СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Познавательный туризм в Тверской области
1.2 Туристские зоны познавательного туризма Тверскойобласти
2 ВЛИЯНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГОНАСЛЕДИЯ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
2.1 Взаимодействие туризма и культурного наследия
2.2 Роль законодательных аспектов
2.3 Роль экономических аспектов
3 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Характеристика проблемы
3.2 Пути решения проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
Россия имеетогромный туристский потенциал, значительную долю которого составляет потенциалв рамках культурной сферы. В силу исторических, природных, географических,климатических причин Россия является страной именно культурного туризма.
Познавательныйтуризм во многих странах мира признан одной из наиболее доходных и интенсивноразвивающихся отраслей экономики, играющих важную роль в обеспеченииустойчивого социально-экономического развития территориальных общностей разногоуровня. Современный познавательный туризм превращается в успешную технологию,дающую возможность развиваться туристским центрам, выявлять, сохранять иэффективно использовать историко-культурное наследие.
СегодняТверская область, хотя и расположена буквально под боком у Москвы, сохранилаобаяние и традиции русской провинции. Тверскому региону досталось огромноекультурно-историческое наследие: более 10 тысяч памятников находятся подохраной государства. Среди них старинные храмы, построенные зодчими в XV — XVIII веках, знаменитый монастырь Нилова пустынь — одна из главныхпаломнических святынь России, а также Борисо-Глебский мужской монастырь вТоржке, храмовые комплексы в Старице, Осташкове, Торопце, Кашине.
В этой работебудет рассмотрена и разработана проблема влияния культурного наследия наразвитие туризма в Тверской области.
Актуальностьисследования состоит в том, что физическое состояние более половины,находящихся под охраной государства памятников истории и культуры тверскойобласти продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время какнеудовлетворительное. И это, несомненно, оказывает негативное влияние наразвитие познавательного туризма в частности.
Даннаяпроблема – сохранение культурного наследия в Тверской области – разработана, восновном, узкими специалистами, поэтому получить необходимую актуальнуюинформацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранениипамятников истории и их реставрации, из федерального закона № 73 от 25.06.02года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации»), а так же из целевых программ ипостановлений комитета по государственной охране объектов культурного наследияТверской области.
Кроме того, впоследнее время большое внимание этой проблеме уделяют средства массовойинформации, как печатные, так и электронные.
Объектомисследования в данном случае являются памятники истории, культуры и природы Тверскойобласти.
Предметомисследования являются взаимодействие историко-культурного наследия и туризма всовременных условиях, законодательство в области сохранения культурногонаследия Тверской области, а также программы по его сохранению и законы Твери вэтой области.
Цель этойработы –изучить влияние объектов культурного наследия на туризм в Тверской области,выявить проблему и определить пути ее решения.
Задачи:
Рассмотрениестепени влияния различных факторов на сохранение памятников истории и культуры.
Изучениеадминистративной политики в Тверской области относительно историко-культурногонаследия.
Рассмотрениецелевых программ комитета по государственной охране объектов культурногонаследия Тверской области.
Любые потери наследиянеизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений,приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднениюобщества в целом. В том числе и на развитии туризма непосредственно в Тверскойобласти.
1 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 1.1Познавательный туризм в Тверской области
Историко-культурныйи природно-рекреационный потенциал Тверской области значителен.
Тверскаяобласть — это сердце России, древняя русская земля. Великое Тверское княжество,просуществовавшее как самостоятельное государственное образование вплоть доконца 15 века, было одним из основных центров создания русского национальногогосударства. И по сей день Тверская земля хранит многочисленные памятникиистории, архитектуры, археологии, культуры.
На территорииТверского края находится 14 городов, имеющих статус «историческое населенноеместо» или проще исторический город: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин,Вышний Волочек, Бежецк, Осташков, Весьегонск, Белый, Зубцов, Калязин, КрасныйХолм Ржев. Еще целый ряд старинных сел, таких как: Городня, Медное, Кушалино,Иванищи, Выдропужск, Берново, Рогожа и др. вполне могут претендовать наприсвоение данного статуса.
Всего вобласти поставлено на охрану или выявлено 9439 памятников истории и культуры.Особенно богата область памятниками XVIII-XX в.в.
Тверской крайявляется не только важным историко-культурным, но и духовным центром Россииблагодаря своим храмам и монастырям, среди которых исключительное значениеимеют такие национальные святыни, монастырь Нилова Пустынь в Осташковскомрайоне и Свято Успенский Старицкий монастырь.
