Содержание
Введение
1. Характеристика Полярного Урала
1.1 Общая характеристика территории
1.2 Особенности рельефа
1.3 Климатическая характеристика
2. Теоретические аспекты разработкиспортивных туристских маршрутов
2.1 Этапы разработки маршрута
3. Туристическая характеристика Полярного Урала
3.1 Подъезды
3.2 Наиболее популярные районы Полярного Урала
3.3 Возможные виды туризма
4. Заключение
5. Список используемых источников
/>Введение
Цель данной работы — Определить возможности спортивного туризма на Полярном Урале. Ямало-Ненецкийавтономный округ, Архангельская область, республика Коми имеют множествоперспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и спортивныхмаршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во-вторых, еще большейнеизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругулюбителей разных видов туризма и профессиональных туристов.
Были выделены следующиезадачи:
· Датьгеографическую, рельефную и климатическую характеристику;
· Дать туристическуюхарактеристику Полярного Урала.
Курсовая работа посвященачасти страны, которая носит суровое название Полярный Урал. Он давно известен ипользуется популярностью среди профессионалов горнолыжников илюбителей-байдарочников. Сегодня туризм становится «организованной»частью досуга для многих любителей активного отдыха: разработаны многодневныйводно-горный комбинированный маршруты.
Всё реальнее обретаетформу идея превратить Полярный Урал в туристическую зону. Для некоторых видовтуризма — пешего, горнолыжного, исторического и геологического, регион — идеальное место.
Обо всем этом подробнеедалее в моей работе.
В курсовой работе былииспользованы современные периодические издания в основном статьи из журналов,посвященные туристской деятельности. Также использовались и другие источники, втом числе, официальный сайт администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.Несмотря на небольшое количество использованного материала, работа снабженадостаточным количеством схем, таблиц, некоторые показатели в которыхприходилось считать самостоятельно./>
1. ХарактеристикаПолярного Урала
/>
1.1 Общая характеристикатерритории
Полярным Уралом принятосчитать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов КаменьОкеана на севере. На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают ктаежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей.Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв. км.Сурова, но величественно прекрасная природа Полярного Урала. Его бурныеполноводные реки низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера схрустально-чистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга исинеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этомкрае.
Но не только суровостью икрасотой славится Полярный Урал. За годы Советской власти на его территорииоткрыты богатейшие месторождения каменного угля (Печорский каменноугольныйбассейн), в горах обнаружены железо, горный хрусталь, медь, сурьма и многодругих полезных ископаемых. Большую ценность представляют лучшие в странеоленьи пастбища в горах, а в южной равнинной части — леса, состоящие из ценныхдревесных пород — лиственницы, ели, сосны и кедра. Наряду с заготовкойдревесины в лесах уже много веков промышляют белку, горностая, выдру, а в горахи тундре — песца.
Повсеместно здесь можновстретить медведя, лося, волка, росомаху, северного оленя, лисицу и зайца.Непуганые глухари, тетерева, рябчики и куропатки свободно подпускают охотникана выстрел. На севере, в тундровых озерах, гнездится бесчисленное количестводичи. Гомон гусей, уток, куликов, гагар и другой водоплавающей птицы от весныдо глубокой осени нарушает безмолвие тундры. Реки и озера Полярного Уралаизобилуют рыбой — хариусом, тайменем и др. А сколько ягод и грибов поспевает кконцу лета в тайге и тундре!
Полярный Урал издавнапривлекал человека главным образом обилием пушного зверя и рыбы. Доступностьпродвижения по полноводным рекам способствовала тому, что уже в XI в.предприимчивые новгородцы плавали по Печоре и ее притокам, ведя торговыесношения с Югрой. Из далекого Новгорода плыли они по рекам к Печоре и по еепритокам за Урал, перетаскивая лодки через многочисленные волоки в реки Обскогобассейна. Но освоение и заселение края из-за его отдаленности и отсутствияпрямых водных путей, связывающих его с центром страны, шло очень медленно.
Первое географическоеописание и карта Полярного Урала были составлены лишь после обследования еготерритории Северо-Уральской экспедицией русского географического общества.Работавшей здесь под руководством Э. Гофмана с 1847 по 1850 г. Экспедиционные исследования, проводившиеся на Полярном Урале во второй половине XIX и вначале XX вв., носили односторонний характер, так как были направлены восновном на изыскания возможных соединительных водных путей между Печорой иОбью через перевалы Полярного Урала. Всестороннее изучение природы и освоениебогатств Полярного Урала началось в начале 30-х годов нашего столетия, когда врайоне реки Воркуты были найдены богатейшие месторождения каменного угля. И вотв тундре, где еще недавно зимой завывали метели, и на сотни километров не былочеловеческого жилья, выросли благоустроенные города и поселки горняков стеатрами, клубами, кино, школами и больницами.
Города и поселкирасположены в основном вдоль Северной железной дороги между городами Интой,Воркутой и станцией Хальмер-Ю, а на ее ответвлении — между станциями Сейдой,Елецкий и Лабытнанги. В горной области постоянных поселений нет. Летом в горах можновстретить временные базы различных экспедиций и чумы оленеводов.
Однако и до настоящеговремени значительная часть территории Полярного Урала совершенно не населена,слабо изучена в природном отношении и редко посещается туристами. Длятуристов-краеведов здесь обширное поле деятельности: они могут побывать наникем еще не обследованных ледниках, озерах, реках и дать их описание; собратьинтересные коллекции минералов и гербарии. Большой интерес для ученых могутпредставить сведения, полученные туристами-лыжниками о высоте и плотностиснежного покрова, температуре и влажности воздуха, о скоростях и направленииветра в различных высотных поясах, о наличии в реках наледей, их площадях,толщине и объеме заключенного в них льда.
