СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Анатомо-физиологические особенности учащихся младшегошкольного возраста
1.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьноговозраста
1.3 Средства физического воспитания учащихся младшегошкольного возраста
1.4 Особенности развития двигательных качеств учащихсямладшего школьного возраста
1.5 Формы организации физического воспитания учащихсямладшего школьного возраста
1.6 Врачебный контроль над физическим воспитанием
2 ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
/>ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьработы: физическоевоспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательнойработы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, кобщественно полезному труду.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразиемформ, которые требуют от учащихся проявления организованности,самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационныхнавыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным,нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическоевоспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Физическоевоспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную иханатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что,приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужноприспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объемумственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательнаяактивность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этимправильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не тольконеобходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но идейственным фактором повышения его умственной работоспособности.
Объектисследования – учебно – воспитательный процесс.
Субъектисследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – прогнозирование и совершенствованиеучебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
/>1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ/>1.1Анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Цельюфизического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Онотесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Специфика воспитаниямладших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическимиособенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервнойсистемы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращенийребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещёне закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцытуловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформациипри нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
С началом учебызначительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимоограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытомвоздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьномвозрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничногоразвития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственнойработоспособности [1, 31].
Рациональноорганизованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяютфункциональные возможности организма ребенка, повышают производительностьумственного труда, уменьшают утомляемость.
/>1.2 Задачи физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Задачи физического воспитания младшихшкольников такие:
1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;
2) формироватьдвигательные умения и навыки;
3)вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилахзакаливания;
4) развиватьдвигательные (физические) качества;
5) формироватьинтерес к физкультуре и потребность заниматься ей;
6) воспитыватьпозитивные морально-волевые качества;
7) готовитьучеников к сдаче норм комплекса ГТО.
Успешноерешение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в томслучае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательногопроцесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива,родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет своиобязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учениковобщеобразовательной школы» [1, 32].
Укреплениездоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачейначальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой,на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.
Правильноефизическое воспитание учеников — необходимое условие нормального развития всегоорганизма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитиесердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ,повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются,они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильныйдвигательный режим.
Выдающийсяпедагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы,учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младшихклассов. Он считал, что заботиться о здоровье детей — важнейшее задание учителя[2, 89].
Задачаукрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этойцелью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводяих в помещении, придерживаться гигиенических требований.
Важнымпоказателем нормального физического развития ребенка является правильнаяосанка, которая предопределяет нормальное положение и функционированиевнутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, аименно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннююгимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах.Физические упражнения являются основным средством формирования правильнойосанки.
Двигательнаяактивность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания,является необходимым условием нормального развития его центральной нервнойсистемы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их.Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует теснаявзаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.
Выполнениецелеустремленных двигательных действий занимает важное место в жизни детеймладшего школьного возраста и является одним из действенных факторов развитияих эмоционально-волевой сферы, источником позитивных эмоций. И. И. Павловназвал удовольствие, которое получает человек от двигательной деятельности,«мускульной радостью» [3, 103].
Формированиедвигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебнойпрограммой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основнойгимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методикипроведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируетсяпознавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык имышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.
Овладениеправильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физическоговоспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь приусловии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техникаисполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненноважных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие иэффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстроусваивать новые двигательные действия [3, 104].
Формируяу учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее вниманиевыработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук,умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения всоответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основногооргана предметных действий человека, является важным заданием начальнойобучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности:письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой.Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль вразвитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их.Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учениковточных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений спредметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками идр.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированныхдвижений пальцев рук.
Основательнаучно обоснованной теории физического воспитания П.Ф.Лесгафт одним из основныхзаданий физического воспитания считал формирование у детей умения с наименьшейзатратой усилий и в наименьший промежуток времени сознательно выполнятьнаибольшую работу [5, 93]. Совокупность названных выше качеств и определяетуровень «двигательной культуры» ребенка. Высокое развитие таких умений икачеств необходимо для обучения, для многих современных профессий, а также длябытовых действий и военного дела. Развитие умения эффективно осуществлятьдвигательные действия является важным компонентом всестороннего гармоничногоразвития личности.
Вооружениеучеников знаниями по физической культуре, гигиене, с правилами закаливания. В начальных классах ученики должныиметь представление о правильном двигательном режиме, осознавать значениеутренней гигиенической гимнастики, физической культуры, активного отдыха вовнеурочное время, знать, какая одежда и обувь нужны для занятий физическимиупражнениями, следить за правильностью осанки, знать правила закаливания,содержание начальной степени комплекса ГТО «К стартам готов».
