Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психологическая совместимость и срабатываемость в различных видах спортивной деятельности

Доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин
Сибирский государственный университет физическойкультуры и спорта, Омск
Проблемасовместимости и срабатываемости в спортивной деятельности — одна из актуальныхв психологии спорта и в то же время недостаточно разработанная. Посколькукаждый вид спорта имеет свои специфические особенности, то совместимость исрабатываемость партнеров будут зависеть от конкретныхиндивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личностиспортсмена. Исследования, направленные на выявление критериев совместимости исрабатываемости, проведены лишь в некоторых видах спорта [2, 3, 5, 9, 10].Из-за отсутствия научно-методических разработок по этой проблеме в спортивнойпрактике комплектование спортивных звеньев, групп, составов зачастуюосуществляется тренером интуитивно, без учета психологической совместимостиспортсменов. При этом тренеры в основном учитывают уровень спортивнойподготовленности спортсменов. Отсюда возникают различные негативные явления всовместно выполняемой спортивной деятельности: непонимание партнера, конфликты,неудовлетворенность действиями партнера, длительное разучивание совместныхспортивных упражнений и нестабильность их выполнения [2, 7, 9 и др.]. Так, проведенныйнами опрос высококвалифицированных баскетболистов показал, что основная помехадля них в соревнованиях — непонимание при взаимодействии с партнером (70%) инеблагоприятные взаимоотношения (100%). На наш взгляд, подобные явленияобусловлены в первую очередь несовместимостью игроков.
Совместимостьлежит в основе формирования взаимопонимания, межличностного взаимодействия, взаимоотношенийи срабатываемости взаимодействующих спортсменов [1, 2, 5 и др.]. Сочетаниеличностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместнойдеятельности, определяется как совместимость. Основной компонент совместимости- субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей [2, 4 и др.].
Срабатываемостьопределяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей привыполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемостивыступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованностьдействий, благоприятные межличностные взаимоотношения, надежность коллективнойработы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность ихвыполнения [2, 4, 9 и др.].
Психологическаясовместимость рассматривается как феномен, включающий межличностные отношения, ипредполагает следующее [2]:
1.Комплиментарность потребностей, подразумевающую дополнение к проявлениюпотребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление клидерству, а другой — потребность в повиновении.
2.Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходнымипотребностями, удовлетворяемыми одними и теми же межличностными отношениями.
3.Комплиментарность навыков, предполагающую компенсацию недостаточно развитых уодного субъекта способностей другим (партнером).
4.Комплиментарность знаний, когда оба партнера обладают неперекрещивающимисязнаниями, так что каждый из них может учиться у другого.
5.Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общуюсистему ценностей и правила поведения.
Приразработке проблемы совместимости и срабатываемости в спортивной деятельностиизучаемые психические характеристики не могут быть достаточно полно раскрытыбез получения знаний о механизмах индивидуального и группового поведенияспортсменов, закономерностях формирования стереотипов поведения в различныхситуациях, привычек, установок, ценностных ориентаций, без изучения настроений,чувств, эмоций, психологического климата, мотивов, межличностных отношений, индивидуально-психологическихособенностей и т.п. На основе изучения этих характеристик и их учета и долженстроиться учебно-тренировочный процесс в совместно выполняемой спортивнойдеятельности.
Эффективностьсовместной деятельности и формирование оптимальных межличностныхвзаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости — социальной, психологическойи психофизиологической [8]. Они проявляются во всех разновидностях деятельности,в том числе и спортивной. Для срабатываемости членов группы необязательноналичие всех трех видов совместимости. Полная совместимость членов группы предполагаетоптимальное сочетание всех ее видов и наличие определенного соотношения междуними, их взаимодополняемость. В различных видах спортивной деятельности тот илииной вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим иобуславливает эффективность совместно выполняемой спортивной деятельности.Значимость вида совместимости будет определяться особенностями спортивнойдеятельности, ее задачами, требованиями к личности.
Когдавстает вопрос о комплектовании спортивных групп, составов, звеньев, экипажей ит.п., важный момент для тренера — знание и учет особенностей совместновыполняемой спортивной деятельности, организации взаимодействия партнеров, ихиндивидуально — психологических особенностей, на основе которых иосуществляется поиск критериев совместимости, обусловливающих срабатываемостьвзаимодействующих спортсменов.
Влитературе предлагаются два вида организации совместно выполняемой спортивнойдеятельности [9, 10]. Так, А.П. Травина [10] выделяет следующие виды совместнойспортивной деятельности:
1)совместно-последовательная деятельность, характерная для эстафет в легкойатлетике, плавании и т.п.;
2)совместная одновременно-параллельная деятельность (гребля, парное фигурноекатание и т.п.);
3)совместно-взаимосвязанная деятельность (баскетбол, хоккей, волейбол и т.п.).