/>1.2Особенности рельефа
Полярный Урал — одна изнаиболее возвышенных частей древних Уральских гор. Гребни хребтов здесьподнимаются до 1100-1300 м над уровнем моря, а отдельные вершины достигают ещебольшей высоты. Осевая зона Полярного Урала сложена в основном древнимиметаморфическими породами, прорванными мощными излияниями гранитов игранодиоритов, с которыми связаны редкометальное, оруденение и месторождениягорного хрусталя. Многие горные хребты сложены кварцитами и кварцитовымиконгломератами.
По характеру рельефа игеологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резкоразличающиеся части. Северная часть (от горы Константинов Камень до долины рекиСобь) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северногоили северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечнымидолинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оче-Нырд, Большой и МалыйПайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэ-Пэ и др. Относительные высоты этиххребтов над долинами рек достигают 800-1000 м, а ширина долин — 3-4 км (долины рек Пайпудыны, Ния-Ю, Щучьей).
Ширина горной областирезко увеличивается к югу (от 5-7 км у Константинова Камня до 125 км в районе хребта Енганэ-Пэ). Западный склон Полярного Урала более крутой, чем восточный; почтина всем протяжении он резко обрывается к предгорным понижениям, по которымтекут многоводные реки Уса и Кара. Восточный склон спускается постепенно кЗападно-Сибирской низменности, заканчиваясь широкой полосой предгорных увалов.
Западная часть горнойобласти расчленена реками и ручьями, значительно сильнее восточной. Наряду сплатообразными вершинами здесь широко развиты хребты с типичными альпийскимиформами рельефа; наиболее живописными, с иззубренными острыми гребнями, пиками,глубокими карами и скалистыми отвесными склонами, являются хребет Оче-Нырд ихребты в районах озер Большого и Малого Хадата-Юган-Лор, Большого и Малого Щучьего.
В результате последнегокарово-долинного оледенения склоны многих хребтов изъедены карами и цирками, вглубине которых залегают живописные глубокие озера, ледники и снежники. Склоныхребтов прорезаны также глубокими ущельями, в которые каскадами водопадовнизвергаются бурные потоки. Особенно много красивых водопадов на ручьях,стекающих с восточного склона хребта Оче-Нырд (ручьи Водопадный, Озерный), и наречках, впадающих в Кару и в Байдарацкую губу.
Характерная особенностьсеверной части Полярного Урала — исключительно глубокое расчленение хребтов имассивов сквозными поперечными долинами и незначительная высота перевалов.Абсолютные высоты большинства перевалов через главный водораздел, отделяющийЕвропу от Азии не превышают 300 м над уровнем моря. В то же время относительныевысоты хребтов близ перевалов достигают 1000 м. Особенно низкие перевалы (от 200 до 300 м над уровнем моря) с пологими незначительными подъемами. Позволяющиетуристам легко осуществлять волоки лодок летом и перевозить груз на нартахзимой, расположены между истоками реки Изья-Шор (правый приток Большой Усы) иозером Малое Хадата-Юган-Лор. Между верховьями Малой Кары и озером МалымЩучьим, между верховьями Большой Кары и озером Большим Щучьим и между истокомМалой Усы (озеро Усва-Ты) и верховьями Малой Щучьей.
Южная часть ПолярногоУрала (от долины реки Собь до истоков Хулги) значительно уже северной (до 25-30 км). Водораздельный хребет простирается в юго-западном направлении более чем на 380 — км.Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы (Рай-Из, Пай-Ер,Войкар-Сыньинский) с абсолютными высотами 1100-1200 м, и лишь вершины поднимаются выше 1400 м над уровнем моря (Пай-Ер — 1427 м Лемва-Из — 1421 м).
Склоны хребта крутоспускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорныегряды с абсолютными высотами до 350-400 м (Малый Урал).
Южная часть ПолярногоУрала носит характер плато, сильно расчлененного глубокими ущельями, долинамирек и карами, заполненными небольшими ледниками. Глубина расчленения достигает600-800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесьрасположены на значительно большей высоте (330-500 м над уровнем моря), подъем на них более крут и высок (до 300 м на протяжении 10-15 км), и, следовательно, они сложнее для волока лодок и проезда груженых нарт.
/>1.3Климатическая характеристика
Климат Полярного Ураласуровый, резко континентальный; холодная, дождливая осень быстро сменяетсязимой, а короткая, прохладная весна — летом. Обычно уже в начале сентябрявершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинаетсходить снег.
Зима с обильнымиснегопадами, сильными метелями и буранами, продолжительная и очень морозная. Вдекабре — феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до-50-54°, а в июле поднимается до +31°. В горах — на наиболее возвышенных плато,хребтах и массивах зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах; онапродолжается здесь 8-9 месяцев, но морозы слабее, чем на равнинах, и редкодостигают 45°.
При антициклональной — ясной, безветренной и морозной — погоде высоко в горах наблюдаетсятемпературная инверсия, когда наверху бывает на 15-25° теплее, чем в долинахрек и на предгорных равнинах. Это происходит оттого, что более холодный, аследовательно, более плотный и тяжелый воздух стекает с гор вниз и застаиваетсяв долинах и на равнинах. Наоборот, во время вторжения циклонов — при ветрах иснегопадах — в предгорьях теплее, чем в горах: на каждые 100 м высоты температура воздуха понижается примерно на 0,6°.
Осадков на Полярном Уралевыпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2-3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до400-600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная частьвесной, летом и осенью.
Средняя годовая температуравоздуха в различных районах Полярного Урала изменяется от -5 до -8°. Самыйхолодный месяц — февраль. Средняя температура февраля в горах и на равнинеоколо 19° мороза. Почти так же холодно в декабре, январе и марте. Средняятемпература этих месяцев нигде не выше -16°. Значительно теплее становится лишьв апреле (от -8-9° на равнине до -10-12° в горах). В мае на равнине начинаеттаять снег, вскрываются реки, но ночью еще мороз и средняя месячная температуравоздуха отрицательная (-2° на равнине, до -5° в горах).
