Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Система социального туризма в РФ: история и современность

КУРСОВАЯРАБОТА
СИСТЕМАСОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1Развитие социального туризма в России
1.2Развитие социального туризма на региональном уровне
ГЛАВАII. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Правовые основысоциального туризма в России
2.2 Регулированиесоциального туризма на региональном и муниципальном уровнях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности вРоссийской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ сказано: «туризм социальный –туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств,средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых врамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [2].
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируетсяс клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественныетуристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социальногохарактера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты,воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь,пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов,в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов.Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимымслоям населения являются федеральный и местный бюджеты.
Практика проведения социальных туров в России и за рубежомпоказывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается вработе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами.Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развитиясоответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России инфраструктура дляорганизации инвалидного туризма отсутствует. Имеющиеся в некоторых общественныхместах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного,перемещения людей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Врезультате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желаниипутешествовать и постигать Родину.
Другая проблема – специализированные кадры. Здесь сказалсямноголетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма,что естественным образом привело к дефициту профессионального туристскогоопыта, как пример – обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения илислуха.
Обратившись к мировому опыту, мы видим демонстрацию примеровзаботы о гражданах в удовлетворении их духовных потребностей. Люди всегдастремятся увидеть, узнать родной край, свою страну. Они хотят, чтобы это сталодоступно, чтобы путешествия духовно их обогащали, радовали, наполняли яркимивпечатлениями. Это – нормальная всеобщая потребность, и она должна бытьсоциально удовлетворена. Несмотря на то, что в России социальный туризмнормативно не определен (проект закона о социальном туризме отклонен),государственная задача по созданию экономически выгодных условий для работытуроператоров по формированию и реализации общедоступных туров на внутреннемрынке остается.
Итак, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темыданной курсовой работы.
Объект исследования – система социального туризма в РФ.
Предмет исследования – исторические аспекты социальноготуризма, а также правовые основы и вопросы регулирования социального туризма насовременном этапе.
Цель курсовой работы – рассмотреть систему социальноготуризма в Российской Федерации, ее исторические аспекты и современный этап.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть развитие социального туризма в России нафедеральном и региональном уровнях;
2) проанализировать правовые основы социального туризма вРоссии;
3) охарактеризовать регулирование социального туризма нарегиональном и муниципальном уровнях.
Гипотеза исследования: социальный туризм – это любойвид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.),расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовыхисточников, предназначенных на социальные нужды.
Методы исследования,используемые в данной работе: изучение и анализ научной и специальнойлитературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики,сравнение.

ГЛАВА I.ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1 Развитие социального туризма в России
В СоветскомСоюзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризмуи экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ«Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот жепериод достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.
Объемобслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн. человек, аобъем услуг — 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.
Различногорода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в рядеслучаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественнымиорганизациями.
При рыночныхотношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементыпревратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международнымтуризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российскаяассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюросоциального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.
БИТС являетсяодним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТОи БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемамсоциального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма вМанильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм — это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менееобеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Монреальскаядекларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральнойассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социальноготуризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономическогоразвития».
Обеспечениедоступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь ипожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числукоторых относятся определение социальной туристской политики государства,принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальнойинфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченныхслоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая егоорганизаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей вмире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальскойдекларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которыемогут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма можетпринадлежать любая туристская организация, которая в своем уставе илирегламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечениядоступности путешествий и туризма для максимального количества людей, неограничивая себя единственной целью получения прибыли».
Принадлежностьк организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенныминиже:
· Предлагаемые видыдеятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских икультурных задач, способствующих уважению и развитию человека.
· Четкоопределяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминацияпо расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальнымпризнакам.
· Неотъемлемымэлементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимостьнеэкономического характера.
· Четко указываютсястремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местнуюсреду.
· Вид деятельностии цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах.Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частичнореинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемыхобщественности.
· Управлениекадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено наобеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификациикадров [12].
Несмотря надостигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только приналичии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма нанациональном, региональном и международном уровнях.
Посколькуорганизациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, аобщая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставлениетуристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризмасталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включаютявления разного порядка:
· проблемы созданияновой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базысоциального туризма;
· отсутствиенадлежащей законодательной и нормативной базы;
· информационные ипсихологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системесоциального туризма;
· растущиестандарты качества обслуживания социального туризма;
· формы оказанияматериальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.