Получениеучениками знаний по физической культуре является необходимым условиемсознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интересаи привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную рольиграют знания учеников по физической культуре в формировании у них уменийсамостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учениковубеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалятьорганизм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды).Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровьяучеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и кздоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных дляздоровья привычек [5, 97].
Развитиедвигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультуройразвивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесносвязан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характеромдвигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качествзависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки,метание, плавание и др.
Вмладшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательныхкачеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваютсяинтенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важноучитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочийорган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитиикоординации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание иметоды физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детейдвигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [4, 148].
Формированиеинтереса и привычки к занятиям физкультурой – необходимое условие успешного осуществленияфизического воспитания школьников.
Вмладшем школьном возрасте активно развиваются интересы и привычки. Каждомушкольнику следует привить желание заниматься физкультурой. Только в том случае,если ученики с интересом относятся к урокам физкультуры, по собственнойинициативе посещают занятие в группах из комплекса ГТО или в спортивныхсекциях, дома выполняют упражнения и процедуры, направленные на закалкуорганизма, можно достичь их всестороннего физического развития и укрепленияздоровья.
Большоезначение для привития школьникам интереса к физкультуре имеет позиция семьи вэтом вопросе. Интерес возникает и станет стойким, если родители привлекаютдетей дошкольного и младшего школьного возраста к занятиям физкультурой,создают для этого необходимые условия [6, 52].
Воспитаниепозитивных морально-волевых качеств является одним из важных заданий, что осуществляется впроцессе занятий физкультурой. А. С. Макаренко в своих «Лекциях о воспитаниидетей» писал: «Дисциплинированный гражданин может быть воспитан только всейсуммой правильных влияний, среди которых самое выдающееся место должнызанимать: широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета,труд, общественная работа и даже такие вроде бы второстепенные вещи, как игра,развлечение, отдых» [2, 119].
Спецификавлияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключаетсяв том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражненийвыявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизироватьв нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятияхфизкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлятьчувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и томуподобное. Следует стремиться достичь такого уровня сознания, чтобы в процессезанятий, соревнований между командами, классами ученик получал моральноеудовольствие не только от своей ловкости, но и от того, что он сделал это винтересах коллектива, во имя коллектива. В процессе совместной практическойдеятельности дети приучаются к правильному поведению в соответствии с нормамиморали. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командныеигры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив ивоспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
Привыполнении физических упражнений ученикам часто приходится выявлять волевыеусилия, чтобы преодолевать неуверенность и даже страх. В результате постояннойтренировки у учеников воспитываются смелость, решительность, настойчивость.Вместе с волевыми качествами одновременно воспитываются моральные чертыличности, а моральное воспитание невозможно без проявления волевых усилий [6,47].
Постоянноевыполнение физических упражнений приводит к выработке системы привычныхдействий и эмоционально-психических состояний. Когда ученик начинает изучатькакое-то упражнение, особенно сложное, он часто чувствует неуверенность, страх.В процессе освоения упражнения эти чувства проходят, вместо этого появляетсяудовольствие от умения выполнять усвоенные действия. Однако сама системапривычных действий и эмоционально-психических состояний еще не обеспечиваетморального развития личности. Для достижения этого у учеников формируютморальное сознание, которое определяет направленность их деятельности. Используяприобретенные знания и умения во время соревнований между командами, классамиили школами, ученик переживает удовольствие не только от своих эффективныхпрактических действий, но и от сделанного им в интересах коллектива. Такаяорганизация дела ставит всех учеников в условия личной ответственности за успехколлектива.
Подготовкаучеников к сдаче норм комплекса ГТО. Начальная степень комплекса ГТО «К стартам готов»рассчитана на детей 7—9 лет. Задания этой степени заключаются в том, чтобы детиприобретали навыки выполнения физических упражнений, развивали ловкость,смелость, координацию движений, приобретали интерес к спорту. В 1 классеученики готовятся к сдаче норм начальной степени, а в 2 — продолжают подготовкуи сдают эти нормы. В 3 классе готовятся к сдаче в 4 классе норм І степени —«Смелые и ловкие».
Длямальчиков и девочек нормы степени «К стартам готов» одни.
Большинствоупражнений этой степени входит в программу по физической культуре дляподготовительных и 1—3 классов. В связи с этим часть работы по подготовкешкольников к сдаче норм комплекса проводится на уроках физкультуры, ведутсятакже систематические внеклассные занятия. Последними желательно охватыватьвсех учеников. К этой работе привлекается ученический физкультурный актив, коллективфизической культуры школы [6, 49]./>/>
1.3Средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Средствамифизического воспитания младших школьников являются физические упражнения,физический труд, использование гигиенических факторов, оздоровительных силприроды.
