Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


История развития и проблемы гостиничного бизнеса в России

Историяразвития и проблемы гостиничного бизнеса в России

Содержание
Введение
Глава 1. Историяразвития гостиничного хозяйства
1.1 Уистоков системы гостеприимства
1.2 Гостеприимствославян
1.3 Гостиницыво времена петровской России
1.4Гостеприимство дореволюционной России
1.5 Гостеприимствов СССР
1.6Гостиничное хозяйство России в 90-е годы
1.7Гостиничный бизнес в современной России
Глава 2.Проблемы развития гостиничного бизнеса в России
2.1 Проблема «звездности»
2.2 Проблема профессиональногообразования в сфере гостиничного бизнеса
Заключение
Списоклитературы

Введение
Историюгостеприимства трудно отделить от истории туризма не только потому, что это двеважные составляющие современной экономики, но и потому, что исторически ониформировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы.
Развитиетуризма, появление новых его видов, расширение географии путешествийспособствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации.В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортнойинфраструктуры и гостиничного хозяйства способствовали развитию туристскихпотоков.
Развитиетуризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческойкультуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей.1
Цель курсовой: изучение истории развития и проблем гостиничного бизнеса вРоссии.
Задачи:
1. изучениематериала по данной теме (литература, СМИ, источники Internet);
2. рассмотретьисторию гостеприимства в разные исторические эпохи;
3. выявить проблемыразвития гостеприимства в России.

Глава 1. История развития гостиничного хозяйства
 
1.1 У истоковсистемы гостеприимства
гостиничныйбизнес россия
Одним изважнейших понятий, которые используется истории туризма и гостеприимства,является “гостеприимство”. Путешествия были бы невозможны, если путникамнегде было бы остановится на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеетдолгую историю, оно начинается с древнейшей традиции “преломлять хлеб” состранниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаивстречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние наформирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.
Термин “гостеприимство”происходит от старофранцузского слова hospice (хоспис), что означаетстранноприимный дом. В бытовом смысле гостеприимство – это свойство характерачеловека, отличающегося радушием и хлебосольством, а также традиции встречигостей в разных культурах. В контексте изучения туризма как раздела культуры –это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся впутешествии, на отдыхе вдали от своего дома. Гостеприимство включает в себятакие важнейшие направления деятельности, как размещение и питание гостей,предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных,проведение конференций, организация экскурсий.
Появление первых прообразов гостиниц и профессий пообслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодамичеловеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народовДревнего мира. В обычаях разных народов было широко распространенопокровительство путникам, которое выступало формой защиты их личности иимущества.2

1.2 Гостеприимство славян
Практически во всех летописях отдается должноегостеприимству славян. Как пишет русский историк Н.М. Карамзин,
«всякий путешественник был для них как бы священным:встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением исдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасностьчужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстилисоседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому,оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленникиохотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ниразбойников; но бедному человеку, не имевшему способа угостить иностранца,позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого: важный долггостеприимства оправдывал и самое преступление».
Прочные традиции культурного наследия закрепились вбыту Древней Руси. От отца к сыну передавались «словеса душеполезные», заветы инаставления молодым, как жить, «как себя блюсти».
Одним из значительных памятников этого периодаявляется «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго досмерти. «Поучение», адресованное детям князя, охватывает широкий кругвопросов. Наряду с советами, как управлять государством, «Поучение» содержити нравственные рекомендации – как должны вести себя юноши. Кроткое, смиренноеповедение в обществе надо сочетать с трудолюбием и гостеприимством. В своемнаказе сыновьям Владимир Мономах рекомендовал хорошо принимать иностранныхкупцов, или «гостей», как их тогда назвали.
Обычаи гостеприимства были закреплены в другомпамятнике русской бытовой культуры, в «Домострое». Первая редакция«Домостроя» была составлена в Новгороде в конце XV — начале XVI в.4
Вторая редакция, значительно переработанная выходцемиз Новгорода, ставшим впоследствии влиятельным советником молодого московскогоцаря Ивана Грозного, благовещенским протопопом Сильвестром, дошла до наших пор.
В «Домострое» даются рекомендации хозяину домаи его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей.
«Если случится приветить приезжих людей, торговых ли,или иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных,священников или монахов, — то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми идолжную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью иблагодарностью ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить идобрым словом приветить, дать есть и пить или на стол выставить, или подать изрук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-товыделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят надворе – и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забывать высылать им едуи питье. Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривалвсюду и всех почтил и добрым словом приветил, и никого б не ругал, необесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке,ни детям их, ни слугам не нанес осуждения».5
«Домострой» представляет собой первую энциклопедию домашнего хозяйства, вкоторой даны примерные планы проведения важных семейный и общественныхмероприятий, встреча гостей. В «Домострое» аккумулировалось все то, чтов целом на Руси составляло понятие дом в его собирательном значении.6
 
1.3 Гостиницы вовремена петровской России
На Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляютсяв XII-XVIII вв. Они служили для отдыха путешественников и сменылошадей. Эти предшественницы гостиниц располагались одна от другой обычно нарасстоянии конного перехода.
С допетровских времен на Руси существовали особыедокументы – подорожные, которые выдавались каждому желающему отправитьсяв дальний путь. В подорожной указывалось имя путешествующего, цель поездки имаршрут следования. Без этого документа невозможно было ни получить лошадей, нисвободно передвигаться по территории Российской империи.
В период правления Петра I возрастает мобильность населения. На дорогах России в этовремя можно было встретить и роскошные кареты знати, запряженные большимколичеством лошадей, и возки с менее состоятельной публикой, и простые телеги.
Для перевозки почты строились специальные почтовыетракты. Именно на них и стали появляться придорожные гостиницы. Первая такаягостиница была создана в 1715 году при почтовом ведомстве в Санкт-Петербурге.Эту дату принято считать началом официальной истории отечественного гостиничногохозяйства. Созданию сети придорожных гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 года. Кконцу XVIII столетия в России насчитывалось ужесвыше 3 тысяч почтовых станций с гостиницами – тут можно было отдохнуть последороги, поесть и поменять лошадей.
Роль и значение гостиниц для российского общества быливелики, неслучайно, что именно в них царь любил устраивать ассамблеи иторжественные приемы. Постепенно набор сервисных услуг, предлагавшихся вгостиницах, возрастал. Благодаря им стали пользоваться популярностьюобщественные бани. Первые бани были созданы для удобства путешественников, нопостепенно ими стали пользоваться и местные жители.
Социально-политические и экономические реформы, которыепроводил Петр I в России, не могли не оказать заметноговлияния на систему гостеприимства. Изменения, происходившие в ней, во многомбыли обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которымипознакомились русские послы, купцы и молодые дворяне, получавшие по воле царяобразование за границей. Да и сам Петр I во время своих заграничных путешествий имел возможностьлично изучить условия проживания и питания и услуги, предоставляемые гостям вевропейских гостиницах и постоялых дворах. Все это заставило по-новомувзглянуть на существующую в то время в России систему гостеприимства, основнымиэлементами которой до правления Петра I были гостиные дворы и ямские станции.
 
