Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий

Внастоящее время в нашей стране увеличивается заболеваемость среди детского ивзрослого населения, сокращается продолжительность жизни, что во многомобусловлено сложными экономическими и экологическими условиями. Влияние данныхфакторов на развитие человека привело к серьезным последствиям, и прежде всего крезкому возрастанию количества детей с аномалиями в физическом и психическомразвитии. По данным ряда авторов [3, 4, 10], среди школьников России такие детисоставляют 70-80 %. По нашим данным, школьников, имеющих отклонения только всостоянии опорно-двигательного аппарата, в Ульяновске и области насчитывается61,6 % [11]. Сегодня лишь 4 -10 % выпускников общеобразовательных школ могутсчитаться абсолютно здоровыми [8].
Всвязи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельныхкомпонентов здоровья и проведения различного рода профилактических мероприятий.Современный уровень развития вычислительной техники создает благоприятныеусловия для решения данной проблемы.
Намиразработаны и внедрены компьютерные программы, обеспечивающие оценку икоррекцию физического состояния и функциональных возможностей организма. К нимотносятся следующие:
1)программа по оценке и коррекции морфофункционального развития школьников;
2)компьютерная программа по оценке физической работоспособности;
3)программа по оценке и коррекции физического здоровья школьников;
4)компьютерная программа по оценке и коррекции физической подготовленностишкольников.
Перваяпрограмма позволяет выполнять центильную оценку отдельных показателейфизического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, кистевойдинамометрии, жизненной емкости легких) и сердечно-сосудистой системы (частотысердечных сокращений, артериального давления) школьников. Кроме того,разработанная программа позволяет рассчитывать и давать качественную оценкудвойного произведения, весо-ростового и жизненного индексов. На основевведенных данных программа выполняет интегральную оценку физического развития,оценивает степень его гармоничности, определяет состояние физиометрическихфункций и гемодинамических показателей. Для каждого обследуемого школьникакомпьютерная программа предлагает индивидуальные рекомендации по организациисамостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола,уровня физического развития. В программе двигательной активности, рассчитаннойна восемь недель, учитываются следующие условия: количество физкультурныхзанятий в неделю; продолжительность одного занятия; оптимальный пульсовойрежим; метод выполнения упражнений; средства физического воспитания. Крометого, программа позволяет сохранять полученные результаты в специальнойкомпьютерной базе данных; проводить их статистическую обработку (с определениемсредней арифметической, среднего квадратического отклонения и другихстатистических параметров); выводить на монитор список всех школьников,участвовавших в исследованиях; осуществлять оперативный поиск обследуемого поего фамилии; систематизировать исследуемых школьников в зависимости отвозраста, пола, уровня физического развития, наличия отклонений в состояниисердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, степени развитиягемодинамических, физиометрических функций и многих других признаков;осуществлять отчеты по всем имеющимся в базе данных показателям в видеколичественных и процентных величин; выполнять печать промежуточных и конечныхрезультатов исследования.
Программапо оценке и коррекции морфофунк ционального развития использовалась приисследовании физического развития свыше 15 000 школьников г. Ульяновска,проведенном Областным врачебно-физкультурным диспансером (ОВФД). Полученныепоказатели сравнивались с аналогичными данными обследований, проведенных ОВФД в1992 --1993 гг. [9]. Сравнительный анализ проводился с учетом возраста и пола.
Средниепоказатели длины тела, отражающие особенности пластических процессов, которыепротекают в организме человека [2, 12], по сравнению со всеми остальнымирассматриваемыми показателями физического развития претерпели изменения внаименьшей степени. Так, наиболее заметное снижение данного показателя выявленоу юношей в 17 лет (на 3,7 см) и у девочек в возрасте 7 лет (на 1,1 см). Посравнению с показателями 1992 — 1993 гг. в 1996 — 1998 гг. у мальчиков идевочек в возрасте 7 — 11 лет происходит незначительное снижение длины тела (умальчиков от 0,14 до 0,7 см, у девочек от 0,36 до 1,1 см). Затем в подростковомвозрасте (от 12 до 14 лет) выявлено очень небольшое увеличение длины тела (небольше, чем на 1 см). В старшем школьном возрасте эта величина вновьуменьшается.