Нанаш взгляд, данная классификация недостаточно точно и полно отражает сущностьсовместимости и срабатываемости в процессе групповой спортивной деятельности.Нами [2] выделено три вида совместной деятельности в спорте:
1)последовательно выполняемая совместная деятельность, характерная для спортивныхигр (командных и парных) и других видов спорта;
2)синхронно выполняемая совместная деятельность (бесконтактная). Этот виддеятельности характерен для отдельных элементов парного фигурного катания, спортивнойакробатики; художественной гимнастики (командные упражнения), синхронногоплавания, синхронных прыжков на батуте, командной гребли и т.п.;
3)одновременно выполняемая совместная деятельность (контактная). Этот вид деятельностиимеет место в спортивной акробатике (пары, тройки, четверки), в отдельныхэлементах фигурного катания (поддержки, броски).
Каждыйиз этих видов, а также каждый вид спорта, включающий эти виды, имеет своиспецифические особенности. Поэтому критерии совместимости для каждого из этихвидов совместной деятельности будут существенно различаться. С учетом этогонеобходимы поиск критериев совместимости для каждого конкретного видаспортивной деятельности и на этой основе комплектование спортивных групп.
Существенноезначение в совместимости и срабатываемости, особенно для командно-игровых видовспорта, имеет структура ролевых взаимоотношений в команде. В спортивныхкомандах выделяются различные роли: социальная, межличностная, функциональная.Более существенна для срабатываемости в спортивной команде функциональная рольигрока, которая проявляется в том поведении, которое ожидается от спортсменадругими участниками команды в соответствии с распределением соревновательныхфункций (нападающий, защитник, разыгрывающий и т.д.). Важный момент всрабатываемости — то, чтобы эта роль была принята и усвоена игроком. Впротивном случае возможно проявление конфликтного поведения со стороны этогоигрока. Правильное распределение ролевых функций, основанное на учетеиндивидуальности игрока, его подготовленности, ряде личностных качеств, обусловливаетэффективность групповой деятельности.
Важныйфактор при дифференциации ролевых функций, а также для эффективности групповойдеятельности — лидерство. Лидерство выступает как способ и средство организациигрупповой деятельности. В то же время оно может рассматриваться и какопределенный механизм, извлекающий дополнительные скрытые возможности вкоманде. Оптимальное развитие процесса лидерства и определенные сочетания в системелидер-исполнитель рассматривается как фактор совместимости и срабатываемостичленов спортивной группы. Это показано в исследовании акробатических ибаскетбольных игровых составов, туристских групп, в построении тактическихлиний в футболе [2, 3, 9]. Так, наиболее оптимальное сочетание в перечисленныхвыше спортивных коллективах — сочетание лидер-исполнитель. Отсутствие лидера вгруппе или наличие в ней двух и более лидеров считается неблагоприятнымфактором для срабатываемости партнеров.
Прирешении проблемы психологической совместимости и срабатываемости икомплектовании спортивных групп на основе этого мы исходим из следующихположений: 1) совместимость и срабатываемость спортсменов — двавзаимообусловливающих процесса; 2) влияние индивидуально-психологическихособенностей личности спортсмена и психических функций на совместимость исрабатываемость в группе; 3) тому или иному виду совместно выполняемойспортивной деятельности (спортивная групповая акробатика, туризм, баскетбол идр.) соответствует свой комплекс критериев совместимости, обусловливающийсрабатываемость партнеров в группе.
Дляспортивной науки важно обоснование подходов к решению проблемы совместимости исрабатываемости в спортивной деятельности. Этапы решения проблемы совместимостии срабатываемости в том или ином виде спорта и обоснование критериевсовместимости представляются нам таким образом: первое — исследованиесрабатываемости спортивных групп при выполнении совместной деятельности(лабораторной, спортивной); второе — выявление критериев совместимости наоснове сравнительного анализа личностных особенностей спортсменовсрабатывающихся и слабо срабатывающихся спортивных групп; третье — предварительнаяэкспериментальная проверка срабатываемости скомплектованных спортивных групп наоснове выявленных критериев совместимости; четвертое — теоретическое иэкспериментальное обоснование методики комплектования спортивных групп наоснове исследования совместимости и срабатываемости спортсменов всоревновательных условиях.