1.4 Гостиницы дореволюционной России
В России к XVIII в. существовало немалопостоялых и гостиных дворов, которые в крупных городах выполняли различныефункции, в них осуществлялась торговля, коммерческие и купеческие сделки.Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному признаку. Так, в Москвесуществовали «аглийский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде, кпримеру, были «немецкий», «голландский» дворы. Развитие промышленногопроизводства приводит к росту городов, численности их населения, а расширениеторговых и других связей между российскими городами и губерниями оказываетблагоприятное воздействие на развитие гостиничного хозяйства Российскойимперии. Во всех крупных городах к началу XIX в. существуютсовременные по тем временам гостиницы. С 1821 г. действовало Положение, регламентировавшее правила содержания гостиниц, рестораций и трактиров. Гостиницыпредоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюди напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц.Строительство гостиниц шло быстрыми темпами. В Москве в 1818 г. их насчитывается 7. В городе на улице Неглинной возводится фешенебельная гостиница «Европа»,переименованная в годы советской власти в «Центральную». К началу XX в. в одном толькоПетербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России в 1910 г. было более 4600 гостиниц, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Вгостиничный бизнес приходят инициативные и предприимчивые люди, такие как купецН. И. Корзинкин, который в 1878 г. образует товарищество «Большая Московскаягостиница», под которое он приобретает пятиэтажный дом с рестораном и садом.
Москва славилась своимхлебосольством и гостей встречала многочисленными питейными заведениями итрактирами. Один из первых в городе трактиров, получивший название«Истерийского», потаился в XIX в. в доме купца Шевалдышева. Отличительнойчертой московских трактиров была русская национальная кухня и складывающиесяпрактически в каждом трактире свои обычаи и традиции. В дореволюционной Россиисуществовали трактиры, ориентированные на различные слои населения. К концу XIX — началу XX вв. в России подвлиянием западной культуры получают кондитерские, различные кафе и рестораны.Если Москва славилась своими чайными, Петербург – кофейнями, где подаваливкусные пирожные. Начало XX в. Знаменуется расцветом ресторанного бизнеса вгородах России, которые начинают вытеснять традиционные трактиры,превращающиеся в питейные заведения для людей низких сословий. Крупныерестораны выписывают поваров из Франции. Помимо музыки гости развлекаютсябильярдом, петушиными боями. Обслуживающий персонал одевается в униформу,которая была различной в зависимости от типа заведения общего питания. Так, вресторанах при гостиницах официанты были во фраках и белых перчатках, втрактирах гостей обслуживали половые из крестьян в белых фартуках.
 
1.5 Гостеприимство в СССР
В дореволюционной Россиив связи с ростом промышленного производства, развитием внутренних и международныхсвязей сложилась система гостеприимства, основные предприятия которой быличастными. В целом к началу XX века в России насчитывалось более 4500 гостиниц,не считая трактиров и постоялых дворов. В первые годы советской властигостиничное хозяйство страны коренным образом перестраивается, его предприятиянационализируются, идет строительство новых гостиниц. В предвоенные годыбольшие и малые гостиницы существовали в 700 городах страны. Успешно шловосстановление гостиничного хозяйства и после Второй мировой войны. Количествогостиниц к 1960 г. почти удвоилось. Появились и рекордсмены и этой области. Так,в 1967 г. была построена гостиница «Россия», имевшая 3182 номера.
В советский период существоваличетыре ведомства, которые занимались гостиничным хозяйством. ЭтоГоскоминтурист, ВЦСПС, муниципальные и молодежные организации. В каждомведомстве были свои стандарты и принципы аттестации. При классификации гостиницв СССР использовалась система разрядов, которая мало соответствовалаевропейским стандартам. До распада СССР существовала единственная гостиничнаяцепь «Интуриста», которая в 1970 г. занимала 23-е место в мире и насчитывалаболее 27 тыс. номеров.
Гостиничное хозяйствостраны в этот период было крайне пестрым как по комфортабельности, так и поуровню сервиса. Наиболее комфортабельными, естественно, были гостиницы«Интуриста». Гостиницы для рядовых советских граждан чаще всего отличалисьневысоким уровнем сервиса и комфорта и были в основном нерентабельными.
Особенно благоприятнуюроль в развитии инфраструктуры гостеприимства сыграли крупные международныемероприятия, проведенные в СССР. В частности, для Олимпийских игр 1980 г. было построено несколько крупных гостиничных центров, в том числе туристский комплекс«Измайлово» в Москве, который имел пять 30-этажных корпусов на 9568 мест(номера на 1—2 человек), туристский кабинет, культурный центр. Гостиничноехозяйство страны в это время насчитывало более 7000 гостиниц общей вместимостью700 тыс. койко-мест и было представлено разнообразными средствами размещения.Вблизи крупных городов, историко-культурных центров, вдоль популярных маршрутовстроятся мотели и кемпинги, рассчитанные на прием автотуристов, в курортныхзонах создаются ведомственные гостиницы, близ железнодорожных вокзалов иаэропортов строятся отели, в городах появляются Дома туристов и Домаколхозников, рассчитанные на прием специализированных категорий посетителей и т.д.
1.6Гостиничное хозяйство России в 90-е годы
Перестроечныепроцессы оказали негативное влияние на состояние гостиничного хозяйства вРоссии. Сокращение туристских потоков привело к снижению спроса на гостиничныеуслуги, что, в свою очередь, повлекло сокращениечисла гостиниц. С начала 90-х гг. наблюдается особенно резкое сокращение числагостиниц и их загрузки. Даже в таких крупных городах, как Москва, коэффициентзагрузки гостиниц составляет немногим более половины. В целом же по Россиигостиницы заполняются только на треть. Основная причина — резкое сокращениецентрализованного финансирования гостиничного хозяйства. Во многих регионахстраны четко проявилась тенденция убыточности гостиничного хозяйства. Основнаячасть гостиниц нуждается в реконструкции и обновлении материальной базы,поскольку они в настоящее время не соответствуют мировым стандартам.
Проблемыотечественного гостиничного хозяйства в этот период связаны с низким уровнемсервиса, недостаточной материально-технической оснащенностью, нехваткойпрофессиональных кадров, в том числе и специалистов в области гостиничногоменеджмента, способных работать в новых рыночных условиях. Одним из негативныхфакторов развития гостиничной индустрии была неравномерность гостиничногофонда. Более 60% гостиниц были расположены в городах, причем в основном вкрупных городах, и только 30% гостиниц находилось в сельской местности.
В гостиничном бизнесеРоссии крайне неравномерно начинается процесс воссоздания индустриигостеприимства, восстановление утраченных связей между гостиничнымипредприятиями стран СНГ и Латвии. В 1992 г. была создана международная Ассоциация туристских организаций «ЕвроАзия», цель которой направлена навосстановление разрушенных традиционных связей между отделениями «Интуриста» вобласти обслуживания иностранных туристов и организации зарубежных поездок дляотечественных туристов.
На сменумонополизированному гостиничному хозяйству с 1993 г. в России стал складываться рынок гостиничных услуг. В настоящее время в гостиничном бизнесеРоссии принимает большое число предприятия с различными формами собственности:акционерные общества, совместные предприятия, муниципальные предприятия,ведомственные гостиничные предприятия и малые частные гостиницы и пансионаты.Раньше у каждого ведомства были свои критерии и принципы аттестации гостиниц. В 1995 г. на территории России была введена единая система классификации покатегориям от 1 до 5 звезд.
 
