Вариант 5
План
Введение
1. Роль особенности нервной системы и темперамента вформировании психологического состава личности спортсмена
2. Особенности психологическойнапряженности во время соревнований и методы регуляции уровня возбуждения успортсменов
3. Методыисследования в психологии спорта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностейформирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств,необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологическиобоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников),1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Изучение влиянияспортивной деятельности на психику спортсменов:
— а) психологический анализсоревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
— б) выявление характера влияниясоревнований на спортсменов;
— в) определение требований,предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
— г) определение (совместно спредставителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых идругих психологических качеств, необходимых спортсменам для успешноговыступления на соревнованиях;
— д) психологический анализ условийтренировочной деятельности и спортивного быта.
2. Разработкапсихологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок.Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерностисовершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний,умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективныхдействий спортсменов.
Все это требует от психологов:
— а) психологического обоснованиясуществующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
— б) определения путей длямаксимального использования возможностей организма спортсмена, как за счетразвития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методовтренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);
— в) разработки методовпсихологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методовпсиходиагностики спортивных способностей, социальной структуры ипсихологического климата команды;
— г) разработки научно обоснованныхметодов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
3. Разработкапсихологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящеевремя коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательнойподготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уженедостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности.Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретаютзначимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий.Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают игратьразличные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологическихфакторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию всоревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главныхфункций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
— а) изучение закономерностейфункционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышенияустойчивости и надежности соревновательной деятельности;
— б) исследование психическихсостояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
— в) развитие психопрофилактики,формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов,повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.
4. Изучениесоциально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спортаизучает особенности функционирования спортивных коллективов и даетхарактеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решениеэтой задачи предполагает:
— а) изучение истоков и механизмовформирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок,традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью созданияблагоприятного психологического климата в спортивных командах;
— б) изучение психологических аспектови закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработкукритериев психологической совместимости спортсменов;
— в) выявлениесоциально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
— г) изучение влияния личности тренераи стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивнойкоманды.
1. Роль особенности нервной системы итемперамента в формировании психологического состава личности спортсмена
Личность – понятие многогранное и глобальное. Чаще всеголичность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенныхкачеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются болееили менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяяего значимые для людей поступки.
Итак, личность – это человек, взятый в системе таких егопсихологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются вобщественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяютнравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого иокружающих.
Структуру личности составляют: способности, темперамент,характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека,определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент – качества, от которых зависят реакции человекана других людей и социальные обстоятельства.
Характер – качества, определяющие поступки человека вотношении других людей.
Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющиена стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки – убеждения и отношения людей.
Психология личности, как известно, соотносится с учением оспособностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и ихформировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли учеловека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека,психологической теории мотивации и мотивах деятельности.
Что же такое личность в спорте?
Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях ирешениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории ипрактики, так и в решении психологических задач, касающихся личностиспортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личностичеловека в целом.
Личность – продукт социально-исторического развития исобственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальныхкачеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в другихвидах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальныхособенностей личности спортсмена и при формировании на этой основеспецифического технико-тактического стиля его деятельности.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена,можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Личность характеризуется определенной системностью, единствоми устойчивостью своих качеств.
К.К. Платонов (СНОСКА: См.: Платонов К.К. Личностный подходкак принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.– М, 1969.), анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ееособенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
1. социально-обусловленныеособенности (направленность, моральные качества);
2. биологическиобусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшиепотребности);
3. опыт (объем икачество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4. индивидуальныеособенности различных психических процессов.
Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностныеориентации, динамика отношений, мотивация поведения, – все это качестваличности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальнуюнаправленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойствличности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самойсебе) реализуется в поведении, образует характер.
В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивыесвойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения сдругими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческиесвойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можновыделить:
— направленность;
— особенности взаимодействия сокружающим миром;
— уровень активности и устойчивости привыполнении различных видов деятельности;
— эмоционально-волевую динамику;
— уровень интеграции различных свойствличности.
Характер человека приобретает свою социальную направленностьв соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.
Социальная направленность личности находит свое выражение вотношении:
1. к другим людям(доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);
2. к своим видам деятельности(добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);
3. к своей Родине(патриотизм, героизм, преданность идеалам);
4. к самому себе(достоинство, гордость, скромность, самолюбие);
5. к природе, вещам,различным явлениям (бережливость, аккуратность).
Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определеннойцелостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов иволи. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных чертхарактера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности спомощью этих черт характера.
В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена надостижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установкана достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка.Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, болееосмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.
Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитанияличностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характеразаключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основыдействий, в которых выражается характер человека, его индивидуальныеособенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия впроцессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться всистему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнованийспортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки бездлительного размышления и колебаний.
2. Особенности психологической напряженности во времясоревнований и методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
Психическая напряженность — это психическое состояние,обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.Оно сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха,однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией,действовать в ней определенным образом.
Спортсмены очень часто испытывают состояние психическойнапряженности. От того, какого качества или степени будет эта напряженность, атакже какими мотивами она сопровождается, во многом зависит успех или поражениеспортсмена на соревнованиях. Успехи и неудачи спортсмена перекладываются наповседневную жизнь и влекут за собой социальную адаптацию или дезадаптацию.Именно поэтому состояние психической напряженности у спортсменов необходиморассматривать в контексте профилактики.
Психическая напряженность и ситуативная тревога подвергаютсяобщепсихологическому и методологическому анализу, имеются различные точкизрения и принципиальные подходы в понимании психических состояний и свойствличности в спорте. В последнее время положение c этой проблемой несколькоизменилось. Решением вопроса психического напряжения в спорте занимаются многиеученые. В экспериментальных исследованиях по теории методике лыжного спортапроблеме оценки психической напряженности и управления психическим состояниемспортсменов высокой квалификации уделяется недостаточно внимания. По всейвидимости, проблема психической напряженности будет актуальна и в ХХI веке.
Актуальность рассматриваемой темы исследования определяетсясовокупностью следующих противоречий, имеющих место в подготовке спортсменов ксоревнованиям. Из предложенных противоречий рассмотрим следующие: во-первых, всовременном спорте высших достижений большое значение имеет оптимальноепсихическое напряжение (до и после соревнований); во-вторых, выявлены трудностив оценке психической напряженности у лыжников в соревновательном периодеподготовки; в-третьих, недостаточно изучена динамика психической напряженности,в этом случае в психологической подготовке больше сформулировано вопросов, чемрешено педагогических задач. И наконец, многие вопросы психического напряженияв лыжном спорте остаются неисследованными, это и явилось основанием для ихизучения.
В проблеме исследования и обоснования темы представляетсяцелесообразным кратко рассмотреть определения тревоги, тревожности, которыенепосредственно участвуют в проявлении психической напряженности (стресса). Впсихологическом энциклопедическом словаре (1990, 2000) тревога определяется как«эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неблагополучного развитиясобытий». Тревожности дается следующее определение: «Склонностьиндивида к переживанию тревоги, характеризирующаяся низким порогомвозникновения реакций тревоги». Из анализа понятий отмечаем, что тревога итревожность сопровождают проявления в развитии психической напряженности,возникающие в ответ на результат эмоционального неблагополучия в соревнованиях,и могут порождать устойчивую тревожность, распространяющуюся на другие видыподготовленности лыжников. Вышеизложенное позволяет заключить, что психическоенапряжение в определенных ситуациях затрудняет деятельность спортсменов. Тем неменее необходимо отметить, что на ее оптимальном уровне можно успешно решатьлюбые задачи, поставленные в соревнованиях.
Методы регуляции возбуждения у спортсменов
При современном уровне результатов и всевозрастающейконкуренции, когда техническая и физическая подготовленность ведущихспортсменов достаточно высока и примерно одинакова, победу одерживает тотспортсмен, который может четко и осмысленно управлять своим состоянием на этапенепосредственной подготовки к соревнованиям и во время выступления на них.Класс спортсмена во многом определяется тем, как он умеет провести последниедни и часы перед ответственными соревнованиями. Этот этап подготовки во многомопределяет успех или поражение в предстоящих соревнованиях. Задачей этапаявляется сохранение положительных факторов, приобретенных за многолетнюютренировочную и соревновательную деятельность, и создание оптимальногоэмоционального тонуса на время соревнований. Для одних спортсменов соревнование- стимул для повышения активности ряда функций организма.
Другие, несмотря на регулярное участие в соревнованиях самогоразличного ранга, подвержены сильнейшему стрессу, способному вызватьдезорганизацию различных систем организма.
