Реферат по предмету "Социология"


Социология предпринимательства

Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра культурологии и политологии
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
на тему: «Социология предпринимательства: сущность,социально-психологический портрет предпринимателя»
подготовила: ст.гр. ЭФ-05а
Куташова Анна
проверила:  Панькова О.В.
ДОНЕЦК
2006

План
1.Введение.
2.Социологияпредпринимательства: сущность, функции, задачи.
3.Характерныечерты экономического поведения предпринимателя.
4.Внешняясреда и стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности.
5.Предпринимателькак продукт национальной экономической культуры.
6.Экономическаяглобализация и поведение предпринимателей.
7.Социологияпредпринимательства в Украине.
8.Заключение.

Введение
Чтопонимать под предпринимательством? Как оценить суть этого вида людскойдеятельности, которая содержит широкий спектр экономических, юридических,социальных, психологических, культурно-исторических моментов?
Предпринимательствокак метод хозяйствования широко известный в странах с развитой рыночнойсистемой, а у нас в Украине оно находится только на первых этапах своегостановления.
Общепринятымво всем мире есть определение предпринимательства, данное известным экономистомЙозефом Шумпетером (1883-1950). Предприниматель – это хозяйственный субъект,функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве иобороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществлениеновых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов,которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара илисоздания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынковсбыта и источников сырья, а также проведения организационных измененийхозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективноепроизводство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами иуслугами.
Предпринимательство– это инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с цельюосуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффектаначатого дела.
Предпринимательство– это самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцамисредств производства, направленная на производство товаров и услуг радиполучения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свойриск и под свою имущественную ответственность (либо под имущественнуюответственность юридического лица – предпринимателя).
Предпринимательство– это и есть реальное воплощение предпринимательской деятельности в конкретных социально-экономическихусловиях определенной страны.
Именнопредпринимательская деятельность – активная, инициативная, творческая,рискоопасная и эффективная – является тем живительным источником и мощнымдвигателем, который может объединить все названные выше ресурсы и факторыпроизводства в единый и целенаправленный поток производственной деятельности.
Предпринимательскаядеятельность – это деятельность юридических и физических лиц, осуществляемаяими от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, направленная напроизводство материальных и духовных благ и услуг в целях систематическогополучения прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных,переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи другим лицам илиорганизациям.
Субъектамипредпринимательства могут быть как отдельные граждане, обладающие полнойдееспособностью, так и любые по численности добровольные объединения людей(партнеров) – коллективный предприниматель.
         Субъектамипредпринимательской деятельности – предпринимателями – могут быть граждане, неограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридическиелица всех форм собственности. Таким образом, предпринимательская деятельностьможет осуществляться как отдельными индивидами (частными лицами), так игруппами лиц, связанными между собой договорными обязанностями, – акционернымиобществами, арендными коллективами, кооперативами. Относительно определенныхлиц законодательство Украины предусматривает ограничения в занятиипредпринимательством. Не допускается занятие предпринимательской деятельностьюдля таких категорий граждан: военнослужащие, служащие лица органов прокуратуры,суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража,государственного нотариата, а также органов государственной власти иуправления, которые призваны осуществлять контроль над деятельностьюпредприятий. Не могут быть зарегистрированы как предприниматели лица, которыеимеют непогашенную судимость за кражу, взятки и другие вещественныепреступления.
Объектомпредпринимательства является определенная производственная и коммерческаядеятельность, которая не противоречит действующему законодательству. Как и вовсем мире, в Украине существуют ограничения при осуществлениипредпринимательской деятельности. Это касается, например, запрета изготовленияи реализации наркотических средств, оружия, взрывных веществ, изготовленияденежных знаков и ценных бумаг.
Поданным социологических исследований, в западных странах высказывают желаниебыть предпринимателем лишь 3-5% трудоспособного населения; 95-98% не хотят бытьпредпринимателями. Почему? Потому, что быть предпринимателем не так просто.Необходимо нести большую ответственность за свой бизнес, много работать для достиженияцели, эффективно управлять производством и т.д. Для предпринимателя основныместь критерий риска; предприятие связано с действием многих неизвестныхфакторов.  Доход, который предприниматель получает, — это доход, связанный сриском.