Физическиеупражнения являютсяосновным средством физического воспитания в школе. С помощью их осуществляютсязадания, направленные на всестороннее физическое развитие детей, формированиеправильных навыков таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки,метание, лазанье и другое, развитие основных физических качеств (ловкости,скорости, силы, выносливости), воспитание позитивных морально-волевых качеств иполезных привычек.
Науроках физической культуры и на занятиях кружков общей физической подготовкииспользуются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики(построение и перестроение; основные положения и движения рук, ног, туловища;упражнения с мячами, скакалками; акробатические и танцевальные упражнения;упражнения на гимнастической стенке; удержание равновесия; ходьба и бег;прыжки; метание), подвижные игры, лыжная подготовка, плавание, в 3 классе такжеупражнения легкой атлетики.
Физическийтруд является важным средством физического воспитания школьников. К. Д.Ушинский подчеркивал, что физический труд необходим для развития и поддержкифизических сил человека, его здоровья и физических способностей. Ученикимладших классов в школе и дома осуществляют физический труд, связанный ссамообслуживанием, удовлетворением потребностей быта, общественно полезный труд(труд на участках, уход за физкультурными площадками и т. д) [2, 107].
Своспитанием сознательного и позитивного отношения к физическому труду у детейразвиваются ценные физические качества и умения. Уроки ручного труда,общественно полезный труд детей и труд в быту следует организовывать,придерживаясь необходимых гигиенических требований и правильно дозируяфизические нагрузки.
Гигиеническиефакторы — это режимдня школьника и соблюдения правил гигиены.
Деятельностьребенка следует организовать так, чтобы выполнялись рекомендации гигиены вучебе, труде, отдыхе, питании, занятиях физическими упражнениями и томуподобное. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление,способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную тратувремени.
Длятого чтобы дети придерживались установленного для них режима дня во внешкольноевремя, учителю необходимо проводить разъяснительную работу, как с детьми, так ис родителями, стремясь достичь сознательного усвоения предусмотренныхпрограммой теоретических сведений по физической культуре, в которыхраскрываются основные положения о двигательном режиме учеников. Ученики должныпонять необходимость выполнения режима дня как важного условия успешной учебы,физического развития, воспитания полезных привычек.
Пользуясьориентировочным режимом дня для учеников общеобразовательных школ, утвержденнымМинистерством образования Украины, учитель вместе с родителями составляет режимдля учеников. Учитываются отдаленность школы от дома (это особенно важно длясельских школ), домашние условия, участие в общественной работе и в кружках,состояние здоровья ребенка [7, 61]. Систематическое соблюдение детьми режимавозможно при условии, что и школа, и родители постоянно будут контролироватьвыполнение детьми режима дня.
Важнойсоставной частью режима является соблюдение детьми правил гигиены вповседневной жизни. Прививание им осознанной привычки придерживаться правилличной и общественной гигиены — это одно из главных заданий физическоговоспитания младших школьников, которое осуществляется совместными усилиямишколы и семьи.
Оздоровительныефакторы (воздух, солнце, вода) можно использовать как самостоятельное средствоукрепления здоровья и закаливание организма ребенка, например принятиевоздушных и солнечных процедур, купание, обтирание водой, а также в сочетании свыполнением физических упражнений — воздушные ванны во время утреннейгимнастики, водные процедуры после утренней гимнастики и тому подобное [7, 67]./> 1.4Особенности развития двигательных качеств учащихся младшего школьного возраста
Программапо физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое вниманиеразвитию двигательных качеств школьников. В каждом ее разделе, посвященномформированию и совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотренматериал для развития двигательных качеств. Учителям физической культурынеобходимо ориентироваться на этот материал и, исходя из условий школы,выделять на каждом уроке определенное количество времени (6—12 мин) на развитиедвигательных качеств учеников [8, 109].
Вработе по развитию двигательных качеств учителю необходимо учитыватьособенности индивидуального и возрастного развития ребенка. Еслицеленаправленное развитие двигательных качеств осуществляется в периодускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказываетсязначительно выше, чем в период замедленного роста. Поэтому целесообразноосуществлять направленное развитие тех или других двигательных качеств у детейв те возрастные периоды, когда наблюдается наиболее интенсивный возрастной ростих.
Развитиефизических качеств осуществляется в процессе обучения детей двигательнымдействиям, в единстве с формированием двигательных навыков. Однако это неисключает потребности планировать специальные задания по развитию физическихкачеств школьников, как для отдельного урока, так и для серии уроков. Систематическиизучая физическую подготовленность детей, учитель решает, над развитием какихфизических качеств учеников он будет работать, ставит определенные задания иподбирает физические упражнения для выполнения во время урока.
