Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц. Пуни

Вистории отечественной психологии спорта особое место занимают ееотцы-основатели — Авксентий Цезаревич Пуни и Петр Антонович Рудик. Они явилисьсоздателями двух основных научных школ — санкт-петербургской (ленинградской) имосковской, которые развивались в почти спортивном соперничестве друг с другом.Каждая из школ имела свое лицо. Для санкт-петербургской школы А.Ц. Пуни всегдабыли характерны тесные связи с психологическими науками и выраженная ориентацияна практику спорта.
Научнаяшкола А.Ц. Пуни впитала в себя лучшие традиции санкт-петербургскойпсихологической школы, включая онтопсихо логические идеи Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева и их последователей. Принцип развития, принцип единства личности идеятельности явились основополагающими практически для всех исследований попсихологии физического воспитания и спорта, выполненных в течение полувека накафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта — своеобразном штабе научной школыА.Ц. Пуни.
В1970 году, отмечая заслуги А.Ц. Пуни в становлении отечественной психологииспорта, Б.Г. Ананьев отметил: "… Психология спорта достигла уровня, прикотором можно ставить и решать сложные проблемы человеческого развития",включая анализ как онтогенетической эволюции, так и жизненного пути спортсмена[1, с. 12]. В той же статье Б.Г. Ананьев дал четкое определение предметаонтопсихологии: "… В настоящее время стало возможным сблизить возрастнуюпсихологию с психологией личности и построить единую теорию индивидуальногоразвития человека. Эта теория может объединить учение об онтогенетическойэволюции человека и учение о жизненном пути человека в обществе. Подобноеобъединение необходимо для изучения целостного жизненного цикла человека…Комплексный характер такого исследования мы обозначили как онтопсихологиючеловека, синтез генетических (возрастных) и дифференциально-психологических(личностных) дисциплин, изучающих развитие человеческой жизни" [1, с. 14].
Предметомонтопсихологии спорта является развитие спортсмена как индивида, субъекта,личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности и карьеры.Онтопсихология физического воспитания изучает развитие человека в процессесистематических занятий физическими упражнениями.
Вданной статье будут рассмотрены основные онтопсихологические идеи А.Ц. Пуни ипоказано их дальнейшее развитие в работах сотрудников кафедры психологии ГАФКим. П.Ф. Лесгафта.
Используяхронологический подход, можно выделить следующие наиболее существенныедостижения кафедры в разработке онтопсихологии физического воспитания и спорта:
— в 40-50-е годы: концепция специализированного развития психических процессов вспортивной деятельности вообще и конкретных видах спорта, в частности (А.Ц.Пуни, А.Г. Рафалович, Р.С. Абельская и мн. др.);
— в 60-70-е годы: а) концепция волевой подготовки спортсмена (А.Ц. Пуни, Б.Н.Смирнов, Г.А. Чашина и мн. др.); б) закономерности острого влияния физическихнагрузок на психические процессы (Г.Д. Горбунов); в) закономерности динамики ивзаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития детейшкольного возраста — учащихся общеобразовательных и специализированных школ,включая школу-интернат спортивного профиля (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман, Н.Б.Стамбулова, А.В. Стамбулов);
— в 80-е годы: закономерности развития и поэтапного формирования спортивно-важныхпсихических свойств спортсменов (Н.Б. Стамбулова, В.И. Енин, Е.Р. Биспен);
— в 90-е годы: психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова, Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Ильина, А.Д. Черемных).
Онтопсихологическиеидеи А.Ц. Пуни наиболее отчетливо представлены в таких его работах, как«Очерки психологии спорта» (1959), «Психологические основыволевой подготовки в спорте» (1977), " Проблема личности в психологииспорта" (1980), а также в его последней статье, посвященной перспективнымнаправлениям научно-иссле довательской работы в институтах физической культурыи опубликованной в 1986 г. в журнале «Теория и практика физическойкультуры». Кратко их можно представить в виде следующих основныхположений:
Освязи проявления и развития психики в деятельности, о потенциальных возможностяхспорта влиять на развитие человека: "… Несомненно… спорт — такая сферадеятельности, которая требует многообразного проявления физических и духовныхсил человека, тем самым обеспечивая возможность столь же многостороннего ихсовершенствования" [9].
