Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров

Курсоваяработа
Особенностивоспитания координационных способностей юных боксеров

Содержание
Введение
1. Основные периоды развития координационных способностей
2. Педагогические и физиологические механизмы развитиякоординационных способностей
3. Факторы, влияющие на развитие координационных способностей
4. Виды координационных способностей
5. Специфика проявления координационных способностей в боксе
Выводы
Список литературы
координационный спорт двигательный бокс

Введение
В теории физическоговоспитания и спортивной тренировки основными физическими (двигательными)качествами называют: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однаков последние годы вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегосяочень многозначным, нечетким, ввели в теорию практику термин координационныеспособности, стали говорить о системе таких способностей и необходимостидифференцированного подхода к их развитию (Лях В. И., 1989).
Ознакомление соспециальной литературой, посвященной одной из актуальнейших проблем –управлению движениями человека, называемой координацией движений,свидетельствует о многогранности и чрезвычайной сложности предмета исследования(Карпеев А. Г., 1995).
В современных условияхзначительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных инеожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости,быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания,пространственной, временной, динамической точности движений и ихбиомеханической рациональности (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).
Координационныеспособности – это возможность индивида, определяющие его готовность коптимальному управлению и регулировке двигательного действия (Лях В.И., 2000).
Приразвитии координационных способностей возможно оптимально управлять сложнымидвигательными действиями и регулировать их. Эти способности иначе называютсядвигательной ловкостью или координацией движения. Совершенствовать этиспособности можно и важно не только на уроках физической культуры, на школьныхсекциях, тренировках, но и во время самостоятельных занятиях (Лях В. И., 1997).
Актуальностьтемы состоит в том, что развитие координационных способностей детей,занимающихся боксом, влияет не только на быстрое и качественное овладениеновыми видами осваиваемых движений, а так же улучшает психологические процессы:память, мышление, представление, восприятие движений, что благоприятно скажетсяв дальнейшей жизни подрастающей личности. Контроль процессов становления иразвития координационных способностей в детском боксе является необходимойсоставной частью тренировочного процесса и в целом физического воспитания детейшкольного возраста.
Целью данной работы являлосьвыявление особенностей воспитания двигательных координационных способностеймальчиков, занимающихся боксом.
Для достиженияпоставленной цели решались следующие задачи:
1. Охарактеризоватьосновные периоды развития координационных способностей.
2. Проанализироватьпедагогические и физиологические механизмы развития и воспитания координационныхспособностей.
3. Выявить факторы,влияющие на развитие и проявление координационных способностей.
4. Рассмотретьосновные виды координационных способностей
5. Охарактеризоватьспецифику проявления координационных способностей в боксе.
Объектом исследованияявлялось физическое качество ловкость (координационные способности).
Предметом исследованияпослужили особенности воспитания и проявления координационных способностей вдетском боксе.

1. Основные периоды развитиякоординационных способностей
Педагогическоевоздействие и упражнения, направленные на развитие координационных способностей(КС) дает наибольший эффект, если их систематически применять в возрасте 7-9лет (Лях В. И., 1994).
Способность к выполнениюкоординированных движений у детей, обусловленная взаимодействием центральныхмеханизмов управления движениями, развивается медленнее, чем отдельныедвигательные качества. В возрастном периоде 6-9 лет основным механизмомрегуляции произвольных движений является механизм кольцевого регулирования.Преобладают медленные движения. У детей до 6-летнего возраста проприорецепциявыражена слабо, ведущая роль регуляции точности движений принадлежит зрительнойсенсорной системе. Начиная с 7 лет, проприорецептивная система становитсяведущей. В этот же период онтогенеза центральное программирование движенийявляется несовершенным (Солодков А. С. 1998).
В возрасте 10-12 летусиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируютсяблизкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей рольюкоры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки (Солодков А. С., Сологуб Е.Б., 2001).
Период с 9 до 12 лет,характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковымицентрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальномнаправлении. Это создает морфофункциональную основу развития функций мозга,установление межсистемных взаимосвязей (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001).
В онтогенетическомразвитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новыхдвигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастнойпериод определяется многими авторами, как особенно поддающийся целенаправленнойспортивной тренировке (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).
По данным В. С. Фарфеляестественное развитие КС заканчивается в 13-15 лет (Лях В. И. 1995).