Дляэкономики Украины проблема сегодня состоит не столько в расширении числапредпринимателей, сколько в качественной смене самого характера их деятельности– большей направленности на производственные цели, приобретении болеецивилизованных форм. Ф.Хайек подчеркивал, что часть частных лиц, которые готовыпопробовать новые возможности (если это, как им кажется, обещает улучшение ихположения и если им не мешает давление со стороны одноплеменников), всюду почтиодинакова. Порождая столько разногласий, отсутствие духа предпринимательства вомногих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, апоследствием ограничений, которые накладывают существующие традиции иинституты.

Социологияпредпринимательства: сущность, функции, задачи
90-е годы  характеризуются  устойчивым  исследовательским интересом  к анализуразличных аспектов предпринимательства. Причина  очевидна  —  именно в этот период  в  нашей  стране появляются политические, экономические и правовыепредпосылки создания  рыночных отношений, субъективной основой которых  иявляется предпринимательство. Можно даже сказать, что  данный объект сталмодным. Но изучение предпринимательства — это  не только   и  столько  дань исследовательской  моде,   сколько требование общественной практики.
Предпринимательство является  объектом   междисциплинарных исследований. Кроме экономической науки,которая  традиционно занимается    анализом    предпринимательской   функции    в экономической системе, различные аспекты предпринимательской деятельности изучаются  психологами,    конфликтологами, специалистами в сфере экономическойантропологии. Социология  предпринимательства является  теорией  среднегоуровня    в   рамках   экономической   социологии,    поэтому первоначально читалась как часть общего курса “Экономическая социология”.    Впоследствии  появились   отдельные    курсы социологии   предпринимательства,  хотя  иногда   они   были совмещены  с  социологией  менеджмента  [1],  что   врядлиправомерно,   поскольку  предметы  социологии  управления   и социологии предпринимательства существенно отличаются.  Хотя справедливости  ради необходимо отметить,  что  между  этими дисциплинами имеются и точкисоприкосновения. Во-первых, это понятие “интрапренерства (внутрифирменного предпринимательства). Но  с позиций социологии предпринимательства, основная роль интрапренеразаключается в формировании  организационно-культурной среды  (корпоративнойкультуры)  создаваемой им фирмы, а не в  выработке  принципов эффективного   управления    ею.    Во-вторых,    социологию предпринимательства   и  социологию   менеджмента   сближают изменения    в    мотивации   труда  управляющих    крупными корпорациями,  которые  отмечает  один  из  наиболее  видных представителей      современной      западной      социологиипредпринимательства А. Мартинелли.
В отличие от социологическихконцепций общетеоретического уровня, теории среднего уровня в социологиипребывают намного ближе к реалиям общественной жизни, к насущным проблемамсовременности. Ввиду того, что все они «отвечают» за определенные сферысоциума, они способны быстро и четко реагировать на изменения в своих сферах,путем своего появления, изменения и, если надо, исчезновения.
Не исключение здесь и такаяспециальная социологическая теория как социология предпринимательства. Еще15-20 лет назад данной дисциплины не было «даже в проекте», а сегодня ейуделяется все больше и больше внимания в научной прессе, вводятся курсы по ееизучению в ВУЗах. Дело, конечно, в тех радикальных преобразованиях и переменах,что произошли в обществе за этот период. А именно, формирование и постоянноевозрастание роли главного объекта изучения данной дисциплины — предпринимательства.
Предпринимательство в нашей странедаже не возродилось, оно фактически формировалось с нуля, при полном отсутствиисобственного опыта и теоретических знаний в данной области. Но постепенно этотсамый опыт стал приходить, в первую очередь через практику, а с ним появилась инеобходимость его теоретического осмысления, что и вылилось, в конечном счете,в появление сначала чисто экономических исследований предпринимательства, азатем и социальных, то есть социологии предпринимательства.
