Приднестровский государственный университет им. Т.Г. ШевченкоФакультетфизической культуры и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Подготовка и рольсвязующего игрока в волейболе»Тирасполь – 2007
План
Введение
1. Роль связующего игрокав волейболе
1.1 Задачи связующегоигрока
1.2 Действиясвязующего при «доводке»
1.3 Действиясвязки при проведении наигранных комбинаций
1.4Направление и темп атаки связующего
1.5 Оценкасостояния партнеров и варьирование ритма игры
1.6 Играна «чужой» половине площадки
1.7 Умениемаскировать свои действия
1.8 Финтыи другие трюки
1.9 Связкаи защита
1.10 Действия связующегов критические моменты игры
2. Подготовка связующегоигрока
2.1 Специализациясвязующего
2.2 Примерный комплексметодов и средств подготовки связующего
2.2.1 Воспитаниебыстроты передвижения
2.2.2 Воспитаниебыстроты двигательной реакции и быстроты ответных действий
2.2.3Воспитание силы и скорости сокращения мышц, принимающих участие в выполнениипередачи мяча
2.2.4 Освоениенавыка второй передачи (техническая подготовка)
2.2.5Индивидуальная подготовка
2.2.6Командные взаимодействия
2.2.7 Теоретическаяподготовка
Заключение
Библиография
Введение
Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальнойподготовке игроков как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Значитли это, что команда должна состоять из спортсменов, одинаково играющих внападении и защите? Ведущие отечественные и зарубежные специалисты отвечают наданный вопрос однозначно – «нет». Требования к универсальной подготовкеволейболистов обусловлены, с одной стороны, спецификой игры, ее правилами,предусматривающими необходимость перехода игроков по зонам площадки и действийна передней (зона атаки) и задней (зона защиты) линиях. С другой стороны,специализация необходима для более четкой организации коллективных действий.
Однако развитие игры на современном этапе характеризуется такжезначительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать,что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшуюзакономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили,различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Отсюда при оценкеуровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность,определяющая игровую функцию.
Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальнаяподготовка игрока? Да, крайне необходима. И вот почему. Во-первых, достижениевысоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточнойразносторонней подготовки. Во-вторых, в сложных и многообразных условияхигровой деятельности, какой является волейбол, максимально использоватьвозможности игрока узкой специализации весьма трудно, а четырех-пяти игроковпрактически невозможно. В-третьих, эффективность действий игрока определяетсядвумя важнейшими факторами: его техническим арсеналом и мастерством такназываемого коронного действия. Отсюда и жизнеспособность игрового ансамбля.
Таким образом, при определении узкой специализации надо исходитьне из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимостицелесообразного использования в интересах команды его преимущественныхспособностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере онбудет соответствовать требованиям сегодняшнего волейбола. Как видим, рольуниверсальной подготовки связующего в настоящее время возрастает. Поэтомуподготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязаннымнаправлениям:
– совершенствование навыков универсальной игры;
– совершенствование в навыках игровой функции.
Понятно, что в зависимости от периода и этапаучебно-тренировочного процесса соотношение средств универсальной испециализированной подготовки будет неодинаково. Необходимостью овладенияметодикой подготовки связующих игроков обусловлена актуальность нашейтемы исследования.
Объект исследования: процесс многолетней подготовки волейболистов.
Предмет исследования: методика подготовки связующего игрока.
Цель: раскрыть значение связующего игрока в волейболе.
Задачи:
1. Проанализировать специализированную литературу.
2. Раскрыть принципы построения подготовки волейболистов-связующих.
3. Привести примерный комплекс методов и средств подготовкисвязующего.
Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию обученияволейболу.
Практическая значимость. Работа может быть использована в практическойдеятельности тренера.
Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передовоготренерского опыта, теоретический анализ публикаций на данную тему.
1. Роль связующегоигрока в волейболе
1.1 Задачисвязующего игрока
В современномволейболе различают пять основных амплуа игроков: связующий, диагональныйнападающий, центральный блокирующий, доигровщик и либеро. Кто и в каком амплуабудет выступать в данной встрече, решает тренер. Связующий определяет стильигры команды, именно он выполняет передачу мяча своему нападающему длязавершающего удара. Среди знаменитых мастеров особенно выделялись россиянеЛюдмила Булдакова и Вячеслав Зайцев, японец Катсутоси Некода, голландец ПетерБланже.
Досих пор считается, что адекватного названия для четкого определения амплуаэтого игрока не найдено. Разбирая роль связующего в разных командах можнопредположить, что это во многом происходит из-за того, что роль таких игроковзависит еще и от стиля игры команды, в которой они играют.
Вволейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющейличности. В особенности это касается личности связующего, который долженсоединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическоемышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность квнешним воздействиям отрицательного характера.
Последнееобстоятельство делает его полной противоположностью нападающим,чувствительность которых очень высока и все время требует, если так можновыразиться, положительной психологической подкачки.
Формальносвязующий – это тот, кто обычно отдает второй пас, после которого и следуетатака. В этом смысле он как бы связывает защиту и нападение. В командах с сильнымнападением связующий чаще всего просто подносчик снарядов. Однако такоеотношение к роли связующего неверно по своей сути. У связующего игрока триосновные задачи:
1)техническая – переводить принятый защитой мяч удобным пасом под нападающий ударво время розыгрыша конкретной комбинации или доигровки;
2)тактическая – проводить тактические задачи команды «в жизнь», менять тактикукоманды в зависимости от противодействия соперника;
3)психологическая – поддерживать благоприятную обстановку в команде, предупреждатьи ликвидировать критические моменты в процессе игры.
Игровоелицо команды во многом определяется манерой игры связки. Манера же игры связки –это, как правило, неповторимое сочетание индивидуальных свойств игровой ичеловеческой личности связующего. И чем более оригинально это сочетание, темболее непохожей на другие может сложиться, в конечном итоге, команда.
Большинствосвязующих располагается во 2-м номере или между 2-м и 3-м номерами. Это местоудобно как для самой связки (он находится практически в углу площадки и видитвсех своих партнеров), так и для нападающих, поскольку наиболее сильныйнападающий играет, как правило, в 4-м номере. Связующему не следует слишкомприжиматься к боковой линии: это будет препятствовать атаке из-за его спины из2-го или 1-го номеров.
1.2 Действия связующего при «доводке»
Связующийможет выбрать одно из трех продолжений: пасовать, скидывать или атаковатьсамому. Чаще выбирается первое продолжение. Реже – второе и третье. Обычно втом случае, если защита не ждет подвоха. Если внимание защиты полностьюсосредоточено на нападающих, то не грех и скинуть. Скинуть можно либо в прыжкев середину площадки (это надежнее), либо из опорного положения за спину в зону4-го номера соперника впритирку с сеткой (этот трюк куда как болеевпечатляющий, хотя и более рискованный).
Атакасвязки, как правило, осуществляется при высоком, удобном для нападения пасе.Такое продолжение окажется тем более неожиданным, если связующий имеетобыкновение пасовать в прыжке. Поэтому очередной «выпрыг» связки не вызоветподозрения у защиты и позволит прицельно и беспрепятственно ударить по мячу.Преимущество при исполнении этого технико-тактического действия имеют леворукиесвязующие. Как показывает практика, атаки связующего проходят без блока изаставляют соперника нервничать. Атаку связки часто применял в своей практикелегендарный связующий сборной СССР Вячеслав Зайцев.