2. Педагогические ифизиологические механизмы развития координационных способностей
Сложныепроцессы координации движений обеспечиваются, прежде всего,нейрофизиологическими механизмами (Лях В. И., 2000). И. М. Сеченов в своемучении отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированности двигательных актов(Назаров В. П., 1979). Бернштейн Н. А. сформулировал новые для физиологиимозговой деятельности понятия, такие, как цель, активный поиск иерархический изамкнутый контур управления (схема рефлекторного кольца). Ученый обосновалположение о многофункциональном и иерархическом строении психомоторнойдеятельности человека и выделил взаимосвязанную совокупность пяти уровнейпостроения движений со стороны различных отделов нервной системы. Относительнаястепень развития и совершенствования этих уровней у разных индивидов весьмаразлична.
Помнению Н. А. Бернштейна, это является одной из причин того, что одни дети отрождения и в ходе тренировок достигают высоких результатов в развитиикоординационных способностей, проявляющихся, например, при выполнениициклических локомоциях, другие – при овладении спортивно-игровыми упражнениями,третьи – в метаниях на меткость и т. д. (Бернштейн Н. А., 1991).
Наличиеобратной связи, то есть сигнализаций, поступающих в кору головного мозга вовремя движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им.Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечиваетсясложным процессом, происходящим в центральной нервной системе (Назаров В. П.,1979). В управлении произвольными движениями участвуют все отделы центральнойнервной системы: от спинного мозга до высших корковых проекций двигательногоанализатора. Сложная иерархия между низкими и высшими отделами центральной нервной системы служит одной изнеобходимых предпосылок двигательной координации (Вавилов Ю. А., 1991).
Возбуждение,поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетки, можетиррадиировать, то есть распространяться на другие нервные клетки. Такоевозбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями.
Дляосуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобывозбуждение поступало лишь на определенные нервные клетки, другие же должныбыть в это время в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом,процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшуюмозаику из возбужденных и заторможенных нейронов, мозаику не статическую, адинамическую, непрерывно изменяющуюся. Благодаря этому взаимодействию вдвижении включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любомдвижении, и чем сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложнопроисходит чередование процессов возбуждения и торможения (Назаров В. П., 1979).
Сложностькоординирования движений обуславливает высокую напряженность функцийцентральной нервной системы и двигательного аппарата. Напряженность функцийэтих систем наибольшая, однако, было бы неправильно игнорировать тесвоеобразные требования, которые предъявляются к функциям кровообращения идыхания. Деятельность вегетативных систем в процессе ациклических,сложнокоординированных движений связано с трудностями гемодинамики во времяэтих упражнений, проводящихся в необычных положениях тела. Не менее важноучитывать особенности функций дыхания в связи с многократными задерживаниямидыхания, натуживания в зависимости от ритма дыхательных движений выполняемогоупражнения (Гандельсман А. Б., 1970).
Способностьк управлению собственным телом, отдельными звеньями дыхательного аппаратапосредством регуляции параметров мышечного напряжения в условиях лимитированного времени и пространстваявляется многомерным качеством психомоторики человека. Она зависит от множествафакторов генетической и негенетической природы, которые определяют становлениеи развитие индивидуальных нейро- и психофизиологических признаков, составляющихв совокупности координационный потенциал моторики. К этим признакам относят:соотношение индивидуально-типологических свойств нервных процессов вдеятельности сенсорных и моторных функциональных образований, точностьвосприятия временных и пространственных параметров движения, объем и порогивосприятия, объем сенсорной моторной памяти, скорость и причастность фиксацииследов в процессе обучения, скорость обработки и передачи информации вовзаимодействующих корково-подкорковых центров управления движениями, степеньфункциональной межполушарной симметрии или асимметрии сенсомоторных функций,точность экстраполяции последствий двигательных действий, качество моторногоинтеллекта в решении двигательных задач и творческую способность мозга вимпровизации движений («искусство импровизации движений в связи смыслеобразами»).
Нейродинамическиехарактеристики механизмов координации в основном детерминированы генотипом иимеют ограниченную изменчивость в процессе тренировки. Адаптация функциональныххарактеристик этого уровня управления движениями не выходит за пределы вариативностииндивидуально типологических свойств центральной нервной системы.
Психодинамическиехарактеристики механизмов двигательной координации объединяют признакинейрофизиологического уровня и признаки, относящиеся к высшим формампсихической деятельности: восприятие, внимание, обучаемость, память,распознавание, предвидение.
Всовокупности они обеспечивают согласованное восприятие метрики и координатпространства и положения собственного тела, динамическую ориентацию тела иконечностей в пространстве и времени, формирование мыслеобраза действия и планаего реализации в соответствии с его конкретной цели.