Онеобходимости преодоления в онтопсихо логических исследованиях «отрываличности от деятельности и деятельности от личности»: "… Необходимоизучать не личность и деятельность, а деятельную личность, т.е. человекадействующего, познающего, мыслящего, творящего, общающегося, переживающего,преобразующего действительность и самого себя..., в психологии спорта — деятельную личность спортсмена" [8, с.13-14].
Оединстве общего, особенного и единичного в изучении развития спортсмена:"… продуктивное изучение личности может вестись, отправляясь от общего,ориентируясь на единичное, но непременно через особенное" [8, с. 5].
Опреодолении односторонности в изучении личности спортсмена: "… личностьспортсмена нужно изучать, по возможности, во всех разносторонних общественныхсвязях и отношениях, но в то же время и с точки зрения исключительности егоспортивного дарования" [8, с. 20].
Опсихическом складе личности как главном объекте ее психологического изучения:«Психичес кий склад — это относительно устойчивое единство потребностей,целей и мотивов, проявления направленности, характера, темперамента,способностей, протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессовличности, ее психических состояний и свойств. Они находят выражение также впсихомоторной сфере — важнейшем звене реализации активности личности вконкретных областях и разновидностях практической деятельности...» [8,с.21].
Онеизбежной специализации в развитии психических процессов, свойств, качествспортсмена: " Специфика качеств заключается не только в том, что онимогут быть различны для представи телей разных видов спорта. Например, упловцов это «чувство воды», у фигуристов — «чувство льда»,у фехтовальщиков и боксеров — «чувство дистанции», у футболистов — «чувство мяча»… и др. Еще в большей мере специфика выражается вспециализированном развитии одного и того же качества в силу специфических длякаждого вида спорта объективных условий его проявления. Это, по-видимому,является универсальным законом психического развития, начиная от ощущений икончая волевыми свойствами личности" [8, с. 26].
Оединстве общего и специализированного развития спортсмена: "… Процесссовершенствования и закрепления… характеристик психического склада личностиидет в двух направлениях. Одно их них — общее совершенствование психическихпроцессов, состояний и свойств. Оно обеспечивает возможность деятельнойличности проявлять свою активность в различных сферах жизни и деятельности.Другое — специализированное развитие.., которое определяется специфически миусловиями и требованиями каждого конкретного вида деятельности. Единство общегои специфического… в психическом складе — один из главных эффектовформирования деятельной личности." [8, с. 21]. О том же на примере волевыхкачеств: " Общее и специализированное развитие воли взаимосвязаны… Общеезаключается во всестороннем развитии волевых качеств, позволяющем человеку,преодолевая самые разнообразные препятствия различной степени трудности,проявлять себя волевым не только при занятиях различными видами… спорта..,но и в самых разнообразных областях трудовой, учебной… и другой деятельности.Специализированное же развитие воли характеризуется развитием,совершенствованием волевых качеств в определенных структурах, обусловленныхспецифическими для каждого вида спорта препятствиями..." [7, с. 23].
Овозможности переноса приобретенных в спорте качеств на другие виды деятельностиспортсмена: «Выделение общих и специализиро ванно развивающихся черт впсихическом складе личности спортсменов не нарушает его единства. Не означаетоно и того, что с окончанием жизненного пути в спорте черты эти утрачиваютзначение уже в иной сфере деятельности спортсменов, пусть даже совсем несвязанной со спортом. Нет. Усовершенствованные в условиях спортивнойдеятельности общие и специализированно-развитые черты психического складаличности по законам положительного переноса сохраняют свое действенное значениедля жизни бывших спортсменов...» [8, c. 28].
Рассмотримболее подробно значение идей А.Ц. Пуни для разработки трех основных направленийисследований по онтопсихологии физического воспитания и спорта.
Первое.Возрастные и психогигиенические аспекты физического воспитания и спорта.Началом разработки данного направления послужило исследование Г.Д. Горбунова,показавшее зависимость «острого» влияния физических нагрузок напсихических процессы спортсменов от ряда факторов, включая особенностифизических нагрузок; степень адаптированности к ним спортсменов; особенностисамих психических процессов; промежуток времени после нагрузки; время суток.Это исследование позволило оптимизировать режим дня юных спортсменов — учащихсяшколы-интерна та № 62 спортивного профиля г. Ленинграда, где в 70-х гг.функционировала специальная онтопсихологическая лаборатория.