Зимние дни на ПолярномУрале очень коротки. Во второй половине декабря к северу от Полярного круга — полярная ночь. В январе большой ярко-красный диск солнца чуть выглянет из-загоризонта, осветит на несколько часов заснеженные горные хребты, равнинныепространства тундры, и снова над «белым безмолвием» опускается ночь.Но это не те черные ночи, какие мы наблюдаем на юге. На темном небе мерцаютудивительно яркие звезды; белая пелена снега отражает рассеянный свет звезд иночного неба, так что при ясной погоде над тундрой и горами царит полутьма.Когда же разыгрывается полярное сияние и небо покрывается красочными лентами,переливающимися всеми цветами радуги, горы и тундра озаряются зеленоватымфосфорическим светом. Как огромный занавес, висят над северной частью горизонтаразноцветные полосы полярного сияния. Но вот из центра небосвода набежали,полыхая и переливаясь, огненные стрелы, и еще ярче засияло все кругом, чтобычерез несколько часов опять погрузиться в полумрак.
А в это время в тайге наюге Полярного Урала безмолвно стоят покрытые инеем лесные великаны. Снегтолстыми подушками висит на широких лапах елей и пихт. Он покрывает и землю, ивалежник, и бурелом, и скованные морозом зыбкие болота и реки. Тишина… Лишьизредка гулко треснет от сильного мороза дерево или лед на реке. Мерцающий светзвезд слабо освещает застывшие леса. Когда же поднимается луна, тайга озаряетсяярким голубым светом, а снег начинает светиться фосфорическим блеском. В лесустановится сразу светло.
Очень непостоянна зимняяпогода на Полярном Урале, быстры переходы от тихих ясных дней к снегопадам,метелям и буранам.
Штиль… В морозномвоздухе на фоне алой зари четко вырисовываются заснеженные пики и гребни гор.Но вот, над водораздельным хребтом появляются быстро увеличивающиеся в размерахснежные вихри-верный признак приближающейся метели. Вскоре ледяной ветерначинает мести поземку и горы исчезают в белесой мгле.
За огромной снеговойтучей гаснет последний-красный луч солнца, и над горами и тундрой опускается ночь.Час от часу усиливается ветер: буран бушует всю ночь и весь следующий день.Иногда снежные бураны продолжаются больше недели, сопровождаясь ураганнымветром; затихают они так же внезапно, как начались. Яростный ветер сбивает сног, снежная пыль застилает глаза, захватывает дыхание, проникает под одежду.Никакая одежда не спасет человека от ветра и мороза, если вовремя не вырыть ямугде-нибудь в снежном надуве под берегом реки или в расщелине между скалами и непоставить в ней палатку. Чтобы палатку не сорвало ветром, ее необходимообложить с наветренной стороны снежными плитами. Такие плиты легко выпиливаютсяножовкой из снега, обладающего благодаря сильным ветрам большой плотностью ипрочностью. Особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра иногдадостигает 50-60 м/сек.
С октября до мая наПолярном Урале дуют в основном западные, северо-западные, юго-западные исеверные ветры. Ветров восточной четверти горизонта зимой почти не бывает.Наибольшей средней скоростью обладают северо-западные ветры (12 м/сек),наименьшей- юго-западные и западные (8 м/сек). Особенно сильные ветры в горах,где их средняя скорость в различные зимы составляет от 8 до 11 м/с. Поимеющимся данным, зимой в различных районах горной области бывает от 56 до 118дней с бурным ветром, дующим со скоростью более 15 м/с. Наиболее часты сильныеветры на горных плато в районе ледника Института географии АН СССР и на массивеРай-Из. На равнинах число дней с бурным ветром в 2-3 раза меньше, чем в горах.
/>2.Теоретические аспекты разработки спортивных туристских маршрутов
/>
2.1 Этапы разработкимаршрута
Разработка маршрутов — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации иявляющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедурадлительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут являетсязаказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключениеммероприятий, обеспечивающих безопасность.
При разработкепредставленных в работе маршрутов я придерживалась следующих этапов:
Кроме того при разработкелюбого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:
1. Выбор маршрута — одиниз наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели,которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как быразнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом:посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическаятренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они,естественно, могут сочетаться.
2. Определение сложностимаршрута.
Отдельные части маршрутовпроходят по вполне «приличным» дорогам и поэтому не связаны спреодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографическогоматериала — вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорныесхемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов необязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвиженияневелико.
Другие маршруты проложеныне только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер;по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельныеестественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуетсякарта или туристская схема. Обязательное условие — длительные привалы, ночлег.
А также соблюдатьследующие правила:
· по сложности ипротяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всемтуристам;
· для передвижениямежду туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспортпринадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрутапреодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;
· места длядлительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топливаи продовольствия, а также оснащены связью;
· при планированиимаршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.
При разработке маршрутаиспользован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другаякраеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемыпутеводителей — использованы для общей проработки. Для более точного построениямаршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласамиавтомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписаниемдвижения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.
Разработка маршрутазавершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрутаиспользуется при формировании туров.
Туристский поход — этопутешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, сиспользованием активных способов передвижения.
Поход или туристскаяпоездка — туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт),обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностейтуристов (если поход многодневный) при организованных активных способахпередвижения или перемещения по туристскому маршруту. Походы могут различатьсяпо цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийныемаршруты). Учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительнаяэкскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, сиспользованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов,автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть довоздушных шаров). Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные,горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, попродолжительности. Согласно «Правилам проведения туристских спортивныхпоходов…» спортивные походы проводятся по семи видам туризма, а также по 6категориям сложности: Горный — поход в горной местности с преодолениемпрепятствий. В пешеходном походе это переправы, болота, растительность, движениебез троп и т.п. В горном походе главное препятствие — перевал.
