Содержание
Введение
1. Сегментация рынка
1.1. Критерии сегментации
1.2. Планирование стратегии сегментации
1.3. Ограничения сегментации
2. Сущность, содержание и функции туристского рынка
3. Субъекты туристского рынка
4. Сегментация туристского рынка
5. Субъекты туризма
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В 70 – 80 гг. получила распространение концепцияцелевого маркетинга. В соответствии с этой концепцией предприятие производитразграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколькосегментов. Товары и комплексы маркетинга разрабатываются в отдельности длякаждого отобранного сегмента.
Рынки состоят из покупателей, различающихся посамым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы,географическое положение, покупательские отношения и привычки. Любую из этихпеременных можно использовать для сегментирования рынка.
В нашей работке мы рассмотрим понятие«сегментация рынка», критерии сегментации, планирование стратегии сегментации.А так же сущность туристского рынка, сегментацию туристского рынка.
1. СЕГМЕНТАЦИЯРЫНКА
1.1. Критерии сегментации рынка.
Сегментация рынка – разбивка рынка на четкиегруппы покупателей, для каждого из которых могут потребоватся отдельные товарыили комплексы маркетинга.
Наиболее распространенными критериями сегментацииявляются следующее:
1. Количественные параметры сегмента. К их числу относятсяемкость сегмента, т.е. сколько изделий и какой общей стоимости может бытьпродано, какое число потенциальных потребителей имеется на какой площади онипроживают и т.п.
2. Доступность сегмента для предприятия, т.е. возможностьпредприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения идр. Предприятие должно определить, располагает ли оно достаточным количествомканалов сбыта, какова мощность этих каналов.
3. Существенность сегмента, т.е. определение того, насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегменты рынка,на сколько она устойчива по основным объединяющим признакам. Руководствупредприятия в данном случае предстоит выяснить, является ли даный сегмент рынкарастущим, устойчивым или уменьшающимся, стоит ли ориентировать не негопроизводственные мощности или напротив, надо их перепрофилировать на другойрынок.
4. Прибыльность. На базе данного критерия определяется,насколько рентабельный будет для предприятия работа на выделенный сегментрынка. Обычно предприятие для оценки прибыльности того или иного сегмента рынкаиспользует стандартные методы расчета соответствующих показателей; нормыприбыли, дохода на вложенный капитал, размер дивидентов на акцию, величинуприроста общей массы прибыли предприятия, в зависимости от спецификихозяйственной деятельности конкретного предприятия.
5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов.Используя это критерий, руководство предприятия должно получить ответ навопрос, в какой степени основные конкуренты готовы поступится выбраннымсегментом рынка, насколько продвижение изделий (услуг) данного предприятияздесь затрагивает их интересы? И если основные конкуренты будут серьезнообеспокоены продвижением продукции (услуг) вашего предприятия на выбранномсегменте рынка и предпримут соответствующие меры по его защите, то будьтеготовы нести дополнительные расходы при ориентации на такой сегмент или поищитедля себя новый, где конкуренция будет слабее.
6. Эффективность работы на выбранный сегмент рынка. Под этимкритерием понимается, прежде всего, проверка наличия у вашего предприятиядолжного опыта работы на выбранном сегменте рынка. Руководство предприятиядолжно решить, обладает оно достаточными ресурсами для работы на выбранномсегменте, определить, чего здесь не хватает для эффективной работы.
7. Защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Всоответствие с этим критерием руководство предприятия должно оценить своивозможности выстоять в конкурентной борьбе с возможными конкурентами на выбранномсегменте рынка. Важно определить, кто может стать конкурентом на выбранномсегменте рынка в будущем, каковы его слабые и сильные стороны, каковы вашисобственные сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, на какихнаправлениях хозяйственной деятельности необходимо сконцентрировать основныеусилия и ресурсы с тем, чтобы развить сильные стороны и устранить недостатки ит.д.
Сегменты рынка могут выделятся на основе региональнойдемографии, аспектов демографии населения и жизненного стиля потребителей.
1.2. Планирование стратегии сегментации
Планирование включает шесть этапов:
1. Определение характеристик и требований потребителей вотношении типа товаров или услуг, которые предлагает компания.
2. Анализ сходства и различий потребителей
3. Разработка профилей групп потребителей.
4. Выбор потребительского сегмента или сегментов.
5. Определение места предложения компании на рынкеотносительно конкуренции.
