Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Киокушинкай-карате

Введение
Киокушинкай карате – стилькарате-до, основаный Масутацу Оямой, одним из самых сильных людей 20 века. В 70-хгодах Киокушинкай карате стал одним из сильнейших видов восточных единоборств.
Всего за 36 лет существования,киокушинкай каратэ-до сравнялось и превзошло по популярности другие видывосточных единоборств, имеющих не просто вековую, а тысячелетнюю историю.
Киокушинкай контактный стилькаратэ, созданный в 50-е годы 20-го столетия Масутацу Оямой в противовесмножеству бесконтактных школ и самому принципу «каратэ без контакта».Демонстрируя миру мощь реального каратэ, Киокушинкай постепенно завоевалпопулярность буквально во всех странах, а позже лег в основу множества другихконтактных стилей каратэ.
Киокушинкай является самым жесткими эффективным стилем контактного каратэ.
Отсутствие защитного снаряжения иполный контакт позволяет подготовить человека к реальным поединкам, это иотличает в выгодную сторону бойцов стиля Киокушинкай от представителейбесконтактных, условно-игровых стилей каратэ и др. боевых искусств.
Киокушинкай каратэ-до – система,всесторонне воспитывающая человека от начала до полного созревания и развитияличности, претендует на мировоззренческую роль в жизни человека. В тоже времяполноконтактное каратэ и кик-боксинг используют уже сформированного бойца,воспитанного в других школах, в коммерческих целях – поединках, за которыеполучает гонорар спортсмен. Такое положение вещей уже давно сформировалось вовсем мире, за исключением СССР, где из-за незнания сути проблемы выдвигаютсядругие концепции развития как кик-боксинга. так и контактного каратэ. [7]
Цель работы – рассмотретьпреимущества ближней и дальней дистанции боя в киокушинкай карате.
Задачами работы являются:
·          Рассмотреть понятие и принципыкиокушинкай карате;
·          Рассмотреть особенности техникикиокушинкай-каратэ;
·          Рассмотреть особенности ближней идальней дистанции боя в куокушинкай-каратэ;
·          Охарактеризовать тактические приемыиспользования дистанции ведения боя.
1. Понятие и принципы киокушинкай карате
Киокушинкай – контактный стилькаратэ, созданный в 50-е годы XX-го столетия Масутацу Оямой в противовес множествубесконтактных школ и самому принципу 'Каратэ без контакта'. Демонстрируя мирумощь реального каратэ, Киокушинкай постепенно завоевал популярность буквальново всех странах, а позже лег в основу множества контактных стилей каратэ.
В переводе слово киокушинкайобозначает «Общество абсолютной истины» или 'Предельная реальность'. В синтезеэтих понятий раскрывается основной смысл этого стиля единоборств.
Это чрезвычайно зрелищный видспорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитногоснаряжения. Единственное ограничение – запрет ударов в голову руками.
Визитной карточкой Киокушинкайявляется тамэшивари (разбивание предметов). Оно является обязательнымупражнением в соревнованиях по кумитэ у мужчин.
Название стиля Киокушинкай в миребоевых искусств произносят с уважением. Он имеет репутацию самого жесткогостиля, вокруг которого ходит такое количество слухов, что невозможно разобрать,где правда, а где вымысел. Но верно одно – владеющие Киокушинкай способнытворить чудеса, ведь познание Истины осуществляется на пути боевого искусства,бросающего смелый и решительный вызов пределам человеческих возможностей.
Именно это и привлекает множестволюдей со всего земного шара к занятиям Киокушинкай. Сегодня его поклонники – это12 миллионов человек из более чем 120 стран мира. Среди них Президенты,влиятельные политики, звезды кино, знаменитые музыканты. Всех этих людейобъединяет одно – стремление познать Истинный путь – так же, как много летназад его познал великий Масутацу Ояма.
Система требований Киокушинкай – однаиз самых жестких в мире, что и находит отражение в содержании экзаменов напояса. Цвет пояса означает глубину освоения каратэ. Белый цвет символизируетчистоту и незнание, синий – цвет неба при восходе солнца, желтый – восходсолнца, зеленый – распускающийся цветок, коричневый – зрелость, черный – мудрость.Примечательно, что основатель школы Киокушин М. Ояма награжден от имени I.K.O.единственным высшим 10 даном. [19]
Система обучения в Киокушинкайоснована на взаимосвязанных принципах и формах тренировок: кихон, ката,тамешивари и кумитэ, которые пронизаны медитативной практикой. Они дополняютсяспециальными упражнениями и тестами, способствующими выработке высокой кондициии сильного духа.
По спортивным правиламв Киокушинкай каратэ-до запрещены удары и действия, способные вызватьсерьезные расстройства здоровья: в спину, лицо, шею, рубящие, секущие и колющиеудары.
Кихон – изучение элементов базовойтехники без партнера. Это – основа мастерства, достижение чистоты стиля Кихон –своего рода семя, из которого произрастает дерево боевого искусства.
Ката – это форма, в которуюсливается техника ученика, представляющая хореографическую композицию боя снесколькими противниками.
Тамешивари – разбивание различнымичастями тела и разными способами твердых предметов. По словам самого Оямы, безтамешивари «каратэ подобно дереву, которое не дает плодов».
Кумитэ – цель и суть каратэ какискусства будо. Длительная и безостановочная борьба с разными, поочередноменяющимися противниками является одним из квалификационных требований. Так,например, для присуждения III дана экзаменуемый должен выдержать 30двухминутных контактных поединков.
Основатель киокушинкай-каратэ Оямаразработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшиедостижения каратэ на физическом уровне:
– пробивание подвешенного надвух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
– раскалывание подвешенной наверевке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопыи передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
– раскалывание несколькихдюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, втом числе и в прыжке на высоте около двух метров;
– раскалывание плавающей вбочке с водой дюймовой доски;
– раскалывание руками, ногамии головой до двадцати слоев черепицы;
– раскалывание ударом «рука-меч»или «железный молот» трех положенных друг на друга кирпичей;
– раскалывание ударом «рука-меч»трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюймакаждая;
– пробивание рукой и головойледяной глыбы;
– раскалывание массивныхбулыжников основанием ребра ладони;
– отрубание горлышка стоящейбутылки;
– проникновение ударом «рука-копье»в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
– пронзание ударом «рука-копье»подвешенной коровьей туши.
Силовые номера в Киокушинкай сочетаютсясо всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следуетупомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубаниеребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листаиз-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла сзажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы,рассчитанные на зрелищный эффект. [10]
Основные блоки, удары руками иногами являются как началом каратэ-до, так и его высшей целью. Хотя достигнутьопределенных результатов можно и за несколько месяцев, для того, чтобы статьнастоящим мастером, может не хватить и целой жизни. Каратист должентренироваться регулярно, выполняя каждое движение с максимальной концентрациейи отдачей.
