РоссийскийГосударственный Университет им. И. Канта
ФакультетГеографии и Геоэкологии
КафедраСтрановедения и Международного Туризма
Реферат натему:
«Критериирайонирования территориальных рекреационных систем»
Выполнила: студентка 5 курса
очно-заочного отделения
Никитина Т. В.
г.Калининград 2007 г.
Содержание
Введение
1. Территориально-рекреационнаясистема как объект региональной экономики
1.1 Целесообразность использования понятиятерриториально-рекреационной системы в региональной экономике
1.2 Территориально-рекреационная система как компонент социально-экономическойсистемы региона
2. Роль туризма в региональномразвитии
2.1 Туризм как фактор регионального развития
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие«территориально-рекреационная система» (ТРС) введено экономико-географом B.C. Преображенским, который обосновал ее как основную формуорганизации рекреационного хозяйства. Под ТРС он понимал систему, котораясостоит из взаимосвязанных подсистем (природных и культурных комплексов,технических сооружений, обслуживающего персонала, органов управления иотдыхающих)» и «характеризуется функциональной и территориальной целостностью».
Значительныйвклад в развитие вопроса внесли работы Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова,Ю.А. Веденина. Под рекреационным районом, согласно Н. С. Мироненко и И. Т.Твердохлебову, следует понимать «территориальную совокупность экономическивзаимосвязанных рекреационных предприятий, позволяющую наилучшим образомудовлетворить их Потребности, используя существующие природные икультурно-исторические комплексы территории и ее экономические условия».
1.Территориально-рекреационная система как объект региональной экономики
Необходимостьсистемного подхода к изучению туризма и рекреации обоснована в работах В.И.Азара, который отмечал, что «туризм следует рассматривать, как большуюэкономическую систему с разнообразными связями между отдельными алиментами в рамкахкак народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики смировым хозяйством в целом».
Взарубежной литературе территориальную организацию туристско-рекреационнойдеятельности рассматривают в рамках туристскогорегиона. Например, Всемирная туристская организация определяет туристскийрегион как «территорию, которая располагает большой сетью специальныхсооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса илиоздоровления». Во многом по своим функциональным свойствам это можетрассматриваться как аналог понятия «территориально-рекреационная система»,более широко используемого в российской науке.
Обобщеннаяструктура ТРС в ее традиционном понимании представлена на рисунке 2.
/>
Подобноепонимание ТРС и разработанная на его основе модель в условиях централизованнойэкономики оказались практически ценными и были применены в конкретных проектах,связанных с разработкой генеральных планов городов и районных планировок. Нореально в приведенные схемы следует добавить еще один, решающий компонент,который остался как бы «за скобками». Это субъект управления, те директивныеструктуры, которые и определяли развитие «самоорганизующейся»территориально-рекреационной системы.
Важнейшаячерта, характеризующая функционирование ТРС в условияхадминистративно-командной экономики, — централизованное финансирование средствразмещения — санаториев, пансионатов и пр. Следовательно, не существовалопрактически никакой экономической связи между затратами на строительство ифункционирование объектов ТРС, а потому и стоимостью предоставляемых услуг, иреальным спросом на эти услуги, которые распределялись с оплатой большей их частииз тех же государственных средств. Поэтому ТРС имела отношение скорее только кпространственному планированию, но не к региональной экономике.
Чтокасается зарубежных исследований, в них ТРС или подобные пространственныеобъекты, насколько нам известно, рассматривались крайне редко и также в связи спространственным планированием развития территории.
1.1Целесообразность использования понятия территориально-рекреационной системы врегиональной экономике
Необходимостьиспользования в экономике туризма понятия, отражающего пространственнуюопределенность (а во многом и территориальную обусловленность) изучаемыхпроцессов, ощущается все более явно. Так, в «Энциклопедии туризма» предложенопонимание территориально-рекреационной системы, как «рекреационной системы, укоторой отношения между элементами опосредованы территорией». При этом подрекреационной системой понимается «сложная социальная управляемая (частичносамоуправляемая) система, центральной подсистемой которой являются субъектытуризма, а целевой функцией — наиболее полное удовлетворение их рекреационныхпотребностей». Но в экономических исследованиях это понятие пока практически неиспользуется, а в комплексном изучении туризма ограничивается старымсодержанием.
Мыполагаем, что в качестве объекта региональных экономических исследованийтуризма может рассматриваться территориальная рекреационная система, но с болеешироким (по сравнению с традиционным) содержанием. Это туристская подсистемарегиональной экономической системы и одновременно пространственнолокализованная подсистема туризма. Ее можно увязать с различиями в содержаниипонятий «комплекс», «район», которые традиционно использовались в проводившихсяв России региональных исследованиях, и понятия «регион» в западной региональнойнауке.