Огромноеколичество памятников истории и культуры дополняет более тысячи особоохраняемых территорий, в основном, в виде заказников и памятников природы.
В Тверскойобласти есть уникальные объекты туристского притяжения: истоки Волги и ЗападнойДвины, самое высокое в мире культовое сооружение из дерева — церковь Ширковапогоста в Пеновском районе (45 м.), самый древний из существующих православныхмонастырей России — Борисоглебский (г. Торжок).
Не менееценны и привлекательны светские объекты: ансамбль Императорского путевогодворца XVII-XIX веков, усадьбы, в которых бывал Пушкин, усадебный комплексЗнаменское-Раек, созданный по проекту уроженца Тверской земли, известногоархитектора Николая Львова, многие другие «родовые гнезда» таких именитыхсемейств, как Лихачевы, Толстые, Голенищевы-Кутузовы, Бакунины.
К числуважных объектов историко-культурного наследия относят и целый ряд древнихгородов Тверской области. В настоящее время ведуться переговоры с ЮНЕСКО овключении исторического центра Твери в перечень объектов историко-культурногонаследия международного значения. До сих пор такой чести в России был удостоентолько один город — Санкт-Петербург.
Туризминтересен не только сам по себе, но и тем, что развитие туризма стимулируетразвитие целого ряда отраслей, что нашло отражение в определении«мультипликативный характер туризма». Одной из таких отраслей являетсясувенирная промышленность. И здесь еще предстоит решить вопрос с разработкой ипродвижением узнаваемого туристского сувенира как для отдельных регионовтверской области, так и для области в целом.
1.2 Туристские зоны познавательного туризмаТверской области
/>
Учитываяогромную территорию (самая большая область в Центрального Федерального Округа),большое количество достопримечательностей и туристической инфраструктуры(только средств размещения более 200), для удобства туристов территория областиразделена на ряд туристических зон ориентированных на разные виды туризма икатегории туристов. По туристическим зонам издаются путеводители, а ихвзаимосвязь через транспортную систему позволяет формировать маршруты по всейТверской области и соседним регионам. Вот самые известные, относящиеся кпознавательному туризму.
«Селигер» — Озеро Селигер иВерхневолжские озера известны своими возможностями для рекреационного туризма,охоты, рыбалки, паломнического туризма, а также разнообразными экскурсионнымипрограммами. Здесь находится исток реки Волги, который является символомТверской области, не зря о Тверской области говорят: «Тверская область — здесь рождается Волга». На исток ежегодно приезжает до 100 тыс. туристов ичисло их растет. Зона располагает насыщенной туристкой инфраструктурой,основная часть которой расположена на берегах многочисленных рек и озер м в г.Осташкове.
«ВеликиеТроеградье» — объединяет три старинных города Тверь, Торжок и Старицу и ихокрестности и является центром культурно-познавательного туризма. Срединаиболее популярных маршрутов для туристов — Пушкинское кольцо, уникальнаяархитектурная застройка XVIII века центра Твери; Борисоглебский монастырь вТоржке (основан в 1038 году), Свято-Успенский Старицкий монастырь – обительсвязанная с именем первого русского Патриарха Иова, и новый активноразвивающийся маршрут Усадебное кольцо верхневолжья — по загородным дворянскимусадьбам. Здесь сформировалась разнообразная туристическая инфраструктура,кафе, рестораны и ночные клубы. Здесь проходят многочисленные событийныемероприятия среди которых стоит выделить — Международный фестиваль памятиМихаила Круга, Троицкие гуляния и Купеческий караван.
«РусскаяВенеция» — это конечно Вышний Волочек и его окрестности. Стоящий на берегуозера на многочисленных островах, пересеченный каналами и связанный дугамимостов, этот город с сохранившейся исторической застройкой, действительнонапоминает Венецию. Этот город дал название первой российской искусственнойгидротехнической системе — Вышневолоцкой, связавшей в 1703 году Каспийское иБалтийское моря.
«Жемчужнаянить» — объединяет три старинных города Кашин, Калязин и Кимры и связываеттуристические маршруты Тверской области и Золотого кольца. Калязин – этотверская Атлантида, затопленный город, о котором сегодня напоминаетподнимающаяся из воды колокольня Николаевского собора; Кашин – один изстарейших российских бальнеологических курортов, основанный по именномуИмператорскому указу в 1884 году и Кимры – город, который обязательнозапомнится своей своеобразной архитектурой, получившей название «деревянногомодерна». Сегодня этот регион приобретает и новое направление помимокультурно-познавательного. На берегах Волги появляются современные яхт-клубы изагородные отели. Здесь появляются и новые объекты туристского показа,специализирующиеся на специально разработанных интерактивных программах — «музей Гадов» и «музей Бань» (Кимрский район).
