Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Мобильная архитектура отдыха и туризма

Министерство образования и наукиУкраины
Киевский университет туризма,экономики и права
Реферат
На тему:
Мобильная архитектура отдыха итуризма
По дисциплине: «Рекреационныекомплексы»
Киев 2010

План
Вступление
1. Мобильнаяархитектура
2. Планировочнаяорганизация мобильных сооружений туризма
3. Необычныеотели
Выводы
Литература

Вступление
Древнеримскийархитектор Витрувий считал, что архитектура это совокупность трех составляющих– пользы, прочности и красоты. Эта формула остается современной и сегодня.Гармоничное сочетание функционального, конструктивного и эстетического факторовдает в результате не просто здание, а произведение архитектуры, отражающееособенности своей эпохи. Являясь продуктом синтеза искусства и техники,архитектура во все времена была отражением экономической ситуации в обществе,чутко реагировала на социальный заказ и достижения технического прогресса.Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялосьобщественным укладом и национальными особенностями страны, системой религиозныхверований и народными традициями. В современном мире в эпохунаучно-технического прогресса и расцвета новых технологий, в периодэкономической интеграции и глобализации происходит бурное развитиетуристического и гостиничного бизнеса. Процесс объединения Европы, открытие«железного занавеса», широкое распространение новых информационных технологийделают мир более открытым. С каждым годом растет количество людей,путешествующих с деловыми или туристическими целями. Полноценныйкомфортабельный отдых, возможность увидеть новые города и страны, посетитьисторические места и достопримечательности, насладиться красотой природы –заветная мечта многих. За осуществлением этой мечты, за воплощением волшебнойсказки в жизнь и отправляются современные путешественники. Часто мотивом дляпоездки может быть просто желание сменить обстановку. Поэтому роль гостиницы всовременной инфраструктуре туризма трудно переоценить. Она должна оправдать всеожидания клиента, стать для него на время уютным и комфортабельным домом,запомниться чем-то индивидуально-неповторимым. Именно создание положительногоимиджа гостиницы, представление о ней у клиента как о привлекательном месте,куда хочется вернуться еще раз, и является целью владельца и персонала и, вконечном итоге, залогом коммерческого успеха предприятия. Имидж гостиницы –понятие сложное и многогранное, он становится результатом воплощения в жизньконцепции отеля, той идеи, которая ложится в основу его создания. Можносказать, что положительный имидж появляется при гармоничном единстве формы исодержания. При этом архитектурное решение гостиницы является формой, а работасервисных служб – содержанием.
Архитектура отеля илигостиничного комплекса – понятие сложное и многогранное, включающее в себявнешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организациютерритории и внутреннее убранство помещений. Каждая составляющая важна исамостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, онистановятся законченным художественным образом, соответствующим общей идееотеля. Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц необычайно важна.Выразительный архитектурный облик становится тем визуальным фактором, которыйпроизводит самое первое и сильное впечатление на клиента. Анализируямногообразие существующих на сегодняшний день в мире отелей и гостиничныхкомплексов, можно сделать вывод, что практически все современные архитектурныенаправления и течения нашли здесь свое отражение. Это связано с тем, чтоявляясь сложным и комплексным по своему назначению объектом, сочетающим в себенаряду с жильем общественно-развлекательные функции, гостиница позволяетархитектору воплотить самые смелые новаторские идеи, создать выразительный изапоминающийся образ.
