Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Принципы дзюдо

Содержание
 
Введение
1.Дзюдо: от создания до наших дней
1.1 Создание и развития дзюдо
1.2 История мирового дзюдо
1.3 Дзюдо в России
2 Подготовка дзюдоиста
3 Принципы дзюдоиста
Заключение
Список использованных источников

Введение
Современное развитие спортивной борьбы характеризуетсявозрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований ктехнико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условийсоревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованиемправил соревнований.
Дзюдо является одной из наиболее популярных современных системвосточных единоборств. Этот вид боевого искусства имеет глубокие историческиекорни, он впитал в себя наиболее рациональные элементы национальных видовбоевых искусств и культуры народов Востока.
Дзюдо («дзю» — значитмягкий, гибкий, скромный, «до» — путь, познание, манера держаться, точказрения, склад ума) — одно из самых известных японских боевых искусств,основанное преимущественно на захватах, заломах и бросках. В отличие отбольшинства западных видов борьбы, делающих ставку на собственную силу борца, воснову дзюдо положен принцип максимального использования силы противника. Дзюдопредставляет собой мягкий, спортивный вариант джиу-джитсу (дзю-дзюцу).
Таким образом, актуальность темы объясняется постоянным острымсоперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсеналатехнических и тактических действий, наличием большого количества школ сразличной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов ичастым изменением правил соревнований.
Цель данной работы дать краткую историческую справку создания иразвития дзюдо в мире и России; охарактеризовать основные принципы, техники иположения дзюдо.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользованных источников. Общий объем работы 28 страниц.

1Дзюдо: от создания до наших дней
 
1.1 Создание и развитиядзюдо
Дзюдо возникло на базедзю-дзюцу, которая в свою очередь уходит корнями в XV в. в китайскую борьбуКумиуту, что в переводе означает «голыми руками». Известно, что оно входило всистему боевой и физической подготовки самураев в феодальной Японии. В 1868 вэтой стране начались радикальные буржуазные реформы. Бывшие воины, чьейпрофессией являлась служба у крупных феодалов, остались не у дел, и многие изних стали зарабатывать себе на жизнь, преподавая джиу-джитсу всем желающим. Этоискусство было не единой системой, а представляло собой множество стилей ивидов рукопашного боя.
Отцом современного дзюдосчитается профессор Дзигаро Кано, родившийся в 1860 г. в г.Микагэ на Японскихостровах. В Параграфе I Правил Международной Федерации Дзюдо ясно зафиксировано:«Она (МФД) считает, что дзюдо – это то, что было создано Дзигоро Кано». Еще встуденческие годы он серьезно задумывался над возможностью достижения гармониитела и духа. Не отличавшийся идеальными физическими данными, Кано в короткийсрок сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу. Выбрав изних наиболее эффективные и исключив опасные захваты и удары, он создал новуюсистему физического совершенствования тела и духа — дзюдо.
Окончив в 1882 г.университет, Кано открыл при храме Эйсе в Токио первую спортивную школу дзюдо — Кодокан («дом постижения Пути»), где начал обучение новой, разработанной имсамим системе спортивного единоборства, которую он назвал дзюдо («путьгибкости, мягкий путь»). При этом основной упор делался им на вторую частьназвания (до), означавшую не только «путь», но и «понимание жизни». Поясняяособенности своего учения, Кано пишет: «Дзюдо означает Путь мягкости,податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время какдзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо».Обязательным является принцип: «Максимум эффективности, минимум энергии»(«сэйрёку дзэнкё»)». Кано рассматривал дзюдо как средство формированиягармонично развитой личности. По мнению Кано, те, кто занимается дзюдо,проходят хорошую физическую и морально-психологическую подготовку. Любойдзюдоист должен уметь выявить сильные и слабые стороны соперника, бытьмужественным, проявлять настойчивость в борьбе, с уважением относиться к другимлюдям.
Дошедшая до нас историяКодокана полна драматических перипетий. Первые годы становления дзюдо былизаполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой с многочисленнымиконкурентами. За какие-нибудь пять лет «интеллектуальная» школа доктора Канозавоевала всеобщее признание. Глубина философских идей ее основателя,благородство поставленной цели — воспитания гармонично развитого человека,достойное поведение учеников — все это вызывало симпатии простых людей. Однакопо мере утверждения в стране националистической идеологии старые школыдзю-дзюцу стали с удвоенной силой отстаивать свои права. Их лидеры публичнообвиняли Кодокан в отсутствии практических навыков, в напыщенной схоластике ирезонерстве, называли Кано книжным червем, отбивающим хлеб у истинных мастероввоинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на дзюдо школа дзю-дзюцу Рёисинто-рю (в переводе «Истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей»).Глава этой школы Тоцука Хикоскэ не раз поносил Кодокан в печати, провоцировалстычки своих приверженцев с учениками Кано — словом, стремился любымисредствами дискредитировать соперников. Развязка наступила в 1886 г., когданачальник Управления имперской полиции назначил проведение решающего матча междудвумя школами. Поражение Кодокана наверняка привело бы к запрету дзюдо, ибовласти приняли решение упорядочить систему преподавания кэмпо в стране ивыбрать в качестве эталона единственную, наиболее эффективную школу. Вкомандных состязаниях приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. Втринадцати схватках питомцы Кано одержали победу, две окончились вничью.Блистательный триумф Кодокана раз и навсегда утвердил превосходство дзюдо надстарыми школами дзю-дзюцу, доказав нераздельное единство теории и практики.Вскоре дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошлов программу средних и высших учебных заведений.
Над теорией дзюдо, и вособенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Канопродолжал работать еще долгие годы. Базирование техники дзюдо он закончил в1887 г., а сформированная система была завершена к 1922 г. — 40-летнему юбилеюшколы Кодокан. К этому времени профессору исполнилось 62 года.
Лозунгами Культурногообщества Кодокан (Кодокан бунка кёкай), стали заповеди Кано: «Наиболеерезультативное приложение силы» (Сэйрёку дзэньё) и «Взаимное благоденствие»(Дзита кёэй). Поясняя физические предпосылки своего учения, вытекающие изосвященных тысячелетиями законов кэмпо, Кано пишет: «Дзюдо означает Путьмягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то времякак дзю-дзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо.
/>Дзюдо — первый из всех видов восточных воинских искусств, вошедшийв Олимпийскую программу игр, проводившихся в Токио в 1964 г., и с тех порявляется неотъемлемой частью мирового спорта. Окончательно олимпийского статусаДзюдо добилось в 1972 году в Мюнхене. Техника этой изощренной борьбы уже несоставляет секрета ни для спортсменов, ни для болельщиков, и, хотя вмеждународных судейских правилах приемы сохранили традиционные японскиеназвания, любой член юношеской сборной России или Голландии может дать ихподробное описание и сравнительную характеристику.
 

1.2 История мирового дзюдо
Начало продвижения Дзюдо на запад было положено самим ДзигароКано, когда он отправился в Европу, чтобы ознакомиться с существующей тамсистемой физического воспитания и одновременно поделиться своими идеямиотносительно Дзюдо.