Однонаправление модернизации традиционного изучения комплекса и района (ужепредпринимавшейся в России) — углубление исследований на основе использованияметодов межрайонного и внутрирайонного межотраслевого баланса.
Второенаправление (только зарождающееся в России) — от комплекса и района — крегиону, более комплексному понятию (распространенному в исследованиях наЗападе), включающему рыночные отношения на территориях и между ними.
Предметисследования, то есть анализ внутренних и внешних связей, закономерностейразвития ТРС, с переходом к рыночным отношениям должен быть полностью измененпо сравнению с господствовавшим при административно-командной системе.Следовательно, необходим и новый методический инструментарий, соответствующийзадачам поиска управленческих решений не по распределению тех или иныхресурсов, товаров, услуг, а по налаживанию наиболее эффективных рыночныхмеханизмов регионального развития. Этот инструментарий основывается нарассмотренных выше концепциях регионального развития.
Всовременных условиях и сама структура, и управление ТРС должны бытьусовершенствованы согласно требованиям времени. В условиях становления рыночнойэкономики акценты изучения ТРС должны быть смещены, во-первых, к стоимостнымоценкам их функционирования, во-вторых, к конкурентным оценкам видов рекреациии рекреационных территорий, в-третьих, к регулированию ТРС.
А сточки зрения теоретического обоснования ТРС, может быть, самое главноезаключается в более четком определении ее элементов и системообразующих связей.По нашему мнению, в качестве элементов ТРС применительно к региональнойэкономике туризма должны и могут рассматриваться хозяйствующие субъекты.Системообразующими процессами являются производство и потребление туристскогопродукта. Внутренние связи системы есть отношения между хозяйствующимисубъектами по поводу производства турпродукта, а внешние — отношения с другимиподсистемами региона. Тогда структура ТРС может быть представлена следующимобразом:
— системообразующий процесс — туристская деятельность, производство туристическихуслуг;
— внутренние связи ТРС — взаимоотношения между хозяйствующими субъектами поповоду производства туристических услуг;
— внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическимисистемами, подсистемами региона;
— внешние связи ТРС — связи с другими территориальными социально-экономическимисистемами, подсистемами региона.
Закономерностиразвития ТРС вытекают из общих закономерностей развития, во-первых,экономических, во-вторых, пространственных систем — с учетом специфики туризмакак одной из отраслей экономики. Характер внутренних и внешних связей ТРСрассмотрен ниже.
/>
Рис. 3.Структура ТРС как подсистемы экономики региона
Посколькуэкономика приобретает рыночный характер, постольку региональный рынокстановится важнейшим компонентом понятия «регион». В развитии регионов всезначительнее роль сферы услуг. Все большее значение приобретает формированиерыночной и информационной инфраструктуры. Возросла роль субъектов Федерации вопределении стратегии регионального развития. В новых условиях необходимпереход к индикативному планированию.
Этиновые подходы к вопросам развития регионов уже нашли определенное отражение вработах отечественных исследователей (в частности, в работах А.Г. Гранберга,М.К. Бандмана, С.С. Артоболевского и др.). Но кардинального сдвига пока непроизошло. Прогрессивные экономисты, социологи, политологи больше занимаютсяразработкой общероссийской проблематики, а региональные исследования активизировалисьтолько в конце 1990-х годов.
Практическоеиспользование концепции ТРС требует ее наполнения новым содержанием,учитывающим достижения зарубежной региональной науки. В региональной тематикенеобходимо полнее учитывать классические (В. Изард, А. Леш, Р. Кристалле, А.Маршалл, Ф. Перру, А.Вебер, Т. Хагерстранд, Ж. Фридман, П. Хаггет и др.) исовременные (А. Иссерман, С. Курле, Б. Пекур, М. Сторпер, Э. де Сото и др.)работы западных авторов.
1.2Территориально-рекреационная система как компонент социально-экономическойсистемы региона
Экономическаятеория развития туризма, с одной стороны, вытекает из общей теории экономики, ипотому к ней применим весь инструментарий экономической теории. С другойстороны, как всякая относительно самостоятельная подсистема, туризм обладаетспецифическими чертами, в результате которых общая теория видоизменяется,модифицируется и зачастую конкретизируется. Следовательно, первой задачейразработки экономической теории для туризма является выявление его особенных (специфичных)черт, которые обусловливают отличие туризма от других экономических подсистем иопределяют его место в экономической системе.
Втораязадача состоит в том, чтобы с учетом выявленной специфики определить особенностиэкономического инструментария, присущего именно туризму.
Третьязадача: установить, имеются ли некоторые специфические инструменты, присущиетолько туризму, и если таковые имеются, то дать их описание.