Задачи,направленные на развитие физических качеств изменяется с урока в урок не такдинамично, как задачи учебные. Очень часто одна и та же задача рассчитана нацелую серию (систему) уроков. Формулировка их в плане урока, может быть таким:«Содействовать развитию скорости, ловкости, гибкости во время выполненияопределенных физических упражнений и проведения подвижных игр» [8, 112].
Упражнениядля развития двигательных качеств в плане-конспекте урока могут быть поданы ввиде, как отдельных упражнений, так и комплексов. С целью поддержки стабильногоинтереса к выполнению комплекса следует периодически изменять одни упражнениякомплекса другими. В плане-конспекте урока нужно обязательно указыватьдозирование упражнений и записать все необходимые организационно-методическиеуказания.
Описаниекомплекса или отдельных упражнений для развития двигательных качеств можноделать как в плане-конспекте урока, так и на отдельных карточках, которыедобавляются к плану-конспекту.
Дляразвития ловкости и координации движений необходимо использовать разные сочетанияэлементарных движений рук и ног, постепенно усложняя их, танцевальные движения,ритмичную ходьбу, прыжки со скакалкой с дополнительными движениями рук; прыжкичерез разные препятствия; упражнения с большим мячом — передачи, перекидываниеи тому подобное.
Удетей 7—8 лет быстро совершенствуется способность к разным точным движениям.Этому помогают метания в цель, упражнения с малым мячом — удары о пол и броскио стенку со следующей ловлей, подбрасывание и ловлю мяча с дополнительнымидвижениями [9, 120].
Однимиз проявлений ловкости является умение хранить равновесие в статическомположении и во время движения. Основными упражнениями для формированияравновесия является ходьба по лавочке и колоде разными способами, сдополнительными заданиями, а также гимнастические упражнения и игры.
Силуразвивают главным образом за счет динамических упражнений. Учителю необходимоследить, чтобы нагрузки не были предельные, потому что максимальные напряжениясвязаны с большими энергозатратами, что может привести к общей задержке роста.Упражнения на силу не должны приводить к длительному применению силы, посколькуэто повышает внутренне-грудное давление, что ведет к сдавливанию полых вен иутрудняет доступ крови к сердцу. В результате повышения внутрилегочного давленияпроисходит сдавливание легочных капилляров, ухудшается легочное кровообращение,что может привести к анемии мозга и потере сознания. Поэтому для развития силылучше применять игры, что требуют от детей кратковременных скоростно-силовыхнапряжений и умеренных нагрузок [9, 121].
Дляразвития статической выносливости целесообразно использовать упражнения сдостаточно длительным удерживанием определенных поз: мешаные виси, упоры,упражнения на равновесие на одной ноге.
Упражнениями,которые развивают выносливость динамического характера, являются многократныеповторения сгибания и разгибания рук в положении мешаных висов и упоров,приседания.
Дляформирования выносливости применяют упражнения, которые дают физическуюнагрузку на организм ребенка, немного больше той, которую он привык переносить.Постепенно его организм адаптируется к большему объему работы, приобретаетспособность дольше выполнять то или другое движение (бег, серии прыжков) ибыстро возобновлять силы после физических нагрузок. Выносливость, прежде всего,развивается во время бега, прыжков, ходьбы на лыжах. Это так называемаяспециальная выносливость, которая имеет свойство переходить на другие видыдеятельности такого же характера, интенсивности и длительности [8, 118]. Такпроисходит повышение общей выносливости ребенка.
Наилучшеесредство для формирования выносливости младших школьников — игры с короткимиповторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительнойзатратой сил и энергии. Однако общее количество повторных действий должно бытьнебольшое — их следует чередовать с короткими перерывами для отдыха.
Основныенаправления развития скорости: увеличение скорости одиночных простых движений ичастоты движений в локомоторных, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве,действиях. Простые двигательные реакции — это движения-ответы на известныесигналы, которые появляются внезапно. В жизни они имеют большое значение,например, во время действий в тяжелых условиях местности, при управлениимеханизмами. Переход от уже произведенных двигательных реакций к новымдостаточно быстрым: быстрая реакция в одних условиях стимулирует такую жереакцию и в других [9, 123].
Скоростьреакции ребенка в значительной мере зависит от типа его нервной системы иявляется прирожденным качеством, но ее можно развить с помощью определенныхупражнений.
Неменее важны для детей младшего школьного возраста сложные двигательные реакции.Основные из них — реакция на объект, что двигается и реакция выбора [8, 119].Чтобы усовершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами предмет,что двигается, учитель использует подвижные игры с большим и малым мячами.Упражнения можно усложнять, увеличивая скорость полета, неожиданными броскамиили сокращая дистанцию между игроками. Постепенно у детей производится умениепредусматривать направление и скорость движения предмета, одновременноразвиваются скорость и точность соответствующего движения.