В Европе, избалованной английским боксом и греко-римской борьбой,трансформированной в цирковое зрелище, в Европе, имеющей в своем арсеналесават, знакомой с дзю-дзюцу, благодаря заезжим инструкторам, покинувшим Япониюв поисках заработка, не было дела до еще одной неизвестной «физической забавы».Первоначально Кано со своими учениками натолкнулся на холодное равнодушиепублики. Но показательные выступления, проведенные в присутствии несколькихдесятков официальных лиц, вызвали огромную заинтересованность, и многие из техзрителей впоследствии стали активными пропагандистами Дзюдо. В течение 1890года Дзигаро Кано посетил Лион, Париж, Брюссель, Вену, Берлин, Копенгаген,Стокгольм, Амстердам, Гаагу, Роттердам и Лондон. Европейский вояж Дзигаро Канопринес свои плоды. Начался обмен преподавателями и спортсменами, сталиоткрываться филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах старого света,а позднее и в США. Уже после окончания Второй Мировой войны Дзюдо занимались в120 странах. Иностранные посетители стали в Кодокане привычным явлением, и в1903 году амермканский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Йосиаки Ямаситеобучать Кодокан дзюдо его сына в США. Ямасита был известен в Кодокане какпервый студент, попытавшийся в течение года принять участие в 10000 поединков(он лишь немного не дотянул до этого числа, успев сразиться 9617 раз). Ямаситапринял предложение Хилла, но, к сожалению, тот не успел предварительноусловиться об этом со своей женой, и, когда Ямасита прибыл в США, их договорбыл сорван из-за непреклонной позиции миссис Хилл: «Дзюдо жестоко и грубо», однакоХиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу вБелом доме с президентом Рузвельтом. После чтения книги Инадзо Нитобэ «Бусидо:душа Японии» у Рузвельта возник острый интерес к японским боевым искусствам.Президент пожелал увидеть демонстрацию Кодокан Дзюдо, и в результате Ямасита,рост которого составлял пять футов четыре дюйма, а вес 150 фунтов, встретился самериканским борцом, едва ли не в двое превышавшим его по этим показателям.Ямасита сделал несколько бросков, и, в конце концов, уложил противника налопатки. Рузвельт был настолько впечатлен этим, что посодействовал впредоставлении Ямасите должности преподавателя Дзюдо в Военно-морской АкадемииСША с окладом в 5000 долларов, что составляло по тем временам поистинекоролевскую зарплату. Очаровательная жена Ямаситы, которая тоже неплохо владеладзюдо, обучала этому искусству дам высшего света. Эта супружеская пара провелав США два плодотворных года.
Наиболее активно Дзюдо начали развивать во Франции, где Кановпервые после Японии демонстрировал свою технику. Отдаленные последствия этогоощущаются и по сей день. По массовости и мастерству дзюдоистов Франция занимаетведущие позиции в Европе. Сборная команда Франции — одна из сильнейших в мире.История сохранила имя Гиде Монгрилье, открывшего в 1904 году зал Дзюдо вПариже. Первым французом, прошедшим обучение в Кодокане, был Ле Приер, которыйвпоследствии у себя на родине также возглавил школу Дзюдо. Обладатель 5 дана КеисиинИсигуро, приехав в столицу Франции в 1924 году, открыл сразу несколько школ и спубличными выступлениями посетил соседние страны. Профессор Ханно Ри познакомилс техникой Дзюдо жителей Германии и Швейцарии.
В Великобритании в начале века преподавал опытный Акитаро. Он — обладатель 4 дана. Но, демонстрируя Дзюдо, он вынужден был выдавать его задзю-дзюцу, настолько этот реликт самурайства цепко удерживал позиции вдали ототвергнувшей его родины. По этой же причине и первое учебное пособие по Дзюдо,увидевшее свет в Европе, его авторы Ирвин Гонкок и Хацукума Осигаси вынужденыбыли назвать «Полное руководство по дзю-дзюцу (Метод Кано)». В 1933 годупроизошли события, которые стимулировали дальнейший рост популярности Дзюдо. Вовновь открытый клуб г-н М. Фелданкрэ приглашает мастера Каваиси, который,будучи не только знатоком техники борьбы, но и тонким психологом, почувствовалтягу европейцев к постоянному соперничеству, их стремление к титулам, знакамотличия, и прочим атрибутам, подчеркивающим различие между людьми. Следовалотакже дифференцировать уровни подготовленности занимающихся. Профессор Кваисираспределяет приемы Дзюдо на несколько групп различной сложности и вводитсистему контроля, благодаря которой успешно сдавший экзамен по демонстрациитехники дзюдоист получает право носить пояс определенного цвета.
После смерти отца дело популяризации Дзюдо продолжил Рисеи Кано.Став директором Кодокана в 1946 году, он внес существенный вклад в укреплениемеждународных позиций Дзюдо. Капитуляция Японии во Второй Мировой войне,последующая оккупация американскими войсками, определили сложность обстановки,в которой ему пришлось действовать. Бомбардировками было уничтожено большинствоспортивных залов. С ноября 1945 года действовало запрещение штаба американскихоккупационных войск заниматься Дзюдо в официальных учреждениях, в том числе ишколах. Вызвано это было небезосновательным опасением, что прикладной характерэтого боевого единоборства может доставить массу неприятностей властям в случаенародных волнений. В ответ был предпринят шаг, приведший к снятию запрета.Японские тренеры развернули секционную работу в американских частях средивоеннослужащих, доказывая свою лояльность властям. Начали проводиться турниры,а переломным стал 1948 год, когда была образована Японская федерация Дзюдо ипроведено первое послевоенное первенство страны.
Расширение географии дзюдо привело в итоге к проведению мировогочемпионата, который состоялся в 1956 году на родине этой популярной борьбы.Второй чемпионат мира состоялся через два года также в Японии. Соревнованияпроводились без деления участников по весовым категориям. Сильнейшими сталихозяева Седзар Нацуи и Кодзи Сонэ. После трехгодичного перерыва в Париже в 1961году состоялся третий чемпионат мира, который закончился сенсацией: золотуюмедаль завоевал голландец Антон Хеесинк выигравший в финале у Сонэ. Он как горавозвышался над своим соперником. Эта первая неудача родоначальников Дзюдовынудила японцев ввести весовые категории.
На чемпионате мира 1965 года их было четыре, на последующих — ужепять весовых категорий. В настоящее время соревнования проводятся в семивесовых категориях — 60,66,73,81,90,100,+100 кг у мужчин и48,52,57,63,70,78,+78 кг у женщин. Кроме того, проводятся турниры в абсолютнойкатегории, где могут участвовать спортсмены любого веса.
Международная федерациядзюдо (ФИД) основана в 1957 г. Она состоит из пяти континентальных союзов:Европейского, Азиатского, Панамериканского, Африканского, а также союза дзюдоОкеании. Членами ФИД являются 122 национальные федерации. Последние двадцатьлет во всем мире развивается женское дзюдо (более чем в 72 странах), проводятсячемпионаты континентов и мира.
Мало кто знает, что служащие органов правопорядка Бельгии,Германии, Голландии, Франции в обязательном порядке изучают Дзюдо-ханми,технику традиционного Дзюдо. Дзюдо объединяет людей разных национальностей,вкусов, вероисповеданий. Многогранность Дзюдо позволяет каждому найти здесь то,что нужно только ему.
 

1.3 Дзюдо в России
До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нембыло известно из книг американского офицера Ганкока как о системе самозащиты.Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года,изучались в Петербургской полицейской школе.