Перевал это самая низшаяточка горного хребта, разделяющего две речные долины.
Выделяют виды спорта:горный туризм, альпинизмом и скалолазание.
Горный туризм — этопутешествие из пункта А в пункт Б через перевалы и через горные вершины.
Альпинизм — этовосхождение налегке на вершину, спуск в лагерь, отдых и на следующую вершину. Амежду выходами — альплагерь или гостиница с горячей баней (душем), нормальнымпитанием в столовой, телевизором, танцами…
Скалолазание — этолазанье по стене. Горный туризм находится на стыке разных спортивных дисциплин.Причем альпинизм и скалолазание «туризмом» не являются. Урал длятуристов горными районами не являются. Горы Урала слишком низкие. Там нельзяпройти горный маршрут, а только пешеходный.
Для справки. Натерритории бывшего СССР горными районами являются только лишь Кавказ,Памиро-Алтай, Памир, Тянь-Шань, Джунгария и Алтай. По статистике, больше всеготуристы ходят в горные и водные походы.
Водный. Это вид туризмасразу разделяется на 3 типа по типам судов. Первый тип — байдарка. Одноместнаябайдарка называется каяк. Второй тип — надувные суда. К надувным судамотносятся всякого рода катамараны, надувные лодки и плоты. Третий тип — парусные суда. Спелео. Это походы по пещерам. Пещеры бывают горизонтальные,вертикальные, основные препятствия которых колодцы, и комбинированные. Впоследних встречаются горизонтальные препятствия вместе с колодцами.
Самое интересное, чтоальпинизм и скалолазание «туризмом» не являются, а спелеопоход — является. Данные виды туризма характеризуются способом передвижения, видомпреодолеваемых препятствий, протяженностью, снаряжением, категорией сложности.
Походы разделяются посложности прохождения маршрута.
В спортивном туризмеразличают 6 категорий сложности. От первой (самой простой) до шестой (самойтрудной). Поход 1 к.с. (обозначается именно так) должен иметь продолжительностьне менее 6 дней, 2 к.с. — не менее 8 дней и т.д. Есть требования и попротяженности. Так пешеходный и лыжный маршруты 1 к.с. должны иметьпротяженность не меньше 130 км, 2 к.с — не меньше 160 км. Для горного маршрута цифры такие: 1 к.с. — не меньше 100 км, 2 к.с. — не меньше 120 км…
Итак, поход 1 к.с. это, содной стороны, самый простой спортивный поход, с другой стороны, это спортивноемероприятие. Успешно пройдя его, каждый участник выполнил требования наполучение 3-го спортивного разряда по спортивному туризму. Для 2-го разрядатребуется еще 2 похода: 2 и 3 к.с. Но для 3-го разряда достаточно пройти поход1 к.с.
Требования к походамразличных категорий сложности определяются в соответствии с таблицейнормативов.Виды туризма и характеристики походов Категории сложности походов 1 2 3 4 5 6 Продолжительность похода в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20 Протяжённость походов в км (не менее) Пешеходные 130 160 190 220 250 300 Лыжные 130 160 200 250 300 300 Горные 100 120 140 150 160 160 Водные (на гребных судах) 150 160 170 180 190 190 Велосипедные 250 400 600 800 1000 1200 На мотоциклах 1000 1500 2000 2500 3000 - На автомашинах 1500 2000 2500 3000 3500 - Спелео походы (число пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1 1
Сложные и опасные участки маршрута следует проходить маленькими группамипод контролем руководителя-инструктора. Участки маршрута преодолеваются вопределенном порядке с выделением направляющего и замыкающего;инструктор-руководитель группы корректирует их действия.
Группа на маршруте не должна разделяться, если этого не требуютспециальные условия безопасности. Особое внимание следует уделять движению вовремя плохой погоды, недостаточной видимости, сильного ветра и т.д.Руководитель при этом принимает решение о внеплановой остановке.
Место остановки должно выбираться с учетом его безопасности, удобства,близости к источнику воды. Лагерь разбивается по установленным правилам сучетом пожарной и экологической безопасности, если на маршруте нетоборудованных стоянок.
Руководитель группы должен иметь подробную карту маршрута, компас,средства связи, а также регулярно получать от ККС прогноз погоды.
/>3. Туристическая характеристика Полярного Урала
/>
3.1 Подъезды
Большинство маршрутовначинается от железной дороги. В массивы Райиз, Собский, Пайерский и Сомнемпайскийпуть лежит от станций Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота и Елецкая. К Сомнемпайскому, Хойлинско-Лахортинскому, Хордъюсскому,Пальникшорскому и Каровому массивам можно добраться от станции Сивая Маска, а ксамым южным массивам — от станций Абезь и Шор. Наибольшое удаление ПолярногоУрала от железной дороги составляет около 60 км.
Например, для заброса нареку Лонготьеган необходимо сначала добраться до станции Сейда, расположеннойна перегоне Котлас-Воркута. Поезда здесь ходят довольно часто, их количествоувеличивается в период летних отпусков. На станции надо пересесть либо на поезд«Воркута — Лабытнанги», либо на поезд «Москва — Лабытнанги». Первый подается под посадку за полчаса до отправления, в10.24; второй отправляется после двухминутной стоянки в 14.25.