Реакциявыбора — это нахождение наилучшего (из нескольких возможных вариантов) ответана действии «противника». Большинство движений с целью тренировки реакциивыбора целесообразно включать в подвижные игры [8, 120].
Частотудвижений во время ходьбы, бега, плавания, передвижение на лыжах производятдвумя способами: выполняя с максимальной скоростью движение в целом исовершенствуя скорость отдельных его элементов (отталкивание, мах ногой и томуподобное). С этой целью учитель широко использует игры, упражнения с внезапнымиостановками, с преодолением небольших расстояний за кратчайшее время. Для правильнойорганизации учебного процесса по физической культуры необходимо знать состояниеразвития физических качеств каждого школьника. Оценить их можно с помощьюэкспресс-тестов, которые даются в программе: прыжки в длину с места, бег на 30м, метание набивного мяча (масса — 1 кг), сжимание кисти.
Прыжокв длину с места отображает развитие силы ног и скорости движений. Для еговыполнения ученик становится на исходную линию (носки за черточкой), ноги наширине плеч, делает взмах руками назад и, отталкиваясь обеими ногами, прыгаетвперед, приземляясь на обе ноги. Во время взмаха руками пятки от пола неотрывать. Из трех попыток оценивают лучшую.
Спомощью бега на 30 м, который проводят из высокого старта на площадке или впомещении (в резиновых тапочках), оценивают скоростно-силовые качества ребенка.Школьник пробегает дистанцию дважды с перерывом 10—15 мин. Во вниманиепринимают лучший результат. В каждом забеге принимают участие два школьника[10, 26].
Дляоценки скоростно-силовых качеств мышц рук и туловища используют метаниенабивного мяча обеими руками из-за головы, сидя на полу. Из трех бросковфиксируется лучший результат, что измеряется от стартовой линии (за спиной) кместу падения мяча. Для измерения используют размеченную резиновую дорожку. Нарасстоянии до 1,5 м перед учеником натягивают шнур или ставят какое-нибудьпрепятствие такой же высоты, которая будет предопределять траекторию вылетамяча под углом 40—45°, потому что от этого зависит результат броска [12, 103].
Силусжимания кисти измеряют ручным детским динамометром дважды каждой рукой поочереди. Его держат в вытянутой в сторону руке. Из двух попыток во вниманиепринимают лучшую.
Урокипо приему экспресс-тестов следует организовать так, чтобы экзамены можно былопровести на одном-двух занятиях. В начале урока с учениками всего классапроводится бег на 30 м, потом класс делят на 3 группы, что соответствуетколичеству экспресс-тестов [14, 124].
Результатыиспытаний заносятся к соответствующим графам классного журнала. Экспресс-тестыследует проводить дважды за учебный год: с 15 по 25 сентября и с 15 по 25апреля. Результаты учеников сопоставляются с нормами оценки физическойподготовленности детей соответствующего возраста и пола.
Этодает возможность оценить физическую подготовленность ученика пятью уровнями —низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким.
Уровнифизической подготовленности учеников целесообразно записывать в классный журналв виде баллов: высокий уровень — 5, выше среднего — 4, средний — 3, нижесреднего — 2 и низкий— 1. Дальше добавлением баллов и делением их на количествоэкспресс-тестов выводят средний балл, который свидетельствует об уровнефизической подготовленности школьника [14, 125].
Послеопределения конкретных задач урока учитель подбирает средства, с помощью которыхон будет решать поставленные задачи. Поскольку основные задачи урокавыполняются в основной части урока, то и отбор содержания и средств следуетначинать с нее, а уже дальше определять содержание, средства и методыподготовительной и заключительной частей.
Потомучитель определяет место проведения урока, необходимое оборудование иинвентарь, дозирование упражнений, делая соответствующие методические замечанияотносительно выполнения их.
Сэтой целью он предусматривает разнообразные методы и приемы, устанавливаетопределенный порядок изучения упражнений и перехода от одной к другой, а такжеспособы передвижения учеников на уроке./>1.5Формы организации физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Формыорганизации учеников начальных классов составляют определенную систему, котораяохватывает:
· уроки физическойкультуры;
· физкультурно-оздоровительныемероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий,физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывахи в режиме продленного дня);
· внекласснаяфизкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры испортивных секциях, спортивные соревнования);
· внешкольнаяспортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия вдетско-юношеских спортивных школах, Дворцах пионеров, спортивных обществах,самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, напришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках) [11, 203].
