Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Подготовка специалиста по олимпийскому образованию: проблемы и пути решения

Актуальностьи необходимость олимпийского образования для развития олимпийского движения,прогресса всего общества по пути гуманизации признаны сегодня на международномуровне. Подтверждение этому — многочисленные научные исследования, посвященныеанализу разнообразных аспектов олимпийского образования. В частности, работыученых: С.Ю. Баринова, И.В. Бариновой, А.Г. Егорова, К.Н. Ефременко ва, А.Т.Контанистова, Ю.Н. Москвичева, Н.В. Печерского, В Н. Платонова, Г.М.Поликарповой, В.С. Родиченко, В.И. Столярова, А.А. Сучилина, В.А. Хоточкина,Ю.М. Чернецкого, F. Landry, H. Allmer, H. Baskau, R. Paul, N. Muller, M. Scuizи др.
Всредних профессиональных и высших учебных заведениях, прежде всегофизкультурного профиля, используются различные варианты олимпийскогообразования, при разработке и реализации которых предпочтение отдаетсясодержательной стороне процесса.
Вместес тем ясно, что, поскольку олимпийское образование по своей сути естьгуманистически организованный педагогический процесс, постольку его основнойявляется педагог-гуманист, без которого организовать данный процесс и управлятьим нельзя. Следовательно, при разработке программы олимпийского образованиянеобходимо учитывать специфику системы подготовки субъекта именно к данномупроцессу, его основные профессиональные качества и свойства, которые требуют дополнительногоизучения и конкретизации.
Входе проведенных исследований основное внимание мы уделили анализу подготовки вфизкультурных вузах специалистов, профессиональная деятельность которыхнаправлена на формирование знаний, умений и навыков развития физическихкачеств, укрепления здоровья, обучения двигательным умениям различных группнаселения, в том числе и тех, кто непосредственно связан со спортом иолимпийским движением.
Профессиональныехарактеристики таких специалистов определяются государственными стандартамивысшего профессионального образования по направлению 521900 — «Физическаякультура (бакалавр, магистр)» и специальности 022300 — «Физическаякультура и спорт (специалист)», анализ которых показал следующее.Требования к уровню подготовленности данных выпускников должны обеспечить ихуспешную деятельность в таких направлениях, как физическое воспитание (преждевсего физическое развитие), спортивная тренировка (подготовка ксоревновательной деятельности) и оздоровительная физкультура (в т.ч. реабилитация).
Всодержании основных образовательных программ непосредственная связь со знаниямив области олимпийского движения прослеживается лишь в дисциплине «Историяфизической культуры и спорта» — в разделе «Основные направленияразвития спорта», где олимпийский спорт и «спорт для всех»рассматриваются наряду с церковным спортом и другими видами физкультурно-спортивной деятельности. Понятия «олимпизм», «олимпийскоедвижение» поглощаются понятиями «физическая культура и спорт»или не рассматриваются вообще. Исключение составляет Государственный стандартподготовки магистра. Здесь в перечне аннотированных магистерских программсодержится направление 521908 — «Международное спортивное и олимпийскоедвижение».
Представленныеданные нисколько не снижают достоинства указанных государственных стандартов,лишь актуализируют необходимость выявления профессиональных характеристикспециалиста по олимпийскому образованию, а на этой основе — разработкусоответствующих программ подготовки.
Раскрываяпрофессиональные способности субъекта любого педагогического процесса, авторывыделяют широкий круг способностей, определяющих уровень профессиональнойготовности к педагогической деятельности, выражающийся, с одной стороны, впсихологической, психофизиологической и физической подготовленности, а сдругой — в мировоззренческой, научно-теоретической и методической. Это нашлосвое отражение в указанных выше государственных стандартах.
Нарядус этим необходимо акцентировать внимание на важности освоения субъектомолимпийского образования знаний, умений и навыков гуманистичес кой организациипедагогического процесса, выработки привычки действовать в соответствии сгуманисти ческими принципами и традициями, органичными олимпийскомуобразованию, которые можно представить следующим образом:
1.Принцип сотрудничества: обучение и воспитание в олимпийском образованиистроится посредством совместной с учеником практической и познавательнойдеятельности, речевого и духовного общения.
2.Принцип всесторонности: олимпийское образование основывается на единствеобщекультурного, нравственного и профессионального развития личности.
3.Принцип соразмерности и постепенности: педагогические цели и задачи волимпийском образовании должны соответствовать сформировавшимся личностнымкачествам воспитанника применительно к каждому возрастному периоду.
4.Принцип гуманитарной сущности олимпийско го образования: содержаниеолимпийского образования должно основываться на гуманистической культуре ислужить самоопределению личности в мировой культуре.
5.Принцип гармонии общего и особенного в реализации олимпийского образованиянеобходимо раскрывать приоритет общечеловеческих ценностей и духовноесодержание олимпизма, связь культурно-исто рических традиций народа с развитиемобщечеловеческой культуры.
6.Принцип смыслообразовательной деятельности: для превращения в олимпийскомобразовании педагогических задач и целей в личностный смысл деятельноститребуется побуждать ученика к разнообразной деятельности, полностьюреализовывать личностно ориентированный подход как стратегию гуманизацииобразовательного процесса.
7.Принцип активности: в процессе реализации олимпийского образования педагогобязан относиться к ученику, как к самодеятельной личности, субъекту, уважатьего право на оригинальность, опираться на его личный опыт (действия, поступки,чувства, переживания, эмоции), побуждать к самостоятельной познавательной ипрактической деятельности.
8.Принцип диалогичности: обучение и воспитание в олимпийском образовании должныстроиться на основе диалога с учеником как равноправным партнером,активизировать, стимулировать его стремления к общению, открытости, формироватьего мотивы к саморазвитию, создавать условия для самодвижения.
9.Принцип индивидуально-творческой ориентации: в олимпийском образовании педагогдолжен выявлять (диагностировать) и развивать творческие возможности ученика,создавать ему условия для творчества и самовыражения, способствовать тем самымформированию его мотивации к самостоятельной деятельности.
10.Принцип профессионально-этической взаимоответственности: педагог долженвоспитывать у учеников и формировать в себе чувства ответственности засамосовершенствование.
Дополняярассмотренные государственные стандарты в соответствии с гуманистическимипринципами, целью и задачами олимпийского образования, можно в общих чертахсформулировать следующую теоретическую модель профессиональных способностейспециалиста по олимпийскому образованию. В данном случае мы используем понятие«способности» как определенные возможности, сформированные знания,умения и навыки, а также мотивацию, необходимые для осуществленияпедагогической деятельности по олимпийско му образованию.
1.Способности формировать у учащихся определенной системы знаний по олимпийскомуобразованию, для чего необходимо иметь знания о возникновении и развитииОлимпийских игр и олимпийского движения, целях, задачах, принципах и идеалахолимпизма.
2.Способности формировать у учащихся определенную систему мотивации: интересы,потребности, ценностную ориентацию. Для этого необходимо понимать сущностьолимпизма и физической культуры, знать и уметь разъяснять основные положенияОлимпийской хартии, прививать ценности и идеалы олимпизма ученикам, а главное — руководствоваться этим самому как основными мотивами.
3.Способности формировать у учащихся определенную систему способностей, умений инавыков, для чего уметь разъяснять сущность спорта как средства укрепленияздоровья, развития физических и духовных качеств, вести спортивную деятельностьв соответствии с принципами олимпизма.
4.Весьма важно наличие у специалиста по олимпийскому образованию знаний, умений инавыков организации педагогического процесса с позиций личностноориентированного подхода и гуманистической направленности. Он должен обладатьопределенными личностными качествами, характеризующими его какчеловека-гуманиста (человеколюбие, доброжелатель ность, терпимость и т.п.).
Отмеченныепрофессиональные характеристики могут стать методологической основой дляразработки конкретных средств и методов, педагогических методик и технологий,создающих гуманистическую форму организации олимпийского образования в процессеподготовки соответствующих специалистов. Разработка, освоение и умелое ихприменение в ходе реализации олимпийского образования обеспечивают единство егогуманистического содержания и гуманистической формы как педагогическогопроцесса.
Взаключение необходимо отметить следующее.
Формированиемоделей специалиста по олимпийскому образованию — это очередной шаг вразработке системы подготовки профессиональных кадров нового уровня,потребность в которых сегодня весьма очевидна. Дальнейшие научные исследованиябудут направлены на теоретическое и практическое обоснование таких моделей,выявление оптимальных профессиональных характеристик, принципов, средств и методових трансформации в конкретной общественной среде. Заключительным этапом могутстать разработка и реализация Государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования с присвоением квалификации — «Специалист по олимпийскому образованию».
Список литературы
Ю.Н.Москвичев, В.Н. Сергеев, Е. Стекольщиков. Подготовка специалиста поолимпийскому образованию: проблемы и пути решения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маахстріхська угода, новий етап західноевропейської інтеграції
Реферат Injection Molding Essay Research Paper Plastics EngineeringInjection
Реферат Компонентний аналіз Соціолінгвістичні і психолінгвістичні методи у
Реферат The Wasteland Essay Research Paper Ceremonies are
Реферат Судейская этика
Реферат Колониальная политика европейских держав в 19 веке
Реферат Актуальные вопросы правового регулирования банкротства кредитных организаций
Реферат The Houyhnhnms In Gulliver S Travels Essay
Реферат Естественно - научная и гуманитарная культуры
Реферат Порядок разрешения коллективных трудовых споров
Реферат Книгоиздание в годы Великой отечественной войны
Реферат Понятие метода выборочного наблюдения
Реферат О реконструкции дославянских этнических границ на территории славии в связи с одной языковой чертой
Реферат Прогнозирование термодинамических свойств 2,3,4-Триметилпентана, 2-Изопропил-5-метилфенола, 1-Метилэтилметаноата и 1,4-Диаминобутана
Реферат Металлургические процессы при сварке