Научная база данной дисциплиныизначально опиралась на результаты работы зарубежных авторов и исследователей,но постепенно, сначала в России, а затем и у нас, начала формироватьсясобственная совокупность научных знаний по этому вопросу в видевсевозрастающего объема исследовательских публикаций по данной проблематике.
Откуда же взялась социологияпредпринимательства в мировой практике? На какие вопросы она способна ответить?И чем может помочь современному обществу?
Как и множество других отраслевыхсоциологических дисциплин, социология предпринимательства не является четкосформированной теорией. Причина тому то, что она возникла не из одногоисточника, а формировалась в рамках множества научных отраслей на протяжениидлительного периода времени.
Первые попытки осмыслить феноменпредпринимательства были сделаны почти сразу после возникновения этого самогофеномена, то есть в XVII веке. Первыми кто попытался рассмотретьпредпринимательство с научных позиций были Р. Кантильон и Ж.-Б. Сей. Кантильонаназывают первым теоретиком бизнеса, именно он является автором самого термина«предпринимательство» и первым кто произвел систематическое описание данногоявления.
Известные экономисты, основателианглийской классической политэкономии Адам Смит и Давид Риккардо также не моглиобойти данного вопроса. В своем анализе экономической структуры общества онирассматривали предпринимателя как капиталиста, что ищет прибыльногоиспользования своих средств. Смит также один из первых уделил вниманиепроблемам этики предпринимательства.
Дальнейшее развитие теориипредпринимательства связанно с анализом классовой структуры общества. Здесьследует упомянуть имя французского экономиста Альберта Тюрго. При изученииособенностей субъектов предпринимательской деятельности он выделял у них такиечерты как готовность к риску, организаторские и творческие способности.
В начале XX века вновь возникаетнеобходимость в определении отличия между предпринимателем и капиталистом. Этимвопросом занимались Ф. Воппер, А. Маршалл, И. Мангольд.
Иное направление изученияпредпринимательства связанно с социально-историческими и культурнымиисследованиями. Речь идет в первую очередь о классике социологии Максе Вебере иего работе «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, какрелигиозные факторы стимулируют возникновение «предпринимательского духа»,который сыграл важную роль в становлении промышленного капитализма. Идеи Вебераразвивал в своей работе «Буржуа: этюды из истории развития современногоэкономического человека» (1911 год) немецкие экономист и социолог В. Зомбарт.Йозеф Шумпетер, австрийский экономист, оказал, чуть ли, не решающее значение надальнейшее развитие теории предпринимательства. Личность предпринимателя и егохарактерные особенности становятся у Шумпетера стержнем логической системы,которая создает экономику в целом. Кроме того, экономический рост, уавстрийского ученного, тесно связан с развитием предпринимательства.
Невооруженным взглядом видна связьс теорией предпринимательства и управленческой науки — менеджмента. Многиеисследователи, развивая теорию и практику управления, вносили вклад и визучении феномена предпринимательства. Среди них Ч. Бернард, Г. Левитт, Д.МакГрегор и другие.
Из всех управленческих подходов,наиболее привлекателен ситуационный подход, своей близостью ксоциально-психологическим аспектам предпринимательства.
В отечественной науке изучениемданной проблематики занимались еще в XIX веке (М. Туган-Барановский и С.Булгакова), однако возрождение внимания к предпринимательству замечается, свозрождением самого предпринимательства на рубеже 80-90-х годов.
То, что предпринимательство началоизучаться практически сразу после своего появления и интерес к нему не зналспадов и перерывов, свидетельствует о важности сего общественного явления напротяжении всей его истории.
В целом логика развития социологиипредпринимательства еще раз доказывает междисциплинарный характер даннойотрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, икультурологи, и философы. Это привело к множеству различных точек зрения наодни и те же вопросы, связанные с феноменом предпринимательства. Особенностисоциологического взгляда на это явление будут изложены далее.
Социологияпредпринимательства — это междисциплинарная теория, она прибывает на стыкенескольких наук. Наиболее четко проявляется ее связь с социологией иэкономикой.