Впрочем,этим продолжением не следует слишком увлекаться, поскольку защита соперникасумеет быстро приспособиться. К тому же от однообразия действия можетпострадать игра собственной команды, что противоречит задачам связующего.
1.3 Действия связки при проведении наигранных комбинаций
Основныекомбинации расписаны в различных учебниках и пособиях, поэтому действиясвязующего на этой стадии игры более или менее понятны. Существенное расширениеарсенала нападения может быть достигнуто через подключение к атаке 1-го, 5-го идаже 6-го номеров, которые играют роль своеобразных полусредних (как такихигроков называют в футболе при игре по т.н. системе «дубль-вэ»).
Еслисвязка играет в передней линии, то это несколько снижает атакующий потенциалкоманды. В этом случае роль основного нападающего из второй зоны можетисполнить игрок, находящийся в первой зоне.
1.4 Направление и темп атаки связующего
Еслипо каким-то причинам эффективность атаки вашей команды невысока и мяч подолгудержится в игре, то связка должен пасовать таким образом, чтобы защитасоперника постоянно оказывалась в условиях дефицита времени и позиционногодискомфорта, что вынуждало бы ее (защиту) постоянно перестраиваться. Другимисловами: связующий должен пасовать так, чтобы «растащить» защитные порядкисоперничающей команды. В таких экстремальных условиях вероятность промахазащитников существенно возрастает.
Вдоигровке важен не только неожиданный или скрытый пас (направление атаки), но искорость, с которой проводится доигровочная фаза (темп атаки). Скоростьдоигровки можно в значительной степени увеличить, если пользоваться короткими инизкими пасами («стрелками» и «квейками»). Ускорение атаки произойдет и в томслучае, если связующий будет выходить на «доводку» и, встречая мяч в воздухе,пасовать в прыжке. Последнее действие может вдвое сократить время на атаку посравнению с таким же пасом связующего, который отдает его, находясь в опорном(стоячем) положении.
Скоростныеатаки оказываются грозным оружием, даже если нападающие вашей команды неслишком умелы, поскольку блок не поспевает за стремительным развитием событий иего можно элементарно «загонять». Блокирующие, в конце концов, либо опоздают спрыжком, либо не синхронно выпрыгнут, либо зацепят сетку, либо ошибутсякак-нибудь еще. Паника в задней защитной линии соперника при проведениискоростных маневров обязательно также будет возрастать, что рано или поздно приведетзащиту к позиционным или техническим промахам.
1.5 Оценка состояния партнеров и варьирование ритма игры
Однакоторопиться следует не всегда. Чтобы скорость атак не пошла во вред вашейсобственной команде, связующий периодически должен смотреть в глаза «своим» нападающимс тем, чтобы оценить: на что они способны в данную минуту. Это необходимо,чтобы не завязывать комбинации, к которым нападающие не готовы физически илитем более – морально. Такое случается, скажем, после продолжительных розыгрышейили в момент расконцентрации внимания при сомнительных обстоятельствах – например,из-за решения судьи, которое покажется вам неправильным, – или в периоднепроизвольной релаксации.
Правильнуюритмику тактических действий в доигровке можно также достигнуть путемчередования длинных и высоких розыгрышей с короткими и низкими. Ритм игры – этокак биение сердца: нельзя допустить, чтобы оно было неестественным.
Навязывайтесопернику такой ритм розыгрышей, какой удобен вам и вашей команде. Вам это наруку, а сопернику будет дискомфортно.
1.6 Игра на «чужой» половине площадки
Самойраспространенной ошибкой в игре связующего является его сосредоточенность лишьна происходящем только на «своей» половине площадки. Игнорированиепроисходящего на половине поля соперника, приводит к быстрому проигрышукоманды. Такое случается даже в практике команд мастеров. Это связано:во-первых, с внутренним состоянием связующего, а во-вторых, с тем, наскольконапряженно протекает партия. Связующие – тоже обычные люди и иногда их нехватает сразу на все.
Бывает,что связующий заиграется и начинает раз за разом выводить своих нападающих надвойной или даже тройной блок. Для команды это очень плохо, поскольку 2–3неудачные атаки могут привести команду в состояние ступора. Это означает, чтосвязка либо плохо маскирует свои намерения, либо совершенно не следит заперемещением блокирующих соперника.
Видеале связующий должен, что называется, «боковым осязанием» чувствовать нетолько своих, но и чужих игроков. Хотя вполне достаточно хорошо развитогобокового зрения. Обычным же приемом, помогающим избегать мощного блокасоперника, является постоянное наблюдение связующим позиции игроковпротивоположной команды. А если есть такая возможность-то и тщательное «домашнее»изучение их манеры игры, чтобы легче было предвидеть их действия на площадке.Наверное каждый замечал, что легче всего играть с хорошо знакомыми соперниками.
1.7 Умение маскировать свои действия
Одноиз важнейших умений связки – умение маскировать свои намерения от соперника.
Связкаможет хорошо и удобно пасовать, но команда – проигрывать свои матчи один задругим. Если соперник без особых усилий читает вашу игру, то вы никогда недобьетесь высокой эффективности атак. Даже при умелых нападающих. Поэтомусвязующий должен пасовать так, чтобы направление атак, им задаваемое, всегдабыло неожиданным для соперника. Пусть – самую малость. Это поможет выигратьнесколько мгновений, а с ним и розыгрыш мяча (может быть, решающего).
Можно,конечно, пасовать повыше, в глубину и полностью положиться на умениенападающих. Это иногда приносит успех, поскольку в волейболе любительском (а ярассуждаю именно о нем) умение выстраивать «железобетонный» блок значительноотстает от умения атаковать. Поэтому пасующему достаточно хорошо и удобно «накидывать»для «убойных выстрелов» нападающих. Однако такая игра, скорее всего, будетстатичной и скучной, как всякая однообразная игра вторым-третьим темпом. И еще –неинтересной из-за отсутствия в ней мысли и риска.
1.8 Финты и другие трюки
Чтобыобманывать защиту соперника существует масса способов, финтов или трюков (можноназывать их как угодно – сущность от этого не изменится). Каждый сколько-нибудьинтересный связующий имеет на вооружении один-два или несколько уникальныхфинтов, которые являются органическим проявлением его индивидуальности.
Чемболее ярко выражены личностные качества связки, тем более оригинальнымиприемами он пользуется для обмана защиты соперника. Тут уж, поистине, кто вочто горазд. Кто-то пасует с каменным лицом и от головы; кто-то прикидываетсяболее простым, чем он есть; кто-то артистически изображает то, что несобирается делать; а кто-то вообще играет из 4-го номера. Манера игры – этоигровое лицо связки, его визитная карточка.
Начинающимсвязкам тут может быть только один совет: посмотрите, как играют другиесвязующие, примерьте на себя их манеру игры и те трюки, что они исполняют. Те,что для вас окажутся неудобными – потом отсеются сами собой.
