Проблемы и достижения туризма в Украине
Проблемы и достижения нынешнего этапа. Большая часть проблемсферы курортов и туризма определяется системным кризисом политики и экономики Украиныи, есть надежда, что сейчас страну ожидает целостное оздоровление экономики и подъемжизненного уровня. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать только специфическиеотраслевые моменты. Важнейшими из них являются:
Достаточно болезненная ломка советских стандартов и механизмовв управлении и развитии сферы туризма. Традиционное для неевропейского мышленияневнимание к модным молодежным движениям в сфере свободного времени и, как следствие,отсутствие серьезных инвестиций в новые виды туризма и активного отдыха.
Потеря традиционных рынков (Сибирь и Дальний Восток России, страныСредней Азии, страны Прибалтики, восточные области Германии, Польша, Венгрия, Чехословакия.Финляндия).
Слабая работа с перспективными рынками, полное отсутствие каких-либостратегий по захвату рынков Центральной и Северной Европы и возвращению традиционныхрынков.
Сужение индивидуальных сроков отдыха с 24 дней до 7-14.
Сокращение сезона. Почти полное выпадение из загрузки здравници частного сектора июня — во всех отношениях благоприятного времени.
Выпадение из интересов туристов некоторых центров — Симферополь,Куйбышево, Старый Крым, Ангарский перевал.
Уничтожение маршрутного пешеходного туризма и системы горныхприютов.
Старение или полное разрушение баз размещения и их оборудованиядаже в курортах круглогодичного использования — самый яркий пример — виллы Симеиза.
Разрушение пляжей и береговых сооружений.
Массовое уничтожение зеленых насаждений парков и заповедников.
Массовое нарушение норм экологической, сейсмической, оползневой,штормовой безопасности при новом строительстве и реконструкции баз размещения.
Экономическая неэффективность и отсутствие налоговой отдачи значительнойдоли здравниц, огромное число частных гостиниц и пансионатов, работающих в«тени».
Тем не менее, укрепление рыночных механизмов и частной инициативы,заметное улучшение инвестиционного климата в последние пять лет определяют стабильноеулучшение курортов и туризма в Крыму. Нельзя не признать, что приобретение и строительствонедвижимости, в том числе вилл и дворцов как гражданами Украины, так и зарубежныхстран — России, Польши, Израиля, Германии, США значительно улучшили архитектурныйоблик побережья и Горного Крыма, а также создали на долгие годы вперед рабочие местав строительстве и сфере обслуживания.
Ситуация в мире — угроза терроризма и стихийные бедствия в странахЮго-Восточной Азии, Турции и Египте, Испании, странах бывшей Югославии также способствуетросту интереса к нашему полуострову как туристов, так и инвесторов.
Благоприятным для Крыма является и то, что трудовая ритмичностьв Украине, России и других постсоветских странах еще не сложилась, экономическиактивное население не вполне может планировать на длительный срок время своего отдыха.При нежданном появлении свободной недели или даже нескольких дней поездка в Крымоказывается проще всего. Огромное значение имеют и личные рекомендации по мобильнымтелефонам. Сейчас реальные цены и погода на курортах успешно противостоят«черному пиару» киевских и московских телестудий, ангажированных Турциейи Египтом.
Возобновление массового кино- и телепроизводства студий Украиныи России в живописных и легко узнаваемых местах Крыма также играет огромную роль,год от года все более значительную.
Огромный интерес к Украине, который появился в Европе и мире,благодаря «помаранчовой» революции, дает Крыму уникальный шанс и требуетрешений моментальных (уже к майским программам), с одной стороны, и нацеленных наперспективу в 5-10 лет, с другой стороны.
Крым уже имел серьезную долгосрочную программу, основанную нанаучных исследованиях. Общесоюзная целевая комплексная программа «Курорт»разрабатывалась в 1975-1980 годах. Финансировали программу ВЦСПС, Госплан и МинздравСССР. Тысячи специалистов со всей огромной страны искали самые современные по темвременам и почти фантастические решения. И вот теперь, спустя 30 лет практика подошлак тому, что Крым в августе просто задыхался от наплава тех самых отдыхающих, о которыхмы только мечтали все годы независимости Украины. А самое критикуемое 30 лет назадположение о глубинном размещении отдыхающих воплотили в жизнь люди, которые о немникогда не слышали. Свободный рынок сам пришел к тому, что отдыхающие стали сниматьдома и комнаты в Перевальном, Верхней Кутузовке, Краснокаменке, строить виллы вЗеленогорье и Байдарской долине, а уже оттуда приезжать на несколько часов на пляж.