Социологиясвязанна с предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает его какнестандартное новаторское поведение и деятельность больших и малых социальныхгрупп и слоев населения.
Объектомсоциологии предпринимательства является когорта предпринимателей, какспецифическая функционально-статусная социальная группа. Предмет же этойдисциплины можно определить как особенности институционализациипредпринимательства в рамках современных социальных процессов.
Всоциологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства:функциональный и структурный.
Функциональныйподход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным припроведении прикладных социологических исследований и сегодня, хотя, как отмечаетВ. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательскаяфункция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтомус позиций функционального подхода говорить о существовании “социальной группыпредпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашегообщества скорее можно определить как некую серийную группу — постояннообновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных междусобой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.
Другойвозможный подход к анализу группы предпринимателей — структурный, которыйопределяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и всистеме экономических институтов. Данный подход дает четкие критерии для построениявыборки (статусные характеристики — возраст, пол, образование, национальность,семейное положение; каналы регулирования предпринимательской группы; позицияпредпринимателя на предприятии), не теоретической “чистоты” не обещает,поскольку человек, по статусу относящийся к предпринимательскому корпусу, можетна протяжении всей своей трудовой жизни ни разу не осуществитьпредпринимательскую функцию.
Этиподходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологиипредпринимательства — кто есть предприниматель?
Всоциологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному — это нетолько человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий вобществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, чтообладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство естьопределенная культурная форма.
Основныезадачи социологии предпринимательства видятся следующими:
·    анализосновных классических концепций теории предпринимательства;
·    определениеграниц бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальнойбазы;
·   рассмотрениефеномена этнического предпринимательства;
·    показатьроль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;
·    выявитьспецифику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытоминых стран.

Характерныечерты экономического поведения предпринимателя
Характерныечерты экономического поведения предпринимателя можно представить черезопределенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденциипредпринимательского поведения.
Экономическоеповедение предпринимателя характеризуется:
— энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантииэкономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственнойактивности, методов ее осуществления;
— компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполноймерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятиюнестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствииинформации;
— умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовыватьэффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудомсобственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокойделовитостью и динамизмом;
— умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материальноотвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себесамому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;
— стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людейза собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полногоизнеможению в работе;
— направленностии инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успехапри минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники итехнологии организации и регламентации труда.
Именнотипичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современномобществе, составляют один из важнейших компонентов предметной областиэкономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мыполучим более или менее адекватный реальности социальный портретпредпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичныечерты социального портрета предпринимателя:
1)        владение илираспоряжение капиталом;
2)        предприимчивость;
3)        инициативность
4)        ответственность;
5)        способность иготовность к риску;
6)        нацеленность наинновацию;
7)        предпринимательскийдух;
8)        свободапредпринимательства;
9)        неудержимоестремление к прибыли.

Внешняя среда и стимулы к осуществлению предпринимательскойдеятельности
Благоприятнымихарактеристиками внешней среды, способствующими возникновению стимулов к предпринимательскойдеятельности, являются рост платежеспособного спроса и емкости национальногорынка, политическая стабилизация, некоторые положительные изменения в налоговойсистеме и законодательной базе, развитие инфраструктуры, деятельность властей инекоммерческого сектора по развитию малого бизнеса. Факторами привлекательности для зарубежных предпринимателей, осуществления инвестиций также являются темпыроста экономики, геополитическая значимость, богатейшие природные ресурсы,наличие достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы, повышение качествакорпоративного управления, развитая сеть транспорта и телекоммуникаций.
Неблагоприятные условиявнешней среды формируют основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром исследованийобщественного мнения в 2005 г. в 80 субъектах РФ, показали, что наибольшиетрудности в работе предпринимателей вызывают ситуация с судебно-правовойзащитой (лишь в 7 из 80 регионов респонденты оценили ее как благоприятную) идоступом к производственным площадям. Так, лишь 0,7% российскихпредпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законныеинтересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, чтоэти шансы минимальны или их нет вовсе [2]. Существенную озабоченностьреспондентов вызывают состояние конкурентной среды и уровень безопасностибизнеса. Речь идет о преференциях со стороны региональных властей определеннымкомпаниям и о давлении со стороны крупного бизнеса.
