Нижневартовский государственный педагогическийинститут.
Кафедра спортивных дисциплин.КурсоваяработаОценка двигательных качеств.
Работупроверил:_______________
Работу выполнил:Земсков Николай
Нижневартовск 2001.
Оглавление.
1.Характеристикадвигательных (физических) качеств……………………3
— Силовые способности…………………………………………………..5
— Скоростныеспособности……………………………………………..12
— Выносливость…………………………………………………………..16
— Гибкость………………………………………………………………….21
— Двигательно-координационные способности……………………..23
2. Классификация двигательных(моторных) тестов……………………...26
— Тесты для измерениявыносливости………………………………..29
— Тесты для измерениясилы…………………………………………...30
— Тесты для измеренияскорости……………………………………….31
— Тесты для измерениягибкости…………………………………….…32
- Тесты для измерениякоординационных способностей………….33
3. Списоклитературы……………………………………………………………40
Понятиео физических качествах
Одной из основных задач, решаемой в процессе физическоговоспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств,присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные(унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которымвозможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающаясвое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основнымфизическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкостьи ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физическихкачеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитиехарактеризует естественный ход изменений физического качества, а терминвоспитание предусматривает активное и направленное воздействие на ростпоказателей физического качества.
В современной литературе используют термины «физическиекачества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны.В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальныеособенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляютфизические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. Кдвигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые,двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты,под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых илискоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развитыпо-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разныхврожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков.
— анатомо-морфологические особенности мозга инервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность,индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ееотдельных областей и др.);
— физиологические (особенности сердечно-сосудистой идыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показателипериферического кровообращения и др.);
— биологические (особенности биологическогоокисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечногосокращения и др.);
— телесные (длина тела и конечностей, масса тела,масса мышечной и жировой ткани и др.);
— хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также ипсиходинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент,характер, особенности регуляции и само регуляции |психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по егодостижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательнойдеятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения инавыки.
Способности проявляются и развиваются в процессевыполнения деятельности, но это всегда результат совместных действийнаследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческихспособностей определяются такими факторами, как длительность человеческойжизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самихспособностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобыпределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимосоздавать Определенные условия деятельности, используя соответствующиефизические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этихспособностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешниенагрузки.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошознать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, атакже способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобратьоптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительнок конкретным условиям.
Получить точную информацию об уровне развития двигательныхспособностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов(контрольных упражнений).
Сила.
Сила — это способность человека преодолевать внешнеесопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявленийчеловека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежитпонятие «сила».
Силовые способности проявляются не сами по себе, а черезкакую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовыхспособностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случаеменяется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий ихосуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальныхособенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2)центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5)биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешнейсреды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят:сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительнобыстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечныхволокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмованаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник имассу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит винтенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, вкоординации их сокращений и расслаблении, трофическом влиянии центральнойнервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависитготовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себямотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы,способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечныхнапряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностейоказывают биомеханические (расположение тела и его частей впространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величинаперемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические(особенности функционирования периферического и центрального кровообращения,дыхания и др.) факторы.
Различают собственно силовые способности и ихсоединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силоваяловкость, силовая выносливость)
Собственно силовые способности проявляются: 1) приотносительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых соколопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях соштангой достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях изометрического(статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различаютмедленную силу и статическую силу.
Собственно силовые способности характеризуютсябольшим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем истатическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечникоммышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя ееособенностями проявления 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилийчеловека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или подвоздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Воспитание собственно силовых способностей может бытьнаправлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт,силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.);
|общее укрепление опорно-двигательного аппаратазанимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительстватела (бодибилдинг).
Скоростно-силовые способности характеризуютсянепредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальноймощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но недостигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательныхдействиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстротадвижений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту. |С места и сразбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом,чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, приподъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшемотягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростногокомпонента.
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструюсилу;
2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуетсянепредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняютсясо значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывнаясила отражает способность человека по ходу выполнения двигательногодействия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время(например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетическихпрыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуютсяскоростно-силовым индексом / в движениях, где развиваемые усилия близки кмаксимуму:
I=Fmax\tmax
где Fmax—уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении;
tmax — максимальное время к моментудостижения Fmax.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами:стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила — это характеристикаспособности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения.Ускоряющая сила — способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия вусловиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовуювыносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению,вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительнойвеличины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую идинамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характернадля циклической и ациклической деятельности, а статическая силоваявыносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочегонапряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцахили удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость,а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которойравен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказываетсядинамическая выносливость.
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменныйхарактер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности(регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить, как «способностьточно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условияхнепредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
В физическом воспитании и на спортивной тренировке дляоценки степени развития собственно силовых способностей различаютабсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это максимальнаясила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы еготела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчетена 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массетела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственноетело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где естьнебольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, еслисопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана смаксимумом взрывного усилия.
