Реферат по предмету "Философия"


Философия искусства. Что такое красота? Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………...…………………………………………........................2
2. Основнаячасть………………………………………………….....................3
2.1. Философия искусства.Что такое красота?....................................................3
2.2. Философия от Гегелядо Ницше (ХІХ век)....………………........................5
3. Заключение…………………………………………………...……………..10
4. Списокиспользованной литературы……………………………………...11

Введение
Словофилософия происходит из греческого языка и означает «любовь к мудрости» (филео– любовь, софия – мудрость). Как наука философия возникла в глубокой древности,первые философы – это Геродот, Пифагор, Платон и другие.
В различныевременные промежутки термин «философия» расшифровывался по-разному. Современнаянаука определяет философию как поиск и нахождение человеком ответов на главныевопросы своего бытия (место человека в мире, законы природы и общества и т.д.).
Философияимеет дело с вечными, предельными вопросами, она задумывается и размышляет надними.
За все времясуществования философии сложилось множество мнений о том, чем являетсяфилософия: наукой или чем-то иным, каким-то особым способом мышления. Ответитьна этот вопрос с абсолютной точностью невозможно. Точно можно сказать лишь то,что философия – это великое явление. Величие философии состоит в том, что вовсе времена она была и остается мощным интеллектуальным оружием человечества.Каждый человек философствует (только в разной степени), потому что в этомпроцессе он самовыражается, это доставляет ему удовольствие. Ведь каждый из насхоть чуть-чуть является философом.