«БежецкийВерх» — центром, которого является Весьегонский район. Эта территория расположена награнице с Вологодской и Ярославской областями и имеет хорошие перспективы дляразвития охоты, рыбалки, транзитного туризма, а также яхтинга. Ведь она выходитна берега Рыбинского водохранилища. Среди новых объектов притяжения можновыделить «музей Пчелы» в поселке Сандово. Здесь активно создается современнаятуристская инфраструктура. />
2 ВЛИЯНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРАЗВИТИЕ ТУРИЗМА 2.1Взаимодействие туризма и культурного наследия
Туризм, внастоящее время, представляя собой многогранное явление, является объектомизучения многих наук. Это связано с тем, что туризм охватывает не толькоэкономику разных стран, но и их культурное наследие, традиции, религию иремесла. Многие регионы богаты такими уникальными историческими территориями,как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовойархитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они недолжны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальныхтерриторий следует сочетать традиционные формы деятельности, историческисформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которыхотносится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а неподавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.
В процессетуристской деятельности неизбежно происходит взаимодействие с окружающей средой.
Культурное,историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:
1. Достояние,используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т.д.);
Музыкальныйпотенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. Внекоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов.Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многиекурортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во времявечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена вбольшинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристовс культурой народа. Целесообразно проводить культурные мероприятия(фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначенияспособные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
2. Достояниесмешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры,заповедники и пр.);
3. Достояние,используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовыеобъекты, кинотеатры, библиотеки и др.). Литературные памятники региона имеютболее ограниченную по сравнению с другими элементами культурыпривлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основуорганизации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературныепроизведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре.Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в странеуказывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательныепрограммы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем болеечто некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками.
Культурныйпотенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристскихнаправлений бережно относится к своей истории как фактору привлечениятуристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределитьуспешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческимиобъектами — сильнейший побудительный туристский мотив.
Историческоенаследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтомунациональные туристские организации должны заниматься распространениеминформации об историческом потенциале местности.
Исходя изэтого, возникает проблема туристского природопользования, в которойконцентрируются все аспекты, связанные с загрязнением, восстановлением иохраной природных комплексов от пагубного влияния туристов и туристскойинфраструктуры. Однако туризм не может развиваться без взаимодействия сокружающей средой, что вызывает необходимость управления развитием туризма иего четкого планирования. Следовательно, необходима своевременная ивсесторонняя оценка последствий туризма, разработка туристической политики,которые позволили бы предупреждать разрушительное воздействие туризма иизвлекать максимальную выгоду, увеличивать его положительное воздействие,которое включает: охрану и реставрацию исторических памятников, созданиенациональных парков и заповедников, сохранение лесов, освоение культурногонаследия.
Постиндустриальнаяцивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимостьего сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсовмировой экономики.[1]
Утратакультурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурногонаследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущихпоколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти,обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитиемсовременной культуры, ни созданием новых значительных произведений.Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации. 2.2 Роль законодательных аспектов
Анализсложившейся ситуации в сфере сохранения и управления объектами культурногонаследия, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектовфедерации и в муниципальной собственности, показывает наличие серьезных проблемв этой сфере:
1. Отсутствиев российском законодательстве четкого и системного подхода к охране объектовкультурного наследия; законодательно четко не определены:
условияи порядок распоряжения (отчуждения или передачи прав) объектами культурногонаследия;
порядокустановления и выполнения требований и ограничений по сохранению ииспользованию объекта культурного наследия, в том числе охранных обязательств;
порядокосуществления контроля за выполнением этих требований, ограничений иобязательств.
2. Отсутствиесистемы в организации работы государственных органов по охране объектовкультурного наследия.
3. Аварийноесостояние большинства объектов культурного наследия. (По данным Министерствакультуры Российской Федерации из охраняемых государством 90 тысяч объектовкультурного наследия и более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследияоколо половины находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии).
4. Отсутствиепообъектного состава объектов культурного наследия и достоверной информации оналичии и их состоянии (физической сохранности) указанных объектов.
