Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Самоконтроль студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСТИТЕТ
Высшая Школа Бизнеса
Факультет Статистики
Контрольная работа
на тему:
“Самоконтроль студентов, занимающихсяфизическими упражнениями и спортом”
 
Выполнил:
студентIII курса
группы1055
БаженовС.В.
 
Томск 2008

ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитаниеявляется порождением потребностей человеческого общества. Эта потребностьсостоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то естьвоспитывает его.
По мере усложнения вобществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания.Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производстваи духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типачеловека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственныефизические качества. Физическое воспитание на современном уровне развитиянашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтомуотношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничногоразвития людей приобретает качества целенаправленного воздействия наконкретного человека согласно его потребностям.

1. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯСТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
1.Диагностика исамодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями испортом.
Слово «диагностика» (сгреч.Diagnosis-распознание) употребляется в двухзначениях. Во-первых, это раздел клинической медицины изучающий содержание,методы и последовательные ступени распознания различных физиологическихсостояний или болезней, во-вторых, процесс распознавания и оценкииндивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование иобобщение полученных данных о здоровье или заболевании
Нас будет интересоватьвторое значение. Состояние организма и отдельных его систем в зависимости отформы движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работыможно оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействийфункциональных проб.
Для усвоения материаладанного раздела мы будем использовать так же термин «физическое развитие». Этокомплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленныхвнутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физическогоразвития – масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериямифизического развития выступают особенности телосложения и конституция (типтелосложения) человека.
Антропометрическийпоказатель – активные данные о физическом развитии, степени выраженностиантропометрических признаков:
·         Соматометрические– длинна и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья ит.д.;
·         Физиометрические(функциональные)- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становаясила.
·         Соматоскопические- состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки,ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и половогосозревания.
Регулярные занятияфизическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы исистемы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную,центрально-нервную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.
Итак, мы убедились, чтопри физических нагрузках происходят изменения в организмах и системах человека.Чтобы занятия спортом не повредили здоровью, необходимо проводить регулярный контрольсостояния организма. Это задача не только тренеров и преподавателей, но и самихфизкультурников.
2.Виды диагностики, ее цели и задачи
 
Основные видыдиагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогическийконтроль и самоконтроль.
Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его гармоническому развитию.
Перед диагностикой стоятследующие задачи:
1.  Регулярно проводить врачебныйконтроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.
2.  Оценивать эффективность применяемыхсредств и методов учебно-тренировочных занятий.
3.  Выполнить план учебно-тренировочныхзанятий.
4.  Установить контрольные нормативы дляоценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической,тактической, морально-волевой и теоретической.
5.  Прогнозировать достижения отдельныхспортсменов.
6.  Выявить динамику развития спортивныхрезультатов.
7.  Отбирать талантливых спортсменов.
3.Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями испортом, его содержание и периодичность
 