Именно создание такогояркого образа, а не просто сооружения, и является той целью, которую ставитперед автором проекта заказчик-инвестор. При этом важно, чтобы объект былгармонично вписан в существующую застройку или окружающий природный ландшафт.Выразительный пластический облик, самобытный, запоминающийся интерьер,использование национальных особенностей местной архитектуры и традиционныхматериалов – вот те архитектурные средства, которыми создается неповторимаяатмосфера – неотъемлемая часть имиджа отеля. Архитектурно-планировочные решениягостиниц часто диктуются природно-климатическими факторами,культурно-историческими особенностями определенного региона, его архитектурнымитрадициями. Именно использование традиционных для данной местностипланировочных приемов и строительных материалов в сочетании с неожиданныминоваторскими идеями обеспечивает гостинице столь привлекательный для приезжихнациональный колорит. Применение в декоре и оформлении интерьера специфическихдеталей – произведений искусства или авторского дизайна, антикварной мебели илиизделий ремесленного творчества завершает формирование цельного и яркогохудожественного образа гостиницы, запоминающегося клиенту на эмоциональномуровне. Кроме этого огромное значение имеет рациональная функциональнаяорганизация пространства гостиницы – разделение его на гостевую и служебнуюзоны и обеспечение удобной связи между ними, а также современное инженерноеоборудование. Таким образом, еще на стадии проектирования, а затем истроительства формируются основы благоприятного имиджа предприятия изакладывается база для его процветания.
В современном миресуществует огромное количество отелей. Они различаются по назначению,вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, месту расположения ииным признакам. Все эти признаки в свою очередь оказывают влияние наархитектурно-планировочное решение, а значит и на имидж гостиницы. Ведь сегоднягостиница перестала быть просто местом для временного ночлега. Высокого уровнякомфорта уже недостаточно. Для успеха в конкурентной борьбе необходимоучитывать требования современного рынка. Просто развлекать гостей иобеспечивать их комфорт – теперь этого слишком мало, надо еще и удивлять, аможет даже ошеломлять. Так какими же архитектурными средствами добиваютсяуспеха ведущие отели мира? Каковы основные современные тенденции, в какихнаправлениях развивается архитектура отелей?

1. Мобильнаяархитектура
Использованиев туризме индивидуальных транспортных средств — автомобилей, мотоциклов,катеров, лодок — повлияло на развитие кемпингово-мотельного туризма. Первые мотели были построеныв США еще в конце 20-х годов XX в., а кемпинги появились в 30-х годах каксезонные учреждения (англ. camping от camp — располагаться лагерем). В конце 50-х годов в США функционировало уже 60тыс. автотуристских учреждений. В этот период акционерное общество отелей (НСА) разработало два типа мотелей («Чартерхауз») — многоэтажный и малоэтажный(1—2 этажа), с возможностью размещения в различных условиях местности.Предложено также комбинированное использование высоких и низких зданий,обеспечивающее разнообразие типов номеров и взаимосвязи «стоянка автомобиля —номер». Помещения общественного питания располагают у въезда на территориюмотеля и сблокированы с многоэтажным зданием мотеля, создавая удобства как дляпроживающих, так и для посетителей. Одноэтажные жилые павильоны размещаются попериметру территории, образуя внутренний дворик- сад с детской площадкой иплавательным бассейном.
В конце 50-х годов вСША, Великобритании, Франции для проведения летнего отдыха стали использоватьпередвижные кабины-вагоны — трейлеры (анг. trailerотtrail — тащить). В США были разработаныразличные виды трейлеров — от простого вагона-прицепа до хорошо оборудованнойквартиры. Например, трейлер «Пентхауз» имеет пять спальных мест, оборудовансанузлом, плитой, встроенной мебелью.
Трейлеркак передвижное жилье на колесах предопределил появление мобильных сооруженийдля летнего отдыха. Мобильные сооружения впервые появились у народов, ведущихкочевой образ жизни. Для первых мобильных построек использовали шкуры животныхили войлок, натянутые на деревянный каркас. Палатки, шатры, кибитки, повозкиприменяли для устройства военных лагерей во время завоевательных походов еще вдревние века. В средние века для проведения ярмарок, базаров, цирковых итеатральных представлений возводили сборноразборные сооружения. Потребность втаких сооружениях появилась в 50-х годах прошлого столетия в связи с развитиеммассового летнего отдыха. Так, на выставке в Цюрихе в 1958 г. был представлен маленький сборно-разборный домик для туристов. Впервые такой дом был построенв 1956 г. в Валлисе (Швейцария). Он представляет собой призму треугольногосечения («Тригон»), одна из плоскостей которой может подниматься и опускаться,превращаясь в террасу перед остекленной стеной дома. Дом состоит из жилойкомнаты на 6 спальных мест, кухни-ниши, санузла, кладовой.