5. Отсутствиесредств на реконструкцию, восстановление и содержание объектов культурногонаследия. По имеющимся данным, необходимые расходы на реконструкцию,восстановление и содержание данных объектов в несколько раз превышаютвозможности бюджетов всех уровней. Средства, выделяемые на содержание данных объектов,не позволяют осуществлять не только поддержание их текущего состояния, нозачастую средств недостаточно даже на консервацию этих объектов, что в своюочередь приводит к их утрате.
6. Отсутствиенормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом «Об объектахкультурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РоссийскойФедерации», и методических документов:
Охранаобъектов культурного наследия должна представлять собой единую системуправовых, организационных, финансовых, информационных, материально-техническихи иных и нормативных актов в области сохранения, содержания и использованияэтих объектов, а также систему организации комплексной, взаимосвязанной работыорганов государственной власти по охране объектов культурного наследия иорганов государственной власти по контролю за их сохранением, ихтерриториальных подразделений, а также граждан и общественных организаций поохране объектов культурного наследия.
Политикагосударства в сфере сохранения культурного наследия должна предусматриватьнормативно-правовое, методическое, научно-техническое, организационное,социальное, финансово-экономическое обеспечение деятельности по охранекультурного наследия.
Нормативно-правовоеобеспечение охраны объектов культурного наследия должно предусматриватьзаконодательное установление исчерпывающих требований, установленных вотношении такого объекта культурного наследия, и охранных обязательств, которыедолжны выполняться собственниками (пользователями), а также законодательноеустановление ответственности, которая наступит в случае невыполнениясобственником (пользователем) таких требований и обязательств.
2.3 Роль экономических аспектов
Насегодняшний день необходимо применение рыночных механизмов сохранения ииспользования объектов культурного наследия, позволяющих обеспечить привлечениесредств для охраны и развития объектов культурного наследия, развитиегосударственно-частного партнерства.
Одним изновых и перспективных способов распоряжения объектами культурного наследия, непредусматривающих их отчуждения, является заключение в отношении таких объектовконцессионных соглашений.
Концессионноесоглашение позволит за счет средств инвестора осуществлять меры по реставрации,капитальному ремонту и (или) по воссозданию физического облика памятника безего отчуждения из государственной собственности.
Кромезаключения в отношении объекта культурного наследия концессионного соглашения,возможна передача прав на объект культурного наследия посредством заключения договороваренды и доверительного управления при условии обременения прав на объектыкультурного наследия обязательствами по надлежащему сохранению, содержанию ииспользованию объектов культурного наследия, включая требования по сохранениюоблика и интерьера объекта культурного наследия, по обеспечению доступа кобъекту культурного наследия (охранные обязательства) в качестве существенныхусловий соответствующих договоров.
На путиреализации экономических механизмов защиты культурного наследия есть несколькопрепятствий:
a) Насегодняшний день отсутствуют методические подходы к оценке охранно-сервисногопотенциала объектов культурного наследия и к определению различных типовстоимостей этих объектов, которые должны применяться в определенных целях и дляопределенных сделок с объектами (страхование, приватизация, передача в аренду,доверительное управление и др.).
Оценкуохранно-сервисного потенциала объектов культурного наследия необходимоосуществлять исходя из следующих существенных факторов, характеризующих этиобъекты:
b) Этиобъекты являются материальными объектами недвижимого имущества;
c) Этиобъекты являются особой формой исторического и культурного наследия, и ихзначимость и полезность характеризуются не только экономическими критериями, нои такими неэкономическими критериями как историко-культурное иисторико-архитектурное значение, художественное, научное, мемориальное и иноезначение объекта культурного наследия для истории и культуры соответственноРоссийской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальногообразования;
d) Невосполнимостьутраты (лишения) объектов культурного наследия.
e) Дляобъектов культурного наследия могут быть установлены различные способы ихиспользования.
Для оценкиохранно-сервисного потенциала объектов культурного наследия могутиспользоваться такие виды стоимостей этих объектов, как:
рыночнаястоимость;
рыночнаястоимость при установленном способе использования объекта;
рыночнаястоимость с учетом наилучшего способа использования объекта;
стоимостьзамещения объекта (затраты на воспроизводство);
стоимостьлишения (утраты) объекта, и другие типы стоимостей, отражающие значение объектакультурного наследия.
Приопределении рыночной стоимости объекта культурного наследия необходимоучитывать его потенциальную доходность (например: чистый операционный доход отэкскурсионной деятельности, чистый операционный доход от продажи сувенирной ипечатной продукции, проведения специализированных культурно-массовыхмероприятий, конференций, продажи прав на проведение фото и киносъемок, продажиправ на использование логотипов и т.д.) при использовании его в соответствии сего значением для истории и культуры.