Но этого недостаточно, еслитренировки не строятся на научных принципах, не проводятся систематически всоответствии с планом. Для того, чтобы быть эффективной, тренировка должнабазироваться на правильных физических и физиологических принципах.
Приемы, созданные и отшлифованныепродолжительной практикой первыми каратистами, находятся в полном соответствиис современными научными принципами. И чем более они изучаются, тем более этоподтверждается. Нельзя сказать, что нерешенных проблем больше нет, но они ждутизучения. Дальнейшее совершенствование каратэ-до вполне вероятно, посколькуприемы постоянно анализируются с целью их улучшения на основе научного подхода.
Чтобы извлечь наибольшую пользу изтренировок, следует хорошо понять следующие основные положения.1.1 Форма
Правильная форма движений всегдатесно связана с принципами физики и физиологии.
В бейсболе движения игрока наподаче всегда отличаются исключительной отточенностью. Форма движений мастерафехтования близка по своей красоте к совершенству. Ясно, что это результатдолгой практики и правильно построенной тренировки.
Условиями правильной формыявляются: устойчивое равновесие, высокая степень напряжения и четкаяпоследовательность движений каждой части тела, т. к. приемы следуют один задругим в очень короткий промежуток времени.
Соблюдение правильной формыособенно ощутимо в каратэ, потому что удары руками и ногами являютсянеотъемлемой частью этого искусства. Необходимость устойчивого равновесияочевидна в ударах ногами, где тело обычно опирается на одну ногу. Для того,чтобы выдержать огромную отдачу при нанесении удара, необходимо сильно напрячьвсе связки рук и ног.
С изменением ситуации ичередованием проводимых приемов центр тяжести тела то смещается влево, товправо, то вперед, то назад. Это требует хорошо тренированной нервной системы имускулатуры. Опять же, при слишком долгой опоре на одну ногу вы открываетесьдля атаки противника, поэтому равновесие должно постоянно переходить с однойноги на другую. Каратисту нужно избегать моментов, в которых он открыт длядействий противника, в то же время он должен быть готов к дальнейшей атаке. [5]1.2 Сила и скорость
Сила аккумулируется со скоростью.Одной мускульной силы недостаточно, чтобы преуспеть в боевых искусствах или вдругом подобном виде спорта. Сила кимэ (в конечной фазе движения), основногоприема каратэ, происходит из концентрации максимальной силы в момент нанесенияудара, а это, в свою очередь, в огромной степени зависит от скорости ударарукой или ногой. Удар рукой хорошо тренированного каратиста может достигать 700кг при скорости 13 м/сек.
Хотя скорость и важна, она неможет быть эффективна без контроля. Скорость и сила возрастают приодновременном приложении мощи и реакции. Для этой цели необходимо пониманиединамики движения и его исполнения.

1.3 Концентрация и расслабление
Максимальная мощь – этоконцентрация силы не только рук и ног в точке атаки, но и всего тела. Привыполнении приема также важно избегать излишних усилий, это ведет к ненужнойпотере энергии. В принципе усилие должно начинаться с нуля, достигать 100% вмомент нанесения удара и немедленно возвращаться к нулю. Расслабление неозначает ослабления внимания. Нужно всегда быть готовым к следующему движениюфизически и морально.1.4 Укрепление физической силы
Без крепкой, хорошо тренированной,эластичной мускулатуры понимание теории и принципов бесполезно при выполненииприемов. Укрепление физической силы требует постоянной тренировки.
Также нужно знать, какие группымышц участвуют в данном приеме. Когда мускулы используются точно по назначению,может быть достигнута максимальная эффективность. Чем меньше используетсямускульной силы, тем меньше потери энергии. Когда мускулатура тела используетсяцеликом и гармонично, достигается выполнение точного и эффективного приема.1.5 Ритм и своевременность
В любом виде спорта выступлениевысококлассного атлета очень ритмично. Это относится и к каратэ. К сожалению,чередование приемов нельзя переложить на музыку, но это не умаляет ихдостоинства. Три основных фактора: рациональное использование силы, скоростьвыполнения приемов, расслабление и напряжение мускулатуры.
Выступление мастера каратэвыглядит не только мощно, но очень ритмично и красиво. Приобретение чувстваритма и своевременности является отличным способом достичь прогресса в этомискусстве.1.6 Бедра
Бедра, центр человеческого тела,играют решающую роль в выполнении приемов каратэ. Взрывная мощь удара создаетсянижней частью тела, в частности вращением бедра, что заряжает верхнюю частьтела.
Являясь источником силы, бедро,кроме того, обеспечивает равновесие тела, правильную форму и твердость духа. Вкаратэ часто советуют: «бейте рукой от бедра», «бейте ногой от бедра», «блокируйтебедром».1.7 Дыхание
При выполнении приемов, дыханиекоординируется: вдох при блоке, выдох при завершении атаки и вдох-выдох припроведении комбинации.
Дыхание не должно бытьоднообразным, оно меняется в зависимости от ситуации.
Вдыхайте полной грудью, но невыдыхайте весь воздух. Оставляйте около 20% его в легких. Выдыхая воздухполностью, вы обескровливаете тело, тем самым лишая себя возможностиблокировать даже слабый удар или подготовиться к следующему движению.
2. Особенности техники киокушинкай-каратэ
Характеристику прикладных аспектовкаратэ Кёкусинкай целесообразно давать с учетом видовых и стилевых отличий,которые очень существенны в обширном семействе дальневосточных боевых искусств.Начнем с того, что каратэ в целом как вид восточного единоборства сегодняутвердилось в качестве одной из самых надежных (реальных) систем самозащиты. Попреобладающей технике и тактическим особенностям этот вид развивался визвестном смысле как антипод другому древнему виду борьбы – джиу-джитсу (нашиманалогом этой системе является традиционное самбо). Преимущественно ударнаятехника оказалась более простой и доступной, чем, например, захватно-бросковыеприемы, требующие для эффективного выполнения более длительной подготовки. Вприменении приемов каратэ меньшее значение имеют преимущества противника – вес,рост, что при недостатке мастерства в выполнении захватов, бросков, удержанийможет стать для бойца серьезным препятствием. Высокая скорость ведения боя вкаратэ, стремительность перемещений, уходов, смены дистанции позволяютэффективно противостоять нескольким противникам, быстро пресекать опасныедействия и решительно перехватывать инициативу. Существенно и то, что, закаляявсе тело и превращая его в оружие, каратэ позволяет естественным образомрасширять возможности бойца за счет использования различных предметов ихолодного оружия, как бы продолжающих и укрепляющих человеческое тело.