Наконец,четвертая задача состоит в том, чтобы критически подойти к существующим теориями предложить теоретическую схему, в большей мере адаптированную к экономическимусловиям переходного периода и конкретно к России.
Здесьрассматриваются только специфические черты экономической теории туризма и неставится задача разработки его общеэкономической теории. Наше вниманиеобращено, во-первых, на роль туризма в региональном развитии, во-вторых, наконкурентные преимущества и недостатки туризма в сравнении с другими отраслямирегиональной экономики, то есть на определение его (туризма) роли врегиональном развитии.
Подтуризмом понимается отрасль экономики, производящая специфический вид услуг —туристические услуги, которые удовлетворяют спрос на проведение свободноговремени путем перемены места пребывания в оздоровительных, познавательных,профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятияоплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания
Широкоераспространение получило определение туризма, предложенное Международнойассоциацией научных экспертов в области туризма: туризм есть «совокупностьотношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людейв местах, отличных от их постоянного места проживания и работы».
Этоопределение признано Всемирной туристской организацией (ВТО). Поскольку СНГявляется членом этой организации, данные критерии должны быть распространены ина внутренние туристские организации для того, чтобы обеспечить сопоставимостьданных о развитии туризма во всех странах.
«Турист»(по определению в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ»)— гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целяхбез занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подрядили осуществляющий не менее одной ночевки».
Внастоящее время в международной практике широко используется определение,выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма(Оттава, 1991) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН: турист — этопосетитель, то есть «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание вместах, находящихся за пределами его обычной среды, па срок не более 12 месяцевс любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников впосещаемом месте».
«Туризм (по определению, данному в законе «Обосновах туристской деятельности в РФ») — временные выезды (путешествия) гражданРФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянногоместа жительства».
Туристическиеуслуги включают следующие секторы: размещения (организованное, в частномсекторе); транспортный (воздушный, железнодорожный, автомобильный и морскойтранспорт); посреднический (турагенты и туроператоры); развлечений идостопримечательностей (природные и антропогенные); другие услуги (частные иобщественные).
Рассмотримспецифику туризма как экономической системы. Как известно из экономическойтеории, компонентами экономической системы являются: а) земля; б) труд; в)капитал; г) предпринимательские способности.
В чемзаключается специфика этих компонентов в туризме по сравнению с экономикой вцелом? Рассмотрим каждый из компонентов применительно к туризму и с точкизрения конкурентной борьбы с другими отраслями.
Какправило, понятие «земля» в экономической теории используется для обозначенияполезных для человека природных объектов. С этой точки зрения земля являетсясовокупностью полезных для человека свойств природных объектов. Такоеопределение земли принципиально важно для того, чтобы более адекватно оценитьзначимость данного фактора для развития туризма. Понятие «земля» как факторпроизводства будет использоваться в широком и узком смыслах слова.
Туризмвходит в группу отраслей, где природные ресурсы имеют наибольшее значение(такие, как сельское хозяйство, рыбное хозяйство). Окружающая среда выступаетздесь в качестве ресурсов и условий развития и существования такого родаотраслей.
Можновыделить несколько групп вопросов, которые возникаю при рассмотрении связей«земля — туризм». В числе наиболее острых можно отметить вопросы, связанные сраспределением прав собственности, использованием земли в узком смысле слова.Все они в основном касаются тех противоречий, которые возникают междуразличными видами хозяйственной деятельности по поводу территории. Это доступ кней, возможность ее пользования, владения ею, ее экологическое состояние. Дляих успешного и грамотного разрешения названных вопросов актуальнымпредставляется проведение следующих мероприятий:
•стоимостнаяоценка территории;
•кадастроваяоценка территории;
•расчетэкономической эффективности каждого из видов деятельности;
•оценкаэкологической емкости территории и экологического воздействия конкурирующихотраслей экономики.
Именнопо поводу земельных отношений в значительной степени проявляется конкуренция заиспользование территории со стороны всех заинтересованных субъектов (например:портового хозяйства, сельского хозяйства, добывающей промышленности и туризма).В некоторых случаях эта конкуренция может заканчиваться симбиозом: например,организация сельского туризма, экологического туризма (сельское хозяйство +туризм), водных видов туризма (яхтинг, круизный туризм и т. д.).
ДляРоссии в целом, и Калининградской области в частности, «земельный вопрос»является наиболее актуальным, поскольку в ближайшее время предстоит ее передел.Именно поэтому сейчас разгорается жесткая конкурентная борьба. Разные группыспециальных интересов уже сейчас борются за право пользования землей и задальнейшую ее приватизацию. Функциональное зонирование территории приобретаетполитический характер. Представители туристического бизнеса именно сейчасдолжны проявить наибольшую настойчивость, а представители власти — наибольшуюдальновидность с точки зрения грамотного пространственного планированиятерритории.