Кэтой группе признаков можно отнести характеристики моторного интеллекта какинтегральной способности быстро воспринимать, осмысливать и оперировать идеомоторнымимыслеобразами, на основе которых строятся программы управления движениями,направленными на достижение конкретной цели.
Такимобразом, высокий уровень координации может быть достигнут благодаря различнымсоотношениям унаследованных свойств физиологической конструкции ивысокоразвитых психофизиологических качеств, которые поддерживаются специальнойтренировкой (Тхоревский В. И., 2001).
3. Факторы,влияющие на развитие координационных способностей
Психодинамические характеристикивысших функций мозга более подвержены воздействию факторов среды, воспитания,обучения, тренировки, которые стимулируют образование ассоциативных внутри имежполушарных взаимодействий и усложнение условно рефлекторных связей и реакций,благодаря которым совершенствуется координационная способность.
Обеспечениеболее высокого уровня развития специальных и общих координационных способностейзависит, не от одной, пусть даже и высоко развитой функции, а от относительновысокого уровня развития всех или многих функций в их сочетании.
Делов том, что в силу механизма компенсаций недостаточное развитие одних функций(например, перцептивных или интеллектуальных), значимых в структуреопределенных координационных способностей, может компенсироваться более мощнымипроявлениями других (например, сенсомоторных). Поэтому об уровне развитиякоординационных возможностей индивида можно судить не только по результатамсоответствующих двигательных тестов, но и по высокому суммарному уровнюразвития показателей психофизиологических функций, причем не отдельно взятых, авсех вместе. В свою очередь, высокий уровень состояния общих и специальныхкоординационных способностей позволяет предполагать относительно высокийуровень развития психофизиологических функций, связанных с появлением этихспособностей (Бернштейн Н. А., 1990).
Проведенныеисследования Ляха В. И. показали, что координационные способности, проявляемыев различных двигательных действиях, примерно в 80-95% случаев не связаны споказателями физического развития. Показатели длины и массы тела в большейстепени влияют на результаты координационных способностей в циклических иациклических локомоциях, акробатических упражнениях, метаниях на дальность ипочти не оказывают влияния на координационные способности, относящиеся кметательным движениям с установкой на меткость и к спортивно-игровымдвигательным действиям.
Уровенькоординационных (скоростных, силовых, выносливости, гибкости) способностей вбольшей мере влияет на появление координационных способностей. Процентдостоверных корреляций между данными двумя группами способностей составил 32,9и 40,3; 30,0 и 27,4; 31,3 и 11,5% у лиц женского и мужского пола 7-10, 11-14 и15-17 лет соответственно. Установлены наиболее тесные связи координационныхспособностей со скоростными и скоростно-силовыми способностями по сравнению соспособностями к выносливости и гибкости.
Вопросо количественном аспекте взаимодействия генетических и средовых влияний наразвитие координационных способностей исследуют в науке с помощью трех основныхметодов: изучения индивидуального развития координационных способностейлонгитудинальным способом (в течение длительного времени, несколько лет),анализа родословной (генеалогия) и изучения близнецов.
Результатылонгитудиальных (длительных) наблюдений за изменением показателей разныхкоординационных способностей позволяют судить о ярких индивидуальных различияхв развитии этих способностей, особенно у детей дошкольного, младшего школьноговозраста и свидетельствует о значительной обусловленности координационныхспособностей наследственными факторами.
Анализнемногочисленных исследований родословной показал, что координационныеспособности испытывают влияние генетических факторов. Коэффициенты парнойкорреляции между родителями и детьми в развитии отдельных координационных способностейоказались не ниже 0,50. Однако исследований, в которых сравнивались быпоказатели развития различных координационных способностей родителей и детей,братьев и сестер пока еще очень мало. Поэтому делать окончательные выводыпреждевременно.
Значительноебольшее количество работ выполнено основным методом генетических исследований –«близнецовым». Он позволил выявить меру влияния наследственности наиндивидуальную изменчивость признаков, характеризующих различныекоординационные способности школьников, исследователи получили весьма несовпадающие результаты о роли наследуемости разных координационных способностейи признаков, характеризующих даже одну и ту же координационную способность.Генетические факторы значительно влияют на точность реакции на движущийсяобъект, способность к реагированию и согласованию, вестибулярную устойчивость.В среднем вероятность наследуемости разных признаков координационныхспособностей равна около 55%. По мнению Ляха В. И., причины несовпадениярезультатов разных авторов объясняются тем, что ученые изучали весьма несложные по своим смысловым и исполнительским компонентам показателикоординации. К тому же исследования выполнены с участием близнецов разноговозраста, большей частью подросткового, что не могло не сказаться на величинекоэффициентов наследуемости. Выявлено, что на темпы развития координационныхспособностей близнецов 7-10 лет можно влиять средствами тренировки в большеймере, чем на абсолютные их показатели (Лях В. И., 2000).