6. Создание соответствующего плана маркетинга.
Устанавливая общую область своей деятельности, нужноопределить характеристики и требования потребителей. В тех случаях, когдасуществует сходство, фирма понимает, что она должна реагировать на них в своемплане маркетинга независимо от выбранных сегментов.
Когда между потребителями имеются различия, выбор рыночногосегмента определит как фирма будет разрабатывать план маркетинга, как можносоздать отличное преимущество.
После того фирма в состоянии разработать профилипотребителей. Они определяют рыночные сегменты, агрегируя потребителей со схожимихарактеристиками и потребностями.
На этапе выбора потребительских сегментов фирма должнапринять два решения: какие сегменты создают небольшие возможности для компании,на сколько сегментов компания должна ориентироваться. При этом фирма должнарассматривать свои цели, сильные стороны, уровень конкуренции, размер рынков,отношению с каналами сбыта, прибыль и образ фирмы.
Как только компания определила сегмент рынка, она должнаизучить свойства и образ продуктов (услуг) всех конкурентов и определить положениесвоего товара или услуги на рынке.
Последним этапом процесса сегментации для компании являетсяразработка плана маркетинга. Совокупный план включает следующее: товар(услуга), распределение, цену, продвижение.
Фирма, осуществляющая стратегию сегментации, должна вначалеизучить и сделать выбор между конечными потребителями и организациями –потребителями. Затем она должна разработать сегменты на одном или обоих этихрынках.
Чтобы планирование сегментации было успешным, группыпотребителей должны отвечать пяти критериям:
1. Должны быть различия между потребителями, в противномслучае требуемой стратегией будет массовый маркетинг.
2. В каждом сегменте должно быть достаточно сходствапотребителей, чтобы можно было разработать соответствующий план маркетинга длявсего сегмента.
3. У фирмы должна быть возможность измерить характеристики итребования потребителей для того, чтобы образовать группы. Это может бытьтрудно для факторов, связанных со стилем жизни.
4. Сегменты должны быть достаточно большими для обеспеченияпродаж и покрытия расходов.
5. Потребители в сегментах должны быть достаточнолегкодостижимыми.
1.3. Ограничения сегментации
Несмотря на то, что сегментация обычно являетсяориентированным на потребителя, эффективным и прибыльным инструментоммаркетинга, ею не следует злоупотреблять. Фирмы могут разбивать рынки наслишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различияпотребителей, быть не эффективными по издержкам, проявлять близорукость висследованиях, быть неспособным использовать определенные средства массовойинформации, пытаться конкурировать в слишком многих, сильно различающихсясегментах или увязнуть в сокращающемся сегменте.
2. СУЩНОСТЬ,СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Туристский рынок можно рассматриватьв качестве:
• совокупности покупателей ипродавцов туристского продукта;
• инструмента согласования интересовпокупателей и продавцов туристского продукта;
• сферы реализации туристскогопродукта;
• сферы проявления экономическихотношений между покупателями и продавцами туристского продукта.
В широком плане туристский рынокозначает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта(туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).
При этом следует иметь в виду, чтоуказанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например вместе приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться ибез прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта, например,посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Этовызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом илигеографической зоной.
Более полно туристский рынок можноопределить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений,возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, т.е. междутуристом, турагентством, туроператором.
Туристский рынок выступает как сферапроявления экономических отношений между производителями и потребителямитуристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продуктаимеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же онисовпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок- своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления,который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора,турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных втуристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средствакупить его сегодня или завтра.
Сущность туристского рынка выражаетсяв его функциях.
Функция (от лат. functio – исполнение, совершение) экономическойкатегории — это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.
Функции туристского рынка отражаютформу проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.
Туристский рынок выполняет следующиефункции:
• реализацию стоимости ипотребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
• организацию процесса доведениятуристского продукта до потребителя (туриста);
• экономическое обеспечениематериальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристскимрынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражаетсяпосредством обмена:
/>/>деньги туристский продукт. Завершение этогообмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализациюстоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание егопотребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ходобщественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средствадля развития туристской индустрии.
Функция организации процессадоведения туристского продукта до потребителя проявляется через создание сетитурагентов и туроператоров по его реализации.
Турист, реализуя собственные денежныесредства в обмен на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности вматериальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок непосредственноспособствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главнойпроизводительной силы общества.
