Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Динамика показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тюменский государственныйуниверситет
Факультет физическойкультуры
Кафедра управленияфизической культурой и спортом
Динамика показателейартериального давления и частоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет,занимающихся спортивными бальными танцами
Научный руководитель:
д.м.н, профессор А.М. Дуров
Автор работы: А.В. Голодкова
Студент 5 курса, группы1102,
Тюмень, 2005
АннотацияДипломная работа посвящена исследованию важнейшихпоказателей сердечно-сосудистой системы: артериального давления и частотысердечных сокращений у детей в возрасте 7-11 лет, занимающихся спортивнымибальными танцами.
Исследованиепроводилось в трех группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее1 года, во второй – 2 года и в третьей – 3 года занятий бальными танцами. Вкаждой группе исследовано по 23 человека. Изучение показателейсердечно-сосудистой системы осуществлялась до начала и после окончания занятия.
Дляисследования были выбраны следующие показатели: артериальное давление(систолическое и диастолическое), пульсовое давление, частота сердечныхсокращений.
Полученныеданные были подвергнуты статистической обработке по методу Фишнра-Стьюдента.Достоверными считались результаты при Р
Структураданной работы традиционна. Работа состоит из введения, обзора литературы, главырезультатов исследования и списка литературы. Список литературы содержит 32источника.
СодержаниеВведение
Глава1. Обзор литературы. Влияние двигательной активности на здоровье детей
1.1      Механизмыадаптации организма к мышечной деятельности
1.1      Влияниефизических упражнений на процессы роста и развития детей
1.1      Тренированность,как специфическая форма адаптации к мышечной деятельности
1.1      Двигательнаяактивность
1.1      Гипокинезияи ее влияние на растущий организм
1.1      Спортивнаягиперкинезия и ее влияние на растущий организм
1.1      Двигательнаяактивность и здоровье детейГлава 2. Организация иметоды исследования
2.1 Организацияисследования
2.2 Методы исследования
2.3 Методы статистическойобработки полученных результатов
Глава 3. Результатыисследования и их обсуждение. Динамика показателей артериального давления ичастоты сердечных сокращений у детей 7-11 лет, занимающихся спортивнымибальными танцами
3.1 Динамика показателейартериального давления у детей с различным сроком занятий спортивными бальнымитанцами
3.2 Динамика частотысердечных сокращений у детей с различным сроком занятий спортивными бальнымитанцами
ВыводыПрактическиерекомендацииСписок литературы
Введение
Стремительныйрост научно-технического прогресса внес существенные изменения в условия жизничеловека. Сохранение здоровья детей в сложных социальных, экономических иэкологических условиях является в настоящее время одной из самых актуальныхпроблем человечества. Характерным является то, что современные дети достаточномало двигаются и много времени проводят за занятиями и компьютером.
Гипокинезия удетей и подростков является следствием ограничений учебно-воспитательногорежима и перегруженности учебной программы, негативного отношения к физическойкультуре. Низкий уровень двигательной активности оказывает сложное влияние наорганизм ребенка. Ключевое значение в реализации программы укрепления здоровьяотводится регулярным занятиям физическими упражнениями, которые при достаточнойих интенсивности ведут к усилению деятельности нервной, мышечной и кардиореспираторнойсистемы (Н.Я. Прокопьев и соавт.,2002; А.П. Койносов, 2003).
Одним изинтересных направлений физического и психического развития детей являютсяспортивные бальные танцы. Например, В.Б. Бутузова (2004) рассматриваетспортивный танец как один из самых элитарных и почетных, красивых и сложных,развивающих гармонично все группы мышц и мозг, реакцию и музыкальность,пластичность и самоконтроль.
Объектисследования: показатели сердечно-сосудистой системы у детей 7-11 лет,занимающиеся спортивными бальными танцами.
Предметисследования: изменение адаптационных и функциональных возможностей у детей,занимающихся спортивными бальными танцами.
Цельисследования – проанализировать влияние занятий спортивными бальными танцами насостояние сердечно-сосудистой системы и уровень здоровья детей.
Задачиисследования:
1.        Датьхарактеристику изменений показателей артериального давления и частоты сердечныхсокращений до занятий и после занятий танцами.
2.        Проследитьдинамику изменений показателей сердечно-сосудистой системы у детей с различнымсроком занятий бальными танцами.
3.        Выявитьвлияние длительного срока занятий бальными танцами на состояние здоровья детей,их самочувствие и адаптационные возможности.
Научнаяновизна: впервые исследована динамика показателей сердечно-сосудистой системы удетей с различным сроком занятий спортивными бальными танцами.
Практическаязначимость: адаптационные возможности детей длительное время занимающиесяспортивными бальными танцами значительно выше, чем у нетренированных ребят.
Положения,выносимые на защиту:
2.        Значенияартериального систолического, диастолического, пульсового давления у детей 7-11лет, занимающихся спортивными бальными танцами до 1 года статистическидостоверно выше после занятий, чем до начала занятий. У детей, которыезанимались танцами 3 года значения данных показателей до и после занятийдостоверно не изменяются.