4.Виды координационных способностей
Вфизиологии спорта, а также в теории физического воспитания и спортивнотренировки основными физическими (двигательными) качествами показывают: силу,быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годысуществующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным,нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику терминкоординационные способности, стали говорить о системе таких способностей инеобходимости дифференцированного подхода к их развитию (Лях В. И., 1989).
В настоящеевремя специалисты насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 иболее) специальных и специфически проявляемых координационных способностей,таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общееравновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие напредмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательнойдеятельности и т.д. Среди координационных называют также способность кпространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию,воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временныхпараметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольнорасслабить мышцы.
Координационныеспособности, пишет В. И. Лях, – это возможности индивида, определяющие егоготовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (ЛяхВ. И., 2000).
Подкоординационной способностью Матвеев Л. П. подразумевал «способностьперестраивать координацию движений при необходимости изменить параметрыосвоенного действия или переключении на иное действие в соответствии стребованиями меняющихся условий» (Матвеев Л. П., 1991).
Теоретическиеи экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфическиеи общие координационные способности. Специальные относятся к однородным попсихофизиологическим механизмам группам двигательных действий,систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различаютспециальные координационные способности: во всевозможных циклических и ациклическихдвигательных действиях; в нелокомоторных движениях тела в пространстве; вдвижениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела; в движенияхперемещения вещей в пространстве; в баллистических (метательных) двигательныхдействиях с установкой на дальность и силу метания; в метательных движениях наметкость; в движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; ватакующих и защитных двигательных действиях единоборств; в нападающих изащитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивныхигр.
Кнаиболее важным из специфических, или частных, координационных способностейотносятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм,способности к восприятию, дифференцированию, временных и силовых параметровдвижений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательномдеятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечноенапряжение и статокинетическую устойчивость.
Подспособностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять исвоевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужномнаправлении.
Способностьк дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность иэкономичность пространственных, силовых и временных параметров движения.
Способностьк реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременноедвижение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью(рукой, ногой).
Способностьк перестраиванию двигательных действий – это быстрота преобразованиявыработанных форм движений или переключения от одних двигательных действий кдругим соответственно меняющимся условиям.
Способностьк согласованию – соединение (соподчинение) отдельных движений и действий вцелостные двигательные комбинации.
Способностьк равновесию – сохранение устойчивости позы в тех либо иных статическихположениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во времявыполнения упражнений, в борьбе с партнером).
Способностьк ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действияили адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.
Вестибулярная(статокинетическая) устойчивость – способность точно и стабильно выполнятьдвигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков,поворотов).
Произвольноерасслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления исокращения определенных мышц в нужный момент (Матвеев Л. П., 1991; Лях В. И.,2001 и др.).
Результатомразвития специальных и специфических координационных способностей, своего родаих обобщением, стало понятие «общие координационные способности». Этопонятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практическихнаблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкиепоказатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можнонаблюдать детей, которые хорошо выполняют задания на ориентирование,равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора «общаякоординационная готовность», или, что весьма тождественно, – «общие координационныеспособности». Общая координационная готовность в большей мере проявляетсясреди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушекстаршего возраста доля данного общего фактора в структуре координационныхспособностей уменьшается. Но значительно чаще встречаются случаи, когда ученикимеет высокие координационные возможности применительно к локомоциям(циклическим и ациклическим), а низкие к метательным движениям на меткость илик спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальныхкоординационных способностей. То же можно сказать и про проявленияспецифических координационных способностей: ребенок может иметь неплохойрезультат в тестах на статическое равновесие, но отмечаться при этом низкимрезультатом на ориентацию в пространстве и средним – на быстроту реагирования всложных условиях и т.д.
Итак,под общими координационными способностями понимаются потенциальные иреализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальномууправлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.Специальные координационные способности – это возможности школьника,определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождениюи смыслу двигательными действиями. Под специфическими координационнымиспособностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность коптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – наравновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроениедвигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений,сохранение статокинетической устойчивости и др.