Следующимшагом стало изучение возрастной динамики и взаимосвязей развития двигательныхкачеств и интеллектуальных процессов школьников (Г.Д. Горбунов, Л.В. Кольман,Н.Б. Стамбулова, А.В. Стамбулов и др.). В этих исследованиях: а) выясненоналичие связей между показателями интеллектуальных процессов и психомоторики вовсех школьных возрастах; б) показана динамичность связей и, следовательно, ихспецифичность в каждом возрасте, а также половые различия в характере этихсвязей начиная с 10-летнего возраста; в) в формирующем эксперименте доказанавозможность целенаправленного влияния на развитие интеллектуальных процессовзанимающихся путем формирования в процессе физического воспитания илиспортивной тренировки так называемых «ведущих двигательных качеств»,образующих в данном возрасте наибольшее количество положительных связей споказателями интеллектуальных процессов; г) разработан перечень «ведущихдвигательных качеств» школьников 8-12 лет [11].
Сравнительныеисследования физического, психомоторного и интеллектуального развития подростков11-12 и 14-15 лет — учащихся общеобразовательной школы, школы с углубленнымизучением иностранного языка и школы-интерната спортивного профиля — позволилиобнаружить общие закономерности в развитии школьников, обусловленные совместнымдействием возрастного фактора и общего образования, и особенные,определяющиеся своеобразным сочетанием общего и специального обучения разнойнаправленности, а также отбором [10].
Данныеисследования позволили разработать рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса (в том числе, по физическому воспитанию) вобщеобразовательных и специализированных школах.
Второе.Формирование спортивно-важных психических свойств спортсменов. Разработкаданной проблемы на кафедре психологии им. А.Ц. Пуни началась с изучения волевыхпроявлений в спорте и формирования концепции волевой подготовки спортсмена(А.Ц. Пуни, А.С. Егоров, Ю.Я. Киселев, Б.Н. Смирнов, Г.А. Чашина и мн. др.),где в качестве ключевых понятий выделены воля, препятствия различной степенитрудности, волевые усилия, волевые действия, волевые качества спортсмена. Вданной концепции обоснованы: а) трехкомпонентная структура воли(интеллектуальный, эмоциональный и исполнительный компоненты); б)характеристика и классификация возникающих в спорте препятствий исоответствующая классификация волевых усилий спортсмена; в) приемысамоорганизации и самомобилизации волевых усилий; г) характеристика волевыхкачеств спортсмена: целеустремленности, настойчивости-упорства,решительности-смелости, самостоятельнос ти-инициативности,выдержки-самообладания; д) структуры волевых качеств в различных видах спорта;е) практические рекомендации по воспитанию и самовоспитанию воли спортсмена.Наиболее полное воплощение концепция получила в учебном пособии А.Ц. Пуни«Психологические основы волевой подготовки в спорте» (1977).
Развитиемконцепции волевой подготовки можно считать концепцию поэтапного формированияспортивно-важных психических свойств, выстроенную на основе серии комплексныхлонгитюдных исследований (Н.Б. Стамбулова, Е.Р. Биспен, В.И. Енин).
Вданной концепции спортивно-важные психические свойства определяются какотносительно устойчивые психологические особенности спортсмена(интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные, нравственные,рефлексивные и др.), влияющие на результативность спортивной деятельности.Каждое из них существует в виде «потенциальной внутренней силы»,комплекса взаимосвязанных функциональных, мотивационных и операционныхмеханизмов, определяющего характерные особенности действий и поведенияспортсмена в соответствующих ситуациях спортивной деятельности. Эмпирическибыли изучены мотивационные механизмы, связанные с формированием положительногоотношения субъекта к ситуациям проявления свойства, и операционные механизмы,обнаруживающиеся в селекции и интеграции психических процессов и состояний всвоеобразное «опорное ядро» психического свойства, что, в своюочередь, проявляется в закономерных изменениях поведения спортсмена всоответствующих ситуациях [12].