Результаты исследований позволяют утверждать, что уровеньабсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды(тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показателиотносительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа.Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как отнаследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливостьопределяется в большей
мере генетическими условиями, а динамическая силоваявыносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды.
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчикови юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от11—12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы кобщей массе тела (к 10—11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам —33%, а к 17—18 годам — 45%). Наиболее значительные темпы возрастанияотносительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьномвозрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанныеотрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаютсяцеленаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитыватьморфофункциональные возможности растущего организма.
Скоростныеспособности
Под скоростными способностями понимают возможности человека,обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данныхусловий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формыпроявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстротареакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком,делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением назаранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простойреакцией. Примерами такого вида 1 реакций являются начало двигательногодействия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике илив плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах иливо время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакцииопределяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временномуотрезку рот момента появления сигнала до момента начала движения. Латентноевремя простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложные двигательные реакции встречаются в видахспорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложныхдвигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора»(когда из не скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно,адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременноявляются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнениеодиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности.Частота, или темп, движений — это число движений в единицу времени (например,число беговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельностиэлементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различныхсочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническимидействиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростныхспособностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательныхдействий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшеезначение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных |действий вбеге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а неэлементарные формы ее проявления. Однако |эта скорость лишь косвеннохарактеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнемразвития быстроты, но и |другими факторами, в частности техникой владениядействием,
координационными способностями, мотивацией, волевымикачествами и др. Способность как можно быстрее набрать максимальную скоростьопределяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем этовремя составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутуюмаксимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют подистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическоепроявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи сизменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение вдругом направлении.
Проявление форм быстроты и скоростидвижений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервнойсистемы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностеймышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленныхволокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженногосостояния в расслабленное;5) энергетических запасов в мышце(аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитудыдвижений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координациидвижений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельностиорганизма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависитот скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения врецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятиисигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) переходасигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентногосигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы кмышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скоростиперехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояниеторможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях,влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазынапряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения впроцесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит отсодержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления иресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счетфосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участиякислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспеченииразной скоростной деятельности составляет 0—10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставлениескоростных возможностей родителей и. детей, длительные наблюдения заизменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, чтодвигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По даннымнаучных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяетсянаследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скоростьодиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостныхдвигательных пактах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа исреды (40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развитияскоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных Показателей быстротыпродолжается с 11 до 14—15 лет. этому возрасту фактически наступаетстабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальнойчастоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видамиспорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей:специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рострезультатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностиневелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек,особенно в показателях быстроты цепочных двигательных действий (бег, плаваниеи т.д.).
Выносливость
Выносливость—это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечнойдеятельности.
Мерилом выносливости является время, в течение которогоосуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание ит.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровыхвидах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которогоосуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. Всложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точностидвижений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливостиявляется стабильность технически правильного выполнения действия.
Различают общую и специальную выносливость. Общаявыносливость — это способность длительно выполнять работу умереннойинтенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому еееще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержатьдлительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другуюработу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основнымикомпонентами общей выносливости являются возможности аэробной системыэнергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизациижизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, всвою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению копределенной двигательной деятельности. Специальная выносливостьклассифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которогорешается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакамдвигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача(например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другимифизическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решениядвигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость,координационная выносливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностейнервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечныхисточников энергии, от техники владения двигательным действием и уровняразвития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависятдруг от друга. Например, Можно обладать высокой силовой выносливостью, нонедостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательнойдеятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной ибиохимической экономизации, функциональной устойчивости,личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетическихресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности егосистем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен,продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образованиеэнергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химическихпревращений. Основными источниками энергообразования при этом являютсяаэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которыехарактеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых дляиспользования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимымобъемом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробныевозможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессеработы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организмапосле работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удалениепродуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающуюроль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивностипродолжительностью до 15—20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными впроцессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5—6 мин.
Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результатавыполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичностьсвязывают с энерго- обеспечением организма во время работы, а так какэнергоросурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или засчет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, тоорганизм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат.При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующихпроявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой |им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (илибиомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональнойтактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (илифункциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется засчет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а еслирассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использованияжиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить |активностьфункциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутреннейсреде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличениеконцентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивостизависит способность человека сохранять заданные технические и тактическиепараметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние I проявлениевыносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию надостижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результатыдлительной деятельности, а также такие волевые качества, какцелеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятныесдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливостьсреднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственностиот 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитиеанаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности(0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовойвыносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организмпри работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренноймощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияютна рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели навыносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более)превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, успортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимальногопотребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычныхлюдей.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возрастадо 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболееинтенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.