Необходиморазличить элементарные и сложные координационные способности. Элементарные проявляютсяв ходьбе, беге, а более сложные – в единоборствах, гимнастике и спортивныхиграх (Лях В. И., 2000). Впроцессе управления и регуляции сложных в координационном отношениидвигательных действий школьник может координировать свою двигательнуюдеятельность по одному критерию. Показателем оценки координационныхспособностей в общеразвивающих координационных учреждениях без предметовявляется почти всегда правильность выполнения этих движений. Ведущим признакомоценки координационных способностей, относящихся к группе баллистическихдвижений с установкой на точность, будет меткость попадания.
Однаконазванные качественные и количественные критерии координационных способностейизолировано друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно болеераспространены так называемые комплексные критерии. В этом случае школьниккоординирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или несколькимкритериям: скорости и экономичности; точности, своевременности и скорости;точности и быстроте и находчивости и т. п. В качестве таких комплексныхкритериев оценки координационных способностей выступают показатели действий илисовокупности этих действий, где есть спрос к координационным способностямчеловека. Все это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующихметодов для оценки координационных способностей, так и при анализе конкретныхпоказателей, полученных в результате исследований (Лях В. И., 1989).
Способностьточно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста,сложнее – способность быстро перестраивать двигательные действия в условияхвнезапного изменения обстановки (Матвеев Л. П., 1991).

5.Специфика проявления координационных способностей в боксе
Основу специфическогосодержания спортивной тренировки в боксе составляет физическая подготовкаспортсмена. Это процесс воспитания физических способностей, необходимых в специальнойбоксерской деятельности. Физическая подготовка юного боксера неразрывно связанас повышением общего уровня функциональных возможностей организма,разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья.
Физическую подготовку боксеровподразделяют на общую и специальную. Общая физическая подготовка юных спортсменов-боксеровнаправлена на разностороннее развитие физических способностей. Она повышаетуровень функциональных возможностей организма путем воспитания общейработоспособности, стимулирует развитие выносливости, силовых искоростно-силовых качеств, координационных способностей и др. Общая физическаяподготовка боксера комплексно развивает физические способности в сочетании свариативными двигательными навыками и действиями. Наряду с упражнениямискоростно-силового характера, здесь широко используются упражнения, развивающиевыносливость в работе переменной интенсивности со значительными силовыминапряжениями, а также упражнения, разносторонне совершенствующие ловкость ибыстроту двигательной реакции.
Под влиянием общейфизической подготовки улучшается здоровье юного боксера, организм егостановится совершеннее. Спортсмен лучше воспринимает тренировочные нагрузки,быстрее к ним приспосабливается и достигает высокого уровня развитиядвигательных качеств, наиболее успешно овладевает техническими навыками. Общаяфизическая подготовка имеет важное значение для воспитания моральных и волевыхкачеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолениемразличного вида трудностей, для создания психологической устойчивости идлительного поддержания спортивной формы.
Общеразвивающиеупражнения боксера можно разделить на упражнения косвенного и прямого влияния.Косвенные упражнения содействуют развитию общей гибкости, общей ловкости, общейсилы, общей быстроты, то есть помогают юному боксеру стать более подготовленнымдля специальной тренировки (Романенко М. И., 1978).
Физические упражненияпрямого влияния должны быть сходны по координации и характеру с движениями идействиями, используемыми в боксе.
Специальная физическаяподготовка боксера направлена на развитие физических способностей, отвечающих,в данном случае, специфике данного ударного единоборства. Это упражнение вкоординации движений при ударах и защитах, в передвижении, игровые упражнения,бой с тенью, упражнения на специальных снарядах (мешке, грушах, мяче нарезинках, на лапах и пр.) и специальные упражнения с партнером.
Специальную физическуюподготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную напостроение специального фундамента, основная цель которой – возможно болееширокое развитие двигательных качеств, применительно к требованиям бокса, иосновную. Чем прочнее первая ступень, тем крепче и выше может быть вторая, что,в свою очередь, позволит достичь большего развития двигательных качеств. Надопомнить, что уровень ступеней должен поддерживаться постоянным, пока на новомэтапе не потребуется дальнейшее его повышение и укрепление. Следовательно, вкруглогодичной тренировке спортсменов-боксеров виды физической подготовкидолжны сочетаться между собой таким образом, чтобы при включении специальнойфизической подготовки оставалась (в меньшей степени) и общая физическаяподготовка. При переходе же к высшей ступени специальной физической подготовкидолжны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность испециальный фундамент.
Физические качествасвязаны между собой и влияют на развитие друг друга. Развитие координации в боксенужно рассматривать не только с точки зрения рациональности и правильностидвижений или действий в целом, но и быстроты выполнения, для чего нуженсоответствующей силы импульс, достаточная сила мышечного сокращения, то естьопределенная мощность вовлеченной в действие группы мышц. Систематическимитренировками добиваются быстрого исполнения действий, максимально сокращаяпаузы между ними, что определяет темп боя и скоростную выносливость.
