СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Общая характеристика железнодорожных путешествий иих правовое регулирование
1.1.Определение и классификация железнодорожных
путешествий
1.2.Правовое регулирование железнодорожных перевозок
туристов
1.3.Организация работы представителя туристической фирмы
при перевозке туристов железнодорожным транспортом.
Раздел 2. Организация перевозки и обслуживание туристовжелезнодорожным транспортом
2.1. Организация перевозки туристоврейсовыми поездами
2.2. Организация специальных железнодорожных туров
2.3Состояние и тенденции развития железнодорожного
туризма в зарубежных странах и в Украине
Раздел 3. Проект железнодорожного тура « Львов – городуникальных музеев»
3.1. Обоснование выбора железнодорожного тура
3.2. Программа тура
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Преодоление пространства –одно из важнейших условий туристического путешествия. Услуги перевозки –постоянный компонент в структуре туристического дела.
Исторически наформирование транспортных систем различных государств оказывало влияние их географическоерасположение, природный потенциал, а нередко и климатические и ландшафтныехарактеристики. Это привело к формированию тех транспортно технических баз,которые наиболее рационально используются в условиях конкретного региона игосударства.
Развитие туризма итранспорта тесно взаимосвязаны. Общеизвестно, что туризм как массовоесоциально-экономическое явление, стал следствием возникновения и развитиятранспорта. Кардинальные изменения в транспортной системе были положенысозданием железных дорог и регулярного пароходного сообщения. Впервыеанглийский пастор Томас Кук, от которого отсчитывается история современноготуристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие изЛиверпуля в Лондон. Затем, в 1843 году, он организовал лодочные экскурсии поТемзе. Аналогичные туры стали совершаться и в других государствах.
Основная рольтуроператора как участника предпринимательской деятельности заключается ворганизации туристских путешествий. Эта деятельность состоит в заключенииразличных по своей природе договоров с транспортными, гостиничными и инымиорганизациями, которые впоследствии исполняют обязательства туроператора передтуристами либо способствуют их исполнению самим туроператором. Цель заключениятаких сделок – возможность туроператора от своего имени предлагать туристскоеобслуживание лицам, с которыми у него заключены соответственные договоры, т.е.туристам.
При организации выездныхтуров актуальным для туроператора становится вопрос доставки туристов к местуотдыха и обратно, а поэтому одной из предлагаемых им услуг, как правило,является перевозка.
В мировом туристическомбизнесе основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежитавиационному и автомобильному транспорту, главным конкурентом которых являетсяжелезная дорога. В пределах нашей страны она имеет некоторый приоритет переддругими видами транспортных туристских перевозок благодаря возможностиперевозки большого количества туристов на значительные расстояния с обеспечениемвысокого уровня комфортности путешествия. На сегодняшний день железные дорогиобеспечивают более высокий уровень надежности по сравнению с воздушным иавтомобильным транспортом и точным соблюдением графика передвижения.Относительно Украины, следует отметить, что этот вид туризма только началвозрождаться и имеет большие перспективы, поскольку наша страна имеет не толькобогатые рекреационные ресурсы, но и хорошо развитую сеть железных дорог. Учитывая вышесказанное, мы считаем, что рассматриваемая вданной работе тема «Организация железнодорожных туров» является актуальной.
Основная цельработы – теоретическоеи практическое изучение организации железнодорожных туров.
Задачи:
— рассмотреть виды иклассификацию железнодорожных путешествий;
— проанализироватьзаконодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки иобслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
— изучить особенностиорганизации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованныхмногодневных туров на специально организованных турпоездах;
— охарактеризовать состояниеи тенденции развития организации железнодорожного туризма в зарубежных странахи в Украине.
— на основе проведенногоисследования сделать обобщающие выводы.
Предметомисследования являетсяорганизация железнодорожных туристических путешествий.
Объект исследования– отношения,возникающие между организаторами железнодорожного тура, железной дорогой итуристами.
Основой написания даннойработы является изучение и анализ законодательных и нормативных актов Украины,специальная литература, статьи из периодических изданий и материалы изИнтернет-ресурсов.
Изучение литературных источниковпоказало, что данная тема не очень широко раскрыта в учебной и специальной литературе.Тему железнодорожного туризма рассматривают российские ученые М.В. Биржаков,В.Г. Гуляев. Среди украинских авторов, данную тему затрагивает автор учебногопособия «Организация транспортных путешествий и перевозок» А.А. Фастовец.
Раздел 1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1. Определениеи классификация железнодорожных путешествий
Транспортное путешествие– это путешествие организованной группы туристов или туристов-индивидуалов поразработанному маршруту с использованием определенного вида транспорта. Транспортнаяперевозка является основным элементом транспортного обслуживания во времяпутешествия. Под транспортной перевозкой понимают доставку туристов от одногоместа пребывания (проживания) к месту назначения и в обратном направлении [15; с.6.].
Железнодорожный туризм –путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированномжелезнодорожном транспортном средстве физическими лицами с продолжительностьюот 24 часов до 1 года, либо меньше 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых, религиозных и других целях, несвязанных с оплачиваемой деятельностью [9; с.216].
В рассматриваемой системепассажирских перевозок выделяют несколько видов туров, которые можно условноразделить по продолжительности на три самостоятельные категории: однодневные,непродолжительные (2-3 суток), многодневные (от 5 дней и более).
Однодневные турыначинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристырасполагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не толькоперекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов.Туристов довозят до какой-либо конкретной станции, где для них подготовленаспециальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник наприроде.