/>Содержание функции экономического обеспеченияматериальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена(деньги туристский продукт) на туристском рынке распределение какнеобходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
Работники туристской фирмы припродаже туристского продукта получают за свой труд денежные средства, тем самыму них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличениюколичества туристского продукта, производству его в соответствии с запросамипокупателей, росту производительности труда работников туристской индустрии.
Туристский рынок характеризуетсяемкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиямиреализации туристского продукта.
Емкость туристского рынка — егоспособность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т.е.возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаровтуристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении.Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения иразмеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзярассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементомрынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкостирынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может бытьразличной: при повышении цен она сокращается, при снижении — увеличивается.
На туристском рынке сталкиваютсяспрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложениетуристского продукта, которое предлагает туристская фирма.
Спрос на туристский продуктпредставляет собой форму проявления потребности населения в туристскомпродукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
Предложение на туристском рынке — этовся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаровтуристско-сувенирного назначения.
Предложение туристского продуктаобусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важнымиявляются: наличие производителей туристского продукта, уровень развитиятуристской индустрии, объем туристских ресурсов.
Обмен спроса на предложение натуристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При такомобмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретногопроизводителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой — создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит отцены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командуетспрос: если спрос превышает предложение — цены поднимаются; если жепредложение превышает спрос — цены снижаются (рис. 1)./> /> /> /> /> /> />
Предложение Цена Цена/>
Спрос
Рис 1. Зависимость цены от спроса
3. СУБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Субъекты туристского рынка — юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителямитуристского продукта.
Потребители туристского продукта — граждане, желающие путешествовать, т.е. туристы.
Производители туристского продукта-туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получитьприбыль и удовлетворить потребности туристов.
Таким образом, на туристском рынкедействуют три субъекта:
турист, туроператор,турагент.
Под туроператорской деятельностьюпонимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристскогопродукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем.
Туроператор — хозяйствующий субъектили индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристскихмаршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливаетцены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.
Туроператорам отводится отдельнаяроль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места всамолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризмаи продают их (прямо или косвенно) различным пользователям ~ туристам с цельюполучения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Этоделается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператорформирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристскогопродукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретнопо назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные какинклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма поотдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно втом случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристскогопродукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают такжеслучаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценамлюдям, желающим формировать свой индивидуальный пакет.
Ценность туроператора состоит в его способности страховатьсяот снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимыхдля формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.
За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:
1. Массового рынка;
2. Специализированные;
3. Местные;
4. Въездные.
Туроператоры массового рынка — наиболее распространенный тип. Они продают туристские пакеты на популярныекурорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными рейсами.
Второй тип включает туроператоров,которые специализируются в определенном направлении:
• предлагающих туристские пакеты дляопределения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);
• организующих туристские пакеты наопределенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.;
• устраивающих проживание вопределенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристских базах и др.);
• перевозящих туристов наопределенном виде транспорта (корабль, поезд и др.);
• предлагающих Специфические туры (горный туризм, пещерныйтуризм, охотничий туризм и т.п.).
Местные туроператоры — туроператоры внутреннего рынка. Онипродают турпакеты внутри страны проживания, т.е. организуют туры по странепроживания туристов.
Въездные туроператоры — туроператоры внешнего рынка. Онипродают турпакеты в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежныхтуроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируютсяисключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператорыпредлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющимиавтобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговорыи организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторыетуроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп,
Туроператор — наиболее индустриализованный вид турфирмы,представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийсяболее крупным объемом и широкой специализацией. Довольно часто он организует ипродает турагентам массовые серийные инклюзив-туры.
Следовательно, турагент — это хозяйствующий субъект илииндивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристскиммаршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализуетэти путевки туристам.
Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания ивыступают в роли посредников между предприятием туристского обслуживания ипокупателем туристской путевки.
В разных странах действуют различныевиды турагентов. Например, в Японии их три.
1. Генеральные агенты. Они имеютспециальную лицензию министерства транспорта, дающую право на организациюпоездок внутри страны и за границу японских и иностранных граждан. Взависимости от своей специализации одни генеральные агенты, предлагают туры,рассчитанные на массового туриста и включающие посещение различных стран мира,другие предлагают только определенные маршруты или туры для определенной группытуристов.
2. Туристские агенты, организующиетуры только в Японии.
3. Субагенты, которые занимаются реализацией услуг, созданныхгенеральными и туристскими агентами.