Далее действовать нужно взависимости от выбранной точки начала сплава:
1. Если сплав решеноначать от вездеходного брода, пересекающего реку в 12 километрах от ее истока, то выходить надо на остановочной платформе «110-й километр» (внекоторых старых изданиях указан «106-й км», но в настоящее времяэтот пункт ликвидирован). Поселок Полярный находится прямо у платформы, в немможно без особых проблем нанять машину, которая подвезет до стационара геологовМраморный, расположенного в 26-ти километрах от поселка, либо, если повезет,вездеход, который может подбросить до самого берега Лонготьегана. В первомслучае в Мраморном нанять вездеход.
При наличии желания ивозможностей весь путь в 51 км можно проделать пешком по дороге, при этомнеобходимо учитывать, что очень часто придется форсировать водоемы.
Возможна также проводкасудов вверх по реке Большая Пайпудыня с последующим волоком на Лонготьеган.
2. Если поход начинаетсяот авто-, железнодорожного моста, расположенного в 70-ти километрах от истока,то ехать по ветке Сейда — Лабытнанги, а точнее, по ветке Чум — Лабытнанги (Чум- следующая станция после Сейды в сторону Воркуты, но она настолько мала, чтопоезда на ней, кроме местных, не останавливаются), надо до станции Обская. Этастанция предпоследняя для обоих поездов.
От нее должен ходитькакой-нибудь железнодорожный состав по ветке на п-ов Ямал, но сведения о егорасписании и виде нашей группой получены очень противоречивые. Дорогапересекает реку на 72-ом километре, возможно, что об остановке придетсядоговариваться с машинистом.
Поэтому лучше будет напоезд не надеяться, а на этой же станции нанять машину, которая довезет дожелезнодорожного моста через Лонготьеган. Автомобили переправляются через рекупо этому же мосту. Нанять машину можно, скорее всего, без труда, посколькудвижение на трассе сравнительно оживленное, и она доступна для обычных легковушек.
В обоих случаях заезд намаршрут можно осуществить и из Лабытнанг, куда ходит паром из города Салехарда.В Салехард баз проблем можно долететь самолетом, рейсы совершаются регулярно изМосквы, Тюмени, Омска.
При договоре с водителемследует учитывать, что:
1. Время в даннойместности на два часа опережает московское.
2. Местные жителиназывают реку Лонготьеган Лонготом.
3. Приработок наперевозке людей, занимающихся летними видами туризма, здесь не распространен,поэтому торговля вполне уместна, причем желательно показать свое знание данныхместности и нравов, поскольку местные жители могут запросто обмануть. В худшемслучае можно попасть на другую реку.
Пути выездов с маршрута:
I. Для выезда с маршрутанеобходимо добраться до селения Халас-Пугор (Халас-Нугор, Халасьпугор в разныхтранскрипциях), стоящего на Малой Оби. Из него надо выехать либо в городСалехард, либо в город Лабытнанги.
Сведения о движенииречных судов по Оби получены от местных жителей очень скудные и обрывочные.Здесь приводится вся совокупность данных, которыми располагает группа.
1. В Салехард можнодоехать на «Метеоре», который ходит по протоке Малая Обь и бывает вХалас-Пугоре раз в неделю.
2. По Большой Оби«Метеор» ходит два раза в день. Его важнейшие остановки: Аксарка (30 км от Халас-Пугора), Хорсаим (25 км), Горнокнязевск (45 км). Все эти пункты расположены на другомберегу реки, первые два довольно крупные.
3. Из Горнокнязевска доСалехарда кратчайшая дорога проходит по суше, так как русло реки образует вэтом районе колено.
4. В любом извышеперечисленных селений, правда, с разной долей вероятности, могут найтисьлюди с плавсредством, имеющие возможность вас доставить в тот или иной пункт, взависимости от договоренности. Следует учесть, что расстояние от Халас-Пугорадо Салехарда и до Лабытнанг равно и составляет примерно 55-60 км.
5. Из Салехарда ходитпаром в Лабытнанги, отправляющийся по мере наполнения (примерно один раз вчас). Переезд занимает 25 мин.
Паром начинает ходить в6.00, заканчивает в 23.00. Пристань и паромная переправа в Лабытнангахнаходятся рядом, тогда как в Салехарде они расположены довольно далеко друг отдруга.
6. И в Салехарде, и вЛабытнангах паромная переправа, а в последнем еще и пристань, находятсяпримерно в 7-ми км от города. Ни на той, ни на другой стороне реки автобусы неходят, хотя объявления о них висят. Однако, различного вида машин множествовезде, договориться с водителем можно.
7. Из Салехарда регулярнолетают самолеты в Москву, Тюмень, Омск и Нижний Тагил. Аэропорт расположен угорода, по пути с паромной переправы.
Из Лабытнанг можновыехать поездом «Лабытнанги-Воркута», отправляющимся в 9.12 илипоездом «Лабытнанги-Москва», отправляющимся в 7.00. Касса на вокзалеоткрывается в 5.00, но народ собирается к 4.00. Иногда вечером у кассы лежитбумажка, на которой записывается завтрашняя очередь.
Из-за высокойзагрязненности Оби вода в Лабытнангах привозная и находится в большом дефиците.На вокзале, правда, есть маленький кранчик, но если из него и течет, то оченьмало, а обычно к вечеру он пересыхает. Воду можно взять из поезда«Москва-Лабытнанги», который стоит на втором пути, а вечером приходитоколо 21.00. Примерно в 22.00 в нем начинают менять воду, старую при этомпросто сливают. Если договориться с проводником, то водой можно запастись прямоиз крана его купе.
В этом же поезде можнопереночевать при наличии у вас билетов на завтрашний день, расположившись прямов своем вагоне. Ночевка в плацкарте стоит 15.000 рублей (здесь и далее ценыприводятся в неденоминированных рублях).
При вынужденной ночевкена вокзале удобнее всего расположиться в его левом крыле (от перрона), уавтоматических камер хранения, однако, на это место обычно претендует многонарода. С маршрута можно также выйти от авто-, железнодорожного моста на п-овЯмал, расположенного в 70-ти км от истока Лонготьегана.