Основнойформой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являютсяуроки физической культуры, но успехов в физическом воспитании школьников можнодостичь лишь при рациональном сочетании всех форм работы, которое составляетчеткую согласованную систему.
Ворганизации физкультурно-массовой работы в школе важную роль играет школьныйколлектив физкультуры, заданием которого является развитие физической культуры,спорта, туризма среди школьников. В коллектив физкультуры принимают учеников 1—10(11)классов по устному заявлению [13, 214].1.6 Врачебный контроль надфизическим воспитанием
Одним из условий правильной постановки физического воспитанияв школе является хорошо организованный медицинский контроль, задачи которогосостоят в широком использовании основных средств и методов физическоговоспитания для укрепления здоровья детей и контроле за их правильнымприменением, а также в создании надлежащих условий для работы по физическомувоспитанию [15, 97].
Для выполнения этих задач врач, прикрепленный к школе,проводит медицинские обследования учащихся для определения состояния ихздоровья и физического развития, систематически контролирует занятияфизическими упражнениями и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий,проводит санитарно-просветительную работу среди учащихся, родителей и учителей,участвует в разработке и проведении школой мероприятий по улучшению здоровьядетей и предупреждению травматизма.
Школьный врач является ближайшим советником учителя по вопросамздоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером ввыполнении санитарно-гигиенических требований. Все указания врача, касающиесяздоровья и физического воспитания детей, являются обязательными для учителя.
Школьники не реже одного раза в год проходят медицинскоеобследование и распределяются по медицинским группам. С учетом распределениядетей по группам учитель осуществляет дифференцированный подход кучащимсяпри проведении всей учебно-воспитательной работы, в том числе уроков ивнеклассной работы по физической культуре.
Об итогах медицинских осмотров врач докладывает на педагогическомсовете школы.
Все учащиеся на основании медицинского обследования делятсяна три группы: основную; подготовительную и специальную.
Косновной группе относятся учащиеся, не имеющиеотклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники снезначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточнойфизической подготовленности [15, 98].
В подготовительную группу зачисляются дети, имеющиенезначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, безсущественных функциональных изменений, с недостаточной физическойподготовленностью [15, 99].
Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклоненияпостоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия погосударственным программам в общих группах, относятся к специальной группе.
Некоторые учащиеся временно, впредь до улучшения состоянияздоровья, полностью освобождаются от занятий физическими упражнениями. Внеобходимых случаях при наличии соответствующих показаний отдельным учащимсямогут быть назначены занятия лечебной физической культурой. Дети, временно освобожденныеот занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на урокахфизической культуры [15, 99].
Школьники, отнесенные к основной группе, допускаются:
а) к занятиям подпрограммам физического воспитания в полномобъеме;
б) к занятиям в кружках физической культуры и сeкциях коллектива физкультуры;
в) к участию в соревнованиях.
Учащиеся подготовительной группы допускаются к занятиям пообщим программам физического воспитания, но при условии соблюдения постепенностив прохождении материала. В соответствии с указаниями врача учащихсяподготовительной группы надо ограничивать в выполнении упражнений, связанных сбольшим физическим напряжением, и прежде всего в беге и прыжках. Сошкольниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, организуются занятия один-два разав неделю во внеурочное время. Занятия проводятся в соответствии со специальнойпрограммой медицинскими работниками или учителями, имеющими необходимуюподготовку. Планомерные занятия, проводимые в соответствии с даннымимедицинского осмотра и с учетом индивидуальных особенностей, способствуют улучшениюздоровья и показателей физического развития детей [15, 100].
Обычно в результате таких занятий учащиеся из специальноймедицинской группы переводятся в подготовительную, а из подготовительной восновную. Перевод учащихся из одной медицинской группы в другую производитсяврачом во время ежегодных и очередных обследований и при досрочном обследованиипо просьбе родителей или учителя.
Дополнительноеобследование состояния здоровья обязательно в тех случаях, когда учащийсяначинает посещать школу после какого-либо заболевания. Весьма возможно, чтодети, относившиеся до заболевания к основной медицинской группе, послевыздоровления будут заниматься в подготовительной, а может быть и вспециальной. Любой перевод учащихся из одной медицинской группы в другую долженбыть известен учителю, класса и учителю физической культуры, которые в своейпрактической работе особенно внимательно осуществляют индивидуальный подход.Это, прежде всего, относится к физическим нагрузкам на уроках. Внимание учителянаправляется на весьма умеренное нарастание физической нагрузки, на постепеннуюадаптацию организма к этому нарастанию [15, 102].