3.        Различияв значениях ЧСС у детей до и после тренировки практически одинаковы и независят от срока занятий бальными танцами.
4.        Спортивныебальные танцы благоприятно влияют на здоровье занимающихся ими детей. Дети сбольшим стажем занятий (3 года) значительно лучше адаптированы к физическимнагрузкам, чем дети в контрольной групп (срок занятий до 1 года).
Глава 1. Обзор литературы. Влияние двигательной активностина здоровье детей
1.1     Механизм адаптации организма к мышечнойдеятельности
Адаптация – совокупность реакций и механизмов,обеспечивающих жизнедеятельность организма в различных условиях среды обитания.Состояние адаптивных механизмов – один из критериев здоровья человека.Адаптивные реакции возникают под влиянием различных геосоциальных факторов,основными из которых являются антропогенные факторы окружающей среды истрессовые нагрузки (Н.А. Агаджанян, Н.В. Ермакова, 1977). Адаптивные реакцииреализуются на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.Классификацию адаптивных реакций можно объединить на врожденные иприобретенные, которые по скорости возникновения и длительности действияподразделяются на суточные, долговременные и постоянные (И.А. Аршавский, 1976).
В основе развития резистентности организма кдействующему стрессу лежат клеточные механизмы адаптации и формированиесоответствующей функциональной системы, обеспечивающей приспособлениеорганизма. При этом во всех элементах адаптационной функциональной системыпроисходят структурные изменения. Структурные следы, возникающие при действиистрессов, являются основой долговременного повышения резистентности организма.После прекращения действия фактора, обеспечивающего развитие соответствующейадаптационной функциональной системы, устойчивость к нему уменьшается илиполностью может исчезнуть (П.К. Анохин, 1975; А.Д. Слоним, 1976).
Мышечная система не только обеспечиваетлокомоторные функции, но и оказывает стимулирующее воздействие на все важнейшиесистемы организма, играет важную роль в процессах терморегуляции. В процессеадаптации к физической нагрузке развивается гипертрофия скелетных мышц,увеличивается число ядер и миофибрилл в мышечных волокнах, а также содержаниемиоглобина и количество митохондрий. Увеличение функциональной деятельностиприводит к увеличению синтеза белка, увеличения емкости капиллярной сети вмышцах, содержания гликогена, АТФ, креатинфосфата, дыхательных ферментов (В.И.Дубровский, 1998).
В результате физической тренировкиувеличиваются толщина моторных нервных волокон, количество терминальных нервныхнервных веточек. При действии постоянной физической нагрузки сердце приобретаетвысокую сократительную способность. Усиленная сократительная деятельностьсердца вызывает гипертрофию миокарда в обычных физиологических рамках (В.С.Фардель, 1960).
Мышечная работа требует повышенного притокакислорода и субстратов к мышцам. Это обеспечивается увеличенным объемомкровотока через работающие мышцы. Поэтому увеличение минутного объема кровотокапри работе- один из наиболее надежных механизмов срочной адаптации кдинамической нагрузке. Он реализуется по разному: или за счет увеличениячастоты сердечных сокращений, или за счет повышения ударного объема крови (Е.В.Быков, А.П. Исаев, С.Л. Сашенков, 1998).
Повышенная сократительная способность сердцасочетается с совершенствованием восстановительных процессов во время диастолы.Достигаемая при этом экономичность работы сердца хорошо прослеживается прифазовом анализе сократительной деятельности. Фаза изометрического сокращенияудлиняется, а фаза изгнания относительно укорачивается. Наблюдается фазовыйсиндром регулируемой гиподинамии (Ф.М. Меерсон, М.Г. Пшенникова, 1988).
Тренированное, умеренно гипертрофированноесердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен,умеренную брадикардию, сниженный минутный объем. Оно работает на 15-20%экономичнее, чем нетренированное (В.И. Дубровский, 1998).
Мышечная работа вызывает многократное увеличениеобъема легочной вентиляции. У нетренированных подростков повышенный объемвентиляции является результатом учащения дыхания, а у спортсменов при высокойчастоте дыхания растет и глубина дыхания. Важным физиологическим механизмомповышения эффективности дыхания является закрепление условнорефлекторныхсвязей, обеспечивающих согласованное дыхание с длительностью выполненияотдельных частей целостного акта. В этом отчетливо проявляется системныйхарактер управления физиологическими функциями. В сформировавшейся изакрепленной условнорефлекторным путем системе управления специализированнойдвигательной функции оказываются запрограммированными наиболее эффективныеспособы кислородного обеспечения мышечной деятельности В.И. Медведев, 1998).
Систематическая мышечная деятельностьсопровождается увеличением силы дыхательной мускулатуры. Отчетливо растетмощность дыхательных движений. Формируется рациональный, физиологическисовершенный тип дыхания. Глубокий вдох, форсированный выдох при интенсивноймышечной работе повышает легочную и альвеолярную вентиляцию. Величина ЖЕЛ успортсменов значительно выше, чем у нетренированных подростков. Под влияниемпостоянных физических нагрузок возрастает способность организма переноситьгипоксическое состояние, связанное с мышечной работой или с недостаткомкислорода во вдыхаемом воздухе. (А.П. Исаев и соавт., 2003).