В целом, к основнымрискам осуществления предпринимательской деятельности в России можно отнести:бюрократию и коррупцию, неэтичную конкуренцию, риск потери собственности,непрозрачность финансов и риск изменения законодательства [3]. Либерализацияхозяйственной деятельности, интеграция в международное экономическое сообществопринесли России, кроме выгод, угрозу экономической безопасности страны отусиления криминализации хозяйственной деятельности, росту которой способствуетраспространение незаконного предпринимательства на внутреннем рынке и вовнешнеэкономической деятельности. По различным оценкам, теневой секторроссийской экономики рос на протяжении всех 1990-х, и в настоящее времядостигает 40—50% ВВП [4]. В России существуют многочисленные возможности длязлоупотреблений в таких областях, как сложные налоговые и таможенные системы,механизмы контроля над капиталом, управление государственным имуществом,включая приватизацию.

Предприниматель как продукт национальной экономическойкультуры
Наряду с экзогеннымифакторами, определяющими стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности, наэкономическое поведение предпринимателей, формирование его мотивов влияютэндогенные факторы — сложившиеся стереотипы мышления, ценностныеустановки, нормы морали. Все эти регуляторы экономического поведения,ориентирующие рыночных агентов на те или иные формы активности и играющие рольсоциальной памяти экономического развития, представляют собой элементынациональной культуры.
Экономическое поведениепредпринимателей в России никогда не будет идентичным таковому у западногочеловека. Рационализм экономического поведения в западноевропейском вариантетождествен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а врезультате постоянного сопоставления дохода и издержек, оценки рисков, чтовыступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностейразвития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог.Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическаявыгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих ипричастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российскогочеловека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные сэкономическим выбором.
Если западнаякультура — это культура разума, то русская — культура сердца.Русскими философами отмечались такие национальные характеристики, какиррациональность, общинность, слабая самодисциплина, недостаток честности,конформизм (Бердяев) [5]; церковность, соборность (Соловьев), перевес началэтических над правовыми (Флоренский) [6]. В России на протяжении столетийформировался тип экономического поведения, основанный на ценностях наиболеераспространенной религии — православия (восточное крыло христианства),таких как нравственный либерализм в повседневной жизни, терпимость,бескорыстие, недоверие к богатству. Это сильно отличается от ценностейкатолицизма, особенно протестантизма, опирающихся на силу, корысть, имущество,дисциплину, закон [7]. Для российской экономической культуры характерныосуждение алчности, чрезмерного богатства, высокая ценность социальногоравенства, справедливости, уравнительности в распределении благ, что определяетне всегда положительное отношение к деятельности предпринимателей в России.Традиционно российскому обществу присущи также неразвитость правосознания,недоверие закону.
Масштабность страны,малая социальная освоенность территории определяли потребность в централизации,сильной государственной власти; богатство российской земли, ее недр, зачастуюоборачивались отсутствием у многих представителей российского общества вэкономическом поведении рачительности, экономности. С другой стороны, сложныеприродные условия делали россиянина трудолюбивым, наблюдательным, формировали находчивость,инициативу.
Неоднозначно влияниекомандно-административной системы, сформировавшейся и действовавшей в стране вХХ в., на экономическое поведение россиян: получили мощный импульс традициисильной авторитарной власти, патернализм, приоритет государственного надличным, уверенность в завтрашнем дне, а наряду с этим — социальная идуховная апатия, иждивенческие настроения, уравнительность в распределенииблаг. Несмотря на то, что частного предпринимательства, подобного тому, чтосуществовало в странах с рыночной экономикой, в СССР быть не могло, фактическиряд предпринимательских функций выполняли руководители государственныхпредприятий, а также те, кто осуществлял хозяйственную деятельность вне прямогоконтроля и санкций со стороны официальных органов управления. Сформировавшиесяв тот период стереотипы поведения можно встретить и в условиях современногороссийского бизнеса.