Эмпирическивыделены четыре этапа развития спортивно-важного психического свойства: а)зарождение свойства; б) повышение выраженности свойства в избранном видеспорта; в) генерализация (перенос формирующегося свойства на другие видыдеятельности); г) самодетерминация проявления свойства, т.е. его«прорастание» в мотивационную сферу личности, возникновениепотребности проявлять его, что на уровне поведения обнаруживается впредпочтении, а затем и сознательном поиске соответствующих ситуаций и дажеобраза жизни. В специально организованном В.И. Ениным контрольном экспериментевыяснено, что генерализация психического свойства не только не ухудшает егопроявления в спорте, но и обеспечивает его большую экономичность иэффективность [5, 12].
Прикладнымаспектом данной концепции явилось обоснование двух важнейших условий успешногоформирования спортивно-важных психических свойств, а именно трансситуационногоподхода и индивидуализации, а также разработка типовой программы ихформирования, включающей три этапа: 1) специализированное развитие психическогосвойства; 2) этап генерализации; 3) этап закрепления. Другими словами,обоснована следующая общая логика трансситуационного подхода в воспитанииспортивно-важных психических свойств: от ситуаций и упражнений на материалесвоего вида спорта — к ситуациям и упражнениям на материале других видов спортаи, наконец, — к ситуациям выбора и проблемным заданиям. Показано, что сметодической точки зрения важное значение имеет постепенный переход отположительного стимулирования, контроля и оценки тренером действий спортсмена всоответствующих ситуациях ко все более самостоятельному проявлению имформируемых свойств, означающему переход к самостимулированию, самоконтролю исамооценке. Данная типовая программа послужила основой для создания методикипоэтапного формирования смелости и решительности у футболистов 13-15 лет,эффективность которой была подтверждена в двухлетнем формирующемпсихолого-педагогическом эксперименте, проведенном Е.Р. Биспен [2].
Третье.Психологические модели и описания спортивной карьеры (Н.Б.Стамбулова и др.). Вупомянутой выше последней статье [9] — своеобразном научном завещании — А.Ц.Пуни подчеркнул значимость и актуальность дальнейшего изученияонтопсихологических проблем спорта в самом широком плане. Конкретно он писал: «Какпримирить всесторонность развития и спортивную специализацию с очень раннеговозраста? Как примирить максимальные физические нагрузки с нагрузкамипсихическими? Наконец, как сохранить здоровье спортсменов? Эти и многие другиевопросы до сих пор нельзя считать решенными. Необходимо изучение всегожизненного пути: до занятий спортом, в спорте и после завершения активнойдеятельности действующего спортсмена» [9]. По сути, здесь ставитсяпроблема психологии спортивной карьеры.
Подспортивной карьерой понимается многолетняя спортивная деятельность, нацеленнаяна достижение высоких спортивных результатов и связанная с постояннымсамосовершенствовани ем спортсмена в одном или нескольких видах спорта [13]. Висследованиях, проведенных на кафедре в 90-е годы (Н.Б. Стамбулова, Е.Е.Хвацкая, А.Д. Черемных, Н.Е. Ильина и др.), спортивная карьера рассматриваетсяименно с позиций онто- психологии, т.е. как часть жизненного пути спортсмена,вносящая существенный вклад в жизненную карьеру в целом.
Врамках системного подхода [3] созданы три концептуальные психологические моделиспортивной карьеры: синтетическая, аналитическая и структурная. На основекаждой из них разработаны методы исследования (главным образом схемы интервью,опросники). В течение 1991-1997 гг. в исследованиях спортивной карьеры принялиучастие более тысячи российских спортсменов — представителей различных видовспорта, среди которых примерно одну треть составляли спортсмены международногоуровня. Результаты эмпирических исследований представлены в форме трехпсихологических описаний спортивной карьеры.
Синтетическоеописание дает представление о таких характеристиках карьеры в целом, как: а) еедлительность; б) генерализованность (количество освоенных видов спорта); в)уровень достижений, включая спортивные результаты и достижения в развитииспортсмена; г) «цена» карьеры. Кроме того, это описание позволиловыяснить факторы удовлетворенности спортивной карьерой.