Ударно-защитная техника,выполняемая голыми руками, взаимосвязана с той, в которой используютсяразличные предметы. Исторически, конечно, первичны первые боевые приемы (несразу же наши далекие предки взяли в руки камень, дубинку или нож). Однако самоискусство «пустой руки» во многом строилось на имитации ударов мечом, копьем(секущие и толчковые удары), прикрытий щитом (базовые блоки) и т. п. Так илииначе в обучении профессиональных воинов, проходивших многоборческуюподготовку, ведение боя без оружия и с разными предметами базировалось наединых принципах. Тем самым, несмотря на специализацию, в процессе обученияборьба «голыми руками» и с оружием дополняли друг друга и помогали в овладенииключевыми навыками ведения рукопашного боя.
Особенно широкие возможностиоткрываются, когда боец, владеющий каратэ, имеет в руках два предмета и ещеиспользует ноги. Примечательно, что система каратэ, как и аналогичныенациональные виды борьбы (например, китайские у-шу), до сих пор сохраняеттрадицию подготовки так называемых «двоеруких» бойцов. Это искусство, где воиныиспользовали в бою одновременно два одинаковых или разных вида оружия, былоизвестно еще в глубокой древности.
Достаточно существенные стилевыеотличия в использовании традиционных предметов в китайских у-шу и японскомкаратэ, не говоря уже о разных школах. Многое зависит, в частности, от того,преобладает ли в определенном стиле и школе формально-демонстрационный подход(нередко ограниченный гимнастикой или спортивно-оздоровительной практикой) илив основе лежит установка на реальную борьбу. Так, некоторые традиционные(окинавские) стили каратэ, которые культивируются сейчас как «бесконтактные»виды спорта, сохраняют военно-прикладные разделы, однако техника и тактикаведения спортивных поединков и реальных боев, в том числе с использованиеморужия, в них резко отличаются. В школе Кёкусинкай это противоречие преодолено,в первую очередь благодаря возвращению каратэ его исконного статуса искусстваБудо.
Стиль Кёкусинкай – атлетический,силовой, «контактный» – предназначен не для шоу, а для реальной борьбы.Закономерно, что в этой школе осуществлен отбор наиболее простых и эффективныхсредств ведения реального боя, равно как и усовершенствована сама системаинтенсивной подготовки бойцов. Ориентированная на реальный «контакт» спротивником, базовая техника и особый психологический настрои служат ключом ковладению искусством свободного боя, а последний составляет основу в освоенииболее специфических военно-прикладных приемов и средств самозащиты. В этомотношении стиль Кёкусинкай обладает очевидными преимуществами. Недаром онпрочно утвердился в армии, полиции, разведке, отрядах специального назначениямногих стран.
Особенности системы обучения вшколе Кёкусинкай позволяют быстро освоить наиболее простые и надежные боевыеприемы. Здесь существенную роль играют закалка ударных и блокирующихповерхностей, укрепление суставов (особенно запястья и голеностопа), на которыев «контактном» стиле приходится повышенная нагрузка, а также атлетическоеразвитие и выработка выносливости бойца. Характерный для Кёкусинкай динамичный,скоростной стиль ведения боя с высокой «плотностью» атаки уменьшает опасность«увязнуть» в одном противнике, когда имеются еще и другие. Большое значениеимеет пропорциональное по скорости использование ударов и блоков руками иногами. Эта же особенность стиля Кёкусинкай дает дополнительное преимущество,когда боец использует один или два (одинаковых или разных) предмета. Они могутвыполнять функции щита, травмирующего, ранящего средства в защите, особо результативногосредства в атаке.
Динамичность стиля определяет итактические особенности ведения боя. Помимо надежных приемов освобождений отзахватов и контратаки решающее значение приобретают опережающие действия. Набыстром перехвате инициативы основана тактика ведения боя с противником,имеющим иную, в том числе нестандартную, боевую подготовку (от борцов ибоксеров до опасных своей непредсказуемостью «уличных» бойцов), а также вситуациях, нетипичных по условиям боя для каратэ (например, в положении лежа),либо в особо сложных случаях противостояния нескольким (в том числевооруженным) противникам.
Теперь несколько подробнееостановимся непосредственно на прикладных аспектах Кёкусинкай. Во-первых, можновыделить собственно военно-прикладной раздел (по существу, армейской)подготовки, который включает освоение на базе данного стиля разных видоворужия. Работа с оружием предполагает тренировку и без партнера, и на снарядах,и условные схватки с партнером, вооруженным тем же или иным предметом. Особыезадачи решаются при освоении техники работы с двумя одинаковыми (например, дведубинки) или разными (дубинка и нож) предметами. Естественно, владение разнымивидами оружия и знание их возможностей создает несравненно более прочную основуи для ведения боя без оружия с вооруженным противником.
Во-вторых, в общей системеподготовки относительно самостоятельное значение приобретает раздел самозащиты.Он предусматривает «бытовое» использование знаний и умений, приобретенных какна спортивных, так и на специальных занятиях. Отличие от армейских ситуаций – вболее ограниченном арсенале средств, в действии положения о «пределенеобходимой обороны» и т. п.
В-третьих, следует выделить разделтрадиционных прикладных занятий. Это упражнения с различными традиционнымипредметами – с палками разных размеров, особенно с бо – длинным (180 см)шестом, и парными предметами, появившимися в Японии с Окинавы (тонфа, нунчаку,саи). В Кёкусинкай подобные занятия – не только дань традиции. Работа с этимипредметами – естественный шаг и к более надежной самозащите, и к мастерству всобственно военно-прикладной сфере. Однако такие занятия в общей системеподготовки ценны еще в одном отношении. Предметы – это своеобразныегимнастические снаряды, которые увеличивают силу, укрепляют тело, способствуютразвитию текучести движений, координации, внимания, собранности, помогаютглубже понять смысл приемов, выполняемых «голыми руками».
Именно этот, третийтрадиционно-прикладной аспект каратэ Кёкусинкай и будет рассматриваться в сериинаших последующих публикаций. Мы намерены изложить основы техники, базовыекомбинации и некоторые ката, выполняемые с бо, тонфами и саями – все на баземетодик и в стиле, характерном для Кёкусин Будо-каратэ. Полагаем, чтопрактическое знакомство любителей восточных единоборств с традиционнымипредметами поможет лучше понять специфику прикладных аспектов в целом,особенности каратэ как вида боевого искусства и черты стиля каратэ Кёкусинкай.