1.7 Гостиничный бизнес всовременной России
Процессы,происходившие в 90-е годы, свидетельствовали о нелегких временах гостиничногобизнеса. Шло ветшание и сокращение гостиничного фонда страны. Согласно даннымГосударственного комитета РФ по статистике, за один только год количествогостиниц, мотелей и общежитий в стране сократилось с 5294 в 1996 г. до 5043 в 1997 г., т.е. на 251. Число гостиничных номеров сократилось соответственно с 207362 до 202 033, т.е. на 5329. В 1999 г. насчитывалось уже 4225 гостиниц,мотелей и общежитий. Этот процесс затронул, главным образом, сельские имуниципальные гостиницы, являющиеся собственностью города, и другие средстваразмещения, которые стали убыточными и не могли успешно функционировать врыночных условиях. Заметную роль в сокращении спроса сыграли повышениестоимости услуг гостиничного хозяйства, удорожание транспорта.
Представителигостиничного бизнеса в 90-е годы создали национальные ассоциации для укреплениясвоих позиций, для поддержки отечественного гостиничного бизнеса и защитыинтересов национальных производителей гостиничных услуг. Российскаягостиничная ассоциация была учреждена ГАО «Москва», Российскойассоциацией туристских агентств, АО «Совет по туризму и экскурсиямСанкт-Петербурга» и др. В настоящее время РГА является членом Всемирнойтуристской организации и Международной ассоциации гостиничного и ресторанногобизнеса. В нее входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи,Рязани, Калининграда, Ярославля и др. городов России.
Кконцу 90-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняютположение гостиничного хозяйства в стране. В РФ начинается формированиегостиничных цепей, прежде всего при поддержке иностранного капитала. Рынокгостиничных услуг ориентируется на западные стандарты. Отличительнойособенностью развития гостиничного хозяйства стало внедрение иностранныхгостиничных компаний из Австрии, Франции, США, Великобритании и других стран, атакже привлечение иностранных инвестиций для реконструкции гостиниц в крупныхгородах и туристских центрах России. На российский рынок пришли международныегостиничные цепи («Аккор», «Марко Поло», «Кемпински», «Мариотт», Холидей Инн» идр.), которые подняли стандарты обслуживания, ввели гибкую ценовую политику иусилили конкуренцию на рынке гостиничных услуг.
Начинаетсястроительство новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованияммеждународного туризма. Планируется демонтаж еще нескольких гостиниц в историческомцентре города, таких как «Минск», «Киевская», на месте которых будут построенысовременные гостиничные комплексы. Коренной реконструкции будет подвергнута изнаменитая московская гостиница «Россия».
Функционированиегостиничного хозяйства России на современном этапе выявило наличиеблагоприятной тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, чтопроявляется в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузкигостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных городах, в курортныхместах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом состояние этого бизнесаостается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах.12
Отечественныйгостиничный рынок в последнее время лихорадит: появляются все новые управляющиекомпании, уже заявлены, по меньшей мере, пять национальных отельных брендов, ав течение последнего года сделано сразу несколько громких заявок на созданиеобщероссийских сетей из десятков и даже сотен объектов размещения.
Какполагают специалисты, владельцы российских гостиниц в большинстве своем пока неготовы к внедрению внешнего управления. «Идеи объединения в среде нашиххотельеров не пользуются популярностью, — отмечает руководитель консалтинговойкомпании Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник. — Дажесоглашаясь на отдельные совместные акции, владельцы гостиниц или их директоране готовы допустить посторонних ни к маркетингу, ни тем более к ценовойполитике или влиянию на механизмы управления».
Действительно, сегодняроссийские управляющие компании в гостиничном бизнесе в большинстве своем либосами являются собственником управляемых объектов, либо представляют собойдочернюю организацию собственника.
Характерно, что такаяформа управления прижилась в государственном секторе. Еще в 1994 г. было создано государственное акционерное общество «Москва», нынче преобразованное в открытоеакционерное общество, для представления интересов города в принадлежащих емучастично или полностью столичных отелях. Компания даже пробовала создать насвоей базе гостиничную сеть «Норд-Отель», которая должна была объединитьгостиницы в районе ВДНХ, но не имела в этом проекте успеха. В настоящее время«ГАО «Москва» хотя, вероятно, и сохраняет рычаги воздействия на деятельность подконтрольныхему гостиниц, уже не позиционирует себя в качестве управляющей компании изанято в основном поддержкой городских программ развития гостиничногохозяйства.
Другая государственнаяуправляющая компания в гостиничном бизнесе — ГУП «Сеть Президент-отелей издравниц Руси» — была создана в 2000 г. В ее ведении находятся объектыразмещения Управления делами Президента РФ: московские отели Golden Ring, «Президент-отель» и«Арбат», а также более 20 пансионатов в Подмосковье, Сочи, Новгородской,Самарской, Курской, Тверской областях и в Ставропольском крае. СейчасУправление делами президента строит новый отель в С.-Петербурге в составекомплекса зданий Константиновского дворца. Ведомство создавалось для повышениядоходности государственных средств размещения и было призвано заниматьсякоммерческой работой, в том числе представлять отели и санатории намеждународных туристических выставках, осуществлять рекламную деятельность,вести работу с корпоративными клиентами. В ведение сети была передана икадровая политика директора гостиниц могут назначаться и сниматься по еепредставлению. Со стороны складывается впечатление, что наиболее активно ГУПпроявляет себя именно в этом вопросе.
Государственный опытпереняли и частные предприятия. Пионером здесь стала корпорация «Алроса»,создавшая дочернюю управляющую компанию «Гостиницы «Алроса» в 1998 г. Год спустя в Москве открылся корпоративный отель «Алроса», под управление дочернейорганизации перешли также принадлежащие алмазному гиганту гостиницы «Зарница» вМирном и «Алса» в Горно-Алтайске, базы отдыха в Анапе и Солнечногорске. Вначале этого года открылся новый корпус отеля «Пур-Наволок» в Архангельске, вкотором «Гостиницы «Алроса» имеют контрольный пакет акций. Сейчас компаниязавершает строительство отеля «Полярная звезда» в Якутске и строиттуристическую гостиницу в С.-Петербурге.
В прошлом году подобнуюструктуру создало ОАО «Иркутскэнерго». В управление его дочерней туристическойкомпании «Гранд Байкал» были переданы санатории, пансионаты, базы отдыха игостиница предприятия в Иркутске и его области.