И,пожалуй, вот еще один совет: изобретайте финты сами. Конечно, желательно этогоне делать в самые напряженные и ответственные моменты решающих игр. Это занятиеболее подходит для тренировочных игр. На всякий случай постарайтесь приучитьсвоих партнеров, что трюк может быть продемонстрирован в любой момент,неожиданно не только для соперников или партнеров, но и даже для вас. Чтобыпотом не было недоразумений. А еще лучше – обсудите свой будущий шедевр с темнападающим, которому предстоит завершить вашу титаническую интеллектуальнуюработу. Вообще старайтесь чаще обсуждать ситуации на площадке и варианты ихразвития. Когда вы поймете, как движется мысль нападающего, а он поймет вас,ваша сыгранность возрастет многократно, а ваше взаимопонимание будетосуществляться без всяких усилий – «само по себе». И у стороннего зрителявызовет восхищение.
1.9 Связка и защита
Играсвязующего во многом зависит от игры в защите. Если защита принимает и «доводит»мяч до связующего хорошо, то он, обладая достаточной квалификацией, такжепасует хорошо и в нужном направлении. Случаи низкой квалификации связки здесьне рассматриваются, поскольку если связующий пасует плохо, то это совсем несвязующий и надо гнать его из команды поганой метлой. (Можно, конечно, негнать, а переквалифицировать – но это уже детали.) Поэтому если в защите и усвязующего все в порядке, то результат атаки останется целиком на совестинападающего. На этой фазе игры роль связующего не так велика, хотя и здесьрезультат будет во многом определяться тем, насколько верно связующий игрокоценил положение и готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провелкомбинацию и «разорвал» блок.
Рольсвязки усиливается, если:
Рольсвязки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего приема любойчайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем не получился? А этослучается не столь уж и редко. В этом случае мне вспоминается, как такуюситуацию в своей книге прокомментировал Григорий Мондзолевский (легендарныйсвязующий в сборной СССР еще до Зайцева). Он отрабатывал пас кончиками пальцевв стену из самых различных положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600раз за тренировку! Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любогоположения, даже доставая мяч в падении!
Конечно,если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременнобудет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.
1.10Действия связующего в критические моменты игры
Этимоменты, как правило, – завершение сета, равный счет, а также ситуации, когдасоперник «на ровном месте» вдруг начал набирать – одно за другим – очки, «а мыникак не можем». Если в начале партии еще можно позволить себе немногопофантазировать и поизобретать, то концовку и критическую фазу сета необходимоотыграть предельно собранно и строго. Хороший связующий должен предугадыватькритические моменты игры и своевременно их ликвидировать.
Втакие минуты рекомендуется:
*играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
*собраться и не играть авантюрно – разыгрывать лишь наиболее хорошоотрепетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под наиболеепривычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
*слить воедино энергию всей команды;
*подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, нераскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
*взять минуту и успокоиться.
Другимисловами – в критические моменты и, особенно, к концовке партии необходимонезаметно, но существенно усиливать свою игру.
2. Подготовкасвязующего игрока
Подготовка волейболистов-связующих – это сложный многолетнийпроцесс. Поэтому успешное решение задач подготовки предполагает четкоепланирование учебно-тренировочной работы. Оно позволяет определить содержаниемноголетнего процесса, выбрать направление деятельности, эффективные средства иметоды.
Практика работы и научные исследования показывают, что периодсобственно подготовки связующего игрока составляет 5–7 лет (от этапаопределения функции до этапа завершения развития мастерства). Процессподготовки связующего в целом можно условно разделить на четыре этапа:начальной подготовки, отбора и специализации, развития и совершенствованиямастерства, стабилизации мастерства (рис. 1). Для более эффективноговоздействия средств на отдельные стороны подготовки целесообразно выделятьподэтапы. В первом этапе – подэтап выявления качественных особенностей, втретьем – подэтап усиления процесса специализации, в четвертом – подэтап поискаи развития резервных возможностей связующего. Каждому этапу присущиопределенные направления, задачи и средства.
Первый этап начальной спортивной подготовки основывается наглавном принципе советской системы физического воспитания – всестороннемгармоническом развитии личности. Как мы уже говорили, этот принцип выражаетгенеральную направленность всей системы коммунистического воспитания,необходимость целеустремленно сочетать различные стороны воспитания в любойпедагогической деятельности. Диалектика взаимосвязи видов воспитания такова,что если игнорировать ее, обесценится общественно полезный эффект видавоспитания. Особо важно в этой взаимосвязи соединение обучения с нравственнымвоспитанием.
/>
Рис. 1
Одним из основных условий реализации принципа всестороннего развитияявляется использование таких средств и методов, какие гарантировали бынаправленность развития всех основных физических качеств человека,содействовали бы полному выявлению индивидуальных физических способностей исоздавали бы достаточно богатый фонд жизненно важных двигательных умений инавыков.
Всестороннее физическое развитие, помимо всего прочего,целесообразно потому, что соответствует эволюционно сложившемуся биологическомустатусу организма и расширяет возможности его адаптации к разнообразным,постоянно меняющимся требованиям внешней среды. П.Ф. Лесгафт отмечал, чтотолько при гармоническом развитии всех органов организм человека в состояниисовершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей тратематериала и силы. Таким образом, принцип всестороннего развития в процессепервого этапа подготовки юных волейболистов учитывает вполне определенныезакономерности как социального, так и естественного характера.
Конкретныезадачи и содержание подготовки первого этапа с учетом специфики волейбола вравной мере применительны ко всем занимающимся 10–12 лет. Универсальнаяпостановка задач и выбор средств на данном этапе исключает какое-либо делениеигроков по функциям.
2.1Специализация связующего
Ведущими задачами на этапе специализации являются:
1. Повышение уровня физической подготовленности.
2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых длясовершенствования навыков игры.
3. Прочное овладение основами техники и тактики игры.
4. Создание предпосылок (базовой основы) для развития исовершенствования способностей связующего.
Эти задачи вытекают из общих закономерностей многолетнейподготовки юных волейболистов».
Вся особенность работы на данном этапе заключается в том, чторешение четвертой задачи приобретает с этого момента целенаправленный характер.
Учитывая, что первые трудные задачи вытекают из общих принципов,остановимся на содержании и характеристике средств четвертой.
Приступая к разработке средств (упражнений) с целью ихнаправленного влияния на развитие отмеченных качеств и способностей связующего,необходимо в основу их подбора и взаимосвязи взять системный принцип. Такойподход позволит учесть и увязать сложные и на первый взгляд разноплановыезадачи: принципы формирования двигательного навыка, специфику волейбола илогику поэтапной периодизации учебно-тренировочного процесса. С учетом этоговся работа будет строиться в такой последовательности:
1. Воспитание специальных качеств и способностей (средства СФП).
2. Овладение основой навыка второй передачи мяча.
3. Соединение качеств и способностей с основой навыка второйпередачи (взаимосвязь качеств и навыка).
4. Воспитание тактических умений в процессе совершенствования навыкавторой передачи мяча (взаимосвязь техники и тактики).
5. Доведение навыка второй передачи до совершенства.
6. Обучение тактическим действиям при второй передаче мяча виндивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении.
Связующим звеном во всей работе является формированиеобщетеоретических и специальных знаний. Сюда относятся не только знания общихпринципов построения взаимодействий, но и знания, обеспечивающие четкоепредставление действий в наиболее типичных ситуациях игры с учетом конкретныхзадач, особенностей партнеров по команде и противника.