Что касаетсяформ оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социальноготуризма, то одна из них — отпускные чеки, которые можно использовать припокупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкоераспространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимаетсяФранцузская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии — Швейцарскаякасса путешествий.
Отпускной чек- платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своемисполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определеннуюноминальную стоимость.
Для успешногофункционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействиеследующих субъектов:
1. наличиеагентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам(эмиссию, продажу и оплату);
2. оптовыхпокупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3. носителейи пользователей чеков (отдельные физические лица);
4. предприятийобслуживания по отпускным чекам.
Основныепринципы функционирования данной системы заключается в следующем:
1. определенноеагентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.
2. оптовыйпокупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет средиработников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).
3. работникпредприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.
4. полученныепредприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т. д.) обналичиваются вагентстве, где была произведена эмиссия.
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расходсредств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятияхобслуживания [19].
Таким образом, социальный туризм понимается как сектортуристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемыхгосударством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целяхсоздания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейсямолодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е.лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальнуюподдержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США иГермания, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Такимобразом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная итрудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличиитаковых — в системе добросовестного распределения финансовых средств средималоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительноеправо на льготы в нем.
1.2 Развитие социального туризма на региональном уровне
Всовременном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных идинамично развивающихся отраслей мировой экономики.
Подчеркиваязначимость туризма как экономической категории, нельзя недооценивать егосоциальную составляющую, возрастающую роль в развитии человека, формированииуровня и качества его жизни.
Поданным зарубежных исследований, Россия занимает 55-е место в мире по уровнюреальных доходов, 101-е место в мире по уровню качества жизни [12]. Туризм накоммерческой, рыночной основе для большинства населения недоступен. Даннаятенденция имеет распространение и на региональном уровне.
Всоциально-экономическом отношении Забайкальский край является одной изнеблагополучных территориальных единиц РФ. Согласно данным исследования проведенногов 2007 году туристической фирмой «Вокруг света», объем туристов въезжающих в Забайкальскийкрай увеличивается (преимущественно жители регионов с высоким уровнем жизни,иностранные туристы), а количество жителей Забайкальского края, пользующихсяуслугами туризма, уменьшается. По мнению исследователей, данная тенденциясвязана с низким уровнем жизни населения края, возрастанием цен на туруслуги иуменьшением доходов большей части населения [14].
Особеннообделенными в данной ситуации оказываются социально уязвимые категории жителейрегиона: пенсионеры, молодежь, семьи с детьми и др. Чтобы существенно изменитьсложившееся положение, необходимо развитие социального туризма, как в России вцелом, так и на региональном уровне.
Наданном этапе развития научного знания понятие «социальный туризм» не имеетоднозначного толкования в научной и специальной литературе, а также в нормативно-правовыхдокументах. Наибольшее распространение к трактовке данного понятия получили дваподхода – широкий и узкий.
Воснове определения социального туризма были использованы следующие документы:декларации Всемирной туристской организации, принятые на международныхконференциях в Брюсселе (1963), Маниле (1980), Акапулько (1982), Софии (1985),Гааге (1989), Монреале (1996), Санкт-Петербурге (1997).
Социальныйтуризм в широком понимании отражает массовый характер потребления туристскихуслуг. Суть его в том, чтобы сделать туризм доступным для как можно большегоколичества людей [16].
Согласноузкому подходу социальный туризм – деятельность, осуществляемая государственнымии негосударственными организациями в интересах социально уязвимых слоевнаселения, с целью реализации их прав на отдых, в той или иной мере субсидируемаяиз средств, выделяемых государством на социальные нужды и/или иных источниковфинансирования.
Возрождениеи развитие социального туризма на региональном уровне позволяет решить каксоциальные, так и экономические проблемы региона. Сегодня туристические фирмы восновном ориентированы на высокодоходный зарубежный туризм, значительная частькапитала остается вне страны, ориентация на развитие внутреннего туризма, по мнениюряда исследователей, позволит значительно увеличить доходные поступления вбюджет региона.
Стоитсделать акцент на положительном влиянии социального туризма на состояниесоциальной сферы. Социальный туризм способствует сокращению безработицы,улучшению демографической ситуации, борьбе с беспризорностью, развитию системыобразования, решению проблемы занятости в регионе и др. Вместе с тем запоследнее десятилетие социальный туризм в России практически прекратил своесуществование. Базовое конституционное положение о том, что РоссийскаяФедерация – социальное государство, не поддается реализации, если рассматриватьправа граждан, относящиеся к сфере туризма. Если в 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировалось органами социального страхования,профсоюзами, предприятиями и организациями, то в настоящее время такаясоциальная поддержка предоставляется фондом социального страхования лишь отдельнымкатегориям населения, пользующимся путевками в санаторно-курортные организациии оздоровительные учреждения, находящиеся на территории РФ [10].