Схемы такогокорпоративного менеджмента возникают не только при попытках крупныхсобственников как-то структурировать управление своей недвижимостью, но ивследствие «разрастания» бизнеса отдельных успешных гостиничных предприятий.Характерный пример — новгородская управляющая компания «Новтуринвест», котораясоздавалась в 1995 г.- для управления отелем «Береста Палас» в ВеликомНовгороде. В последующем «Новтуринвест» приобрел и отремонтировал гостиницу«Волхов» и ресторанный комплекс «Хольмгард», организовал собственноетурагентство «Магазин путешествий». В течение последних двух лет компанияполучает предложения по управлению и приобретению гостиниц в таких городах, какСтарая Русса, Валдай, Великий Новгород, турбаз в Новгородской области. Сейчас«Новтуринвест» прорабатывает проект организации речного круиза С.-Петербург —Великий Новгород.
В Иркутске работаетгруппа, имеющая отношение к кипрской строительной компании Hemi Trade, в которую входят отель«Солнце», его филиал «Солнышонок» и туристическая компания Sun Tours. Диверсифицировать свойбизнес решило ЗАО «Европа-Отель», управляющее петербургским отелем «Европа».
В С.-Петербурге работаети другая небольшая цепочка объектов, принадлежащих одному собственнику. Подмаркой «Престиж-отель» здесь представлены две мини-гостиницы: бизнес-класса итуристического класса. Определенную известность получили подмосковные дачныеотели под маркой «Холидей». В собственности компании «Истра-Холидей» сегоднянаходятся два дачных отеля «Истра-Холидей» в Лопотово и «Лада-Холидей» вТрусово, а также коттеджный поселок «Новое время».
Вольно или невольнофункции отельных управляющих компаний берут на себя российские туристическиефирмы, постепенно обрастающие гостиничной собственностью. Некоторым из нихобъекты размещения достались по наследству еще с советских времен, другимприходится отстраиваться с нуля, но ни те, ни другие пока не привлекали дляуправления своей собственностью сторонние организации. Так, «Пермтурист» —правопреемник «Пермского областного совета по туризму и экскурсиям» — оперируетуже пятью гостиницами: «Уралом» и недавно открывшимся «Алмазом Урала» в Перми,«Сталагмитом» в г. Кунгур, «Волной» в г. Чайковский, а с прошлого года и новым«Северным Уралом» в г. Чердынь. «Центральный совет по туризму и отдыху» такжетолько расширяет число гостиничных объектов в своей собственности. Компания ужевладеет акциями около 20 предприятий гостинично-туристского комплекса ипродолжает проводить реконструкцию старых и строительство новых объектов. В 2000 г. ЦСТЭ открыл пансионат «Виктория» в Кисловодске, в 2001 г. — мини-отель «На Озерковской» в Москве, в прошлом завершил строительство первой очереди санатория «Виктория» вподмосковном Тишково. Программу создания цепочки гостиниц разрабатывает и ВАО«Интурист», однако никаких конкретных проектов оператор пока не представил. Кпроцессу диверсификации туристического бизнеса подключаются и относительномолодые туристические компании 5е бурного советского прошлого, например,иркутский оператор «Гринэкспресс» управляет уже тремя объектами размещения.13
Гостиничные сети
В России объявлено уженесколько проектов создания гостиничных сетей в общенациональном масштабе,однако большинство из них пока далеки от практической реализации.
Более года назад группа«Русское золото» зарегистрировала компанию «Интерсетьотель» для реализациисвоего проекта строительства сети из 200 отелей в крупнейших деловых итуристических центрах России. Однако до сих пор не было представлено ни одногоконкретного проекта строительства нового отеля. С первыми адресами «Русскоезолото» определится только к лету. По некоторым данным, один из первых отелейсети «Интеротель» будет построен в Петрозаводске.
В феврале проект созданияэкономичной гостиничной сети анонсировала группа «Менатеп». Компания намеренапостроить в общей сложности около 40 отелей под маркой Courtyard (группа Marriott). Управление проектомпоручено инвестиционному банку «Траст». На первом этапе «Менатеп» планируетпостроить 2-3 гостиницы на 100-150 номеров каждая, инвестиции в размере $30-40млн. выделит дочерняя компания группы GM Investment & Со. В дальнейшемдля реализации проекта будут привлекаться сторонние инвесторы. Как сообщили«ТБ» в банке «Траст», группе хотелось бы возводить по 3-4 отеля в год, но всезависит от реальной ситуации на рынке. Строительство первых объектов «Менатеп»планирует начать уже в этом году, однако до сих пор конкретные площадки неназываются, так как еще не завершен процесс оформления разрешительнойдокументации. Определенность здесь появится также ближе к середине года.
Наконец, в марте о своемнамерении создать в течение 15 лет экономичную сеть из 50 отелей объявиликомпании Delta Capital Management и Rezidor SAS Hospitality.
Партнеры даже называютконкретные сроки реализации первого этапа: в течение трех лет должны появитьсяоколо 8 новых гостиниц под маркой Country Inn. Однако конкурентыназывают эти планы нереалистичными: если компании рассчитывают на такие темпыразвития сети, уже должно было начаться строительство отдельных объектов, покаже даже не названы площадки.
Пожалуй, ближе других креализации оказался отечественный проект создания гостиничной сети,принадлежащий компании «Корстон», созданной на базе «Комплекса гостиницы«Орленок». Компания планирует построить несколько многопрофильных объектов врегионах России. Единые комплексы будут включать в себя гостиницу категории3-4* вместимостью 150-300 мест, конференц-центр с самым большим залом больше 1000 кв. м, бизнес-центр с офисами свободной планировки, развлекательный комплекс с казино,бильярдом, боулингом, кинотеатрами, дискотекой, детским парком, ресторанамибыстрого питания и торговый комплекс. Общее управление объектами будетосуществлять управляющая компания группы. По отдельным видам деятельности, втом числе гостиничной, планируется привлекать сторонних иностранных операторовкак для прямого управления, так и для образования российского оператора на базе«Корстона». Уже ведется строительство двух такт комплексов. Первая очередикомплекса в Казани будет сдана в декабре 2006 г., первый этап комплекса в Йошкар-Оле завершится в январе 2007 г. Правда, в первую очередь идет строительствоторгово-развлекательной части, гостиницы и конференц-зал будут строитьсяпоследним. Полностью объекты будут сданы в 2008 г.15
Вывод: таким образом,исходя из проанализированного нами материала, на каждомисторическом этапе гостиничная индустрия приобретала новые характерные черты,будь то название предприятий, от «ямы» до «отеля», или форма собственности, отгосударственной до частной. Можно сказать одно – гостиничный бизнес с каждымгодом набирает новый виток в своем развитии.