Если в циклических видахспорта главным может являться какое-то одно физическое качество (например, убегуна-марафонца или у велосипедиста – высокая выносливость), то у юныхбоксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми, при том вгармоничном соотношении.
Хотелось бы отметить, чтосреди специально-подготовительных упражнений в боксе почти нет таких, которыеимели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главнуюнаправленность, но вместе с тем способствует развитию ряда других качеств.Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара,длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальнойвыносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатываетне только координацию и точность, но и мышечное чувство, выносливость и т. д.(Никифоров Ю. Б., 1974, Романенко М. И., 1978).
На тренировках исоревнованиях спортсмен должен уметь мобилизовать функциональные возможностисвоего организма в соответствии с характером, интенсивностью и длительностьюупражнений. Под влиянием занятий боксом развиваются и совершенствуются нетолько двигательные качества (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость,способность устойчивого равновесия), но и вегетативные функции –кровообращение, дыхание, пищеварение и др. Для спортсменов особенно важны такиекачества, как мышечная сила, быстрота, выносливость (Дегтярев И. П., 1979).
Мышечная силахарактеризуется степенью развиваемого мышечного напряжения. Величина силызависит от физиологического поперечника мышцы и количества вовлеченных в работумышечных волокон. В результате применения силовых упражнений у спортсменов-боксеровпроисходит утолщение мышечных волокон, улучшается их капилляризация, вследствиечего мышца увеличивается в поперечнике за счет гипертрофии волокон, а также засчет их расщепления (Романенко М. И., 1978).
С биохимической точкизрения мышечная сила зависит от количества и свойства сократительных белков:миозина, актина, актомиозина и миостромина. С увеличением силы мышцувеличивается и содержание в них гликогена (Хрипкова А. Г., 1978, 1990).
На уровень проявляемой боксеромсилы оказывают влияние также биомеханические особенности организма: длина плечрычагов, возможность выполнения движения за счет использования наиболее крупныхмышц и т.д. Кроме того, на величину проявляемой силы существенно влияетспособность спортсмена к высокой мышечной координации в соответствии соструктурой выполняемого движения, то есть высокая степень владения техникойдвижения (Дегтярев И. П., 1979).
Одним из важных качеств дляспортсменов-боксеров является быстрота. Под быстротой следует пониматьспособность выполнения движения (удара) в максимально короткое время (КлевенкоВ. М., 1968). Максимально быстрые одиночные движения отличаются по своимфизиологическим характеристикам от более медленных, так как при предельнойскорости выполнения затруднено осуществление сенсорных коррекций. Поэтому у спортсменаухудшается точность ударов, выполняемых с максимальной быстротой (Бутенко Б. И.,1967).
Уровень быстроты движенийзависит от функциональных особенностей центральной нервной системы инервно-мышечного аппарата, от их функционального состояния, от силы, быстротысокращения мышц, их эластичности, от координации движений, техническогомастерства спортсмена, а также от ряда других причин (Дегтярев И. П., 1979).
Важным качеством,определяющим в известной мере спортивное совершенство, служит общая испециальная выносливость. Под выносливостью следует понимать способность кдлительному выполнению специфической деятельности без снижения ее эффективностив условиях наступающего утомления. Воспитание выносливости спортсмена путемсознательной целенаправленной тренировки ведет к значительным изменениям в егоорганизме. Важнейшими из них, определяющими развитие выносливости, являются процессы,протекающие в нервной системе. Сущность их заключается в том, что с помощьюусловных рефлексов все более совершенствуются функции нервных центров,управляющих движением, а также согласующиеся с ними функции кровообращения,дыхания, обмена веществ и выделения (Дегтярев И. П., 1985).
Физиологические сдвигипри занятиях боксом должны рассматриваться с двух сторон: функциональныесдвиги, которые наблюдаются в организме спортсмена непосредственно под влияниемнагрузки – тренировки и боя, и сдвиги, которые происходят под влияниемпродолжительной систематической тренировки (Бутенко Б. И., 1967).