Непродолжительные туры.Во время двух-трех суточных железнодорожных туров пассажиры проживают вотдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, что ночью,когда пассажиры спят, поезд находится в пути. Днем же туристы занятыразнообразными мероприятиями.
Многодневные туры. Графикдвижения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большимразнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристычасто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобыпутешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами турпоезддолжен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходыпланируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываютсяинтересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаютсякратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или горах, на берегуморя или большого озера [5;c.234].
Перевозка туристов взависимости от продолжительности путешествия осуществляется на рейсовых испециально организованных поездах (по определенному заказу и маршруту, когдапоезд одновременно является и средством передвижения и местом размещениятуристов).
В системе пассажирскихперевозок рейсовые маршруты поездов (следующих по строго установленномумаршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения),значительно превалируют над чартерными. Рейсовые железнодорожные маршруты, всвою очередь, подразделяются на: пригородные, местные и дальние.
Пригородные поездаследуют по твердому расписанию в приделах области или края. Состав обычновмещает 1 500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершаютчастые остановки на местных станциях, номера вагонов в них не пронумерованы.
Местные поезда следуютмежду станциями одной железной дороги, например, юго-западной в Украине или вЕвропе в пределах государства. Обычно они курсируют на расстояние в пределах700 км и совершают перевозки внутри крупного района, региона или небольшойстраны – между поселками и небольшими городами. Бывает, что различие междупригородными и местными поездами достаточно условное и существенно зависит отгеографических характеристик местности и страны в целом. За исключениемскоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают частые остановки навсех станциях следования.
Дальние поезда следуют нарасстояние свыше 700 км и разделяются по скорости на: скорые круглогодичногообращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного исезонного обращения [15;c.10].
Наиболее сложным поорганизации и вместе с тем наиболее насыщенным и разнообразным попредоставляемым услугам является путешествие на туристском экскурсионном поездедальнего следования.
Туристыразмещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директорумаршрута, штабу турпоезда, врачу (под изолятор).
В каждомвагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда,проводников, инструкторов, врача и т.д.
На каждый пассажирскийтуристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность котправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяетсякомиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги,санитарного врача, представителя фирмы — организатора путешествия илиарендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемкепоезда оформляется актом.
Существует устоявшеесямнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная –утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не простовынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшимпутешествием. Эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы,предлагающие специализированные железнодорожные туры.
В мировой практике дляосуществления длительных поездок используют поезда повышенной комфортности.Несмотря на то, что существуют строгие стандарты на габаритные размеры вагонов,по комфортности и дизайну купе в таких поездах не уступают номерам стационарныхотелей [6; 67].
В каждом купе проживаютне больше двух человек. В зависимости от категории поезда купе оборудованодвумя спальными местами (или одним двух спальным). Кондиционером, письменнымстолом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты расположены как купе,так и автономно на весь вагон. В состав специализированного туристическогопоезда входят несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (используется какбиблиотека и музыкальный салон, конференц-вагон (место для проведения массовыхмероприятий). Рассмотрим опыт организации железнодорожных путешествий вразличных странах более подробно.
1.2. Правовоерегулирование железнодорожных перевозок
Общиеправила перевозки пассажиров в международном сообщении, в том числе железнодорожнымтранспортом, регламентируются межправительственными соглашениями в рамках«Международной конвенции по контракту на путешествие», принятой 22 октября1970г., «Конвенцией и Статусом о свободе транзита», принятых 20 апреля 1921 г.,Бернской (1961г.) Конвенцией ООН и др.
Перевозкитуристов в рамках СНГ регулируются межправительственными соглашениями, а такжерекомендательным законодательным актом «Об основных принципах сотрудничествагосударств — участников СНГ в области туризма», принятым 29 октября 1994г.
Осуществлениетранспортных путешествий с использованием железнодорожного транспорта вовнутреннем сообщении регулируется Законом Украины «О транспорте» от 10.10.94г., Уставом железных дорог Украины (постановление Кабмина Украины от06.04.98г.), «Порядком обслуживания граждан железнодорожным транспортом»,«Правилами перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и посты железнодорожнымтранспортом Украины (приказ Минтранса Украины №297 от 28.07.98 г.).
Приосуществлении перевозок туристов по системе туристского поезда целесообразно использовать(с изменениями и дополнениями) инструкции бывшего Центрального Совета по туризмуи экскурсиям: «О руководителях туристских групп туристских транспортныхмаршрутов» (№ 10-18 от 24.04.84 г.); «Должностные обязанности работниковтуристско-экскурсионного поезда» (№ 10-19 от 26.06.83 г.); «Об организацииотдыха родителей с детьми на туристских железнодорожных маршрутах» (№ 26-7 от25.11.83 г.) и др.
1.3. Организацияработы представителя туристической фирмы при перевозке туристов железнодорожнымтранспортом
Как правило, во времяпутешествия группы туристов по железной дороге, ее сопровождает представительтуристической фирмы (руководитель туристической группы). Группа собирается взаранее обусловленное время, чаще всего возле указанного вагона.
Перед началом маршрутаруководитель группы обязан: детально ознакомиться с программой обслуживания в каждомпункте маршрута; правилами и порядком проезда; резервированием мест иоформлением комиссионных сборов в пунктах пересадки и обратного выезда; местомразмещения и питания туристов; экскурсионного обслуживания туристов;калькуляцией стоимости услуг, которые должны быть предоставлены туристу.
Руководитель группыдолжен иметь:
1. План-задание к нарядус указанием всех реквизитов группы: № группы, маршрута, тура, путевок,количества человек в группе; сроки обслуживания, наименование, телефон и адресорганизации, купившей путевку (или данные туристов-индивидуалов). План-заданиек наряду оформляется менеджером или методистом туристской фирмы и заверенноеего подписью, выдается руководителю тургруппы.