2. Такженеобходима разработка особенностей бухгалтерского, статистического и налоговогоучета объектов культурного наследия, позволяющих организовать учет этихобъектов, отражающий их специфику как памятников истории и культуры и затратына содержание и сохранение памятников, такие как: стоимость восстановительныхработ, стоимость мероприятий, необходимых для сохранения объектовархеологического наследия и стоимость работ по перемещению памятника.
3. Такжеплохо дело обстоит и с установлением требований о порядке и условияхстрахования объектов культурного наследия. Сложившаяся ситуация диктует необходимостьзаконодательного установления обязательного страхования как самих объектовкультурного наследия, так и гражданской ответственности их собственников(пользователей).
Сложностьвышеуказанных проблем требует комплексного, системного подхода к их решению инезамедлительных действий по применению экономических механизмов к защитекультурного наследия.
Кроме того,необходимо разработать и принять комплекс нормативно-правовых актов,обеспечивающих привлечение бюджетных и особенно внебюджетных средств в развитиесистемы охраны объектов культурного наследия, как один из секторов ускоренногоразвития экономики страны. В связи с этим, мы предлагаем в проект решения такжевключить пункт, который позволит обеспечить ускоренное развитие туризма, атакже традиционной и нетрадиционной благотворительности. Необходимо показатьсовременному миру, что российское культурное наследие имеет материальную форму,обеспечивающую достойное место для России в постиндустриальном цивилизованноммире.
Туризм нетолько приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордитьсясвоим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами.Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рациональногоиспользования уникальных ресурсов для туризма.
3 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ТВЕРСКОЙОБЛАСТИ 3.1Характеристика проблемы
Тверскаяобласть по количеству недвижимых памятников истории и культуры занимает одно изпервых мест в Российской Федерации. На государственном учете состоят 10 788объектов историко-культурного наследия. Из них: 6 351 — памятники археологии, 3032 – памятники архитектуры, 1 362 – памятники истории, 43 – памятникимонументального искусства. Кроме того, на территории области находятся 2 307выявленных объектов культурного наследия. Среди объектов культурного наследиятакие уникальные и всемирно известные памятники, как монастырь Нилова Пустыньна острове Столбном в Осташковском районе, Успенский монастырь в городеСтарице, усадьба Знаменское – Раек в Торжокском районе, Берновскийисторико-природный заказчик, связанный с жизнью и творчеством А.С. Пушкина,деревянная церковь Иоанна Предтечи в деревне Ширково Пеновского района и другие.
Нагосударственной охране как исторические города общегосударственного значениясостоят 14 городов Тверской области: Тверь, Торжок, Осташков, Торопец, Бежецк,Белый, Вышний Волочек, Красный Холм, Весьегонск, Зубцов, Старица, Калязин,Кашин, Ржев.
В отличие отдругих материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являютсячастью национального достояния, историко-культурный потенциал которого невсегда воссоздаваем при полной или значительной утрате объектов.
Большое числообъектов культурного наследия (около 70 %) Тверской области находятся внеудовлетворительном техническом состоянии. Здания-памятники нуждаются впроведении консервационных работ, работ по приспособлению и модернизации.Исторические центры городов Тверской области приходят в запустение, органыместного самоуправления, как правило, не способны самостоятельно решатьмногочисленные проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия.
Объектыисторико-культурного наследия отнесены к особому виду недвижимого имущества. Всвязи с отсутствием системного подхода, недостатком финансовых средствневозможно решить проблему активного включения объектов историко-культурногоназначения в экономическую жизнь региона, что, безусловно, приводит кторможению общего процесса развития Тверской области. Всесторонний анализпроблем, связанных с сохранением историко-культурного наследия, развитием исторических поселений, показывает необходимость комплексного подхода, которыйпредполагает использование программно-целевых методов, позволяющих определитьосновные приоритетные направления.
В современныхусловиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения устойчивостиразвития Тверской области.
Программныйподход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранениепамятников истории и культуры, возрождение исторических городов, представляетсяестественным и единственно возможным в свете централизации процессовуправления. Программный метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы напроведение работ на конкретных объектах.