Характерным для советского планирования было желание всех предполагаемых20 млн отдыхающих в год охватить разнообразными туристическими, оздоровительнымии курортными программами. Тем не менее, именно «дикий» отдых, отдых безпутевок создает в Крыму около 80% потока людей и, вероятно, около 90-95% денежныхпотоков. Ведь очень многие отдыхающие с путевками, особенно в санаториях силовыхведомств и структур высшего управления, вовсе не платят «живых» денег.
С 1978 года я занимаюсь теорией неформальных форм проведениясвободного времени и потребительского поведения. В основном мои работы были затребованымультинациональными корпорациями («АДИДАС», «Мертингер-Зотт»,«Марс», «Кока-Кола»), а также крупными крымскими фирмами (Корпорация«ВЕСТ»).
В органах управления отдыху без путевок не уделяется должноговнимания, но нельзя сказать, что собственно туристическая сфера остается глуха кмоим работам. Множество публикаций в профессиональной газете «Терра Таврика»и в Интернет со временем дают свои плоды в виде новых программ и туров. Ведь неформальныедвижения всегда становятся новыми сферами бизнеса. Так уже произошло в Крыму с коннымтуризмом, дайвингом, легкой авиацией, историческим фехтованием, любительской археологией.Сейчас становятся на клубно-коммерческую основу горный велотуризм, зимний спорт,эзотерика.
Уже сложилась своеобразная «дикая» инфраструктура:«карпалы» (частные такси), «разводящие» (квартирные маклеры),хозяева частных пансионатов, организаторы экскурсий и гиды. Большинство из них работаетбез лицензий, часто без образования и в налоговой «тени».
Сотни тысяч (а может и больше) приезжих размещаются на летнемотдыхе у своих родственников в Степном Крыму, ежедневно выезжая на пляжи на электричках,автобусах или частных автомобилях. Их никто не считает, но и они тратят какие-тоденьги.
Сама по себе мощь (4-5 млн человек в год) отдыха без путевоктребует к нему пристального исследовательского внимания. А методы планирования иуправления здесь должны иметь характер информационного воздействия. В том числехудожественного, ведь многие советские движения в отдыхе имеют свои культовые фильмы:автотуризм — «3 +2», дайвинг — «Акваланги на дне». Нередко культовыефильмы имеют международное значение, например, «Достигая невозможного»для скейтеров или «Сладость греха» для натуристов. Неформальные теченияв туризме существуют везде в мире, но на Западе они моментально становятся новымисферами приложения капитала. Естественно (и несколько раньше) они становятся и областямипринятия управленческих решений.
Необходимо разобраться, какие из старых теоретических решенийприемлемы в условиях свободного рынка и частной инициативы. А также вспомнить, какимобразом и благодаря каким идеям добились успеха в сфере рекреации разные страны.Успех в туризме никогда не был случайным и всегда опирался с одной стороны на общемировыетеории, с другой — на оригинальные неожиданные решения. Ведь «вначале былослово». И это слово было сказано начальством. А подсказано учеными.
Можно привести в пример такие крайности, как свободное распространениенаркотиков в Камбодже или малолетняя проституция в Таиланде. Из последних«агрессивных» решений — в январе 2005 года Венгрия предложили французамавиачартер Париж — Будапешт за 0,20 евро.
Но мы разберем подробнее опыт Хорватии, Германии и Кубы — посколькув государственных программах этих стран четко выражена социальная направленностьи разумное сочетание выгод внешнего туризма и роли туризма в улучшении жизни граждансвоей страны.