Важнейшим показателем газообмена являетсямаксимальное потребление кислорода, которое становится выше у тренированныхдетей, по сравнению с нетренированными. Расчет максимального потреблениякислорода на единицу мышечной массы показывает, что у подростков-спортсменовимеются некоторые преимущества перед взрослыми (В.Н. Платонов,1988).
При выполнении предельной мышечной работывозможности у спортсменов к увеличению обмена значительно больше, чем унетренированных. Тренируемость аэробных механизмов энергообеспечения доказанаэкспериментально на бегунах длинных дистанций. Предельные показателиэнергообмена в условиях мышечной деятельности являются важнейшими характеристикамифункциональной готовности. Доказано, что чем выше аэробная производительность,тем реальнее длительное время выполнять интенсивную работу. Достижениемаксимальной аэробной производительности и способности выполнять работу привысоком кислородном долге обеспечивается напряженными тренировочными занятиями(в.М. Смирнов, 1993).
1.2     Влияние физических упражнений на процессыроста и развития детей
Возможность естественной стимуляции процессароста и развития с помощью физических упражнений имеет важное значение как длятеории физического воспитания, так и для медицины. Данные многочисленныхисследований свидетельствуют о наследственной обусловленности рядафункциональных проявлений, в том числе имеющих прямое отношение к развитиюфизических способностей (В.И. Харитонов. 2000). Установлено, что тип высшейнервной деятельности, сила и подвижность нервных импульсов и другие признакидетерминированы генетическими факторами. Развитие моторики, деятельностьвегетативной нервной системы, реакция на физическую нагрузку подвержены влияниюфакторов среды и поэтому в большей степени поддаются регуляции в ходецеленаправленного воздействия на организм ребенка. Известно, что отдельныефакторы окружающей среды оказывают значительное влияние на реализациюнаследственной программы. При рациональном двигательном режиме индивидуальноеразвитие ребенка смещается на более высокий уровень в рамках своей генетическойпрограммы. Таким образом, происходит естественная стимуляция процесса роста иразвития. Индивидуальный анализ развития юных спортсменов свидетельствует облагоприятных изменениях в состоянии их здоровья: усиливается развитияэнергообеспечивающих систем организма. совершенствуется регуляция вегетативныхфункций, повышается уровень физической работоспособности. Спортсмены имеютбольшую массу и длину тела, высокое содержание активной ткани (мышечной),оптимальные показатели функционального состояния (Г.П. Сальников. 1968).
Особое значение имеют сенситивные периодыиндивидуального развития, когда отмечается повышенная чувствительность квоздействию тех или иных физических упражнений. В сенситивные периоды развитияфизических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтениецеленаправленным физическим упражнениям. Такая избирательность, основанная нагетерохронности функций, способствует лучшему развитию ребенка. Физическиеупражнения выполняют роль регулятора процесса полового созревания. Занятиямужскими и женскими видами спорта накладывают отпечаток на выбор движений и наобщую двигательную активность. Мальчики прежде всего интересуются силовымиупражнениями и игровыми видами спорта, а девочки отдают предпочтение аэробике иупражнениям на гибкость. Активное развитие физических качеств и психомоторныхфункций в пубертатный период оказывают благоприятное влияние на половоесозревание и репродуктивную функцию организм (А.А. Гужаловский, 1980).
1.3 Тренированность- как специфическая форма адаптациик мышечной деятельности
В основе развития тренированности лежатмеханизмы срочной, долговременной адаптации. Типичным примером срочнойадаптации является стартовая реакция организма спортсмена. Повышается силанервных процессов, концентрация мышечных усилий, что является приспособлением кпредстоящей спортивной борьбе… На проявление срочной адаптации сказываются типологическиеособенности нервной системы, функциональное состояние и другие признаки (Н.А.Фомин, 1995).
Максимальная мобилизация физиологическихфункций осуществляется за счет избыточного выделения катехоламинов икортикостероидов. Они вызывают синтез новых белковых структур и формируетсяструктурный след для долговременной адаптации. Компенсаторные перестройки придолговременной адаптации направлены на увеличение емкости капиллярного русла,увеличивается количество митохондрий. Формируются механизмы по выполнениюмаксимальной мышечной работы (В.М. Смирнов, 1993).
Физические нагрузки в современном спорте стольвысоки, что врожденные адаптивные механизмы нередко оказываются недостаточнымидля обеспечения нормального функционирования организма в этих условиях. Толькоспециальная тренировка, увеличивающая физиологическую мощность функциональныхсистем, ответственных за адаптацию, дает возможность спортсмену справляться свысокоинтенсивными и большими по объему физическими нагрузками. Адаптивныеизменения специфичны и определяются характером тренирующих воздействий.Способность к прогрессивному изменению функциональных свойств систем и органовв процессе тренировки имеет врожденные, генетические предпосылки. К ним следуетотнести соотношение быстрых и медленных волокон в скелетных мышцах, уровеньМПК, сердечный ритм, устойчивость к гипоксии и другие факторы. Генетическиезадатки предопределяют темпы адаптации к физически нагрузкам (В.А. Булкин,1990).