Родоначальникомотечественного дзюдо является Василий Сергеевич Ощепков (1892-1937). Он родилсяна Южном Сахалине, который после русско-японской войны был отторгнут от Россиив пользу Японии. После русско-японской войны с группой подростков он былнаправлен царским правительством в Японию учиться японскому языку. В 1911 г.он, выдержав вступительные испытания, поступил в школу Кодокан, продолжаяучиться в языковой школе. В 1913г. Ощепков успешно сдает экзамены в Кодокане,где он в полном объеме познал всю суровую школу тех лет. Даже в наши днияпонские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка дзюдоистовнепосильна для европейцев. Василий не только успешно закончил это учебноезаведение, но и стал после этого претендовать на получение мастерского звания.И всего лишь полгода потребовалось ему для того, чтобы завоевать правоподпоясать свое кимоно черным мастерским поясом, ему присваивают 1-й дан. Японцынеобычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней –ДАНов, и особенно иностранцам. В 1917 г. ему присваивают 2-й дан, и в этом жегоду он возвращается в Россию. В то время он был единственным иностранцем,окончившим Кодокан, первым русским и четвертым иностранцем, получившим степеньмастера.
Во Владивостоке Ощепковорганизовал любительский кружок изучения спортивного дзюдо, которыйпросуществовал до 1920 г. После установления на Дальнем Востоке советскойвласти Ощепков обучал первых советских милиционеров и чекистов азам боя,одновременно служил в штабе Сибирского военного округа. На собрании ячейкиОСОАВИАХИМа Василий Сергеевич выступил с увлекательным докладом об искусствесамозащиты, специально указав на то, что дзюдо используется в армиях многихкапиталистических стран. А для того, чтобы не быть голословным, тут жепродемонстрировал целый ряд приемов обезоруживания. Новосибирские газеты,поспешившие сообщить о таком незаурядном событии, в один голос утверждали, что«приемы поражали своей красивой техникой исполнения и произвели наприсутствующих исключительное восхищение». Немедленно было решено организоватьдля сотрудников штаба кружок по изучению приемов самозащиты. Услугами редкогоспециалиста поспешило воспользоваться местное общество «Динамо», объединившеечекистов, а так же школа милиции. В то время экзотическая японская борьба былав новинку даже для задававших тон в споре западных держав, а в самой далекойроссийской провинции активно функционировал кружок дзюдо, насчитывавший дополусотни занимающихся.
Будучи блестящим военным переводчиком, Ощепков имел возможностьчасто выезжать за границу, где не упускал случая пополнить свой арсеналприемов. Обрабатывая и анализируя полученную информацию, он дополнил арсеналдзюдо приемами из национальных школ рукопашного боя, и постепенно выработалстройную систему приемов, которая впоследствии получила названия «самбо».Появились новшества в правилах ведения поединка, были введены весовыекатегории, меняется форма бойцов. Татами был заменен мягким борцовским ковром.Место свободных, как балахоны, японских кимоно заняли приталенные, более узкиекуртки; дзюдоистские штаны были заменены спортивными трусами; спортсмены сталибороться не босиком, как японцы, а в «борцовках» – специальных борцовскихлегких ботинках. Наличие мягкого ковра не только смягчало падения борцов,уменьшая травмы, но и способствовало успешному развитию техники борьбы лежа.Сами японцы впоследствии отмечали, что этот раздел техники самбо болеесовершенен, чем в дзюдо. И даже специально изучали нашу борьбу, чтобы обогатитьсвой арсенал приемов.
В 1930 году по распоряжению инспектора физподготовки РККА изаместителя председателя ВКФКиС Б.А.Кальпуса уже в Москве Ощепкову порученозаняться популяризацией дзюдо. Его основной задачей стала организация работы пообучению солдат и командиров Красной Армии рукопашному бою на базе дзюдо. Набазе спортивного отдела ЦДКА была создана секция и организованы двухмесячныекурсы по подготовке инструкторов для работы с начинающими спортсменами всекциях частей Московского гарнизона и учебных заведений Москвы.
Он всегда начинал работу с демонстрации приемов. На него нападалоодновременно по нескольку противников, нападали с голыми руками, рубили шашкой,кололи штыком, били палкой, наносили режущие удары кинжалом, стреляли в упор изпистолета. И это все не «демонстрационно», а всерьез: боевой штык, остроотточенные нож и шашка и даже пистолет заряжался гильзой, из которой удалялисьпуля и порох, но капсуль сохранялся. Все было по-настоящему, и отлетали всторону выбитые из рук ножи. Винтовка или пистолет мгновенно оказывались вруках Ощепкова, не успев даже выстрелить, а противники летели на землю, описавв воздухе ногами широкую дугу, или невольно вскрикивали, попав на железнуюхватку болевого приема.
В 1931 году по приглашению руководства и студенческого актива Ощепковпрочитал в Государственном Центральном институте физической культуры доклад одзюдо, рассказал о двух его частях: спортивной и прикладной. Выступлениепроизвело такой фурор, что общее собрание института высказалось за включениеборьбы дзюдо в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов.
В 1932/33 учебном году ГЦИФК выпустил «Сборник материалов поучебным дисциплинам». В нем была кратко изложена история развития дзюдо, даныорганизационные и методические указания: схема тренировок, подготовительныеупражнения, техника страховки и самостраховки при падениях, техника самозащиты.В этом разделе сборника также был напечатан комплекс приемов дзюдо, вошедший вГТО-2, и правила спортивных соревнований, которые в большинстве своем действуютдо настоящего времени.
В 1933-1934 годах заработали секции дзюдо в Ленинграде, Саратове,Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси и других городах страны.Возглавляли эти секции ученики Ощепкова.
11 октября 1936 года на первом организационном заседании секциидзюдо Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта (ВКФКиС), гдеутверждались комплексы приемов самозащиты по системе дзюдо, разработанные Ощепковым,ему было поручено написать полное руководство по дзюдо. В конце 1937 года онодолжно было выйти в свет. На ноябрь-декабрь 1937 года планировалось проведениепервенства страны по борьбе дзюдо в Москве. Однако в ночь с 1 по 2 октября 1937года Ощепков был арестован «за шпионаж в пользу Японии» как враг народа… Чтобыпредать его забвению, все документы, планы, комплексы упражнений, правиласоревнований и другие бумаги, связанные с его именем, были переделаны илиуничтожены. Несмотря на все беды 6 июня 1938 года в Москве открылся первыйВсесоюзный тренерский сбор по борьбе в стиле дзюдо. Задачей сбора являлосьустановление единого принципа в методике преподавания тренировки и повышенияквалификации спортивного мастерства по дзюдо.
Первый выход наших борцов на международную арену состоялся вВенгрии в ноябре 1957 года. Команды «Динамо» и «Буревестник» встречались сдзюдоистами венгерского клуба «Доже». Общий счет встречи 24:0 в пользусоветских борцов. В декабре того же года в Будапеште состоялась ответнаявстреча. Победили вновь наши борцы со счетом 23:0.