Успех выступления в соревнованиях во многом зависит отоптимального функционирования организма непосредственно перед участием всоревнованиях.
Существующая методика подготовки к выступлению вответственных соревнованиях по пулевой стрельбе строится на основе управлениядеятельностью спортсмена. Однако тренер, рекомендуя спортсмену те или иныеметоды, не всегда знает, вызывают ли они желаемые сдвиги в организмеспортсмена. По мнению Н. А. Худадова, в зависимости от того, как происходитуправление н самоуправление психическим состоянием, во многом зависит спортивноесовершенствование и успех выступлений в соревнованиях, а умело организованноевоздействие на психическое состояние спортсмена является одним из путейформирования его личности. Проблема изучения предстартового состояния на этапенепосредственной подготовки к соревнованиям и методика его регуляции вэкстремальных условиях на сегодняшний день одна из актуальных.
Влияние обстановки соревнования сказывается обычно насостоянии спортсмена еще до старта. Предстартовое состояние сопровождаетсяучащением и углублением дыхания, повышением газообмена, учащением сокращенийсердца, повышением артериального давления и т. д. Эти и многие другие изменениядавно известны и описаны во многих литературных источниках.
Физиологи в развитии предстартового состояния выделяют тристадии:
1. Раннеепредстартовое, возникающее за несколько дней и даже недель до соревнований.
2. Собственнопредстартовое, проявляющееся в последние часы перед выступлением.
3. Стартовоесостояние, наступающее за несколько минут до начала выступления.
Исходя из этого, целесообразно и средства регуляции разделитьна три раздела: средства регуляции раннего предстартового состояния; средстварегуляции собственно предстартового состояния; средства регуляции стартовогосостояния.
Для оптимизации предстартового состояния мы предлагаемсредства и методы, описанные в литературе и имеющие широкое применение в другихвидах спорта, а также специфические, присущие только пулевой стрельбе. Средстварегуляции раннего предстартового состояния. В последние недели и дни передсоревнованиями режим дня необходимо построить в соответствии со спецификойвыступления в предстоящих соревнованиях.
Немаловажное значение имеет местоположение спортивной базы,где осуществляется подготовка к соревнованиям.
Хорошо, если она находится в парке, в лесу. Прогулки наместности необходимы каждому спортсмену, общение с природой оказываетблагоприятное воздействие на нервную систему. Для удачного выступлениянеобходимо заранее знать календарь соревнований, спланировать время приемапищи, вид отдыха между сериями и положениями.
Смена режима в дни, предшествующие соревнованию, можетявиться дополнительным раздражителем. Уровень возбуждения не должен резкоподниматься в день соревнований. Необходим его постепенный подъем при индивидуальнойдозировке тренировочной нагрузки в предсоревновательные дни. Большую помощь воптимизации предстартового состояния могут оказать отвлекающие факторы — чтениекниг, игра в шахматы, беседы на отвлеченные темы и т. д., что помогает снизитьвозбудимость в дни, предшествующие соревнованию.
Как средство оптимизации предстартового состояния применяютмассаж. Его роль двояка: во-первых, он способствует скорейшему отдыху мышцпосле нагрузки, и во-вторых, оказывает благоприятное влияние на нервнуюсистему.
С каждым годом все большую популярность завоевываетпсихорегулирующая тренировка (ПРТ). В основе метода лежит принцип тренировкинервных процессов. Овладев методикой ПРТ, спортсмен сможет достаточноэффективно управлять своим психическим состоянием. В предстартовом периодеопределенный эффект могут дать фармакологические средства. Но чтобы применятьих, необходима консультация с врачом.
Средства регуляции собственно предстартового состояния.Регуляция состояния с помощью физических упражнений и специальной разминки соружием эффективна при использовании специальных комплексов, цель которых либоповысить эмоциональное возбуждение (А), либо снизить его (Б).
Комплекс А:
1. Легкий бег.
2. Гимнастическиеупражнения.
3. Легкие прыжкивверх на месте.
4. Резкие движенияруками и туловищем.
Комплекс можно выполнять под ритмичную музыку.
Комплекс Б:
1. Медленная ходьбас плавными движениями руками.
2. Плавные наклонывперед и в стороны.
3. Очень плавныевращения туловищем и головой.
4. Плавные движенияруками.
