Санкт-Петербургский государственныйуниверситет экономики и финансов
Кафедра физического воспитания Рефератна тему:
«Особенности проведения занятий поплаванию с детьми от 1 до 3 лет»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Общеэкономического факультета
126 группы
Столярова Ольга Юрьевна
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение
1. Трудности,препятствующие широкому распространению плавания среди малышей
2. Цельи задачи занятий
3. Подборсредств для обучения детей плаванию
4. Использованиеметодов по обучению детей плаванию
5. Различныеметодики и упражнения для обучения детей плаванию
6. Игрыв воде
7. Игра:«Кто дольше удержится на поверхности воды?»
Список литературы
Введение
Психологиутверждают, что к 9-ти годам практически заканчивается формирование личностиребенка, в последующие годы идет лишь незначительная коррекция её свойств икачеств; следовательно, значимость формирования здорового образа жизни с самогораннего возраста очевидна.
Плавание какнельзя лучше способствует решению этих задач.
Нужносказать, что плавание – один из самых массовых и популярных видов спорта,широко применяемый в системе физического воспитания. Вовлекая в работу всюмышечную систему, плавание способствует гармоническому развитию организма.
Сегодня навопрос: “Нужно ли обучать плаванию детей раннего возраста?” дается однозначныйответ: “Да, нужно”. Свидетельство тому – имеющийся опыт обучения детейплаванию, который дает положительные результаты. Ребёнку от 1 года до 3 летпосещения бассейна вполне достаточно для того, чтобы он гармонически развивалсяфизически, рос здоровым, закаленным и приобрел необходимые навыки дляпоследующего освоения спортивного плавания.
Процессобучения плаванию детей 1-3 лет, если построить его методически правильно,предусматривает последовательное изучение упражнений на базе естественногороста и развития ребенка, а также его двигательной подготовленности. Позволяетукрепить организм каждого малыша. Во время плавания ребенок, преодолеваязначительное сопротивление воды, постоянно тренирует все группы мышц. Известно,что плавание детей первого года жизни имеет существенное значение дляполноценного и своевременного не только физического, но и нервно – психическогоразвития.
1. Трудности,препятствующие широкому распространению плавания среди малышей
Пока еще неимеется достаточно полных физиологических, медицинских и педагогическихобоснований для широкого привлечения к занятиям плаванием маленьких детей. Счем это связано?
1) Имеютсяорганизационные сложности. Плавание должно осуществляться под руководствомспециалистов и под контролем медицинских работников (при этом должно строгоучитываться индивидуальное развитие и состояние здоровья малышей).
2) Недостатокинформации для родителей, вследствие чего существует недопонимание значенияплавания для развития малышей.
3) Нет достаточныхразработок, рекомендаций, системы занятий.
Все вышеперечисленные трудности, очевидно, препятствуют широкому распространениюплавания для малышей. Поэтому организацию занятий по подготовке к обучениюплаванию детей раннего возраста я считаю очень актуальной и интересной длясебя, и, безусловно, полезной для детей и родителей. обучениеплаванье вода малыш Цель и задачи занятий Цель занятий:
Во-первых:укрепить здоровье детей.
Во-вторых:помочь преодолеть страх воды.Задачизанятий:
1. Вызвать удетей чувство радости от действия с водой.
2. Приучатьдетей не бояться воды, передвигаться в любом направлении.
3. Приучитьдетей самостоятельно передвигаться в воде.
4.Подготовить детей к погружению лица в воду.
5.Формировать навыки основных движений. 3. Подбор средств для обучения детей плаванию
Помещениебассейна должно быть оборудовано необходимыми приборами, позволяющимиконтролировать и поддерживать температуру воды, воздуха, влажность всоответствии с гигиеническими требованиями.
Чтобызанятия были безопасными для здоровья и жизни детей, необходимо иметьсоответствующий инвентарь и оборудование: длинный шест (2—2,5 м) для поддержкии страховки обучающихся плаванию; спасательные круги; поплавок «Малыш»;разделительные дорожки для ограждения места плавания в бассейнах большогоразмера; цветные поплавки, флажки для ограждения места купания на реке, в мореи места нахождения детей на суше.