Сегодняразвитие социального туризма в России и ее регионах сдерживается практическиполным отсутствием правового обеспечения данной сферы. Очевидна необходимостьреорганизации и совершенствования системы управления социальным туризмом, какна федеральном, так и региональном уровнях. Практически отсутствует теоретическаяразработка форм предоставления социального туризма в новых экономическихусловиях. Теория и формы социального туризма, наработанные в рамках советскойсистемы, устарели и не пригодны для применения в настоящейсоциально-экономической ситуации. Они требуют коренной переработки и осмыслениядля выработки методов, адекватно соответствующих новой модели общественного и государственногостроя.
Всвязи с этим, сегодня особо актуальными является теоретическое и практическоеисследования социального туризма, как в России в целом, так и на региональномуровне.

ГЛАВАII. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РФ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1Правовые основы социального туризма в России
Согласно Всемирномусовещанию по туризму, созванному Всемирной туристской организацией в Акапулько(Мексика) в 1982 г., провозглашается «право на отдых, досуг, оплачиваемыйотпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа кпроведению отпусков всеми слоями населения». В данном документе такжеподчеркивается необходимость признания государствами не как роскоши, а какобычной потребности права всех своих граждан на проведение отпуска. Для этогодолжны быть приняты соответствующие меры административного, законодательного ифинансового порядка, направленные на обеспечение доступа все более широкихслоев населения к путешествиям. В документе сказано о необходимостипереориентации туристских инвестиций для создания более льготных структуррасценок, для вовлечения в туризм людей со средними и низкими доходами.
Характеризуя значениетуризма как отрасли рыночной экономики, необходимо отметить его социальную значимость,возрастающую роль в духовном и физическом развитии личности, формированииуровня и качества жизни. Туризм во многих странах превратился в необходимуюсоциальную потребность людей, составляющую их образа жизни.
В Российской Федерациисовременное самостоятельное развитие отрасли без государственной поддержкипривело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма.
Не реализуются не толькоцелевая функция туризма — воспроизводство биосоциального потенциала человека,но и экономические функции туризма в национальном и региональном масштабах, чтопривело к уменьшению доступности туристских услуг для большей части населения.Большинство туристских организаций в процессе приватизации превратились в чистокоммерческие предприятия, для которых главной целью деятельности являетсяполучение прибыли. В результате роль туризма, объем его услуг за годы реформызначительно упали. На долю России приходится менее 1% мировой туристскойпродукции. Ухудшается материальная база туризма, свыше 80% ее нуждается вкапитальном ремонте и модернизации [13]. Социальному туризму, как факторуразвития общества, не уделяется должного внимания, что несет в себе массунегативных социальных моментов. Потребность людей в отдыхе является наименееудовлетворенной среди основного круга социальных потребностей. Около 80%населения являются потенциальными клиентами социальных форм туризма, но напрактике реализуют свой отдых только каким-либо самодеятельным способом, дажене задумываясь об услугах туристских фирм.
Объективный анализпозволяет сделать вывод, что стихийное развитие туризма в России за несколько«переходных лет» не только не приносит выгод никому, кроме предпринимателей, нои наносит вред обществу, поскольку валюта уходит за рубеж, отечественныйтурпродукт не сформирован и разрушается, новые рабочие места создаются лишь напредприятиях, обслуживающих выезжающих российских путешественников.
Общая неудовлетворенностьв отдыхе влечет за собой и другие проблемы. Это вопросы сохранения ипрофилактики здоровья населения, рационального использования свободноговремени, удовлетворения образовательных и культурных потребностей, проблемыснижения жизненной активности и межличностных контактов и многие другие [19].
Развитие системысоциального туризма можно считать одним из приоритетных направлений социальнойполитики государства. Одним из начальных этапов разработки и реализацииполитики является создание адекватного законодательства. Анализнормативно-правовой базы, регулирующей отрасль социального туризма, позволяетсделать вывод о ее несовершенстве. Основным недостатком является то, чтонормативно-правовые акты не содержат конкретных подходов к разработкекомплексных механизмов создания системы социального туризма на территорииРоссийской Федерации.