Цель. В складывающемся прямо сейчас международном имидже УкраиныКрым, наряду с Карпатами, должен играть роль парадной гостиной. Не мастерской (какДонбасс или Криворожье) и не кабинета, как Киев, а именно края, где все заранееприготовлено к приему зарубежных гостей и где хозяева — граждане Украины из тогоже Донбасса или Киева общаются с ними на равных. Наслаждаясь крымской природой,ее целебными дарами (курортное лечение) и ее испытаниями (активный туризм). Познаваядраматическую историю края и культурные достижения его народов, а также уникальнуюдля всего мира веротерпимость и толерантность. Если говорить терминами международноготуризма, то позиционирование Крыма должно идти в стиле «Ланд унд Лёйте»(Страна и Люди). Этот стиль не потребует от Крыма изображать из себя райские острова,шокирующую дикость или бесконтрольную распущенность. Военная мощь и космическаятехника, колхозы и олимпийские базы, знаменитости и простые люди с их повседневнымипроблемами, а вовсе не аквапарки с искусственными скалами позволят нам занять местов мировом туризме.
Механизмы и приоритеты. Нет особого смысла выделять блок«Задачи», поскольку они напрямую вытекают из блока «Проблемы»,причем часть проблем в условиях открытости социально-политических процессов и свободногорынка должны решаться за пределами курортно-туристической сферы.
Крым, Одесса, Карпаты и Киев (который сейчас далеко обогнал Крымв развитии туризма и экскурсий, особенно для школьников и молодежи) должны выступатьне как конкуренты, а как взаимодополняющие компоненты. Причем, для граждан многонациональнойи поликонфессиональной Украины для понимания, в какой стране они живут, периодическийотдых в каждом из этих регионах должен рассматриваться как важнейшая часть образования.
Общая концепция развития и управления может строиться на такихважных исходных положениях:
Крым является частью Украины; решение в ней социальных проблемнаселения обеспечивает достаточную и стабильную нагрузку всех учреждений отдыха,туризма и курортного лечения. При этом Крым сохраняет роль летней политической икультурной «столицы» всех стран постсоветского пространства. Он остаетсяи важнейшим центром классической и модернисткой русской культуры. Его особую уникальностьдолжны определять древние культуры коренных народов — крымских татар, караимов,крымчаков, крымских греков и армян, а также своеобразные культурные достижения европейскихколонистов разных национальностей.
Огромный рост интереса к Украине в Европе и мире, а также неблагоприятныетенденции для туризма в странах Азии создают отличные предпосылки для прорыва влидеры международного туризма.
Часть ресурсов Крыма — пляжи и парки терпят серьезную перегрузкув высокий сезон. Отдельные категории отдыхающих конкурируют между собой, но проблемаможет быть решена их распределением по времени, по месяцам года.
Старение населения (увеличение доли пожилых людей) в развитыхстранах Европы позволяет при захвате западных рынков ориентироваться на отдых пенсионероввесной и осенью. Общенациональная программа отдыха и курортного лечения пожилыхлюдей Украины позволила бы целые курортные комплексы проектировать с учетом ограниченийв подвижности отдыхающих и повышенных требований к тишине и покою.
Украина как страна с рыночной экономикой должна создать политические,правовые и экономические механизмы саморегулирования. А местное руководство Крыма,вплоть до поселковых советов — не администрировать туристический бизнес, а создаватьдля его владельцев ясную систему приоритетов и ограничений, о которой будет знатьи все местное население, и отдыхающие.
Важнейшей чертой Крыма является преобладание неорганизованныхформ массового отдыха и личных решений отдыхающих, а не жестких туристических программ.Главным в управлении туристической сферы может быть только мощное долговременноеинформационное воздействие.
Свободный рынок и свободная информация позволят направлять частнуюинициативу тех, кто зарабатывает на туристах и личные решения туристов на пользувсему обществу, укрепление государства, повышение международного престижа Украины.
Открытые тендеры, логичная система льгот для инвесторов, распространениеинформации об этом в Интернет, реализм, толерантность и умение искать компромиссы- это уже зависит от государства. Простой пример — нелегальная археология. Поисккладов в США — одна из отраслей туризма. В Крыму в литературе можно найти описание5 тысяч археологических памятников, а работают (в июле-августе) около 30 экспедиций- охранять все остальные просто невозможно, а «черные» археологи умудряютсякопать даже в Херсонесе Таврическом. Продажа лицензий на раскопки обеспечила быохрану памятников силами владельцев этих лицензий, а оценка и легализация находокгосударственными органами позволит легко отделять среди находок вещи музейного значенияи выкупать их за счет средств, вырученных от продажи экспонатов для частных коллекций.Опять же на открытых аукционах, которые могут проводиться в межсезонье и привлекатьв Крым состоятельных коллекционеров со всего мира.