Врачебный контроль-это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональнойподготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Он направлен на изучениесостояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.
 Периодичностьврачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видовспорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены-2 раза в год.
 Врачебныйконтроль в вузе проводится в следующих формах:
— регулярные медицинские обследования иконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;
— врачебно-педагогические наблюдения зазанимающимися во время занятий и соревнований;
— санитарно-гигиенический контроль заместами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительскаяработа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
— профилактика спортивного травматизмаи заболеваний;
— проведение комплексных ивосстановительных мероприятий.
Врачебное обследованиеподразделяется на первичное, повторное, дополнительное.
Первичное — проводится,чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями испортом.
Повторное — проводится,чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузкисостоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректироватьучебно-тренировочный процесс.
Дополнительные врачебныеобследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности преступитьк тренировкам после перенесенных травм.
Основное предназначениеврачебного контроля в том, чтобы определить состояние здоровья студентов ираспределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Крометого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторыесовсем освобождаются от практических занятий на какое-то время. Распределениепо группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом,невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом).Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.
Обычно такое обследованиепроводится визуальными методами и путем опроса, а так же с помощьюанкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровьястудента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.
Углубленной формойврачебного наблюдения является диспансеризация- система мероприятий поукреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивнойработоспособности, направляемая на то, чтобы выявить ранние признаки нарушенияздоровья и функционального состояния.
Углубленные диспансерныеобследования проводятся 1-2 раза в год и включают обследование физическогоразвития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цветкожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.
РОСТ (длина тела).Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а так же после интенсивныхзанятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. Послеупражнений о отягощениями и штангой длина тела может уменьшиться на 3см и болееиз-за уплотнения межпозвоночных дисков.
МАССА ТЕЛА — объективныйпоказатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессезанятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затемстабилизируется.
При определении массыисследуемый дожжен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль замассой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируетсяс точностью до 50 грамм. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: вовремя обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимальноговыдоха. Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладываюттак, чтобы она сзади проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин понижнему сегменту сосков, а у женщин над молочной железой, в месте перехода кожис грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки.При измерении максимального вдоха не стоит напрягать мышцы и поднимать плечи, апри максимальном выдохе сутулиться.
Разница между величинамиокружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Оназависит от морфоструктурного развития грудной клетки. Ее подвижности, типадыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.
КИСТЕВАЯДИНАМОМЕТРИЯ — метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут вруку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча имаксимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке,фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (есличеловек правша) у мужчин — 35-50 кг, у женщин — 25-33 кг; средние показателисилы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Любой показатель силы всегда связанс объемом мышечной массы, т.е. массой тела. Поэтому при оценке результатовдинамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную,т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показательсилы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средниепоказатели относительной силы у мужчин 60-70% массы тела, у женщин-45-50% .
СТАНОВАЯДИНАМОМЕТРИЯ как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемыйстановится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3 каждой подошвынаходились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклоненовперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен.Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу.Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, женщин -80-90 кг.Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии и всреднем составляет 180-240%. Величина относительной становой силы менее 170%считается низкой, 170-200%-ниже средней, 200-230%- средней, 230-250%- вышесредней, выше 260%- высокой.
ЧАСТОТАСЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (ЧСС, или пульс)- важный интегральный показательфункционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярнов одно и тоже время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, послепробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя.Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3-5 мин.) и сразу после нее.Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателямиможет быть следствием переутомление или заболевания и требует консультации спреподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить засостоянием ритма и степенью наполнения пульса.
Пульпаторнаяпульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себяколичество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физическойкультурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150удар/мин, при интенсивности выше средней150-170, а во время предельных нагрузоку
высококвалифицированныхспортсменов-200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятииопределять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановленияисходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить обуспешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30минут исходная величина пульса не восстанавливается, значит в организменаступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к даннойфизической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостьюнагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебанияпульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случаепревышения следует немедленно внести, коррекцию в учено-тренировочнуюпрограмму, снизив ее объем и интенсивность.
Достаточноинформативной является динамика ЧСС при выполнении так называемойортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этогонужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и черезминуту после спокойного вставания. Если разница больше 20удар/мин, значит,организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕПОКАЗАТЕЛИ ДЫХАНИЯ. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом:испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки иверхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД-14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.
Спирометрияпозволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ-важный показатель,отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощьюспирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки.Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количествовоздуха и плавно выдувает и плавно выдувает его в мундштук до отказа.Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 разаподряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200см в кубе, у женщин 2500-ЗОООсм в кубе.
ЦВЕТКОЖИ. Различают нормальный и загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа,синюшная на руках и на лице — признак малокровия и сердечнососудистойнедостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточноэластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена вещества.
ОСАНКАпривычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдаетсяпри слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма),при заболеваниях и травмах косно- мышечной системы, при переутомлении. Приправильной осанке у хорошего физически развитого человека голова и туловищенаходятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечностивыпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке головаслегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, животвыпячен.' Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детскомвозрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, можетнеблагоприятно отразиться на осанке. Для нормальной спины характерныестественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб- искривлениепозвоночника назад называется кифоз, в вперед- лордоз, вбок- сколиоз.
Груднаяклетка бывает различной формы: коническая (у спортсменов), цилиндрическая (успортсменов с большим стажем) и уплощенная, которая чаще всего встречается удетей и подростков. Форма ног бывает: нормальная, О-образная, Х- образная.
Врачебно-педагогическийконтроль это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того,чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочныенагрузки,* с целью предупредить переутомление и развитие патологическихизменений, приводящих к заболеваниям.
С помощьюврачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный икумулятивный тренировочные эффекты.
Срочныйтренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме вовремя выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.
Отставленныйтренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие ворганизме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения,происходящие в организме в поздних фазах восстановления — на другой ипоследующие после нагрузки дни.
Кумулятивныйтренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят напротяжении длительного периода тренировки. Врачебно-педагогический контрольпроводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченнымзаранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценкусрочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.
 
4. Педагогический контроль, содержание педагогическогоконтроля
 
Педагогическийконтроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихсяфизической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколькосоответствует педагогическое воздействие повышению эффективностиучено-тренировочных занятий.
Задачипедагогического контроля:
>   Оценитьэффективность применяемых средств и методов тренировки;
>   Выполнить плантренировки;
>   Установить контрольныенормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическуюподготовленность спортсменов;
>   Выявить динамикуразвития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельныхспортсменов;
>   Отобратьталантливых спортсменов. Содержание педагогического контроля:
>   Контроль запосещаемостью занятий;
>   Контроль затренировочными нагрузками;
>   Контроль засостоянием занимающихся;
>   Контроль затехникой упражнений;  Учет спортивных результатов;
>   Контроль заповедением во время соревнований.
 
