Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Банникова,О.В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры,спорта и туризма, Краснодар
Введение.В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющихнервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом ифизическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития(ЗПР) достигает в среднем по России 25 %.
Деятельностьспециализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПРв современных условиях требует разработки новых научно обоснованныхорганизационных, методических и технологических компонентоввоспитательно-оздоровительного процесса.
Результатыисследований и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследованийнами были изучены особенности физического, психического и социального аспектовздоровья детей коррекционных групп.
Удошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых группвыявлено достоверное отставание в уровне развития координационных,скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общейвыносливости. Специалисты отмечают, что к числу характерных особенностей ЗПР удетей относятся неравномерность формирования разных сторон их психическойдеятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.
Входе пилотажного эксперимента (1999 — 2000 гг.) были апробированы следующиесредства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организациясюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементамиданстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики,логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовалоувеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 % и с60 до 82 % соответственно), а также улучшению устойчивости внимания удошкольников на занятиях (до 4,5 балла).
Разработаннаяи реализованная в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 г. Краснодараавторская программа физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный иконтрольно-учетный (см. рисунок).
Проективныйблок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается восуществлении комплексной оздоровительной и коррекционно -развивающей работы сдошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР, на основе компенсаторных (резервных)возможностей организма. В задачи физического воспитания введены коррекционный,интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы пофизическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится по 4 основным этапам(периодам). Последовательность и содержание этих этапов раскрыты в таблице.Представленная модель рассчитана на годичный цикл работы.
Содержательныйблок представлен набором специальных средств физического воспитания,содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений для детей 5-6лет с ЗПР, соответствующего физкультурного оборудования и инвентаря.
Процессуальныйблок содержит описание организационных подходов, методических приемов итехнологических решений процесса физического воспитания детей старшегодошкольного возраста с ЗПР.
Результатыпедагогических наблюдений показали, что на физкультурных занятиях дошкольники сЗПР не способны выдерживать нагрузку в течение 30 — 35 мин из-за быстройутомляемости, низкой работоспособности. При анализе кривой устойчивостивнимания детей было отмечено, что она имеет скачкообразный характер и непревышает 3 баллов. В связи с этим было рекомендовано уменьшить длительностьфизкультурных занятий до 20 — 25 мин: вводно-подготовительная часть — 4 — 5 мин(20% от общего времени занятия), основная — 13 — 16 мин (65%), заключительная — 3 — 4 мин (15%).
/>
Структурапрограммы физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психическогоразвития
Необходимоотметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий сдошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальныекоррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функцииравновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координациидвижений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклическогохарактера.
Установлено,что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений пословесной инструкции. Исходя из этого следует учесть, что на начальных этапахпроведения физкультурных занятий движения выполняются детьми по подражанию (попоказу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительномэтапе — по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей,замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега кдругому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию удошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Дляосуществления эффективной коррекционно -развивающей работы необходимы четкиекоординированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессиональноговзаимодействия, обеспечение сотрудничества в триаде «Педагог — ребенок сЗПР — семья».
Модельпланирования работы по физическому воспитанию дошкольников 5-6 лет с задержкойпсихического развитияМесяцы Периоды (этапы) Содержание работы
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь Подготовительный период I фаза
Адаптационный период к воспитательно-оздоровительным нагрузкам в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительная работа на основе игровой мотивации.
Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей.
Работа по совершенствованию у детей двигательных действий, сформированных в предыдущей возрастной группе.
Комплексное развитие физических качеств в игровой деятельности (скоростных, силовых и координационных способностей, общей выносливости, гибкости) II фаза
Формирование двигательных умений и навыков (в соответствии с разработанным перспективным планированием).
Подготовка к спортивному празднику
Январь
Февраль
Март
Апрель Базовый период
Организация специальной работы по коррекции нарушений двигательной деятельности дошкольников с ЗПР
Спортивный праздник (февраль) Май Переходный период Диагностика уровня физического и психоэмоционального состояния детей
Июнь
Июль
Август Оздоровительно-рекреационный период Подвижные игры, закаливающие мероприятия, коррекционно-развивающая работа, физкультурные досуги на свежем воздухе
Контрольно-учетныйблок включает в себя диагностический комплекс психолого-медико -педагогическогообследования старших дошкольников, состоящий из 32 показателей физического ипсихоэмоционального состояния, шкалы оценок физической подготовленности ипсихомоторного развития.
Заключение.Результаты основного педагогического эксперимента (2000 — 2003 гг.) подтвердилиэффективность реализации разработанной программы физического воспитания детей5-6 лет с ЗПР, что выразилось в достоверном улучшении уровня физического ипсихоэмоционального состояния дошкольников ЭГ, повышении их социальнойадаптации.
Список литературы
1.Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающеговоспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.:Ника-пресс,1998. — 198 с.
2.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
3.Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников сзадержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольныхобразовательных учреждений / Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ,2002. — 192 с.
4.Решетнева Г.А., Лубышева Л.И. Концепция формирования основ здоровойжизнедеятельности ребенка на начальных этапах его индивидуального развития // Физическаякультура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 2 — 4.
5.Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пос. / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр«Академия», 2001, с. 3 — 94.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru