Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Плавание способом "кроль на спине"

План контрольной работы
1. Пояснительная записка
2. Точное терминологическое и словесное описание плаванияспособом «кроль на спине»
3. Биокинематическая схема плавания способом «кроль наспине»
4. Фазовый состав плавания способом«кроль на спине»
5. Силы, вызывающие плавание способом «кроль наспине», их происхождение и взаимодействие
6. Задачи для формирования и совершенствования умений инавыков при обучении плаванию способом «кроль на спине»
7. Методы и приёмы обучения плаванию способом «крольна спине»
8. Задачи для развития двигательныхкачеств при обучении плаванию способом «кроль на спине»
Список использованных источников
1. Пояснительная записка
Плавание включено в учебную программу «Физическая культураи здоровье» для общеобразовательных учреждений. Материал программы предусматриваетпривитие школьникам прочных навыков плавания, овладение спортивными способами плавания«кроль на груди» и «кроль на спине», а также освоение прыжковв воду.
С I по IV классы плавание является одним из обязательных разделовпрограммы по физической культуре для общеобразовательной школы. На его изучениеотводится до 16 часов в I и II классах и до 24 часов в III и IV. За это время необходимоприучить детей к воде при помощи систематического купания и использования упражненийв воде, игр и забав, проводимых на мелкой части бассейнов или водоемов. Далее детейзнакомят с элементарными движениями рук и ног и техникой дыхания. Затем следуетосвоение облегченных координации и спортивных способов плавания кроль на груди икроль на спине.
С V по IX класс плавание включено в вариативный компонент программыпо физической культуре. Однако уроки по плаванию могут быть продолжены в тех школах,которые имеют возможность заниматься в бассейнах. Для каждого класса на изучениепрограммного материала отводится до 24 ч. Применяются упражнения на суше и водедля освоения техники способов плавания «кроль на груди» и «крольна спине», осуществляется изучение стартов, поворотов, а также прыжков в воду.Рекомендуется проплывание до 100 м любым способом.
В X и XI классе рекомендуется совершенствование техники способовплавания «кроль на груди» и «кроль на спине», прыжков в воду,преодоление дистанции 25-50 м любым способом без учета времени.
В каждом классе учащиеся должны полностью освоить материал программыдля развития физических качеств и выполнить учебные нормативы. На протяжении всегопериода обучения плаванию школьников им прививают навыки личной гигиены.
Таким образом, каждый школьник, изучивший программу по плаваниюдля средних школ, овладевает прочным навыком плавания.
Так же как и другие виды физических упражнений, плавание имеетсвои характерные особенности.
Первая особенность состоит в том, что пловец выполняет движенияв условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, т.е.не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможностичеловека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижностимногих частей тела в условиях водной среды, что, в свою очередь, содействует развитиюотдельных органов и систем организма.
Второй особенностью является относительная невесомость тела вусловиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды.Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическомуразвитию человека.
Третьей характерной особенностью плавания является горизонтальноеположение тела при выполнении физических упражнений. Работа ряда внутренних органов(сердце, печень, почки и др.) при таком положении тела во время циклических движенийзначительно облегчается.
Указанные особенности имеют большое значение для физическоговоспитания детей и подростков.
Плавание имеет также большое воспитательное значение. Овладениенавыком плавания сопровождается развитием таких физических качеств, как сила, быстрота,выносливость, гибкость и ловкость. Занятия плаванием создают благоприятные условиядля эстетического воспитания учащихся. Овладевая гармоническими движениями в процессеизучения спортивных способов плавания, дети учатся различать целесообразные, рациональные,экономичные движения, постигают их красоту. Развитию эстетических чувств способствуеттакже фигурное плавание, которое проводится с музыкальным сопровождением. [1, 5]
Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки.В процессе регулярных, правильно организованных занятий по совершенствованию техникиплавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований у пловцоввоспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициативность, трудолюбие,честность, упорство в достижении поставленной цели, смелость, чувство коллективизмаи товарищества.
He менее велико оздоровительное значение плавания. Очищая кожучеловека, вода способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Крометого, вода по сравнению с воздухом имеет более высокую теплопроводность, теплоемкость,плотность, в результате чего теплоотдача организма и давление на поверхность телачеловека при погружении резко возрастают. Это вызывает усиление деятельности различныхвнутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений,изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.
Так как во время плавания человек находится в условиях частичнойневесомости и в горизонтальном положении, позвоночник временно освобождается отобычных гравитационных нагрузок, что способствует росту детей.
Современная система занятий по плаванию обеспечивает юным пловцамгармоническое развитие мышечной системы и увеличение силы мышц. Это происходит благодарячередованию занятий в воде с физическими упражнениями, выполняемыми на суше. [2,5]
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма,и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильноорганизованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердцаи повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы.
При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыханияк ритму движения: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и одинвыдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц которымприходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на грудную клетку. Такая регулярная гимнастика дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а это,в свою очередь, вызывает увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкостилегких которая у ряда пловцов достигает 7 л и более.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральнойнервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляетсяуверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия воднойсреды и физических упражнений на организм ребенка.
Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая сменатемператур внешней среды вырабатывает защитную реакцию организма. В результате этогоповышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям. [5]
 2. Точное терминологическое и словесное описание плаванияспособом «кроль на спине»
Способ кроль на спине, как самый быстрый, вытеснил все остальныеспособы и занял главенствующее положение — в соревнованиях по плаванию на спинев настоящее время плавают исключительно кролем.
При плавании кролем на спине положение тела горизонтальное. Головазатылком лежит в воде так, чтобы ось головы была продолжением оси туловища. Ногиработают примерно так же, как и при плавании способом кроль на груди, т.е. производятчастые упругие нажимы на воду сверху вниз и снизу вверх. Ступни повернуты внутрьи совершенно свободны. Движение ноги снизу вверх выполняется более энергично, чемсверху вниз.
Руки по очереди свободно проносятся по воздуху через стороны,опускаются в воду несколько шире плеч и гребут. В начале гребка рука сгибается влучезапястном суставе и ладонью захватывает воду. Пальцы при этом свободно сомкнутыи несколько округлены.
Гребок несколько согнутой рукой выполняется с нарастающим ускорениемпо направлению к бедру. Ладонь проходит на глубине 15-30 см от поверхности воды. В первой фазе гребка (подтягивание) рука согнута в лучезапястном суставе длялучшей опоры о воду. По мере продвижения руки, когда фаза подтягивания переходитво вторую фазу гребка — отталкивание, ладонь отгибается, чтобы обеспечить лучшуюопору о воду.
По воздуху рука проходит несколько быстрее, нежели вторая — гребущая,и поэтому погружается в воду раньше, чем гребущая рука выйдет из воды. И здесь происходитзацепление, хотя и в меньшей степени, чем в кроле на груди.
Дыхание координировано с движениями рук: когда проносится надводой одна рука — делается вдох (через рот) когда проносится вторая рука — выдох(через нос или через рот и нос одновременно). Следует осуществлять полный выдох,который является необходимым условием для последующего полного вдоха. [1]3. Биокинематическая схема плавания способом «крольна спине»
На рисунке 1 изображен пловец, выполняющий гребок согнутой рукойс шестью ударами ног на каждый цикл движений рук. Для определения глубины гребкарукой смотри вид сбоку.

Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>
1.Леваярука входит в воду прямо за плечом. Первым погружается мизинец. Правая рука заканчиваетгребок и начинает движение вверх.
2.Количестводвижения, приобретенное во второй половине движения руки чад водой, вызывает погружениепрямой руки в воду. Правая кисть начинает движение вверх одновременно с левой стопой.Такое согласование движений наблюдается у большинства квалифицированных пловцов.
3.Праваярука выходит из воды, при этом запястье сгибается.
 
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>
1.Помере движения левой руки вниз и в сторону локоть начинает сгибаться. Правая стопанаходится в крайней нижней точке и готова начать движение немного внутрь и вверх.
2.Гребоклевой рукой продолжается. При этом увеличивается угол ее сгибания. Ладонь гребущейруки направлена почти прямо назад. Правая рука двигается вверх. Одноименная ноганачинает движение внутрь и вверх (по диагонали).
3.
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>
Левая рука проходит рядом с плечом, локоть максимально согнут(90°). Ладонь руки, выполняющей движение над водой, поворачивается в сторону.
4.Локотьгребущей руки начинает выпрямляться сразу же после того, как кисть пройдет рядомс плечом. Рука, выполняющая движение над водой и находящаяся над плечом, вращаетсятак, что ладонь оказывается направленной наружу. Пловец закрывает рот, чтобы в негоне попала вода, падающая с правой руки. В этот момент угол поворота тела достигаетмаксимума (40-45°).

Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>        />
1.Положениелевой кисти изменяется, ладонь проходит ближе к телу, чтобы начать отталкиваниепочти прямо вниз. Правая рука выполняет движение над водой.
2.Прямаялевая рука заканчивает гребок, ее ладонь находится на расстоянии 3-6 дюймов (6,5-13 см) под бедром. Движение кисти вниз способствует подъему правого плеча.
3.При входе правой рукив воду ладонь «смотрит» наружу; левая рука начинает движение вверх, приэтом ее ладонь направлена вниз. Многие пловцы при движении руки над водой выполняютвращение для того, чтобы ладонь оказалась повернутой внутрь, к средней линии тела.В этот момент руки не создают движущей силы.
 

Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>        />
/>
1.Леваярука выходит из воды вслед за одноименным плечом, правая погружается в воду, готовяськ захвату.
2.Когдалевая рука выходит из воды, прямая правая выполняет захват. Левая нога производитудар по диагонали вниз.
3.Уголсгибания руки становится видимым при её движении в сторону.
4.Усилиеправой кисти, находящейся напротив одноименного плеча, направлено назад. Благодарявращению тела левое плечо поднимается над водой.
5.Гребущаярука завершает половину своего движения. В этот момент бедра смещаются в противоположнуюсторону — это нарушает устойчивое положение тела. Равновесие может быть восстановленоударом ноги по диагонали вверх.
6.Леваянога продолжает выполнять удар вверх, в то время как правая рука начинает резкоедвижение вниз.
7.Придвижении левой руки над водой ее кисть поворачивается ладонью наружу, а правая- движется назад и вниз.
 
Рис.1 Техника плавания кролем на спине
/>
1.Когдаправая рука завершает гребок, левая выполняет движение под водой. Цикл движенийрук закончен. [4]
/>
4. Фазовый состав плавания способом «кроль на спине»
Движения руками и дыхание.
При плавании на спине движения руками играют ведущую роль, имкоординационно подчинены движения ногами и дыхание. Если спортсмен, лежа на скамейке,выполнит движение рукой, как во время гребка при плавании кролем на спине, то траекториядвижения кисти будет иметь вид кривой линии, изображенной на рис.2.
 
Рис.2Траектория движения кисти при имитациигребка рукой в кроле на спине
/>
Рассмотрим технику движений одной руки по фазам.
В фазе захвата кисть руки без остановки круто скользитребром ладони вперед-вниз и немного кнаружи. Ощутив ладонью давление встречногопотока воды, пловец начинает сгибать кисть, захватывая ею воду. Плечевой пояс поворачиваетсявслед за рукой, способствуя более глубокому захвату воды; плечевой пояс со стороныпротивоположной руки приподнимается над водой; голова спортсмена остается почтинеподвижной относительно продольной оси тела.
К концу фазы захвата кисть оказывается ниже плоскости спины.Глубина захвата достигает 25-30 см, а у некоторых пловцов — 40 см. Для того чтобы правильно выполнить глубокий захват, необходимо обладать хорошей подвижностью всуставах плечевого пояса.
Основная часть гребка делится на две подфазы: подтягиваниеи отталкивание.
Рука переходит к подтягиванию в момент смены направления движениякисти, связанного со сгибанием и вращением предплечья немного внутрь. Кисть движетсятеперь назад-вверх. Рабочие плоскости кисти и предплечья занимают почти строго фронтальноеположение, наиболее удобное для опоры о воду. Пловец начинает как бы подтягиватьсяк опоре за счет энергичного приведения плеча.
В первой половине гребка движение кисти является ведущим по отношениюк локтю — кисть как бы стремится догнать локоть. Как и в кроле на груди, пловцунеобходимо «удержать» локоть, т.е. оставить его развернутым вниз-в сторону,но не назад.
Во время подтягивания рука энергично сгибается в локтевом суставе,что позволяет хорошо опираться о воду ладонью и предплечьем. К концу подтягиванияугол сгибания руки в локтевом суставе достигает своей максимальной величины — примерно90-100°; опорные плоскости кисти и предплечья выходят почти строго во фронтальноеположение. В этот момент степень крена туловища также достигает своего максимума,после чего направление вращения туловища относительно продольной оси тела меняетсяна противоположное. [6]
Подтягивание переходит в отталкивание в момент, когда кисть вовремя гребка минует линию плечевого пояса. Отталкивание акцентируется по усилиями амплитуде рабочих движений.
Во время отталкивания плечо завершает приведение и разгибание,кисть и предплечье продолжают быстрое опорное движение до полного выпрямления рукив локтевом суставе. Завершается отталкивание захлестывающим движением кистью назад-внизладонью ко дну бассейна. В конце гребка кисть оказывается ниже бедра, примерно натой же глубине, что и в конце фазы захвата; без малейшей остановки она начинаетразворачиваться ладонью к бедру и скользящим движением направляется вверх для выходаиз воды.
Выход руки из воды осуществляется сравнительно быстрым,но плавным движением при минимальном сопротивлении воды. В этом движении рука выпрямленаи повернута ладонью к бедру, расслабленная кисть покидает воду большим пальцем вверх.Выходу руки из воды помогает крен тела на противоположный бок и активное приподниманиенад поверхностью воды плечевого пояса со стороны руки, завершившей гребок.
Во время движения над водой рука расслаблена и выпрямленав локтевом суставе. Это движение выполняется почти строго в вертикальной плоскостинад телом пловца, в едином ритме с гребком другой рукой. К моменту входа руки вводу ее движение по воздуху ускоряется.
Вход руки в воду завершает подготовку к очередному гребку.В этой фазе движений рука развернута ладонью кнаружи, кончики пальцев направленывниз. Рука входит в воду близко к продольной оси тела или на линии плеча. Тот илииной вариант входа руки в воду часто обусловлен степенью подвижности в плечевыхсуставах спортсмена. Рука должна войти в воду без брызг, мягко рассекая ее ребромкисти.
Согласование движений рук должно обеспечить непрерывность и плавностьтяговых усилий. Когда одна рука завершает гребок и выходит из воды, другая входитв нее и начинает захват. Рука, выполняющая движение по воздуху, входит в воду накакое-то мгновение раньше, чем кисть другой завершит опорное захлестывающее движениев конце гребка, В этот момент руки занимают прямо противоположное положение, пловецощущает давление воды обеими ладонями и как бы передает гребок с одной руки на другую.
Дыхание чаще всего согласовывается с полным циклом движений однойруки. Например, в конце движения по воздуху и входа в воду левой руки выполняетсявдох; во время гребка, выхода из воды и начала проноса по воздуху этой же руки- небольшая задержка дыхания (она может отсутствовать) и выдох. Законченный дыхательныйцикл приходится в этом случае на два гребка руками — по одному гребку левой и правойрукой. [6]
Движения ногами
Основная роль движений ногами при плавании на спине — удержатьтело спортсмена в обтекаемом положении, усилить отдельные фазы гребка руками, атакже непосредственно внести свою долю в создание сил, продвигающих пловца вперед.Ноги выполняют, как отмечалось выше, попеременные движения вверх и вниз. В движениявовлечены бедра, голени, стопы (рис.3).
Рис.3Техника движений ногами при плавании кролемна спине
/>
Амплитуда движений бедер умеренная, степень сгибания ног в коленныхсуставах несколько больше, чем при плавании кролем на груди, стопы расслаблены.Пловцы стараются удержать бедра у поверхности воды, а движения стопами выполнятьв ее толще. Слишком мелкие движения стопами у поверхности воды малоэффективны.
Основная рабочая фаза — движение стопы снизу вверх (удар вверх).Движение ноги в это время носит захлестывающий характер. Как и в плавании кролемна груди, здесь отмечается обгон бедром голени и стопы: в то время как сто па еще движется вверх, бедро начинает энергичноедвижение вниз (положения 3 и 4 на рис.3). Это помогает выполнить захлестывающийудар стопой вверх, опереться о воду бедром и удержать таз у поверхности воды в сравнительновысоком положении.
Ритм движений ног подчинен ритму движении рук. Продолжительностьодного движения ноги вниз-вверх составляет в шести-ударном кроле на спине примерноодну треть времени полного цикла движения рук.
Общее согласование движений.
Наиболее рациональным вариантом общего согласования движенийявляется шестиударный кроль на спине. Схема согласования движений, обобщенные фазыцикла и граничные позы пловца при плавании этим вариантом техники приведены на рис.4.Как и при плавании кролем на груди, основу техники составляют непрерывно чередуемыегребки руками. Им координационно подчинены все остальные движения. Рассмотрим обобщенныефазы полного цикла движений при плавании шестиударным кролем на спине.
Предварительная фаза цикла должна обеспечить плавный разгон звеньевтела и выведение опорных плоскостей руки, начинающей гребок, в оптимальное для взаимодействияс водой положение. Одна рука (в 1-м полуцикле на рис.4 это правая рука) активновыполняет захват воды, другая выходит из воды и начинает движение по воздуху. Кначалу выполнения данной фазы тело пловца находится в хорошо обтекаемом положении,крен туловища отсутствует (линия плечевого пояса параллельна поверхности воды).По мере выполнения захвата воды туловище пловца плавно поворачивается в сторонугребковой руки, помогая гребковому движению. Одноименная гребковой руке стопа совершаетэнергичный удар вверх (в нашем примере это первый удар правой стопой).
Главная фаза цикла выполняется за счет приведения и разгибанияплеча гребковой руки. Это наиболее мощная часть гребка. Кисть гребковой руки движетсяпо криволинейной траектории вверх-назад-вниз и развернута ладонью почти строго назад.Пловец стремится продвинуть себя вперед за счет гребка рукой, выполняемого в единомритме с маховым движением другой руки над водой. В 1-й половине главной фазы повороттуловища относительно продольной оси достигает максимума, затем туловище с ускорениемначинает вращение в противоположную сторону.
 
Рис.4Схема согласования движений, обобщенные фазыцикла и граничные позы пловца при плавании кролем на спине.
Обобщенные фазы цикла: I — предварительная, II — главная,III — заключительная. Фазы движений рук: 1 — захват, 2 — подтягивание, 3 — отталкивание, 4 — выход из воды, 5 — движение над водой, 6 — вход в воду
/>
2-я половина главной фазы выделяется по усилиям и амплитуде движений.На эту часть фазы приходится завершение удара вверх стопой одной и начало ударавверх стопой другой ноги (в нашем примере это второй и третий удары). Во 2-й половинефазы внутрицикловая скорость достигает наибольшей величины.
Заключительная фаза цикла кратковременна. Спортсмен завершаетгребок захлестывающим движением кисти и предплечья вниз-назад (плечо гребковой рукиостается в этот момент как бы фиксированным вдоль туловища), одновременно посылаетвперед другую руку, входящую в воду, растягивая мышцы спины и груди к началу очередногогребка. Выполнить эти движения помогает окончание захлестывающего удара ногой вверхна стороне тела, противоположной руке, погрузившейся в воду. В заключительной фазецикла пловец как бы передает гребок с одной руки на другую. Его тело принимает ровное(крен туловища отсутствует), хорошо уравновешенное и обтекаемое положение с минимальнымуглом атаки. В это же время выполняется, как правило, основная часть вдоха. [6]
 5. Силы, вызывающие плавание способом «кроль наспине», их происхождение и взаимодействие
Способы плавания основаны на взаимодействии пловца с водой, прикотором создаются силы, продвигающие его в воде и удерживающие на ее поверхности.Взаимодействие возникает вследствие погружения тела в воду и активных движений пловца.Специфические особенности биодинамики плавания связаны с тем, что силы, тормозящиепродвижение, значительны, переменны и действуют непрерывно. У пловца нет постояннойопоры для отталкивания вперед. Она создается во время гребковых движений. В настоящейглаве излагаются условия создания сил и движущих, и тормозящих, а также механизмгребковых действий пловца, направленных на более эффективное передвижение в воде.
Взаимодействие тела пловца с водой.
Погружение в воду обусловливает возникновение сил статическоговзаимодействия (выталкивающая сила). Активные движения пловца и продвижение егов воде вызывают силы динамического взаимодействия (лобовое сопротивление, подъемныесилы). Следовательно, положение тела пловца в воде и его движения обусловливаютвсю совокупность сил, которые решающим образом определяют эффективность плавания.
Статическое действие водной среды.
Силы, приложенные к плавающему телу.
Погруженное в воду тело пловца находится поддействиемпогружающей и выталкивающей сил; при их равенстве тело не всплывает и не тонет.
Погружающая сила — это сила тяжести тела, направленная вниз иприложенная к его ОЦТ. Выталкивающая сила возникает по закону Архимеда: она обусловленаразностью давлений воды на нижнюю и верхнюю поверхности погруженного тела. Повеличине она равна весу воды в объеме погруженной части тела. При более глубокоми полном погружении выталкивающая сила растет. По мере поднимания над водой частейтела (например, во время движения руки по воздуху перед гребком) выталкивающая силауменьшается. Она направлена снизу вверх и приложена к центру объема тела, если всетело полностью погружено в воду. Если тело погружено в воду не полностью, то выталкивающаясила приложена к центру объема погруженной части всего тела.