Пока не освоены приёмы базовойтехники (как указывал основатель школы Кёкусинкай Масутацу Ояма, обладатель 10-годана – высшей степени в каратэ) и прямой удар кулаком не отработан всовершенстве (т.е. минимум 3000 раз), бесполезно, по справедливому ипротивоположному современной практике мнению Г. Фунакоси [5, с. 116],переходить к отработке ката – формальных упражнений по, как утверждается,круговой обороне против нескольких противников (на этот переход должно уйти неменее 1,5 года). Минимальный набор базовой техники будет указан ниже.Независимо от других, базовые приёмы также (конечно, не все за один день)следует, для обретения их максимальной эффективности, тренировать всю жизнь [4,с. 65; 6, с. 112].
Важный принцип построения любоготренировочного процесса – постепенность наращивания нагрузок. Указанные вышеудары и один из защитных блоков, стойки, а также уход по диагонали в сторону («каваши»[3, Приложение]) и уход «таи-сабаки» [7, с. 74–76], можно отрабатывать утром, адополнительную тренировку (одну или две) других приёмов проводить днём и/иливечером. Во избежания проблем со здоровьем лучше, особенно начинающим,недотренироваться, чем перетренироваться. Упражнение по формированиюправильного кулака можно делать на улице, на ходу.
После отработки прямых удароврукой и ногой по 1000 раз в утреннюю тренировку можно добавить сначала (намесяц-два) передвижения в стойках, а затем от них перейти к отработке приёмов вдвижении (хотя бы один приём 2–3 раза за тренировку). Начальный цикл – на одинприём тратится одна неделя, затем – переход к следующему приёму в движении.Через пару месяцев после начала тренировок в основную целесообразно включать(по одному-два на неделю) комбинационные приёмы самозащиты из [8]. К занятиямпо [9] целесообразно приступать не раньше, чем через год занятий по первой ихкниге.
Конечно, надо иметь представленияо всех стойках, но лучше отрабатывать базовую технику в достаточно высокихстойках (М. Ояма рекомендовал сантин). Опыт боёв с контактом показал ихпредпочтительность [10, с. 33], с другой стороны, очень растянутая (низкая)стойка опасна, так как противник может легко ударить ногой в колено или голеньвыдвинутой вперед ноги бойца [11, с. 27–31].
В боевой ситуации не будет временина разогревающие разминочные упражнения, поэтому, учитывая и обычный дефицитвремени современного человека, для разминки (которую можно делать перед дневнойили вечерней тренировкой) следует использовать лишь те упражнения, которыесущественно необходимы для совершенствования боевых качеств, т.е. прежде всего:а) прыжки на месте с подтягиванием колен к груди, б) отжимания на кулаках отпола и в) упражнения для брюшного пресса. Вариант последних можно найти,например, в [12, с. 163, 164]. Разумно стремиться к выполнению а) по 50 -100раз за тренировку, б) по 100 раз, в) – по 50–100 раз. Упражнения на растяжкуног (например, упражнения 4.7, 4.8, 4.9, 4.12 из главы 4 книги [4, с. 42–45] ис рисунка 44 в) из [13, с. 47, 48]) могут ослаблять способность выполнятьмаксимальное число ударов ногами за данную тренировку, поэтому их можновыполнять (10–30 раз каждое) в её конце. Последнее рекомендуется (правда,исходя из других соображений – роста эффективности упражнений), и с большейнагрузкой, разными специалистами в области боевых искусств (см., в частности,статью наставника хапкидо, 20 лет тренировавшегося у корейцев [14, с. 44]) ипрофессором-физиотерапевтом, специалистом по спортивной медицине [15, с. 41].Однако здесь тоже надо знать меру – в [16, с. 2] утверждается (правда, безссылки на источник), что «окинавских бойцов… растяжки практически неинтересовали. Опытным путём они установили, что излишняя подвижность втазобедренных суставах не позволяет достигать необходимой мощи при ударахногами». Главный инструктор Московского отделения Фунакоши Шотокан Каратэ,Александр Плескачев (5-й дан) говорит, что «не является необходимой растяжка нашпагат. Хорошая растяжка нужна, прежде всего, в спортивном каратэ, где непоследнюю роль играет эффектность выполнения технических элементов. Но длясамообороны существует другая техника» [17, с.45].
В классическом каратэ, как ишаолиньском ушу, не было любимых кинематографом высоких ударов ногами (в лицо,да ещё с поворотом спиной к противнику) – ударов, опасных, прежде всего, длясамих бьющих. Наилучшие цели для ударов ногами – пах, колено, голеньпротивника. Хорошая защита от подобных ударов – не слишком акцентируемые всовременном каратэ удары коленом вверх по диагонали внутрь (от прямого илибокового удара ногой) и вовне (от кругового удара по ногам – лоу-кика) [18].Довольно естественно от ударов руками защищаться руками, от ударов ногами науровне пояса и ниже – ногами же. Последнее не отменяет необходимости владениянавыками блокирования на нижнем уровне и руками, которые могут быть полезны,среди прочих ситуаций, при защите от атаки ногой сбоку. В связи со сказанным,для закалки блокирующих поверхностей полезно постоянное набивание внутренним ивнешним рёбрами ладоней и предплечий, и ног.
На тренировках, тем не менее,часть прямых ударов ногами (например, треть) можно выполнять в верхнюю секцию,в том числе и потому, что это, по утверждению японских мастеров, повышает силуудара [13, с. 77]. Однако бить только вверх нельзя хотя бы потому, что в боевойситуации такой навык, ставший автоматическим, может (подобно навыкамтрадиционного бесконтактного каратэ) оказать плохую услугу бьющему.
Что же касается (утомительного дляначинающих и отнимающего силы от практики ударов ногами) бега, то в 1980-е гг.были опубликованы результаты исследования учёных Гарвардского университета, скоторыми согласна и, по крайней мере, часть наших спортивных инструкторов. Выяснилось,что люди, занимающиеся бегом в городской черте, болеют больше и умирают раньше,чем прочие люди. Причина в том, что с повышенным количеством кислорода ворганизм городских бегунов попадает из загрязнённой атмосферы и гораздо большевредных веществ. Пробы воздуха из находящихся в городской черте лесопарковпоказывают отсутствие значимой разницы по вредности между обычным городскимвоздухом и атмосферой парков. Кроме того, специалисты утверждают, что «при бегебольшие нагрузки испытывает костная система. Да и пятка постоянно ударяется – происходитусловная травма. Это тоже не очень хорошо для организма, а также костнойсистемы и для позвоночника в том числе» [19]. С другой стороны, весьмаэффективно укрепляет ноги тренировка практически значимых приёмов в движении,использующая стойки на согнутых ногах, а выносливость повышают многократныеотжимания от пола.
Здесь, кстати, можно отметить, чтолюди, заболевающие после 45 лет сахарным диабетом, имеют, согласно данныммедиков, две общие черты – избыточный вес и малоподвижный образ жизни.