Другиеподдерживающие средства и игрушки предназначены для наиболее эффективнойорганизации занятий, проведения различных упражнений и игр. Это доски изпенопласта; надувные игрушки (резиновые круги, мячи и др.); мелкие игрушки изплотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой иоткрывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна); обручи дляупражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч», «Поезд в туннель!» идр.)|.
Применятьвспомогательные средства нужно целенаправленно и методически правильно, впротивном случае их использование не ведет к положительным результатам. Прииспользовании, например, резиновых кругов, надувных игрушек тело ребёнказачастую принимает неверное положение, что затрудняет усвоение правильныхдвижений руками и ногами. В то же время плавание на груди с помощью доски изпенопласта (ребенок опирается о доску вытянутыми вперед руками) помогаетосвоить скольжение. Методически верное применение доски ускоряет процессусвоения движения, при котором положение тела должно быть горизонтальным.
Игрушкипозволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Онидолжны быть яркими, разноцветными, привлекать к занятиям и играм в воде.
Количествомелких игрушек должно соответствовать числу детей, временно занимающихся вбассейне. 4. Использование методов по обучению детей плаванию
Правильноорганизованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающеевлияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.Увеличивается объем не только двигательных умении и навыков, но и знаний,развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываютсянравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатываетсяосознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям сосверстниками.
Методикаобучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетоминдивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность,систематичность, наглядность, доступность.
Сознательноеи активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение длядостижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняязадание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнятьдвижение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобыпроскользить подальше; произвести полный выдох в воду, чтобы, всплыв наповерхность воды, снова сделать вдох).
Пониманиесмысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их,способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Этопобуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют большесамостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, чтонеобходимо приложить определенные усилия для достигший цели. От того,насколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровеньусвоения ребенком предлагаемого материала.
Сознательностьи активность занимающихся повышается при разборе занятий, наблюдениях задругими детьми и оценке выполнения ими движении. Этому способствуют простейшие приемысамоконтроля при разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощьдруг другу при выполнении заданий парами или группами.
Занятиядолжны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение плаваниюсвязано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всемпедагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность,периодичность как в организации занятий, так и в расположении учебногоматериала. При регулярном проведении занятий обезательно чередование физическойнагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременноевыполнение упражнении и игр.
Двигательныеумения и навыки формируются при многократном повтор упражнений. Необходимо,чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе,предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известныхк неизвестным, должны регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.
Присистематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитиидетей. Последовательное увеличение нагрузки при этом являетсяважнымусловием предупреждения травматизма.
Успехв обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, будут учтеныособенности развития детей того или иного возраста и реальные силы ивозможности каждогоребенка. Только зная состояние здоровья, ур(физического развития, степень подверженности простудным заболева1индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температуры условий,можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следуетпомнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшеговозраста предполагает включение упражнений сложности, успешное выполнениекоторых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил,приложения волевых усилий.
Постепенностьи последовательность в переходе от привыкания к во время простого передвиженияпо дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание спредметом в руках или облегченным способом и т. п.) является одним из условийобучения детей. В этом -усвоения более сложных приемов плавания, их техники иприучения к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (попояс, по грудь, в рост ребенка).
Индивидуальныйподход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организмребенка еще не полностью сформировался и окреп, как чрезмерная, так инедостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития.Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методическихприемов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т.п.).
Соблюдениепостепенного повышения требований достигается постановкой все более трудныхзадач и усвоением все более сложных движении нарастании величины,продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Ее постепенноеувеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества —выносливость, ловкость, силу и др. Становится возможным увеличиватьпроплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшатьинтервалы между ними.
Принципнаглядности при обучении плаванию — один из ведущих. Мышление дошкольникаконкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной средеосложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается,плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственныеобразы — зрительные, слуховые, мышечные — в сочетании создают более полноепредставление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению.Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом –рассказом, объяснением.
Хорошиеуспехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных (объяснение,приказание и т.п.), наглядных (показ, звуковые и зрительные ориентиры,непосредственная поддержка и помощь), практических (упражнения-повторения,игры, соревнования) методов и приемов. Важно, чтобы учитывались задачиопределенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся,подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.