Достижение единства всех сторон подготовки осуществляется вучебных, контрольных играх и соревнованиях.
Основным средством специальной физической подготовки являются, какизвестно, подготовительные упражнения, задача которых состоит в развитиифизических способностей, специфических для игры в волейбол и игровой функциисвязующего. По способу выполнения они могут быть разделены на упражнения безпредметов и с предметами (мячи набивные, баскетбольные, футбольные, резиновыеамортизаторы и т.п.). Важное значение имеют специально подобранные эстафеты, вкоторых вырабатываются навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротойреакции, ориентировки и другими важными качествами, обеспечивающимисвоевременный выход связующего к месту действия и их последующий успех(правильность передач, их точность и своевременность).
Особое место в специальной физической подготовке связующихотводится воспитанию скоростно-силовых качеств – силы и быстроты.
Быстрота, как известно, качество комплексное. Его составляютбыстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частотадвижения (число движений в единицу времени). Это обстоятельство, а такжеспецифика функции связующего обусловливает методические приемы и подбор средствдля решения двух основных задач: воспитания быстроты двигательной реакции испособностей, определяющих скорость движений.
Для решения первой задачи рекомендуется использовать упражнения,требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигналили изменение условий, в которых происходит двигательная деятельность.Эффективны здесь средства, в которых предполагается выполнение различныхзаданий в ответ на зрительные (в меньшей мере слуховые) сигналы. Причемпреимущественными ответными действиями на сигнал должны быть изменениянаправления действий. Это же относится и к выполнению имитационных движений идействий.
Для решения второй задачи подбирают упражнения, которые включалибы движения и действия, выполняемые с предельной и околопредельной (взависимости от контингента занимающихся) скоростью. Решению этой задачи внаибольшей степени отвечают бег на скорость из различных исходных положений (до10 м), с резким изменением направления, с одновременным выполнениемигровых приемов.
В связи с тем, что в волейболе преимущественное значение имеетскорость сокращения мышц, от которой во многом зависит эффективность выполнениятехнических приемов (высота и внезапность прыжка, дальность и своевременностьпередач и т.д.), нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных наразвитие силы мышц и скорости их сокращения. Сюда должны входить упражнения сотягощением (малым – для выполнения с максимальной скоростью и с относительнобольшим, главным образом общим), прыжковые упражнения (в том числе и сотягощением) – метод статико-динамического развития прыгучести, а такжеспециальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническимиприемами игры. Поскольку быстрота – качество комплексного характера, здесьнезаменимы специально подобранные эстафеты.
В целом все упражнения, направленные на развитие физическихспособностей связующего, можно выделить в следующие группы:
1. Для воспитания быстроты перемещения.
2. Для воспитания быстроты ответных действий.
3. Для воспитания силы мышц, участвующих в выполнении основного игровогоприема – передачи мяча.
4. Для воспитания силы и быстроты сокращения мышц, участвующих ввыполнении подач и нападающих ударов.
5. Для воспитания прыгучести.
Техническая подготовка связующего определяет успех применениясложных тактических действий в игре. Иными словами, чем выше индивидуальноетехническое мастерство диспетчера, тем большими тактическими возможностями онрасполагает. Отсюда следует, что техническая и тактическая подготовкасвязующего находится в органическом единстве. Следовательно, это должно найтисвое выражение в организации учебного процесса и особенно во время выполненияподготовительных и подводящих упражнений (движения и действия в ответ наизменение условий).
При этом в основу технической подготовки связующего должны бытьположены упражнения, способствующие воспитанию универсальных двигательныхнавыков, что позволяет эффективно и правильно выполнять технические приемы вигре.
Тактическая подготовка предполагает постепенное усложнение условийдействий, начиная с индивидуальных упражнений в стандартных положениях и далеево взаимодействии с нападающими игроками – в звеньях (линиях) и в составекоманды. Основное внимание здесь уделяют тому, чтобы формирование тактическихумений осуществлялось в тесной взаимосвязи с совершенствованием техникивладения мячом. Дальнейшее развитие
тактических умений проходит в процессе совершенствованиятактических действий в индивидуальных, групповых и командных игровыхупражнениях, а также в учебных, контрольных играх и соревнованиях.
Теоретическая подготовка на этом этапе включает ряд мероприятий,последовательное проведение которых способствует, во-первых, освоению ирасширению общетеоретических и специальных знаний (закономерности построенияигровых действий с учетом пространственно-временных параметров) и, во-вторых,выработке четких представлений о действиях с учетом конкретных (типичных)игровых условий, задач в игре, партнеров по команде и соперника.
Фундаментомтеоретической подготовки должно служить знание наиболее общих положений игровойдеятельности («законов»), вытекающих из особенностей игры и функции связующегоигрока.
2.2Примерный комплекс методов и средств подготовки связующего
Воспитание специальных физических качеств. Осуществляется оно вследующей методической последовательности:
1. Средства общего воздействия, отражающие специфику волейбола ифункции связующего и создающие основу для успешного развития специальныхфизических качеств и способностей.
2. Средства избирательно-направленного воздействия, способствующиеразвитию групп мышц, принимающих активное участие в выполнении технических приемов.Упражнения выполняют в стандартных условиях.
3. Те же средства, что и в п. 2, но в усложненных условиях,создающих предпосылки для развития тактических умений и навыков (наблюдательности,сообразительности, периферического зрения и т.д.).
4. Средства комплексного воздействия (различные сочетания средствизбирательно-направленного воздействия).
5. Те же средства, но в жестких временных условиях (количествопередач за определенное время, с определенной скоростью).
Данная последовательность не означает, что при переходе кследующим группам упражнений предыдущие больше не применяют. В определенноймере все их включают в занятия, однако преимущественное внимание уделяется тем.из них, которые в большей степени отвечают содержанию занятия.
2.2.1 Воспитание быстроты передвижения
1. Бег на скорость с высокого и низкого старта на различныеотрезки (10–20 м).
2. Бег на скорость различными способами с изменением направления(обегание мячей, матов, занимающихся в колонне и т.д.).
3. Бег «елочкой», «челночный» бег (отрезки 5 – 10 м), то же,но с набивными мячами в руках.
4. Бег в шеренгах, дистанция между шеренгами 1– 2 м. Посигналу вторая шеренга догоняет первую.
5. Бег с остановками и ускорениями с места в пределах границплощадки: например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, передвижениеспиной вперед до линии нападения, остановка и бег вперед к сетке и т.д.
6. Передвижения на скорость в структуре «выходов» связующего:например, бег из зоны 1 к сетке, остановка, передвижение приставными шагамилевым боком до зоны 6, остановка, бег к зоне 4, остановка, передвижение спинойв зону 1 и т.д.
7. Преодоление специальной полосы препятствий (передвижениеразличными способами, выполнение имитационных и акробатических упражнений, прыжков,падений и т.д.).
8. Эстафеты, включающие различные способы передвижений, изменениенаправления бега, остановки, толчки набивных мячей и т.д.
Как мы уже говорили, здесь не рассматриваются средства развитиясилы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающихударов, а также прыгучести. Решение этих задач осуществляется по общему плануподготовки волейболистов.
2.2.2 Воспитание быстроты двигательной реакции и быстроты ответныхдействий
1. Ускорения по сигналу на короткие отрезки.