Глава 2. Проблемыразвития гостиничного бизнеса в России
Анализ гостиничногобизнеса России позволил выявить, что развитие данной сферы в настоящее времянаходится лишь на начальном уровне, по сравнению с другими странами. Этомумешает ряд проблем.Проблема Содержание проблемы Низкий профессионализм Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров Низкое качество российского продукта Отсутствие культуры обслуживания в российских гостиницах, не позволяющее эффективно продавать данные услуги Отсутствие информации о ситуации в регионах России Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей Культура корпоративных отношений Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между гостиницами и гостиничными цепями, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)
В целом по России общаячисленность работников, занятых в гостиничной индустрии примерно составляет147,2 тыс. чел. Средняя численность работников, обслуживающих одну гостиницу,составляет 19 чел. В городской местности на одну гостиницу, в среднем,приходится 28 человек обслуживающего персонала, а в сельской местности — 3человека. Наибольшая численность персонала характерна для гостиниц синостранным участием (152 человека), а наименьшая — для муниципальных и частныхгостиниц (в среднем 10-15 чел.).
Гостиничный бизнес — один из наиболее динамичноразвивающихся сегодня сегментов рынка. Эксперты считают, что ужесточающаяся скаждым днем конкуренция через несколько лет вынудит хотельеров снижать цены иповышать качество услуг. В результате этого даже гостиницы экономклассаперестанут ассоциироваться с дешевой отделкой и отсутствием элементарных удобств.Денежная емкость гостиничного рынка России оценивается в $1,7–2 млрд., а темпыроста — в 20–25% в год. Такие данные приводятся в аналитическом отчете«Тенденции развития российского гостиничного рынка» агентства ABARUS Market Research в 2006 г. В то же время, по оценкам специалистов DISCOVERY ResearchGroup, в последние годы доля обеихроссийских столиц в общем отраслевом балансе сокращается. Если в 1999 г. отели Москвы и Санкт-Петербурга генерировали свыше 80% дохода, то в 2002 г. — уже только 70%, а сейчас их совокупные доходы не достигают 50%. Процесс деконцентрациипроисходит на фоне оживления этого рынка в других регионах. Гостиничный бизнесактивно развивается в ряде российских городов-миллионников. Это вызвано ростомэкономических, культурных и деловых. С 2003 г., когда в гостиничную отрасль пошли активные инвестиции, количество отелей в городе увеличилось более чем на 50%.Минувший год ознаменовался появлением сетевых игроков. В ближайшем будущеможидается приход новых сетей, включая и крупные международные бренды.
Исследования гостиничного хозяйстваРоссии, проведенные отечественными и зарубежными специалистами, выявили ее негативныечерты, которые заключаются в устаревшей инфраструктуре, в недостаточномпрофессионализме обслуживающего персонала, а также в недостаточном количествегостиниц, соответствующих мировым стандартам. Ныне существующие столичныегостиницы пока не соответствует требованиям международного туризма. Очень маловысококлассных, т.е. 4—5-звездочных гостиниц, из 200 московских отелей чутьболее 10% соответствуют этому уровню. Территориально гостиницы такженеравномерно расположены, большая их часть находится в центре, меньшая — насеверо-западе столицы.
Гостиничный рынок становится все более зрелым,предлагая «игрокам» новые инвестиционные возможности и разнообразиеконкурентоспособного продукта. В результате сформировались различные сегментыгостиничного рынка, которые можно классифицировать следующим образом: гостиницыкласса премиум, среднего и выше среднего класса и экономкласса. Многим городамне хватает дешевых гостиниц. Несмотря на бурный рост рынка, отелей все еще нехватает, особенно в период деловой активности — с ноября по май (исключаяновогодние праздники). Заведения особенно загружены со вторника по четверг.Наблюдается несоответствие существующей гостиничной инфраструктуры высокомупотенциалу. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает поток туристов врегионы, особенно остро ощущается нехватка гостиниц экономкласса,ориентированных на командированных, школьников, на небогатые категориинаселения. Люди приезжают по делам, им необходимы дешевые номера. Спрос на нихочень велик. Но большинство новые гостиницы строятся от трех звезд и выше.Опытные хотельеры утверждают, что строить одно-, двухзвездочные отели — все равно,что увидеть на улице плохо одетого человека и дать ему денег, чтобы он купилсебе хорошую одежду. Проще построить офис и сдать его в аренду: хлопот намногоменьше, а доходы те же самые. Развитие рынка должно идти в среднем и вышесреднего сегменте. Именно этот сегмент пока и развивается. Большинствогородских отелей работают на уровне от трех звезд, хотя далеко не все прошлипроцедуру добровольного категорирования. Экономсегмент занимает всего около 10%местного рынка, примерно столько же приходится на долю премиума, оставшиеся 80%— это отели среднего и выше среднего классов. Сегодня многие гостиницы начинаютреконструкцию жилого фонда, и в основном сразу же повышают уровень. Посколькуинвесторы неохотно вкладывают средства в строительство и реконструкцию гостиницэкономкласса, вряд ли в ближайшие годы такие заведения появятся в достаточномколичестве.
Основные потребители гостиничных услуг —бизнес-туристы, доля которых — 70% от общего объема въездного туризма. Их можноусловно поделить на две категории. Первая — дипломаты, руководители и менеджерыиностранных компаний, вторая — люди из регионов России и стран СНГ, посещающиепромышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры. В связи с явнымпреобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируются надополнительные услуги: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер,факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту,оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. Именно дополнительныеуслуги способствуют повышению доходности гостиничного бизнеса. Сервис такогорода предлагают многие гостиницы сегментов среднего и выше среднего, в томчисле мини-отели вместимостью до 50 номеров — их в последние годы становитсявсе больше. Между тем новые российские гостиницы предлагают свое пониманиеуровня сервиса: все красиво, шикарно и дорого. Спрос есть и на те, и на другиевиды гостиничных услуг. С приходом новых “игроков” на гостиничный рынокособенно актуальной оказывается задача повышения профессионализма кадров.Неотвратимым становится решение проблемы неграмотного менеджмента гостиниц,поиск и воспитание профессионалов, способных разработать рыночную стратегиюдеятельности гостиничного предприятия для оптимизации соотношения доходов ирасходов и обеспечения прибыльности отелей. Новые гостиницы будут появляться,однако невысокий профессиональный уровень работников этой сферы может статьвесомой проблемой в формировании рынка качественных гостиничных услуг. Помнению хотельеров, конкуренция невозможна без улучшения качества обслуживания ирасширения спектра услуг. Вряд ли удастся привлечь иностранного потребителя, непредоставив ему то, что он привык воспринимать как норму: комфортноеразмещение, качественное питание, залы для заседаний с эргономичной мебелью,климат-контролем, дневным освещением и беспроводным Интернетом, а такжетранспортное, экскурсионное и другое обслуживание. В борьбе за привлечениеклиента гостиницы соперничают «через формирование лучшего соотношенияцена/качество, а также нацеливаясь на конкретные рыночные сегменты. Тенденцияпоследнего времени: Выбор потребителей останавливается не на роскошных, аскорее на более простых, но качественных и ориентированных на гостей отелях. Нотенденции могут меняться. В конце концов, успех отеля зависит от соотношенияцена/качество, которое он создает для своих целевых сегментов. Обострившаясяконкуренция заставляет хотельеров пересматривать цены в сторону уменьшения.Рентабельность бизнеса снижается на 15–20% в год: цены не поднимаются, акоммунальные услуги становятся все дороже. Увеличившееся количество гостиницпривело к оттоку числа клиентов: раньше с понедельника по пятницу заполняемостьбыла 100%, запись велась за две недели вперед, а теперь и в середине неделиесть свободные номера. Поэтому многие гостиницы начали снижать цены. Вближайшие годы существующие на рынке отели с целью сокращения затрат станутмодернизировать помещения, переоснащать номера, создавать автономные цепиэлектро-, тепло— и водоснабжения. Чтобы достойно противостоять иностраннымсетевым игрокам, часть отелей формирует собственные сети.15
Рынок гостиничных услуг еще далек от перенасыщения ипродолжает формироваться. По мнению экспертов, его развитию должнысопутствовать такие факторы, как создание развитой городской инфраструктуры,предприятий общепита, рост розничной торговли и банковских учреждений,разработка туристических маршрутов, появление инвестиционно привлекательного. Внедалекой перспективе (эксперты называют срок от трех до пяти лет) в Россиибудет достаточное количество отелей, рассчитанных на разные категориипотребителей и предлагающих номера для проживания по относительно доступнойцене. Как минимум цены сохранятся на сегодняшнем уровне, но с учетом инфляциичерез несколько лет это уже не будет считаться огромной суммой.
Выход на рынок международных и отечественныхпрофессиональных гостиничных операторов, открытие новых гостиничных комплексови реконструкция существующих, а также привлечение к управлению имипрофессиональных менеджеров с рыночной ориентацией и появление на рынкездоровой конкуренции — это первые шаги в развитии гостиничного хозяйствасовременной России, которые должны привести к становлению качественного сервисаи высокой культуры обслуживания наряду с адекватным уровнем цен. Упрофессионалов гостиничного рынка есть перспективы — они могут грамотноуправлять отелями, имеют правильное видение бизнеса.17
«Еще одна проблема для развития гостиничногобизнеса и инфраструктуры в целом в России сложные отношения между собственникоми управляющими. Собственники не доверяют управляющим и, чтобы ситуацияизменилась к лучшему, российская экономика должна стать прозрачной, — говоритАлександр Удалов, президент компании UMACO. — Однако когда я говорю, что эти отношения очень сложные, это неозначает, что они не меняются». Как отмечает Александр Лесник, «еще год-другойтому назад сама мысль о том, что детищем, на которое затрачены немалыесредства, будет распоряжаться кто-то чужой, претила сознанию российскогопредпринимателя. Сегодня он уже осознает важность профессионального управленияи допускает возможность возложить на чужие плечи почетную, но слишком хлопотнуюобязанность обслуживания клиентов».
 