Такойпоказатель, как окружность грудной клетки (ОГК), каждый год оставалсяпрактически на одном уровне. Изменения в 1996 — 1998 гг. по сравнению с 1992 — 1993 гг. очень незначительны. У школьниц этот показатель в среднем вырос на0,53 %, у школьников мужского пола выявлено снижение примерно на такую жевеличину — на 0,52 %. Один из наиболее важных показателей физического развития- масса тела. Сравнительный анализ показал, что данный антропометрическийпоказатель за последние годы имеет незначительную тенденцию к снижению ушкольников как мужского, так и женского пола. В любом школьном возрасте весснижался не более чем на 1 кг. В среднем снижение массы тела у школьницсоставило 2,96 %, у школьников — 3,11 %.
Вызываюттревогу снижение показателей ЖЕЛ, силы правой и левой кисти. Так, величина ЖЕЛ,характеризующая функцию внешнего дыхания, по сравнению с аналогичнымирезультатами 1992 — 1993 гг. значительно снизилась: у школьников мужского поламинимальное снижение данного показателя наблюдалось в 8 лет (11,4 %),максимальное — в 17 лет (20,9 %); у школьниц минимальное снижение — в 7 лет(7,3 %), максимальное — в 17 лет (19,4 %). Причем у школьниц выявленонарастающее снижение данного показателя с возрастом.
Показателимышечной силы свидетельствуют о максимальном проявлении произвольного усилия,которое может развить группа мышц при определенных условиях, и служатсущественным дополнением при оценке физического развития. При изучениисравнительных данных кистевой динамометрии, характеризующих силу мышц — сгибателей правой кисти, было отмечено еще более резкое снижение показателей(по сравнению с ЖЕЛ). По каждому возрасту оно составило в среднем: у школьников- на 22,3 %, у школьниц — на 19,5 %. Аналогичные данные были получены и прианализе силы мышц левой кисти: у школьников по каждому возрасту снижение всреднем на 21,7 %, у школьниц — на 20,1 %.
Сравнительныйанализ отдельных показателей физического развития школьников нашего регионасвидетельствует о том, что процесс акселерации, хорошо заметный в серединетекущего столетия, в 90-е годы прекратился. Основные показатели физическогоразвития (длина и масса тела, ОГК) имеют тенденцию к незначительному снижению.Особую тревогу вызывает резкое снижение таких показателей, как ЖЕЛ и силакистей рук, которое, на наш взгляд, связано со снижением двигательнойактивности школьников и неблагоприятными социально-эконо мическими изменениями,происходящими в нашей стране. Тяжелое состояние нашей экономики привело кпадению материального благосостояния населения, к снижению качества питания, кухудшению материальной базы медицинских учреждений.
Втораякомпьютерная программа предназначена для исследования такого важного компонента«динамического здоровья», как физическая работоспособ ность. В основуданной программы положена общепринятая функциональная проба PWC170 [5],действующая по принципу Сьёстранда [13]. Для реализации предложенной программынеобходимы показатели велоэргометрии или степэргометрии и реакции ЧСС на двенагрузки — в зонах умеренной и большой мощности. Программа позволяет определитьотносительную и абсолютную величины PWC170; прогнозировать величинумаксимального потребления кислорода, объем сердца, максимальный ударный объемкрови; сохранять в памяти ЭВМ результаты проведенных исследований;систематизировать полученные данные по возрастным, половым, спортивнымпризнакам; распечатывать результаты проведенных исследований.
Воснову компьютерной программы по оценке и коррекции физического здоровьяшкольников была положена методика Г.Л.Апанасенко и соавт. [1], суть которойзаключается в создании формализованной (в баллах) экспресс-оценки уровняздоровья индивида по простейшим антропометрическим и функциональнымпоказателям: весо-ростовому, силовому, жизненному индексам, двойномупроизведению, времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, имеющимвыраженные корреляционные связи с уровнем энергопотенциала индивида.
Врезультате применения этой компьютерной программы школьники получаюткачественную оценку своего уровня физического здоровья и два блока рекомендацийпо оптимальной организации своей двигательной деятельности. Первый блок состоитиз индивидуальных (в зависимости от возраста, пола, уровня здоровья исенситивных периодов в развитии двигательных качеств) рекомендаций,рассчитанных на самостоятельные занятия. Второй блок рекомендаций включает вобщей сложности 176 комплексов физических упражнений, расписанных всоответствии с общепринятой формой учительского конспекта урока, рассчитанногона 45 мин и предусматривающего использование круговой тренировки. Программавключает в себя несколько подпрограмм, позволяющих наряду с интегральнойоценкой уровня здоровья и выдачей блока рекомендаций осуществлять хранение,систематизацию (в зависимости от различных признаков), статистическую обработкуполучаемых данных, мониторинг индивидуальных и групповых показателей напротяжении практически неограниченного времени; представлять изучаемыепараметры в форме таблиц и диаграмм; выводить результаты исследований напечать.
Использованиепрограммы по оценке и коррекции физического здоровья позволило создатькомпьютерную базу данных, состоящую из результатов обследования 1177 учащихся 1-11-х классов школы-гимназии № 1 г. Ульяновска и Ишеевской средней общеобразовательной школы. В ходе проведенного исследования школьники получилииндивидуальную оценку уровня физического здоровья по пятибалльной системе: 1 — низкий уровень; 2 — ниже среднего; 3 — средний; 4 — выше среднего; 5 — высокий.Анализ полученных данных позволил распределить всех обследуемых следующимобразом: низкий уровень физического здоровья — 43 человека (3,7 %), нижесреднего — 206 (17,5 %), средний — 447 (38 %), выше среднего — 351 (29,8 %),высокий 130 (11 %). Кроме того, результаты проведенных исследований, полученныес использованием данной программы экспресс-оценки, позволили предварительнораспределить всех обследуемых на три массива: здоровые — 481 школьник (40,8 %)(уровень физического здоровья — высокий и выше среднего), группа«риска» — 447 учащихся (38 %) (уровень здоровья — средний) ипотенциально больные — 249 школьников 21,2 %) (уровень здоровья — ниже среднегои низкий). Представители второго и третьего массивов были рекомендо ваны дляуглубленного медицинского обследования в отделениях профилактики.
Вомногих работах, посвященных созданию и использованию компьютерной техники впедагогической сфере, особо отмечается, что одним из основных в технологическойцепочке совершенствования образования на основе применения ЭВМ являетсяпедагогический контроль, позволяющий в большей степени реализовать творческийпотенциал педагогов и обучаемых, индивидуализировать процесс обучения,совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы воспитания. Иесли вышеперечисленные программы рассчитаны на использование их как вмедицинской, так и в педагогической сфере, то программа по оценке и коррекциифизической подготовленности школьников находит свое применение главным образомв деятельности учителя физической культуры, где может быть использова на каксредство педагогического контроля.
Компьютернаяпрограмма по оценке и коррекции физического здоровья школьников основана нарекомендованной в 1993 г. Министерством образования Российской Федерациипрограмме физического воспитания [7] и позволяет оценивать уровень развитиятаких двигательных качеств, как скоростные, координационные, скоростно-силовые,силовые, гибкость, выносливость. Кроме того, программа позволяет получатьинтегральную оценку уровня физической подготовленности; сохранять данныеисследования в памяти ЭВМ; проводить их статистическую обработку; выводить намонитор список всех школьников, участвовавших в тестировании; осуществлятьоперативный поиск школьника по фамилии; систематизировать учащихся по различнымкритериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений напротяжении одного учебного года и всех лет обучения в школе. На основеиспользования данной программы каждый школьник получает рекомендации подвигательной активности, в которых учитываются индивидуальные особенности(возраст, пол, структуру моторики, уровень физической подготовленности ) ипредусматриваются физиологические режимы при выполнении физических упражнений.