Открытая конкурсная сдача в аренду на 10-20 лет природных достопримечательностейи памятников культуры обеспечит их эффективную охрану и экономическую отдачу безовсяких бюджетных дотаций.
Сами по себе инвестиции ничего не дают без постоянного потокаотдыхающих и туристов. Не раз в истории Крыма курортные комплексы с многомиллионнымивложениями становились банкротами. Так было, например, с детищем предпринимателяПетра Губонина в Гурзуфе (сейчас санаторий «Гурзуфский») — а ведь тамне самый короткий в Крыму сезон. Десятки здравниц-гигантов, созданных в советскиевремена, сейчас не платят налогов, но объявить их банкротами не возможно. Да этои незачем, нужна загрузка.
Общепризнанная в маркетинге практика «бесплатной раздачиобразцов» должна широко использоваться для пассажиров круизных судов, сотрудниковдипломатических миссий, иностранных студентов — всех, кто может потом с восторгомрассказать об Украине и Крыме своим соотечественникам. Представлять надо большиеи неожиданные для мирового рынка программы (Черноморский флот, космические объекты,экстремальные игры, археологический туризм). Для западных врачей надо проводитьбесплатное знакомство с курортным лечением в Крыму таких сложных проблем как бесплодие,детские врожденные заболевания.
Сезонность — центральная проблема курортов и туризма в Крыму,определяющая все его недостатки. Вторая проблема — конкуренция в использовании пляжныхи парковых ресурсов и отчасти — транспорта разных категорий отдыхающих. Реальностьв Крыму такова, что москвичей и других отдыхающих из России считают хорошими клиентами,а отдыхающих из Украины, Белоруссии, Молдовы — плохими. При этом есть еще и самыеневыгодные — отдыхающие из городов Крыма. Туристов из стран так называемого дальнегозарубежья, по существу, мало кто знает. Заочно их любят и хотят, чтобы их было больше.Между тем, среди специалистов хорошими клиентами считаются немцы и японцы, а французыи итальянцы считаются скупыми и проблемными. Свои плюсы и минусы есть у поляков,которые отлично уже знают наш частный сектор, а нередко и покупают сами эллингиили дачи на несколько семей.
Не вдаваясь сейчас в этнопсихологию, добавим еще, что есть ипрофессиональные, и сословные, и возрастные особенности туристов.
Пока ограничимся тем, что всех возможных клиентов надо распределитьудачно по времени. И делать это необходимо на основе рыночных механизмов (ценовыхльгот в определенные сезоны и в определенных районах) и информации.
Москвичи по традиции берут отпуска в августе. С небольшим разбросомот второй половины июня до сентября. Это чрезвычайно выгодно для Турции и Египта,где август является самым некомфортным временем, когда европейцы туда не едут. Покамосквичей и россиян вообще в Крыму устраивает то, что
А все проблемы Крыма сводятся к одной — слишком короткий сезон.
Отдых и туризм населения Украины — очень большая и интереснаятема. Как не удивительно, но два таких знаменитых диктатора как Фидель Кастро иИосиф Броз Тито оставили нам замечательные примеры общенациональных программ развитиятуризма. На Кубе это «кампизмо популяр» — недорогой отдых всех кубинскихсемей в межсезонье (точнее в жаркий сезон — в январе-феврале). Кастро обязал всеотели и туристические комплексы предоставлять свои пляжи и спортивные сооруженияместному населению, а также создать возможности для недорого проживания. Думаю,что и у нас такой диктат получит поддержку избирателей.