Хозяйствующиесубъекты, занимающиеся туристическим бизнесом, являются крупнымиземлепользователями, крайне требовательными к качеству природных и иныхресурсов. Наличие богатых природных ресурсов, их доступность является одним изважнейших факторов развития туризма.
Труд является важным фактором производстватуристического продукта, поскольку, относясь к сфере обслуживания, туризмявляется трудоемким сектором экономики. Таким образом, с точки зрения экономикироль трудовых ресурсов в туризме более значительна, чем в других секторахэкономики, менее трудозатратных, особенно в свете современной компьютеризации иавтоматизации, но сопоставима с остальными секторами сферы обслуживания. Врядли можно согласиться с профессором А.Ю. Александровой, которая считает, чторазница туризма по сравнению с другими отраслями экономики выражается впреобладании низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда. На наш взгляд,в сфере туризма существует острая потребность как в низкоквалифицированныхработниках (горничные, посудомойки, официанты и т. д.), так и в профессионалахсамого высокого уровня (топ-менеджеры гостиниц, управляющие туристическихкомпаний и т. д.).
Приоценке влияния туризма на рынок труда необходимо различать труд,непосредственно связанный с туризмом, и труд, косвенно связанный с ним.
Труд,непосредственно связанный с туризмом, применяется в сферах, напрямуюотносящихся к индустрии туризма: рестораны, гостиницы, бюро путешествий, доматуризма. Соответственно он будет представлен такими профессиями, как администраторыгостиниц и ресторанов, официанты, гиды, турагенты, вплоть до обслуживающегоперсонала подвесных канатных дорог. Однако многие эти работы являются сезоннымиили с неполной занятостью. Довольно часто, особенно для курортных регионов,соотношение постоянной работы и сезонной получается один к трем.
ВоФранции непосредственно связанный с туризмом труд представляет собой более чем542 тыс. рабочих мест, из них 450 тыс.— в гостиничном хозяйстве и ресторации, иболее чем 1 млн косвенных рабочих мест. Туристический сектор во Францииобеспечивает 1,6 млн рабочих мест, т.е. около 7% всех рабочих мест. В мировоммасштабе сектор туризма дает работу более чем 500 млн человек .
Труд,косвенно связанный с туристической деятельностью (индуктивная занятость), ещеболее разнообразен: транспорт, строительство, сельское хозяйство. Он также вбольшой степени связан с туристическим спросом. Эти рабочие места почтиневозможно точно подсчитать.
Можноотметить некоторую особенность отношений «труд— туризм». Она состоит в том, чтотуризм несколько более трудоемок в странах с избыточными трудовыми ресурсами именее трудоемок в странах, где имеет место их недостаток.
Вработах российских ученых начала 90-х годов довольно распространенным быломнение, что туризм относится к наименее капиталоемким отраслям, требующимнебольших стартовых инвестиций. Оно основывалось на представлении о туризме,как виде деятельности, для осуществления которой, например, достаточноприобрести автобус и начать зарабатывать деньги. Однако сейчас отношение кданному вопросу претерпело значительные изменения. Понятно, что туризм не можетразвиваться без инфраструктуры (транспортной, гостиничной, ресторанной и т.п.). И с этой точки зрения туризм относится к капиталоемким отраслям. Основнойпроблемой, стоящей перед индустрией туризма, является вопрос привлеченияинвестиций для реконструкции и развития инфраструктуры. Роль государства вначальных инвестициях представляется наиболее актуальной.
Особенностьюже туризма по сравнению с другими отраслями экономики является то, что самитуристические фирмы — не капиталоемкие, но их существование напрямую зависит отсостояния туристической инфраструктуры. Таким образом, туризм — одна изотраслей, активно пользующейся инфраструктурой, которая, строго говоря, не являетсячастью данной отрасли.
В целомже капиталоемкость туризма отличается в пространственном аспекте: вгеографическом (от страны к стране) и во временном (в зависимости от стадиитуристического роста). Кроме того, уровень капиталоемкости может зависеть отконкретного вида туризма.
Ещеодной особенностью туризма по отношению к капиталу является то, что туризмнапрямую зависит от развитости финансового капитала, причем не только и нестолько от наличия его на конкретной территории, сколько от ее конкурентныхпреимуществ.
Предпринимательскиеспособности занимаютособое место в формировании рыночных отношений. Во многих российских регионахумение работать в условиях рынка развито недостаточно, что предполагаетдлительный период обучения, результаты которого скажутся не в ближайшембудущем. Более того, эксперты ЕС отмечают, что «отсутствие предпринимательскихтрадиций само по себе является узким местом для будущего экономическогоразвития».