2. Памятку руководителятургруппы.
3. Копию калькуляции принимающегобюро путешествий (турфипмы).
4. Копию расчетастоимости путевки.
5. Бланк списка туристов.
6. доверенность наобслуживание туристов, выписанную на его имя в принимающую турфирму (бюро).
7. Бланк отчета.
8. Бланк отзыва туристово маршруте.
Проездные документы напроезд в железнодорожном транспорте являются документами строгой отчетности идолжны в обязательном порядке быть возвращены в туристическую фирму [6;c.123].
В случаях задержки,опоздания отправки поезда или отказа туристов от дальнейшего путешествияруководитель туристической группы должен сообщить об этом диспетчерский пункттуристической фирмы на железнодорожном вокзале или уведомить фирму.
Перед началом поездкируководитель группы обязан:
— проверить наличиенеобходимых документов и списка туристов и убедиться в соответствии числатуристов количеству закупленных мест;
— проверить наличие утуристов путевки и документы, удостоверяющие личность (у групп учащихся школ,училищ – заверенного списка, участников путешествия);
— представиться туристам,ознакомить их с маршрутом следования, программой и содержанием поездки.
Руководительтуристической группы обязан провести с туристами инструктаж о правилах проездав железнодорожном транспорте и правилах соблюдения личной безопасности впоездке и на остановках.
В промежуточных иконечных пунктах маршрута руководитель группы обеспечивает:
— получение направленияна ночлег, питание, экскурсионное обслуживание туристов в соответствии спредусмотренной программой;
— доведение до сведениятуристов названия и адреса гостиницы и пункта питания, с указанием часов ихработы и порядка питания; содержание экскурсий с указанием времени и места их начала;маршрута и название остановок общественного транспорта при самостоятельномследовании туристов в свободное время.
Руководитель туристскойгруппы имеет право:
— требовать во времяжелезнодорожного путешествия с туристской группой от принимающего бюровыполнения программы и условий обслуживания туристов, использовать телефонную идругие виды связи принимающего бюро для сообщений своей турфирме об имеющихсяотклонениях от утвержденной программы и условий обслуживания туристской группыи другой срочной информации.
Таким образом, железнодорожныйтуризм – это путешествие, совершаемое по железной дороге на пассажирскомжелезнодорожном транспортном средстве. Железнодорожные туры различаются попродолжительности и регулярности. Они могут осуществляться на рейсовых поездахи поездах специально сформированных (турпоездах). Правовое регулированиеорганизации и обслуживания туристов на железнодорожном транспортеосуществляется в согласно международным и отечественным правовым документам,которые в основном носят характер общих правил перевозки и обслуживанияпассажиров на данном виде транспорта, а не организации перевозок и обслуживаниятуристов.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯПЕРЕВОЗКИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.2. Организацияперевозки туристов рейсовыми поездами
Перевозка пассажироврейсовыми поездами постоянного сообщения осуществляются в том случае, когдатуристическая фирма не имеет необходимости перевозить большое количествотуристов. В Украине, туристическая фирма обращается к предприятию«Укрзализниця» с письменным заявлением установленного образца о выделениинеобходимого количества проездных документов на регулярный рейсовый поезд.
Резервирование мест дляорганизованных групп осуществляется на основании поданного заказа, гдеуказывается:
— полное наименованиеорганизации заказчика, его адрес, реквизиты банка, дата выезда и тип вагона.Заказ должен быть подписан руководителем туристической организации, главнымбухгалтером и заверен печатью учреждения.
Заявление на перевозкугруппы детей школьного возраста заверяет подписью директор школы, в которойобучаются дети или заведующий районным отделом образования или руководительпредприятия-организатора поездки.
Заявка подается в кассужелезнодорожного вокзала для групповых заказов и регистрируется у старшегокассира.
Оплата за услуги порезервированию мест вносится наличными деньгами в день заказа за каждоезаказанное место независимо от того, какое количество мест будет фактическивыкуплено.
Заключениедоговоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами),сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа — багажными, грузобагажнымиквитанциями соответственно [4 (ст.6)].
Пассажирыобязаны иметь проездные документы (билеты), а железная дорога обязана оформитьих выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирамижелезно-дорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетомпредусмотренных законодательством Украины льгот для граждан определенныхкатегорий.
Приобретениепроездного документа (билета), кроме билетов на пригородные поезда,производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личностьпассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детейв возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении).
Приоформлении проездного документа (билета) на поезда дальнего и местногоследования указание фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющеголичность, является обязательным. Пассажир обязан проверить правильностьуказанных в проездном документе (билете) фамилии и номера документа, удостоверяющеголичность, а также реквизиты поездки.
Принесоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего еголичность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе(билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа,удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке впоезд не допускается.
Возвратденег по таким проездным документам (билетам) производится в случаях и порядке,определяемых правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Утерянные,испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если ихвосстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, иуплаченные за них деньги не возвращаются [4 (cт.6)].
При наличиивозможности восстановить или идентифицировать указанные проездные документы(билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ(билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездныедокументы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат.
Возвратденег по испорченным проездным документам (билетам) производится железной дорогойпри наличии отметки железнодорожной станции о времени обращения пассажира вбилетную кассу. Возврат денег по неиспользованным проездным документам(билетам) производится при предъявлении документа, удостоверяющего личностьпассажира.
Восстановлениепроездных документов (билетов) производится только в случае утраты или порчипроездных документов (билетов), оформленных на проезд от и до железнодорожныхстанций украинских железных дорог в поездах и вагонах формирования украинскихжелезных дорог.