/>/>2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ2.1 Задачи исследования
Задачиисследования:
— ознакомиться с литературой по теме: «Особенности физического воспитания детеймладшего школьного возраста в общеобразовательных школах»;
— проанализировать данную тему;
— выделить анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьноговозраста;
— выделить основные задачи физического воспитания учащихся начальных классов;
— выделить основные средства физического воспитания учащихся начальных классов;
— выделить особенности развития двигательных качеств учащихся начальных классовна уроках физического воспитания;
— выделить особенности врачебного контроля над физическим воспитанием;
— провести исследование и определить показатели здоровья в исследуемом классе;
— выделить результаты исследования;
— сделать определенные выводы.2.2 Методы исследования
Методнаучно-педагогического исследования – путь изучения и овладения сложными психолого–педагогическимипроцессами формирования личности, определение объективной закономерностивоспитания и обучения.
Вданном исследовании были использованы такие методы: анализ; анкетирование; методсистемного наблюдения.
Анализ – это теоретический метод педагогического исследования.
Метод анкетирования. Этот метод используется для получения информации протипичность тех или иных явлений научно-воспитательного процесса. Анкеты могутбыть: открытыми, закрытыми, полуоткрытыми, полярными. При анкетированиипридерживаются таких требований:
а) подбор вопросов, которые точнее характеризуют явление идают надежную информацию;
б) использование как прямых, так и непрямых вопросов;
в) исключение подсказок в формулировании вопроса;
г) предупреждение двоичного понимания содержания вопроса;
Организация исследования: исследование проводилось в ЗОШ № 24 г.Запорожья впервом классе, в исследованном классе 26 учеников. В начале учебного года былиопределены в исследованном классе показатели здоровья и в середине учебногогода были определены показатели здоровья в этом же классе, результаты былипроанализированы и изображены в таблице.
/>3 РЕЗУЛЬТАТЫ исследованиЯ
Исследование проводилось в ЗОШ № 24 в г. Запорожье в первомклассе, в исследованном классе 26 учеников. В начале исследования, т.е. вначале учебного года, учеников этого класса можно было распределить посостоянию здоровья на такие группы:
— 16 учеников к основной группе – 61,5%;
— 6 учеников к подготовительной группе– 23,07%;
— 4 ученика к специальной группе– 15,3 %.
Учитель по физической культуре на родительском собраниипровел анкетирование среди родителей, чтобы определить роль родителей вфизическом воспитании детей (анкетирование проводилось в начале учебного года).
Анкетана выявление роли родителей в физ. воспитании детей
(анкетадля опроса семей 1-В класса ЗОШ № 24):
1.Сколько у вас детей?
а)один; б) двое; в) трое; г) больше трех.
2.Сколько им лет?
а) до8 лет; б) до 13 лет; в) до 16 лет; г) более 16 лет.
3.Где они учатся?
а)школа; б) высшее учебное заведение в) не учатся.
4.Какой на ваш взгляд самый нужный предмет в начальной школе? Почему?
а)математика; б) английский; в) физическая культура; г) украинский язык; д)другиепредметы (перечислите).
5.Есть ли у них уроки по физическому воспитанию в школе?
а)да; б) нет.
6.Ходит ли он на них (или освобождён)?
а)ходит; б) освобожден.
7.Какая у него успеваемость по этому предмету?
а)отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно.
8.Интересуетесь ли вы его успехами по этому предмету?
а)да; б) нет.
9.Какой у него режим дня?
а)нагруженный; б) средний; в) ненагруженный.
10.Выполняет ли ваш ребенок по утрам утреннюю зарядку?
а)да; б) нет.
11.Выполняете ли вы вместе с ним утреннюю зарядку?
а)да; б) нет.
12.Ходят ли ваши дети в какие-нибудь секции?
а)да; б) нет.
13.Какому виду спорта отдают предпочтение ваши дети?
а)футбол; б) баскетбол; в) теннис; г) восточные единоборства; д) все понемногу.
В результатеанкетирования родителей было выявлено:
— что у 16 % родителейэто уже второй ребенок и у них нет времени на занятия со своим вторым ребёнкомпо утрам утренней зарядкой и нет денег для того, чтоб их ребенок посещалспортивные секции. Этих родителей не волнуют успехи их детей по физическомувоспитанию, им главное, чтоб их дети знали математику и английский язык;
— 23 % родителейинтересуются успехами своих детей, но тоже не выполняют утреннюю зарядку, этимродителем важны все предметы в начальной школе;
— 61 % родителейинтересуются успехами своих детей, стараются выполнять утреннюю зарядку сосвоими детьми и 30 % детей этих родителей посещают спортивные секции, для этихродителей уроки физического воспитания являются одним из важных предметов, т.к.именно на уроках физического воспитания происходит физическое развитие детей.