Основным правовым документомявляется Конституция Российской Федерации. В области социальной политикигосударства этот документ закрепляет следующие направления деятельностигосударства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].
Каждый гражданин имеетправо на отдых [Статья 37 Конституции РФ]. Кроме того, в Российской Федерациипоощряются создание дополнительных форм социального обеспечения иблаготворительность [Статья 39 Конституции РФ].
К федеральнымнормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального туризма,относятся:
— Федеральный закон от 24ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РоссийскойФедерации» [2].
В данном законе даетсяопределение социального туризма, а также поддержка социального туризмапровозглашается приоритетным направлением государственного регулированиятуристской деятельности.
— Федеральный закон от9.01.1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения,возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами припродаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристскогопродукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ,услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имуществапотребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах,услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение,государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизмреализации этих прав [5].
— Федеральный закон от21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот законрегулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд,устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социальноготуризма [6].
— Федеральный закон от11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительнойдеятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственнойвласти и органами местного самоуправления [3].
— Федеральный закон от17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которыйустанавливает правовые и организационные основы оказания государственнойсоциальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающимгражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемоекак перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан,одной из которых является предоставление при наличии медицинских показанийпутевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан [7].
— Федеральный закон от24.07.1998 г. №125 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ЭтотФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов вРФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданамивозможностей в реализации гражданских, экономических, политических и другихправ и свобод, предусмотренных Конституцией РФ [8].
В Законе сказано, чтоПравительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местногосамоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и формсобственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектамсоциальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха.
В Законе гарантируетсягосударственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот)предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение.
Инвалиды и дети-инвалидысогласно Закону имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии синдивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. ИнвалидыI группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеютправо на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего ихлица.
Неработающим инвалидам, втом числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания,санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защитынаселения.
Работающие инвалидыобеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготныхусловиях за счет средств социального страхования.
Инвалидам предоставляется50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного,железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая иодин раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп идетям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год кместу лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены болеельготные условия.
— Федеральный закон от22.07.1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охранездоровья граждан». Этот закон провозглашает, что граждане РФ обладаютнеотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охранойокружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыхаи гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровьянезависимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения,должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [9].
Кроме того, к правовымдокументам, регулирующим отношения в сфере социального туризма можно отнестинормативно-правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительнойвласти РФ, такие как:
— Федеральный конституционныйзакон от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
— Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 9.03.2004 г. 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти»;
— Указ Президента РФ от18.11.2004 г. №1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентствепо физической культуре и спорту» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.);
— ПостановлениеПравительства РФ от 31.12.2004 г. №901 «Положение о федеральном агентстве потуризму»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерствездравоохранения и социального развития Российской Федерации»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 6.04.2004 г. №153 «Вопросы Министерства здравоохранения исоциального развития Российской Федерации»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 6.04.2004 г. №158 «Вопросы Министерства образования и наукиРоссийской Федерации»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 6.04.2004 г. №165 «Вопросы федерального агентства по здравоохранениюи социальному развитию»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении положения о Федеральномагентстве по здравоохранению и социальному развитию»;
— ПостановлениеПравительства РФ от 15.06.2004 г. №280 «Об утверждении Положения о Министерствеобразования и науки Российской Федерации».
Если говорить орегиональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектовРФ не принят закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правоваябаза ограничивается различными целевыми программами.
Исключением являетсяСанкт-Петербург, в котором действует Закон от 9.07.2003 г. №409-52 «О поддержкеСанкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», в котором поддержкасоциального туризма провозглашается одним из приоритетных направлений политикигородских властей.
В Законе сказано, чтофинансовая поддержка социального туризма за счет средств бюджетаСанкт-Петербурга оказывается в форме субсидий из средств бюджетаСанкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий жителейСанкт-Петербурга: детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей,оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей;инвалидов и пенсионеров; — лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф;учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В Москве реализуется«Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года», утвержденнаяПостановлением Правительства Москвы от 8.08.2000 г. №602, в которой развитиесоциального туризма названо одной из приоритетных задач. Однако никакихконкретных мероприятий в программе не разработано.
Кроме того, туризм, вт.ч. и социальный, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимаетрегулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного,экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других,которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этомряду особое значение отводится гражданскому праву.
Туристская деятельность,оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, котораярегулируется гражданским законодательством.