2.1 Проблема«звездности»
Одним из препятствий,которое мешает развитию гостиничного бизнеса, является не6совершенствоклассификации средств размещения.
В настоящее время вГосударственном реестре Госстандарта России зарегистрированы четыредобровольные системы сертификации средств размещения.
1. Система добровольнойсертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров) образованаОдинцовской торгово-промышленной палатой (зарегистрирована в 1999 г.). Руководящий орган системы ЗАО «АНЭКС». На конец прошлого года в ней были сертифицированы400 центров отдыха, аккредитовано 52 эксперта и создано 18 центров подобровольной сертификации в Москве, Краснодаре, Новороссийске, Голицыне,Владимире, Нижнем Новгороде, Уфе, Красноярске, Иркутске, Владивостоке, Пскове, Барнауле иКазани. В этой системе оценивается как качество средств размещения(обозначается звездами в кругах от «без звезды» до 5 «звезд»), так и природнойзоны отдыха (категория от D до А). Высшей категории пока удостоен пансионат «Надежда» вГеленджике — Б 5 «звезд».
2. Система добровольнойсертификации санаторно-оздоровителъных услуг образована Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации постандартизации и качеству (ВНИИКИ) (зарегистрирована в 2000 г.). Присваивается категория от 1 до 4 «звезд». В системе аккредитовано 15 органов посертификации в Москве, Коломне, Сергиевом Посаде, Сочи, Ставрополе, Перми,С.-Петербурге, Новосибирске, Казани, Саратове, Владимире, Пятигорске иНовороссийске. К началу этого года в ней прошли сертификацию 153санаторно-оздоровительных учреждения.
3. Система добровольнойсертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию образованаГосстандартом России (зарегистрирована е 2001 г.). Руководящий орган системы — ВНИИС. В системе присваивается категория от 1 до 5«звезд». С ней прошли сертификацию порядка30 средств размещения. Системой аккредитованы эксперты в Москве, Екатеринбурге,Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Владивостоке, Новороссийске и Краснодаре.
4. Система добровольнойсертификации услуг гостиниц образовав ВНИИКИ (зарегистрирована 2001 г.). В системе присваивается категорияот 1 до 5 «звезд». В ней аккредитовано 11 органов по сертификации в Москве,Коломне, Сергиевом Посаде, Сочи, Ставрополе, Перми, С.-Петербурге, Новосибирскеи Казани. К началу 2006 г. в ней прошли сертификацию 67 гостиничныхпредприятий.
На протяжении прошлогогода при Департаменте туризма Минэкономразвития РФ работала комиссия поразработке положений новой системы классификации гостиниц. В составе комиссиинаряду с сотрудниками департамента и экспертами были практики — директора 16московских отелей уровня от трех до пяти звезд. Результатом ее работы сталпроект Положения о системе классификации гостиниц и других средств размещения,который в ближайшее время должен быть рассмотрен Правительством РФ. В органахотраслевого госуправления наденутся, что новая классификация станет дляроссийских гостиниц обязательной.
С чем связананеобходимость введения единой национальной системы классификации российскихгостиниц?
В настоящее время вРоссии существуют четыре добровольные системы сертификации средств размещения.В результате, если тому или иному отелю отказали в присвоении желаемойкатегории в одной системе, никто не мешает ему обратиться к другой и, возможно,там ему повезет больше. Часто встречаются и вовсе парадоксальные ситуации:отель уровня две звезды, а отдельные этажи в нем заявляются как четыре звезды.И это при том, что по российскому законодательству в системах сертификациивообще не могут присваиваться «звезды». Один из самых популярных вопросов,которые задают нам министры по туризму иностранных государств и представителизарубежных СМИ, когда же, наконец, в России будет приведено в соответствиесоотношение «звездности» и качества гостиничных услуг. Директора российскихгостиниц, страдающих от подобной недобросовестной конкуренции, сами обратилисьв Департамент туризма с просьбой навести порядок в этой сфере. Задача — привести в соответствие стандарты обслуживания иностранного потребителя ироссийскую «звездность». Наибольшим спросом у массовых туристов, как известно,пользуются трехзвездные гостиницы. Формально в России такие отели есть, нокачество их услуг не устраивает зарубежных гостей. Причем, как только вгостинице проводится маломальский ремонт, ее категория тут же поднимаетсяруководством до 4*. Еще одной важной задачей, решение которой влечет за собойклассификация — создание единой национальной системы классификации, отвечающуюзапросам потребителей. В новой системе будут классифицироваться как гостиницы,так и другие средства размещения, за исключением специализированных санаториевМинздрава России. Средства размещения будут подразделяться на некатегорийные ипо категориям от 1 до 5*.
Что составит основу новойсистемы классификации?
Разрабатывал новуюсистему классификации по поручению Департамента туризма Всероссийский научно-исследовательскийинститут сертификации (ВНИИС) Госстандарта России, являющийся автором одной изупомянутых выше систем добровольной сертификации. Все разработки ВНИИСрассматривались и подвергались экспертизе директорами гостиниц, входившими всостав рабочей группы, в том числе при привлечении сторонних консалтинговыхкомпаний. За основу был взят ГОСТ Р 50645-94 и ряд национальных системклассификации европейских стран. Как известно, в ГОСТе не содержатся положенияо качественных требованиях. В новой системе классификации предусмотрены базовыетребования к гостинице в целом и ее номерам и балльная оценкакачественныхпоказателей и работы персонала. При работе надновым классификатором мыстарались учитывать зарубежный опыт, прежде всего французский. В рамкахсотрудничества с программой ТАСИС членырабочей группы прослушаликурс лекций о европейском опыте в классификации средств размещения.
Как будет организованаработа по классификации?
Классификация будетнаходиться в ведении Минэкономразвития РФ. Будут образованы аттестационная,созданная на базе рабочей группы, иапелляционная комиссии. Будетназначен орган по классификации, в ведении которого будетнаходитьсясеть независимых экспертов. Есть стремление уйти от системы органов посертификации, что отвечает политике Госстандарта. Сейчас в России работаютнесколько сотен таких организаций, более — из них находятся в Москве.
Квалификация экспертов,отвечающих в этих органах за сертификацию средств размещения, часто оставляетжелать лучшего, многие из них вовсе не имеют опыта работы в гостиничномбизнесе. Эксперты будут обследовать средства размещения на местах, а орган поклассификации анализировать материалы и передавать свои рекомендации ваттестационную комиссию, откуда документы попадут на утверждение в Департаменттуризма России. Решение можно будет обжаловать в апелляционной комиссии.Учитывая сегодняшнее положение дел, довольно часто отели вместо желаемыхчетырех звезд будут получать три, а вместо пяти — четыре. Однако как только ониприведут качество своих услуг в соответствие с национальными требованиями, тосмогут подать документы на классификацию повторно. Планируется, что гостиницыбудут получать подтверждение категории на три года, но если за этот период небудет получено рекламаций, срок действия лицензии на использование знакасоответствия будет автоматически продлеваться.
Сейчас вМинэкономразвития РФ рассматривается вопрос о возможной передаче регионамполномочий по классификации средств размещения категории до 2* включительно.
2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса
Одной из проблем,затрудняющих развитие гостиничного бизнеса в России – это нехваткапрофессиональных кадров и недостаточное финансирование образования в сферегостиничного бизнеса.
Комиссия, составленнаяМинистерством образования РФ из руководителей российских специализированныхвузов и экспертов EURHODIP, завершает разработку программы подготовки кадров длягостиничной индустрии и общественного питания. В июне она будетпредставленана утверждение Минобразования России. О принятии программы, возможно, будетобъявлено уже в июле на конференции EURHODIP в Москве, которая пройдет с 5 по 9 июляна базе отеля «Ирис Конгресс-Отель». В дальнейшем ее смогут взять навооружение все специализированные российские вузы, а EURHODIP, со своей стороны, готовсодействовать переподготовке преподавательских кадров.
В настоящее время вРоссии действуют около 200 высших образовательных учреждении, готовящихспециалистов в области гостиничного и ресторанного дела. Однако то, чтоподготовка кадров для гостиничной индустрии в России оставляет желать лучшего,ни для кого не секрет. Российско-европейская комиссия по высшему образованию вгостиничном бизнесе отметила несколько принципиальных отличий между российскойи европейской системами образования в этой сфере. Если в России подготовкакадров для туризма и гостиниц обычно не разделена, то в Европе персонал длятуристических компаний и персонал для гостиниц и предприятий общественногопитания готовят по разным программам и зачастую разные учебные заведения. Приэтом, по данным Всемирной туристской организации, сегодня 90% вакансий приходитименно из гостиничной индустрии и только 10% — от туристических компаний.
В России практически всеучебное время отводится изучению теории, в то время как в европейской традициипримерно 60% учебных часов отводится теории и 40% — практике. Соответственно,продолжительность стажировки российских студентов незначительна, а ихевропейские коллеги на каждом году обучения проводят 4-5 мес. на производственнойпрактике. Первые годы обучения в европейских гостиничных школах посвященыпрактическому знакомству с индустрией гостеприимства, к изучению менеджментастуденты приступают только на старших курсах, когда уже знают работу гостиницизнутри. В России же центральное место в учебных программах занимаютобщеобразовательные предметы, а специализация начинается только на последнихдвух курсах обучения.
Как отметил Ален Себбан,президент EURHODIP, пилотная программа, разработанная комиссией, призвана соединитьроссийский и европейский опыт подготовки кадров в гостиничной индустрии, ирассчитана на пять лет обучения. Программой предусмотрено значительноеувеличение практической составляющей учебного процесса. Практика на втором годуобучения должна составить 16 недель стажировки в сфере общественного питания,на третьем — 16 недель работы в службе приема и размещения или в хозяйственнойслужбе гостиницы, на четвертом — 16 недель производственной практики вадминистрации отеля, на пятом — 12 недель работы в соответствии с выбраннойспециальностью. Таким образом, на 120 недель теории должно приходиться 60недель практики. Другим нововведением станет смещение акцента собщеобразовательных дисциплин к специальным предметам. Разработчики программыподчеркивают, что она не является окончательной и в дальнейшем можетдорабатываться.20
Вывод:из всего вышеизложенного, можно сказать, что ситуация на современном гостиничном рынкесовсем не идеальная, существует множество проблем, препятствующие развитиюгостиничного бизнеса в России, еще многое предстоит сделать.