/>
3.2 Наиболее популярныерайоны Полярного Урала
Южная часть ПолярногоУрала — наиболее привлекательная в туристском отношении и наиболее посещаемаятуристами-спортсменами. Южнее долины р. Собь более чем на 200 км протянулась узкой полосой (до 25--30 км) южная часть Полярного Урала. Поперечными долинамиУральский хребет разделён на отдельные массивы. В южной части Полярного Уралапредставлены как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Глубина долиндостигает 600--800 м. Здесь, по сравнению с северной частью Полярного Урала,перевалы расположены на значительно большей высоте (400--1000 м над уровнем моря) и подъём на них более крут и высок. Первые посещения туристами южной частиПолярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребта через один изнизких перевалов и движением по долинам в сторону ж.-д. станций Полярный Уралили Харп. С появлением в 70-х годах хороших картосхем на горную часть районатуристы начали активно осваивать горы, проходить сложные перевалы, делать траверсыхребтов и включать в маршрут технически насыщенные участки: траверс ПилыПайера, самого Пайера и восхождения на в. Скальная. К концу 80-х годов сталипопулярны маршруты в районе массива Райиз и «походы на Пайер».
Лучше всего отправлятьсяв лыжный поход по южной части Полярного Урала в апреле: в течение него пургабывает обычно всего 3--5 раз (в феврале — 10--12), непогода редко продолжаетсяболее суток. Ниже привожу описание района от ж.-д. ветки Сейда — Лабытнанги доКарового массива, составленное на основании отчетов из МГЦТК и ЛКТ. Всеназвания даны по карте масштаба 1:200000 (изд. ГУГК 1988 г.), понятия «правый» и «левый» употребляются в орографическом смысле, измногочисленных вариантов названий перевалов и вершин выбраны наиболее частоупотребляемые.
Массив Райиз
Под ним подразумеваетсяобширная горная территория, ограниченная с запада реками Макар-Рузь и Собь, ссевера и востока — железной дорогой, идущей по долине Соби, с юга — рекамиЕнгаю и Покойник-Шор. Высота центральной части массива достигает 1130 м. В Райизе к настоящему времени лыжниками пройдено более 10 перевалов сложностью от н/к до 2А.К достопримечательностям стоит отнести каньон истока ручья Сев. Нырдвоменшор,где зимой образуется каскад ледопадов, при их прохождении может понадобитьсяальпинистское снаряжение. Наиболее высокие и интересные перевалы находятся вистоках р. Енгаю: Грандиозный (2А, 1150 м; соединяет левый исток ручья Сев. Нырдвоменшор с долиной Енгаю; лавиноопасен) К югу в 2 км находится красивый пик Топографов (1267 м), его стены поднимаются над дном каров более чем на 500 м. Южнее, на противоположном склоне долины ручья Топографов, расположен пер. Сложный (Спортивный,1Б, 1010 м; соединяет ручей Топографов — западный исток реки Енгаю — исеверо-восточный исток р. Макар-Рузь). Несколько особняком на юге массива возвышаетсяг. Чёрная (1030 м), в её западной оконечности пройден лавиноопасный пер. Чёрный(1А--1Б, 844 м; между долинами рек Полайшор и Макар-Рузь). В долине ручья Сев.Нырдвоменшор сохранился один жилой балок. Из пройденных перевалов стоит такжеотметить пер. Райизский (1Б, 900 м; через плато г. Райиз рядом с высшей отметкой). Массив Райиз удобен для проведениякольцевой части похода.
Собский массив
Официальная географияименует так участок Уральского хребта между долиной Соби на севере и массивомПайера на юге. У туристов принято другое деление: Собским массивом считаютучасток длиной 35 км от ж.-д. на севере до пер. Аркаматалоу на юге. Максимальныевысоты (до 1236 м) сосредоточены в северной узкой части массива, в истоках р.Елец. Здесь известен перевал Леквожский (1Б, соединяет истоки рек Леквож иСобь). Южнее лыжниками пройдено несколько простых перевалов, наиболее популярныиз них два: Макар-Рузь (Сев. Кузьтывис, н/к, 500, соединяет истоки рек Елец иМакар-Рузь) и Кузьтывис (1А, 910, ведёт от р. Елец в долину Степ-Рузь). К югуот г. Макар-Рузь (918 м) хребет понижается, здесь разведан удобный переход изсреднего течения р. Степ-Рузь в долину р. Макар-Рузь — пер. Лесной (н/к).
Массив г. Блюхера
К востоку от водоразделарек Лекхойла и Харуташор расположен обширный массив г. Блюхера (1396). Отсюдаберут начало реки Бурхойла, Бол. и Мал. Хараматалоу. Северо-западная частьгорного узла имеет ярко выраженный альпийский облик, в бассейне Бурхойлы склоныприобретают сглаженные очертания. В массиве пройдены 5 перевалов. Центральноеместо занимает перевал Блюхера (он же Азиопа, 1Б, 1100; соединяет правый истокр. Харуташор с долиной р. Бурхойла). С широкого седла перевала легко взойти нав. Блюхера по пологому южному склону. На север плато в. Блюхера резкообрывается к перевалу Маталоу (Высокий, 1А--1Б, 1100; соединяет истоки Бол. иМал. Хараматалоу). Восточная часть массива представляет собой обширные плато,где выделяется в. Пайтанёл (1116). Северные склоны плато очень круты; южные,постепенно понижаясь, выполаживаются.