Возможные атаки включаютнаправления спереди, сбоку, сзади и уровни: верхний, средний и нижний. Защита,в принципе, возможна внутренняя и внешняя. Соответственно этому и с учётомвозможных травм каких-либо из частей блокирующих поверхностей, на каждыйуровень фронтального нападения желательно отрабатывать два блока рукой – внешнийи внутренний. Блоки предплечьем предпочтительнее, поскольку закрывают большуюзону потенциальной атаки.
3. Ближняя и дальняя дистанция боя в куокушинкай-каратэ 3.1Понятие ближней и дальней дистанции боя
Дистанция боя делится на ближнюю,среднюю и дальнюю.
В Кекусинкай каратэ, в отличии отдругих школ, эти дистанции определяются так:
– ближняя, с которой возможнонанесение удара локтем и коленом;
– средняя, с которой возможнонанесение удара рукой (сэйкэн, уракэн, сюто);
– дальняя, с которой возможнонанесение удара ногой (что не исключает нанесение удара ногой с другихдистанций. В частности, со средней – удар маваси-гэри голенью (супэ) илиразличные формы маваси-кэагэ и ороси-какито). Для перехода с дальней на среднююи ближнюю дистанции достаточно выполнить подшаг или шаг со слепой стороны постапозиции (с левой на правую).
Для первой необходимы ударыколенями, локтями и хотя бы один короткий удар кулаком в корпус, для второй(опять же с учётом возможных травм какой-либо из ударных поверхностей) – ударыкулаком, основанием и ребром ладони, кончиками пальцев. Последние особенноважны в опасной ситуации (например, когда противников несколько), так как с ихпомощью можно поражать наиболее эффективные цели – глаза, горло, пах.
Как правило, в якусоку-кумитэпартнеры стоят на дальней дистанции друг от друга. Таким образом, для атакируками атакующему партнеру необходимо сделать подшаг (при атаке из боевойпозиции или сделать шаг вперед к другой ноге). Таким образом перейти в позициюдзэнкуцу-дати.
Работа ног партнера, работающего взащите, является одним из самых сложных моментов кумитэ. Исходя из атакующейконцепции Кекусинкай каратэ, согласно которой отступлений является первым шагомк поражению, перемещения проекции центра тяжести (в боевой позициирасположенной посередине между ступнями) могут быть направлены вперед (вправо ивлево), в стороны и назад (вправо и влево). Перемещение проекции центра тяжестистрого назад желательно только при переходе из более длинной позиции в менеедлинную (например: из дзэнкуцу-дати в дзию-камаэ; – из дзию-камаэ в неко-асидати и т. д.). Простой отход назад приводит только к потере инициативы. [7]
Рассмотрим наиболее стандартныйвариант: партнер шагает вперед правой ногой, соответственно, в шагидзэнкуцу-дати с атакой сэйкэн тюдан ой-цуки. Естественно, первой реакциейявляется сэйкэн тюдан сото-укэ. При чем, здесь необходимо обратить внимание наработу ног защищающегося; правой ногой осуществляется зашаг на осевую линию, алевой – соответственно отшаг влево для сохранения устойчивой боевой позиции.Если это вам удалось, перед вами открываются безграничные возможности дляконтратаки.3.2 Особенности техники «липких рук»
Основное назначение «липкой» техники,это обеспечить выгодный вход на среднюю дистанцию с последующим проведениемпоражающих приемов (ударов, захватов с бросками итп.) на этой дистанции, и/илисокращение дистанции до ближней с переходом в выгодный ближний бой. [2]
Поэтому наиболее выгоднойдистанцией для прилипания является дистанция чуть ближе чем дальняя, но чутьдальше чем средняя.
Удерживая такую дистанцию можномощно отсекать дальние атаки, выжидая нужный момент для сближения и прилипания.
Об определении «нужного» моментадля сокращения дистанции можно написать целую книгу, ограничусь лишьнесколькими рекомендациями:
– вход на провале противника
– вход на разъединении, когдаконечность противника возвращается назад
– стремительный встречныйвход, пресекающий атаку противника
Переход на такую дистанцию сдальней дистанции осуществляется короткими шажками, чтобы как можно незаметнее «съесть»пространство и не нервировать противника раньше времени.
После того, как нужная дистанциязанята, противник или провоцируется на атакующие действия, или мы сами атакуем,если он пассивен.
В любом случае, руки двигаются потаким траекториям, чтобы войти в контакт и «прилипнуть», или же просто встречнопроатаковать, если противник резко сокращает дистанцию.
Тут нет места отступлению назад,это атакаущая техника, и весь смысл обучения «липкой» технике, это научиться свыгодой для себя мощно и разумно атаковать на средней и ближней дистанции, заставляяпротивника путаться в наших руках и открывать уязвимые места.
Техника липких рук – это атакующаятехника, и это следует всегда иметь ввиду, отрабатывая «липкие руки.»
При работе с партнером очень важночувствовать некоторое давление (но не чрезмерное) вперед, во время контакта.
Очень важно также понимать, чтопринцип склеености не означает, что Вы должны ставить себя в неудобное длязащиты или атаки положение.
Например, если Вы с партнеромстоите друг напротив друга, «склеившись» ведущими руками по центральной линии,и он начинает отводить руку в сторону, то ощущая то давление, о котором ясказал, Вам «захочется» ударить вперед по центральной линии в открывшуюся дыру,а не отвести руку вслед за ним. Это именно то, что нужно, нарабатывать во времясклеиных кистей – умение находить слабое место в защите при контакте спротивником и использовать его. При слепом следовании приципу «склеивания»,этот момент, как правило, упускается.
При росте мастерства можно ужесоздавать дыры в защите противника простым наложением руки на руку, иоказывания контролируемое давление на нее, и слишком вялая, или слишкомнапряженная рука служит бойцу прямым указанием, что делать дальше.
Хорошо поддаются приклеиваниюпротивники которые «оставляют» руки после удара, или слишком далеко выносят ихвперед. Их выдергивают на удар путем финтов или легких ударов, а затемприклеиваются к ним, придавливая и отталкиваясь от их руки наносят мощныезавершающие серии.
Еще важно, чтобы при отработке «липких»рук, все траектории были технически правильны. Чтобы не было такого, чтобы вовремя этих упражнений, руки улетали неизвестно куда. Если условия требуют,чтобы рука тянулась вперед, например при отходе противника назад, то нельзятянуться только рукой, чтобы сохранить контакт, нужно обязательно подогнать всетело вместе с ногамм, под руку. Если это не удается, и все разваливается, тонужно уменьшить скорость упражнения, но обязательно следить, чтобы не былоразвала.
