Федеральное Агентство по образованиюи науки РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История туризма и курортография»
по теме: «История развития туризма в России:основные этапы»
Содержание:
Введение
1.Значение туризма. История развития
2. История развития туризма в России
2.1 О истории путешествий и туризма в России
2.2 Основные этапы развития туризма в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Значениеи роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворениязапросов личности, взаимообогащения социальных связей между странамипереоценить невозможно.
Первую вмире туристическую компанию открыл Томас Кук в начале XIX столетия. Однако,понадобилось еще почти 150 лет, чтобы туризм превратился в мощное, хорошоорганизованное движение.
Индустриятуризма занимает важное место в экономике большинства стран. Индустрия туризмавходит в число трех крупнейших экспорт-отраслей, уступая лишь нефтедобывающей иавтомобилестроительной отраслям промышленности.
Развитиеиндустрии туризма представляет обширный рынок рабочих мест. В настоящее времякаждый пятнадцатый человек на планете трудится в сфере гостиничного итуристского бизнеса.
Туризмможно рассматривать как фактор совершенствования качества жизни. В данномслучае туристическая деятельность связана не только с прямым экономическимэффектом в виде дополнительных доходов, создания новых рабочих мест, развитияинфраструктуры, но и с влиянием туризма на социально-психологическое состояниечеловека, улучшение его здоровья и уровня благосостояния.
Выделяютсяв основном следующие периоды: 1. Туризм до конца XVIII века – предысториятуризма. а) туризм в древности; б) туризм во времена средневековья иВозрождения; в) туризм в XVII и XVIII вв. 2. Туризм начала XIX – начала XX вв.– элитарный туризм; зарождение специализированный предприятий по производствутуристских услуг. 3. Туризм начала XX вв. – до второй мировой войны – началостановления социального туризма 4. Туризм после второй мировой войны –современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии какмежотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
1.Значениетуризма. История развития
Значениеи роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворениязапросов личности, взаимообогащения социальных связей между странамипереоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономикебольшинства стран. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600млн, по прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. достигнет 937 млн. При этом следует учитывать, что все население планеты составляет 6 млрдчеловек.
Такоепонятие, как «туризм», имеет древние корни и свою историю. Подходы к описаниюистории туризма неоднозначны. Так, Дж. Уокер в книге «Введение вгостеприимство» выделяет «пять эпох туризма»: прединдустриальный период (до 1840 г.); век железных дорог; век автомобиля; век реактивных авиалайнеров; век круизов на морскихлайнерах. Таким образом, он связывает эволюцию отношений в сфере туризма преждевсего с развитием средств транспорта. Близкую точку зрения относительно историитуризма высказывает польский исследователь И. Енджейчик, приводя систематику,согласно которой в туристическом движении выделяют следующие фазы:
1. раннеисторическаяфаза — до 1850 г.;
2. начальнаяфаза — с 1850 по 1914 г.;
3. фазаразвития — с 1914 по 1945 г.;
4. фазамассового туризма — после 1945 г.
На мойвзгляд, все подходы к истории туризма нельзя принимать за абсолютную истину.Туризм — многоплановое явление и в разные исторические периоды формировался поддействием определенной группы факторов. Так, если в Средние века важнымисоставляющими туризма являлись духовные факторы — религиозность, стремление кобразованию, что стимулировало паломничество, появление «ходоков за знаниями»,то в настоящее время действуют другие факторы, в частности, социальноэкономические (рост уровня благосостояния, наличие свободного времени), демографические(рост средней продолжительности жизни, урбанизация).
Такимобразом, история туризма — это длительный многоплановый процесс, который былневозможен, с одной стороны, без формирования базовых элементов этой отрасли, сдругой — без действия определенной группы социально-экономических факторов накаждом этапе исторического развития.
К числубазовых элементов развития туризма следует отнести: великие географические открытия,экспедиции, давшие представления о современных туристических ресурсах эволюциюсредств размещения; эволюцию средств транспорта.
Социально-экономическиефакторы, стимулирующие развитие туризма, на каждом историческом этапе былииндивидуальны. В Древние века путешествия были уделом аристократии, котораясовершала поездки с лечебными, спортивными, образовав тельными целями. В эпохуСредневековья мощным фактором стимулирующим путешествия, была религия.Паломничество и путешествия за знаниями стали важной чертой этой эпохи. Великиегеографические открытия, буржуазно-демократическая революция и промышленнаяреволюция подготовили почву для развития туризма в новое время. Эрусовременного туризма отсчитывают с 1841 г., когда легендарный Томас Кук, организовал массовую поездку «с целью прогулки», в которой приняло участие 600человек.