Согласно статье 2Гражданского Кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконом порядке. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристомвозникают на основе договора как юридического факта, направленного наустановление гражданских прав и обязанностей сторон.
Статья 128 ГКрассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783,объединенные в главу 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. Подоговору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчикаоказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определеннуюдеятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК).
Далее в этой статьеговорится, что правила главы 39 ГК «применяются к договорам оказания услугсвязи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационныхуслуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...».
В заключении необходимоподчеркнуть, что все нормативно-правовые акты, касающиеся социального туризма вРоссийской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы,регулирующие отношения в исследуемой области. Специальный закон «О социальномтуризме», разрабатываемый с середины 1990-х годов различными государственными иобщественными институтами до сих пор не принят. Этот факт, несомненно, тормозитразвитие социального туризма, поскольку большинство вопросов, возникающих вданной сфере, до сих пор не урегулированы./>
социальныйтуризм муниципальный региональный
2.2 Регулированиесоциального туризма на региональном и муниципальном уровнях
Федеральныйзакон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяетсоциальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемыхгосударством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российскихтуристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством РоссийскойФедерации, предоставляет льготы социального характера.
Управлениеэтой отраслью туризма весьма сложная задача, так как это неприносящая прибылидеятельность. Несмотря на то, что это очень важное направление, не всякийтуроператор рискнет заниматься обеспечением детского дома. Например,бесплатными экскурсиями. Это минимум, который может быть предоставлен.
Что касается регулированиясоциального туризма на региональном и муниципальном уровнях, здесь пойдет речьо том, как выражается это регулирование и к каким результатам приводит.
Для примера рассмотримРостовскую область в целом и одиночный проект в Астраханской области.
Ростовскаяобласть стала первым субъектом Южного федерального округа, в котороморганизация социальных туров осуществляется за счет бюджетных средств в рамкахреализации областной целевой программы развития туризма. В 2009 году на этицели из средств областного бюджета было выделено 800 тыс. руб.
Экскурсии дляинвалидов, ветеранов, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей и другихсоциально незащищенных категорий граждан проводятся турфирмами по госзаказуминэкономики Ростовской области. Совместная деятельность органов исполнительнойвласти Ростовской области и представителей турбизнеса состоит не просто впомощи социально незащищенным категориям граждан, а в обеспечении их равными сдругими гражданами возможностями, предусмотренными Конституцией РоссийскойФедерации и общепризнанными нормами международного права.
Приразработке программ учитываются не только пожелания экскурсантов, но иразличные аспекты их жизнедеятельности, оказывающих влияние на спецификуподготовки и проведения социальных туров. Так, экскурсионные программы,предлагаемые турагентством «Рейна-Эйр», разработаны с использованием технологийсоциокультурной реабилитации инвалидов с учетом особенностей граждан сограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушениемопорно-двигательного аппарата. В то же время эти программы универсальны. Этовыражается в том, что они подходят и для других социально незащищенныхкатегорий граждан — пенсионеров и ветеранов и носят не только познавательныйхарактер, но и оздоровительный.
В целяхдостижения наибольшей эффективности в применении технологий социокультурнойреабилитации инвалидов управление развития туризма минэкономики области в 2009году организовало проведение социальных туров в летний период. Предлагаемыемеры позволяют людям с ограниченными возможностями совместить познавательныемаршруты с оздоровительным отдыхом на побережье Дона и Приазовья.
Вопрос оразвитии социального туризма и внедрении в деятельность субъектов туриндустрии социокультурнойреабилитации инвалидов рассматривался в 2008 г. на очередном заседании Межведомственного координационном совете по туризму (МКСТ) 07.11.2008 г. по инициативечлена МКСТ, первого вице-президента Российской Ассоциации социального туризмаЮ.С. Пономарева. В соответствии с решением МКСТ субъектам туристской индустрии,которые осуществляют работу по организации и проведению социальных туров,оказывается всесторонняя информационная поддержка. Кроме этого в 2009 году предполагаетсяразработать методическое пособие по организации туров, направленных насоциально-культурную реабилитацию инвалидов.
Рассмотримитоги организации и проведения туров для социально незащищенных граждан вРостовской области в 2008 году.
В рамках реализацииобластной целевой программы развития туризма в Ростовской области на 2008 — 2010 годы были организованы и проведены экскурсии для социально незащищенныхграждан. Исполнителями госзаказа министерства экономики, торговли,международных и внешнеэкономических связей Ростовской области стали ООО«Туристическое коммерческое агентство «Рейна-Эйр» и ООО «Елена-Тур» [18].