Тренировочные исоревновательные нагрузки вызывают значительные изменения в сердечнососудистойсистеме боксеров. Так, в условиях боя частота сердечных сокращений (ЧСС),последовательно возрастая, достигает в среднем 202±7,0 уд./мин. Такие высокиепоказатели ЧСС обусловлены физической работой, выполняемой к тому же в условияхмаксимального возбуждения нервной системы. Однако и на тренировкахспецифическая нагрузка вызывает значительную мобилизацию вегетативных функций всоответствии с конкретными условиями мышечной деятельности. Наибольшейвыраженности она достигает после поединка и спаррингов. Систолическоеартериальное давление повышается на 20-55 мм рт. ст. при одновременном падении диастолического. Нередко после спаррингов и боев регистрируется феномен «бесконечноготона» (Романенко М. И., 1978).
Характерные изменения вдеятельности сердечно-сосудистой системы отмечаются и в покое. По мере ростатренированности у них ЧСС урежается до 42 уд./мин (наименьшее урежение ЧСС – 36уд./мин). Артериальное давление также снижается до 100/50 мм рт. ст.; при этомударный объем сердца увеличивается, а минутный объем остается таким же или дажеснижается, что следует рассматривать как экономичность работы, адекватнойфункции покоя (Дегтярев И. П., 1979).
Систематические занятия боксомприводят к значительному увеличению функциональных возможностей систем,связанных с доставкой и утилизацией кислорода в организме. Глубина и частотадыхания зависит от многих причин: тренированности, напряженности иинтенсивности боя, характера маневра, действий противника и т. п. Спортсменывысокой квалификации, обладающие сильным, хорошо «поставленным»ударом всегда наносят его на резком выдохе с моментальной задержкой на конечнойстадии. Серия ударов, проводимая с возрастающей силой и последующимакцентированным ударом, осуществляется на полном выдохе. Вместе с тем нанесениенесильных серийных ударов возможно как на вдохе, так и на выдохе. Нередко спортсменынаносят удары и на задержке дыхания. Так, в отдельные моменты ближнего боя дляактивного противодействия ударам противника по туловищу они напрягают мышцыживота и, произвольно задерживая дыхание, сами наносят удары (Дегтярев И. П.,1985).
Повышение требования кдыханию способствуют развитию дыхательных мышц. Жизненная емкость легких у спортсменов-боксеровдовольно большая – в среднем 4500 мл. При исследованиях, проводимых на боксерахвысокой квалификации, были отмечены высокие показатели МПК (максимальноепотребление кислорода), наибольшая величина МПК – 76,9 мл/мин/кг; в среднемданные – 67,05 мл/мин/кг (Дегтярев И. П., 1979).
Многообразие формдвигательной деятельности, используемых спортсменом во время боя в разной последовательности,требует высокой подвижности нервных процессов. Скорость координированногодвигательного акта в специальных упражнениях определяет результат производимогодвижения – точность и силу ударов и защит. Высокая степень подвижности нервныхпроцессов в корковых и других центрах обуславливает быструю смену возбуждения иторможения, создавая благоприятные условия для сокращения и расслабления вмышцах, ускоряя ответные реакции при воздействии различных раздражителей.Уменьшение скрытого периода реакции происходит параллельно улучшениюкоординации движений (Романенко М. И., 1978).
Важным фактором успешныхдействий является скорость переработки информации. Быстротекущая информация поканалам связи поступает в мозг. Здесь она перерабатывается, и подается командав исполнительные органы. Спортсмены высокого класса отличаются более совершеннойдеятельностью мозга. Скорость переработки информации у них повышается, преждевсего, за счет интеллектуальных функций, в которые входят элементы оценки,выбора, обобщение действий и др. Защитные действия являются следствиемпредвидения возможных нападающих действий противника (Родионов А. П., 1969).
Внутренняя структура мышцпретерпевает биохимические, морфологические и функциональные изменения,способствующие развитию силы и быстроты сокращений. Ведущими группами мышц у спортсменовявляются сгибатели предплечья, разгибатели плеча, сгибатели и разгибателибедра, разгибатели голени, сгибатели стопы.
Среди различных видоввосприятий для бокса наиболее существенны восприятия пространственно-временныххарактеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия(чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышечно-двигательныевосприятия при непосредственном контакте с противником. Чувство дистанции,времени, ориентирование, чувство положения тела, свободы движений, чувствоудара, внимание, боевое мышление, быстрота реакции должны быть тесновзаимосвязаны между собой и влиять друг на друга (Родионов А. П., 1969).
Чувство дистанции –умение точно определять расстояние до противника. В боксе чувство дистанциипроявляется в двух формах – при атаке и при защите. На разных дистанциях эточувство не одинаково. В бою на средней и ближней дистанциях для оценкирасстояния до противника основное значение приобретают мышечно-двигательныевосприятия. На дальних дистанциях это чувство зависит от уровня развитиязрительного восприятия, быстроты реакции (Дегтярев И. П., 1985, Худадов Н. А.,1985). Хорошее чувство дистанции позволяет успешнее защищаться и атаковать, оноразвивается в процессе тренировки.