5. Виды педагогического контроля
1)Поэтапный- оценивать состояние спортивно- технический и тактической подготовкизанимающихся на конкретном этапе.
2)Текущий- определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
3)Оперативный- экспресс- оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данныймомент.
Главноев педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физическойкультурой. * Специалисты различают три типа состояний:
1.Перманентные,сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формыорганизма, уровня его тренированности).
2.Текущие,с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышеннойили пониженной работоспособности).
3.Оперативные,изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление послеоднократного пробегания дистанции или повышение работоспособности послеразминки).
Кметодам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся итренеров — преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочногопроцесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрацияфункциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегосяфизическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различныхсторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивнойработоспособности.
 
6. Самоконтроль, его цели, задачи и методы
Самоконтрольрегулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием ифизической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятийупражнениями и спортом.
Задачисамоконтроля
1.        Расширить знанияо физическом развитии.
2.        Приобрести навыкив оценивании психофизической подготовки.
3.        Ознакомиться спростейшими доступными методиками самоконтроля.
4.Определить уровень физического развития, тренированности издоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятныевоздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля:инструментальные, визуальные.
Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми идоступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма,влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобысамоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетическихзатратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающихпри выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой,важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физическойработоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можноэффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
 
7. Субъективные и объективные показателисамоконтроля. Критерии оценки самоконтроля
Результатысамоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневникесамоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями(объективными и субъективными)
функциональногосостояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, каксамочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность,глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой).Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналомоб ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления илиформирующегося нездоровья.
Записывая,например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессезанятий физическими упражнениями), состояние сердечно — сосудистой системы иорганизма в целом. Таким же объективные показателем может служить и изменениечастоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоястановится реже, а восстановление после физической нагрузки происходитсравнительно быстро.
Какиепоказатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно — сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечныхсокращений (ЧСС) — пульс. Существует несколько методов измерения пульса.Наиболее простой из них — пальпаторный — это прощупывание и подсчет пульсовыхволн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всегоопределяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. Послеинтенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше,более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчкасердца — в районе пятого межреберья.
Всостоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10, 15,30-секундным интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило,подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить моментвосстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частотапульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/минчаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менееявляется признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либопатологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин,это свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризуетнагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин по интенсивности выше средней,учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Такпо некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке взависимости от возраста может быть: в 25 лет — 200, в 30 лет — 194, в 35 -188,в 40 -183, в 45- 176, в 50 — 171, в 55 — 165, в 60 — 159, в 65 153 удар/мин.Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.
Исследованияпоказывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызываетсущественное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови,изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этомсоставляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивностимышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/минвызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том,что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходитьпри ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функциюсердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). Уздорового человека максимальное давление ( систолическое ) в зависимости от возрастаравняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное ( диастолическое ) — 65-85 мм. рт.ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физическитренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальноеснижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течениенескольких минут)
показателей давления говорит о подготовленностиорганизма к данной нагрузке.
 
8. Дневник самоконтроля
Длядневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятсяпоказания самоконтроля и даты.
Дневниксостоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характеручебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при еевыполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другойотмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее еесамочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность.Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру,нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы,динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели.Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям исотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен длялиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогаютпреподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать ирегулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительныхи учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.
Вкачестве формы ведения дневника предлагается следующая.
Самочувствиеоценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этомфиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительностиглубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон,бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший,удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по местуих локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.
Массатела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и техже весах, в одной и той же одежде. В первом
впериоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и вдальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резкомснижении массы тела следует обратиться к врачу.
Тренировочныенагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля онидают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Нарушениярежима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередованиятруда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков,курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательноотражается на состоянии сердечно- сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС иприводит к снижению спортивных результатов.
Спортивныерезультаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методытренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для ростафизической подготовленности и спортивного мастерства.
Оценкафизического развития с помощью антропометрических изменений дает возможностьопределять уровень и особенности физического развития, степень его соответствияполу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамикуфизического развития под воздействием занятий физическими упражнениями иразличными видами спорта.
Антропометрическиеизмерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток, пообщепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверяемыхинструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, массатела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), силасгибателей кисти и другие показатели.
 