Заключение
Гостиничный бизнес как вид экономическойдеятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию завознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях,домах для приезжих и т. п.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности,индустрия гостеприимства является весьма сложной системой, степень развитиякоторой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Экономический подъем в различных отрасляхи рост уровня жизни в развитых странах привели к частым передвижениям деловыхлюдей и туристов в различные регионы мира. В гостиничную индустрию былинаправлены значительные инвестиции на обновление гостиничной базы, новоестроительство, внедрение современных технологий, форм обслуживания.
Развитие рекреационной сети всегда былотесно связано с политико-экономической обстановкой. Происшедшие в последниегоды коренные изменения в этих сферах самым непосредственным образом сказалисьна современном состоянии будущем развитии гостиничного хозяйства России.
Организационный отдых все большестановится доступен лишь состоятельной части населения, которая предпочитаетзарубежье. Для основной же массы людей он делается все более и болеенедоступным.
Заметную роль в сокращении спроса играетпостоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства, а такжеудорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальностипоездок – резко сократился поток экскурсантов, прекратились дальние выезды.Одно из главных условий подъема гостиничного хозяйства – возрождениевнутреннего туризма.
Западные специалисты, исследующиесостояние гостиничного хозяйства России, отмечают недостаточное количествогостиниц, соответствующих мировым стандартам, плохо обученный персонал, устаревшуюинфраструктуру и сложности со средствами сообщения.
Вывод:таким образом, гостиничное хозяйствоРоссии прошло в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболееуспешно развивающихся отраслей хозяйства.
В России гостиничный бизнес — развивающаяся отрасль.Во всех сферах гостиничной деятельности, как на уровне государственныхструктур, так и в области формирующегося гостиничного бизнеса, идет поиск новыхформ работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации. Российскимпредприятиям сферы гостеприимства и российским хотельерам в частности ещепредстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги.