Момент отлипания определяетсяощущением дыры в защите и созданными трудностями для защиты со стороныконечности противника. Все это нарабатывается в парных «клейких» упражненияхпри постоянном давлении вперед. [25]
При правильной практике, в концеконцов, длительный контакт с конечностью становится уже не нужным, и посколькутело научается видеть, создавать и использовать дыры в защите, то конечнаяработа уже не выглядит как даже часть тех парных «липких» упражнений, которыеэто тело учили.
Боец просто выходит на нужнуюдистанцию, и там уже спокойно делает свою работу, не боясь идти на контакт,зная что его руки всегда на месте и среагируют как надо.
Он может жесткими, хлесткимиблоками сбить руки противника таким образом, чтобы создать те положения,которые он научился использовать во время «липких» рук.
Он может быстро ударить во времяподзамаха противника, поскольку подзамах, означает отвод руки, который он такжеучился использовать. Захват его руки противником не будет для него проблемой,поскольку это как раз выход в знакомую сферу «липких» рук, и это «знакомство» можетизбавить его от очень неприятных чувств, которые испытывают чистые ударники,когда их хватают люди с борцовским опытом. 
4.Тактические приемы использования дистанции ведения боя
В зависимости от дистанции бояможно выделить несколько видов тактики боя.
1. Тактика ведения боя спротивником, работающим преимущественно руками на «переталкивание» в плотномближнем бою. На ближней дистанции – «прилипание» с контратакой коленями и«разносом» опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующиеблоки, удары по бицепсам и иные решительные способы огзетного уплотнения боя,характерные для тактики «скалы». Использование тактики «обтекающей воды» сконтратакой при пропускании противника мимо.
2. На средней дистанции – «растягивание»противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почтиодновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действияхсближение и работа руками и локтями.
3. На дальней дистанции – применениеопережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильнымиодиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность– гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании снеожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика «огня»).
В зависимости от манеры ведениябоя поединок носит активно-наступательный или позиционный(активно-оборонительный) характер.
Основные виды тактики у различныхкаратистов проявляются по-разному: бой каждого из них отличается своеобразием,индивидуальными особенностями.
Позиционная тактика характерна длябольшинства каратистов. Её отличительные черты: маневрирование каратиста надальней защитной дистанции с целью её сохранения. Атаки и контратаки непродолжительны, с обязательным последующим возвращением на дальнюю дистанцию.
Позиционная тактика основана наиспользовании ошибок противника при его активных действиях и вызовах его на этидействия (игровая манера боя) и свойственна преимущественно каратистамконтратакующей манеры ведения боя.
Активнонаступательная тактикапользуется успехом в последнее время. Её отличительные черты: движение вперёд,захват инициативы с частым выходом на ударную дистанцию и с проведениематакующих или контратакующих действий. Бой ведётся преимущественно на средней дистанции,реже на ближней, в зависимости от правил соревнований. На дальней защитнойдистанции эпизодически проводится маневрирование. Каратисты придерживающиесяактивно-наступательной тактики ведения боя, наряду с атакующими часто проводятвстречные и ответные атаки.
Активнонаступательная тактикаможет привести к формированию как искусстного, так и силового стиля боя.
Искусстные каратисты отличаютсяотточенной техникой и расчётливой тактикой. У представителей силового каратэдопреимущественно развита стойкость и выносливость. Их тактика однообразна ивыражается в стремлении подавить противника темпом, непрерывными ударами.Многие из таких бойцов пренебрегают защитой. Такие каратисты – опасныепротивники. Бойцам, встречающимся с ними, нужно тщательно разрабатывать планбоя и овладевать такой техникой и таким уровнем физической подготовки, чтобысуметь противостоять их энергии и напору.
Ниже приведены наиболеераспространённые примеры тактических манер ведения боя в условиях соревнований.
Тактика «выжидания». «Выжидание» –довольно распространённая форма ведения боя в каратэдо, родившаяся в периодпервых соревнований, проводившихся по правилам «СЁБУ ИППОН» («бои до чистойпобеды»). Бойцам, работающим в данной манере свойственно намеренное затягиваниеактивных столкновений и пассивное ведение схватки. Однако такие бойцы обладаютхорошей реакцией и чувством времени. Как только соперник допускает ошибку онитут же берут её в расчёт и наказывают его, используя стремительные атаки вответной, опережающей и встречной форме. Выиграв несколько очков, они постоянноотступают, прижимаясь к границам площадки тем самым, провоцируя соперника наатаку, пугают соперника неожиданными выпадами, жестами, ложными атаками и непозволяют сопернику провести атакующее действие, выигрывая время. Победадостигается по преимуществу в очках. (ЮСЭЙ – КАТИ). [27]
Тактика каратиста в поединке стаким противником состоит в том, чтобы усыпить его бдительность ложнымиатаками, перемещениями, изменением темпа боя с использованием стремительных атак,приёмов выведения из равновесия. При его отступлении использованиепреследования шагами вперёд, в сторону, загоняя его в углы, вытесняя его запределы площадки сильными и дальнобойными ударами. Возможен вариант подражаниятактике выжидания с целью вынудить противника работать в несвойственной емуманере.
Тактика «стремительной атаки». Многиетехнически подготовленные каратисты предпочитают неожиданно атаковать с дальнейдистанции и немедленно после атаки отходить от противника на туже дистанцию.Такие каратисты обычно умело маневрируют и дезориентируют противника, легко ибыстро передвигаясь в различных направлениях и меняя дистанции.
Разносторонний в техническомотношении каратист, сочетая финты и лёгкие удары с быстрыми и неожиданнымиатаками, часто пользуется для этого резкими изменениями темпа действий. Например,с относительно медленного темпа переходит на стремительный, захватываяпротивника врасплох, а затем после проведения своей атаки или контратаки, долгоне задерживается возле противника и мгновенно уходит на дальнюю дистанцию. Еслиже он не успевает уйти от атаки или контратаки противника, то использует защитуруками или сковывающие приёмы (захваты, обхваты).
Тактика ведения боя против такогокаратиста заключается в том, чтобы нейтрализовать его, лишить преимущества вбыстроте манёвра, прижимая его к углам площадки, действовать из противоположнойстойки, навязать не свойственную ему среднюю или ближнюю дистанцию.
С этой целью каратисты используют:активное сближение с попутными защитами; разнообразные передвижения в сочетаниис уклонами; быстрые ответные контратаки; встречные опережающие удары.
Тактика «игровика». Каратисты,строящие бой на контратаках, – одни из самых искусных. Обладая высокойбыстротой они искусно, подмечают слабые стороны в атаках соперника (провалы,потерю равновесия) и подбирают соответствующие подготовительные действия:ложные открытия, финты, умело вызывая противника на неподготовленную атаку. Какправило, атаки, выполненные соперником технически грамотно «игровики» пропускаюти защищаются от них. Вызвав же соперника на неподготовленную атаку онинемедленно прерывают её защитой и проводят контратаку.