Мобильныесооружения в виде передвижного сборно-разборного летнего дома,транспортируемого при помощи специальных средств на подготовленную площадку,получили развитие в 70-х годах в США, Великобритании, Швеции, Германии, Франциив различных конструктивных решениях и видах материалов. Например, во Францииразработали ячейки, состоящие из двух основных элементов: один образует пол,потолок и опорный пилон, другой — фасадный, с оконными или дверным проемамилибо сплошной без проемов. Передвижной дом для загородного отдыха вВеликобритании с откидными и вращающимися плоскостями оборудован всемиинженерно-техническими устройствами. В США разработали проект летнего многоэтажногодома «Интерпод» с конструктивной основой (железобетонный столб с консолями), накоторую крепят легкие жилые ячейки с полным оборудованием и меблировкой.
Интересноерешение мобильного отеля предложено в Германии.
Пятиосевойавтокран с подъемником служит ядром здания и выдерживает до десяти ярусовперекрытий; на каждом этаже здания запроектированы четыре спальных помещения,что позволяет разместить в мобильном отеле 80 чел. На крыше зданияпредусмотрена терраса с баром.
Присоздании сезонных мобильных сооружений отдыха использовали не толькотрадиционные материалы (кирпич, железобетон), но и новые строительные материалына основе пластмасс, отходов бумажного производства. Возможности примененияпластмасс были продемонстрированы в 70-х годах на постоянно действующейвыставке домов из пластмасс в Люденшейде (Германия). Среди экспонатов былипредставлены сооружения для летнего загородного отдыха и туризма: швейцарскийзагородный домик «Рондо»,система домов «ДО» («сделай сам»), финский дом для отдыха «Футуро», жилойдом-купол для туристов. Основная конструктивная идея таких сооружений —индустриальный подход, использование стандартных элементов и легких ограждающихконструкций, изготавливаемых заводским способом. В Калифорнии (США) предложилисборно-разборные жилые ячейки для зданий типа «Плейдом», основная конструкциякоторого — свод-оболочка из складчатых полиуретановых элементов истекловолокнистой панели.
В 70-хгодах в зарубежной практике строительства сезонных сооружений стали применятьклееную фанеру и материалы на бумажной основе. Так, в летних зданиях мотеля«Генриетта» (США) ограждающие конструкции выполнены из фанеры. Конструкциикаркасных летних домов для отдыха во Франции выполнены из упаковочного картона,соединенного нейлоновыми нитями; наружные стены представляют собой картонныетреугольные панели с заполнителем; покрытия — пропитанный картон ипластмассовая пленка; окна и двери — из прозрачной пластмассы с застежкой намолнии.
Использованиеклееных фанерных панелей для зданий летного отдыха было продемонстрировано вконкурсных проектах в Москве в 1981 г. Цель конкурса — создание проектов,обеспечивающих индустриальность конструктивных решений спальных корпусов длясезонного отдыха. Предложенное разнообразие спальных ячеек (призматические,кубические, трапециевидные) позволяло создавать оригинальные объемно-пространственные решения жилых корпусов. Своеобразие и привлекательностьархитектурного облика определялись фактурой и цветом панелей («Оранжеваяпризма», «Синий кубик»), раскрытием фасадов на природу лоджиями, балконами,террасами.
В 80-х годах вконструкциях передвижных сезонных учреждений отдыха появились новыеобъемно-пространственные решения — мобильные объемные блоки.
Это сооруженияконтейнерного типа полного заводского изготовления, оборудованные встроенноймебелью и санитарно-техническими устройствами. Строительство рекреационныхзданий из мобильных объемных блоков получило развитие в Канаде, США, Франции,Японии, Германии, Великобритании. Проводились эксперименты по изготовлениюмобильных блоков в России, Польше, Румынии.
2. Планировочнаяорганизация мобильных сооружений туризма
Передвижные (мобильные)туристские лагеря обладают возможностью перемещения на другую территорию сбыстрой сборкой — разборкой или трансформацией различных зданий и сооружений.Мобильные туристские лагеря могут быть кочевыми и сборно-разборными.
Кочевые— это различные прицепные, наплавные сооружения, трейлеры. Сборно-разборныеразличаются по конструктивному признаку:
• сборно-разборные(из плоских или пространственных элементов);
• контейнерные(из легких объемных блоков);
• передвижные(со сменной ходовой частью);
• трансформирующиеся(изменяющие свой объем за счет подвижных внешних формообразующих конструкций);
• объемныеблоки в сочетании с дополнительными сборно-разборными элементами;
• объемныеблоки с трансформирующимися элементами;
• сборно-разборныездания с трансформирующимися элементами,
Особенностьфункционирования мобильных зданий — регламентированная продолжительностьэксплуатации на заданной территории, выражающаяся в степени оборачиваемости,охватывающей процессы транспортировки и монтажа, эксплуатации, демонтажа.
Применение мобильныхзданий в любых рекреационных учреждениях обеспечивает возможность создания наих основе гибкой материально-пространственной среды для удовлетворенияпостоянно меняющихся потребностей людей в отдыхе, а также позволяет соблюдатьэкологические требования при строительстве и эксплуатации комплексов массовогоотдыха и туризма.
Современные мобильныездания, изготовленные и оборудованные в заводских условиях, объединяют вмобильные комплексы различного рекреационного назначения с возможностьюизменения вместимости и функционально-планировочной структуры.
3. Необычные отели
Отели на колесах
Отели впоездах, отели в самолетах … Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет кгоре. Если турист не идет к отелю, то отель приедет к туристу. Отели на колесах– этот вид гостиниц в мире до сих пор является особым способом провести свойотпуск или уикенд. Кроме того, отдохнуть в отеле-поезде или отеле-трамвае – этопрестижно и недешево. За счет небольшого числа предложений подобная экзотика досих остается в цене.
В мировомтуризме стремительно развивается новый вид услуг — передвижные и временныегостиницы.
О такназываемых pop-up отелях специалисты индустрии путешествий говорили накрупнейшей туристической выставке World Travel Market, прошедшей в Лондоне.Появление таких гостиниц было названо одним из наиболее значимых явленийпоследнего времени.
Лондонскимиотельерами был найден оригинальный способ привлечь к своему бизнесу внимание ипополнить свою клиентскую базу. Временные гостиницы – pop-up hotels – сталисимволом Лондона образца начала 2010 года. Идея, которая поначалу казаласьмногим представителям общественности бредовой и лишенной всякой пользы дляЛондона, оказалась не только дееспособной, но вызвала живой интерес в силусвоей экзотичности. В принципе, идея не столь уж и нова, мысль о передвижныхотелях не одно десятилетие витала в воздухе.
Фактически,лондонский передвижной отель – это стационарная конструкция. Несколько комнатнебольшого размера монтируются на крупной автомобильной платформе. Составныечасти конструкции быстро собираются и разбираются, поэтому стальные двери здесьне используются, в принципе, нет в этом необходимости, так как такая гостиница– явление временное. Проведя некоторое время в одной части города, необычныйотель сворачивается, и в разобранном виде перемещается в другое место. Таким образом,постоялец такой гостиницы может посетить многие достопримечательностибританской столицы вместе с отелем. В Испании работает передвижной HotelMóvil, в котором на двух этажах располагаются 11 комнат. Интересен ичилийский проект Elquidomos, где во временном помещении, напоминающем что-тосреднее между палаткой и чумом, могут располагаться гостиная, спальня и ваннаякомната.
Туристы,которые предпочитают увидеть в путешествии как можно больше мест, нерасставаясь с гостиничным номером, по достоинству оценят отель германскойкомпании Rotel Tours, первое слово в названии которой — сокращение от rollendehotel (катящийся отель).
«Ротель»возник в 1959 году, когда по замыслу владельца компании был построенмногоместный спальный прицеп к автобусу. Позже фирма обзавелась туристическимилайнерами со встроенным спальным отсеком на всех пассажиров и аналогичнымикомбинированными грузовиками.