Список литературы
 
1.  Александрова А.Ю. Международный туризм:Учебник/А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2002.— 470 с.
2. БорисоваЮ.Н., Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Менеджмент гостиничного иресторанного обслуживания. — М.: РМАТ, 1997.
3. БраймерР. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: АспектПресс, 1995.
4.  Воронкова Л.П. (ред.) Туризм,гостеприимство, сервис: Словарь-справочник Москва, Аспект Пресс, 2002, 367 с.
5. Воронкова Л.П.История туризма и гостеприимства: учебное пособие. / Л. П. Воронкова. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004 – 304 с.
6. Гуляев В. Г.Организация туристской деятельности. Нолидж, М., 1996г.
7. Домострой /Сост., вст. Ст., пер. и комм. В. В. Колесова. М., 1990.
8. Журнал«Турбизнес», №3, 2004, ст. «Повод для оптимизма», авторы С. Владимиров, Т.Криволуцкая.
9. Журнал«Турбизнес», №5 (74), апрель 2006, 80 с., ст. «Российские отели получатнациональные «звезды», автор Анастасия Грачева.
10.  Журнал «Турбизнес» №7(76), май 2006, 80 с., ст. «Гостиничный менеджмент по-русски», автор МихаилШугаев.
11.  Журнал «Турбизнес» №7(76), май 2006, 80 с., ст. «Гостиничные цепи», автор Анастасия Грачева.
12. Журнал«Турбизнес», № 8 (77), июнь 2006, 72 с., ст. Российских хотельеров будут учитьпо европейским стандартам», автор Михаил Шугаев.
13. Зорин И. В.,Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика,2003.
14. Карамзин Н. В.Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государстваРоссийского». М., 1988.
15.  Папирян Г.А. Менеджмент в индустриигостеприимства (отели и рестораны). М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика», 2000. –207с.
16.  Семенов B.C., Каминский И.С., ПоповаН.А. Гостиничное хозяйство. «Стройиздат», М.: 1995.
17. СенинВ. С. Организациямеждународного туризма. М., 1999.
18. Сенин В.С.,Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения,Москва, Финансы и статистика, 2004, 144 с.
19. Соловьев Б.Л.,Толстова Л.А. Менеджмент гостеприимства – Москва 1997, Российская международнаяакадемия туризма.
20. Уокер Д. Введениев гостеприимство: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1999.
21.  Ходорков Л.Ф. Мировоегостиничное хозяйство. ВКШ по иностранному туризму. М.: 1991.
22. Янкевич В.С.,Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский имеждународный опыт. — М.: `Финансы и статистика`, 2005.
23. www.hotelnews.ru
24. www.hospitality.ru
25. www.hotelcosmos.ru
26. www.hoteldiscount.ru
27. www.novotel.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ПБОЮЛ как субъект налоговых правоотношений
Реферат Акселерация развития и готовность к обучению в школе
Реферат Оформление налоговых проверок
Реферат Культура как фактор становления российской государственности на Кавказе на примере Осетии
Реферат Буддийская скульптура в Корее
Реферат Money As A Medium Essay Research Paper
Реферат Схемы по налоговой системе
Реферат Начало Великой Отечественной войны. План "Барбаросса"
Реферат Виды и типы уроков истории
Реферат Комплексна характеристика Болгарії
Реферат Бибиков, Борис Владимирович
Реферат Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Реферат Разработка модели анализа и объектно-ориентированного компонента для игры Terrarium 2.0
Реферат Социальная справедливость 2
Реферат Особенности функционирования малых предприятий