Развитиетуризма зависит от традиций, системы образования, как и в других отраслях.Однако в последнее время в связи с изменением акцентов в туристическом спросе,а именно возрастающим интересом к самобытности территории, культурномунаследию, значение этого компонента для туризма возросло.
Спецификойтуризма как отрасли услуг является то, что здесь предприниматель как нигде вдругих отраслях экономики тесно связан с потребителем услуг. Это предъявляетособые требования и к самому предпринимателю (владельцу предприятия, напримергостиницы, ресторана и т. д.), и к тем методам, которые он использует в своейдеятельности.
Здеськрайне велика роль менталитета, т. е. социального поведения, работников сферыуслуг, где все должны быть в какой-то мере менеджерами (начиная от горничной изаканчивая директорами). От их поведения зависит имидж услуг, спрос на них.
Возможно,главным препятствием развития туризма в России является особый менталитет,ориентированный на продажу услуг. Непосредственный продавец услуг не столькопродает, сколько распределяет. В этом до сих пор проявляются «неформальные»отношения (знакомство, симпатии-антипатии), присущие сфере услугадминистративно-командной системы. Причем качество услуги, если она вам все жепредоставляется, зависит от настроения работника. Поэтому с точки зрениячеловеческих ресурсов исторически сложилось так, что само их качество (то естьисходный материал) неудовлетворительно для подготовки менеджера (именно в сферетуризма). Даже торговля, которая наиболее близка к туризму, проще для освоенияроссийскими гражданами. Эту специфику необходимо учитывать при подготовкеспециалистов в сфере туризма и отдыха.
Наиболееобщее системное представление о туристско-рекреационной деятельности регионапредставлено на рисунке 4.
/>
2.Роль туризма в региональном развитии
2.1Туризм как фактор регионального развития
Существуютразличные точки зрения на то, как туризм влияет на уровень региональногоэкономического развития и его темпы. Одна из них, как будет подробнее показанониже, состоит в том, что развитие туризма не оказывает позитивного влияния нарегиональное развитие. Сторонники другой, наоборот, стараются доказать, чторазвитие туризма вносит весомый вклад в развитие территории. В действительностиэта дискуссия имела бы смысл только в том случае, если регион, страна имеютэкономически более выгодную альтернативу развитию туризма. Более важнымпредставляется вопрос о том, как наиболее эффективно, с пользой для регионаорганизовать его туристскую специализацию, если она уже развивается илиначинает развиваться.
Вбольшинстве развивающихся стран все инвестиции в развитие туризма поступаютизвне, и, соответственно, большая часть доходов от туризма уходит за рубеж.Так, туризм является главной отраслью экономики в таких островных государствах,как Антигуа (доля туризма в ВВП — 58 %), Багамские острова (52 %), Бермудскиеострова (38 %). Но показатели валового внутреннего продукта на душу населенияздесь сильно уступают развитым странам (хотя и превосходят многие развивающиесястраны, где туризм менее развит).
В экономическиразвитых странах ситуация иная: многие страны получают от туризма большиедоходы. И даже если на начальном этапе в туризм привлекаются крупныеиностранные инвестиции, то они могут стать стимулом такого развития сопряженныхотраслей экономики, который обеспечивает получение высоких доходов внациональном секторе и позволяет вкладывать местный капитал в развитие туризма,и не только в собственной стране, но и за рубежом.
Характернымпримером является развитие туризма в Испании. Получив значительный зарубежныйкапитал в 60—80-е годы, вложенный главным образом в туристские средстваразмещения в прибрежной зоне, Испания в настоящее время стала значительныминвестором в развитие туризма за рубежом, в частности на Кубе.
Связьразвития туризма и регионального развития в целом — двусторонняя. С однойстороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другойстороны, грамотная государственная или региональная политика можетстимулировать развитие туризма, тем самым улучшая общую социально-экономическуюситуацию в регионе.
Вусловиях переходной экономики ее специфические черты четко проявляются втуризме. Анализируя особенности трансформации применительно к рынку, созданномув условиях административно-командной экономики туристского сектора, французскиеисследователи подчеркивают два важных обстоятельства. С одной стороны, речьидет об устаревшей инфраструктуре, недостаточности для современной рыночнойэкономики внедряемых «ноу-хау» и других препятствиях; с другой стороны — опроисходящих изменениях на рынке международного туризма (меняется поведениепотребителей, устаревают некоторые модели туризма в развитых странах ипоявляются новые конкуренты). Первое затрудняет положительное воздействиетуризма на экономическое развитие. Второе дает потенциальную возможностьотстающему на мировом рынке туристскому сектору, ориентируясь на передовыеобразцы, успешно конкурировать с традиционными туристскими регионами.