Туроператоры и турагенты входят в состав туристскойиндустрии.
4.СЕГМЕНТАЦИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Туристическая индустрияпредставляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристических услуг итоваров имей сложную структуру и свойственные только ему экономическиепоказатели.
Под сегментированием рынка понимают деление «рынка вообще»па, но возможности, однородные удельные рынки. «Сегментирование рынка —это, собственно говоря, определение плластов рынка Ф. Котлер рассматриваетсегментирование рынка только применительно к спросу. В. Фрейер употребляеттермин не „разграничение“ рынков, которое „в теории и практикепроисходит прежде всего на основе пространственного и временного аспектов, атакже в зависимости от специфики производимого продукта“[1].
Критерии сегментирования рынка, предлагаемые различнымиавторами, в значительной степени сходны между собой. Вместе с тем, следуетподчеркнуть, что какого-либо единою метода сегментирования рынка несуществует. Необходимо опробовать варианты сегментирования на основе разныхпеременных параметров, одного или нескольких сразу, учитывая при этом спецификуструктуры спроса и предложения на данном рынке.
Сегментирование рынка предполагает выявление составляющихкомпонентов как в спросе, так и в предложении. В этом отношении следуетразличать сегменты рынки и субрынки.
Критерии сегментации:
• географические;
• социо — демографические;
• психолого-поведенческие.
Сегментирование по географическимпараметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы взависимости:
• от страны постоянного проживаниятуриста — на внутренний, въездной и выездной туризм;
• от географической целитуристической поездки — по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.
Социо-демографические критерии(характеристика туриста)
1. Возраст.
2. Пол.
3. Профессия туриста.
4. Профессия главы семьи.
5. Величина населенногопункта, где постоянно проживают туристы.
6. Количество членовсемьи, сопровождающих туриста
7. Тип семьи.
8. Национальность.
9. Религиозные убеждения.
10. Наличие или отсутствие и семьеличных транспортных средств.
11. Доход семьи.
12. Доход на одного члена семьи.
Психолиго-поведеические критерии(характеристика туристского поведении)
1. Мотив поездки.
2. Тип туриста (психологическийпортрет).
3. Сезонность.
4. Организация поездки (туронератор).
5. Форма поездки.
6. Используемые транспортныесредства.
7. Используемые средства размещения.
8. Удаленность турцели.
9. Длительность поездки.
10. Источники финансирования поездки.
11. Консультанты и посредники впринятии решения о совершении турпоездки.
Приведем примеры сегментированияспроса по некоторым из приведенных критериев. По возрастному признакуразличают, например, молодежный туризм и туризм „сениоров“; имеетсвои особенности спрос на туристские услуги со стороны возрастных групп»от 30 до 45 лет" и «от 45 до 55 лет» и т.д. Растущеезначение приобретают женский туризм, профессиональный специализированный туризм(например, туры для банковских служащих, работников сельскою хозяйства,различных отраслей промышленности.). В зависимости от типа семьи спросразделяется на семейный туризм с детьми и без детей, туризм одиночек, туризмсемей из 5 и более человек и т.д. Отдельные сегменты образуют религиозный,этнический туризм, дорогие эксклюзивные и дешевые туристические поездки.
При психолою-поведенческомсегментировании потребителе туристических услуг и товаров разделяют на группыпо признакам образа жизни и целевым установкам относительно организации своегосвободного времени, по характеристике личности, а также поведенческимособенностям и стереотипам в отношении потребления туристического продукта.
В зависимости от мотивации туристической поездки различаютследующие основные сегменты туристического спроса: рекреационный, культурный,коммуникационный, спортивный, деловой туризм. Многие из них делятся на болеемелкие субсегменты, например, в рекреационном туризме это — отпускной туризм итуризм с целью лечения; множество подвидов имеется в спортивном туризме. Частобывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами помотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный — срекреационным. Усложнение туристических потребностей обуславливаетвозникновение не только совершенно новых сегментов в туристическом спросе, но изначительное число смешанных форм туризма.
На основе критерия «используемые основные транспортныесредства» туристический спросделится па сегменты: автомобильный, авиа-, железнодорожный, морской круизный,речной круизный автобусный, велосипедный туризм. Критерий«сезонности» предполагает анализ туристических потоков в основнойсезон и межсезонные, а также но месяцам и временам года. Множество сегментоввыявляет критерий «используемые туристом средства размещения»:гостиницы, пансионаты и санатории, размещение на частных квартирах, мотели,кемпинги, автомобильные вагончики-прицепы и т. д.