9. Методы стандартов, антропометрических индексов,номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физическогоразвития и физической подготовленности
Поантропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития спомощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.
Ростовойиндекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобыопределить нормальную массу взрослого человека нужно из цифры, обозначающейрост в сантиметрах, вычесть 100- при росте 165-175 см и 110 при более высокомросте.
Весо-ростовыйпоказатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (всантиметрах). Хорошая оценка для женщин -360-405г/см, для мужчин-380-415г/см.
Жизненныйиндекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, намассу тела (в граммах). Показатель ниже 65-7-мл/кг у мужчин и 55-60 у женщинсвидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточноймассе.
Силовойиндекс- это отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массетела. В среднем силовой индекс равен у мужчин-0,70-0,75, а у женщин -0,50-0,60.
Индекспропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Вычисляется так:окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делитсяна величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50-55%.
Пропорциональностьмежду ростом и шириной плеч определяется отношением ширины плеч к росту( в см)и выражается в процентах для мужчин- 22%, для женщин- 21%.
Индекспропорциональности развития грудной клетки и половины длины тела. Если разницаравна 5-8см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названы цифры, этоуказывает на хорошее развитие грудной клетки, если она меньше названных чиселили имеет отрицательные значения, то грудная клетка развита слабо.
Показателькрепости телосложения отражает разницу между длиной тела и суммой массы тела иокружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181см и массе тела80кг, окружности грудной клетки 90см этот показатель будет: 181-(80+90)=11. Увзрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 как слабое и больше 36 какочень слабое. Однако показатель крепости телосложения, который зависит отокружности грудной клетки и массы тела, отражают не развитие мускулатуры, аявляются признаком ожирения.
Коэффициентпропорциональности (КП) в процентах вычисляется по формуле:
КП=L1-L2/L2*100,
Где L1- длина тела в положении стоя,
L2- тела вположении сидя.
Нормальнымсчитается КП=87-92%.
Результатыоценок показателя физического развития по стандартам можно изобразитьграфически — такое изображение называется антропометрическим профилем. Этотметод используется во врачебно физкультурных диспансерах, а так же в работе сосборными командами и спортсменами высокого класса. Средние данныеразрабатываются на основе массового репрезентативного обследования. Дляполучения антропометрического профиля оцениваются отклонения индивидуальныхпоказателей спортсмена от средних данных для группы, возраста, пола.
Наряду сантропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяютномограммы- графики физических величин, используемые в расчетах физическогоразвития и физической работоспособности.
Здоровье,функциональное состояние и тренированность спортсмена можно определить спомощью функциональных проб и контрольных упражнений.
Функциональныепробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками. Которыепроводятся, как правило, в естественных условиях спортивной деятельности снагрузками различной интенсивности.
Оценкафункциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологическихпроб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений (ЧЧС) иупоминавшаяся ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояниядыхательной и сердечно- сосудистой систем и способности внутренней средыорганизма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.
ПробаШтанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального),задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до еговозобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60с. Утренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. Призаболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35с.
ПробаГенчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге,только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь среднимпоказателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30с. При заболеванияхорганов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а такжев результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общеефункциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и навдохе и на выдохе уменьшается.
Одномоментнаяфункциональная проба с приседанием. Занимающихся отдыхает стоя в основнойстойке 3 минуты. На 4 минуте подсчитывается ЧЧС за 15 секунд с пересчетом на 1минуту (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение40 секунд, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранениемтуловища в вертикальном положении. Сразу после приседания вновь подсчитываетсячастота пульса в течение первых 15 секунд с пересчетом на минуту. УвеличениеЧЧС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценкадля мужчин и женщин: отлично-20 и менее, хорошо 21-40, удовлетвоительно-41-65.плохо-66-75, очень плохо- 76 и более.
Впрактике врачебного контроля применяется, как правильно, комбинированнаяпроба:20 приседаний в течение 30 секунд, 15-секундтный бег на месте в быстромтемпе(180 шагов в минуту). Эта проба позволяет судить о приспособительныхреакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе навыносливость.
Еще одинспособ оценки физического состояния — тестирование как применение контрольныхнормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведенияхиспользуются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты),подтягивание для студентов, поднимание и опускание туловища из положения, лежадля студенток (показатель силовой подготовленности) и бег на 2000 м длястуденток и на 3000 м для студентов (показатель выносливости). В началеучебного года тесты проводятся как контрольные, в конце — как фиксирующиеизменения за прошедший учебный год.
10. Коррекция содержания и методики занятий физическимиупражнениями по результатам самоконтроля
Для того, чтобыкорректировать методику занятий физическими упражнениями, необходимы регулярныенаблюдения в течении определенного времени. Приведем пример контроля заразвитием силы мышц сгибательной кисти. Исследования проводились в 1996г погруппам юношей и девушек. Сила кисти определялась на занятиях по атлетическойгимнастике с октября по апрель месяц. У студентов с октября по декабрь силакисти увеличилась на 1,6кг, а у студенток за то же время уменьшилась на 2,6кг.После экзаменов и каникул результаты у юношей ниже на 4,3кг, а у девушек на3,7кг. У студентов с февраля по апрель результат продолжает снижаться и вапреле составляет 52,0кг, у девушек увеличивается к апрелю до 37,5кг.
Следовательно, нагрузкабыла недостаточной и стала причиной того, что сила кисти у занимающихся послезанятий изменилась незначительно, это требует пересмотреть и увеличить нагрузкуна занятиях атлетической гимнастикой.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.    Теория и методикафизического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура испорт», 1976.
2.    Основы спортивнойтренировки. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева.М., «Физкультура и спорт», 1977.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.