Массив Пайер
Высшая точка ПолярногоУрала — интересный объект для туристских путешествий. В массиве можно выделитьтри основные вершины: Западную (или Южную, 1330 м), Восточную (1217) и собственно Пайер (1472). Гора Пайер представляет собой резкое скальноеподнятие с плоской вершиной на фоне плоских и в общем-то невыразительныхокружающих хребтов. Известно несколько вариантов подъёма на вершину. Достаточнопростой, но иногда лавиноопасный маршрут проходит по кулуарам юго-западнойстены, крутизна подъёма не превышает 35--40 грд. на ключевых участках. Этосамый быстрый способ восхождения. Несколько более сложные маршруты ведут сперевалов Северный, Западно-Пайерский и Восточно-Пайерский.
К юго-востоку от вершиныначинается 20-километровый хребет, разделяющий долины рек Лекхойла и ЛеваяПайера. Здесь пройдено три перевала: Лекхойла (2А, 1120 м), Спартак (1Б, 1025 м) и Успешный проход. На юге хребет резко понижается к р. Бурхойла.Достопримечательность Левой Пайеры — высокий скальный ригель, перегораживающийдолину в 2 км ниже истока. Весной с уступа низвергается грандиозный ледопадвысотой более 150 м, обход возможен вдоль левого борта долины по снежнымкулуарам. Сам Пайер обходится через перевалы Северный. Все они имеют достаточнокрутые склоны, при их преодолении необходимы «кошки». К юго-западу отпер. Западно-Пайерский возвышается красивая скальная вершина Зап. Пайер (1330).Сложность восхождений на нее от 1А (по северо-западному гребню из долины р.Средний Кечпель) до 3А (по северной стене). На юг уходит 15-километровыйхребет, отделяющий Левую Пайеру от её правого истока — р. Ямботывис. Первые 1,5 км от вершины Зап. Пайер до плато (1091 м) хребет представляет из себя узкий скальный гребень смощными жандармами (так называемая «Пила Пайера», сложность траверсадо 3А). Между в. Зап. Пайер и жандармами находится седло пер. Пила Пайера (1Б,1200).
Сомнемпайский массив
Далее к юго-западуПолярный Урал имеет несколько платообразных вершин, простирающихся на 20 км до Большого Хойлинского Прохода. Из наибольших поднятий следует отметить г. Сомнемпай (1062),в. 982, г. Пайты, г. Верхняя Хойла, г. Географов (1130) и г. Два озера (1065).Все эти плато и вершины условно можно называть Сомнемпайским массивом. Отгосподствующих вершин в южном направлении отходит ряд платообразных хребтов,разделяющих долины рек Ямботывис, Пайтывис, Правая Пайера и Хойла. К северу отосновного хребта отходят небольшие отроги, разделяющие истоки Левого и ПравогоКечпелей. Склоны плато изъедены глубокими карами, на дне множество озёр, самыекрупные из них — Ямботывис, Пайтывис, Верхняя Хойла.
Юго-западнееСомнемпайского массива Уральский хребет перерезает широкая долина рек Хойлависи Хойла. Она получила название Большого Хойлинского Прохода (н/к, 418) ииздавна использовалась местными жителями. Дно прохода изрезано древнимиотложениями со множеством озёр в понижениях. При сильных ветрах здесьнаблюдается эффект аэродинамической трубы, что сильно затрудняет движение.
Хойлинско-Лахортинскиймассив
К юго-западу от БольшогоХойлинского Прохода поднимается сильно расчленённый Хойлинско-Лахортинскиймассив. С севера на юг он протянулся более чем на 20 км, а с запада на восток — на 18 км. Северо-западная часть массива представлена платообразнымподнятием г. Хойлавис с высшей точкой в южной части (1068 м). Восточные склоны плато — это глубокие кары со стенами 400--500 м (могут быть лавиноопасны). С востока перевальное седло ограничено в. 1084 м — высшей точкой массива. Из долины р. Труба-Ю в истоки левого притока р. Хойлавис ведетперевал Труба (н/к, 800). К востоку от него расположен 17-километровыйплатообразный хребет (высшая точка — г. 1013). Через него есть потенциальныйперевал из верховий правого притока р. Хойла. К этой седловине можно такжеподняться из верховий р. Лахортаегарт через плато г. Малая Лахорта (1017) илииз южного цирка пер.
Хордъюсский массив
Он расположен к западу отозера Большая Лахорта и вытянут с севера на юг всего на 7 км. Массив приподнят над озёрной долиной на 400--700 м. Главной достопримечательностью является в.Скальная (1178 м) со значительными выходами скал. Гора имеет две вершиныпримерно равной высоты, соединённых ажурным гребнем со множеством жандармов,траверс по заиндивевшим скалам представляет большие технические сложности (науровне 3А). Наиболее простой вариант подъёма на северную вершину — посеверному склону от предгорной тундры (1Б); на южную вершину можно подняться подлинному юго-восточному гребню из долины р. Большая Лахорта (1Б). Более сложныемаршруты ведут по восточной стене (2Б) или по северо-западному хребту (2Б) насеверную вершину, а по юго-западному ребру (2Б) — на южную. С верховьямиправого истока р. Большая Лахорта и подножием юго-восточного гребня г. Скальнаярайон Лево-Лахортинского прохода связан седловиной перевала 468 м (н/к). В истоке Большой Лахорты расположен красивый и один из популярнейших перевалов черезводораздельный хребет южной части Полярного Урала — Скальный (н/к, 540).
Каровый массив
Южнее Пальникшорскогомассива расположены редко посещаемые верховья рек Пага и Погурей, Кокпельскиеперевалы (часто используемые местными жителями) и Каровый массив, примыкающий кглавному хребту. Массив вытянулся с севера на юг на 25 км, а с запада на восток — на 15 км. Высшая отметка — 1142 м. Горы здесь резко ассиметричны, обрываясь на запад почти непрерывной стеной на всём протяжении массива и плавнотеряя высоту к востоку. С севера Каровый массив ограничен долиной истоков МалойЛахорты и Лахортаегарта. Из-за значительной удалённости от железной дороги Каровыймассив практически не посещается. Это одно из интереснейших мест ПолярногоУрала, своеобразный «затерянный мир». Южнее хребет сильно понижаетсяк Кокпельским перевалам и повышается уже при приближении к северным границамПриполярного Урала, там расположены в. 1365, г. Грубеиз (1435) и г. Лемваиз (1421).