В Югославии в 1960-х годах было построено сразу 50 больших кемпинговдля автотуристов (в Хорватии). Некоторые из них одновременно принимают до 10 тысячтуристов, в основном из стран Центральной Европы (Германия, Бельгия, Швейцария).15кемпингов еще с тех пор специализируются на приеме натуристов — любителей сплошногозагара, спорта в обнаженном виде, вегетарианской еды и прочего возврата к природе.Собственно, становление такого бизнеса в Хорватии с ее жесткими традициями и бесправиемженщин было очень драматичным. Об этом снят фильм «Сладость греха», носейчас он представляет лишь исторический интерес, а натуризм — основа процветаниястраны.
Натуризм имеет свои традиции и во многих крымских местах — Коктебеле,Симеизе, на Казантипе и Керченском проливе. Но сейчас одетая в плавки и обнаженнаяпублика у нас пользуется одними пляжами, что совершенно никого не устраивает. Апроблема не требует каких-либо денег, а только организационных мер, причем на уровнепоселковых советов (обозначить нудистские пляжи табличками) и информации в путеводителяхи электронных изданиях.
Кемпинги Хорватии значительно дешевле, чем в Крыму. Для Хорватиивообще не характерны большие дорогостоящие комплексы и номера-апартаменты. Немецили швейцарец на отдыхе у моря готов платить за удобную кровать, душ, тумбочку истул. Телевизор — уже лишнее, а кондиционеру в железобетонном номере предпочитаюттенистую террасу деревянного бунгало.
Владельцы автодач или туристы с палатками вообще платят 1-2 евров день только за место на лужайке.10 гривень за постель и 3-5 гривень за место подпалатку или фургон — такой стандарт должен быть главным сейчас в нашем «народномтуризме». И даже эти деньги в отдыхе школьников и студентов могут быть замененыработой для лесохозяйственных, парковых и коммунальных предприятий.
Туризм и оздоровление школьников и студентов — отдельная огромнаятема. Причем, именно для нее требуется приоритетное развитие в ближайшие 5-10 лет,так как демографическая ситуация в стране катастрофическая. У поколения, выросшегов условиях развала Советского Союза, нет ни физического, ни морального здоровья.
Оставляя пока за рамками статьи путевки и программы такого отдыха,разберем возможности импульсивного спроса — экскурсии, посещение музеев, спортивныхи развлекательных центров.
Сфера активного туризма и спорта должна по емкости догнать сферукурортного лечения. Уже не один год Интернет-опросы показывают, что примерно 15-18% возможных отдыхающих интересует в Крыму спорт, экстрим и активный туризм — примерностолько же потенциальных клиентов интересуются курортами. Однако, курортная сферасоздавалась с огромными капиталовложениями. А в туризме и спорте даже то, что было,сейчас в запустении.
Государственные решения по развитию детского и молодежного отдыхадолжны предусматривать не только бюджетное финансирование, но, прежде всего, созданиеблагоприятного инвестиционного климата. А для местной молодежи решения должны бытьпрежде всего организационные, поскольку не имеет смысл создавать для нее что-тоотдельно.
В проблемах отдыха местного населения практикуются некоторыерешения — например, бесплатное пользование пляжами при предъявлении паспорта илильготы на путевки в ведомственные базы отдыха. Однако сама по себе закрытость пляжейвыглядит во многих случаях дискриминацией. И мэры многих крымских городов от такойпрактики отказались.
Для снижения риска инвестиций в сферу туризма нужны серьезныеорганизационные решения. По примеру Германии время каникул в разных областях (илигруппах областей) Украины должно быть со смещением. Таким образом, чтобы летниеканикулы, например, в Черниговской и Черкасской областях, начинались уже с 12 маяи заканчивались 15 августа, а, например, в Харьковской и Сумской областях — начинались20 июня и заканчивались 1 октября. Каникулы студентов также могут быть по решениювузов более разнообразными по времени. Реальный купальный сезон (с учетом еще ивсе более многочисленных бассейнов) — с начала мая по конец октября. Туризм, спорт,образовательные и приключенческие программы для школьников, студентов, семейногоотдыха должны осуществляться ритмично круглый год. Это сможет снизить их стоимостьв 1.5-2 раза и создать лучшие возможности для дополнительных услуг.
Местная молодежь должна иметь возможность вне высокого сезонабеспрепятственно пользоваться спортивными сооружениями здравниц, бесплатно посещатьмузеи и выставки. Помимо просветительских и оздоровительных целей для всех такаясистема должна служить профессиональной ориентации, отбору талантливой молодежии ее профессиональной подготовки на будущее для этих же курортных, экскурсионныхи спортивных учреждений.