В 1961 году Международный олимпийский комитет утвердил программуОлимпийских игр в Токио, куда вошла и борьба дзюдо. В связи с этим спортивныйКомитет Дружественных Армий включил ее в программу Спартакиады 1962 года. Вэтом же году Советский Союз стал членом Европейского союза дзюдо иМеждународной федерации. Для проверки готовности армейских спортсменов кСпартакиаде 5-7 марта 1962 года во Львове состоялась товарищеская встреча междукомандами Советской Армии и Народной Армии Чехословакии – чемпионом ЧССР, гдевыступали три призера Чемпионата Европы: Ф.Фреде, И.Елен, и Н.Новак. Из двенадцатипоединков в десяти одержали победу спортсмены Советской Армии. На этой встречеприсутствовали все члены команды СССР, которые готовились к личному ЧемпионатуЕвропы и товарищеской встрече с неоднократным чемпионом Европы в командномзачете сборной командой Франции. Чемпионат состоялся в мае 1962 года в Женеве.Первым советским чемпионом Европы стал А. Киброцашвили, а звание абсолютногочемпиона Европы завоевал А. Кикнадзе. Команда СССР заняла тогда 3 место,уступив командам Франции и Голландии, а уже в 1963 году стала Чемпионом Европы.Японская федерация дзюдо увидела в сборной команде СССР своего основногоконкурента на Олимпиаде 1964 года и решила провести «разведывательную» встречус нашими борцами. Выиграли ее Японцы. Встречи с лучшими европейскими ияпонскими дзюдоистами показали сильные и слабые стороны советской команды.
На Олимпийских играх 1964 года советские спортсмены в составе О.Степанова,А.Боголюбова, А.Кикнадзе и П.Чиквиладзе заняла в неофициальном командном зачетевторое место, все советские борцы завоевали бронзовые медали.
В 1964 же году сборная СССР вновь стала чемпионом Европы. Золотыемедали в личном зачете завоевали А. Бондаренко, А. Боголюбов, А. Кикнадзе. Начемпионате Европы в Мадриде в 1965 году советская команда с большим преимуществомодержала победу над ведущими европейскими командами (ФРГ — 4:1, Франции – 4:0,Нидерландов – 4:1). Чемпионами Европы стали О. Степанов, А. Ильюшин, А. Юдин,А. Боголюбов, П. Чиквиладзе, А. Киброцашвили, А. Кикнадзе, В. Куслиш.
На последующих чемпионатах Европы в Люксембурге (1966), Риме(1967) и Лозанне (1968) команда СССР выступала не менее успешно. В Лозанне призза лучшую технику был вручен московскому армейцу Сергею Суслину.
Официальной датой рождения дзюдо в СССР считается февраль 1972года, когда по распоряжению Спорткомитета «О развитии дзюдо в СССР» быласоздана Федерация дзюдо СССР. Одновременно с ней начала свою работу федерациядзюдо РСФСР. В 1972 году в нашей стране были проведены первые Всесоюзныесоревнования по дзюдо, которые уже через год поменяли название и сталичемпионатом СССР. С того момента начали регулярно проводиться и первенствастраны среди юниоров и юношей. Еще через десять лет в Федерации было открытоотделение женского дзюдо.
С созданием в 1972 году Всесоюзной федерации борьба дзюдо быстрозавоевала популярность в нашей стране. Счет золотым олимпийским медалям открылв 1972 году в Мюнхене советский мастер Ш. Чочишвили. Серебро взял В. Кузнецов идве бронзовые медали у А. Новикова и Г. Онашвили.
Еще сильнее выступили наши дзюдоисты на Олимпиаде в Монреале. Онизавоевали две золотые медали (В. Невзоров и С. Новиков), две серебряные (Р.харцеладзеи С. Двойников) и одну бронзовую (Ш. Чочишвили).
1982 год. В Федерации открыто отделение женского дзюдо. Ксожалению, за 17 лет своей истории отечественная школа не смогла добитьсявысоких результатов – были у нас чемпионки Европы, призеры чемпионатов мира, новсего двум нашим соотечественницам удалось пробиться к олимпийскому пьедесталу– в 1992-м в Барселоне третьей стала питерская спортсменка Елена Петрова, а в2000-м в Сиднее серебряной медали удостоилась пермячка Любовь Брулетова.
Начиная с 1956 года один раз в два года стали проводитьсячемпионаты мира. Первого большого успеха советские дзюдоисты добились в Вене в1975 году, когда В. Невзоров стал первым советским чемпионом мира по дзюдо, В. Двойникови С. Новиков завоевали серебряные медали, а В. Бетанов и Ш. Чочишвили –бронзовые.
После распада СССР в 1991 году была организована Национальнаяфедерация дзюдо России, которая до олимпиады в Барселоне, где выступалаобъединенная команда стран СНГ, выполняла функции своей предшественницы. Послеигр 1992 года она окончательно сформировалась, был избран первый президент ГеннадийКалеткин и проведен первый официальный чемпионат России в городе Балаково.
К сожалению, после 1995 года россиян среди чемпионов мира не было,а выступление на Олимпиаде в Атланте стало самым неудачным в историиотечественного дзюдо – ни одной медали. В конце 1999 года в городе КстовоНижегородской области прошла отчетно-перевыборная конференция, на которой былизбран новый молодой президент – ЗМС, призер Олимпиады в Сеуле ВладимирШестаков. Поддерживаемый командой единомышленников он начал перестраиватьработу федерации, налаживать финансирование. В сборную были привлечены лучшиеспециалисты, главным тренером стал олимпийский чемпион Владимир Невзоров.
В мае 2000 года на чемпионате Европы спортсменами российскойкоманды были завоеваны одна золотая, четыре серебряных и две бронзовых награды,что дало повод надеяться на хорошее выступление в Сиднее. Из Австралиироссийская сборная привезла три медали: одна серебряная (Л.Брулетова) и двебронзовые (Ю.Степкин и Т. Тменов).
В 2001 году на чемпионате Европы российские спортсмены Т.Тменов иА.Михайлин стали чемпионами Европы. На чемпионате мира в Мюнхене российскиеспортсмены заняли второе командное место, выиграв три золотые медали: В. Макаров(73кг), А.Михайлин (+100кг), А.Михайлин (АБС).
Сегодня в России дзюдо продолжает активно развиваться, приобретаявсе большую популярность. Мировое признание получил ежегодный Московскиймеждународный турнир, который является турниром «Суперкласса». Каждый год онсобирает на свой татами сильнейших спортсменов мира. Новым большим шагом в делеразвития дзюдо также стал турнир на «Кубок Президента России».
Дзюдо как вид спорта и как жизненная философия по-новомувоспринимаются через призму реалий сегодняшней жизни. Единоборство на татамипозволяет воспитать в каждом человеке волю и характер, учит разумно иответственно подходить к применению силы. Кроме того, именно в дзюдо такоекачество, как готовность раз за разом подниматься и снова вступать в схватку,как бы тяжело тебе ни было, ценится выше, чем физические данные.
В настоящее время российская школа дзюдо считается одной изсильнейших в мире.
Дзюдо – великолепный инструмент решения проблем воспитаниямолодого поколения. Спорт отвлекает ребят от улицы, открывая им возможностьполноценно проявить свои таланты и реализовать свои возможности, ощутить себявеликими спортсменами, способными защищать честь своей Родины.
Дзюдо – не только спорт высших достижений, но и массовый спорт. ВРоссии сегодня им занимается (по разным данным) от 200 000 до 500 000человек (всего в мире дзюдо занимаются 20 миллионов людей).

2 Подготовка дзюдоиста
 
Учиться дзюдо нужно в процессетренировок – иными словами, в ходе практических занятий под руководствомопытного наставника. Им нельзя овладеть самостоятельно. Для того чтобы достичьмастерства, необходимо найти человека, готового вас обучать, и группу учеников,вместе с которыми можно было бы тренироваться. Выбор школы, или додзё, зависитот ваших возраста, интересов и условий, но поскольку опытных учителей, сэнсэев,достаточно, найти удобное место для тренировок не составит особого труда.