/>3.3Возможные виды туризма
На Полярном Уралевозможны лыжные походы 3-6 к.сл. Отсутствие леса накладывают особые требованияк снаряжению и навыкам путешествующих здесь туристов. Необходимо нестиискусственное топливо на весь поход, уметь строить ветрозащитную стенку и т.д.Маршруты 3 к.сл. возможны в массивах Пайер, Рай-Из, в хребтах Ханмей и Харбей.Техническая сложность может быть при этом достаточно высокой (траверс Пайера,перевал Грандиозный (1Б-2А) в Рай-Изе и т.п.). Более протяженные походы обычнолибо охватывают значительную часть хребта на север или на юг от долины Соби,либо состоят из двух колец, также к северу и к югу от железной дорогиСейда-Лабытнанги. Маршрут 6 к.сл. возможен в северной части с максимальнополным охватом района и «сбором» всех технически сложных препятствий.
Так же возможны водныемаршруты до четвёртой категории сложности. Полярный Урал изрезан густой сетьюрек, ручьев и временных водотоков, несущих свои обильные воды на запад — вПечору, на север — в Байдарацкую губу и на восток — в Обь. До настоящеговремени по большей части рек Полярного Урала, кроме Кары, Соби, Кожима, Лемвы,Войкара и некоторых других, туристы не ходили. Тем не менее, многие крупныереки и их притоки очень живописны и представляют большой интерес длятуристов-водников. Местами реки протекают сравнительно близко от железнойдороги, они вполне доступны для плавания по ним на байдарках и мелкосидящихлодках почти до истоков.
Первые пешие туристскиепосещения Полярного Урала, как правило, ограничивались пересечением хребтачерез один из низких перевалов (по-местному — «проходов») и движениемпо долинам в сторону ст.Полярный Урал или ст. Харп. С появлением в 70-х годаххороших картосхем на горную часть, туристы стали активно проникатьнепосредственно в горы, проходить сложные перевалы, делать траверсы хребтов ивключать в маршрут технически насыщенные участки: траверс Пилы Пайера, самогоПайера и восхождения на в.Скальная. К концу 80-х годов основной акценттуристских маршрутов сконцентрировался на технически насыщенных маршрутах врайоне массива Рай-Из, вплотную примыкающего к Лабытнангской ветке Севернойжелезной дороги и «походах на Пайер». Выбор комбинированного маршрутана мой взгляд позволяет значительно расширить как географические, так испортивные рамки похода. Смена вида деятельности от волока до сплава, от работыв горах до преодоления огромных водных пространств позволяет на практикеполучать разнообразные знания и навыки, часто недоступные в одном виде туризма.
/>Заключение
Выбрав тему«Возможности спортивного туризма Полярного Урала», принимала вовнимание регион с огромным потенциалом туристских маршрутов, и в будущемимеющий все перспективы для развития спортивных видов туризма. Название этомурегиону Полярный Урал. На мой взгляд — один из самых привлекательных регионов вРоссии.
Рассмотрев географическуюхарактеристику Полярного Урала можно с уверенность сказать что, будущееразвитие данной территории неизбежно. Так как край суров и красив, на егопокорение отваживаются люди сильные духом и физически. Человека всегдапривлекало непознанное и неизвестное.
Говоря о туристическихвозможностях Полярного Урала, обращаю внимание на то, что со спортивной точкизрения местность пригодна для маршрутов высокой категории сложности. Лыжные ипешие до максимальной шестой категории сложности, водные до четвёртой.Популярные места: Каровый массив, Хордъюсский массив, Массив Райиз, Собскиймассив и другие.
Уникальность пересечённойместности делает маршруты технически насыщенными. Целью данной работы былоопределение спортивных возможностей Урала. Вполне очевидно, что разработка ивнедрение туристских маршрутов является крайне необходимыми. Они, кроме того,требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные наних, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил,сполна окупаются и во многом предопределяют успех и развития туризма наПолярном Урале.
/>Списокиспользованных источников
1. Биржаков М.Б.Введение в Туризм — СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда»,2000.-192стр.
2. Гуляев В.Г.Организация туристской деятельности Учебное пособие — М.: Нолидж — 1996.-312стр.
3. Данилова Н. А. иКеммерих А. О. Времена года Изд-во Мысль, 1964
4. Земля Ямал:альбом ямальских экспедиций В.П. Евладова. — М.: Советский спорт, 1998.-184стр.
5. Краткийсправочник туриста / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер — 3-е изд., с изм. и доп. — М.: Профиздат, 1985.-272 стр.
6. Маршрутная книжкатуристского спортивного похода. Туристско-спортивный союз России. М.: 1005.-82стр.
7. Приходько Ю. П.Туристские походы по Приполярному Уралу. «Известия Коми филиала ВГО»,вып. 4, 1957.
8. Стукалов А.И.Экологический туризм и рациональное природопользование на Севере. В справ.«Туристские Фирмы». Вып. 17. — СПб.: ОЛБИС, 1998.- 81 стр.
9. Туристскиемаршруты / Сост.: Г.Н. Семивол, К.Е. Шапакина. — М.: Профиздат. 1982.- 176 стр.
10. Туризм в СССР /Составитель В.В. Новоспасский — М.: Профиздат, 1983.
11. Туристскийтерминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.:Советский спорт, 1999.- 308 стр.