Информация. Потенциальные европейские рынки туризма требуют внимательногоизучения. Они вовсе не так выгодны, как традиционный московский поток, разве чтопривязка к отдыху в августе у них не так сильна.
В общих чертах, август и сентябрь надо при планировании оставитьза отдыхающими из России. Но при этом, больше внимания в информационной политикеуделять майским программам и бархатному сезону на Западном и Юго-Восточном побережье.
Для европейских туристов основной упор надо делать на курортноелечение, туристические программы для пожилых, а также программы активного туризмаи спорта. Все это может проходить за пределами высокого сезона. Европейцы и самив большинстве своем будут ориентироваться на льготные цены размещения и обслуживания.
Успешные в туризме страны обычно снабжают туристов картами ибуклетами уже на въезде. Проблему самозваных гидов, квартирных маклеров и теневогосектора размещения в Крыму решат не квартирно-посреднические бюро и не налоговаяполиция. Только миллионные тиражи бесплатных и достоверных туристических изданий,справочные системы в Интернет, бесплатная рассылка видеопрограмм и мультимедийныхдисков на региональные телестудии Украины, России и других стран.
Необходимы и льготы в издании более подробных путеводителей итуристических карт, особенно тех, которые рассчитаны на школьников, молодежь, укреплениесемейных ценностей.
Отдельная тема — роль кино и телесериалов в раскрутке определенныхрегионов и определенных стилей отдыха. Сейчас мало кто помнит советский фильм«3+2», определивший на десятилетия стиль «дикого» автотуризма.Но при всей известности английского фильма «Плод созрел» («Греческаясмоковница»), мало кто из специалистов туризма задумывается о том, что фильмсыграл огромную роль в раскрутке молодежного приключенческого (авантюрного) туризмадля всех стран Средиземноморья. Ну а Греция, конечно, получила имидж не груды развалин,а страны, где интересно, весело и необычно.
Кадры — сейчас наиболее слабое место крымского туризма от самоговерхнего уровня до магазинов или кафе. С одной стороны, это отсутствие системы открытыхконкурсов, лицензий, тарификации, пренебрежение к дипломам, семейственность. Конечно,на уровне кафе или частного пансионата работа одной семьи дает огромные преимуществаи снижает стоимость услуг и уровень цен. И, наверное, должны быть государственныельготы и возможность бесплатного образования, а также периодического повышения квалификации.
С другой стороны, персонал в сфере туризма и курортов работаетна износ. Никакие нормы охраны и нормирования труда не выдерживаются.
Эксплуатация детского и женского труда идет на уровне 19 века.
Женщины во многих торговых палатках работали в сезоне 2004 годас середины июля по конец сентября без выходных и перерывов, ночуя в этих же палатках.Дети 12-14 лет на аттракционах или прокатах картингов работали с 8 до 23 часов безвыходных в течение почти двух месяцев.
Официанты в приморских кафе, ночуя в них же просто на коврахтопчанов, спали по 3-4 часа в сутки. О какой вежливости и культуре обслуживаниямогла идти речь в августе, когда людей просто шатало от недосыпания?
В практике детских оздоровительных учреждений укоренилась«традиция» приглашать вожатых из-за пределов Крыма, поскольку они соглашаютсяработать за еду и ночлег. Местная образованная молодежь практически не имеет никакихшансов получить работу.
Большая часть кадровых проблем Крыма, возможно, решится в рамкахобщих процессов нормализации жизни Украины. Однако должны быть и особые механизмы,учитывающие то, что дети и молодежь в курортных районах живут в особой среде«вечного праздника», где формирование трудовой этики не может быть пущенона самотек. Дети мечтают быть не космонавтами, когда вырастут, а отдыхающими. Нужныпростые и массовые методы профессиональной ориентации, укрепление престижа массовыхпрофессий — продавца, бармена, водителя, администратора, гида, милиционера.