Большую роль в регуляции собственно предстартового состояниямогут сыграть наставления тренера, он помогает спортсмену «войти» в необходимоесостояние. Как и при регуляции раннего предстартового состояния, можноиспользовать массаж. В связи с тем, что каждое стрельбище имеет только емуприсущие особенности, необходимо провести хотя бы одну тренировку на местебудущих соревнований. Если такой возможности нет, то следует проанализироватьнаправление и силу ветра, качество работы установок при скоростной стрельбе ит. д. Для выведения спортсмена из состояния «стартовой лихорадки» рекомендуетсяотвлечь его мысли от предстоящей соревновательной борьбы. В дни соревнованийхороший эффект может дать применение укороченного варианта ПРТ, внушения,самовнушения, самоприказа.
Регуляция стартового состояния. После выхода стрелка наогневой рубеж его контакт с тренером нарушается, поэтому необходимо заранеесмоделировать возможные варианты состояния спортсмена и научить его управлятьими. В основе регуляции стартового состояния спортсмена лежит анализ икоррекция его действий. Постоянный анализ — это уже регуляция.
Методы исследования в психологии спорта
Многообразие методов научногопсихологического исследования можно разделить на четыре группы:
· организационные
· эмпирические
· количественно –качественного анализа научных фактов
· интерпретационные.
1. Организационные методы –определяют стратегию исследования.
К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод используется для изученияпсихологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах иличностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивнойспециализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания,спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.
Лонгитюдный метод используется с целью многолетнегопрослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияниезанятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательныхкачеств младших школьников. Это имеет существенное значение длясовершенствования методики физического воспитания в школе. С успехомприменяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки наформирование личности спортсменов.
Комплексный метод заключается в многостороннем изученииодного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множествачастных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсменаможет быть использован комплекс методик, направленных на изучениепознавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристикспортсмена.
2. Эмпирические методы: объективное наблюдение,самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.
Объективное наблюдение – используется для изученияпсихических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов вестественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.).Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной,стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона,видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится позаранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработкизарегистрированных фактов.
Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами ивыражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективныестороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений,действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Чточрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целяхсамосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в планеразвития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя какличности и рационального управления самим собой в многообразных, частонепредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.
3. Экспериментальный метод – лабораторныйи естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях– лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различноготипа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами ивычислительными средствами).
Естественный эксперимент – констатирующий, формирующий илипреобразующий – психолого-педагогический.
В лабораторном и естественном эксперименте иногдаиспользуются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательныеусловия, в которых протекает деятельность спортсменов.
4. Психодиагностические методы.
Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития,специальных способностей к конкретным видам спорта, психических,(предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состоянийспортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию,состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов всборные команды. Широко используются различные инструментальные и бланковыеметодики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных,эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.
5. Методы количественно – качественногоанализа
Используются для обработки фактического материалаисследований.
Количественные методы – математико-статистическиеметоды (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. видыанализа).
Количественныеметоды заключаются в анализематериалов исследования по содержательной сущности изучаемых психическихявлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п.Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации наовладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервнойсистемой фактический материал требует следующей дифференцировки:
· во-первых,разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;
· во-вторых,выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями взависимости от указанной выше мотивации.
Интерпретационные методы. К этим методам относятся различныеварианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позицийсистемно-структурного, функционального, генетического, кибернетического,информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.
Заключение
Психология спорта изучает закономерности психическойдеятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Психология спорта принадлежит к числу очень молодыхприкладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервыепоявилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игрсовременности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имелиописательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологииспорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом вЛозанне, она получила свое «крещение».
Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужилистимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год ихизучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однакоглубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.
Психология спорта интенсивно развивалась уже после второймировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всеммире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось наолимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.
В настоящее время научная разработка психологии спортаведется в большинстве стран мира.
В истории отечественной психологии временем рожденияпсихологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в светпервых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненныепроф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы напроцесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросамфизической культуры») и Т.Р. Никитиным («Значение внушения и подражания в делефизического воспитания»).
Список использованной литературы
1. Байкова И.А.,Головач А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте2006
2. Гогунов Е.Н.,Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –288с.
3. Дубровский В.И. Реабилитацияв спорте 1991
4. Козин А.П.Психогигиена спортивной деятельности. — Киев:Здоров'я, 1985. — 128 с.
5. Рубштейн Н. Чтонужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 2002
6. Стоунс Э.Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М.: Педагогика,1984. 472 с.