Кхарактерным препятствиям относятся провалы рынка и инфляционностьтуристического сектора. Асимметричное распределение информации междупоставщиками и потребителями туристических услуг в пользу первых создаетусловия для недобросовестного поведения со стороны поставщиков туристическихуслуг. В результате возникает угроза либо сужения, либо полного «закрытия»рынка. Вот почему асимметричное распределение информации относят к проваламрынка. Для нейтрализации такого рода негативных тенденций используются такиеинструменты, как рыночные сигналы, репутация поставщиков туристических услуг.
Втуристическом секторе более выражены инфляционные факторы. Объяснениевозникновения инфляции и роли туризма в этом процессе предложено в работе Л.Бенсаэль и И. Самсона. Основополагающим при этом является то, что стоимостьбольшинства туристических услуг увеличивается в два раза быстрее роста общегоиндекса цен потребления, а в туристических зонах цены выше по сравнению сдругими зонами, что особенно ярко выражается в разгар сезона. Это позволяетсделать вывод, что туризм — инфляционная отрасль экономики. Отличие инфляционныхпроцессов, связанных с туризмом, в странах с рыночной и переходной экономикойсостоит в том, что на сегодняшний день инфляция в западных экономиках уже сталауправляемой, до чего странам с переходной экономикой еще достаточно далеко.
В целяхпреодоления существующих в странах с переходной экономикой серьезныхпрепятствий для развития туризма должен быть разработан специальный механизмгосударственной его поддержки. К сожалению, в России хотя и принят закон отуристской деятельности, разработана федеральная целевая программа «Развитиетуризма в Российской Федерации», но реализация основных (системообразующих)программных мероприятий первого этапа (1995—1997 гг.) не была выполнена вполном объеме по причинам ограниченного финансирования. Среди нереализованныхмероприятий: работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферытуризма; осуществление комплекса мер по содействию модернизации материальнойбазы туризма; развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижениюотечественного туристического продукта на мировой рынок туристических услуг. Абез проведения названных мероприятий трудно реализовать возможности того,чтобы, развивая новые виды туристской деятельности и передовые формыобслуживания, Россия заняла крепкие позиции на мировом рынке туристическихуслуг. Возможно, второй этап реализации Программы (1998—2005 гг.) сможетразрешить задачи, не реализованные в ходе первого этапа, и осуществить новыенамеченные мероприятия.
Впоследние годы в западной литературе все больше говорится об эволюциипотребительской модели туризма. Эта эволюция характеризуется переходомстандартного туризма, основанного на интернациональной индустрии, взначительной степени обезличенного процессами глобализации, к болееразнообразному, природоориентированному, учитывающему потребности местногонаселения туризму. «Сопровождая эту эволюцию, основываясь на моделисовременного туризма, региональное развитие является одним из предметов новогоподхода в западных странах, который связан, с одной стороны, с эволюциейтуристической модели и, с другой — с переустройством территории». Речь идет о«комплексном туризме» или об «альтернативном туризме». Такой вид туризманацелен на альтернативное (устойчивое) развитие туристической индустрии, широкосодействует местному населению и его потребностям, минимизирует непредвиденныеэффекты туризма.
Посколькутуризм включен в рыночные отношения, все его компоненты, включая организациюприема туристов, инфраструктуру туристских регионов и пр., должныфункционировать по рыночным схемам. Скорость развития рыночных отношений встранах бывшей административно-командной системы определяет темпы эволюциитуризма. И наоборот: ускоренное развитие туризма на той или иной территории
способствуетформированию и развитию регионального рынка. В связи с этим туризм долженрассматриваться как комплекс услуг, связанных с другими региональнымиинститутами, а также как особый вид деятельности, соотносящийся с национальнойполитикой в области туризма и с международным рынком.
Туризмявляется важным инструментом в обустройстве территории. Он позволяет создатьряд профессий и закрепить население в депрессивных с точки зрения существованиядругих видов деятельности регионах (например, старопромышленных, аграрных,удаленных и т. д.). Так, с начала 60-х годов Франция реализует программу повозрождению стагнирующих регионов. И, несмотря на то что различия междурегионами все же остаются (четыре региона Франции продолжают испытыватьнаиболее значительный приток туристов — Париж, Лангедок-Руссильон, Рона-Альпы,Бретань), внутренние районы также получили значительный приток туристов (преждевсего в результате развития агротуризма).
