ВолгоградскаяГосударственная Академия Физической КультурыКафедра легкой атлетики
РЕФЕРАТ
Тема: Методика обучениятехнике прыжка в высоту с разбега способом “Фосбери – флоп”детей13-15 лет на этапе начальной спортивной специализации.
Выполнил работу: студент-практикант
4 курса 402 группы Вербицкий Алексей Михайлович
Волгоград 2002 г.План
1. Автобиография спортсмена.
2. Современное представление отехнике прыжков в высоту способом “Фосбери-флоп”.
3. Современное представление ометодике обучение прыжков в высоту способом “Фосбери-флоп”.
1. Автобиография спортсмена
Быкова ТамараВладимировна родилась в 1985 году в тихом городке Азов. С детства Тамара любилииграть в футбол, так как ее отец всем видам спорта отдавал предпочтение именноэтому виду спорта. Уже с первого класса ей понравились уроки физическойкультуры, и после уроков она стала оставаться в секции по туризму и спортивномуориентированию. Тамара стала неплохо бегать, а секция помогла ей вырабатыватьвыносливость и дыхание.
Однажды на урок физкультурык ней в класс пришел тренер из городской ДЮСШ и спросил:
-Кто хочет заниматься легкойатлетикой?
Все в классе молчали, итолько Тамара сделала шаг вперед и сказала:
— Я хотела бы заниматься.
Тренер взглянул на неенескладную, длинную и худую фигуру и сказал когда ей приходить.
Это был Юрий АлександровичАртемов, который стал первым тренером Тамары Быковой. Девочка довольно быстронашла общий язык с тренером. Потихонечку росли спортивные результаты, Тамаразанималась разными видами легкой атлетики. Что касается прыжков, то делаобстояли так: в пятом классе она брала 120 см., в шестом – 125 см., а к концувосьмого класса – 145 см. и прыгала “ножницами”.
Окончив восемь классов, онасовершила самый, наверное, в своей жизни решительный поступок. Даже не спросивразрешения родителей, укатила в Ростов поступать в спортивный интернат.Поступив в этот интернат, директор направил ее в группу по прыжкам в высоту.Вот так и решилась ее спортивная судьба и определилась специализация – прыжки ввысоту.
По началу дела в школе-интернатескладывались не очень удачно. “На первой же тренировке мойтренер Спиридонов Сергей Павлович, посмотрев на мои прыжки – за головусхватился. Начал учить меня “Флопу””- в последствии говорила о себе ТамараБыкова.
Так неделя за неделей, годгодом Тамара уже прыгала 165 см., выполнив тем самым первый разряд.
В 19-летнем возрасте –ее результат был еще самым заурядным 170см., норматив кандидата мастера спорта.
В 1978 году благодаряруководителям городского спорткомитета, Тамару включили в команду для участия взимнем розыгрыше кубка СССР и чемпионате страны. Соревнования проходили вМоскве в феврале 1978 года.
В начале проводился кубокСССР, и Тамара преодолела планку на высоте 170 см. А через пять дней начемпионате страны, в блестящем выступлении показала результат мастера спорта178 см. и заняла 10-е место.
Именно на этом зимнемчемпионате ее впервые заметили специалисты, и взяли “на прицел”тренеры сборной команды. Владимир Михайлович Дьячков консультировал ее всборной команде в 1978-1979 годах. Он проверил ее своими тестами и сказал, чтопрыгать высоко она может, но нужно очень много работать. Надо ли говорить, какую надежду вселили в нее эти слова.
Перед тренировками ВладимирМихайлович любил проводить теоретические занятия со спортсменами, беседовал сними: как они понимают основной рисунок прыжка, их действия. Он в своихзанятиях широко применял различные технические средства: киносъемку,видеозапись, электронную аппаратуру, тем самым заставлял спортсменов думатьголовой. Все помнят его “крылатую фразу”– “безголовы широко не прыгнешь”.
Именно Дьячков В. М.подготовил теоретически и технически Тамару Быкову к дальнейшим показамвысокого результата в прыжках в высоту.
Уже в 21 год Быкова сталарекордсменкой страны с результатом 188 см.
Тамара также была благодарнасудьбе, что погожим весенним днем 1978 года она свела вместе в Адлере на сборахс молодым еще тогда тренером из подмосковного города Одинцово ЕвгениемПетровичем Загорулько.
Тамара впоследствиипризналась в том, что тогда она еще не знала, как она далека от высот оченьбольших. Предстояла еще большая, изнурительная работа.
Загорулько – жесткий тренер,видимо ему на роду написано быть тренером. Он живет жизнью своих учеников, скоторыми готов заниматься круглые сутки. И круглые сутки может “поначальству”, хлопотать за своих ребят.
Именно результату 185-188см. она обязана была Загорулько Е. П., который с ней работал.