Наивысшим состоянием оптимальной готовностиспортсмена к достижении максимального результата является спортивная форма. Онахарактеризуется высокими функциональными возможностями отдельных органов исистем, совершенной координацией физиологических процессов, способностью кинтенсификации функций, устойчивостью к воздействию неблагоприятных фактороввнешней и внутренней среды, стабилизированными двигательными навыками,техническим и тактическим мастерством (В.К. Бальсевич, 1981).
Высокий уровень тренированности в состоянииотносительного мышечного покоя характеризуется функциональными и структурнымиизменениями, которые отражают нарастающую экономическую экономичностьфизиологических функций, повышением потенциальных возможностей организма квыполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Наблюдаются структурные измененияв опорно-двигательном аппарате, проявляющиеся в повышении прочности костей,гиперфункции скелетных мышц, улучшении деятельности нервно-мышечного аппарата(В.Н. Платонов, 1988).
В показателях функций сердечно-сосудистой идыхательной систем отчетливо проявляется экономизирующий эффект тренировки.Вследствие усиления парасимпатических влияний становятся реже пульс и дыхание,падает артериальное давление. В подавляющем большинстве случаев сердечная мышцау спортсменов гипертрофирована. Рост тренированности сопровождается постепеннымрасширением диапазона экономичных режимов мышечной деятельности. При выполненииодинаковой стандартной физической нагрузки у спортсменов происходит болеебыстрое восстановление работоспособности. Тренированность сопровождаетсяоптимизацией в соотношении двигательного и вегетативного компонентовдвигательных навыков. При выполнении предельной мышечной работы у спортсменовопределяется максимальная мобилизация функциональных резервов организма врезультате усиления влияний симпатической нервной системы, гормональнойдеятельности и активности ферментных систем (В.В. Ким, 1998).

1.4 Двигательная активность
Понятие «двигательная активность» включает всебя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности (Н.А.Берштейн, 1966). В детском и подростковом возрасте двигательную активностьможно условно разделить на 3 основные части: активность в процессе физическоговоспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения;общественно-полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активностьв свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой и дополняют другдруга (И.И. Сулейманов, 2000).
Проблема нормирования двигательной активностиявляется сложной задачей. Поскольку должна учитывать как биологические. Так исоциальные аспекты. С позиции биологии «норма» представляет собой результатнепрерывной эволюции, где в ходе естественного отбора определились конкретныепотребности растущего организма в движениях. С социальной позиции «норма» – этоцеленаправленные моторные действия, обеспечивающие социальную дееспособностьчеловека. Содержанием нормы является мера целесообразной жизнедеятельности ифизической активности, определенные генотипом и существующими социальнымиусловиями (В. К. Бальсевич, 2000).
Норма двигательной активности детей иподростков- это научно обоснованные количественные параметры, которые полностьюудовлетворяют биологическую потребность растущего организма в движениях испособствуют благоприятному росту, развитию и укрепленю здоровья. Нормаразрабатывается на основе изучения реакций организма и может проводится наразных уровнях: клеточном, организменном, системном и на уровне целостногоорганизма (В.С. Фарфель, 1970).
Научные исследования показывают. Что у каждогочеловека имеется своя суточная величина двигательной активности, которая строгоиндивидуализирована. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, типавысшей нервной деятельности. местных климатических условий, организацииучебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Мерудвигательной активности, учитывающую все индивидуальные особенности иоказывающие благоприятное влияние как на уровне клеток, органов и тканей, так ина уровне целостного организма. следует называть оптимальной нормой. Приоптимальной величине двигательной активности усиливаются полное взаимодействие иуравновешенность в системе «организм-окружающая среда- личность. Критериемоптимальной нормы двигательной активности является экономичность и надежностьфункционирования всех систем организма, способность адекватно реагировать наменяющиеся условия окружающей среды. Нарушение гомеостаза и неадекватностьреакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы. Что приводит кухудшению здоровья и социальной дееспособности (И.П. Ратов, 1994).
При всей важности индивидуального нормированияи поиска оптимальных величин суточной двигательной активности ведущим признакомявляется возрастная норма. При исследовании возрастной нормы следует учитыватьобщие закономерности процесса роста и развития, биологическую потребностьорганизма в движениях. Критерием возрастной нормы суточной двигательнойактивности являются положительные изменения в годичной динамике показателей науровне целостного организма или популяции (А. Г. Сухарев, 1991).
Следует отметить, что недостаток и избытокдвижений приводит к патологическим сдвигам в организме, росту заболеваемости инеблагоприятным изменениям в состоянии здоровья человека (А.В. Брагин, 1999).
При разработке норм суточной двигательной активностидля отдельных возрастных групп используются теоретические расчеты и методыизмерений числа локомоций с помощью шагомеров (А.Г. Сухоруков, 1991).