Рис.5. Уравновешивание тела пловца в воде: а — отсутствиеравновесия; б — уравновешенное положение; в — образование тяговой силы; г — образование скорости гребущей поверхности (действия) на воду
/>                   />
/>    />
/>    />
Таким образом, погружающая сила постоянна по величине, но меняетточку приложения при изменении позы. Выталкивающая сила изменяет и свою величину,и точку приложения в зависимости от погружения тела в воду и его позы. [3]
Уравновешивание тела пловца в воде.
Тело пловца в воде уравновешено, когда погружающая и выталкивающаясилы равны по величине и их действие направлено по одной линии.
Если погружающая и выталкивающая силы приложены не по одной линии,то они образуют пару сил (рис.5, а).Обычно ОЦТ тела пловца (при положениина спине с вытянутыми вдоль туловища руками) расположен ближе к ногам, чем центробъема вытесненной воды (центр давления — ЦД). В этом положении нижняя часть телаопускается вниз. Чтобы сохранить горизонтальное положение (уравновеситься), следуетруки вытянуть за головой, что переместит ОЦТ тела пловца к головной части тела(рис.5, б). Если в этой позе ноги опускаются вниз, можно приподнять кисти и предплечьянад водой, в результате ЦД переместится к ногам, но тогда выталкивающая сила можетоказаться меньше погружающей и пловец, уравновесившись, уйдет в воду глубже.
Кроме того, следует учесть, что в случае, когда ОЦТ тела пловцарасположен по вертикали выше, чем центр объема погруженной части тела, возникаетнеустойчивый вид равновесия: малейшее отклонение вызовет поворачивающую пару сил.На условия равновесия влияют также дыхательные движения, изменяющие объем тела.
Таким образом, плавучесть тела, уравновешивание его в воде зависитот множества причин.
Человек, умеющий плавать, удерживается на воде не только вследствие«пассивной плавучести», но и благодаря многим автоматическим малозаметнымдвижениям, изменяющим условия статической плавучести и добавляющим действие подъемныхсил. [3]
Динамическое взаимодействие тела пловца с водой.
Силы давления и трения в потоке.
Динамическое взаимодействие при относительном движении пловцаи воды обусловлено разностью давлений, а также трением между телом и пограничнымислоями воды.
Разность давлений при движении тела в воде возникает вследствиеизменений в самой воде.
Различают линии тока, в каждой точке которых скорость частицыводы направлена по касательной. Линия тока характеризует скорость разных частицводы в одно и то же мгновение. Не следует смешивать с линиями тока траектории частицводы: скорость частицы воды всегда направлена по касательной к ее траектории, однакотраектория — это след одной частицы в последовательные моменты времени, а линиятока характеризует движение разных частиц в один и тот же момент времени. Именнолинии тока и характеризуют изменения в потоке воды, которые создают разность давлений.
В невозмущенном потоке (ламинарное течение) линии тока, обтекаятело, не возвращаются обратно. В возмущенном потоке (турбулентное течение) возникаютзавихрения. По закону Бернулли там, где скорость потока больше, давление, перпендикулярноепотоку, меньше. При обтекании тела поток перед ним замедляется (поджатие), создаетсяобласть повышенного давления воды на тело. Сзади тела поток отрывается от тела,возникают завихрения, разрежение, создается область пониженного давления воды натело.
Разность давлений обусловливает лобовое сопротивление воды. Этасила направлена одинаково с потоком, и именно в ту же сторону. Уменьшение площадинаибольшего поперечного сечения тела и улучшение обтекаемости (формы тела) снижаютлобовое сопротивление. В невозмущенном потоке оно меньше, чем в возмущенном.
Разность давлений обусловливает и так называемую подъемную силупри положении тела под острым углом к направлению потока. Подъемная сила направленаперпендикулярно потоку. Это понятие аэродинамики: действуя на крыло самолета, этасила поддерживает его против силы тяжести. При движении всего тела пловца в водепод тем или иным «углом атаки» подъемная сила действительно направленавверх против погружающей силы. Возникающая в гребковых движениях так называемаяподъемная сила чаще всего имеет направление, невертикальное, да и к тому же меняющееся,поэтому целесообразнее называть ее по смыслу действия — нормальная (перпендикулярнаянаправлению потока) реакция воды (рис.5, в).
Эта сила совместно с лобовым сопротивлением дает равнодействующую- полную реакцию воды. Составляющие этой силы, вертикальные относительно Земли,правильно называть поддерживающими силами, а горизонтальные — тяговыми силами, посколькуони определяют возможности продвижения пловца вперед.
Давление набегающего потока воды больше, чем давление с противоположнойстороны тела в сходящем потоке. Разность повышенного и пониженного давлений обусловливаетдинамическое действие воды, т.е. лобовое сопротивление и нормальную реакцию воды,а следовательно, и их равнодействующую, полную реакцию воды. Последняя, давая двесоставляющие (поддерживающая и тяговая силы), обусловливает уравновешивание телав воде по вертикали и продвижение тела пловца вперед относительно гребущей руки.Скорости пловца и гребка совместно обусловливают скорость действия на воду (рис.5,г).
Сама по себе тяговая сила не продвигает пловца вперед. Гребущиезвенья и остальные части тела движутся относительно друг друга в воде в противоположныхнаправлениях. В конечном счете, движения остальных частей тела вперед относительноводы больше, чем движения гребущих звеньев назад. И те и другие движения вызванытягой мышц, направленной на движение против сил реакции воды.
Таким образом, создаваемая разность давлений влияет на величинулобового сопротивления и нормальной реакции воды, а в целом на полную реакцию водыи, следовательно, на тяговую силу.