После того, как ТамаруБыкову разлучили с Е. П. Загорулько и перевели к другому тренеру, результатырезко упали. Так в июне на матче СССР – ГДР в 1979 году лишь всего 183 см. азатем был и вовсе относительный провал на Спартакиаде народов СССР, которыйрассматривался как отборочный этап к Олимпийским играм.
Словом, в сентябре 1979 годамы с Е. П. Загорулько снова начали совместные тренировки. Прежде всего онпытался вернуть ей психологическое равновесие, заставил поверить в себя, в своисилы. В общем, в достаточно короткийрубеж мы смогли выйти на рубеж 190 см. и начали опять подумывать о попадании всборную.
Распахнуть двери сборнойсмогла Тамара только своими прыжками в 1980 году, в год Московской Олимпиады.
У Тамары Быковой большаяколлекция спортивных наград: различные призы, дипломы, медали… одни медали –чаще всего золотые – это свидетели счастливых мгновений побед, рекордов. Другие– серебряные и бронзовые тоже дороги, но они напоминают об иных чувствах.
На XXIIОлимпийскихиграх в призы не попала с результатом 194 см. Но спустя всего месяц послеОлимпиады, на чемпионате страны в Донецке Тамара прыгнула на 197 см. – это былее первый рекорд Советского Союза.
И с этих пор для Тамарынаступили времена выхода на большие высоты. Но ей оставалось сделать еще одинважный шаг: во многих крупных соревнованиях набраться опыта, закалиться ипройти в пору становления спортивного мастерства.
Затем 1983 году в Будапештена чемпионате мира Тамара Быкова завоевывает золотую медаль с результатом 203см. Это ее первый преодоленный рубеж на высоте двух метров.
В 1983 году Тамара завоеваламножество золотых медалей: в Хельсинки – 201 см., Пизе – 204 см.
Конкурентки Сара Симеони,Луиза Риттер, Ульрике Мейфарт былипросто в недоумении в блестящих выступлениях нашей спортсменки.
Тамара Быкова могла бызавоевать для своей коллекции еще одно золото в 1984 году на Олимпийских играхв США – Лос-Анжелесе, но, увы, наши на эту Олимпиаду не поехали.
Но Тамара не сдалась и установив в этом же 1984 годуновый мировой рекорд 205 см., доказала всему миру, что она самая сильная.
2. Современное представление отехнике прыжков в высоту способом “Фосбери-флоп”.
Прыжок в высоту – один изнаиболее популярных видов легкой атлетики и за свое более столетнеесуществование как спортивное упражнение достиг высокого уровня развития.
Неуклонный рост спортивныхрезультатов, растущая конкуренция на международной арене привели к поискуновых, более рациональных, технических форм прыжка, средств и методовтренировки. Особенно большие изменения происходили в технике прыжка.
В настоящее время основой длядостижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту является эффектнаяспортивная техника.
Технику прыжка в высоту следуетпонимать как систему движения, направленную на рациональную организациювзаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных иинерционных) с целью наиболее полного и эффективного использования двигательныхвозможностей спортсмена для достижения наиболее высоко спортивного результата.Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун используетинерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силывзаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих вотталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкиванииусилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость иоптимальный угол вылета, определяющих в конечном счете конечную высоту вылетаобщего центра тяжести тела спортсмена.
В свою очередь, чем в большейстепени при переходе через планку будет реализована достигнутая высота взлета,тем более высокий спортивный результат сможет показать спортсмен.
Целевым назначением спортивнойтехники в прыжках в высоту является достижение максимально высокого,индивидуального для каждого прыгуна спортивного результата.
Достижение этой цели связано срешением двух основных задач:
1.
2.
При анализе спортивной техникивозникает необходимость условно расчленить целостное упражнение на основныефазы, рассматривая при этом их значение и целесообразность в последовательнойзависимости.
Выделяют четыре основных фазы:разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег выполняется вначале на прямой, а затем по дуге в 3 или 5 шагов под углом 35о-38опо отношению к планке. Дуга в 3 шага рациональна при меньшей скорости разбега,дуга в 5 беговых шагов – при более быстром разбеге. Это объясняется тем, чтопри больших скоростях и пи малых радиусах кривизны дуги развиваются такиецентробежные ускорения, что на борьбу с ними затрачивается чрезмерные усилия,снижающие эффективность толчка. Длина разбега составляет 9-11 беговых шагов,причем выполняется разбег после предварительного подхода в 3-4 шага илиподбежки.
Отталкивание. В толчкенеобходимо сообщить телу максимальную скорость вылета, создать оптимальный уголвылета и обеспечить оптимальное положение прыгуна для эффективного переходапланки. Постановка ноги на место отталкивания осуществляется широким беговымдвижением почти плоско, не упираясь на пятку, сразу на всю стопу. Чем меньшебудет акцентироваться постановка толчковой ноги с пятки, тем быстрее можновыполнять отталкивание.