Туризм,возникший и развивавшийся как объективная общественная потребность, постепенноутвердился в качестве одного из важных средств воспитания людей. В его развитиипрослеживаются три этапа: образование предпосылок для организованных групповых(коллективных) походов и путешествий; утверждение походов как средствавоспитания; становление и последующее развитие туризма как общественно-социальногоявления, успешно содействующего комплексному решению воспитательных,образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Возникновениепредпосылок для организованных походов и путешествий связано, по-видимому, сранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды быливынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершатьдлительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли дажеспециальных разведчиков новых мест обитания.
В болеепоздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные искоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль.В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях дляизучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностейотдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географическихпредставлений о Земле.
Вероятно,сказанное и послужило первоначальными объективным предпосылками длявозникновения и последующего развития организованных походов и путешествий, удовлетворявшихпотребностям общественного труда и производственных отношений людей.
2. Историяразвития туризма в России
2.1 Оистории путешествий и туризма в России
Возникновениетуризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена исредневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести спериодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутринекоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономикиРоссии.
Географическоеположение России, расположенной в центре пересечения торговых путей междуЗападом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международныесвязи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианстваэти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византиипредставителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялисьторговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах.Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
В1422-1472годах состоялись знаменитые путешествия Никитина “ хождения за триморя”, для нахождения новых рынков сбыта. Прошли Персию, Индию, а на обратномпути Сомали, Африканский берег. Никитин все записывал, все замечал.
Огромноезначение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Пётр I отправляллюдей не только в деловые поездки, но и с познавательной целью. Петр наказывал:”смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездилне только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял другихездить и лечиться. Петр стал основоположником бальнеологического туризма.Первый курорт, который создал Петр был назван в честь бога войны и железа Марса,“Марциальные воды”. В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизнисветского общества. Дворяне путешествовали по всему свету. В те времена былопрестижным побывать в Европе и на Востоке. Путешествия являлись средством длятого, что бы вырвать человека из его повседневной жизни, расширить кругозор,освоить язык.
Досередины XIX века вЕвропе и России путешествия не являлись самоцелью. Путешествия преследовалиторговые, образовательные, лечебные, познавательные, миссионерские ирелигиозные цели. В начале XIX века было положено начало экскурсионной деятельности.
Туризм игостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с«индустрией развлечений» стала источником крупных доходов, получения прибыли.Современная «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары,курорты, игорные дома, казино, оздоровительные комплексы.
На Русипостоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII—XIII вв. Вних гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые дворы — «ямы», как ихназывали, располагались один от другого на расстоянии конного перехода.
В связис ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII —XIXвв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Туризм в19 в. в целом не являлся массовым, как в Европе, потому что в стране послеотмены крепостного права в 1861г. уровень прожиточного минимума для основноймассы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютнобезграмотными. В 1900 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителямибыли знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский и другие.
В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все онипринадлежали частным лицам и были чисто коммерческими предприятиями. ВеликаяОктябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма новоготипа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массовогосоциального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных,образовательных и оздоровительных задач.
В 1921году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активноестроительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др.Поддома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие домабогатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры.Туризм вводится в спортивную классификацию, присваиваются спортивные разряды извания. Он становится самостоятельным и полноправным видом спорта. В этотпериод в словарях и энциклопедиях напишут: туризм — вид спорта — групповыепоходы...
Постепенноулучшается и методическая обеспеченность туризма. Можно сделать вывод, что кначалу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательноестановление и утверждение туризма как массового, доступного средствафизического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовалогосударственным требованиям того времени.
К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромныйущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному.
Впослевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкциии строительству новых гостиниц. Встала задача по восстановлению подорванноговойной здоровья народа, туристские мероприятия осуществлялись в большей степенив оздоровительных целях. Возрастала роль туризма в проведенииобщественно-политических мероприятий.
Уже I к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. Дальнейший ростматериальной и технической гостиничной базы в стране определили следующиефакторы: развитие существующих городов и появление новых; рост промышленности,науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Этосоздало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями,увеличения числа командированных и отпускников.
Многиеграждане иностранных государств считали за честь быть представленными кроссийскому императорскому двору, побывать в Санкт-Петербурге, открывавшем дляних гораздо более заманчивые перспективы, чем на родине. В Россию ехали сотни итысячи будущих экономок и гувернанток, учителей французского или немецкогоязыка, фехтования и этикета, трудоустраивавшихся в дальнейшем в особняках столицыили. провинциальных поместьях.
Открытиеи научное признание лечебных свойств уникальных вод района КавказскихМинеральных Вод дало толчок развитию лечебно-оздоровительного туризма вПятигорске, Кисловодске и Железноводске. Ранее неспокойный и воинственныйрегион превращается в место отдыха аристократии с ажурными крытыми питьевымигалереями, ваннами, банями и предшественниками современных санаторно-курортныхкомплексов. На водах, развлекая лечащуюся публику, выступают знаменитые певцы,актеры, театральные деятели, устраиваются выставки и вернисажи.
Ксожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в странепроизошел значительный спад спроса на гостиничные услуги.
Бурноеразвитие гостиничного хозяйства продолжалось в XX в. Этому способствовалорезкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного и железнодорожноготранспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивныхконтактов между государствами.
2.2 Основныеэтапы развития туризма в России
Дляначала следует сказать, что в истории развития туризма нет плавного течения.
Отличительнымичертами первого этапа развития туризма в России являлись: а) примитивизмсредств передвижения; б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средстводостижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательногокругозора, лечение, паломничество; в) элитарность путешествия. Важнейшую роль вразвитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта. Развитиетуризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимсяэкскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолькопопулярна, что нашла свое отражение в школьных уставах. Дальнейшее развитиетуризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисскийальпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Обществовелосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительноразвивших туристический бизнес в России. Третий этап – начало становлениямассового туризма. Международная и внутриполитическая обстановка в этот период(1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России– февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативноевлияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцветмассового туризма в России. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв. Этапыразвития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления,развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский(до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий,походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сборанаучно-географической и краеведческой информации о различный районах и родномкрае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнениюсоциальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовалиреволюционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский – начался сразвитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристскаяинфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинаетформироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основныхсегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационныйтуризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро,компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические исоциальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов длямилитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихсяорганизационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-централизованный–начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированиемидеологических функций над хозяйственными. Не только большевикиидеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма иэкскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это болееоткровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией иидеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьномобразовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которыеиспользовались как важные рычаги социалистического строительства. Свозникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизациятуризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще болеемонополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро,экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Такформировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная базасоциального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода втуризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможностиудовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низкихцен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальныхнормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) –характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же времяеще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустриитуризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризмаадминистративными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивнымитогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемамтуризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формированияновой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывнойподготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевиднойневозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристскогообслуживания в рамках административно-командной системы и необходимостьширокого использования экономических методов.
Переходный(с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условияхэкономических реформ: а) изменение структуры рекреационных потребностей иначало сегментации туристского рынка; б) переход от монопольного кмногоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и среднихтуристских предприятий; в) переход к использованию природных ресурсов икультурного наследия на основе экономических отношений; г) переход отадминистративного регулирования функций туристского хозяйства к экономическомустимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Одновременнорезко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условияхцены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практическиисчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или пересталиприносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых,но потребности остались.
Заключение
Историятуризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутреннеоднородных этапов в его развитии. Возникновение туризма на обширной территориинашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развитиятуризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мировоготуризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенныеподэтапы с учетом специфики развития экономики России.
Вэкономике современной России туризм также занимает важное место. Туризмпредоставляет представляет собой рабочие места, отдых и интересноевремяпрепровождение, лечение и оздоровление. Все больше и больше людей разноговозраста и социального положения ездят в путешествия, на курорты, совмещая иотдых и оздоровление. Наша страна обладает огромными туристическими ресурсами,богатой природой- горы, леса, моря, но не достаточно развитаматериально-техническая база. Одной из приоритетных задач Федеральной целевойпрограммы «Развитие туризма в Российской Федерации» является становление вРоссии современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристскогокомплекса.
РеализацияПрограммы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формированиесовременного отечественного туристского рынка, углубление специализации икооперации в стране туристских предприятий, обеспечение условий для развитияразличных видов внутреннего и въездного туризма, интеграцию России в системумирового туристского рынка, развитие международного сотрудничества в облаституризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров дляотрасли.
Списокиспользуемой литературы:
1. Каурова А.Д. Организация сферытуризма: Учебное пособие.-Изд. 2-е, перераб и дополн.-СПб.: «Издательский домГерда», 2006.
2. С.С. Алексеев, Р.Б. Рубель.Размышления о туризме. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1974
3. Туризм и гостиничное хозяйство:Учебное пособие. 3-е изд-е, исправ. и дополн.- М: ИКЦ«МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007
4. М.Ю. Чеботарь Туристический бизнес. «Мир деловой книги», Москва
5. Ушаков Д.С. Технология въездноготуризма. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
6. Туризм и спортивноеориентирование. М.: Физкультура и спорт, 1987.
7. В.Ю. Воскресенский Международныйтуризм: пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности«Социально-культурный сервис и туризм»М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Ляпина И.Ю. Организация итехнология гостиничного обслуживания: Учебник для проф. образования.- 2-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
9. Г.А. Карпова, А.Т. Быков, М.Г.Воронцова, М.В. Натаров, В.И. Никифоров, Г.В. Яковенко, А.В. Воловода, О.В.Рохмалева «Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление».
10. www.svastour.ru/tour-info.htm