Трение между телом и водой возникает вследствие неровностей поверхноститела и действия молекулярных сил сцепления. Сила трения влияет на лобовое сопротивление,а через него и наполную реакцию воды.
С повышением скорости тела относительно воды, увеличением площадилобового сечения, ухудшением обтекаемости увеличивается полная реакция воды. [3]
Механизм динамического взаимодействия пловца с водой.
При выполнении гребковых движений создается разность встречныхи попутных реакций воды, что позволяет продвигать тело пловца вперед относительногребущих звеньев и стенки бассейна.
В наиболее быстрых гребковых движениях (рукой в кроле) скоростьих примерно в 3 раза выше, чем скорость продвижения тела вперед. Поперечное сечениегребущих звеньев меньше, чем у тела пловца, но разница в скоростях вследствие квадратичнойзависимости от них реакции воды обусловливает силы тяги более значительные, чемсилы сопротивления.
При всех гребковых движениях (за исключением движений ног в кроле)гребущие звенья движутся относительно остальных частей тела назад. Это значит, чтоостальные части тела движутся относительно гребущих звеньев вперед. В начале гребковогодвижения пловец плывет по дистанции с известной начальной скоростью. Вследствиегребка туловище продвигается вперед со скоростью большей, чем начальная. Гребущиезвенья движутся относительно туловища назад и проходят в воде путь назад от местаначала гребка. При этом они движутся относительно туловища быстрее, чем относительноводы.
Таким образом, механизм динамического взаимодействия пловца сводой основан на изменениях сопротивления воды, вызываемых в первую очередь скоростьюдвижения частей тела относительно воды.
Гребковые движения.
На эффективность гребковых движений влияют форма и ориентациягребущих звеньев, а также их траектории и распределение усилий.

Рис.6. Ориентация и траектория кисти при гребке: а — гребокпод углами 90 и 45° к потоку (по Н.П. Гарбузу); б — изогнутые траектории (по Д.Каунсилмену)
/>
Изогнутая форма гребущих поверхностей и определенная угловаяориентация их к потоку повышают эффективность гребка.
Определенная изогнутость гребущих поверхностей дает положительныйэффект. Так, кисть и стопа в кроле характеризуются вогнутостью гребущих поверхностей.Рука в кроле также характерно изогнута, как и нога в коленном и голеностопном суставахпри захлестывающем движении.
Ориентация гребущей поверхности кисти перпендикулярно потокудолжна была бы создать благодаря наибольшей площади поперечного сечения наибольшеедавление. Однако измерения показали, что поворот кисти внутрь до угла в 45° хотяи уменьшает площадь поперечного сечения, но силу давления увеличивает. Оказалось,что причина увеличения давления в резком расширении области пониженного давлениясзади гребущего звена (рис.6, а).
Траектории звеньев и распределение усилий.
Выбор траекторий звеньев определяется задачей создания наибольшихреакций воды с приложением наибольших мышечных усилий в моменты их наибольшей эффективности.
Некоторые отклонения траекторий от передне-задней вертикальнойплоскости, т.е. в стороны, более выгодны, чем строго плоское движение.
По ходу гребка наблюдается неравномерность распределения усилий.Это зависит от поочередного включения в работу мышечных групп и меняющихся условийактивности каждой из мышц, а также от изменения гидродинамических условий. Нецелесообразноприложение больших усилий на тех отрезках траектории, где они мало помогают продвижениювперед. Чтобы узнать, на каких участках траектории возникают наибольшие «продвигающие»реакции, надо делать точные измерения. Если измерять давление только в зоне егоповышения и не получать данных о зоне разрежения, т.е. о разности давлений, можнополучить неверный результат.
Механизм гребковых движений.
Целесообразно выбирая величину и ориентацию гребковых поверхностей,рациональные траектории работающих звеньев и оптимальное распределение мышечныхусилий, в каждом способе плавания строят форму и характер гребковых движений, ихритм и темп.
Гребковые движения руками.
Учитывая поверхности звеньев руки и линейные скорости их движенияпри гребке, установили, что наибольший эффект дает кисть руки (рис.7, а).Принекотором сгибании руки в локтевом суставе, а также сгибании и некотором отведенииплеча в плечевом суставе создается характерная изогнутая форма руки с более отвеснымположением в воде предплечья и кисти (высокое положение локтя) (рис.7, б). Надополагать, что это положение, увеличивая поперечное сечение кисти и предплечья, способствуетусилению гребка.

Рис.7.Гребковые движения руками: а — эффективность гребущих поверхностей (по Н.А. Бутовичуи В.И. Чудовскому); б — высокое положение локтя (по Д. Каунсилмену)
/>
Гребковые движения руками во всех способах плавания имеют основноенаправление спереди назад. В большей или меньшей степени траектории кисти направленыи поперечно (винтовые движения). Кисть гребущей руки при косом направлении гребканередко повернута относительно потока (угол атаки отличен от 90°), что увеличиваеттяговую составляющую полной реакции воды. Вместе с тем удлинение пути гребка (звеноперемещается не кратчайшим путем) увеличивает его продолжительность. В результатевозрастает импульс тяговой силы.
Ритм движений руками складывается из соотношений времени движенияруки по воздуху и времени гребка, из соотношений длительностей фаз движений рукойво время гребка, а также из согласования движений руками при попеременных гребках(кроль).
За последние годы отмечается увеличение частоты гребковых движений,повышение их темпа. Однако это повышение должно иметь разумный предел. Дело в том,что удлинение траекторий кисти и замедление их продвижения в воде при возросшихтяговых силах требуют большей длительности гребкового движения. Излишне высокийтемп гребков препятствует использованию этой особенности современного гребка.