Кроме додзё соспециальными матами, вам потребуется дзюдоги – спортивная униформа. Сэнсэйобычно помогает новичкам с ее выбором и приобретением. Дзюдоги сшита из прочнойхлопчатобумажной ткани, она не стесняет движений, поэтому в ней очень удобнозаниматься. Это также важное подспорье для выполнения захвата и броскапротивника. Традиционная дзюдоги белого цвета, но для соревнований можетпотребоваться и синяя.
Идите в додзё в хорошемнастроении, приготовившись сделать все, что в ваших силах. С самого первогозанятия вы начнете изучать правила безопасности и этикета в дзюдо. Обычнозанятия начинаются с поклона, призванного продемонстрировать ваше уважение ксэнсэю и партнерам, помогающим вам учиться. Затем следуют разминка и обучениеискусству безопасно падать на мат после броска – укэми. Укэми – важное умение,которым необходимо овладеть, прежде чем приступать к другим элементам обучения,поскольку оно помогает не получать травм при падении. Способность увереннопадать освобождает сознание и расслабляет тело. Овладев ею, можно переходить кболее сложным движениям. Большинство людей боятся падать. Преодолеть этот страхпоможет лишь упорная практика. Вариантов укэми много, но, какими бы вы нивоспользовались, вам потребуется научиться падать в любом направлении. К техникебросков дзюдо можно переходить лишь после того, как вы достаточнопопрактиковались в укэми.
Занятия дзюдо повысятуровень вашей физической подготовки; в свою очередь, чем она выше, тем легчевам будет заниматься дзюдо. Большинство спортсменов дополняют свои занятиясиловыми тренировками, бегом и другими интенсивными упражнениями, дзюдоисты неисключение.
И еще: никогда не следуетзабывать о мерах предосторожности, особенно если вы занимаетесь дзюдо дляобщего развития. Ведь ваша цель – обретение здоровья, а не его утрата. Так какдля дзюдо характерны динамика и сила, некоторые из приемов, если их выполнятьнеправильно, неосторожно, могут причинить серьезную травму. Опасные приемы неследует практиковать вне класса и на неподготовленных людях. В классе же ихнужно выполнять, внимательно следя за действиями партнера. Словом, к практикедзюдо нужно относиться очень серьезно.
Костюм дзюдоиста называется по традициикимоно или дзюдоги, белого или синего цвета. Костюм дзюдоиста включает в себяширокие хлопчатобумажные брюки и просторную куртку из той же ткани и пояса.Ткань дзюдоги должна быть достаточно прочной, т.к. во многих приемах дзюдоиспользуются захваты за одежду.
Куртка должна быть такой длины, чтобы покрывать бедра и доставатьдо кистей рук, опущенных вниз вдоль туловища, запахиваться левой полой направую. Рукава куртки должны быть длиной максимум до запястья и минимум доточки, расположенной на 5 см выше запястья. По всей длине рукава между рукавоми курткой должно быть пространство 10-15 см. Брюки должны быть достаточнодлинными, чтобы покрывать ноги максимально до голеностопного сустава илиминимально до точки, расположенной на 5 см выше его. Между ногой и брюкамидолжно быть пространство 10 — 15 см по всей длине штанины.
Прочный пояс шириной 4-5 см, должен быть завязан на уровне талииплоским узлом, плотно фиксируя куртку, не давая ей возможности свободновыходить из-под него. Длина пояса должна быть такой, чтобы после двух оборотоввокруг талии, который завязывается спереди узлом, оставались концы длиной 20-30см.
В массовом сознаниисуществует заблуждение, что вожделенный черный пояс является наиболеепрестижным. На самом деле высшее мастерство (по большому счету — знание)отмечается поясом красного цвета. Хотя сам Дзигоро Кано под конец жизни снованадел белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретовсозданного им же боевого искусства. До сих пор в Европе пользуются следующейцветовой гаммой, позволяющей определить уровень мастерства дзюдоиста, глядя наего пояс Вначале идут шесть ученических степеней: б кю — белый пояс, 5 кю — желтый, 4 кю -оранжевый, 3 кю — зеленый, 2 кю — синий, I кю — коричневый. Далееследуют 10 мастерских степеней — данов: обладатели первых 5 данов носят поясачерного цвета, которые различаются количеством поперечных белых нашивок у концапояса, 6-8 дан — пояса красно-белые, 9-10 дан — пояса красного цвета.
К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно поправилам. Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можнотолько с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видахупражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоноразрешается в случае, когда надо «сбросить» ненужные килограммы или поддержатьопределенную температуру тела.
Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, использоватьноски, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тожезапрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины подкимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя частьвместе).
Подготовка дзюдоиста состоит из упражненийдля развития силы мышц и подвижности суставов, отработки приемов с партнером и«рандори» – учебных поединков, где проверяются правильность и степень усвоенияприемов. Большое внимание уделяется различного рода страховкам – специальнымдействиям, позволяющим избежать травм при падении.
Упражнения общего характера, подготовительные упражнения,тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде.Специальная же подготовка и соревнования невозможны без соответствующеготатами.
Традиционно занятия дзюдо проводились на полу, устланномсоломенными матами, называемыми «татами» — это мат из рисовой соломыстандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный. Современныевиды татами делаются из искусственных материалов, они гибкие, плотные. Ужедолгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединенияпокрываются специальной тканью.
Поединки в дзюдо проходят на площадках, размером 10х10 метров. Приэтом основная борьба ведется в квадрате размером 8х8 метров. Остальная зона,имеющая красный цвет, называется опасной зоной. Площадка за опасной зоной имеетширину 3 метра и называется зоной безопасности, так как должна предохранятьсоперников от травм. В центре рабочей зоны на расстоянии 4 метров друг от другабелой и синей липкой лентой длиной около 50 см и шириной около 10 см делаютсядве отметки, откуда борцы должны начинать поединок.
Схватка обязательно начинается и заканчивается поклоном.Всего борец должен продемонстрировать свое уважение сопернику 7 раз. Первыйпоклон нужно совершить перед тем, как вступить в зону безопасности, второй –перед тем, как пересечь «красную зону», третий – перед самым началом поединка.Четвертый поклон следует сразу после оглашения результата поединка. Пятыйпоклон нужно сделать перед тем, как начать движение с татами, шестой – послепересечения «красной зоны», седьмой – после выхода из зоны безопасности.Продолжительность одного поклона составляет около 4 секунд, сгиб в талии – 30градусов.
Во время поклона ладони, сначала прижатые по швам, естественнымобразом касаются колен. Ступни ног образуют угол в 60 градусов. Рот закрыт, аголова держится прямо.
Поединок обслуживает главный судья (арбитр), работающий на татами, и 2 боковыхсудьи-ассистента. Время поединка лимитировано: 5 минут для мужчин и 4 минутыдля женщин.
Виды подготовки в дзюдо.
Большой объем тренировок – не главный путь достижения результата вдзюдо.
Дзюдо – вид спорта, требующий комплексного развития всехфизических, психических и моральных качеств. Для правильного планированияучебного процесса нужно иметь в виду, что специалисты определяют пять видовподготовки для осуществления успешной деятельности в дзюдо и не только в нем:
1. Теоретическая подготовка, то есть знание законов спортивнойтренировки, правил соревнований и т.п.
2. Техническая подготовка.