Решающуюроль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основнымсредством обучения детей.
Техникуспортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуетсяосваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа ипояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом.После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются.Использование этого метода предусматривает определенную последовательностьпостановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.
1.Разучивание движений ног:
а)на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;
б)в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в) в скольжении сопорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
2.Разучивание движений рук:
а)на суше и стоя в воде;
б)в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры наместе и в движении;
в)то же в согласовании с дыханием;
г)плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами(ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).
3.Разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движенийрук и ног и дыхания.
4.Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Вовремя обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаныс разной степенью координации — от простого к сложному и отражают разные уровниобученности.
Выполнениепростых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Неследует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это можетотрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Дляформирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезноразучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными их вариантами.
Оптимальныхуспехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания,которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества,особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается вводе при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5—10 м, то можносовершенствовать этот навык, увеличивая дистанции (15—25 м и более). Передповторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыхапостепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет ксовершенствованию плавательных навыков и физического развития.
Назанятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения сплаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детейсамостоятельно плавать избранным способом.
Важноподдерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всехэтапах обучения — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставлялиребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлениюнаучиться хорошо плавать. 5. Различные методики и упражнения для обучения детейплаванию Упражнения на суше
Задача:ознакомить с формой движений рук и положением кистей.
Упражнение1. Стоя перед опорой (стол, высокая скамейка, рейка гимнастической стенки),сгибать и разгибать руки в локтевых суставах. Кисти движутся под углом атаки,слегка надавливая на опору ребрами ладоней.
Контроль:следить, чтобы руки сгибались и разгибались главным образом в локтевых суставах,а кисти двигались под углом атаки 30-40°.
Упражнение2. Стоя боком к опоре, одна рука на опоре, другая на поясе. Выполняетсяпредыдущее упражнение одной рукой без зрительного контроля. Затем этоупражнение выполняется без опоры. После освоения упражнения одной рукой егоразучивают другой, затем двумя одновременно. Сначала каждое упражнениевыполняется медленно, затем быстро.
Контроль:следить, чтобы локоть был отведен назад до отказа, кисть выписывала«восьмерку» за счет сгибания руки главным образом в локтевом суставе.Упражненияв воде
Задача:научить переносить упор с ног на руки, отрывать ноги от дна бассейна, водоема.
Упражнение3. Стоя боком к неподвижной опоре (глубина по грудь), одной рукой взяться заопору или бортик бассейна, другой опереться о партнера. Погрузившись в воду доподбородка и сгибая ноги, повиснуть. Сначала упражнение выполняется на согнутыхв локтях руках, затем на прямых руках. Это упражнение помогает занимающимсяприобрести умение опираться на руки, находясь в воде, и ощутить требующуюся дляэтого величину усилий.
Контроль:ноги отрывать от дна после того, как занимающийся опустится в воду доподбородка.
Задача:научить создавать упор и опираться на него одной рукой.
Упражнение4. Стоя боком к опоре, одной рукой взяться за нее. другой сбоку выполнятьдвижение «восьмерка». Ощутив действующую на ладонь силу — силу упора,занимающийся пытается ее использовать (надавливая слегка вниз, опираясь оводу), старается «повиснуть», держась другой рукой за опору. Времясоздания упора постепенно увеличивают. Освоив механизм создания упора однойрукой, переходят к изучению этого же движения другой.
Контроль:при выполнении этого упражнения нужно следить, чтобы локоть руки, выполняющей«восьмерку», был отведен назад до отказа, а рука сгибалась иразгибалась только в локтевом суставе. Отрывать ноги от дна бассейна нужно вмомент, когда кисть руки будет ощущать упор о воду, а туловище погружено в водудо подбородка. Ноги отрываются от дна плавно, рука, которой пловец держится заопору, должна быть полусогнута.
Упражнение5. После освоения упражнения 4 это же упражнение разучивают, взявшись однойрукой за разделительную дорожку, за руку партнера или плавательную доску.
Задача:научить создавать упор двумя руками перед собой.
