обзор
Реферат История становления социальной педагогики в России
Реферат Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы