Содержание
Введение
1. Особенностидоговорных отношений туроператора и турагента
2. Заключениедоговоров с поставщиками услуг
Заключение
Списоклитературы
Введение
Туристский бизнес не только обеспечивает значительныепоступления в бюджет, но и является крупнейшим работодателем, воздействуя назанятость в стране. В ряде стран более половины трудоспособного населениявовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с обслуживаниемтуристов.
Туристская деятельность ведет также к перетоку трудовыхресурсов из одних сфер экономики в другие. Развитие индустрии туризмаспособствует урбанизации конкретной территории: создаются сети коммуникаций,происходит концентрация гостиничных комплексов, и т. п. Туризм оказываетсущественное влияние на политику правительства по стабилизации платежногобаланса, воздействуя не только на потоки товаров и услуг, но и на движениекапиталов.
Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использованиекоторого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многихстранах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннегопродукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятостинаселения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромноевлияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь,строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления идругие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально — экономическогоразвития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.
Цель работы: рассмотреть документальное оформление отношений турфирмы сосвоими партнерами.
1. Особенности договорныхотношений туроператора и турагента
Законодательство требует оформлять сделки между юридическими лицамитолько в письменной форме — путём заключения между ними договоров. Не являютсяисключением и сделки между туроператором и турагентом.
К сожалению, многие руководители как туроператоров, так и турагентов неуделяют должное внимание юридически правильному оформлению этих отношений. Однисчитают, что все вопросы можно решить по мере их возникновения путёмпереговоров, другим просто не хочется внимательно читать нудный текст договора.Некоторые турагенты полагают бесполезным анализировать договор с туроператором,поскольку, как им кажется, всё равно не смогут повлиять на его содержание. Этоопасные заблуждения. Во-первых, как правило, дружеские отношения заканчиваютсякак раз там, где начинаются товарно-денежные. Во-вторых, лень — это порок,несовместимый с бизнесом. В-третьих, далеко не все туроператоры остаются глухик просьбам своих агентов об изменении договора, тем более, если они обоснованыюридически и исходят не от одной, а от нескольких фирм. В четвёртых, взависимости от договора с туроператором турагент должен строить свои отношенияс туристами.
Чем же рискует турагент и туроператор, подмахивая договор «не глядя»? Ина что необходимо обратить внимание при его заключении?
При ближайшем рассмотрении оказывается, что договор совсем не так сложен,каким представляется на первый взгляд. Часть отношений между туроператором итурагентом определена законодательством и совершенно не зависит от того, что поэтому поводу написано в самом договоре, ибо закон имеет приоритет. Такуюинформацию договора можно смело пропустить, пробежав по ней взглядом лишь «подиагонали». А на чём же заострить внимание? Попробую перечислить основные такиемоменты.
Перед тем, как читать договор, его необходимо где-то найти. Обычнотуроператоры размещают договоры на своих сайтах в свободном доступе. Режевстречается ситуация, когда турагенту необходимо зарегистрироваться на сайтетуроператора, чтобы получить доступ к договору. И совсем редко бывает, чтотуроператор высылает договор по запросу агента.
Кроме того, многие туроператоры защищают свой договор, размещённый насайте, от внесения в его текст изменений. При этом обычно доступными дляредактирования оставляют те поля договора, которые должен заполнить турагент.Это позволяет туроператору надеяться, что турагент не станет вносить в типовойдоговор какие-либо несанкционированные изменения. Ведь для этого турагентупонадобится своими руками набрать на компьютере как минимум один лист текстадоговора. Расчет на лень, как правило, оправдывается.
Итак, какие же виды сделок обычно предлагают туроператоры своим дилерам?Попробуем разобрать их:
- агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренныйФедеральным законом «Об основах туристской деятельности в РоссийскойФедерации». В рамках этого вида сделки турагент обязуется за вознаграждениесовершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение иреализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либоот имени и за счет туроператра. На этом виде отношений мы остановимся болееподробно ниже.
— договор возмездного оказания услуг. Некоторые до сих порошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду,что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либотовар, либо имущественное право. В то время как туристский продукт чёткоопределён законодательством, как комплекс услуг. Но поскольку термин«купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакцииФедерального закона «Об основах туристской деятельности в РоссийскойФедерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работаетна языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услугисполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуетсяоплатить эти услуги8. Подобные договоры часто предлагают своим дилерамтуроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющиевозможность навязать дилерам любые, даже самые невыгодные, условиясотрудничества. Обратите внимание, что по этому договору туроператор являетсяисполнителем, а его дилер — заказчиком, а не турагентом. Т.е. дилер перестаётбыть профессиональным участником туристического рынка. Для туроператора этоозначает, что в его договоре с дилером все нюансы туруслуг должны быть освещенымаксимально подробно. Дилер, как непрофессиональный участник рынка, не обязанзнать, например, эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе, правилабезопасности и другие особенности путешествия; их должен сообщить емупрофессионал. Причем — сообщить так, чтобы потом это можно было подтвердить документально.Фактически должно получиться ни что иное, как договор о реализации туристскогопродукта. Точно такой же, как заключается с обычным туристом. При этомдостаточно нелепо выглядят попытки отдельных туроператоров указать в договоре,кому и как должен дилер впоследствии реализовать турпродукт. Впрочем, надоотдать должное туроператорам, предлагающим своим дилерам договоры услуг: многиеиз них вместе с этим договором сразу предлагает дилеру образец его, дилера,договора с туристом. Хочется верить, что этот образец проработан юристамитуроператора так же хорошо, как и свой собственный. Но во что нельзя поверитьточно, так это в то, что он учитывает всё многообразие особенностей работы всехтурфирм-дилеров, которые, к тому же, являются дилерами не у одноготуроператора, а у многих.
У турфирмы-дилера при работе по договору оказания услуг возникают гораздоболее серьёзные проблемы, чем у туроператора. Она уже не сможет заключить стуристом договор о реализации турпродукта, поскольку этот вид договоров имеютправо заключать только туроператоры и турагенты. Формулировка Федеральногозакона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такова, чтоформально дилер вообще не может реализовать приобретённый им у туроператоракомплекс услуг как турпродукт. Следовательно, ему придётся осуществлятьреализацию туристу некого комплекса туруслуг (не турпродукта). Это значит, чтодилер, а не туроператор, будет непосредственно отвечать перед туристом занадлежащее оказание этих услуг. Правда потом он сможет предъявить своипретензии туроператору, но сколько сил придётся на это потратить. Это такжезначит, что турист, например, может потребовать указать в договоре с нимотдельно стоимость каждой туруслуги (ведь это уже не турпродукт, целостностьстоимости которого защищена законом).
Помимо сказанного, следует учитывать, что многие турфирмы-дилерыприменяют упрощённую систему налогообложения. Чтобы не потерять право на еёприменение, их доходы не должны превышать установленного законодательствомлимита. В случае работы таких дилеров по турагентским договорам, их доходом вцелях налогообложения считается только агентское вознаграждение идополнительная выгода (если она есть).
2. Заключение договоров споставщиками услуг
Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормамимеждународного и национального гражданского права./>
На международном уровне такие отношения регулируются следующими основнымидокументами:
Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятая 22.10.1970г. Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации туристских агентств (ФУААВ);
Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венскойвстрече государств — участников Совета Безопасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992г.;
Соглашением под унификации правил международных воздушных перевозок(Варшавская конвенция), принятым 12.10.1929 г., с изменениями и дополнениями,внесенными в 1955 и 1975 гг.;Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажирови багажа, принятой в Брюсселе в 1969 г.; Постановлением межпарламентскойассамблеи государств участников СНГ «Об основных принципах сотрудничествагосударств, участников СНГ в области туризма» от 29.10.96 г. и др.На национальном уровне договорные отношения в облаституризма регулируются следующими нормативно-правовыми актами:— Гражданским кодексом РФ (ч.1 и 2 от 21.10.94 и от 22.12.95 г.соответственно);— Федеральным законом от 24.11.96 г. «Об основах туристскойдеятельности в РФ»;— Трудовым кодексом РФ.В практике торговли туристскими услугами инициативныйтуроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключаетдоговор с принимающим туроператором, который обеспечивает ему весь комплексуслуг на приеме.Рассмотрим особенности заключения договороврецептивного туроператора с поставщиками услуг и договор между рецептивным иинициативным туроператорами.Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора свключением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношенийпартнеров (поставщика услуг и туроператора).Все взаимоотношения с партнерами-поставщиками услуг по обслуживаниютуристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров(контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи или договоракомиссии, либо договора-обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).Основные положения договоров с поставщиками услуганалогичны положениям типового договора:— предмет договора;— основные условия;— права и обязанности поставщика услуг;— права и обязанности туроператора;— ответственность сторон;— форс-мажорные обстоятельства;— юридические адреса и реквизиты партнеров.Договор считается заключенным, когда между сторонами внадлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 % По такому договорутуристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которыеона обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами.При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они небудут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать вустановленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные местаболее низкие, чем обычные тарифы.Договор о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма неберет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому всилу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленныесроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам. Договор отвердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантируетгостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. Притаких условиях фирма выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице,чем обычно.