Всего былопроведено 26 экскурсий по 12 туристическим маршрутам с посещением 7культурно-исторических центров Ростовской области. Экскурсанты познакомились сдостопримечательностями городов Азова, Аксая, Новочеркасска, Ростова-на-Дону,Семикаракорска, Шахт и станицы Старочеркасской. В экскурсиях для детей-сирот идетей из малообеспеченных семей, проживающих в шахтерских территориях (г.г. Шахты,Зверево, Гуково, Новошахтинск, Красный Сулин, п. Каменоломни), приняло участие800 человек, в том числе 133 ребенка-инвалида.
Вэкскурсионных программах, организованных для других социально незащищенныхграждан приняло участие 173 человека из числа взрослого населения, из которых:
— инвалиды позрению — 34 чел.;
— инвалиды послуху — 34 чел.;
— инвалидыдругих категорий — 92 чел.;
— пенсионерыи ветераны — 13.
Общаячисленность экскурсантов социальных туров, организованных в 2008 году за счетсредств областного бюджета в Ростовской области составила — 973 человека [18].
Туры былиорганизованы при содействии общественных организаций с учетом пожеланий самихветеранов и инвалидов. На каждом маршруте рядом с экскурсантами находилисьсопровождающие их лица, которые координировали действия, помогали и следили заих самочувствием. Экскурсантам были предоставлены: страхование, питание,дополнительные услуги согласно программам туров и экскурсий.
1)Ростов-на-Дону. Во время обзорной экскурсии по городу Ростову-на-Дону,экскурсанты совершили прогулку по старинной улице Пушкинской и посетили музейизобразительных искусств, где познакомились с уникальными коллекциями живописи.
2) Азов.Участники экскурсии посетили объекты воинской славы и главное хранилище историигорода — Азовский историко-археологический и палеонтологическиймузей-заповедник, основная экспозиция которого размещена в здании бывшейГородской управы (1892г.).
Здесь им былипредставлены уникальные коллекции иэкспонаты, в том числе единственные в стране — скелет слона-трогонтерия (600тыс. лет) и хоботного животного динотерия (5,5 млн. лет).
Далеезнакомство с героическим прошлым города было продолжено в Пороховом погребе — памятнике военно-инженерного искусства XVIII века.
3) Семикаракорск.Участники тура посетили предприятие народного художественного промысла«Аксинья», где не только познакомились с производством фаянсовых изделий, но ипопробовали свои творческие силы в росписи фаянса. Также вниманию экскурсантовбыл представлен храм Святой троицы с уникальным иконостасом.
4) Аксайскийрайон. Увлекательным был маршрут в станицу Старочеркасскую. ПосетивСтарочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, участники экскурсиипознакомились с историей и культурой донского казачества, узнали о его быте итрадициях. Программа была дополнена обзорной экскурсией по городу Аксай, кудаучастники заехали на обратном пути.
5)Новочеркасск. В программу экскурсионного тура в город Новочеркасск вошлопосещение музея Донского казачества и Войскового Кафедрального ВознесенскогоСобора — третьего по величине храма в России. Экскурсанты познакомились сархитектурными и скульптурными сооружениями мировой казачьей столицы ивозложили цветы к памятнику атаману М.И. Платова.
В организациипроведения экскурсионных туров для детей приняли активное участие учителя школ,сотрудники городских и районных отделов школьного образования, воспитателидетских домов и интернатов. Все они поддержали инициативу управления развитиятуризма минэкономики Ростовской области в реализации проекта в рамках развитиясоциального туризма на Дону.
1) Азов. В г.Азов было совершено 3 экскурсии, во время которых дети познакомились сгероическим прошлым города, посетив Азовский историко-археологический и палеонтологическиймузей-заповедник, в том числе пороховой погреб бастиона Св. Анны XVIII в. иКрепостной вал.
2)Старочеркасск. Экскурсанты познакомились с экспозициями Старочеркасскогоисторико-архитектурного музея-заповедника. Отдых в казачьей станице запомнилсядетям рассказами о донских казаках — С.Т. Разине, К. Булавине, М.И. Платове,Д.Е. Ефремове и др., о Войсковом Воскресенском Соборе (1719 г.), Атаманском подворье (XVII в.), о трофеях Азовского осадного сидения (1637-1641 г.г.) и других объектах архитектурного комплекса станицы Старочерксасской.