Содержание технической подготовки – усвоение и совершенствованиеспортивной техники и вариантов ее.
Под спортивной техникой понимаем автоматические движения, откоторых зависит результат. Спортивная техника и результат между собой тесновзаимосвязаны.
Техническая подготовка, как одна из основных частей тренировки,подчиняется законам педагогического процесса. Спортсмен не только учится, но иповышает функциональные способности организма. Техническая подготовка самаяспецифическая составная часть тренировки.
Дзюдо – спорт, богатый движениями, поэтому техническая подготовкаочень важна: Многие специальные упражнения и средства технической подготовкивозникли в ходе развития дзюдо.
Борцы экстра-класса владеют пятью-семью бросками из различныхгрупп приемов, пятью-шестью удержаниями, пятью-шестью удушающими и болевымиприемами.
3. Тактическая подготовка.
Это владение множеством подготовок к любимым приемам. Ведениесхваток с различными противниками. Изучение вероятных противников и подготовкак схваткам с ними. Тактика участия в соревнованиях. Тактика в году тренировок исоревнований. Соревнования могут быть подводящими, отборочными, основными – итактика в них разная.
Тактика – оптимальный способ борьбы в конкретных условиях,направлена на достижение победы. По ходу борьбы возникает много неожиданныхситуаций, когда дзюдоист должен принять самостоятельное решение, т. е. найти иосуществить подходящий прием. Такой опыт приобретается многолетней тренировкой.
Тактическая подготовка находится в тесной связи с остальнымисоставными частями подготовки, особенно с технической. В конкретных случаяхтактическая подготовка опирается на сведения о сопернике, о его сильных ислабых сторонах, физической, технической, психической и тактическойподготовках. На основе разбора этих информации определяется тактическая задачадля данного конкретного поединка.
В дзюдо по ходу схватки можно отличить определенные тактическиеситуации.
1. Начало схватки. Повторяется неоднократно после команды судьи«хадзимэ», после предыдущего прекращения схватки, после нарушения правил.Командой «хадзимэ» начинается борьба.
2. Момент в движении соперника, который пытается атаковать, но ещене принял устойчивого положения.
3. Ошибка в атаке соперника дает возможность осуществитьконтрприем.
4. Применение оптимального захвата в атаке на соперника.
5. Борьба в углу и на краю татами.
6. Мгновенный переход в борьбу лежа:
— после неудачной атаки соперника;
— после собственной неудачной атаки;
— после применения приема катамэ-вадза в стойке.
4. Психическая подготовка.
Задача психической подготовки – создание оптимального уровняпсихического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативностьспортсмена.
В процессе тренировки психическая подготовка находится в прямойзависимости от физической, технической и тактической подготовок.
Психическая подготовка направлена на решение задач общегохарактера, на развитие личности спортсмена, на достижение максимальнойрезультативности в определенном периоде или соревновании.
Необходимо знать и применять индивидуальные методы и приемыпсихологической настройки на схватку, на тяжелую тренировку, на длительную иупорную работу по совершенствованию своей подготовки, приемы аутогенной тренировкидля более быстрого восстановления после нагрузок.
5. Физическая подготовка.
Физическая подготовка — это целеустремленный систематизированныйпроцесс, направленный на:
а) улучшение общего движения;
б) развитие специальных двигательных способностей в зависимости отхарактера спортивной деятельности.
Поэтому надо учитывать две стороны физической подготовки: общую испециальную. Общая физическая подготовка направлена на гармоничное развитиеспортсмена. Она повышает общую функциональную работоспособность организма иобразует основу для ускорения специальной подготовки. Большое значение имеетосвоение других спортивных дисциплин, развитие силы, скорости, выносливости,координации движений, гибкости и т. д.
Специальная физическая подготовка основывается на общейподготовке. Она углубляет и развивает двигательные способности.
Содержанием общей физической подготовки является развитиедвигательных способностей. Обе стороны физической подготовки, общая испециальная, взаимно дополняют друг друга.
Выносливость — для общей выносливости борцу достаточно бегатькросс один раз в неделю по 30 минут, но в «рваном» темпе, в процессе бегамоделируя темп реальной схватки.
Ловкость — лучше всего развивается освоением новых приемов борьбы.
Гибкость — достаточно уметь делать шпагат, крутой гимнастический иборцовский «мост», хорошо гнуться вперед.
Сила — для развития силы необходимо больше бороться в положенииборьбы лежа. Подтягиваться необходимо в быстром темпе. Хорошо развивает силулазание по канату на одних руках. Необходимо делать много прыжковых упражнений.
Можно проверить свою физическую подготовленность: если результатыв прыжке в длину с места в сантиметрах разделить на рост спортсмена всантиметрах и получится 1,5 и более, значит спортсмен обладает хорошей взрывнойсилой ног, что необходимо для выполнения бросков через спину, бедро иподхватов.
Если измерить окружность мышц плеча (бицепс) в напряженном ирасслабленном положении и разница будет 4 и более сантиметра, то это значит,что силы в руках достаточно, чтобы стать хорошим дзюдоистом.
Быстрота — это физическое качество, которое очень трудно поддаетсятренировке. Это качество больше врожденное, чем приобретенное. Оно зависит отсоотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах человека, а также отподвижности и проводимости нервной системы. Если человек не очень быстрый, тоему необходимо больше совершенствоваться в борьбе лежа, а в «стойке» применятьтактику сковывания и подавления. В атаке больше надеяться на опережающее началоатакующего действия, с предчувствием предстоящих движений противника.
Если быстрота достаточная, то можно опережать более медлительногопротивника, импровизируя действия по ходу поединка
В систему программы самозащиты вошли движения всего туловища, руки ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушитьравновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
Практикующий дзюдоист должен стремиться достичь гибкости всеготела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, бытьотрешенным и безмятежным, только познав все возможности и гармонию своего теламожно добиться положительных результатов.Виды тренировки в дзюдо.Основные,традиционные виды тренировки в дзюдо — ката и рандори.Сиай, илисостязания, — это особая форма рандори. Кроме того, для развития определенныхнавыков есть много упражнений и игр, которые можно включать в программутренировок.Ката — означает «форма». Это способ тренировки спартнером, при котором ученики повторяют определенные движения, заранее составленныеэкспертами для освоения определенных навыков и техники боя. Для выявления того,насколько ученик освоил ката, устраиваются специальные ката-турниры.Ката —это также важная составляющая тренировки в дзюдо. Именно во время выполненияката ученик овладевает самыми разнообразными навыками, включая выполнениеразличных бросков и захватов, нанесение ударов, определение необходимойдистанции, нахождение болевых точек и т. д., — многие из которых никогда невыполняются во время рандори и сиай. Партнеры учатся выполнять различные приемыс обеих сторон в ответ на различные атаки, в том числе с использованием оружия,такого, как пистолеты и ножи.Классификациятипов ката, разработанная японским институтом Кодокан-дзюдо, поможет ученикампонять основную роль каждой ката, но это не значит, что эта роль единственная.Все ката разработаны для физического развития, тщательного освоения методоватаки и обороны, а также для понимания самой сути дзюдо.Наиболеечасто выполняются рандори-но ката, потому что они включают приемы свободнойпрактики и дополняют изучение многих популярных бросков и захватов. Другие катаобычно изучают после получения черного пояса.Кодокан-катапомогают сохранять общемировые стандарты теории и практики дзюдо. Их освоениеподдерживает связь между учениками и составившими их учителями, включая ДзигороКано. Они помогают основательно изучить технику в работе с партнером, так что вдополнение к соревновательным навыкам ученики получают навык совместной работы.При совместной работе во время выполнения ката подразумевается, что ваш партнер— укэ (человек, на котором отрабатываются приемы) — играет не самостоятельнуюроль, а просто соглашается выполнить атаку определенного типа. Предполагается,что каждая его атака должна вести к успеху, а тори (человек, отрабатывающийприемы) должен противопоставить ей правильные методы обороны.Полноеизучение ката включает и такие важные элементы, как концентрация духа (киай),выбор правильной дистанции (маай), выполнение подходящего действия всоответствии с теорией боя (риай) и достижение особого состояния бдительности сцелью получения преимущества над противником (дзан-син). Если техники и приемыдзюдо можно сравнить с буквами, то ката, в соответствии с данной аналогией,представляет собой целые слова, основную грамматику и структуру предложений.Типы ката согласно институтуКолокан-Дзюдо.Свободныеупражнения (рандори-но ката): нагэ-но ката (броски), катамэ-но ката (захваты).Бой:кимэ-но ката (классические формы атаки и обороны), кодокан-госин-дзюцу(современные формы атаки и обороны), дзёси-госинхо (современные формысамообороны для женщин).Физическоеразвитие: сэйрёку-дзэнъё-кокумин-таиику-но ката (формы общего физическогоразвития), дзю-но-ката (формы мягких приемов).Теория:ицуцу-но ката (формы пяти), косики-но ката (формы древности).Краткое описание техники дзюдо.