2. То же, но из различных исходных положений: стойка волейболиста,сидя, лежа, сидя спиной к стартовой линии. В этом случае сигналом к движениюслужит мяч, брошенный из-за спины связующих.
Большой эффект оказывают упражнения с заданиями в ответ назрительные и слуховые сигналы (введение другого сигнала для внезапногоизменения направления движения или действия). Например:
а) передвижение вдоль сетки с имитацией блокирования по сигналу;
б) то же в парах: блокирование выполняется в ответ на действиепартнера. Упражнение усложняют введением ложных движений, отвлекающих перед началомпрыжка.
Учитывая важность упражнений с заданиями в ответ на зрительныесигналы при выполнении различных передвижений связующего, их можно подразделитьна три группы:
а) изменение способа передвижения или исходного положения в ответна обусловленный сигнал, направление движения постоянное;
б) изменение скорости передвижения, способ и направлениепередвижения постоянные;
в) изменение направления передвижения, способ и скоростьпостоянные.
3. Имитационные и другие упражнения в ответ на изменение сигнала,способ передвижения и направление постоянные.
4. Различные сочетания предыдущих упражнений (по мере ихусвоения): связующий находится в одной из тыловых зон (1, 6, 5), тренер у сеткис набивным мячом – тренер подбрасывает мяч над собой и отходит назад, связующийбыстро передвигается к сетке, ловит мяч вверху над лицом и выполняет толчок внаправлении, обусловленном сигналом тренера. Промежутки между сигналамипостепенно сокращают.
5. То же, но толчок выполняют в направлении зоны, в которойблокирующий игрок не действует.
Особое внимание следует уделять специально подобранным подвижнымиграм, содействующим комплексному воздействию на воспитание физических качестви способностей. Это такие игры, как «День и ночь», «Вызов», «Мяч через шеренгу»и другие.
2.2.3 Воспитание силы и скорости сокращения мышц, принимающихучастие в выполнении передачи мяча
1. Сжимание кистевого эспандера (теннисного, резинового мяча).
2. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа. То же на пальцах.
3. Передвижения на руках: вправо, влево (ноги вместе); ногиудерживает партнер. То же на пальцах.
4. Передвижение влево (вправо) одновременным отталкиванием рукамии ногами.
5. Толчки набивного мяча весом 1–2 кг вперед-вверх и за голову(исходное положение – мяч вверху над лицом).
6. То же из различных исходных положений: сидя, стоя на коленях,левым (правым) боком к направлению движения, акцентировать внимание на активнойработе ног и заключительном движении кистей.
7. То же, но в безопорном положении (в прыжке).
8. Передача в стену футбольного (баскетбольного) мяча. Упражнениеповторяют многократно. Расстояние до стены и скорость передач постепенноувеличивают. То же, но в безопорном положении.
9. Передачи на дальность волейбольного мяча после передач надсобой или с передачи партнера. То же, но в безопорном положении.
10. Толчки нескольких набивных мячей, посылаемых двумя-тремяпартнерами под разными углами.
11. Толчки набивного мяча партнеру, меняющему место расположения. Сменаместа осуществляется в момент, когда занимающийся с набивным мячом выполняеттолчок над собой.
12. Толчки набивного мяча с изменением направления и траекторииполета в ответ на обусловленные действия партнера: приседание–толчок над собой,подскок – толчок в прыжке, руки вверх – толчок по высокой траектории и т.д.
13. Толчки набивного мяча над собой, стоя правым боком к сетке, вчередовании с толчками вперед и назад за голову в ответ на действия блокирующихигроков: прыжок блокирующего зоны 3 – толчок вперед или за голову; прыжокблокирующих зон 4–3 – толчок за голову и т.д.
Упражнения 12 и 13 способствуют развитию быстроты ответныхдействий в сочетании с развитием силы.
14. Эстафета. Связующие располагаются в двух колоннах нарасстоянии 12–15 м от стены. У направляющих набивные (баскетбольные) мячи.По сигналу направляющие передвигаются к стене по коридору шириной 1 м,передавая мяч над собой на высоту 30–50 см. У стены выполняют сериюпередач (до 5 передач над собой, лицом и спиной к направлению движения) ивозвращаются в свои колонны. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение именьше допустившая ошибок, (заступание за линию коридора, потери мяча, толчокне из исходного положения – мяч вверху над лицом).
По мере усвоения упражнений, выполняемых в стандартных положенияхи с усложнением условий, подключают групповые упражнения, близкие по структуревзаимодействия игроков при первых и вторых передачах в нападении.
2.2.4 Освоение навыка второй передачи (техническая подготовка)
Прежде чем рекомендовать комплекс примерных упражнений,способствующих овладению навыком вторых передач, рассмотрим некоторые моментытехники передачи мяча двумя руками сверху. Подробно она описана во многихметодических пособиях, так как является основным приемом игры. Мы же коснемсянекоторых особенностей, имеющих важное значение на первом этапе обучения.
Положение кистей рук на мяче – залог успешного управления 'мячом,а следовательно, и действиями при передаче. Здесь важно, чтобы основнаянагрузка приходилась на первые две фаланги указательного, среднего ибезымянного пальцев. Все пальцы расставлены оптимально широко, безымянный имизинец поддерживают мяч сбоку. Кисти рук встречают мяч вверху над лицом,поэтому руки в локтях сгибают незначительно. Ноги в коленях также сгибаютсянезначительно, ступни – параллельно.
Передачу мяча осуществляют плавным выпрямлением ног, туловища ирук (кадр в).
Усилие ног при передачах обусловлено расстоянием, на котороевыполняется передача.
При передачах в прыжке на среднее и большое (через зону)расстояние руки в локтях сгибают больше. Это объясняется тем, что необходимокомпенсировать отсутствующее усилие ног. Тенденция при совершенствованиипередач такова, что основные усилия для посыла мяча приходятся на кисти рук.
Меткость передач выше в статичном положении. Поэтому выход клетящему мячу необходимо завершать как можно раньше – это создаст условия нетолько для меткой передачи, но и для лучшей ориентировки в складывающейсяситуации.
На последующих этапах совершенствования техники передач и особеннов сочетании с решением тактических задач важно овладеть умением передавать мяч,летящий по низкой траектории. Это продиктовано, с одной стороны, необходимостьюкомпенсации погрешностей в приеме мяча (первая передача), а с другой – длярешения сложных тактических задач.
Большое значение имеет исходное положение тела связующего поотношению к сетке. На первом этапе обучения необходимо стараться располагатьсяправым (реже левым) боком к сетке или лицом к игроку, завершающему атаку (принедоведенных мячах). Неопределенность исходного положения начинающих связующихчасто ведет к погрешностям.
В последующем, с развитием ориентировки и хорошего чувства мяча,исходное положение не будет отрицательно влиять на меткость передач. Напротив,в исполнении мастеров оно становится грозным тактическим оружием, позволяющимскрывать направление передач.
Другой важный момент: где лучше занимать позицию для передачи?Конечно, она обусловливается тактикой игры команды, но в стандартных положенияхэто 1 – 1,5 м от сетки, между зонами 2–3.