На основе особенностейнациональной культуры складывается особый тип российского экономическогомышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основероссийского экономического мышления лежит государственное экономическоемышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, какпрочная включенность индивидуального сознания в структуру сознанияобщественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость котклонениям от принятых норм экономического поведения, неразвитостьправосознания, недоверие закону [8]. Вместе с тем сегодня все большее влияниена поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления,имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность,инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовностьдействовать в условиях конкуренции.
В современной рыночнойэкономике поведение предпринимателей со знаком «плюс» подразумевает не толькоуважение законов и правосознание, но и следование не зафиксированнымзаконодательно, но постоянно совершенствующимся нормам этики бизнеса. Кпоследним можно отнести политику честности и открытости по отношению кпотребителям, социальную ответственность по отношению к наемным работникам,противодействие коррупции, содействие защите окружающей среды, нравственность,благотворительность, цивилизованную конкуренцию. Все это сочетается с такимиклассическими чертами экономического поведения предпринимателей, какинициативность, склонность к инновационной деятельности, направленность надостижение прибыли посредством производства, реализации необходимыхпотребителям товаров и услуг, что связано с самостоятельностью в принятиирешений и риском. Экономическое поведение предпринимателей со знаком «минус»включает в себя такие негативные черты, как крайний индивидуализм и эгоизм,жажда наживы, сопровождающаяся недобросовестным отношением к людям —потребителям, работникам, а также пренебрежением законами государства инравственными нормами общества. Такой тип поведения встречается и вэкономически развитых странах, но в большей степени характерен для стран, гдерыночные отношения еще находятся в стадии формирования; к сожалению, зачастуютолько такое поведение (например, уход от уплаты налогов) обеспечиваетпредпринимателю выживание в несовершенной экономической среде. Предпринимательпостоянно разрывается в поисках рационального выбора между выгодой и моральнонравственными ценностями: быть законопослушным и ограничить свою финансовуюсвободу или скрываться от налогов; «проедать» доходы, направлять их наформирование материально-технической базы или развивать социальнуюинфраструктуру своего предприятия. Социальное поведение чело­века при этомможет быть негативным по отношению к проводимой налоговой политике, аэкономически выражаться в усилении «теневой экономики».

Экономическая глобализация и поведение  предпринимателей
Глобализация мировогохозяйства выражается, прежде всего, в свободе предпринимательской деятельностии экономического поведения вне зависимости от территориального происхождения ирасположения таких факторов, как капитал, рабочая сила и т. д. Ведениеэкономической деятельности в планетарном масштабе снимает национальные,социальные, культурные, государственные и иные ограничения на поведение ипостепенно приводит к образованию единого экономического пространства. Одним изсущественных следствий глобализации является снижение роли государства инациональных культур как совокупности норм и ценностей, определяющих поведение.Современные исследователи выделяют несколько форм, в которых можетосуществляться взаимодействие зарождающейся глобальной культуры —западной, американской по своему происхождению, и различных обществ, как науровне элит, так и широких масс: «принятие», «отрицание», «сосуществование» и«синтез» [9].
Влияние глобализации наэкономическое поведение предпринимателей представляется достаточнопротиворечивым. Во-первых, глобализационные процессы неравномерны, ипредприниматели экономически развитых стран — лидеров глобализации —извлекают из них наибольшую выгоду. Предприниматели других стран, в том числеРоссии, наделяясь дополнительными возможностями реализации своих идей, попадаютв условия жесткой международной конкуренции, и, в зависимости от ситуации,имеют различные шансы отстоять свою конкурентоспособность. Соответственновоздействие глобализации на экономическое поведение предпринимателей вразличных странах и секторах экономики будет неодинаково.