Туризмявляется пространственно-временной системой. Поэтому необходимо принимать вовнимание последовательность исторических этапов туризма, в ходе которыхпроявляется его влияние на природную, экономическую и социальную среду. Приэтом следует учесть, что туризм получит ускоренное развитие только тогда, когдаон будет принят местным населением. Как уже отмечалось ранее, существуетнеоднозначное отношение к туризму как фактору развития региональной экономики.Например, в ходе исследования, проведенного в рамках проекта Тасис «Глобальныйплан развития Калининграда — Прометей 11», было подчеркнуто, что в такназываемой «индустриальной» рыночной экономике третичный сектор в настоящеевремя является главным провайдером занятости и поступлений в ВНП, впостсоциалистических экономиках рост услуг — одна из главных черт экономическойтрансформации и третичный сектор также может играть ведущую роль в обеспечениизанятости. На региональном уровне развитие сервиса иногда даже может статьединственным возможным способом снижения безработицы посредством предоставлениярабочих мест людям, ранее занятым в сельском хозяйстве или промышленности.
Ж.Бриден отмечает следующие преимущества туризма для любой развивающейся страны:
1)поступления в платежный баланс в твердой валюте;
2)дисперсия развития в неиндустриальные регионы;
3) общееэкономическое развитие посредством мультипликативного эффекта;
4)создание возможностей для занятости населения;
5)социальные выгоды вследствие расширения интереса людей к событиям в мире вцелом, и к новому пониманию «иностранцев и их вкуса» в частности.
Можнодобавить и некоторые другие, например возрастание роли сектора услуг вэкономике как самый явный эффект экспансии туризма. Страны с переходнойэкономикой, имея качественные отличия в экономике туризма от развитых стран,отличаются и от развивающихся стран.
Одна изособенностей развития туризма в развивающихся странах заключается в том, чтонациональный (внутренний) туризм практически отсутствует и создающаяся здесьиндустрия туризма с самого начала нацелена на удовлетворение внешнего спроса.В странах с переходной экономикой внутренний спрос сравнительно высок (и ещевыше был в недалеком прошлом). Сходство состоит в неразвитости туристскогокомплекса, а также — применительно к международному туризму — в невысокихпоступлениях от него по сравнению с доходами развитых стран, участвующих ворганизации этого бизнеса (в обслуживании туристов из стран с переходнойэкономикой, посещающих развитые страны, и равным образом западных туристов,посещающих страны Восточной Европы).
Пооценке Всемирного совета по путешествиям и туризму (табл. 2, рис. 5), наилучшихрезультатов в экспорте туристических товаров и услуг добились Польша и Чехия(10 460 и 9191 млн долларов США соответственно). Эти же страны лидируют ввыездном туризме. Роль туризма наиболее значима в экономике Болгарии (5 % вВВП), Венгрии (4,7 %), Словении (3,6 %). Роль туризма в экономике отдельныхстран Центральной и Восточной Европы, 2004 г.
Страна Экспорт тур. услуг, млн дол. США Импорт тур. услуг, млн дол. США Баланс, млн дол. США Доля индустрии туризма в ВВП, % Венгрия 5425 3799 1626 4,7 Польша 10460 8430 2030 2,1 Чехия 9191 5577 3614 2,9 Словакия 1833 1173 660 2,5 Румыния 1066 1284 -218 1,4 Болгария 2820 1634 1186 5,0 Словения 2357 1342 1015 3,6
/>
Рис. 5.Экспорт и импорт туристических услуг, 2004
Посколькутуризм является важным видом экономической деятельности и вносит вместе сдругими видами услуг значительный вклад в ВВП (в развитых странах с рыночнойэкономикой доля услуг в ВВП составляет 60 % и даже больше: для туризма этацифра составляет 7—10 %), его доля в странах с переходной экономикой можетзначительно возрасти (с сегодняшних не более чем 49 % в среднем для России и 46% для Калининградской области). В случае развития зарубежного въездного туризмаэтот рост будет представлен в твердой валюте.
Рольтуризма в странах с переходной экономикой была исследована рядом ученых: С.Бозиаским (1991), М. Завадским (1992) и другими — для Польши, Р. Бенке (1992) —для Венгрии, Л. Бутовским (1992) — для Чехии, Л. Бенсаэль и И. Ге-деши (1997) —для Албании, В. Храпко (1997) — для Украины, В. Рэлиан и Н. Рэлиан — дляМолдовы, В. Гординым, А. Татариновым (1997, 1999, 2000) — для России и т. д.
Несмотряна отличия в доле каждой из постсоциалистических стран в общем объеметуристических потоков (рис. 6), можно найти сходные черты, которые присущи всемэтим странам в переходный период. Например, если рассматривать выездной туризм,то одной из наиболее популярных целей путешествий были шоп-туры (из Венгрии — вАвстрию, из Польши — в Германию, Россию, Турцию и т. д.). Аналогичное поведениеможно наблюдать и со стороны россиян — шоп-туры в Турцию, Китай, Польшу.