Кому из партнеров лучше передавать мяч для завершающего удара? Внормальных условиях протекания игры – всем игрокам равномерно, в сложных – согласноустановке тренера или тому, кто лучше играет в данный момент. Это, конечно,формальный подход. Решающее же значение приобретает качество первой передачи,учет своих возможностей и индивидуальных особенностей своих партнеров и игроковсоперника. Сочетание этих факторов и есть одна из важнейших качественныхособенностей диспетчера.
В стандартных и усложненных условиях основу технической подготовкисвязующего игрока составляют упражнения (передачи мяча), выполняемые у стены.Они не только способствуют овладению рациональной структурой движений, но ииграют важную роль в соединении специальных физических качеств с основой навыкавторой передачи мяча (взаимосвязь качеств и навыка связующего).
1. Передачи на различном расстоянии от стены, с различнойскоростью, из различных исходных положений: лицом, боком, спиной к направлениюпередачи, сидя, в прыжке, переходя из одного исходного положения в другое.
2. То же, но на меткость. С этой целью необходимо использовать различныемишени, которые чертятся на стене на разной от пола высоте (см. стр. 81).
3. После отскока мяча от стены – передача над собой, поворот на180° – передача за голову, поворот лицом, передача над собой и т.д.
4. В углу зала передача в лицевую стену, поворот направо (налево) –передача в боковую стену.
То же, но в прыжке.
5. Передачи в стену после имитации нападающего удара.
6. Передачи в стену в чередовании с передачами на специальныеприспособления, переносные и подвесные кольца, баскетбольные кольца и т.п.(стр. 81–82). Для поддержания непрерывности передач, например вбаскетбольное кольцо, у места приземления мяча (под щитом) располагаетсяпартнер, который старается передачей сверху (в случае невозможности – снизу)направить мяч передающему.
При выполнении передач у стены (как и вообще всех передач)обязательно соблюдать три основных условия:
а) встречать мяч вверху над лицом;
б) передавать мяч плавным, поступательным движением вперед-вверх,обеспечивающим мягкий (плавный) полет;
в) перед выполнением передачи всегда стараться контролироватьразличные объекты (предметы), находящиеся слева или справа, причем не поворотомголовы, а движением глаз.
7. Передача над собой в сочетании с передвижением по линиямплощадки (другим ориентирам). Стараться контролировать не только направлениедвижения, но и предметы, находящиеся слева и справа.
Перед выполнением каждой передачи в мишень связующий контролируетпоказания табло (цифровой текст), расположенного слева (справа) под углом 80°.
Опыт показывает, что спустя несколько занятий судорожные движенияпри передачах сменяются плавными и четкими, вместо поворотов головойвырабатывается навык следить движением глаз. Занимающиеся чувствуют себяувереннее, о чем свидетельствует четкий ритм выполнения упражнения.
После освоения серии упражнений в стандартном положении или снезначительным его изменением следует приступать к решению одной из важныхзадач следующего этапа – доведению навыка второй передачи до совершенства.Здесь в основу берут взаимодействия связующего с партнерами в условиях,приближенных к игровым. Усложнение условий происходит постепенно.
При взаимодействии с партнерами. 1. В парах. Передачи мяча наразличное расстояние, с различной скоростью и траекторией, из различныхположений по отношению друг к другу.
2. Передачи в сочетании с быстрым передвижением. Игроки с мячамирасполагаются в зонах 4 и 2, связующий в зоне 3 (рис. 2, а). Игрокипоочередно передают мяч возле себя, а связующий быстро перемещается и выполняетвысокую передачу (на удар).
/>
3. То же, но после выполнения передачи связующий перемещается взону 3 спиной вперед. Затем, повернувшись лицом к партнеру, выполняет передачу ивозвращается в зону 3 спиной (рис. 2, б).
4. Двумя мячами. Передачи мяча выполняют по разной траектории.
/>
Рис. 2
5. Занимающийся с мячом располагается в 5–6 м отбаскетбольного щита, партнер под щитом. Первый передачей посылает мяч в кольцо,другой старается передать мяч сверху (снизу) после отскока от кольца или щита.
После 4–5 передач партнеры меняются ролями.
6. Тренер (партнер) с мячом располагается в зоне 3, связующий – водной из тыловых зон площадки на расстоянии 4–5 м от сетки. Тренерподбрасывает мяч над сеткой на высоту 3–5 м, связующий быстропередвигается к мячу и выполняет передачу в одну из зон нападения.
7. То же, но место тренер (партнер) у сетки меняет, а высотуподброса варьирует в зависимости от расстояния до связующего игрока.
8. Передачи мяча на точность в мишень (баскетбольное кольцо) спередач партнера после:
а) серии нападающих ударов сильнейшей рукой по мячу, закрепленномув амортизаторах, затем слабейшей;
б) серии блокирования;
в) серии приемов мяча в падении;
г) сочетания нападающих ударов, блокирования, падений;
д) интенсивных упражнений, выполняемых до утомления.
9. В парах. Стоя спиной друг к другу на расстоянии 3–4 м,передача за голову. Мяч должен опускаться несколько впереди партнера, который,сделав один-два шага вперед, повторяет такую же передачу не поворачиваясь.
10. Через сетку. Игру ведут на укороченной площадке, выполняявторые передачи как в опорном положении, так и в прыжке.
11. Передачи одной рукой сверху. Кисти образуют «корзинку»,расстояние между партнерами 2–3 м.
12. То же, но в прыжке параллельно сетке и через сетку.
13. Партнеры независимо от игровых функций располагаются с двухсторон сетки и попеременно выполняют передачу и нападающий удар, меняясьместами в зонах.
На первом этапе подготовки юных волейболистов это упражнениедолжно быть основным при обучении и совершенствовании техники нападающих ударови блокирования.
/>
Рис. 3
14. В тройках. Передачи выполняют по кругу тремя мячами.
15. Три волейболиста (независимо от игровых функций) располагаютсятреугольником на расстоянии 5–6 м друг от друга (рис. 3). Один из нихвыполняет передачу партнеру для атакующего удара, тот нападающим ударомнаправляет его третьему. Третий принимает мяч и направляет его первому. После 3–4 минработы волейболисты меняются местами. Сила удара постепенно возрастает, нопозволяет поддерживать мяч в игре.
После всех упражнений, вызывающих заметное утомление, необходимотдых. Он может быть пассивным при сильном утомлении и активным – принезначительном. Лучший активный отдых – переключение игроков на выполнениедругой работы: игра в баскетбол, прыжки с доставанием подвешенных предметов ит.п.
В структуре игровых взаимодействий. 1. Нападающие располагаются взонах 3, 4, 6, связующий – между зонами 3–2 (рис. 4, а). Игрок зоны 6первой передачей
направляет мяч в различные точки площади атаки (в основном вправую верхнюю часть), откуда связующий передает мяч для нападющего удара взону 3 или 4. После каждой передачи он возвращается на исходное место (междузонами 3–2) в 1,5 м от сетки.
2. Нападающие располагаются в зонах 6, 2, связующий – в зоне 3(рис. 4, б). Игрок зоны 6 первой передачей направляет мяч связующему,который передает его за голову в зону 2. Игрок зоны 2 длинной передачейвозвращает мяч игроку зоны 6. Упражнение усложняется, если передачи связующемубудут варьироваться по направлению и траектории. После 2–3 мин игрокименяются местами или в игру вступает другой связующий.
/>
Рис. 4
Упражнение направлено на совершенствование техники передач заголову.