Всю технику Дзюдо можноусловно разделить на несколько разделов:
Стойки — сизэй — основалюбого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается изопределённого положения сизэй.
При разучивании техникследует придерживаться:
— сизэй хонтай — естественного положения: ноги на ширине плеч, вес тела на передних частяхстоп, колени и плечи расслабленны.
— сиго хонтай — защитноеположение: ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленяхсогнуты, туловище наклонено вперёд.
Кумиката — захваты — то счего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.
Передвижения — синтай — основноепередвижение в дзюдо — цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояниемежду стопами должно быть неизменным.
Повороты и подвороты — тайсабаки- более сложные движения — важнейшие элементы, на которых строятся техникизащиты и атаки.
Падения — укеми — отумения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущеннойатаки, а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.
Техники приёмов — вадза.
1. Тати вадза — приёмы вборьбе стоя:
— тэвадза — техника рук,например — сэойнагэ.
— госивадза — техникабёдер — оогоси.
— асивадза — техника ног- дэасибарай.
2. Сутэми вадза — броскис падением проводящего приём:
— масутэми вадза — броскис падением на спину — томоэ нагэ
— ёкосутэми вадза — броски с падением на бок.
3. Катамэ вадза — приёмыв борьбе лёжа:
— осаэвадза — техникаудержания — кесагатамэ.
— симэ вадза — техникаудушения — хадака дзимэ.
— кансэтсу вадза — техника болевых приёмов — удэ гарами
Классификация приемов дэюдо.
Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
–         техника бросков;
–         техника сковывания;
–         техникананесения ударов в уязвимые точки тела.
Броски делятся на: проводимые в основном ногами; проводимые восновном тазобедренным суставом; проводимые в основном руками; броски спадением на спину; броски с падением на бок.
Техника сковывания делится на: удержания; удушения; болевые приемына суставы: локоть, колено и кисть.
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела делится на: ударыруками; удары ногами; удары головой.Запрещенные действия в дзюдо.
1. В положении стоя,после того как взяты захваты не проводить какие-либо атакующие действия.
2. В стойке захватыватьрукой (руками) ступню (ступни), ногу (ноги) или штанину (штанины) соперника,если при этом одновременно не проводится бросок.
3. Обматывать полойкуртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.
4. Захватывать зубамидзюдогу.
5. Упираться рукой(ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.
6. Упираться ступней илиногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.
7. Проводить удушающиезахваты с использованием концов своего пояса или полы куртки, или используятолько пальцы.
18. Зажимать ногамитуловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).
9. Сбивать ногой иликоленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата.
10. Заламывать палец(пальцы) противника с целью освобождения от захвата.
11. В положении стоя илив момент борьбы лежа выходить за пределы рабочей зоны или умышленно выталкиватьсоперника.
12. Пытаться броситьсоперника, обвивая его ногу, повернувшись почти в ту же сторону, что исоперник, и падать на него (кавазу-гаке).
13. Проводить болевыеприемы на все суставы кроме локтевого.
14. Поднимать противника,лежащего спиной на татами, и бросать его опять на татами.
15. Сбивать опорную ногупротивника при проведении бросков типа «хараи-гоши» (подхват под две ноги).
16. Не подчинятьсяуказаниям арбитра.
17. Делать в ходе схваткине нужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судейв течение схватки.
18. Выполнять техническиедействия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи илипозвоночника соперника или противоречащие духу Дзюдо.
19. Падать прямо нататами при попытке или при проведении технического действия «ваки-гатаме».
20. Нырять головой впередв татами, при попытке проведения таких технических действий как «учи-мата»(подхват под разноименную ногу), «хараи-гоши» (подхват под две ноги), и т.п.
Правила завязывания пояса.
При правильной длине пояса, его завязанные концы не должныопускаться ниже колен или быть выше нижнего края куртки.
Концы завязанного пояса должны быть одинаковой длины – этосимволизирует гармонию между телом и духом.
Пояс (оби) можно завязывать несколькими способами.
Первый способ.
 
/> /> />1. Растяните центр пояса поперек живота на уровне талии. 2. Оберните концы пояса вокруг спины. 3. Вытяните их вперед и выровняйте.
/> /> />4. Начните завязывать узел, перекрестив оба конца пояса друг через друга. 5. Пропустите один конец пояса между поясом и курткою. 6. Протяните через образованную петлю верхний конец пояса.

/> />7. Затяните узел.     8. Сделайте узел возможно более плоским и плотным.
Первый способ является наиболее распространенным.
Второй способ.
/>
Этот способ хорош тем, что позволяет получить более надёжный и вто же время плоский узел. Наиболее предпочтителен при использовании жёсткихпоясов.
3 Принципы дзюдоиста
Дзюдо хранит вековыетрадиции и остается наследником самурайского кодекса чести. Дзюдо воспитываетне только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусствомсамосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен бытьмужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Дзигоро Канорассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитойличности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколькофилософия повседневной жизни.
Кодекс чести дзюдоиставключает в себя такие качества, как: вежливость, смелость, искренность,честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим.
При поступлении в школуученик дает клятву:
–         Я неброшу учебы без уважительной причины.
–         Я неопозорю дзюдо и свою школу.
–         Безразрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.
–         Какученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, еслистану учителем.
Не сразу Дзигоро Канопришел к основным принципам своей системы. Длительное время изучал он системы подготовкив разных школах, творчески их анализировал. Пытливый ум, природнаялюбознательность и сообразительность отличали Дзигоро Кано. Характерна история,дошедшая до наших дней. Вечером после обильного снегопада Дзигоро Кано вышелпогулять в сад. Сильный снег поломал много веток на деревьях. Только тонкаяветочка вишни под тяжестью снега все ниже склонялась к земле. В какой-то моментснег соскользнул с нее, веточка распрямилась и заняла прежнее положение. «Воткаким должен быть дзюдоист!» – воскликнул Дзигоро Кано.