Пассажир,предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истекили в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, несоответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющемличность пассажира, считается безбилетным [4].
Пассажирыимеют право для проезда в поездах дальнего и местного следования:
— приобретатьпроездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожнойстанции назначения, открытой для осуществления операций по перевозкепассажиров;
— провозить ссобой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимаетотдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствиис тарифом;
— провозить ссобой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяютсяправилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа,грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте;
- сдаватьдля перевозок багаж согласно перевозочным докумен-там за плату в соответствии старифом;
— делатьостановку в пути следования с продлением срока действия проездных документов(билетов) не более чем на 10 суток;
— продлеватьсрок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следованияна время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений, в случаенепредоставления пассажирам мест в поезде на время до отправления следующегопоезда, в котором пассажирам будут предоставлены места;
— выезжатьпоездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездныедокументы (билеты), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условиидоплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часовлибо вследствие болезни или несчастного случая в течение трех суток с моментаотправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а вслучае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетомстоимости плацкарты.
При возвратенеиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах дальнегоследования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:
— не позднеечем за 15 часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда,состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
— менее чемза 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления поезда получить стоимостьбилета и 50 процентов стоимости плацкарты;
— менее чем за4 часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимостьплацкарты в таком случае не выплачивается. При возврате проездного документа(билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часадо отправления поезда пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возвратепроездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправленияпоезда — стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
Независимоот сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда стоимостьпроезда выплачивается в случаях отмены поезда, задержки отправления поезда,непредоставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласияпассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира.
Удержаниестоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производитсяпри опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд по винежелезной дороги;
Припрекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов пообстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращаетсястоимость проезда непроследованного им расстояния; по обстоятельствам,зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда [4].
Пассажиримеет право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокойкатегории в порядке, установленном правилами оказания услуг по перевозкепассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд нажелезнодорожном транспорте.
Для проездав поезде пригородного сообщения пассажир имеет право приобрести билет дляразовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленнойформы; провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет, если они незанимают отдельного места; провозить с собой ручную кладь, размеры и массакоторой определяются правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а такжегрузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожномтранспорте.
При возвратеприобретенных организациями по предварительным заявкам проездных документов(билетов) в железнодорожные билетные кассы менее чем за семь суток доотправления поезда и не позднее чем за трое суток до отправления поездасобственнику билета возвращается полностью стоимость билета и плацкарты, а привозврате таких проездных документов позже, чем за трое суток до отправленияпоезда, стоимость плацкарты удерживается полностью. А если менее трех суток, ноне позднее, чем за 3 часа после отправления поезда, только стоимость билета
В случаеневозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездномудокументу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру приего согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокойкатегории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласияместо, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа(билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.
Приперевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых)нужд всем пользователям услуг железнодорожного транспорта предоставляютсяодинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ,предусмотренных законодательством Украины [4; ст.11].
При проездев поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажирыпо их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельногобелья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного бельявключена в стоимость проезда.
Впассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляетсяплатное сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимостьпроезда. При этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с2-местными купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисноеобслуживание предоставляется при условии внесения соответствующей платы закомплекс сервисных услуг.
Комплексуслуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортностиопределяются федеральным органом исполнительной власти в областижелезнодорожного транспорта.
В поездахдальнего и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваютсяпитанием в вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составахуказанных поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафеопределяется органом исполнительной власти в области железнодорожноготранспорта.
Пассажирвправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железнаядорога возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.
Каждыйпассажир имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет)кроме мелких вещей также ручной клади весом не более 36 килограммов, размеркоторой по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручнаякладь независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах вспециально отведенных для этого местах.
Недопускаются к перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнитьвагон и вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные,огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасныевещества.
Переченьпредметов и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренныенастоящим пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозокпассажиров, багажа и грузобагажа.
Каждыйпассажир имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату. Порядокперевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа игрузобагажа
Дляперевозки в качестве багажа от пассажира принимаются такие вещи и предметы,которые по своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены вбагажный вагон и размещены в нем и не могут причинить вред багажу другихпассажиров. Масса багажа и требования к его упаковке устанавливаются правиламиперевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Перевозкаопасных грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозкепассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд нажелезнодорожном транспорте, в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа впассажирских поездах не допускается.
2.3. Организацияперевозки туристов специальными железнодорожными турами
При организацииспециальных железнодорожных туров между железной дорогой и туристической фирмойзаключается договор на выделение поездов и вагонов. Предметом соглашенияявляется предоставление арендатору (туристической фирме) специального поезда наопределенное количество мест. В общее количество мест включаются места длядирекции туристического поезда, поездной бригады и работниковвагонов-ресторанов [6; c.122].
В договоре определяетсяпорядок сдачи-приема поезда. Передача поезда арендатору и его возвращениеосуществляется на основе акта.
В договореобговариваются стоимость аренды и порядок расчетов. При оформлении перевозоктуристов в арендованных вагонах взимается плата: за аренду по ставкам.Установленных администрацией железной дороги; стоимость проезда за фактическоеколичество туристов, но не менее количества мест в вагоне по тарифам, соответствующихклассу пассажирского поезда; стоимость перевозки багажа. В арендную плату,также, входит оплата постельного белья из расчета одного комплекта на туристана 7 дней, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда наспециально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другиерасходы. К сумме чистой арендной платы добавляется сумма установленной(объявленной) нормы прибыли.