3.2 Пути решения проблемы
Что касаетсяТверской области, Комитет по государственной охране объектов культурногонаследия Тверской области ведет активную деятельность по сохранениюисторико-культурного наследия. Для этого была разработана долгосрочная целеваяпрограмма Тверской области «Сохранение культурного наследия Тверской области на2009-2011 годы».
Даннаяпрограммы нацелена на сохранение объектов историко-культурного наследияТверской области посредством сбережения, восстановления и совершенствованияархитектурной среды как важнейшего компонента национального культурногодостояния Тверской области.
В связи сэтим, программа ставит тактические задачи. Среди них:
1. Улучшениетехнического состояния объектов культурного наследия, возрождение историко-культурногопотенциала рекреационных зон Тверской области.
2. Проведениепротивоаварийных мероприятий по уникальным объектам историко-культурногонаследия Тверской области
Решение этихзадач достигается путем концентрации ресурсов на особо значимых объектахкультурного наследия. Последовательность реализации определяется степеньюсрочности подлежащих решению задач и общей стратегией социально-экономическогоразвития Тверской области.
Объектыкультурного наследия включаются в Программу по следующим основным критериям:
социальнаязначимость объекта;
развитиеинфраструктуры туризма;
включениеобъекта в хозяйственный оборот;
финансированиеработ из федерального бюджета.
В составкомплекса мероприятий по противоаварийным и консервационным работам входиторганизация первоочередных спасательных работ по наиболее значимым памятникамистории, архитектуры, археологии.
РеализацияПрограммы по сохранению объектов культурного наследия осуществляется вусловиях наличия определенных рисков.
Внешниериски:
негативноевоздействие экологических и антропогенных факторов на объекты культурногонаследия (подтопление территорий, оползни, эрозия, загрязнение среды, вибрацияи т.д.);
слабаяматериально-техническая оснащенность реставрационных организаций;
недостаточныйквалификационный уровень кадров реставраторов;
оттокквалифицированных кадров реставраторов;
отсутствиеконкурентной среды на рынке услуг по реставрации объектов культурного наследия.
Внутренниериски:
недостаточноеколичество на территории Тверской области квалифицированных кадров в областиохраны объектов культурного наследия.
Решениепроблемы сохранения историко-культурного наследия является важной составнойчастью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитиюэкономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм играетзначительную роль в сохранении историко-культурного наследия и ростекультурного потенциала, является важным средством создания культурных связей,мотивирует местные власти, общественные организации и предпринимательскиеструктуры активно участвовать в деле охраны и оздоровления окружающей среды.Развитие культурного туризма в исторических городах способствует возрождениюместных культурных ценностей, оживлению культурной жизни, развитию народноготворчества, ремесел и промыслов.
Культурныйтуризм представляет собой один из действенных стимуляторов развития бизнесавокруг объектов культуры исторических городов, обеспечивающий стабильностьгостиничной, транспортной инфраструктуры, создание новых рабочих мест вгородском пространстве. Кроме того для городских поселений в зоне культурныхобъектов, туристских маршрутов и действующих там научных и культурныхучреждений, туристских фирм, культурный туризм – это и специализированнаяинфраструктура.
Вкладрегиональных и муниципальных органов власти, а так же предпринимательства всферу развития туризма в Тверской области состоит в реализации следующихмероприятий:
· Реставрацияисторических памятников архитектуры и градостроительства, подготовка имеющихсядостопримечательностей к туристско-экскурсионному показу;
· Развитиетуристской инфраструктуры;
· Формированиекультурно-туристских зон.
Эффективноеразвитие культурного туризма открывает возможности для сохранения имеющегосякультурно-туристского потенциала, улучшения экономического положенияисторических городов Тверской области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Биржаков М.Б. Введениев туризм (3-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.
2. Квартальнов В.А. Туризм:Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с. ил.
3. Социально-культурныйсервис и туризм – инновационные направления регионального развития.Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию факультетасервиса и рекламы ИГУ. Иркутск, 21-23 сентября 2007 г.: тезисы докладов // Вестник факультета сервиса и рекламы Иркутского Государственногоуниверситета. №8. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. – 123 с.
4. Постановление Совета министровСССР №865 от 16 сентября 1982 г. «Об утверждении Положения об охране ииспользовании памятников истории и культуры»
5. Федеральный закон № 73 от25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов РФ»
6. www.tverturism.ru – сайткомитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области
7. www.region.tver.ru –официальный сайт администрации Тверской области.
8. www.resursy.mkrf.ru –информационно-справочные ресурсы Министерства культуры Российской Федерации
9. www.rian.ru — РИАНОВОСТИ