3. Передачи для нападающих ударов из различных точек площадки:один связующий с мячом в зоне 4, другой (без мяча) в зоне 3. Первый из зоны 4по высокой траектории передает мяч в зону 6, куда выходит второй и передачей наудар возвращает мяч в зону 4. Первый посылает мяч в зону 3, куда выходит второйи выполняет передачу на удар в зону 4 и т.д. После непрерывного выполненияупражнения в течение 2–3 мин игроки меняются ролями.
В качестве отдыха на первых порах перед передачей в зону 4связующий может выполнить одну-две передачи над собой.
То же, но игроки располагаются в зонах 3, 2.
3. Связующий – у сетки, между зонами 3–2, один партнер (с мячом) –в передней части площадки, другой – в зоне 4. Первый посылает мяч связующему,но с таким расчетом, чтобы он опускался над сеткой. Связующий в прыжкенаправляет мяч в зону 4, откуда снова в среднюю часть площадки. Расположениепартнеров постоянно меняется.
По мере овладения передачей в прыжке упражнение усложняют тем, чтонаправление передачи меняют по заданию.
5. То же, но из средней части площадки мяч направляют в сетку.Задача связующего – овладеть второй передачей мяча, отскочившего от сетки.Передачу выполняют преимущественно способом «снизу».
/>
Рис. 5
6. Связующий в зоне 2, нападающие в зонах 3 и 4, защитник в зоне 6(см. рис. 4, а). Один из нападающих выполняет удар на защитника в зону 6 ссобственного набрасывания (в опорном положении или в прыжке), который стараетсяпринять мяч в зону связующего. Независимо от качества приема связующий должен выполнитьпередачу тому из нападающих, кто выполнял удар.
Вариант упражнения – расположение связующего в зоне 3.
7. Два игрока располагаются в зонах 1 и 5 (рис. 5), по дваигрока в зонах 4, 6, 2 на противоположной стороне площадки. Связующий – междузонами 3–2. Первый игрок зоны 6 направляет мяч связующему, который чередуетпередачи в зоны 4 и 2. Игроки зон 4 и 2 двумя руками сверху направляют мяччерез сетку в зоны 1 и 5. Игроки зон 5, 1 возвращают мяч через сетку в зону 6.Все игроки меняются местами.
8. Шесть игроков располагаются в зонах 4, 2, 6 (нападающие), триигрока в колонне по одному между зонами 2–1 (связующие, рис. 6). Игрокзоны 4 передает мяч в зону 6, тот адресует его к сетке связующему (между зонами3–2). Одновременно с передачей игрока зоны 6 связующий зоны 1 выбегает к сеткеи выполняет передачу в зону 4 или 2, после чего переходит в зону 1 и становитсяв конец колонны связующих. Игроки зон 4, 2 опять направляют мяч в зону 6 и т.д.
/>
Рис. 6
Упражнение направлено на овладение и совершенствование выходов изтыловых зон.
Данное упражнение можно значительно интенсифицировать, еслиодновременно с передачей игрока зоны 6 игрок зоны 2 направит ему второй мяч. Вэто время к сетке должен выбежать еще один связующий и выполнить передачу взону 2.
9. Три игрока располагаются в зонах 4, 3, 2, один в зоне 1(выходящий). Тренер с мячом на противоположной стороне площадки в зоне 6 (рис. 7).Тренер посылает мяч через сетку на игрока зоны 4, который, в свою очередь,передает мяч к сетке. Выходящий игрок выбегает к сетке и выполняет передачу наудар в зону 4. Игрок зоны 4 передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренерснова посылает мяч через сетку на игрока зоны 2. Связующий, вернувшийся послепередачи в зону 1, повторно выходит к сетке и передает мяч для завершающегоудара в зону 2 и т.д.
/>
Рис. 7
На первом этапе овладения выходами из тыловых зон необходимо,чтобы первая передача направлялась точно к сетке, между зонами 2–3. Передачидля удара связующий последовательно адресует каждому нападающему. Затем условиявыходов и взаимодействий усложняют: направление первых передач варьируют,направление и траекторию вторых передач изменяют по заданию. Связующиепоследовательно овладевают навыками выходов из различных зон. Значительнымусложнением данного упражнения является замена передач тренера подачами сначалас середины площадки, а затем с места подачи (рис. 8).
/>
Рис. 8
Одним из важных условий прочного овладения второй передачей мячаявляется систематическое проведение соревнований по технике передач. Для этогоможно использовать любое упражнение, позволяющее регистрировать меткостьпередач (в мишень) из различных исходных положений.
Овладение навыками эффективного применения второй передачи в игре(тактическая подготовка)
В основе тактической подготовки связующего игрока лежит формированиенавыка дифференцированных действий (выбор действия, способа передачи и т.д.).Необходимые предпосылки для решения этой сложной задачи создаются уже привыполнении подготовительных и подводящих упражнений (развитиесообразительности, быстроты ответных действий). Усиление этого процессадостигается при овладении навыком второй передачи мяча: умение вестинаблюдение, выполнение передач по заданиям и т.д. Совершенствование тактическихумений и навыков осуществляется в специально созданных условиях, повторяющихтактические действия связующих: в группах (линиях, звеньях) и в составекоманды.
С учетом всего этого следует использовать многие упражнения,применяемые в технической подготовке.
2.2.5 Индивидуальная подготовка
1. Передачи мяча в цифровую мишень. Направление передачосуществляется в ответ на слуховые сигналы тренера (партера).
2. То же, но после отскока мяча от стены (пола и стены),брошенного тренером (партнером).
3. Передачи в цифровую мишень в ответ на соответствующие цифровыепоказания электротренажера (табло). Это упражнение оказывает исключительныйэффект на развитие соответствующих психофизиологических функций.
4. Тренер (партнер) располагается в зоне 3, связующий-в одной изтыловых зон. Тренер подбрасывает мяч на высоту 3–5 м. Связующий быстро перемещаетсяк мячу и выполняет передачу по заданию тренера.
5. То же, но в ответ на действия блокирующих игроков. Мяч можетбыть подброшен в определенной точке или передан первой передачей.
6. Связующий располагается в 1,5 м от сетки между зонами 3–2.Задача связующего: после передачи над собой передать мяч с заданной траекториейв одну из зон, где не горит (или горит) лампочка. Упражнение позволяетсовершенствовать умение вести наблюдения с использованием электротренажера «блуждающийблок» (см. стр. 83).
7. Тренер задает связующему программу действий. В этом случаеприходится контролировать три объекта (мишень, мяч, табло), что в значительнойстепени приближает условия тренировки к естественным в игровой деятельности. Упражнениепозволяет совершенствовать умение вести наблюдения и ответные действия в ответна показания электротренажера (программа – названия передач: высокая, средняя,низкая и т.д.).
Групповые взаимодействия. 1. В парах. После передачи мяча надсобой на высоту 1 м – передача на партнера, постоянно меняющего месторасположения на площадке.
2. То же, но изменение направления и траектории передачосуществляется в ответ на обусловленные сигналы (действия) партнера: праваярука вверх – высокая передача, присед – передача над собой и т.д.
3. То же, что упр. 6 из предыдущего раздела, но первую передачувыполняет помощник связующего, располагающийся слева от него.