Гребковые движения ногами.
В кроле наибольшие тяговые силы возникают в результате гребковыхдвижений стопами. При движениях ногами в кроле, преимущественно в вертикальном направлении,участие их в движениях спереди назад намного меньше, чем в брассе и дельфине.
Для гребковых движений ногами также характерны изогнутые гребущиеповерхности и траектории, существенно отличающиеся от плоских.
Ритм движений в основном зависит от соотношений длительностейфаз движений ногами (подготовительных и рабочих, ускоренных и замедленных, акцентированныхгребков и др.). В кроле встречаются шестиударный и двухударный варианты (на болеедлинные дистанции), а также промежуточные варианты. [3]
 6. Задачи для формирования и совершенствования уменийи навыков при обучении плаванию способом «кроль на спине»
1. Создать зрительное представление о технике плавания способом«кроль на спине» и сообщить сведений о его спортивном, прикладном и оздоровительномзначении путем демонстрации, показа и рассказа.
2. Ознакомить с положением тела, дыханием, формой и характеромгребковых движений плавания способом «кроль на спине».
3. Научить принятию и сохранению положения тела при плаванииспособом «кроль на спине».
4. Научить дыханию при плавании способом «кроль на спине».
5. Научить движениям ногами при плавании способом «крольна спине».
6. Научить движениям руками при плавании способом «крольна спине».
7. Научить согласованию движений при плавании способом«кроль на спине» в следующем порядке:
согласование движений ног с дыханием;
согласование движений рук с дыханием;
согласование движений ног, рук и дыхания;
плавание с полной координацией движений.
8. Закрепить и совершенствовать технику плавания способом«кроль на спине». [6]
 7. Методы и приёмы обучения плаванию способом«кроль на спине»
 
Словесные методы.
Описание используется для создания предварительного представленияо плавании способом «кроль на спине». Описываются наиболее характерныеего элементы без объяснения, почему надо делать так.
Объяснение отвечает на основной вопрос, почему надо делатьтак, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебномуматериалу.
Пониманию сущности движения помогает подсказ занимающимся ощущений,которые должны возникать при правильном выполнении упражнения (например, «опиратьсяладонью или стопой о воду как о плотный предмет»).
Разбор игры или подведение итогов урока проводится послевыполнения какого-либо задания. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполненииупражнений, нарушений правил игры и др. нацеливают учеников на корректировку своихдействий.
Указание чаще всего носит методический характер, акцентируявнимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которыхдает возможность затем выполнить упражнение в целом. Методические указания даютсядля предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, вовремя и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения,разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которыедолжны возникать при этом. Например, при выполнении скольжения на спине даются указания:«поднять выше живот», «на воде нужно лежать, а не сидеть»; приосвоении техники плавания: «ты должен чувствовать, как от каждого гребка непрерывно,безостановочно продвигаешься вперед».
Команды и распоряжения применяются для управления группойи процессом обучения. Урок плавания как на суше, так и в воде проводится под командупреподавателя.
Подсчет применяется для создания необходимого темпа иритма выполнения движений, а также для мобилизации внимания на отдельных ключевыхмоментах техники выполняемых упражнений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками,односложными указаниями. Например, при изучении движений ног кролем — «раз-два-три,раз-два-три» и т.д.; при освоении выдоха в воду — короткое «вдох»и длинное «вы-ы-дох». [6]
Наглядные методы.
Показ техники плавания способом «кроль на спине»в целом применяется на протяжении всего курса обучения плаванию. Показ техники плаваниядолжен проводиться только квалифицированным пловцом перед занятием в воде, когдагруппа находится на суше и имеет возможность видеть движения пловца сбоку, спередии сзади, а также слышать сопутствующие объяснения педагога. Демонстратор по егозаданию подчеркивает наиболее существенные детали техники, показывает их в медленномтемпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальнымприложением усилий.
Наряду с целостным показом техники плавания производится показучебных вариантов техники с разделением движения на отдельные части. При показеотдельных частей движения выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняютсяупражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основныхфазах гребка) и т.д.
Показ учебных вариантов техники на суше проводится педагогом,а показ в воде — занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение.Показ осуществляется не только до начала занятия, когда группа находится на суше,но и во время основной части урока.
Учебные наглядные пособия — рисунки, плакаты, кинограммы- применяются при необходимости концентрации внимания занимающихся на статическихположениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такиедетали техники или упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направлениедействия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгибания рук и ногв суставах при выполнении гребковых движений; основные исходные положения при выполненииключевых упражнений для изучения техники плавания).
Кинограммы и кинокольцовки позволяют многократно показыватькак отдельные элементы учебной техники, так и технику спортсменов высокой квалификации.Возможность показа техники в разных плоскостях, в крупном плане, в замедленном темпеи с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное дидактическое воздействие.
Жестикуляция значительно повышает эффективность обученияплаванию. Условия работы в бассейне — повышенный шум, возникающий при выполненииупражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др., — затрудняют восприятиекоманд и указаний педагога. Поэтому преподавателями, тренерами по плаванию применяетсябольшой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих установить более тесныйконтакт с группой.
Практические методы.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократнымвыполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки,которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке,их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыхамежду упражнениями и др. Изучение техники плавания проводится путем многократноговыполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плаванияв целом, т.е. применяются два метода разучивания — по частям и в целом.
Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчаетосвоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целомсокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техникирасширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося.
Основу метода разучивания по частям составляет система подводящихупражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоениюспособа плавания в целом.