В случаеотказа арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до егоотправления он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды.Аналогичную неустойку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору.
К договоруаренды специализированного туристического поезда прилагаются:
— маршрутпоездки и пункты остановок;
— срокипутешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пунктемаршрута;
— количествовагонов-ресторанов;
— услуги впоезде (напитки, чайная продукция, завтраки в купе и пр.) [96c. 216].
В штатетуристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающихпоездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута),инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.
Директортурпоезда назначается из высококвалифицированных туристских работников, имеющихопыт воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечаетза работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах, выполнениеплана-графика маршрута, проведение воспитательной, культурно-массовой,экскурсионной работы. Он участвует в комиссии по проверке готовности поезда крейсу, ведет учет и отчетность, проводит вступительную и заключительную беседыс туристами, отвечает наравне с бригадиром (начальником) поезда за качествопредоставляемых услуг в соответствии с договором. Он имеет право удалять споезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего распорядка.
Инструктор-методистсоставляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионнойработы и отвечает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы втуркабинете или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевойинформацией, организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д. В егооперативном подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор. Инструктор-методистотвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскимипутевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.
Врачтурпоезда работает в соответствии с его должностными обязанностями. Онназначается из лиц, имеющих стаж лечебной работы и прошедших инструктаж повопросам гигиены и эпидемиологии. Его основной обязанностью является оказаниеэкстренной медицинской помощи в пути следования и профилактика заболеваний,контроль за соблюдением санитарного режима в вагонах и ресторанах.
В вагонах дляпутешественников размещается следующая информация: расписание движениятурпоезда; фамилии директора турпоезда, инструктора-методиста, врача; номервагона-ресторана, в котором туристы питаются, время приема пищи.
На специальныхпунктах отстоя туристских поездов должны быть следующие виды обустройства:
· освещениевсей территории;
·радиофикация, электронные навесные часы;
· телефоны;
· площадкадля стоянки автобусов;
· туалеты,умывальники, комнаты отдыха туристов, бытовые комнаты;
· устройствадля заправки вагонов водой, топливом, зарядки аккумуляторных батарей;
· устройствадля сбора и удаления мусора.
Такие пунктыпредусматривают питание туристов или в вагонах-ресторанах туристского поезда,или автономно — в городских пунктах питания.
Экскурсионноеобслуживание осуществляется туристическими организациями местностей пребываниятуристов. Договор на экскурсионное обслуживание или посещение музея, включаетследующие пункты:
— название ипродолжительность экскурсии, средства передвижения на них (пешеходные,автобусные, водным транспортом, конные и др.);
— стоимостьэкскурсий;
— численностьэкскурсантов в группе на каждой экскурсии;
— материальная ответственность за непредоставление экскурсионного обслуживания.
Такжеэкскурсантам за дополнительную плату предоставляются услуги, не включенные встоимость турпакета. Как правило, это специфические экскурсии, например,посещение дельфинариев и аквапарков, рыбная ловля и пр. С предприятиями,которые предоставляют такого рода экскурсии могут заключаться отдельныедоговора с целью получения льготных групповых цен [10;c. 321].
Путешествие на турпоездах– это замечательный вид экскурсионного туризма, возможность ознакомиться сприродой, музеями, выставками, театрами других городов. Следует, однако,отметить, что в постсоветское время в Украине чартерные перевозки наспециальных туристских поездах практически не осуществляются.
2.1 Состояниеи тенденции развития железнодорожного туризма в зарубежных странах и в Украине
Железнодорожныепутешествия достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкимипоклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем,если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своимстранам, то немцы исколесили всю Европу. Особым шиком у немцев считаютсяпаровозные путешествия, а самый популярный у всех без исключения «Восточныйэкспресс» стилизован под знаменитый состав начала ХХ века.
Одним изпервых и самых крупных туроператоров на рынке железнодорожных путешествийявляется фирма «Вагон-Ли», которую основали в 1872 г. братья Пульман в США и котораяимеет столетние традиции обслуживания пассажиров на железной дороге [15;c. 18].
В последниегоды отмечается рост интереса к железнодорожному туризму на Американском континенте,где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (10 суток),«Транс-Америка» (12 суток), «Транс-Атлантика» (12 суток).
Путешествияна поездах категории люкс осуществляются в Великобритании. Однодневноепутешествие стоит от 99 до 200 фунтов, уик-энд – от 400 до 600 фунтов. Маршрутпоезда «Королевский шотландец» проходит по шотландским высокогорьям,обслуживающий персонал одет в шотландские килты.
В Норвегиипопулярны туристские маршруты с осмотром самых больших и красивых фьордов вмире именно из специализированного поезда.
По Испаниипроложен маршрут туристического поезда «Аль Андалуз». Во время путешествия,которое длиться неделю, туристы посещают Мадрид, Севилью, Кордову, Гранаду,Рондо. Путь проложен по кольцевому маршруту и заканчивается в Мадриде. Туристыразмещаются в пяти спальных вагонах, отреставрированных в стиле Бель Эпок. Купекласса люкс имеет душ, туалет, кондиционер, цветной телевизор, сотовуютелефонную связь. Дополнительно имеются два вагона ресторана, бар, библиотека.Днем туристы осуществляют экскурсии, ночью переезжают в другой город [15;c. 22].