Нормирование двигательной активности может бытьполным при учете величин энерготрат, числу локомоций и продолжительностидвигательного компонента. Гигиеническая норма суточной двигательной активностидается в диапазоне от минимально допустимой величины (нижняя граница) домаксимальной допустимой (верхняя граница). За пределами данных величиндвигательная активность оценивается как гипокинезия или гиперкинезия.Использование оценочных шкал позволяет медику и педагогу вносить коррективы вобъемы суточной двигательной активности, с целью достижения небольшогооздоровительного эффекта (В.А. Булкин).
1.5     Гипокинезия и ее влияние на растущийорганизм
Понятие «гипокинезия» включает ограничениеколичества и объема движений, обусловленное образом жизни, особенностямипрофессиональной деятельности, постельным режимом в период заболевания идругими факторами. В ряде случаев гипокинезия сопровождается гиподинамией-уменьшением мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещения телав пространстве, физическую работу. К настоящему времени накоплен большойфактический материал о физиологии, морфологии и патологии органов и систем пригипокинезии, отражающей различные аспекты происходящих в организме изменений. Усовременного человека снижены энерготраты на самообслуживание ихозяйственно-коммунальную деятельность, ограничена ходьба, уменьшиласьфизическая деятельность в социально-культурной сфере.
Гипокинезия у детей и подростков являетсяследствием ограничений учебно-воспитательного режима и перегруженности учебнойпрограммы, негативного отношения к физической культуре. Низкий уровеньдвигательной активности оказывает сложное влияние на организм человека.Многообразие причин дефицита движений, степень его выраженности и длительностьсоздают очень широкий диапазон изменений в организме: от адаптационно-физиологических до патологических. Отсутствие оптимальной двигательнойдеятельности вызывает перестройку и адаптацию организма к новому уронюфункционирования. При возникновении необходимости мобилизовать резервныевозможности организма последствия гипокинезии могут привести к возникновению предпатологическогосостояния. Главным этиологическим фактором в развитии гипокинезии являетсядлительное уменьшение объема мышечной деятельности. Начальные изменения инарушения возникают со стороны энергетического обмена и транспортных систем,обеспечивающих сохранение этого обмена. Происходит снижение скорости синтезаАТФ и возникает детренированность синтеза энергии в организме. Отмечаютсясущественные изменения тканевого дыхания в мышцах. Что приводит к снижениюэффективности газообмена и работоспособности организма в целом. Понижениефункции мышечных волокон приводит к уменьшению постоянного уровня стимуляциисинтетических процессов в работающем органе. В условиях гипокинезии этопроявляется уменьшением мышечной массы и преобладанием процессов катаболизманал процессами анаболизма (М.Ю. Лучинин, 1998).
Уменьшение уровня эфферентных и афферентныхвлияний. Снижение частоты мышечных сокращений приводят к изменению состояниясократительного аппарата мышц, а также к нарушению структуры и функцийсинапсов. Снижается сила мышц, статическая и динамическая выносливость,мышечный тонус.
Существенное уменьшение нагрузки насердечно-сосудистую систему за счет снижения «кислородного запроса» приводит кослаблению функциональных возможностей кардиореспираторной системы.Деятельность сердечно-сосудистой системы становится менее экономичной, чтопроявляется в снижении систолического объема крови и силы сердечных сокращений.Развивается выраженная ортостатическая неустойчивость, снижение функциональногопотенциала и устанавливается общая детренированность организма (А.П. Исаев исоавт., 2003).
При гипокинезии происходят изменения вадаптационно-трофической функции вегетативной нервной системы. Ограниченнаядвигательная активность приводит к выраженной дискоординации механизмовнеспецифической защиты организма. Наблюдается снижение функционального тонусацентральной нервной системы, создается предрасположенность к различнымзаболеваниям (В.Н. Дубровский, 2001).
Таким образом, снижение энерготрат, уменьшениеструктурных элементов мышц и понижение функциональных возможностейкардиореспираторной системы, вызванные длительной гипокинезией является непатологией, а приспособлением организма к изменившимся уровням жизни.Гипокинезия детей и подростков является серьезной социально-экономическойпроблемой, требующей разработки профилактических и коррекционных мероприятий.
1.6 Спортивная гиперкинезия и ее влияние нарастущий организм
Причиной появления гиперкинезии являетсястремление тренера и самого юного спортсмена повысить достижения в избранномвиде спорта путем чрезмерного увеличения напряженности тренировок. Этонапряжение достигается путем форсирования тренировки, проведение ее сповышенными нагрузками или сокращения интервалов отдыха (А.Г. Сухарев, 1991).
При гиперкинезии образуется симптомокомплекс, связанныйв первую очередь с функциональными изменениями центральной нервной системы. Врезультате интенсивной работы наблюдаются признаки утомления, перенапряжениянервных центров и появления нарушения в деятельности сердечно-сосудистойсистемы, проявляющейся в неадекватно высокой реакции на физическую нагрузку, взамедлении восстановительных процессов, в нарушении ритма сердечнойдеятельности. Большие физические нагрузки вызывают снижение сопряженности привоздействии неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов. Возникающиесдвиги снижают иммунологическую реактивность организма и его неспецифическуюсопротивляемость (А.П. Исаев и соавт., 2003).