Все подвижныеотели компании — это переделанные автобусы и грузовики марки Mercedes. Вмашинах установлены 24 кресла для пассажиров в передней части салона иобустроено 26 спальных мест — в задней, с двумя дополнительными местами дляводителя и гида. В парке Rotel Tours имеется также транспорт, способныйодновременно разместить 34 или 40 туристов.
Номера отеляпредставляют собой своего рода «пеналы» длиной 1,83 метра и высотой 0,9 метра, практически всю площадь которых занимает кровать. Каждый«пенал» имеет окно со шторками и внутреннее освещение.«Номера» предлагаются как одноместные, так и двухместные.
В отеле естьтуалет и кухня, а чтобы гости могли принять душ, на маршрутах предусмотреныостановки в кемпингах или недорогих отелях.
Отель-поезд Среди самых известных отелей наколесах в числе первых нужно упомянуть поезд Venice-Simplon-Orient-Express.Легенда роскошного туризма и один из самых известных поездов в мире,Venice-Simplon-Orient-Express предлагает классическое путешествие по западнойЕвропе. Маршрут Venice-Simplon-Orient-Express начинается в Лондоне, следуетчерез Париж, Лозанну, Милан и заканчивается в Венеции.Venice-Simplon-Orient-Express проходит по легендарному пути, минуя один изсамых известных тоннелей Европы в Швейцарских Альпах – тоннель Симплон. ВVenice-Simplon-Orient-Express буквально каждая деталь, начиная от оформлениякупе и заканчивая салфетками в вагоне-ресторане – отсылает пассажира кромантичному периоду начала 20 века. Поезд Venice-Simplon-Orient-Express – этоне муляж, а полностью реконструированный состав легендарного «ВосточногоЭкспресса», который в свое время был известен как самый роскошный поезд Европы.Сегодня также немногие буду оспаривать подобное утверждение.
Palace onWheels – индийскийаналог Venice-Simplon-Orient-Express. «Дворец на колесах» — так переводитсяназвание индийского отеля-поезда – совершает свои рейсы по Раджастану,знаменитой «стране раджей», земле индийских царей, которые оставили после себябогатое архитектурное наследие. Каждый из 13 вагонов отеля-поезда Palace onWheels особенный. Каждый был в свое время сконструирован для того или иногоМагараджи – индийского князя. Маршрут Palace on Wheels пролегает череззнаменитые города Индии – Джайпур, Удайпур и, конечно, Агру — город, гдерасположен легендарный Тадж Махал.

Выводы
Пресловутыйфинансово-экономический кризис пронзил и ввел в оцепенение все сферыжизнедеятельности человека. Но нет худа без добра. Кризисные условия заставляютбизнесменов изыскивать нестандартные пути для привлечения клиентов. Кризис необошел стороной и гостиничный бизнес, гостиничным операторам пришлось искатьновые методы, позволяющие им оставаться на плаву.
Современнаяэкономическая ситуация заставляет гостиничные компании придумыватьнестандартные ходы. В частности, многим стало понятно, что постоянно содержатьгостиницу в месте, где не всегда бывает туристический ажиотаж, невыгодно.Вместе с тем в местах временного и массового скопления людей (на фестивалях,выставках и спортивных событиях) появление 'сезонных' мест проживания интересноклиентам и выгодно владельцам.
Специалистыособо отмечают, что временные отели — удачное решение с точки зрения сохраненияэкологии. Они появляются только там и тогда, когда необходимы, а потому незагрязняют окружающую среду в остальное время.
Доставить гостюудовольствие, сделать его пребывание в отеле приятным и нескучным, развлечь егои удивить, поразить воображение и остаться в его памяти надолго – вершина,достичь которую удается не всем гостиницам. Она покоряется только тем, ктотвердо знает формулу успеха: выразительная архитектурная форма должна бытьнаполнена содержанием высококлассного обслуживания.

Литература
1. Лукьянова Л.Г., Цыбух В.И. Рекреационныекомплексы: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.К. Федорченко. — К.: Вища шк., 2004.— 346 с
2. С.И. Пищова Туризм и культурноенаследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1.
3. www.city-of-hotels.ru/168/unusual-hotels-ru.html
4. turistua.com/news/9984.htm
5. www.vedroid.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.