Использованиепрограммы позволило создать компьютерную базу данных, включающую в себярезультаты обследования 1621 учащегося средней общеобразовательной школы № 83г. Ульяновска.
Врезультате исследования все школьники были распределены на три группы: с низким(263 чел.), средним (29 чел.) и высоким (882 чел.) уровнями ФП. Проведенноетестирование показало, что наиболее отстающими двигательными качествами ушкольников являются силовые. Так, процент учащихся, имеющих уровень развитияниже среднего и низкий по таким показателям, как сила мышц — разгибателейспины, правой и левой кисти, соответственно составил 60,9; 62,6 и 63,6%. Кразряду наиболее развитых физических качеств относятся координационныеспособности и аэробная выносливость. В данном случае процент школьников,имеющих уровень развития выше среднего и высокий, соответственно составил 55,1и 40 %.
Использованиекомпьютерной программы по оценке и коррекции физической подготовленностипозволяет оперативно ставить оценки по предмету «физическаякультура», выявлять группу наиболее подготовленных школьников, формироватьсборную команду школы для участия в спортивных соревнованиях, следить заиндивидуальной и групповой динамикой развития двигательных качеств, вноситькоррективы в учебный процесс по физическому воспитанию.
Описанныенами компьютерные программы получили широкое распространение в деятельностиобластного врачебно-физкультурного диспансера, ряда школ г. Ульяновска иобласти. Использование программ позволяет осуществлять оперативный иобъективный контроль физического состояния учащихся, корректироватьобразовательный и оздоровительный процессы, индивидуализировать физическоевоспитание школьников, автоматизировать операции анализа и оценки полученныхрезультатов. Внедрение данных программ в практику позволило нам создатькомпьютерные базы данных, включающие результаты обследований около 20 000школьников. На основе этих данных нами были разработаны стандартыморфофункционального развития школьников г. Ульяновска [6].
Список литературы
1.Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г., Морозов Н.В. и др. Методические рекомендации. — Киев: мед. институт им. академика А. Богомольца, 1988. — 12 с.
2.Башкиров Л.И. Учение о физическом развитии человека. — М.: МГУ, 1962. — 206 с.
3.Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков.- В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М,1981, с. 9 — 19.
4.Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровьячеловека. — М.: Владос, 2000. — 192 с.
5.Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина В.Г. PWC170 — проба для определенияфизической работоспособности //Теор. и практ. физ. культ. 1969, № 10, с. 37 — 40.
6.Лёвушкин С.П., Балябин В.К., Смыковская Р.М. и др. Стандартыморфофункционального развития школьников г. Ульяновска. — Ульяновск: ИПК ПРО,2000. — 28 с.
7.Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов снаправленным развитием двигательных способностей. М., 1993. — 64 с.
8.Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушении правдетей на охрану жизни и здоровья» (12.08.96 № 1 118-98).
9.Сауров Н.А., Балябин В.К., Тиселько А.Д. Стандарты физического развитияшкольников г. Ульяновска: Пособие для медицинских работников, преподавателейфизической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994. — 73 с.
10.Сердюковская Г.Н. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьемдошкольников и школьников. М., 1995.
11.Смыковская Р.М., Малых А.Л., Лёвушкин С.П. Состояние здоровья школьников г.Ульяновска и Ульяновской области: Тез. докл. XXXII науч.-практ. конф. врачейУльяновской области «Современные тенденции развития здравоохранения».- Ульяновск: Центр медицинской профилактики, 1997, с. 407 — 409.
12.Цейтлин А.Г. Физическое здоровье детей и подростков. — М.: Медицина, 1963. — 204 с.
13. Sjostrand T. Changes in the Respiratory organs of workmen atone oresmelding work // Acta Med. Scand. — 1947. — Suppl. 196. — P. 687 — 699.
14.С.П. Лёвушкин, кндидат биологических наук, доцент. Оценка физического состоянияшкольников с использованием компьютерных технологий.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.