Упражнение6. Упражнение выполняют у поручня или лесенки бассейна, стоя спиной к ней,зацепившись одной ногой (ступней) за поручень. Выполнить руками движение«восьмерка» перед грудью и, почувствовав упор о воду, поставитьвторую ступню на опору. Продолжительность создания упора о воду рукамипостепенно увеличивают. В Контроль: голова опущена в воду до подбородка, рукисгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Это упражнение можно выполнять спартнером, который, стоя сзади, удерживает ногу за стопу. Занимающийся,опираясь руками о воду и мягко отрывая другую ногу от дна, старается за счетдвижения рук удержаться на поверхности воды.
Контроль:следить, чтобы партнер удерживал стопу занимающегося на одной высоте.
Задача:научить создавать упор при горизонтальном положении туловища.
Упражнение7. Лежа на груди, ноги упираются в разделительную дорожку, руки впередивыполняют движения «восьмерки». Сначала выполняют движения руками сопущенной головой (с задержкой дыхания), затем, опираясь руками о воду, поднимаютголову над водой.
Контроль:почувствовав упор, плавно поднимать голову из воды.
Задача:научить создавать упор лежа на спине.
Упражнение8. Лежа на спине, ноги упираются в разделительную дорожку или плавательнуюдоску, руки в стороны-вниз. Выполнять руками «восьмерки», стараясьудержать туловище на поверхности воды в горизонтальном положении. Затем этоупражнение выполняют без поддерживающих средств.
Контроль:голова опущена в воду. После освоения вышеперечисленных подготовительныхупражнений переходят к упражнению 9.
Задача:научить создавать опору и удерживаться на поверхности воды.
Упражнение9. Глубина по грудь, руки в стороны, туловище опущено в воду до подбородка.Сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, кисти выписывают«восьмерки». Почувствовав упор о воду, плавно, осторожно поднимаютноги от дна бассейна, стараясь удержаться на поверхности воды. Время удержанияплавательного состояния постепенно увеличивают.
Контроль:руки поставлены в стороны, локоть отведен назад до отказа. Сначала происходитпогружение туловища в воду (уровень воды до подбородка), затем плавный,осторожный отрыв ног от дна. Скорость движения кисти при выполнении«восьмерки» должна быть достаточно велика, так как величина упора(подъемной силы) зависит не только от угла атаки и профиля кисти, но и отскорости ее движения.
Послеосвоения описанных выше упражнений целесообразно задавать обучаемым движения иперемещения сложной, необычной формы и направления (типа плавания «впередногами» и т.д.) с целью выработки «остроты ощущения» упора.
Параллельнос изучением упражнений для удержания на воде применяют упражнения для освоенияс водой, игры и прыжки в воду. 6. Игры в воде
Ведущееместо при занятиях с детьми на начальном этапе обучения должны занимать игры.Среди большого количества общепринятых игр особое место должны занимать игры,которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементовтехники: «Кто дольше удержится на поверхности воды?», «Кто вышеподнимется из воды» и т.п.
Практикапоказала, что дети, которые не смогли выполнить то или иное упражнение поосвоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют их вигровой обстановке. Кроме этого игры содействуют повышению эмоциональностизанятий, воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы, товарищества.
Поэтомув занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражненияцелесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях даетвозможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузкузанимающихся.7. Игра:«Кто дольше удержится на поверхности воды?»
Задача:научить держаться на поверхности воды.
Содержаниеигры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживатьсяна плаву, выполняя руками движения «восьмерки». Ноги согнуты вколенных суставах и прижаты к груди. Побеждает тот, кто дольше удержится вводе.
Методическиеуказания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнениявыполнять движения руками.
Когдазанимающиеся научатся удерживаться на поверхности воды за счет движений руками,можно переходить к обучению спортивным или облегченным способам плавания.
Списоклитературы
1. http://festival.1september.ru/articles/513312/- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/1997N2/p57-59.htm- «Физическая культура» научно-методический журнал №2 – 1997 год
3. ВасильевВ.С. Обучение детей плаванию. – М.: Издательство Физкультура и спорт, 1989 г.,- 96 с.