4. То же, что упр. 7 из предыдущего раздела, но первую передачувыполняет помощник связующего, который располагается сбоку-слева от него.
5. При взаимодействии с нападающими связующий располагается усетки и выполняет передачи для нападающего удара в зависимости от характеравыхода (разбега) нападающего. Взаимодействие осуществляется без какой-либодоговоренности. Задача связующего – определять темп и направление разбега ивыполнять соответствующую передачу.
6. То же, но в прыжке после имитации нападающего удара.
7. Взаимодействие с двумя нападающими (4 и 2 зон) против одногоблокирующего (см. рис. 5).
8. То же, но против двух блокирующих.
9. То же, но со скрестным передвижением нападающих и переключениемблокирующих, один из которых низкорослый.
Указанные упражнения выполняют как в упрощенных, так и вусложненных условиях, где выбор действия вначале задается связующему, затем ондействует по ситуации (положение партнеров, блокирующих игроков, своивозможности и т.д.)
Важное значение при совершенствовании взаимодействий связующего снападающими приобретает умение первого корректировать действия вторых.Целенаправленное воспитание этой способности создает предпосылки для хорошеговзаимопонимания игроков как следствия развития функции управления игровымидействиями.
10. Взаимодействия в линиях (звеньях).
11. То же, но с применением выходов из тыловых зон (в структуретактической системы игры в нападении).
12. То же, но против одиночного и группового блока.
13. То же, но в усложненных условиях – с учетом характера первойпередачи.
14. То же, но в учебной игре 3x3, 4х4.
Во всех без исключения упражнениях при взаимодействии снападающими одним из важных условий успешного выполнения функции связующегоявляется подстраховка игрока, завершающего атаку.
15. На одной стороне площадки в зонах 3 и 4 располагаютсяблокирующие игроки (при необходимости можно использовать подставки); на другойстороне, в зонах 3 и 2, – нападающие. Связующий сзади одного из нападающих.Нападающие поочередно выполняют удар в блок
с собственного набрасывания. В задачу связующего входитперемещение и страховка нападающего, выполняющего удар.
Поскольку около трети всех передач выполняются связующим посленезавершенных атакующих действий, в так называемых доигровках, важно такиеусловия создавать и на тренировках.
16. То же, что упр. 15, только сзади или сбоку связующегорасполагается защитник. При дальнем отскоке мяча от блока его принимаетзащитник и направляет в зону действия связующего, который адресует передачуодному из нападающих.
2.2.6 Командные взаимодействия
Принцип построения упражнений (действий) при взаимодействиисвязующего в составе команды тот же, что и при групповых взаимодействиях. Воснову берутся действия, моделирующие отдельные моменты игры, а взаимодействиястроятся аналогично применяемой системе нападения.
Важной задачей в тактической подготовке связующего игрока являетсяпривитие навыка скрывать (маскировать) истинность своих действий (намерений).Встречающиеся в практике отвлекающие действия головой, туловищем, руками малосебя оправдывают. Суть отвлекающих действий связующего в способности убеждатьпротивника в истинности своих намерений, которые на самом деле являютсяложными. Достигаются они созданием реальной ситуации: исходным положением,сосредоточенностью внимания, словом и, наконец, действиями партнера, которые недолжны вызывать сомнения. И только в последний момент происходит перестройкадвижений, связанных с изменением направления передачи мяча.
Анализируя эти действия ведущих советских и зарубежных связующих,можно выделить два главных пути, ведущих к успешному достижению цели. Первыйоснован на выходе связующего к мячу таким образом, чтобы он был почти надголовой. В этом случае изменение направления передачи происходит мгновенно засчет незначительного движения кистей рук. Второй путь обусловлениндивидуальными особенностями связующего, в частности подвижностью влучезапястных суставах или в грудном и поясничном отделах позвоночника.
2.2.7 Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка связующего предполагает широкий объеммероприятий, выполнение которых требует систематичности, постепенности ицеленаправленности усвоения. Наряду с овладением теоретическими знаниями,осуществляемым постепенно, связующий должен усвоить сразу некоторые «законы»своей игровой функции, которые лежат в основе ею деятельности. Главные из них:
1. Из трудных положений передавать мяч наиболее простым способом иближнему нападающему.
2. В напряженные моменты игры и в конце партии играть на лучшегонападающего.
3. После любой передачи помнить, что атака не завершена, и спешитьподстраховать нападающего.
4. Постоянно изучать особенности игры партнеров.
5. Помнить, что роль связующего сложная, ответственная имногогранная. Поэтому готовить себя к игре необходимо заблаговременно,тщательно продумав тактический план и увязав его с задачами и установкойтренера.
6. От начала и до конца игры необходимо быть инициативным, смелыми решительным.
7. Не падать духом в самые тяжелые моменты игры.
8. Вселять уверенность в нападающего и верить еМу – этоспособствует его успеху.
9. Стараться быть душой команды, не реагировать бурно на замечанияпартнеров.
10. Предела совершенствования у связующего нет, но ближе тот кнему, кто больше работает над собой.
Наиболее важно в теоретической подготовке: 1. Изучение специальнойлитературы по технике и тактике волейбола.
2. Систематическое изучение индивидуальных особенностейпартнеров-нападающих.
3. Анализ кинограмм, кинокольцовок по технике второй передачи иигровым действиям связующего игрока.
4. Анализ видеозаписей своих игровых действий и лучших мастероввторой передачи.
5. Просмотр и анализ игровых действий своего дублера или товарищапо команде.
6. Просмотр и обсуждение игр с участием лучших мастеров-связующих.
7. Изучение тактической системы игры команды.
8. Постоянное участие в разборе игр, разработка тактических плановпредстоящих игр.
9. Умение моделировать наиболее важные моменты взаимодействия игроковв команде.
10. Изучение особенностей игры команд-соперников.
Заключение
В результатепроделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Подготовкаволейболистов-связующих – это сложный многолетний процесс. Поэтому успешноерешение задач подготовки предполагает четкое планирование учебно-тренировочнойработы. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса, выбратьнаправление деятельности, эффективные средства и методы.
2. Связующийопределяет стиль игры команды, именно он выполняет передачу мяча своемунападающему для завершающего удара.
3. Вволейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющейличности. В особенности это касается личности связующего, который долженсоединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическоемышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность квнешним воздействиям отрицательного характера.
4. Хорошийсвязующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно ихликвидировать. Еще одно важное умение, которое следует развивать у связующего,– умение маскировать свои действия от противника.
Библиография
1. Волейбол:Сборник статей / Сост. Ю.Н. Клещев. – М., 1983.
2. Волейбол:Учебник для вузов физ. культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина.– М., 2002.
3. Волейбол/ Под ред. А.Г. Айриянца. – М., 1968.
4. Волейбол:Учебник для ин-тов физкультуры / Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца.– М., 1985.
5. Железняк Ю.Д.,Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для ин-тов физкультуры. – М., 1991.
6. Ивойлов А.В. Волейбол:Учебник. – Минск, 1985.
7. Слупский С.Г. Волейбол:игра связующего. – М., 1979.
8. Фурманов А.Г.,Болдырев Д.М. Волейбол. – М., 1983.
9. www.volley-ball.ru
10. 120уроков волейбола / Под ред. А.Г. Айриянца. – М., 1968.