Во-вторых, существуютособенности экономического поведения предпринимателей в сфере мелкого,среднего, и крупного бизнеса. В условиях глобализации основными субъектамихозяйственной жизни стали крупные транснациональные корпорации. Экономическоеповедение в рамках ТНК наиболее унифицировано, влияние на него национальных,религиозных факторов сведено к минимуму. Сам масштаб предприятия требуетприменения безлико-рациональных правил построения организационной структуры иуправления таким бизнесом исходя из требований рынка. В сфере же среднего имелкого бизнеса национальные особенности осуществления предпринимательскойдеятельности проявляются в значительной степени. Особенно это характерно длятак называемого этнического предпринимательства — ведения бизнесаэтническими меньшинствами в инонациональной для них среде, связанного с такимпроявлением глобализации, как увеличение мобильности рабочей силы. Лидерыэтнического предпринимательства — китайская диаспора [10] (по различнымоценкам, в России численность мигрантов из Китая достигает от 400 тыс. до 2 млн.человек); годовой ВВП частных компаний этнических китайцев, размещенных в болеечем 140 странах мира, превышает 1 трлн. дол. На экономическое поведениепредпринимателей в подобных бизнес-организациях огромное влияние оказываютнациональные традиции, религиозные обычаи, семейные и родственные связи,взаимоотношения в общине. В рамках этнической диаспоры оказывается поддержканачинающим предпринимателям и тем, кто попал в трудное финансовое положение,при необходимости осуществляется перераспределение доходов, происходитурегулирование конфликтных ситуаций, к которому привлекаются наиболееавторитетные члены общины, вводятся санкции за нарушение слова чести, злоупотреблениедоверием.
Можно предположить, что вглобализирующемся мире поведение предпринимателей изменяется в соответствии снесколькими противоречивыми тенденциями. С одной стороны, происходитформирование единой нормативной среды предпринимательства, стандартизацияэкономического поведения, основанного на западных, неолиберальных ценностях; сдругой стороны, отстаивает свое право на существование и эффективный этническийтип экономического поведения предпринимателей, окрашенный национальнымколоритом, учитывающий нормы и традиции различных культур.

Социологияпредпринимательства в Украине
Последнеедесятилетие прошлого столетия для большинства развитых стран считалось периодомуспешного предпринимательства и повышения социального благополучия. Казалось,наконец, достигнут баланс в соединении ценностей частного сектора и желанийнаемных рабочих. Было ощущение, что рынок, демократия, верховенство закона иглобальная система свободной торговли работали не только в корпоративныхпредпринимательских интересах, но и удовлетворяли ожидания большинстванаселения.
ВУкраине, как и в других странах постсоциалистичекого пространства, именно тогданачалась эпоха сложной политической и социально-экономической трансформации.Естественно, что политические и предпринимательские элиты, проектируясоциально-экономическую модель развития украинского общества, обратились копыту развитых стран.
Существуетвзаимосвязь между экономическим ростом и частными инвестициями. В странах,которые прогрессируют, наблюдается высший уровень частных капиталовложений. Нодля того, чтобы рост производства способствовал сокращению бедности, оно должноработать на повышение доходов бедных слоев населения.
Таккак же привлечь предпринимательство к решению человеческого развития? Этотвопрос актуален не только в условиях Украины. Для устранения преград на пути кстатистическому развитию везде в мире больше усилий прикладывают государства.Обеспечение достойной жизни граждан – одно из основных их заданий.
Всебольшую популярность в мире и Украине набирает «концепция триединства»,согласно которой получение прибыли не должно приносить вред окружающей среде исоциальной справедливости. Введение этой концепции заставляет компании обратитьвнимание не только на возможность получать прибыль и приумножать экономическиеценности, но и учитывать то, что они должны приумножать и экологические исоциальные ценности.
Коммерческиеорганизации Украины все активнее желают расстроить и поддерживать вокруг себястабильную информационную, психологическую и социальную среду. Это стало однимиз главных заданий предпринимательства. Начало процесса институционализациисистемы PR в Украине заложено в 1990 – х годах,хотя в мире он развернулся еще в XIXстолетии. Базируется этот процесс в научном знании касательно улучшения связейс населением.