Железнодорожныемаршруты есть в Индии и даже в Индонезии. В Индии существуют двакомфортабельных поезда «Пелес он Уилз» и «Ровос Рейл». Туристические поездаимеют различный уровень комфортности и разную цену тура. Более комфортным идорогим туром является путешествие на «Песес он Уилз», вагоны которогооформлены в стиле индийских махараджей. Маршрут рассчитан на 8 дней/7 ночей.Маршрут сезонный и работает с сентября по апрель. В поезде имеется мини-бар,вагоны-рестораны с индийской и европейской кухней, салон-вагон с панорамнымобзором, библиотека. В зависимости от класса купе цена варьируется почтинаполовину (от 240 до 425 долл. за сутки) [13;c. 100].
Наиболееизвестными туристическими поездами на Африканском континенте являются «РовосРейл» и «Блюю Трейн», работающие с конца 80-х годов ХХ столетия. На поезде«Ровос Рейл» осуществляется 12-дневное путешествие. Путешественникам предлагаютразмещение в купе со всеми удобствами, питание и дегустация блюд местной кухни,алкогольные напитки без ограничения, экскурсионную программу и прогулки внациональных парках. Компания имеет и менее продолжительные железнодорожныемаршруты – 4-х дневный тур «По следам Киплинга», «путешествие Преторией» [13;c. 104].
Интересноорганизовано железнодорожное путешествие на «Блю Трейн». Этот поезд считаетсяодним из наиболее комфортабельных в мире, обслуживает 4 маршрута (26 часов и 16часов). Путешествие поездом «Блюю Трейн» могут одновременно совершить только 84пассажира. Состав состоит из 11 спальных вагонов, 2 вагонов для отдыха,вагона-ресторана и сервис-вагонов. Купе да двух лиц имеют площадь 16 кв.м. Ониоформлены в стиле времен королевы Виктории, но имеют все современные удобства.
Китайпланирует запустить новый проект для искушенных туристов и особо требовательныхрезидентов: самый роскошный поезд, который когда-либо существовал в мире. Поездбудет следовать по маршруту Пекин – Лхаса (административный центр Тибетскогоавтономного района). Всего задумано сторительство трех поездов, которые будутотправляться каждые восемь дней, а само путешествие займет пять дней. Каждыйсостав будет состоять из 13 пассажирских вагонов, 2-х вагонов – ресторанов,вагоном, в котором можно будет со всем комфортом насладиться захватывающими духдостопримечательностями Тибета. Внутренний интерьер будет напоминать убранствопятизвездочной гостиницы, в котором смогут разместиться не более 96 пассажиров[14].
Существующийзарубежный опыт свидетельствует о том, что железнодорожные компании активноучаствуют в развитии туризма и успешно ведут туристическую деятельность. В этомотношении интересен опыт работы железнодорожных компаний Германии, Швейцарии,Швеции, Испании, США, Индии, ЮАР и других стран. Так, на железных дорогах Германиипри подразделении по пассажирским перевозкам создано отделение путешествий итуризма, которое реализует как комплексные туристские маршруты с размещением впринадлежащих ему гостиницах и экскурсиями на собственных автобусах, так ипредлагает пассажирам различные пакеты услуг «поезд + …» при покупкежелезнодорожных билетов. Это свидетельствует о том, что туристская деятельностьжелезнодорожных компаний приносит им устойчивые доходы и позволяет решатьсуществующие финансовые проблемы.
Во временасуществования Советского Союза очень широкую популярность имели путешествия нажелезнодорожных туристических поездах, которые отличались по сравнению сзарубежными низким уровнем комфортности, но при этом и достаточно низкой ценой.На период 1885 г. было освоено свыше 400 тыс. км. Железных дорог, на которыхосуществляли путешествия 2000 туристических поездов. Состав поезда состоял изобычных плацкартных или купейных вагонов. В наиболее крупных туристическихцентрах были оборудованы специальные места стоянки туристических поездов. Так,например, стоянка «Киев-Днепровский» одновременно принимала и обслуживала 4туристических поезда [15;c.23].
Большимспросом пользовались недолговременные оздоровительные маршруты – поезда «Здоровье»,«Грибник» и т.д. Пассажировместимость таких поездов 500 человек. Питаниетуристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится черезпоездные буфеты либо с помощью выездной торговли.
Числопоездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно выросуровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), гдевыступает оператором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит изкомфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс»,«Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны,вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др.
Насегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторамиявляются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Ониорганизуют как внутренние, так и международные железнодорожные туристскиемаршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великийшелковый путь»: Москва — Бухара — Самарканд — Ташкент — Алма-Ата на «Восточномэкспрессе». Однако стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимостьсеверо-западного тура фирмы «Окдайл» — 2000 DM, не рассчитаны на массовыйтуризм. Аналогичным по цене является десятидневный железнодорожный туристскиймаршрут Москва — Омск — Новосибирск — Иркутск — Улан-Батор — Пекин на «Восточномэкспрессе» [Интернет-ресурс].
Турпоездасовременной России превратились сегодня в элитарный вид туризма.
В Украинесуществует разветвленная сеть железных дорог, которая обеспечивает доступностьинтересных для туристического освоения регионов. Но ее количествоспециализированного движимого состава для путешествий является недостаточным,практически отсутствует специализированный движимый состав для длительныхпутешествий. Железнодорожные туристические поезда в нашей стране чаще всегомалокомфортабельны, экономически низкоэффективны. Это сдерживает развитие этоговида туризма. Лишь отдельные туристические фирмы осуществляют 3-4 дневныепознавательные маршруты для школьников во время школьных каникул. Используюттуристические поезда невысокого уровня комфорта и предлагают туры невысокойстоимости по маршрутам Киев – Львов — Яремча (г.Говерла) – Киев; Киев –Полтава–Феодосия – Киев.
Тем не менее,в Украине в постепенно возрождается железнодорожный туризм [15;c. 24].