Кстати, нельзя не отметить, что в последние годы жалобы на крымскуюмилицию и автоинспекцию от отдыхающих из России стали редкостью. Можно сказать,что наши силовые структуры, с одной стороны, осознали важность курортников, с другой- уже многие годы в учебные заведения набирается достаточно способная молодежь,привлеченная фильмами типа «Полицейской академии», «Полицейские навелосипедах» и «Менты».
Хотелось бы и больше сериалов вроде «Любовь на снегу»,где показана молодежь, обслуживающая туристов на горнолыжном курорте, или«Спасатели Малибу». Сериалы теперь имеют огромное влияние, а Крыму нужнывовсе не адвокаты, экономисты или дипломаты. Нужны люди, к которым туристы будутвозвращаться за хорошим настроением, незабываемыми ощущениями, здоровьем.
Крыму надо избавляться от сезонных кадров из других регионов.Это касается и милиции, и поваров, и вожатых, и работников проката и аттракционов.Все, кто работает непосредственно с туристами и отдыхающими должны делать это напрофессиональной долговременной основе. Начинать получение знаний и навыков с 6-10лет в детских кружках, получать после школы специальное образование и сертификацию.Специалист должен знать местное начальство и контролирующие органы, а они должнызнать его — годами, и создавать условия для его роста. Сейчас несчастные случаис аквалангистами или с гидроциклами зачастую связаны только с низкой квалификациейперсонала, который набирается случайно. Пищевые отравления из-за того, что в столовыхтрудятся практиканты из областей Украины или просто чьи-то родственники, также станутредкостью, если повара будут местными и с многолетним опытом. Сейчас множество опытныхкрымских кондитеров и поваров вынуждены весь год сидеть без работы, а летом простоторговать в палатках.
Крымские профсоюзы и органы самоуправления должны, в первую очередь,заботится о рабочих местах и перспективе профессионального роста для своих жителей,как и бизнесе для своих предпринимателей. Без этого инвестиции из других стран ирегионов превращают нас просто в ненужное дополнение к крымскому пейзажу.
В крупных здравницах вполне возможно в межсезонье организоватьдля детей сотрудников спортивные и творческие кружки в целях подготовки для этихже здравниц инструкторов лечебной физкультуры, плавания, дайвинга, фитнеса, гидовдля активного туризма, арт-терапевтов и других специалистов, способных расширитьсферу платных услуг.
Отдельная большая тема — крымские татары в туризме. К сожалению,сами они к этому не вполне готовы, молодежь не воспринимают свою национальную культурукак дополнительную возможность карьеры и заработка. Даже в таком простом вопросекак кафе или маршрутки. В кафе блюда в основном узбекские, в маршрутках звучат уголовныепесни на русском языке. Национальные праздники проводятся в узком кругу, нет национальногоспорта. Показателен пример того, что в Судаке, например, на средства бюджета существуетинтернат для девочек, которые занимаются хоккеем на траве. Этот вид вместе с крымскотатарскимикадрами перенесен из Узбекистана. Зрелищность и престижность его весьма сомнительна,а ценность для туризма — нулевая. Тоже можно сказать и о боксе, карате или брейк-дансе,которым увлечены многие крымскотатарские юноши. Шансы заработать на этом — весьмаслабы. А вот национальная борьба на поясах, конные виды традиционных состязанийна праздниках, пастушеские силовые состязания, атлетические элементы в национальныхтанцах и даже классическая восточная каллиграфия на стенах зданий — из всего этогонадо спроектировать некую искусственную парадную крымскотатарскую «культуруна показ». Как это было сделано, например, в Таиланде, где крестьяне вовсене ходят поплясать на деревенские праздники в золоте и перьях. Классическая русскаяресторанная культура с балалайками и медведями тоже в свое время была создана искусственнои исключительно «на продажу».
Так называемые проекты строительства национальных центров туризма,о которых упоминалось при самозахватах земель в Морском или Тихой бухте, пока сложнообсуждать. В реальности в этих местах можно работать только два месяца в году. Крымскиетатары по всему побережью работают сезонно, приезжая из предгорных и степных районов,они ночуют в этих же летних кафе просто под навесами.
Без решения общих стратегических проблем сезонности, свободныхрыночных механизмов, целенаправленного информационного перераспределения потоковотдыхающих проблемы крымских татар на побережье (как и проблемы людей других национальностей)не решатся.