Спортивная специализация, как известно,сопровождается преимущественным развитием тех мрфофункциональных признаков,которые обеспечивают высокие спортивные результаты. Такая односторонняяадаптация организма приводит к образованию весьма устойчивых доминирующихсистем и сопровождается торможением других систем. Создается физиологическаяоснова для дисгармоничного развития.
Важной мерой профилактики гиперкинезии являетсяограничение интенсивности и длительности действия однообразных физическихнагрузок. Наиболее целесообразно и оправдано переходить от одностороннейадаптации и одностороннего развития к комбинированной адаптации игармоническому развитию. Изменения в организме, вызванные мышечнойдеятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и отуровня развития функциональных возможностей основных систем организма, которыеопределяются возрастом и степенью тренированности (А.Г. Сухарев, 1991).
Таким образом, основой профилактики спортивнойгиперкинезии является соблюдение существующих физиологических норм ирекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организацииучебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясь назакономерностях развития отдельных функциональных систем организма в онтогенезеи правильности нормирования тренировочных занятий можно достичь максимальнойфизической подготовленности, а также наивысших результатов.

1.7 Двигательная активность и здоровье детей
Основной путь укрепления здоровья детей-соблюдение благоприятных социально-экономических условий. В комплексе этихфакторов особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Концепция укрепления здоровья средствамифизической культуры предполагает повышение неспецифической устойчивостиорганизма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторовокружающей среды. Рациональное занятие физическим воспитанием стимулируетпроцессы роста и гармоничного развития, благоприятно отражающихся на созреваниии функциональном совершенствовании жизненно важных систем организма. повышенииего биологической надежности.
Занятия физическими упражнениями совершенствуютреакции терморегуляции и закаливание организма, обеспечивают его устойчивость кпростудным заболеваниям. Формируются функциональные структуры двигательногоанализатора и развиваются резервные возможности организма. Нормализуетсядеятельность отдельных органов и функциональных систем, а также определяется коррекцияврожденных и приобретенных дефектов физического развития. Повышается тонус корыбольшого мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране иукреплению психического здоровья (В.Г. Тристан, 1994).
Формирование здоровья детей являетсяуправляемым процессом. Целенаправленно воздействуя средствами физическоговоспитания можно достигнуть желаемого эффекта. В связи с этим, необходимокаждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола, исходного состоянияздоровья и физической работоспособности систематически использовать оптимальныепо продолжительности средства физического воспитания. Затем, прослеживаяэффективность их воздействия на организм. Вносить коррективы в программыфизического воспитания, достигая конечной цели-улучшения здоровья, как науровне индивидуума, так и на уровне всей популяции.

Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования
Исследования проводились у практически здоровыхдетей в возрасте от 7 до 11 лет, занимающихся спортивными бальными танцамиклубе «Неге данс» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 3-х группах детей: впервой группе стаж занятий составлял менее 1 года (контрольная группа), вовторой – 2 года и в третьей – 3 года занятий спортивными бальными танцами.
В каждой группе изучено по 23 человека.
Исследование показателей сердечно-сосудистойсистемы проводилось до начала занятий и сразу после окончания занятия.
2.2 Методы исследования
Для изучения нами были выбраны следующиефизиологические показатели: артериальное давление (систолическое идиастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений.
Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялосьна правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С.Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД =АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за1 минуту.
2.3 Методы статистической обработки полученныхрезультатов
Все полученные данные были обработаныстатистически по методу Стъюдента-Фишера. Для оценки достоверности полученныхрезультатов проводилось:
А) нахождение среднего арифметического значения(М)

М = Е / п
Е- сумма вариант,
П – число вариант.
Б) определение среднего квадратическогоотклонения (Ъ)
Ъ = + Еа /П-1
Еа – сумма квадратов отклонений каждой вариантыот М.
П – число вариант.
В) определение ошибки средней арифметической
м = Ъ / П
Г) определение критерия достоверности Стьюдента
Т = М 1 – М 2 / м1 + м2
Д) по таблицам определялся уровеньдостоверности Р. Различия считались достоверными при Р

Глава 3. Результаты исследования и ихобсуждение
3.1 Динамика показателей артериального давленияу детей с различным сроком занятий спортивными бальными танцами
Результаты измерения показателей артериальногосистолического давления у детей, занимающихся спортивными бальными танцамипредставлены на таблице 1.
Таблица 1.
Значения артериального систолического давления(АДС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года,2 года и з года (перед и после занятий).
Срок
занятий
АДС(мм.рт.ст.)+ Ь
Перед занятием
АДС(мм.рт.ст.)+ Ь
После занятия
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 года 94,6 + 8,6 *119,1+ 11,3 24,5 23 2 года 104,4 + 9,1 * 124,8 + 12,0 20,4 22 3 года 100,0 + 8,9 105,6 + 10,1 5,6 23
* — различия статистически достоверныотносительно значений до начала занятий бальными танцами
Как видно из таблицы 1 у детей которыезанимались танцами менее 1 года значения АДС сразу после занятий статистическидостоверно выше (Р
У детей, занимающихся бальными танцами 2 года,также после занятий уровень артериального давления достоверно выше, чем доначала тренировки, однако различия составляли уже 20,4 мм. рт. ст.