Переход через планкуосуществляется после взлета тела в вертикальную плоскость, повернувшись всторону планки. Мах выполняется синхронно двумя руками, и в переходе черезпланку руки расположены вдоль тела. Далее спортсмен, прогибаясь с максимальноопущенными ногами, входит головой и плечами на планку. А над планкой прыгун,прогибаясь, поднимает таз, выводя ОЦМТ за пределы планки. Голову необходимодержать подбородком на себя.
Приземлениеосуществляется в стойку на лопатки с последующим кувырком назад через голову.
3. Вопросы начального обученияв научно-методической литературе раскрыты достаточно полно. Согласнорекомендациям авторов, прежде чем приступить к обучению технике прыжка в высотуспособом “Фосбери-флоп”, каждому тренеру необходимочетко сформулировать конечную цель обучения, установить последовательностьрешения задач обучения, отобрать эффективные средства решения поставленныхзадач, продумать последовательность их применения и методические указания,которые необходимо будет использовать при выполнении тех или иных упражнений.(Г. И. Ковальчук, Э.Э. Мартин).
По своей сути весь этот процессесть не что иное, как составление обучающей программы.
Конечной целью начальногообучения является освоение рациональной структуры целостного прыжка в высоту. Вкачестве системообразующего фактора в процессе начального обучения выступаютуказания, замечания и оценка тренера о качестве выполнения имитационных,подводящих и специальных упражнений и складывающиеся при этом двигательныепредставления и ощущения спортсмена.
Процесс освоения целостнойструктуры прыжка складывается из решения следующих задач:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Решение первой задачи обученияначинается с формирования зрительно-логического образа техники прыжка в высоту.Главными методами при этом являются: рассказ, показ и их сочетание –комментируемая демонстрация. Для сосредоточения внимания обучаемого на нужныхобъектах применяют ряд методических приемов: замедленный и расчлененный показдвигательного действия, демонстрация кинограмм, фотоизображений, рисунков, схеми т. д.
Полное представление об изучаемойспортивной технике можно создать лишь при практическом выполнении спортсменомсогласно соревновательному упражнению и его отдельных элементов.
Решение последующих задач можетосуществляться последовательно или комплексно (одновременно сразу несколько).
Рассмотрим основные вариантыпоследовательности применения средств обучения в зависимости от индивидуальныхособенностей начинающих спортсменов.
ВариантI
Последовательность применениясредств обучения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Этот вариант последовательностиприменения средств обучения приемлем для спортсменов, обладающих способностью ксогласованному взаимодействию толчковой ноги и маховых звеньев в отталкиваниина скорости.
ВариантII
Последовательность применениясредств обучения:
1.
2. “свободной” ноги в отталкивании.
3. “свободной” ноги и рук в отталкивании.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Тоже, что и упражнение 8, с преодолениемпланки.
11.
12. Тоже, что упражнение 11, по дугообразномуразбегу. После выполнения трех беговых шагов выпрыгнуть вперед-вверх вдольпланки, установленной на уровне роста спортсмена.
13. Тоже, что упражнение 11. После выполнениятрех беговых шагов запрыгнуть настопку матов в положение сидя.
14. Тоже, что и упражнение 11. После выполнениятрех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение перехода черезпланку.
15. Тоже, что и упражнение 11. После выполнениятрех беговых шагов отталкивание с последующим преодолением планки.
16. В беге по прямой серийные выпрыгивания вверхна каждый третий шаг.
17. Тоже, что и упражнение 16, в беге по кругу.
18.
19.
20. После выполнениятретьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода черезпланку.
21. Тоже, что и упражнение 16. После выполнения третьего отталкиванияпреодолеть планку.
22. По дугообразному разбегу с шести шагов подбегавыполнить три беговых шага, выпрыгнуть вверх – вперед вдоль планки,установленной на уровне роста спортсмена.
23. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матовв положение сидя.
24. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матовв положение перехода через планку.
25. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания преодолеть планку. Вдальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартныхбеговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание напоследних перед отталкиванием трех шагах.
Этот вариантпоследовательности применения средствобучения приемлем для спортсменов, не обладающих ярко выраженной способностьюсогласованного взаимодействию толчковой ноги и маховых звеньев в отталкиваниина скорости, однако обладающих хорошей беговой структурой движений идостаточным уровнем предварительной акробатической подготовленности.
ВариантIII
Последовательность применениясредств обучения:
1.
2.
3.
4.
5.
6. Высокое расположение места отталкивания позволяет лучше почувствоватьдвижение над планкой. Прыжки в высоту с двух ног с подбега, разбегаясь попрямой перпендикулярно планке.
7.
8.
9.
10.
Этот вариант последовательностиприменения средств обучения приемлем для начинающих спортсменов, не обладающихсмелостью выполнить приземление на спину или в стойку на лопатки, вследствиенедостаточной предварительной акробатической подготовленности, кроме того, необладающих умением отталкиваться на скорости, но однако обладающих хорошейбеговой структурой движений.