Проведенныепод нашим руководством исследования по данной проблеме позволили установитькритерии совместимости и обосновать методику комплектования спортивных групп вакробатике [9]. Анализ результатов предлагаемой спортивным группам деятельности(выполнение совместных физических упражнений) позволил выявить критериипсихологической совместимости партнеров. Так, при комплектовании акробатическихсоставов (двоек, троек, четверок) в качестве критериев, обусловливающихсовместимость и срабатываемость, выступают следующие: адекватные сочетаниясвойств нервных процессов при среднем уровне их проявления; различные сочетанияумеренных и низких показателей личностной тревожности; сочетание соционическихфункций «экстраверт-интроверт», «рациональность — иррациональность»;сочетание лидерских функций «лидер-ведомый(ые)»; идентичноевосприятие времени. На основе выявленных критериев совместимости для проведенияэксперимента было скомплектовано восемь акробатических составов. Результатыпедагогического эксперимента показали эффективность учета совместимости прикомплектовании акробатических составов: ускоряется процесс срабатываемости:совместные упражнения выполняются значительно быстрее (р
Висследовании, проведенном совместно с А.С. Буфиусом, выявлены следующиекритерии совместимости, обусловливающие срабатываемость членов туристскойгруппы: 1) средняя степень выраженности силы и уравновешенности нервныхпроцессов; 2) типы социального поведения в конфликте: сотрудничество, приспособление,компромисс; 3) средний уровень личностной тревожности; 4) сочетаниесоционических функций: «экстраверт — интроверт», «рациональность-рациональность»,«логика-логика»; 5) сочетание членов группы«лидер-ведомые»; 6) высокий и средний уровни потребности в одобрении;7) акцентуации характера: гипертимность, педантичность; 8) ряд личностныххарактеристик по методике Р. Кеттелла (конкретное мышление, эмоциональнаяустойчивость, серьезность, доверчивость, практичность, гибкость мышления, склонностьк новаторству, уступчивость, самоконтроль). Проведенное нами комплектованиетуристских групп на основе выявленных критериев совместимости и проведениепедагогического эксперимента показали следующее: повысилась сплоченность группыи улучшилась психологическая атмосфера; улучшились показатели самочувствия, активности,настроения членов группы, а также показатели срабатываемости и стабильностичленов группы при выполнении совместных действий.
Прианализе психологической совместимости и срабатываемости баскетболисток высокойквалификации [2, 3] установлено следующее. Критериями совместимости, обуславливающимисрабатываемость игроков, являются такие сочетания индивидуально-психологическихи личностных особенностей: 1) сочетание «экстраверт — экстраверт»; 2)сочетание «сенсорик-сенсорик»; 3) адекватное чувство времени (разницав восприятии не более 1, 26 с); 4) сочетание «рационал-иррационал»;5) наличие в связке игрока с реалистическим типом мышления; 6) ролевые сочетания«лидер(-ы)-ведомый»; 7) подобие в избирательности и концентрациивнимания; 8) подобие в уровне тактического мышления и интеллекта. На основевыявленных критериев были сформированы игровые составы баскетбольной командыСибГУФКа. Анализ выступлений команды на различных соревнованиях позволяетговорить о необходимости учета психологической совместимости игроков прикомплектовании игрового состава. В экспериментальной группе по сравнению сконтрольной баскетболистки действовали более уверенно, агрессивно как в защите,так и в нападении. Поэтому технико-тактические показатели, такие как перехватмяча, подбор на своём щите, количество забитых мячей, возросли (р
Заключение.Психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемойспортивной деятельности выступает важным фактором, обусловливающимсрабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новымиупражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышениирезультативности соревновательной деятельности команды. В различных видахспорта, в силу их специфичности, критериями совместимости выступают те или иныеиндивидуально — психологические и личностные особенности спортсменов.Комплектование спортивных групп, игровых составов на основе учетапсихологической совместимости взаимодействующих спортсменов позволяетсущественно повысить эффективность их совместной деятельности.
Встатье рассматривались лишь психологические критерии совместимости спортсменов,с учетом которых рекомендуется комплектование звеньев, спортивных групп, игровогосостава. При этом мы ни в коей мере не исключаем влияния и учета другихкритериев, обусловливающих совместимость и срабатываемость партнеров(физической, технической, тактической подготовленности; возраста, веса, роста ит.п.).
Список литературы
1.Андрушишин И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовкивысококвалифицированных волейболистов на основе межличностного функциональноговзаимодействия: Автореф. канд. дис. М., 1993. — 20 с.
2.Бабушкин Г.Д., Кулагина Е.В. Психологическая совместимость и срабатываемость вспортивной деятельности. — Омск: СибГАФК, 2001. — 110 с.
3.Девяткина Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированныхбаскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемостиигроков: Канд. дис. Омск, 2005. — 140 с.
4.Ершов А.А. Психологическая соактивность людей. — М.: Знание, 1992.- 31 с.
5.Казьмин В.И. Методы повышения эффективности группового взаимодействияволейболистов: Автореф. канд. дис. М., 1983. — 24 с.
6.Корнеева Т.В. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе:Автореф. канд. дис. М., 1985. — 24 с.
7.Маслякова О.С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенностиситуаций у юных баскетболисток: Канд. дис. Тобольск, 2005. — 166 с.
8.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: ЛГУ, 1979. — 151 с.
9.Ратушина Е.В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики наоснове учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров:Автореф. канд. дис. Омск, 1998. — 20 с.
10.Травина А.П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формойорганизации совместной деятельности // Тез. докл. 10-й Всесоюзной науч.-практ.конф. психологов спорта. М., 1988, с. 54-55.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.