3)Новочеркасск. Обзорные экскурсии по городу включали осмотр памятников насоборной площади (пл. Ермака), посещение музея истории донского казачества, ВойсковогоКафедрального Вознесенского Собора и его нижней части — церкви покровапресвятой Богородицы с усыпальницей героев Дона и России (М.И. Платова, В.В.Орлова-Денисова, И.Е. Ефремова, Я.П. Бакланова).
Особыйинтерес у детей вызвали музей пожарного дела и Всероссийский центр космическоготренажеростроения «АСТРОН», где детям была предоставлена возможность совершитьвиртуальную экскурсию на пилотируемую орбитальную станцию «МСК», познакомившисьс многофункциональностью космическо-исследовательского комплекса.
4)Ростов-на-Дону. Центральным местом посещения стал областной краеведческиймузей, где состоялось знакомство с уникальной археологической коллекцией«Золото Скифов» (рис. 6), после чего дети приняли участие в уроке древнихремесел.
Во времяэкскурсий в Ростов дети побывали в музыкальном театре на просмотре балета вдвух действиях «Дон Кихот», в частном музее «Галерея кукол» и на фабрике мягкойигрушки. Во время посещения последней состоялась обзорная экскурсия по цехам спосещением склада готовой продукции, где каждый ребенок получил в подарокмягкую игрушку.
5) Шахты.Завершающим маршрутом проекта стала поездка в город Шахты, где участникиэкскурсии познакомились со многими историческими и культурными объектами, вперечень которых входят: городской краеведческий музей и музей угольнойпромышленности Восточного Донбасса, собор Покрова Пресвятой Богородицы,мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Участникитуристических маршрутов остались довольны проведенными экскурсиями и выразилиглубокую благодарность организаторам социальных туров и министерству экономикиРостовской области, что нашло отражение в благодарственных письмах.
Рассмотримдалее проект «Социальный туризм», разработанный в одном из районов Астраханскойобласти.
В Трусовскомрайоне Астраханской области стартовал проект «Социальный туризм». Разработанныйспециалистами Управления министерства социального развития и труда Астраханскойобласти по Трусовскому району проект «Социальный туризм» направлен наопределенную категорию — детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этуинформацию предоставила пресс-служба министерства социального развития и трудаАстраханской области.
С начала годаспециалистами Управления совместно с сотрудниками областного комплексногоцентра социального обслуживания населения «Семья» выявлено 45 семей, в которыхпроживает 171 ребенок. Эти семьи находятся на патронаже социальных служб.
Проектомпредусмотрены экскурсии по городу, купание в городской купальне и обед. Группаиз 15 детей выезжает на мероприятие один раз в неделю. Планируется, что доокончания летних каникул проектом будет охвачено 140 детей из социально опасныхсемей.
В заключениестоит сказать, что обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включаямногодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществленияряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальнойтуристской политики государства, принятие собственных законодательных инормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем имеханизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работниковсистемы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа имногое другое.
А еслиучесть, что все это требует больших вложений со стороны государства на всехуровнях, то эти проекты могут охватывать небольшие группы из общего числа.
Говорить отом, что можно заимствовать систему и воспроизводить ее в условиях российскойдействительности не имеет смысла, так как на данный момент нет достаточныхсредств, которые могли бы быть выделены на осуществление этих целей.
Терезультаты, которые отражаются на сайтах администраций различных регионовРоссии, можно назвать положительными. Но не более того. Так как социальныйтуризм рассматривать отдельно от системы социальной защиты граждан, нуждающихсяв поддержке, будь то дети или взрослые люди, невозможно, расходы на него такжевписывают в общий бюджет. Деятельность сторонних, коммерческих организаций,безусловно, нуждается в огласке, возможно, это станет стимулом для остальных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальныйтуризм в узком смысле является разновидностью туризма. Как таковой он имеетсвои особенности, характерные черты.
1.Социальный туризм как разновидность туризма имеет свою целевую направленность,вытекающую из «обязанности общества предоставить своим гражданам реальные,эффективные и недискриминационные возможности доступа к туризму». Это туризм,доступный каждому гражданину, с учетом его возраста, здоровья, социального положения,осуществляемый прежде всего в интересах менее обеспеченных людей.
2.Его основные участники – определенные категории населения, прежде всегоучащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда,малообеспеченные семьи. Вместе с тем социальный туризм может быть такжекомпенсацией за напряженную работу, стимулированием эффективного труда; можетвключать соответствующие категории работников предприятий, организаций,учреждений.