Аналитическоеописание рассматривает спортивную карьеру как многолетнюю деятельность сопределенным числом этапов, где в центре внимания находятся ее кризисы-переходыи ситуационные кризисы, от преодоления которых в большой степени зависитуспешное продолжение карьеры в целом. Выяснилось, что переход к каждому новомуэтапу спортивной карьеры связан с возникновением новых требований к спортсмену,что ставит перед ним необходимость решения ряда проблем (противоречий) втренировке, соревнованиях, спортивной жизни в целом или в сочетании спорта сдругими видами деятельности. Выяснено содержание таких проблем для семикризисов-пе реходов элитарной спортивной карьеры, а именно: 1) началаспортивной специализации; 2) перехода к углубленной тренировке в избранном видеспорта; 3) перехода в спорт высших достижений; 4) перехода из юношеского спортаво взрослый спорт; 5) перехода из любительского спорта высших достижений впрофессиональный спорт; 6) перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры;7) ухода из спорта и перехода к другой карьере. Кроме того, удалось выявить иописать 15 видов ситуационных кризисов спортсменов (например, кризисы перемены,кризисы взаимоотно шений, кризисы потери, кризисы болезни или перетренировки,нравственные кризисы и др.) [13,14].
Структурноеописание спортивной карьеры позволило проследить динамику спортивныхрезультатов на протяжении карьеры в соотношении с поэтапной динамикой развитиямотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельностиспортсмена [13].
Поданным всех трех описаний удалось получить представление не только об общихзакономер ностях спортивной карьеры, но и об особенностях спортивной карьерымужчин и женщин, представителей разных видов спорта, а такжеспортсменов-инвалидов [13-16].
Полученныеописания спортивной карьеры позволили сделать и практический шаг — разработатьсистему психологического сопровождения спортивной карьеры. В ней представленыособенности психологической помощи спортсмену на различных этапах спортивнойкарьеры с учетом тех проблем, которые спортсмену предстоит решать.
Обобщая,можно заключить, что в развитии идей онтопсихологии физического воспитания испорта на кафедре психологии им. А.Ц. Пуни прослеживается постепенный переходот изучения частных вопросов к более общим, глобальным, а также движениесначала к дифференциации знаний, а затем — ко все более полной их интеграции,системности.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы психологииспорта. Л., 1970.
2.Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивнойтренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. СПб., 1991.
3.Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
4.Горбунов Г.Д. Влияние физических нагрузок на психические процессы: Канд. дис.Л., 1967.
5.Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятийспортом: Канд. дис. Л., 1986.
6.Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
7.Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977.
8.Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. М., 1980.
9.Пуни А.Ц. Теория и практика физической культуры. 1986, № 6.
10.Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязейфизического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период:Канд. дис. Л., 1981.
11.Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательныхкачеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. Л., 1978.
12.Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена// В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Л., 1988.
13.Стамбулова Н.Б. Психологические модели и описания спортивной карьеры // В сб.:Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2. СПб., 1997.
14.Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теор. и практ. физ. культ. 1997,№ 10.
15.Хвацкая Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальнойспортивной специализации: Канд. дис. СПб., 1997.
16.Черемных А.Д. Психологические особенности спортивной карьерыспортсменов-инвалидов: Канд. дис. СПб., 1998.
17.Н.Б.Стамбулова, кандидат психологических наук, и.о. профессора. Санкт-Петербургскаягосударственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Разработкапроблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц.Пуни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнейшие эпохи истории на территории отечества
Реферат Архіви Львова джерельна база дослідження історії і культури міста
Реферат Принципы формирования прибыли в торговле
Реферат Робота за сумісництвом Тимчасове виконання обов язків на посаді Переведення на іншу роботу Пе
Реферат Анаэробная инфекция в хирургии
Реферат Darkness Poem Essay Research Paper As a
Реферат Массовое обучение детей плаванию - залог их жизнебезопасности на воде, здоровья и нормального физического развития
Реферат Идеалы в современном обществе
Реферат The Taming Of The Shrew Analys Essay
Реферат Richard EberhartS The Groundhog Essay Research Paper
Реферат Florida State First Impression Essay Research Paper
Реферат Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем
Реферат Увеличение степени защиты стали от коррозии в нейтральных и кислых средах
Реферат Преподавание иностранного языка детям дошкольного возраста
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины б. 12 «Проектирование изделий легкой промышленности в системе автоматизированного проектирования (сапр)»