Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Об идентификации понятия "фитнесс"

Об идентификации понятия «фитнесс»
Доктор биологических наук, профессор В.Е. Борилкевич,Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Современныетенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новыхтерминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из такихпонятий является «фитнесс» 1, получивший за последнее десятилетиеширокое распространение, встречаясь в названиях клубов, оздоровительныхпрограмм и пр. При этом он имеет самое различное толкование и применение,ведущее к терминологической и методической путанице. Так, например, некоторыефедерации бодибилдинга (IFBB, IFSB, NABBA) проводят соревнования по такназываемому «фитнессу» для женщин. По своей сути это типичныесоревнования по бодибилдингу, и лишь чисто конъюнктурные соображения вынуждаютдать это название соревнованиям, не имеющим ничего общего с идеологиейфитнесса.
Слово«фитнесс» (от англ. fit) имеет весьма широкий спектр толкований — пригодный, бодрый, приспособленный, здоровый. Наиболее близко по смысловомузначению в русском языке ему соответствовало бы слово«подготовленный». Однако этому термину в большей степенисоответствуют «readiness», «training».
Посвоему целевому назначению «фитнесс» в большей степени соответствуетобщепринятому у нас в стране понятию «физическая культура». Однакоэто широкое понятие в значительной мере является декларативным, как быутверждающим значимость лишь физической активности для жизни человека.
Концептуальнаябаза «фитнесса» имеет более конкретное содержание и является важнойсоставляющей философии успеха, которая предполагает необходимость определенногоуровня готовности преодолевать жизненные трудности (физические,психологические, эмоциональные).
Такимобразом «фитнесс» — понятие многомерное, включающее более широкийспектр признаков, нежели просто уровень физического состояния.
Общийфитнесс можно определить как степень сбалансированности физического,психического, социального состояний, располагающих необходимыми резервами дляобеспечения текущей жизнедеятельности без излишнего физического и психическогонапряжения в состоянии гармонии с окружающей средой.
Идеологияобщего фитнесса реализуется в оздоровительных программах, в которых объединеныметоды и средства, сочетающие физические нагрузки (упражнения) и ментальныедействия, ориентированные на регуляцию психического (духовного) состояния.Примером подобного подхода является программа типа «Mind — Bodyfitness» (Фитнесс духа и тела) [6].
Влитературе встречается еще одно понятие — «Wellness» (благополучие),весьма близкое к понятию Total fitness. Его также можно определить каксбалансированное состояние физического и духовного аспектов бытия [7].
Всвязи с тем что целью данной статьи является общий обзор понятия«фитнесс», не будем детально останавливаться на обсуждении всехкомпонентов его структуры, а дадим лишь их частные определения.
Психическийи социальный компоненты общего фитнесса характеризуют уровень их состояния,обеспечивающие адекватную реакцию поведения, способность противостоятьэмоциональным стрессам и находиться в состоянии гармонии с окружающим социумом.
Болееподробно остановимся на физическом фитнессе, который характеризует уровеньфизических возможностей, обеспечивающих текущую двигательную активность безизлишнего функционального напряжения организма и располагающих для этогонеобходимыми физиологическими резервами.
Далеконе всегда актуальный физический фитнесс в состоянии обеспечить необходимыеусловия для полноценной жизнедеятельности. Поэтому повышение физическогофитнесса до уровня оптимального (необходимого), по сути, является основнойзадачей любой оздоровительной программы.
Вотличие от обобщенного понимания физической культуры как условия здоровогообраза жизни фитнесс располагает достаточно четкими критериями оценки уровняфизического состояния.
Структурафизического фитнесса выделяет основные физические (двигательные) качества,имеющие непосредственную связь со здоровьем и отражающие уровень функциональногосостояния отдельных жизненно важных органов и систем.
Дляобъективной оценки уровня «физического фитнесса» в мировой практикеразработаны батареи тестов, фактически имеющие международный статус [5]. Этопозволяет объективно оценивать уровень физического состояния индивидов,половых, возрастных и социальных групп.
Вчем заключается принципиальный подход при определении функции конкретногофизического упражнения? Любое физическое упражнение, конечной целью которогоявляется ЗДОРОВЬЕ, относится к фитнессу.
Занятиякаким-либо видом спорта, ставящие своей целью достижение высших (рекордных)результатов, уже не могут быть отнесены к фитнессу. Это связано с тем, чтоузкоспециализированные занятия на уровне высоких достижений не решаютоздоровительных задач. И чем выше уровень этих достижений, тем более ясновыражены их негативные последствия [1, 2, 3].
Чрезмернаяпо своей напряженности адаптация (тренированность) имеет высокую«структурную цену» и заключает в себе возможность функциональногоистощения систем, доминирующих в адаптационных реакциях, а также снижениефункциональных резервов других систем, не участвующих непосредственно вадаптационных реакциях и оказывающихся детренированными [4].
Список литературы
1.Алфимов Н.Н. Здоровье спортсмена как компонент прогнозирования функциональныхрезервов //Функциональные резервы спортсменов различной квалификации. Л., 1986,с.115-121.
2.Левандо В., Ташкулатов В. Иммунокомпетентность организма спортсмена на разныхэтапах тренировочного цикла // Спорт в современном обществе. М., 1974, с.242-243.
3.Марков Л.Н. Клинические аспекты спортивной медицины // Теория и практика физ.культуры. 1988, № 8, с. 41-43.
4.Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиологияадаптационных процессов. М., 1986, с.10-69.
5. American College of Sports Medicine. Guidelines for exercisetesting and prescriptions. Philadelphia, 1991.
6. IDEA Health and Fitness Source. — 1999. — Р. 65.
7. Travis J., Callander M. Wellness for helping professionals,creating compassionate cultures. MillValley. Ca.:Wellness AssociationPublications, 1990.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Изучение психотропной активности селенита натрия и селенита цинка в условиях тотальной ишемии мозга
Реферат Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
Реферат Новые технологии расширяют возможности образования и межкультурного взаимодействия
Реферат Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой
Реферат Конституционная политика в Индии
Реферат «Наука и вненаучное знание» в курсе философии науки
Реферат Формирование социальной идентичности в процессе подготовки студентов педагогического вуза
Реферат Первые государственные организации по стандартизации зарубежных стран
Реферат Этико - правовая концепция буддизма и учение о дхарме
Реферат Вишнёвый сад АП Чехова как пьеса о прошлом настоящем и будущем
Реферат Методика преподавания математики (шпоры к экзамену)
Реферат Анализ эффективности использования ресурсов ОАО Яранский КМП
Реферат СУБД INFORMIX
Реферат Надежность, эргономика и качество АСОИУ
Реферат Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева Отцы и дети