Выбор момента атакитребует от атакующего чувства дистанции, которое связано с чувством времени.Чувство времени определяется особенностями протекания физиологических ипсихических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения иторможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.Благодаря развитому чувству времени, спортсмен в состоянии оценить длительностьбоя, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рациональнорасходовать силы (Таймазов В. А., 1987).

Выводы
1. Подкоординационными способностями понимаются способности человека к согласованию исоподчинению отдельных движений в единую, целостную двигательную деятельность.
2. В школьномвозрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функцийорганизма, психомоторики, наступают сенситивные периоды для развития физическихспособностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности.Благоприятным периодом для развития координационных способностей являютсядиапазоны онтогенеза в возрасте 4-6 и 11-14 лет.
3. Классификациюкоординационных способностей применительно к детскому и юношескому боксусоставляют: способность к реагированию, способность к равновесию;ориентационная способность; дифференцированная способность, разновидностямикоторой является способность к дифференцированию пространственных, временных исиловых параметров движения; ритмическая способность.
4. Для развитиякоординационных способностей в боксе используются следующие методы:стандартно-повторного упражнения; вариативного упражнения; игровой и соревновательный.При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяютстандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только послебольшого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
5. Проблемасовершенствования методики развития координационных способностей у юныхбоксеров остается мало разработанной. На практике в содержании учебно-тренировочныхзанятий часто включают незначительный объем средств, недостаточно вниманияуделяют формированию культуры движений, эмоциональной насыщенности действий,развитию способности согласовывать движения по различным параметрам. Врезультате на занятиях наблюдается однообразие, отсутствие интереса у детей кзанятиям боксом, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствиестимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком спортивныхзанятий боксом является то, что они мало ориентированы на развитие координационныхспособностей детей, как базовых. В то же время, занятия боксом имеютзначительный потенциал для развития координационных способностей, они являютсявесьма привлекательными средствами физической культуры, полезными дляобогащения двигательного опыта, овладения техникой, формирования культурыдвижений, комплексного развития физических качеств.

Список литературы
1. Бернштейн Н. А. Оловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
2. Бернштейн Н. А.Физиология движений и активности. – М.: Наука, 1990. – 495 с.
3. Бутенко Б. И.Специализированная подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. –69 с.
4. Вавилов Ю. А.Физиологические основы двигательной деятельности. – М.: Наука, 1991. – 367 с.
5. Гандельсман А.Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.:Физкультура и спорт, 1970. – С. 153-155.
6. Дегтярев И. П.Единоборства: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура испорт, 1979. – 287 с.
7. Карпеев А. Г.Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видовдвижений // Теория и практика физической культуры. – 1995, № 9. – С. 5.
8. Любимирский Л.Е., Мейскона Г. Б., Лях В. И. Физическая культура: Учебник для учащихся 8-9классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – С. 44-50.
9. Лях В. И.Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте:история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физическойкультуры. – 1995, № 11.
10. Лях В. И.Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000,№ 4. – С. 6-13.
11. Лях В. И.Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2000,№ 5. – С. 3-10.
12. Лях В. И.Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. – 2001,№ 2. – С. 7-14.
13. Лях В. И.Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя
14. Лях В. И.Развивая координационные способности // Физическая культура в школе. – 1994, №4. – С. 26.
15. Матвеев Л. П. Теорияи методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. –М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
16. Назаров В. П.Координация движений у детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт,1989. – 34 с.
17. Никифоров Ю. Б.Эффективность тренировки спортсменов. – М.: Просвещение, 1974. – 156 с.
18. Платонов В. Н.Общая теория спорта. – Киев: Олимпийская литература
19. Солодков А. С.Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация кфизическим нагрузкам: Избранные разделы возрастной физиологии: Учебное пособие/ Под ред. А. С. Солодкова. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. – 179 с.
20. Солодов А. С.,Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.:Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406
21. Физиологиячеловека: Учебник для ВУЗов физической культуры и факультетов физическоговоспитания педагогических ВУЗов / Под общ. ред. В. И. Тхоревского. – М.:Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
22. Холодов Ж. К.,Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – 480
23. Хрипкова А. Г.Возрастная физиология и школьная медицина. – М.: Просвещение, 1990. – 328 с.
24. Хрипкова А. Г.Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологическихспециальностей педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1978. – 287 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.