3.Социальный туризм отличается источниками финансирования. Ими являютсягосударственные и муниципальные средства на социальные нужды, соответствующиесредства частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий иорганизаций, благотворительных фондов.
4.Это – преимущественно организованный, коллективный туризм. Он имеет своиприоритетные виды, носит прежде всего культурно-познавательный,восстановительный, оздоровительный характер.
5.Существенные особенности имеют формы, инструменты, опосредующие потреблениетурпродукта в этой области. Он поступает гражданам в виде бесплатных и льготныхпутевок в дома отдыха, санатории, турбазы, бесплатных и льготных путешествий,транспортных тарифов, налоговых и таможенных льгот.
Определенное своеобразие имеется и вгеографии, временах года. Многие западные страны высоко оценивают перспективуразвития социального туризма и активно работают в данном направлении.
Социальный туризм нужен России, каксоциальное явление, как форма реабилитации и интеграции инвалидов в общество.Это прекрасный метод медико-социальной и психологической реабилитации инвалидовс физически ограниченными возможностями и, особенно, для людей передвигающихсяв инвалидных колясках.
Для организации социального туризманужны деньги и не малые:
1. Приобретениеспециализированного транспорта с подъемниками для колясок
2. Сопровождениеинвалидов
3. Организация иобслуживание инвалидов в пути и по месту проведения путешествий
4. Медицинскийконтроль за состоянием здоровья инвалидов
5. Дополнительноеоборудование экскурсионных маршрутов и мест проживания
Как видно из перечисленного, дляреализации настоящего проекта необходима поддержка государства и частныхблаготворительных инвестиций.
Таким образом, цель данной курсовой работы – рассмотрениесистемы социального туризма в Российской Федерации, ее исторических аспектов исовременного этапа развития – достигнута. Задачи, поставленные в работе,выполнены, гипотеза доказана. Курсовую работу можно считать законченной.

ЛИТЕРАТУРА
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
2. Федеральный законот 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РоссийскойФедерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. — №49. — Ст. 5491.
3. Федеральный законот 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности иблаготворительных организациях» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 14 августа 1995 г. №33, ст. 3334.
4. Федеральный Законот 30 ноября 1994 №52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в ред. от 1декабря 2006 г.). — М.: Гном-пресс, 2006.
5. Федеральный законот 9 января 1996 г. №2-ФЗ «О защите прав потребителей» // Российская газета. —1996. —16 янв.
6. Федеральный законот 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российскаягазета. — 2005. — 28 июля.
7. Федеральный законот 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //Российская газета. — 1999. — №43. — 21 июля.
8. Федеральный законот 24 июля 1998 года №125 «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 1995. —№48. — Ст. 4563.
9. Федеральный законот 22 июля 1993 года №5487-1 «Основы законодательства российской федерации обохране здоровья граждан» // Ведомости РФ. -1993. — №33. — Ст. 1318.
10. Андреева, Е.Б.Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития / Е.Б.Андреева // Вестник Саратовского государственного технического университета,2006. — №2 (13). — Вып 2. — С.120-125.
11. Беспрепятственныйтуризм; инватуризм: что это такое? // Социальный информационно-аналитическийжурнал «Страна и мы вместе», 2008. — № 3. – С.56-60.
12. Биржаков, М.В.Введение в туризм / М.В. Биржаков. — Издание 5-е. – СПб: «Издат. дом Герда»,2003. — 320 с.
13. Боголюбов, В.С.Экономика туризма / В.С. Боголюбов. — М., 2007. — 189 с.
14. Бронников, В.В.Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченногонаселения / В.В. Бронников. — Дис. кан. экон. наук: 08.00.05. Экономика и упр.нар. хоз-вом. — М., 2005.-132 с.
15. Зуева, Г.Л. Социокультурнаяреабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культурыадминистрации Белгородской области / Г.Л. Зуева. – М.: ООО «Издательство ИМХО»,2004. – 220 с.
16. Котелкин, В.И.Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России /В.И. Котелкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5.- 2005. –Вып. 2. — С.44-47.
17. Ломакин, В.И.Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерствотруда и социального развития РФ, Российский институт культурологии / В.И.Ломакин. — М., 2002. – 182 с.
18. Областная целеваяпрограмма «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008-2010 годы. Режимдоступа: www.donland.ru
19. Сергиенко, Л.В. Организационно-экономическиймеханизм функционирования социального туризма / Л.В. Сергиенко. — М., 2000. —95 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.