Тактика ведения боя против такихкаратистов заключается в том, чтобы вынудить их вести бой в не свойственной имманере и на непривычной для них дистанции.
Для этого можно попробоватьобыграть противника по очкам быстрыми стремительными атаками, предварительноутомив его внимание финтами, прижиманием к границам площадки и заставить егодействовать в атаке. Можно попробовать подрожать его манере, применяя вызовы – ложныеатаки и открытия с последующей контратакой. Опытный каратист сумеет заставитьпротивника атаковать, т.е. вынудить его действовать в не свойственной емуманере.
Тактика «темпа». В соревнованияхчасто встречаются каратисты, активно идущие на сближение с противником,действующие в быстром темпе сериями атак, и старающиеся выиграть бой досрочно.Они с самого начала боя предлагают непосильный темп для противника, «прижимая»его к границам площадки, используя фронтальный и фланговый манёвры, быстроатакуя руками, ногами, подбивами с чередованием финтов и резкими измененияминаправлений. Умело используя весь арсенал атакующих действий, они, как правило,выигрывают на трёх, двух коронных приёмах.
Тактика каратиста в поединке стаким противником состоит в том, чтобы набрать очки в тех случаях, когдасоперник снижает темп или допускает ошибки (теряет равновесие, промахивается).Действия каратиста в данном случае заключается в быстром, разнообразном ишироком маневрировании, преимущественно на дальней дистанции, в сочетании сзащитой шагами назад и в стороны, уклонами с помощью которых спортсмен избегаетударов и сближения. Маневрирование сопровождается встречными ударами, быстрыми,резкими атаками, главным образом прямыми ударами ногами и руками с уклономтуловища «КАВАСИ».
Тактика комбинационного боя. Наиболееразнообразна тактика каратистов, применяющих комбинационный бой (смешанный) – «универсалы».Это могут быть каратисты как ведущие бой в активно атакующей, так и впозиционной тактике, но все они выигрывают бои за счёт своей неординарности.Как правило, они не дают соперникам подстроится под свою манеру ведения боя иуверенно действуют на всех дистанциях, хорошо маневрируют, умело пользуютсявсеми боевыми средствами, сочетая различные тактические установки.
Именно комбинационный бой выявляетмастерство каратиста, позволяющее ему противостоять любому виду тактики и умелорешать самые разнообразные тактические задачи, возникающие в ходе поединка.
Основная тактическая задача каратиста,ведущего бой с противником, применяющим комбинационный бой, – выяснениеособенностей боя, т.е. излюбленной дистанции, применяемых приёмов, дистанциидля проведения решающего удара с тем, чтобы противопоставить противнику такжекомбинационную манеру ведения боя, но направленную на нейтрализацию егоосновных действий. Важно также навязать противнику не свойственный ему темп.
Действия в данном случае зависятот особенностей противника и его боевой манеры. Каратист может использовать всеосновные виды тактики.
Тактика боя в противоположнойстойке.         Часто встречаются каратисты, предпочитающие вести бой впротивоположной стойке. Манера боя у этих каратистов может быть различной, но восновном она заключается в создании противнику непривычных условий для защиты иразвития стремительной атаки с заходом ему в тыл. Для этого каратистыиспользуют успешно подсечки под переднюю ногу, воздействия на переднюю рукусоперника (сбив, подбив, захват).
Многие каратисты используютпротивоположную стойку, чтобы приблизить к сопернику свою сильную руку длянанесения встречных контрударов.
Вести бой против каратиста,предпочитающего противоположную стойку без предварительной подготовки трудно.Невозможность применять привычные контрдействия приводят к дезориентации илишают инициативы.
Выбирая тактику против каратистатакого типа, надо учитывать, прежде всего, в какой манере этот каратист ведётбой: работает ли он в атакующей манере или контратакующей, на какой дистанции.
Обычно такие каратисты болееоткрыты для удара передней рукой или ногой. Для того чтобы быстрее развиватьатаку, сблизиться с соперником, следует принять более фронтальную, чем обычнуюстойку. Это помогает приблизить к сопернику готовую к нанесению заднюю руку.Если соперник, находясь в противоположной стойке работает в атакующей манере ипытается зайти в тыл, то следует отходить шагом в сторону – назад, разворачиваякорпус фронтально, и применять встречные и опережающие действия передней рукойили ногой. Используя дистанционный манёвр, можно ловить противника на провалахи развивать ответную контратаку. Против противника ведущего бой воборонительной манере эффективны те же подсечки под переднюю ногу, выход в тылсоперника, прячась за его переднюю руку. [12]
Планирование соревновательного боя.Планирование боя – довольно сложное стратегическое действие, осуществляемое доначала поединка (иногда за несколько дней и даже месяцев, если каратиступредстоит бой с основным соперником). При планировании каратист долженучитывать условия схватки, свои возможности и особенности соперника. Стщательного изучения этих особенностей (анализ сильных и слабых сторон) повидеофильмам прошлых соревнований нужно начинать планирование. Если нет такойвозможности, то можно собрать информацию о сопернике у тренеров и каратистов.
Сначала целесообразноанализировать наиболее крупные действия. В первую очередь выясняют манеруведения боя. При этом обращают внимание на то, одной или несколькими манерамивладеет соперник, умеет ли он менять тактику в ходе боя и насколько хорошо этоделает, хуже или лучше ведёт бой с противниками определённой манеры ведениябоя. Важно также выяснить какие ему удаётся проводить эффективные действия и накакой дистанции, использует ли он ситуативные действия т.е., развитие атаки вблагоприятной ситуации (при замешательстве соперника, после сильного удара илитравмы, при неготовности его к защите и т.п.).
Затем следует анализировать менеекрупные тактические действия – подготовительные, а далее наступательные иоборонительные. В них следует наиболее грубые ошибки соперника. Например, вподготовительных действиях плохое маневрирование, отсутствует чувство площадки,выход за её пределы, предсказуемость в обманных движениях, опускание рук вбоевой стойки после ударов и в процессе ударов, частые повороты спиной, потеря равновесия.В наступательных и оборонительных действиях, отсутствие сопутствующей ипоследующей защиты при ударах, частое повторение одних и тех жэ приёмов,отсутствие возврата рук и ног в исходное доударное положение. Однообразнаязащита типа: только руками, только передвижением и т. д.
Весьма большое значение имеетоценка волевых качеств и эмоционально-поведенческой устойчивости соперника.Так, зная, что он может изменять игровой манер и становиться агрессивным,следует наметить средства противодействия.