Сегментирование по критерию«длительность туристической поездки» имеет большое значение дляпроизводителей туристических услуг: замечено, в частности, что туристы,предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и требуют более интенсивнуюэкскурсионную программу. Методики сегментирования по данному критерию могутиметь существенные различия. Швейцарские исследователи, например, различаютдва основных сегмента: длительные (более 5 дней) и короткие туры. Длительныетуры разделяются далее на сегменты: «до трех недель», «четыренедели», «пять недель», «более пяти недель». Короткиетуры имеют субсегменты «2, 3, 4 дня». В исследованиях германскогоИнститута по проблемам туризма (Штарнберг) в сегменте «длительныетуры» анализируются субсегменты «до 8 дней», «от 9 до 15дней», «от 16 до 22 дней», «23 дня и более».
Подводя итог вышесказанному,суммируем основные сегменты туристического спроса следующим образом.
Географические :
• страна прибытия туриста— въездной, выездной, внутренний туризм;
• географическая цельтура — туризм по странам, регионам, отдельным турцентрам.
2. Социо-демографические: Критерии Сегменты спроса
1. Возраст
2. Пол
3. Профессия
туриста
4. Профессия
главы семьи
5. Величина населенного пункта постоянного проживания
6. Тип семьи
7. Национальность
8.Религиозный убеждения
9. Доход семьи
Молодежный туризм
Туризм «сениоров»
Детский туризм
Туризм по возрастным группам
Женский туризм
Смешанный туризм
Множество сегментов по профессиональному признаку:
Специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, собственной жизни
Сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества: например, высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие и т.д.
Туристы из больших, малых, средних городов, из сельской местности
Туризм одиночек, семьи без детей, с детьми, многосемейный туризм
Этнический туризм
Религиозный туризм
Социальный туризм, люкс – туризм, дешевые туры, эксклюзивные туры
3. Психолого-поведснческие:Критерии Сегменты спроса
1. Мотив поездки
2.Тип туриста (психологический портрет)
3. Сезонность
4. Организация поездки
5. Форма поездки
6.Используемые транспортные средства
7. Используемые средства размещения
8.Длительность поездки
9. Удаленность турцели
10. источники финансирования
11. Консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.
Рекреационный, деловой, спортивный, познавательный, коммуникативный туризм
Различные классификации
Основной сезон, межсезонье, по месяцам года
Самостоятельно или через туристическую фирму
Групповая, индивидуальная
Авто -, авиа -, велотуризм, автобусный, морской и речной круизный и др. виды туризма
Гостиницы, мотели, кемпинги, частные дома и квартиры и другие виды туризма.
Длительные (более 21 дня)
Краткосрочные (2 – 4 дня)
Средней продолжительности (7 – 14 дней) и т.п.
Различные критерии сегментирования
Социальный туризм (отдых поездки малообеспеченных слоев населения субсидируется системой социального страхования), интенсивтуры (поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой), семейный бюджет.
Туристические бюро,
Туроператоры,
Знакомые, средства массовой информации и т.д.
Следует подчеркнуть, что приведенныйперечень не является исчерпывающим. Сегментирование туристического спросаимеет тенденцию к бесконечности, что обуславливают такие факторы, какусложнение структуры потребностей человека, а также растущее значение отдыха итуризма в жизни общества.
5. СУБЪЕКТЫТУРИЗМА
Выявление компонентов предложенияосуществляется по иным критериям, чем в спросе. Основным сегментационнымкритерием является здесь «турпродукт», т.е. характеристикапроизводимых товаров и/или услуг.
Проблема сегментированиятуристического предложения на основе данного критерия напрямую связана спроблемой дефиниции и туризма и туриндустрии. Классификация туристскойиндустрии:
• туристский рынок в узкомсмысле — типичные туруслуги;
• туристский рынок в широкомсмысле— типичные туруслуги
производятся нетипичнымитуристическими предприятиями;
• «окраинный» туристский рынок — туристам предлагаются то вары иуслуги, не относящиеся к типичному турпродукту (см табл.1).