Договор о текущем бронировании. Это наиболее типичныйдоговор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организациейиндивидуального туризма. По такому договору фирма не получает от гостиницыникакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку набронирование и только по получении от нее подтверждения производит продажугостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничныеместа.Кроме того, важно обратить внимание на гарантии,которые нам дает партнер — поставщик услуги (гарантирует ли гостиница обещанноеразмещение).Условие о невозможности обратного повышения цен (цены можно повышатьтолько на не проданные услуги).Договор с предприятием питания. Такой договор заключается с отдельным предприятиемпитания, если питание организуется вне средства размещения туристов и не входитв контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутныхтематических турах (питание в пути) и др.Договор с автотранспортным предприятием. Договорные взаимоотношения с автотранспортнымипредприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортногосредства с экипажем (водителями), регламентируемого Гражданским кодексом РФ(гл. 40 «Перевозка»); положением об обеспечении безопасностиперевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспортаРФ от 08.01.97 г. № 2; уставом автомобильного транспорта.По договору аренды транспортного средства с экипажемарендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство вовременное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги поуправлению им и по его технической эксплуатации.Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным длясторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, т.к. ониявляются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранспортнойкомпании, касающимся управления и технической эксплуатации, а такжераспоряжениям турфирм, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Какправило, расходы по оплате услуг водителя, а также расходы на их содержаниенесет АТП.Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса сэкипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность заущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается наарендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательнымв силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездокнеобходимо оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхованияответственности за ущерб причиненный третьим лицам.В договоре с АТП следует обязательно оговорить наличие такой страховки наавтобус.В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечениюбезопасности туристов на автобусных турах и по обеспечению стандартовобслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусныхперевозок туристов и экскурсантов.Так, решением европейской транспортной комиссиивведено требование по обязательному оснащению всех туристских автобусов сколичеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольнымприбором — тахографом. Это аналог черного ящика на самолетах — приборконтролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всюинформацию.Договор с авиакомпаниями. Все правила авиа поездок в нашей стране регулируютсявоздушным кодексом РФ от 19.03.1977 г., а также рядом международных соглашений,одним из которых можно назвать Варшавскую конвенцию 1929 г. (Гамбургскиеправила).Договорные взаимоотношения с авиа перевозчикамистроятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 «Перевозка»).Договоры с авиа компаниями могут быть трех видов:
— договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах; — агентское соглашение; — чартер (аренда самолета). Договор на квоту мест нарегулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияеткак на условия договора, так и на специальные льготы и скидки.При жесткой квоте мест вся ответственность за нереализацию мест падает на туристскую фирму, независимо от причины нереализации. Финансовые потери несет турфирма.При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможногоотказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине не реализациитуристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализацииэтих мест самой авиакомпанией или другими ее агентами.
ЗаключениеПосле того, как установлены места назначения,количество человек в группах и даты их заездов, в процессе переговоров сгостиницами, авиакомпаниями и другими поставщиками услуг наступает стадияподписания договоров и контрактов.Контракт (договор) необходим для урегулированияобязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаютсянепроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях,когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафовдля каждого конкретного случая.Правильно организованная договорная работатуроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различныхпоставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочныеконтракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечениеполной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенныйриск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции).Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все турыбудут проданы).
Иногда турфирмам выгоднее заключать не посреднические договоры, адоговоры страхования в пользу третьих лиц. На основании этого договорастраховщиком является страховая компания, а страхователем — турфирма. Турфирмапередает страховой компании списки туристов, которые должны быть застрахованы,и получает от нее страховые полисы.
В данном случае расчеты осуществляются так: турфирма перечисляетстраховой компании страховую премию за счет своих денежных средств, а туристампродаются туристские путевки, в калькуляцию которых уже заложена страховаяподдержка.
Список литературы
1.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 2009г.//Собрание законодательства РФ. 2009, № 49. Ст. 5491.
2.Федеральная целевая программа «Развитие туризма в РоссийскойФедерации»/Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2001г.//Собрание законодательства РФ. 2006, № 11.
5.Долговременная программа охраны природы и рационального использования природныхресурсов г.Новосибирска до 2005 года (Экологическая программа). Новосибирск, 2008.-31с.
6. Целеваяпрограмма «Развитие туризма в РФ до 2005 года»/ 13.09.99 № 500 //Информационный бюллетень ПО РАТА. 2009. № 12. -С.17-30.
7.Методические рекомендации по разработке и реализации региональных целевыхпрограмм развития туризма (разработаны Центром прикладныхсоциально-экономических исследований, утверждены Государственным комитетомРоссийской Федерации по физической культуре и туризму).
8.Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международноготуризма: Уч. пособие.М., 2002. — 220 с.
9. ВолошинН.И. Правовое регулирование туристской деятельности М., 2002. — 198 с.
10. КосолаповА.Б. Рекреационные ресурсы Сибири: ДВГАЭУ, 2007. — 154 с.
11.Берестовой А.А. Туризм: факты, статистика, тенденции// Меридиан. 2009. № 7-8. — С. 4-6.
12. КакоринаГ.А. Прибрежные ландшафты залива Петра Великого // Вопросы географии игеоморфологии советского Дальнего Востока. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2007. — С.52-60.