Вусловиях, когда индустрия, сельское хозяйство страдают от экономического спада,когда наблюдается рост безработицы (в Калининграде он превышает 10 %, а в малыхгородах области — еще выше), рост сектора услуг и туризма позволяет разрешитьнекоторые из этих проблем. Он стимулирует создание новых рабочих мест (в сферетуризма, в обслуживающих и сопряженных отраслях: производство продуктов питаниядля туристов, сувениров, услуги по размещению, транспортному обслуживанию и т.д.). В высокоразвитых странах мира в непроизводственной сфере (сфере услуг)занято две трети населения, а в России — все еще одна треть. Но одновременноэто оставляет хорошие перспективы роста и даже дает определенные преимущества,поскольку страны с переходной экономикой отличаются высококвалифицированнымичеловеческими ресурсами — столь сильно востребованными в сфере услуг и туризма.
/>
Рис. 6.Доля отдельных государств в совокупном объеме туристских потоковпостсоциалистических стран Европы (кроме России и стран ближнего зарубежья).
Это представляетинтерес и с другой точки зрения. В то время, когда Европа испытываетсельскохозяйственное перепроизводство, вопросы роста уровня безработицы всельской местности являются особо актуальными. Используя трудовые ресурсысельской местности для специализированных видов туризма (например, сельского),этот вид деятельности может заполнить пустующую нишу, способствуя развитиюсельских районов. В качестве примера того, как экспансия туризма и отдыха врурарной (от английского rural —«сельский») местности способствовала росту доходов и занятости ипространственной дисперсии туризма, Д. Диамонд, Р. Ричардсон описывают Британию90-х годов.
Потребительскиеуслуги, торговля и туризм, развиваясь в условиях отсутствия конкуренции ицентрализованно-распределительной системы, административно-командных методовуправления, не могли производить услуги должного качества и широкогоассортимента. Эти отрасли базировались не столько на потребностях населения,сколько на директивных заказах хозяйствующих субъектов. Закрытость российскойэкономики, ее слабые внешние экономические связи также не способствовалиразвитию услуг. Таким образом, с точки зрения количественных и качественныхотношений сфера услуг в России базировалась на отличных от европейских имировых рыночных стандартах.
Прощеперейти к рыночной экономике, начиная с трансформации услуг и туризма,поскольку они менее капиталоемкие (по сравнению с другими отраслями экономики),во-вторых, для них требуются как высококвалифицированные, так инизкоквалифицированные человеческие ресурсы, в-третьих, услуги могутпроизводиться предприятиями малого и среднего бизнеса (процесс развития которыхуже начался — в настоящее время в Калининграде уже только в сфере туризмафункционирует более 100 такого рода предприятий).
Одновременнотуризм нуждается в разнообразных услугах и с этой позиции может производитьмультипликативный эффект в виде создания большего числа услуг и даже некоторыхновых видов деятельности.
Заключение
Всоциалистической (плановой) экономике отсутствовали многие элементы сферыобслуживания. Большинство в дальнейшем развилось как «новые виды деятельности».Практически не были развиты индустриальные услуги и бизнес-услуги, особенно те,которые были связаны с их управленческими функциями (консалтинг, аудит и бухгалтерскийучет, тренинг, общий менеджмент, правовой и фискальный консультационный сервис,комплектование персонала и т.д.), так же, как и функционирование услуг поинформационному и коммуникационному обеспечению (базы данных, он-лайнвидеотексты), частные коммуникативные услуги), услуги по продажам (реклама,изучение рынка, промоушн, прямой и телемаркетинг и т.д.).
Развитиеуслуг в настоящее время является хорошим средством для развития экономики, это«агрегат товаров и услуг», производимых различными секторами экономики, такимикак услуги по размещению, транспортировке, торговле, рекреационномуобслуживанию.
Списоклитературы
1. Кропинова Е. Г.Организационно-экономические аспекты развития Приморской зоны: учебное пособие– Калининградский Государственный Университет, Калининград, 2003 г. – 156 с.
2. Ушаков Д. С. Технологиявыездного туризма: учебное пособие – М.: – Ростов-на-Дону, 2005 г. – 383 с.
3. Приоритетныенаправления международного и межрегионального сотрудничества; ред. Кропинова Е.Г., Калининград, Изд-во КГУ, 2004 г. – 113 с.
4. Ступаков В. С.Риск-менеджмент: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2005 г. – 282 с.
5. Сергеев А. А.Экономические основы бизнес-планирования: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004 г. – 462 с.