Необходимость этих упражнений обусловлена спецификой плавания:выполнение упражнений в непривычной среде и при непривычном горизонтальном положениитела; затрудненные условия общения педагога и группы по сравнению с условиями вдругих видах спорта; освоение циклических движений с большой амплитудой.
Применение подводящих упражнений позволяет постепенно увеличиватьтрудность движения, усложняя условия его воспроизведения (сначала на суше, потомв воде; сначала с опорой, затем без опоры); изменяя исходное положение (сначаластоя, потом лежа); увеличивая динамичность (сначала на месте, потом в движении).
Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полнойкоординацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различнымивариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапахосвоения способа плавания после изучения его элементов по частям. Совершенствованиетехники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений.
Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляетсяв облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезковс задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка;плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другиеупражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плаваниев обычных условиях, постепенно переходя на плавание с полной координацией движений.
Соревновательный и игровой методы. У этих методов естьмного общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышенияэмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательноепредварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектомсоревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие:в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном егонет.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в результате предельной мобилизации своихвозможностей;
2) умение показывать максимальный уровень физической и психическойподготовленности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требованияк морально-волевым качествам, содействуя воспитанию воли, настойчивости, самообладанияуже на первых занятиях в бассейне.
Игровой метод. Для него характерны:
1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правилигры;
2) вариативное применение полученных умений и навыков в связис изменяющимися условиями игры;
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решенияв игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально-волевыхкачеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а такженаходчивости, смелости, воли к победе и др.
Применение дополнительных ориентиров. На первых урокахплавания, пока новичок еще не умеет открывать глаза в воде, необходимо научить егоопределять положение тела и головы по отношению к поверхности воды и дну бассейна,для чего используются ориентиры типа верх-низ. На последующих этапах освоения сводой необходимо определять направление движения своего тела вперед-назад, вправо-влевои т.д. Для этого пригодны все предметы, ориентируясь на которые новичок может определить,в какую сторону и сколько он проплыл. Это могут быть бортик бассейна, дорожки, лестницыи др.
При освоении упражнений (например, формы, характера и амплитудыдвижения), согласовании движений рук и дыхания рекомендуется ориентировать движенияконечностей по отношению к собственному телу. Так, при плавании на спине для выполненияэффективного гребка с большой амплитудой дается указание грести рукой до бедра,коснуться его, после чего вынуть руку из воды; для правильного согласования движенийрук кролем с дыханием дается задание в конце гребка дотронуться до бедра рукой,одновременно выполнив вдох.
Непосредственная помощь преподавателя. Виды помощи, оказываемойпедагогом ученикам, имеют разный характер. Он помогает занимающемуся, сопровождаявыполнение упражнения подсчетом с эмоциональной интонацией, подбадриванием и т.д.
Особое место занимает непосредственная помощь педагога, когдаон и ученик действуют совместно. Такая ситуация возникает при выполнении упражнения,когда нужно уточнить деталь техники или исправить ошибку ученика. Для этого занимающийсяс помощью педагога несколько раз воспроизводит движение, фиксирует нужное положениетела или конечностей, имитирует упражнение. Такого рода помощь ученику при обученииплаванию педагог оказывает только на суше. [6]
 8. Задачи для развития двигательных качеств при обученииплаванию способом «кроль на спине»
1. Повышать общий уровень развития силы, выносливости, быстроты,гибкости, ловкости и на основе этого создать функциональную базу для спортивногосовершенствования.
2. Совершенствовать силу мышц, участвующих в выполнении гребков.
3. Совершенствовать специальную аэробную и анаэробную выносливость.
4. Совершенствовать скоростные способности мышц несущих нагрузкупри плавании способом «кроль на спине».
5. Совершенствовать подвижность в плечевых и голеностопных суставах.
6. Совершенствовать координационные способности (чувство положениятела в воде, способности к дифференциации мышечных усилий). [6]
Список использованных источников
1. Бутович Н.А., Логунова О.И. Плавание М., «Физкультура и спорт»,1959. — 189 с., ил.
2. Бутович Н.А., Чудовский В.И. Кроль — быстрейший способ плавания М.,«Физкультура и спорт», 1968. — 127 с.
3. Донской Д.Д. Биомеханика. Учеб пособие для студентов фак. физ. воспитанияпед. ин-тов.М., «Просвещение», 1975. — 239 с., ил.
4. Каунсилмен Д. Наука о плавании (пер. с англ.) М., «Физкультураи спорт», 1972. — 429 с., ил.
5. Никитский Б.Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитанияпед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание». — М.: Просвещение, 1981.- 304 с., ил.
6. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. /Под ред. Н.Ж.Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 288 с., ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО Индекс
Реферат Волинська земля у складі Галицько Волинського князівства
Реферат Iv всероссийская конференция «Профилактика и реабилитация заболеваний оргаНов пищеварения» X конференция гастроэнтерологов юга россии
Реферат Роль толкования права в правоприменении и правотворчестве
Реферат Исполнительные и логические устройства
Реферат Зубные пасты
Реферат Анализ предприятия ГOАО ПТУ ШАХТЁРСКПОГРУЗТРАНС
Реферат Биологическая природа человека
Реферат Управление финансовым состоянием предприятия на основе финансового анализа
Реферат Особенности выбора расходомера
Реферат Paul Essay Research Paper Everything You Ever
Реферат Strategic Analysis Of Emc Corp Essay Research
Реферат Методика расчета налоговой нагрузки
Реферат Прогнозирование временных рядов
Реферат История журналистского расследования на исторические темы на примере газеты «Совершенно секретно»