Турфирма«Джерело» еще в далеком 1991 г. первой в Украине после перерыва сталазаниматься перспективным и интересным видом туризма – железнодорожным. За этовремя удалось реализовать немало проектов. Самый удачный – созданиетуристического поезда повышенной комфортности. В состав вошли два уникальныхвагона, которыми не может похвастаться ни одна отечественная и даже зарубежнаяжелезная дорога, — вагон-концертный зал и вагон-душ с мини сауной. Об этомпроекте неоднократно писали отечественные и зарубежные средства информации иназывали его не иначе, как «окно в Украину» или «отель на колесах». И если в1991 году состоялся один железнодорожный тур, то в 1992 –м – два, в 1993 – ужепять. Шаг за шагом вышли на отметку 18-20 туров за год. Один тур – это всреднем от 25 до 45 туристов, причем далеко не из бедных стран – Германии,Великобритании, США, Нидерландов, Швеции, Японии.
К сожалению,этот железнодорожный тур прекратил свое существование. Вагоны были изъяты(мотивация, что они неприлично старые), повысилась необоснованно аренда (150у.е. в день) [12;c.33].
Первыйтуристический поезд, сформированный на Южной железной дороге (ЮЖД), ужесовершил путешествие по маршруту «Ромны – Полтава – Севастополь – Ромны».Инициатором возрождения путешествий стал коллектив станции Ромны, попредложению которого был сформирован детский туристический поезд, провезшийшкольников по казанному маршруту. По результатам «пилотного» путешествия в ЮЖДуже поступили заявки на новую туристическую поездку – маршрутом «Ромны – Москва– Санкт-Петербург». Кроме того, предоставлением данного вида отдыхазаинтересовались и другие предприятия железной дороги [Интернет-ресурс].
Так, Донецкаяжелезная дорога вводит новую форму организации пассажиров на далекие и близкие расстояния.Клиент может выдрать любой маршрут следования в пределах Украины, в том числетуристический, а работники магистрали помогут разработать оптимальный маршрут сминимальным количеством перестыковок. По выбору заказчика будут предоставлятьсявагоны любой категории. А также вагон-салон повышенной комфортности. Указанныепутешествия возможны в выходные, праздничные дни, во время школьных каникул и вдругой удобный для клиентов период. Для аренды вагона необходимо подать заявкуна имя начальника Донецкой магистрали. Стоимость услуги – от 1042 до 1 360грн. в сутки с НДС. Стоимость рассчитывается в зависимости от типа вагона,который будет арендоваться. Кроме того, к сумме аренде прибавляется оплата меств вагоне согласно Правилам перевозок [интнрнет-ресурс].
Обобщаявышесказанное, можно прийти к выводу, что основными видами железнодорожноготуризма являются путешествия организованных групп туристов на рейсовых поездахи на специализированных турпоездах. Первые из них организовываются путемсоставления заявки, вторые – на основе договора аренды. Анализ состояния иразвития железнодорожного туризма показал, что в зарубежных странах развитиюжелезнодорожного туризма уделяют большое внимание, он в большей степенинаправлен на предоставление услуг повышенной комфортности и рассчитан наполучение высокой прибыли. В Украине, в силу сложившихся экономических иполитических условий в данное время в большей степени осуществляетсяорганизация путешествий на рейсовых поездах. Тем не менее, в последнее времяпоявляются и высококомфортные турпоезда, которые могут предоставить туристамуслуги на уровне мировых стандартов.
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРА «ЛЬВОВ – ГОРОД УНИКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ»
3.1. Обоснованиевыбора тура
Всем хорошо известно, чтоЛьвов называют городом музеем и городом музеев. И действительно, во Львове находятсяболее сотни музеев различной направленности. Как правило, многие туристы,находясь во Львове, знакомятся с наиболее известными и крупными музеями. Ногород богат также на уникальные музей, которых нет ни в одном другом городе.Цель данного тура – знакомство с уникальными музеями Львова (Музей этнографии ипромыслов, Музей мебели и фарфора, Музей метрологии и измерительной техники,Музей истории медицины Галичины, Музей хлеба и др.).
Для организациижелезнодорожного тура сообщение Львов – Одесса имеет очень удобное для туристоврасписание (поезда в основном находятся в пути в ночное время). Львов – один изнаиболее развитых туристических регионов Украины, имеет достаточную базу дляразмещения туристов и организации их питания. Предлагаемый железнодорожный туррассчитан на три ночи и два дня и может быть осуществлен в выходные илипраздничные дни. Поэтому мы считаем, что выбор данного железнодорожного тураможет представлять для туристов интерес.
3.2. Программа тура
Сбор группы (от 20 до 30человек) на железнодорожном вокзале. Выезд в 17.00. скорым поездом «Карпаты» вплацкартном вагоне.
Первый день
Прибытие во Львов – 5.00.Расселение в гостинице, завтрак до 9.00.
9.00-12.00 – обзорнаяэкскурсия по городу
12.00.- 15.00. –свободное время
15.00- 17.00 – экскурсияв Музей метрологии и измерительной техники
17.00 -19.00 – экскурсияв Музей истории медицины Галичины.
20.00 – ужин
21.00 – 22.00 – Ночнаяэкскурсия на Личаковское кладбище, которую недавно стали проводить сотрудники Историко-культурногомузея «Личаковское кладбище».
Второй день
9.00.- 10.00 – завтрак
10.00.- 12.00. –экскурсия в Музей мебели и фарфора
12.00.- 15.00 – свободноевремя
15.00- 17.00 – посещениеМузея хлеба
17.00.- 19.00 – свободноевремя
19.00.-20.00 – ужин
20.00 – выселение изгостиницы, отбытие на железнодорожный вокзал.