Туристическаяиндустрия Таблица 1
Туриндустрия в собственном смысле слова
Типичные туристические пердприятия
Дополнительная туриндустрия
Предприятия, специализирующиеся на туризме
«Окраинная» индустрия
Предприятия, в той или иной степени зависимые от туризма
· Предприятия размещения туристов
· Транспорт (ж/д, авто —, авиа -, морской)
· Туроператоры
· Туристические агентства
· Курорты
· Союзы, ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма
· Организация конгрессов
· Фирмы, организующие проведение выставок и ярмарок
Производство
· Сувениры
· Товары для отдыха
· Машиностроение (автомобили, мотоциклы и пр.)
· Издание литературы по туризму (каталоги, проспекты, карты и пр.)
· Производство лекарственных препаратов
Сфера обслуживания
· Экскурсионное обслуживание, гиды, организация развлечений
· Журналисты
· Носильщики багажа
· Кредитные институты (обмен денег, кредитные карточки)
· Страховые компании
· Прокат туристского снаряжения
· Учебный заведения по подготовке кадров для туризма
· Институты маркетинговых исследований в области туризма
· Дипломатические представительства (выдача виз)
Производство
· Спорттовары
· Одежда (для отдыха и туризма)
· Фототовары
· Косметические средства
· Лекарственные препараты
Сфера обслуживания
· Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары и т.п.)
· Парикмахерские
· Тренерские услуги
· Горнолыжный лифты, фуникулеры
· Культурно – просветительские учреждения (театры, кино, лицеи, музеи и т.п.)
· Медицинские услуги.
Каждый из этих удельных рынков подвергается дальнейшем дроблению: кпервому относятся прежде всего рынки средств размещения, транспортных услуг,туроператоров, турбюро и т.д.; ковторому — производство и продажасувениров, туристическое снаряжения, рекламно-информационная литература потуризму т.п.; третий удельный рынок включает, например, предложение одежды дляотдыха и отпуска, ресторанный сервис, фототовары и прочее.
Анализируя современные статистические издания по туризмуможно отметить следующие удельные рынки туристического спроса, которые наиболееполно и регулярно исследуются, например, в ФРГ иШвейцарии:
• рынок средств размещениятуристов;
• рынок транспортных туристскихуслуг;
• рынок услуг туроператоров и турбюро.
Все остальные виды услуг, предоставляемые туристам различнымиотраслями народною хозяйства, сегодня в статистике по туризму либо неотражаются вообще, либо отражаются эпизодически. Чаще всею данные нообслуживанию туристов (за исключением вышеназванных 3 областей туриндустрии)входят в статистику по другим отраслям народного хозяйства. Несовершенствостатистических исследовании по туризму не позволяет в полной мере оценитьзначение туризма для экономики страны в целом.
Сегментирование туристского предложения может также осуществлятьсяна основе географического критерия: национальные, региональные и местныеособенности туристского предложения специализация последнею на отдельныхсегментах спроса.
Объем предложения характеризуют такиеэкономические переменные как оборот, численность занятых, количество иструктура предприятий, производящих тот или иной вид туристического продукта,доходы от реализации туристических товаров и услуг, количество проданных турови т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в нашей работе была рассмотрена сегментациятуристического рынка.
Туристический рынок представляет собой сферуреализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих междупокупателями и продавцами туристского продукта, т.е. между туристом,турагентством, туроператором.
Туристский рынок выступает также как сфера проявления экономических отношений между производителями ипотребителями туристского продукта.
В работе рассмотрены субъектытуристского рынка.
Сегментация рынка – делениерынка на однородные удельные рынки. Различают сегменты спроса на рынке исегменты предложения на рынке туруслуг.
Выделяют три группы критериевсегментации спроса на рынке:
- географические
- социо-демографические
- психолого-поведенческие
Выявлением компонентовпредложения осуществляется по иным критериям, чем в спросе основнымсегментационным критерием является здесь характеристика производимых услуг.
Так же в работе былорассмотрено понятие «сегментация рынка» в маркетинге. Дано определение в общемдля все рынков, критерии, параметры сегментирования, а так же рассмотрены этапыпланирования стратегии сегментации и ограничения сегментации.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СапруноваВ. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг – М., 1997г
2. Экономикасовременного туризма / под ред. Карповой П. А. – М,., 1998г
3. БалабановИ. Т. Экономика туризма – М., 1999г
4. ГолубковЕ. П. основы маркетинга: Учебник – М., 1999г
5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие – Минск, 1998г.
6. Лебедев О.Т. Основы маркетинга – М., 1997г