У детей с большим стажем занятий танцами (3года) различия АДС до и после занятий статистически недостоверны, а различия вдавлении составляют всего 5.6 мм.рт. ст.

Таблица 2.
Значения артериального диастолического давления(АДД) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года,2 года и з года (перед и после занятий).
Срок
Занятий
АДД(мм.рт.ст.)+ Ь
Перед занятием
АДД(мм.рт.ст.)+ Ь
После занятия
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 года 62,3 + 12,1 * 71,6 + 11,3 9,3 23 2 года 69,5 + 15,2 74,8 + 10,4 5,3 22 3 года 64,1 + 11,4 68,0 + 8,6 3,9 23
* — различия статистически достоверныотносительно значений до начала занятий бальными танцами
Как видно из таблицы 2, значения АДД у детейзанимающихся танцами менее 1 года после занятий статистически достоверно выше,чем до начала занятий. Различие составляет 9,3 мм.рт.ст. У детей с большимстажем занятий (2 и 3 года) достоверных различий до и после тренировки нерегистрируется и они составляют соответственно 5,3 и 3,9 мм.рт.ст.
Таблица 3.
Значения пульсового давления (ПД) у детей 7-11лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (переди после занятий).
Срок
Занятий
ПД (мм.рт.ст.)+ Ь
Перед занятием
ПД (мм.рт.ст.)+ Ь
После занятия
Различие
Мм.рт.ст. П До 1 года 32,3 + 4,7 *47,5 + 5,4 15,2 23 2 года 34,9 + 3,9 *50,0 + 6,1 15,1 22 3 года 35,9 + 5,1 37,6 + 3,9 1,7 23
* — различия статистически достоверныотносительно значений до начала занятий бальными танцами
Аналогичные результаты получены и по пульсовомудавлению (Таблица 3). У детей со сроком занятий до 1 года и 2 года различия взначениях, измеренных после и до тренировки статистически достоверны (Р 0,05), аразница составляет всего 1,7 мм.рт.ст.
Таким образом, при анализе артериальногодавления видно, что у детей значения АДС, АДД, ПД после тренировки возрастают.Однако, это возрастание статистически достоверно у детей, которые занимаютсятанцами не более 2-х лет. У детей с большим сроком занятий бальными танцами (3года) различия в значениях до и после тренировки статистически недостоверны…Анализ данных показателей сердечно сердечно-сосудистой системы свидетельствуето том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Детис большим стажем занятий танцами (3 года) значительно лучше адаптированы кфизическим нагрузкам, чем дети в контрольной группе (срок занятий до 1 года).
О благоприятном влиянии на здоровье детейзанятий бальными танцами говорится в работе В.Б. Бутузовой (2004), которая самаявляется победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и внастоящее время тренирует юных танцоров.
Таблица 4.
Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) удетей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 годаи з года (перед и после занятий).
Срок
Занятий
ЧСС(уд. в мин.)+ Ь
Перед занятием
ЧСС(уд. в мин.)+ Ь
После занятия
Различие
Уд. в мин. П До 1 года 83,9 + 8,2 * 102,3 + 16,4 18,4 23 2 года 88,4 + 9,3 * 107,3 + 19,8 18,9 22 3 года 92,0 + 9,7 * 110,3 + 18,7 18,3 23
* — различия статистически достоверныотносительно значений до начала занятий бальными танцами

Как представлено на таблице 4 во всех 3-хгруппах детей значения ЧСС после занятий бальными танцами статистическидостоверно выше, чем до занятий (Р
В монографии Н.Я. Прокопьева, Т.В. Потаповой(2001) говорится о том, что средства физической культуры способствуют усилениюкомпенсаторных возможностей организма человека, повышают его сопротивляемость квозникновению тех или иных заболеваний. В последние годы значительно возросинтерес населения к занятиям оздоровительным бегом, шейпингом и т.д. Все ониобладают высокой степенью воздействия на организм человека, что требуетстрогого индивидуального выбора и дозировки физической нагрузки.
Выводы1.        Значения артериального систолическогодавления у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами до 1 годаи 2 года статистически достоверно выше после занятий относительно значений,измеренных до занятий танцами (р 0,05). Данные различия примерно в 5 раз мешьше, относительно различий вконторольной группе.2.        Значения артериального диастолическогодавления у детей, занимающихся бальными танцами до 1 года статистическидостоверно выше после занятий относительно значений, зарегистрированных дозанятий (Р 0,05).Данныеразличия у детей в з раза меньше, относительно группы детей, занимающихсяспортом менее 1 года.
3.        Динамика пульсового давления аналогичнадинамике АДС и АДД.
У детей сосроком занятий до 2-х лет различия в значениях до и после тренировки статистическидостоверны, а со стажем занятий 3 года – не достоверны (Р > 0,05).
4. Различия взначениях ЧСС у детей до и после занятий танцами были практически одинаковымиво всех трех группах детей колебались в интервале18,3 – 18,9 ударов в минуту.