Прибытие в Одессу – утромв 11.30.
Стоимость путевки навзрослого туриста – 560 грн. В стоимость турпакета входит проездОдесса-Львов-Одесса, трансферт – вокзал, гостиница-вокзал, проживание вгостинице два дня и одна ночь, 2 завтрака и 2 ужина. Цена рассчитана сиспользованием формулы расчета, включающей себестоимость услуг, трансфер,страховку, поездку руководителя группы, НДС, плановую сумму прибылитурагентства.
Оплата экскурсийосуществляется лично туристами по желанию (около 25 грн. за экскурсию).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вопросыорганизации железнодорожных туров можно сделать следующие выводы.
Железнодорожные туры –это путешествия организованных туристов с использованием железнодорожноготранспорта.
Железнодорожныепутешествия по времени продолжительности могут быть однодневными,непродолжительными (до 3-х суток), длительными (средние, длительные исверхдлительные). В соответствии с продолжительностью они могут осуществлятьсяна поездах местного значения или дальних; на рейсовых поездах (поустановленному маршруту и графику) и на специализированных турпоездах.
Железнодорожные турымогут действовать постоянно, сезонно или разово и, по построению маршрута могутбыть линейными (редко) радиальными, кольцевыми.
Правовое регулированиеорганизации железнодорожных путешествий регулируется как международнымисоглашениями, актами и конвенциями, так и отечественными законодательнымиактами, регулирующими перевозку пассажиров железнодорожным транспортом на внутреннихсообщениях. Анализ указанных актов дает возможность сделать вывод, что насегодняшний день в Украине нет специальных законодательных документов,регулирующих организацию и перевозку именно туристов железнодорожнымтранспортом. Организаторы железнодорожных туров пользуются общими Правилами иПорядком перевозки и обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом.
Украина располагаетразвитой сетью железных дорог и, железнодорожный туризм пользуется средитуристов популярностью.
Особенно распространеннымвидом железнодорожного туризма являются непродолжительные туры дляорганизованной группы туристов. Организация данных туров осуществляется наосновании заявки установленного образца и подается в кассу железнодорожноговокзала для групповых заказов.
Организация специальныхтуристических поездов для длительного путешествия осуществляется на основедоговора аренды вагонов, что в Украине практически не используется.
Основными недостатками,на наш взгляд, тормозящими развитие железнодорожного туризма в нашей странеявляются:
— нестабильностьвнутренней политики в государстве;
— несовершенствозаконодательства, регулирующего организацию железнодорожного туризма;
— необоснованнозавышенные цены на аренду специализированных вагонов и постоянно растущая ценана проездные билеты;
— несоответствиедорожно-транспортной структуры международным стандартам и завышенные цены нагостиничные и ресторанные услуги.
В заключение, хочетсясказать, в 21 веке время уплотняется прямо на глазах, жизнь ускоряется докосмических скоростей, нервная система работает на пределе, вероятно, пришловремя вспомнить, что путешествие поездом – это хороший способ успокоить бегвремени, побеседовать в хорошей компании в уютном купе комфортабельного поездаза стаканом вечернего чая, осмотреть из окна поезда пробегающие мимо ландшафты,быть уверенным в точном прибытии в конечный пункт назначения в любую погоду. Правильнаяорганизация железнодорожных путешествий не только удовлетворит туриста, повыситимидж украинского туризма, но и принесет организаторам, и в конечном счете,государству хорошую прибыль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон України «Про транспорт» від10.11.94р. //Відомості Верховної Ради України.-1994.- №51.
2. Закон України «Про залізничнийтранспорт» від 30.06.-93р. //Відомості Верховної Ради України.-1993.-№31.
3. Постанова Кабінету Міністрів України«Про затвердження Статуту залізниць України» від 06.04.98р. №457 //Офіційнийвісник України.-1998.-№14.
4. Наказ кабінету Міністрів України «Прозатвердження Правил перевезення пасажирів, багажу, вантажобагажу та поштизалізничним транспортом України» від 28.07.98 р.№297 //Офіційний вісникУкраїни.-1998.-№40.
5. Биржаков М.В., Никифоров В.И.Индустрия туризма: перевозки.-М.: Герда, 2001.- 400 с.
6. Гуляев В.Г. Организация туристическихперевозок.-М.: Финансы и статистика.-2001.-512с.
7. Дядечко Л.П. Економіка туристичного бізнесу:Навчальний посібник.-К.: Центр навчальної літератури, 2007.-224с.
8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризмкак вид деятельности.-М.: Финансы и статистика, 2001.-312с.
9. Зорин В.И., Квартальнов В.А.Туристический терминологический словарь.-М.: Советский спорт, 1999.-384с.
10. Мальська М.П., Худо В.В.Туристичний бізнес: Теорія і практика.-К.: Центр навчальної літератури,2007.-424с.
11. Правоверегулювання перевезень в Україні: Навчальний посібник /За ред… Є.О.Харитонова.-Х.: Одіссей, 2006.-551с.
12. Пашкевич В. «Мыбольны железнодорожным туризмом» //Новости турбизнеса.-2006.-№20.-С.32-33.
13. Сенин В.С.Организация международного туризма.-М.: Финансы и статистика, 2004.-400 с.
14. Сницарева Д. Постой, паровоз, нестучите колеса //Зеркало недели.-2005.-№11.
15. Фастовець О.О. Організаціятранспортних подорожей і перевезень: навчальний посібник.-К.: МузичнаУкраїна.-190с.
Інтернет ресурс:
www.tourua/com
htpp:www.5dalvol.ru
www.tours.ru
www.glodus/ru