После полученныхрезультатов учитель по физическому воспитанию проводил на родительскихсобраниях беседы с родителями о пользе и необходимости проведений занятий пофизическому воспитанию. Беседы проводились один раз в месяц, эти встречи сродителями велись пол года. Темы бесед: «О вреде курения», «Роль семьи вфизическом воспитании ребенка», «Влияние экологии на здоровье ребенка», «Игра –решение всех проблем с обучением», «О влиянии алкоголизма в семье напсихическое, физическое и всестороннее развитие ребенка», «О пользе посещенийспортивных секций».
В середине учебного года,т.е. после всех этих проведенных бесед с родителями показатели здоровьяучеников исследуемого класса изменились.
По состоянию здоровья исследуемых детей можно было, всередине учебного года, разделить на такие группы:
— 19 учеников к основной группе – 73,07%;
— 3 ученика к подготовительной группе– 11,5%;
— 4 ученика к специальной группе– 15,3 %.
Результаты наблюденийможно представить в табличной форме (табл. 3.1.).
Таблица 3.1.
РезультатыисследованияПроверка показателей здоровья Спортивная группа основная подготовительная специальная
кол-во
учащихся %
кол-во
учащихся %
кол-во
учащихся % начало уч. года 16 61,53 % 6 23,07 % 4 15,3 % середина уч. года 19 73,07 % 3 11,5 % 4 15,3 %
Врезультате исследования было выявлено, что семья играет важную роль вфизическом воспитании детей. От того, как родители будут относиться кфизической культуре будет зависеть отношение их детей к урокам физическоговоспитания./>выводы
Итак, можно сделать такиевыводы:
· Спецификавоспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими ипсихологическими особенностями. В младшем школьном возрасте ведущий виддеятельности – это игра, поэтому уроки по физическому воспитанию необходимопланировать с учетом этой очень важной особенности.
· Одно из ведущихмест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшегошкольного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самыхразличных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игрыи учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебнойдеятельности.
· Содержание уроковфизической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными иигровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональныйнастрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и вовнеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
· На урокахфизической культуры в младших классах рекомендуется проводить общеразвивающие упражненияразличной направленности с использованием музыкального сопровождения. Особоевнимание должно уделяться специальным упражнениям для формирования правильнойосанки и коррекции плоскостопия.
· С учащимисямладших классов целесообразно проводить на уроках игры с выполнениемразнообразных упражнений. Т.е. игры с бегом, с прыжками, с лазанием, игры сметанием и ловлей и др. Ежедневное проведение таких игр позволяет успешнорешать проблемы перегрузки учащихся, рациональной организации физического и трудовоговоспитания, активного повседневного отдыха, столь необходимого для гармоничногоразвития детей.
· Целесообразно сдетьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья,спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных иадаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющеевлияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитойличности.
· Родители играюточень важное значение в физическом воспитании детей. Для обеспеченияэффективности физического воспитания родители должны знать, какоевоспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время.Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единойпедагогической линии в предъявлении требований к ребенку. Ведь в комплексевоспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции.В другом случае система не сработает. Между семьей и школой должна бытьсозданная атмосфера деловых, товарищеских отношений. В них недопустимыйменторский тон. Ведь речь идет об объединении усилий в решении одной цели.Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы.
· Большинствородителей, к сожалению, ставят под сомнение ценность занятий физическимиупражнениями, поэтому и целесообразность расходования времени на этот виддеятельности.
/>/>список использованнойлитературы
1. Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. Теорияи методика физического воспитания. – К., 1984. – 220 с.
2. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. –Ростов н/Д, 1993. – 240 с.
3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М., 1980.– 304 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.,1991. – 443с.
5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А.Ашмарина. – М., 1990. – 287 с.
6. Шиян Б.М. Методика физичного виховання школярів. – Л.,1993. – 183с.
7. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А.Вайнбаума. – М., 1979. – 209 с.
8. Волков Л.В. Методика виховання фізичних здібностей учнів.– К., 1980. – 234 с.
9. Борисенко А.Ф., Цвек С.Ф. Руховий режим учнів. – К., 1989.– 320 с.
10. Козленко Н.П., Мацулевич В.П. Физическое воспитаниеучащихся первых классов. – К., 1988. – 310 с.
11. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальнойшколе. – Ростов н/Д., 2003. – 255 с.
12. Ахмеров Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе.– Минск., 1968. – 270 с.
13. Гугин А.А. Уроки физической культуры в І-ІІІ классах. –М., 1977. – 320с.
14. Соколов В.А. Мотивация занятий физической и спортивнойкультурой школьников. – Минск, 1973. – 227 с.
15. Козленко Н.О. Школьникам – привычку заниматьсяфизкультурой. – К., 1985. – 120 с.