Эта история нашла своеотражение в знаменитой формуле Дзигоро Кано, изложенной в инструкции«Кодокана»: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мойпартнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительноменьше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить наменя своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду стой же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то естьманеврировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самымпотеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется,сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Онпотерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же,не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-томомент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен егопобедить, не затрачивая на это больших усилий».
Большое значение Кано придавал достижению максимальногорезультата. Это означает, что целью борьбы дзюдо является достижение лучшегорезультата с применением минимума усилий. Он говорил: «Максимальный результат — фундамент, на котором стоит все здание дзюдо. Более того, этот принцип полностьюможет быть использован и в системе физического воспитания. Его можно такжеиспользовать для развития умственных способностей во время занятий, а также привоспитании и формировании характера. Можно добиться, что этот принцип будетиметь влияние на манеры человека, на то, как он одевается, живет, на егоповедение в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может статьискусством жизни».
Дзюдо как физическое образование.
Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том,чтобы сделать тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессефизического образования все мышцы тела должны развиваться симметрично.Прискорбно, по словам Кано, что большинство видов спорта обычно развивают лишьопределенные группы мышц и пренебрегают другими. В результате возникаетфизическая неуравновешенность. Кано разработал для занимающихся дзюдоопределенный набор разогревающих упражнений, развивающих все мышцы тела. Крометого, необходимы регулярные практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужновыполнять как право, так и левосторонними, несут в себе основы атаки и обороны.С другой стороны, рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. Вобоих случаях все движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэнё –«наиболее эффективное использование силы».
Дзюдо как спорт.
Рандори является основой состязания в дзюдо, спортивным элементомсистемы Кано. Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержатьчистую победу благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованиюэнергии и надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, такимобразом, проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяетученику оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении сдругими. Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, чтосоревновательность является лишь частью системы Кодокан Дзюдо, и ее значение неследует переоценивать.
Дзюдо как этическая подготовка.
Обучение Кодокан Дзюдо, по мнению Кано, помогает человеку статьболее бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще болеесущественно то, что Кодокан Дзюдо рассматривалось как средство обученияприменению другого важнейшего принципа Кано – дзита кеэи, «взаимопомощь исотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзюдо –прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение –являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано выделил Пять Принципов дзюдо в повседневнойжизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственнойжизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всемокружающим.
2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью,истощением и ленью, безрассудной бравадой и трусостью.
Сегодня спортивная сторона дзюдо выступает в качестве ведущей,более того, едва ли не единственной. То, что мы имеем сегодня под названием«дзюдо», далеко от того, что задумывал и создавал его автор. Теоретическиеразработки, философские размышления Дзигоро Кано не востребованы. Мы видим лишьвершину айсберга, причем вершину, которая под влиянием времени изменила своиочертания, приобрела новые контуры и мало напоминает первоначальную форму.Технику дзюдо Кано рассматривал как средство самосовершенствования на путидостижения этического идеала. Сегодня во главу поставлен, увы, результат, те жепресловутые голы, очки, секунды, которые принесли много бед нашему отечественномуспорту. Да и на родине дзюдо, в Японии, вопросы престижа на мировом татамиоттеснили на второй план идеи, которыми руководствовался великий просветитель.
Правила занятий в додзе.
1. В додзё действуют строгие правила, основанные на традиционныхэтикете и представлении о достойном поведении. Дух этого додзе воспринятнепосредственно от Основателя дзюдо, а само додзе есть место, где его учениеторжествует. Уважать это учение и искренне ему следовать – долг каждого, ктозанимается здесь.
2. Долг каждого занимающегося – вести себя так, чтобы в додзецарила благоприятная и гармоничная атмосфера взаимного уважения.
3. Уборку зала можно уподобить вознесению благодарственноймолитвы. Каждый занимающийся обязан участвовать в уборке, очищая тем самымсобственные ум и сердце.
4. Додзе не может использоваться ни для каких иных целей, кромерегулярных занятий, без личного разрешения сенсея.
5. Только сенсей решает, будете вы заниматься в его группе илинет. Знания нельзя купить. Те деньги, что вы платите каждый месяц, служат дляоплаты аренды зала. К тому же, внося эту плату, вы имеете возможность хотьсколько-нибудь отблагодарить преподавателя за полученные знания. Долг каждого –платить за зал вовремя.
6. Уважайте Основателя дзюдо и его учение в том виде, в которомоно воспринято и передано вам сенсеем, уважайте додзе, уважайте вещи,необходимые для занятий, уважайте друг друга.
 

Заключение
Таким образом, сделаемкраткие выводы.
Дзюдо — первый из всехвидов восточных воинских искусств, вошедший в олимпийскую программу и давно ужеснискавший всемирную славу.
Дзюдо возникло на базедзю-дзюцу. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбыбез оружия.
Отправной точкой дзюдосчитается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летнийяпонец Дзигоро Кано (1860-1938) основал школу под названием «Кодокан» (домпостижения пути). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы иисключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкийпуть» («дзю» — мягкий, гибкий, скромный, «до» — путь, познание, манерадержаться, точка зрения, склад ума). По мысли Кано, дзюдо должно было стать«боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи,философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальныхтрадиций. В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и сталопреподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программуфизической подготовки средних и высших учебных заведений. В 1889 году Кано развернулпросветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции.Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил ипрезидент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованномпомещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя.
На Олимпийских играх дзюдодебютировало в 1964 г. в Токио.
Международная федерациядзюдо (ФИД) основана в 1957 г. На сегодняшний день членами Международнойфедерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству«посвященных» дзюдо уступает только футболу.
Первым из русскихпропагандистов дзюдо был Василий Ощепков. В 1911 г. он, выдержав вступительныеиспытания, поступил в школу Кодокан. В 1913г. Ощепков успешно сдает экзамены иему присваивают 1-й дан. В 1917 г. ему присваивают 2-й дан, и в этом же году онвозвращается в Россию. В то время он был единственным иностранцем, окончившимКодокан.
Сегодня в России дзюдо продолжает активно развиваться, приобретаявсе большую популярность. В настоящее время российская школа дзюдо считаетсяодной из сильнейших в мире. Дзюдо – не только спорт высших достижений, но имассовый спорт. В России сегодня им занимается от 200 000 до 500 000человек. Дзюдо – великолепный инструмент решения проблем воспитания молодогопоколения.

Список использованныхисточников
 
1.       Дзюдо// Журнал о единоборствах и самообороне // Статьи. – [Электронный ресурс].Режим доступа: www.v8mag.ru.
2.       Информационныйсайт дзюдо. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.judoinfo.com.
3.       КоблевЯ.К. Подготовка дзюдоистов / Я.К.Коблев, И.А.Письменский, К.Д.Черминт. — Майкоп, 1990.
4.       Официальныйсайт Российской федерации дзюдо. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.judo.ru.
5.       Сайтмеждународной федерации дзюдо. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ijf.org.
6.       СвищевИ.Д. Дзюдо: Учебное пособие для спортивных школ / И.Д.Свищев. – М.: РГАФК,1999.
7.       ЧумаковЕ.М. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбысамбо / Е.М.Чумаков, С.Ф.Ионов. – М.: ФиС, 1978.
8.       ШахмурадовЮ.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовкиборцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук /Ю.А.Шахмурадов. – М.: РГАФК, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.