Выявив основные особенности иошибки будущего соперника, надо сопоставить их со своими возможностями иперейти к составлению плана боя, который должен предусматривать использованиесобственных сильных сторон и слабых мест соперника. Здесь подбираются приёмы,которыми следует чаще пользоваться в ситуациях, в которых соперник чащеошибается. Например, если он часто открыто атакует ударом jodan migi tsuki,стараться чаще применять встречный удар chudan migi tsuki. Наконец, нужнонаметить примерную последовательность действий. Например, провести разведку,чтобы убедиться в правильности плана, а затем перейти к выполнению его – начатьс остро атакующего стиля, неожиданно перейти к тактике искусного обыгрывания, азатем снова резко взвинтить темп.
Заключение
Киокушинкай – контактный стилькаратэ, созданный в 50-е годы XX-го столетия Масутацу Оямой в противовес множествубесконтактных школ и самому принципу 'Каратэ без контакта'.
В киокушинкай каратэ, в отличии отдругих школ дистанции боя определяются так:
– ближняя, с которой возможнонанесение удара локтем и коленом;
– средняя, с которой возможнонанесение удара рукой (сэйкэн, уракэн, сюто);
– дальняя, с которой возможнонанесение удара ногой (что не исключает нанесение удара ногой с другихдистанций. В частности, со средней – удар маваси-гэри голенью (супэ) илиразличные формы маваси-кэагэ и ороси-какито). Для перехода с дальней на среднююи ближнюю дистанции достаточно выполнить подшаг или шаг со слепой стороны постапозиции (с левой на правую).
Для первой необходимы ударыколенями, локтями и хотя бы один короткий удар кулаком в корпус, для второй(опять же с учётом возможных травм какой-либо из ударных поверхностей) – ударыкулаком, основанием и ребром ладони, кончиками пальцев. Последние особенноважны в опасной ситуации (например, когда противников несколько), так как с ихпомощью можно поражать наиболее эффективные цели – глаза, горло, пах.
Основное назначение «липкой» техники,это обеспечить выгодный вход на среднюю дистанцию с последующим проведениемпоражающих приемов (ударов, захватов с бросками итп.) на этой дистанции, и/илисокращение дистанции до ближней с переходом в выгодный ближний бой.
В зависимости от дистанции бояможно выделить несколько видов тактики боя.
1. Тактика ведения боя спротивником, работающим преимущественно руками на «переталкивание» в плотномближнем бою. На ближней дистанции – «прилипание» с контратакой коленями и«разносом» опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующиеблоки, удары по бицепсам и иные решительные способы огзетного уплотнения боя,характерные для тактики «скалы». Использование тактики «обтекающей воды» сконтратакой при пропускании противника мимо.
2. На средней дистанции – «растягивание»противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почтиодновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действияхсближение и работа руками и локтями.
3. На дальней дистанции – применениеопережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильнымиодиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность– гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании снеожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика «огня»).
Список литературы
1.   А. Парцевский. Саньда: техникасвободного поединка в ушу. М.: ДИКОП, 1991
2.   М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-тит. Т. 1. Полный обзор. М.: Ладомир, АСТ, 1998
3.   Г. Фунакоси. Каратэ-до Ньюмон.Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
4.   М. Ояма. Это – каратэ. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000
5.   Г. Фунакоси. Каратэ-до – мой образжизни. Ростов-на – Дону: «Феникс», 1999
6.   Н. Госэй Ямагучи. Основы годзю-рюкаратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
7.   М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-тит. Т. 2. Основы. М.: Ладомир, АСТ, 1998
8.   М. Накаяма, Д. Дрэгер.Практическое каратэ для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
9.   М. Накаяма, Д. Дрэгер.Практическое каратэ на улице. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
10. А. Горбылёв. Становление школы Кёкусинкай // Додзё:воинские искусства Японии, 2000, № 4, с. 17–38
11. Каратэ школы «Вадо-рю». М.: РУССЛИТ, 1995
12. А. Горбылёв. Итосу Анко – отец современного каратэ //Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 3, с. 31–42, 47
13. А. Горбылёв. Вадо-рю – «Школа Японского Пути» //Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 5, с. 5–17
14. А. Горбылёв. Найханти – главное ката Томари-тэ иСюритэ // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 1, с. 23–33
15. А. Горбылёв. Мотобу по прозвищу «Обезьяна». Часть 2 //Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 2, с. 15–21
16. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 7. Джиттэ,Хангецу, Эмпи. М.: Ладомир, ООО «Издательство АСТ», 2000
17. М. Накаяма. Динамика каратэ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
18. М. Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 3. Кумитэ 1.М.: Ладомир, АСТ, 1998
19. А. Горбылёв. В поисках корней окинавского каратэ: катаКурурунфа и фуцзяньский кулак Дракона // Додзё: воинские искусства Японии,2002, № 4, с.55–64
20. Сэпай // Додзё: воинские искусства Японии, выпуск 7, плакат
21. А. Горбылёв. Супаринпэй: сколько связок в главном катакаратэ? // Додзё: воинские искусства Японии, 2002, № 6, с. 51–64
22. В. Натаров. Интеллектуальное каратэ Конно-дзюку //Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 12–20
23. Йон Блюминг: откровения «зверя из Амстердама» о Кодокане иКёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 4, с. 12–15
24. Йон Блюминг: откровения «зверя из Амстердама» о Кодокане иКёкусинкае // Додзё: воинские искусства Японии, 2003, № 5, с. 16–21
25. Р. Хаберзетцер. Каратэ-до. Часть I. Тирасполь: ЧП «МОДУС»,1995; Ч. II, 1996; Ч. III, 1997; Ч. IV-VI, 1997
26. kyokushinkai.chat.ru
27. WWW.SUPERKARATE.RU
28. www.kanku.com.ru/teath.htm
29. www.kyokushin.nm.ru/name_karate.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Description Of Pain In Emily Dickinson
Реферат Магия в мировой культуре: история и современность
Реферат Автоматизированная система обработки структур данных
Реферат «права и обязанности лиц, участвующих в проведении судебно-бухгалтерской экспертизы»
Реферат Структура макроконцепту "життя" в українській фраземіці
Реферат "Золотая голубятня у воды...": Венеция Ахматовой на фоне других русских Венеций
Реферат Образование следов выстрела
Реферат African American Music Essay Research Paper By
Реферат Pbs Essay Research Paper PROCESS BASED SECURITY
Реферат Факторы, определяющие объем и уровень издержек обращения. Пути оптимизации издержек обращения в торговле
Реферат Excel - подбор параметра
Реферат Cмута конца 16 начала 17 веков
Реферат Маркетинговое исследование рекламы на примере компании Loreal
Реферат Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Реферат Семантичні варіанти у говорах української мови