Инструментарийсовременных PR-технологий многогранный. Одним издейственных методов является создание специальных социально ориентированныхсобытий. Один из типовых примеров – спонсорство, которое объединяет в себеэлементы паблисити, пресспосредничества и промоушн. Следует отметить, чтоспонсорство – это не просто филатропия или реклама в прямом смысле этого слова,хотя очень часто они используются в соединении с другими инструментами дляпродвижения торгового, коммерческого, финансового и даже политического имениили увеличения объемов продаж товаров и услуг в коммерческой сфере.
Ссоциальной точки зрения, спонсорство можно представить как позитивныйсогласованный обмен преимуществами между спонсором и объектом спонсорства.Специальными заданиями его есть работа с целевыми группами, укреплениекорпоративной внутренней культуры, улучшение имиджа организации. В процессеспонсорства объединяются коммуникативная и управленческая функции современны PR.
Спонсорство,как часть предпринимательства, все активнее используется как элементсоциального менеджмента, когда улучшение открытых, доверительных отношений стеми или другими целевыми группами граждан должно обеспечить поддержкусоциально-политических проектов и программ, улучшить имидж предпринимательства,создать ему благоприятные условия для расширения рынка, т.е. увеличениядоходов. Можно сделать вывод, что активное использование конкретнымипредпринимательскими структурами концепций социальной ответственностиспособствует развитию предпринимательства. Кроме того, идеи целей развитиятысячелетия могут быть платформой для сотрудничества бизнеса с обществом.
Вукраинском обществе сформировалась неоднозначное отношение кпредпринимательству. С одной стороны, оно воспринимается как фактор развития общества.А с другой – часто отождествляется с нечестным добыванием денег, криминальнымпрошлым, стремлением только к собственной выгоде.
Конечно,для экономического поведения мотивация выгоды целиком естественная. Стремлениек выгоде – только начальный пункт предпринимательства. Выбор поведения иконечный результат дела предпринимателя обусловливается не только интересамисобственного кармана и определенными экономическими условиями, но и духомпредпринимателя, который реализует социальные взаимоотношения между индивидамии влияет на их развитие. Этот аспект необходимо брать во внимание, рассматриваясоциально-экономическое развитие Украины.
Анализхарактера предпринимательской деятельности вызывает определенные сомнениякасательно быстрого достижения высоких социальных стандартов жизни.

Заключение
Безусловно,модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компонентыменяются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются в основномнеизменными.
Предприниматели– это люди, которые своим трудом в организации и управлении производствомобеспечивают развитие общества. Частное предпринимательство в перспективезаймет в нашей жизни все больше места. Именно предприниматели являются тойсоциальной силой, которая может обеспечить расцвет экономики Украины.
Предпринимательствопредставляет собой не только особый вид экономической деятельности, но иопределенный образ мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведениепредпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловымипартнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оновобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными,самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
В рамках существующихмоделей экономического поведения предприниматель в наибольшей степенисоответствует характеристикам «экономического человека», доработанным иусовершенствованным представителями неоклассической школы. Индивидуализм ирациональность, способность максимизировать собственную выгоду в условияхограниченности ресурсов и склонность к конкуренции скорее ассоциируются споведением предпринимателей, чем, например, потребителей или наемныхработников. Безусловно, экономическое поведение предпринимателей не свободно отвлияния исторических, культурных, демографических, социально-психологическихфакторов. От ряда факторов внешней среды, от того, каковы существующие вобществе обычаи и институты (социальная престижность предпринимательства,этические нормы, законодательство, система налогообложения, государственнаяподдержка, возможность получения соответствующего образования и др.), зависитстепень развития предпринимательства в целом, а также преобладаниеположительных или отрицательных черт в экономическом поведении предпринимателей.

Списокиспользованной литературы
 
1.В.Д.Лагутин«Людина іекономіка. Соціоекономіка»,Киев 1996г.
2.В.Е.Пилипенко«Социология предпринимательства», Киев 1997г.
3.Е.М.Бабосов«Экономическая социология», Минск 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.