5.Анализизученных показателей сердечно-сосудистой системы свидетельствует о том, что спортивные бальные танцы благоприятно влияют на здоровье детей. Дети с большим стажем занятитий танцами(3 года) значительно лучше адаптированы к физически нагрузкам, чем дети в контрольнойгруппе (срок занятий менее 1 года).
Практические рекомендации
1.        Полученныеданные по показателям сердечно-сосудистой системы (АДС, АДД, ПД, ЧСС) у детей,занимающихся бальными танцами менее 1 года могут служить в качестве нормы приоценке динамики этих показателей у детей в возрасте 7-11 лет, занимающихсяспортивными бальными танцами.
2.        Динамикаизменений показателей артериального давления может служить индикатором функциональныхи адаптационных возможностей у детей, которые систематически занимаютсяспортивными бальными танцами и давать возможность тренеру корректироватьфизические нагрузки во время тренировок.
3.        Посколькуспортивные бальные танцы обладают высокой степенью воздействия на организмребенка, то требуется строго индивидуальный выбор и дозировка физическойнагрузки в зависимости от стажа занятий танцами.
Список литературы
1.   Агаджанян Н.А., ЕрмаковаН.В. Экологический портрет человека на Севере.- М: крук, 1997.- 208 с.
2.   Анохин П.К. Очерки физиологиифункциональных систем. М: Медицина, 1975.- 448 с.
3.   Аршавский И.А. Очерки повозрастной физиологии. М., 1976.- 475 с.
4.   Бальсевич В.К.Онтокинезиология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000.-275с.
5.   Берштейн Н.А. Очеркифизиология движений и физиология активности. М.: Медицина, 1966.- 349с.
6.   Брагин А.В. Физиологическаяпотребность в двигательной активности у лиц с различной устойчивостью зубов ккариесу. Автореф. дисс. … канд. Мед. Наук. Курган, 1999.- 22 с.
7.   Булкин В.А. Диагностикаподготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990.- 342 с.
8.   Быков Е.В., Исаев А.П.,Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение: возрастные аспекты. Челябинск, 1998.- 64с.
9.   Бутузова В.Б. Особенностиадаптационных процессов у детей и подростков, занимающихся спортивными бальнымитанцами. Автореф. канд. Дисс., 2004, Тюмень.- 23 с.
10.     ГужаловскийА.А. Физическая подготовка школьников. Челябинск, 1980.- 151с.
11.     ДубровскийВ.И. Спортивеая медицина. МВЛАДОС, 1998.- 480 с.
12.     ДубровскийВ.И. Валеология. Здоровый. Здоровый образ жизни. М., 2001.- 60 с.
13.     ИсаевА.П., Личагина С.А., Потапова Т.В. Стратегии адаптации человека. Тюмень. Из-во:ТюмГУ, 2003.- 248 с.
14.     КойносовА.П. Индивидуально-типологические особенности адаптации организма подростков кразличным двигательным режимам. Автореф. канд. дисс. Тюмень, 2003.- 22с.
15.Ким В.В. Спорт, какособая отрасль общественного производства // Спорт, фиич. Культура, здоровье:состояние и перспективы совершенствования: матер. Конф. – Тюмень, 1998.- В. 1,С. 87-98.
16.Медведев В.И. Взаимодействиефизиологических и психофизиологических механизмов в процессе адаптации. //Физиология человека. 1998.- № 4. – С.7-11.
17. Меерсон Ф.В.Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1985.- 645 с.
18.Меерсон Ф. В.,Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным и физическим нагрузкам. М.: Медицина,1988. – 256 с.
19. Прокопьев Н.Я.,Потапова Т.В. Физическая работоспособность.- Тюмень, из-во ТюмГУ, 2001.- 76 с.
20. Прокопьев Н.Я.,Важенин А.А., Соловьев С.В. Физиологическая особенность роста и развития детейи подростков.- Сургут, РИИЦ “Нефть Приобья”, 2002.- 152 с.
21.Прокопьев Н.Я., ОрловС.А., Койносов П.Г. и др. Физическое развитие детей и подростков. М.: Крук,1999.- 192 с.
22. Платонов В.Н.Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988.- 199 с.
23. Ратов И.П.Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития ивосстановления, Минск, 1994. – 116 с.
24. Сальникова Г.П.Физическое развитие школьников. М.: Просвещение, 1968.- 347 с.
25. Слоним А.Д. Среда иповедение. Формирование адаптивного поведения. Л.: Наука, 1976.- 211с.
26. Смирнов В.М. Особенностифизиологии детей. М.: РГМУ, 1993.- 168с.
27. Сулейманов И.И.Соотношение и определение понятий двигательных способностей и качеств //Здоровье и физические упражнения: Материалы междун. Конф. Тюмень, 2000.-С.201-206.
28. Сухарев А. Г.Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.- 272с.
29. Тристан В.Г. Двигательнаяактивность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека.Омск: СибГАФК, 1994.- 144 с.
30. Фарфель В.С.Физиология спорта, М.: ФИС, 1960.- 383 с.
31. Фомин Н.А. Физиологиячеловека. М.: Просвещение, 1995.- 416 с.
32. Харитонов В.И.Физическое развитие- основа здоровьесберегающей среды учащихся. Челябинск,2000.- 152 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.