2.Основная часть
 
2.1Философияискусства. Что такое красота
Многиефилософы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала онисчитали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позжепоняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в своепроизведение фантазию. В ХΥІІІ веке произошли изменения, и пониманиеискусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определялискусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражениечеловеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецкихфилософов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главнаяцель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, аизображение внутренней жизни человека.
В современномже понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале попризнакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначитьхудожественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, какизвестно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись,графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец,цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир вобразах. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которомуискусство придает выразительность и эстетическую ценность. Спецификахудожественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник,творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие,глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.
Поэтому можносказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника –деятеля искусства.
Ценностиискусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь дляинженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства итехническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являютсяискусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.
Предназначениепроизведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, вкачестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир позаконам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другомпонятия.
Мы живем вмире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежелипредставляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное,возвышенное, эстетическое.
Эстетическое– это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшеенеобходимой степени совершенства.
Эстетика –это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считалилишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавалсякосмос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно былоприближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.
В эпохуСредневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимаякрасота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства былоприближение человека к Богу.
В эстетикеНового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек,его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавшийгармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородствостиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлисьШиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришлиромантики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это былитакие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились краскрепощению многообразных способностей личности.
В ХХ векепроизошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На сменуромантизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм – переводна эстетический язык философии исторического материализма.
В настоящеевремя в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.
Из этойистории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяетсяиспользуемой философией, меняется философия, меняется и представление окрасоте. Красота – это эстетическая интерпретация. Как и все эстетическиеценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направлениеискусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно даетнам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природысоздает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражаетсобственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человекакак раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом креальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспектареальности к другим.
2.2Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)
Философия ХІХвека определяется идеями таких великих философов как Гегель, Кант, Маркс,Ницше. Чтобы лучше ее понять и осмыслить, необходимо изучить подробнее взгляды вышеперечисленныхмыслителей.
І. ИммануилКант (1724-1804)
Этот философродился в Восточной Пруссии, в г. Кёнигсберге, в семье простого ремесленника.Окончив Университет, давал частные уроки, зарабатывая на жизнь. В 1770 г. Сталпрофессором логики и метафизики.
Нередко Кантарассматривают как самого крупного философа после Платона и Аристотеля. Егофилософия во многих смыслах считается образцовой, но все-таки она не являетсяистинной во всех отношениях.
В своихубеждениях Иммануил Кант был твердым приверженцем разума, но, тем не менее, онпризнавал важную роль чувств в жизни людей. По своим политическим взглядам онбыл настроен либерально. Он считал, что главной целью человечества являетсядостижение правового гражданского общества. Идеалом государственного устройстваКант считал республиканский строй. Именно он сформулировал принцип верховенстваморали над политикой.
Проблемыэтики и нравственности заняли особое место в творчестве Канта. В своих работах«Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов» и т. д. он обосновалсистему нравственности. В основе этой системы лежит наличие «доброй воли» каксущности нравственности. Добрая воля – это единственная вещь в мире, являющаяся«безусловным благом», — утверждает Кант. Кроме доброй воли основными понятияминравственности являются еще моральный закон и долг. Нравственный закон содержитосновные правила поведения человека в обществе. Это закон гласит: «действуйлишь сообразно такой максиме деятельности, относительно которой ты в то жевремя мог бы желать, чтобы она стала всеобщим законом». Данная формула законаполучила название категорического императива Канта. Этот императив можнопереформулировать так: «поступай так, чтобы обращаться с человечеством либо всобственном лице, либо в лице других всегда как с целью и никогда – как лишь сосредством». По мнению Канта, без свободных нравственных решений и поступковсвобода и нравственность не могут утвердиться в мире.
Также Кантпредставил комплекс нравственных обязанностей человека, куда входили такиеобязанности, как забота о своем здоровье и своей жизни. Главными добродетелямифилософ считал правдивость, честность, искренность, добросовестность.
В социальнойфилософии Кант развивал идею прогресса в историческом развитии человечества. Онполагал, что история развивается по определенному плану, но, все же, решающеезначение философ придавал деятельности самих людей.
К религии Кантподходил через нравственность, он утверждал, что каждое нравственное существообязано приближать осуществление идеала, стремясь к этой цели с верой в то, чтоБог существует и повелевает природой.
ІІ. ГеоргВильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Это немецкийфилософ. Родился он в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника. Училсяв Тюбингенском теологическом институте, прослушал там курсы философии итеологии.
Гегельсчитал, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает тождественностьобъекта и субъекта. Эту общность, тождественность, одинаковость он называлидеей. По его мнению – философия – это постижение мира в идеях. Гегель считал,что идеи существуют на трех уровнях:
1)Идеи самопо себе
Это идеисуществования, качества, количества, сущности, противоречия, понятия.
2)Идеи вприроде
Это идеипространства, времени, материи, движения, геологической, растительной, животнойприроды, жизни и смерти.
3)Идеи в духе
Это идеидуши, сознания, духа, права, морали, реальности, прав, ответственности,государства, искусства, религии, философии.
СогласноГегелю, идеи существуют в мире. Он полагал, что познание – это деятельностьмышления. Познать какой-нибудь объект – это значит с помощью мышления внутреннеего усвоить в форме мыслей. Гегель ввел эту систему идей с целью возвыситьфилософию до уровня науки. Таким образом, по его мнению, философия – наукаидей, самая универсальная логика, логика движения идей, диалектическая логика. Диалектика– это искусство спора, обнаружения заблуждений и их последовательногопреодоления. Философ полагал, что противоречия неискоренимы и присущи каждойидее, они являются корнем движения идей.
ЗаслугаГегеля состоит в том, что он развил диалектический метод познания и пониманиямира. Он разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращенияколичественных изменений в качественные, вопросы природы теоретическогомышления. Кроме того, он показал, что познание есть исторический процесс.
ІІІ. КарлМаркс (1818-1883)
Родился в1818 году в Вест-Рейнской провинции Пруссии, в семье еврея-юриста.
Карл Марксбыл не согласен со взглядами Георга Гегеля. Он полагал, что идеи – это всеголишь мысли, посредством которых люди преобразуют мир. Преобразование мира путемреволюции (сначала буржуазной, а потом обязательно социалистической) в егопонимании – вот главная цель и задача всего человечества. В качестве главнойпроблемы Маркс выдвигал проблему общества и всего общественного, он как бысдвинул философию в сторону общества. По его мнению, первично общество, а несубъект.
Этот философполагал, что разделение труда приводит к обмену опытом и результатами трудамежду людьми. Общественный труд Маркс называл «солнцем человека». Он был борцомза справедливость, считая, что рабочим надо объединиться против капиталистов,эксплуатирующих их. Когда общественный труд будет развит повсеместно, когда вовсем мире будет господствовать капитализм, вот тогда и придет время для мировойсоциалистической революции – вот концепция Карла Маркса.
Философутверждал, что вопрос  об истинности познания – это вопрос практики. Напрактике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Практика вынуждаетотказываться от заблуждений и ведет вперед, к истине.
Такимобразом, можно выделить следующие основные достижения философии Маркса:
— талантливаякритика недостатков капитализма;
— разработкапроблем практики;
— постановкапроблемы природы общественного.
ІΥ.Фридрих Ницше (1844-1900)
Фридрих Ницшеродился в 1844 году в городе Рёкене (Германия). Он окончил Лейпцигскийуниверситет, с 1869 году стал преподавать классическую филологию.
По своейнатуре Ницше был мятежником, в какой-то степени бунтарем. Он разрушил многиеценности философии ХІХ века, старые ценности его не устраивали. Он не ставилнауку так высоко как все предыдущие философы. Ницше сомневался в самой истине,считая, что человек стремится вовсе не к ней, а к  власти. Жизнь – это воля квласти; всем людям по природе свойственно желание господствовать над миром,переделывать его сообразно своим предпочтениям, утверждать свою силу вмаксимально возможной степени. Этот философ выступал против всех устоявшихсяидеалов христианства, науки, морали. На место Бога он ставил человека. Онвоспевал все сильное, сильных личностей, способных бороться, и презирал иосуждал слабое, безвольные массы людей. Борьба, благодаря которой индивидуумыдостигают степени власти, соразмерной их способностям – вот основной фактчеловеческого существования.
В 1900 годуфилософ Ницше умер, но его философия легла в основу убеждений других философов,которые продолжили начатое им дело.

Заключение
Изучиввзгляды и убеждения основных философов ХІХ века, можно сделать соответствующиевыводы о философии этого периода в целом. Их можно выразить в особенностях,характерных для философии на данном промежутке времени:
1) Внутренняянеоднородность философии, своеобразие, состоящее в  отклонении от строгихматематических теорем;
2) Центрвнимания – человек, причем по убеждению одних философов это личность, поубеждению других – «коллективный» человек;
3) Преобладаниегносеологической установки, т.е. доступ к пониманию мира через познание;
4) Логоцентричностьфилософии, т.е. признание идеалом строгого, четкого мышления;
5) Преобладаниеинтереса к методам и способам познания;
6) Постановканауки превыше всего;
7) Желаниеподчинить общественную жизнь правовым, моральным, экономическим илиполитическим законам;
8) Возрастаниеориентации на практику, подчеркивание ее верховенства над теорией;
Философия ХІХвека замыкает собой этап классической философии, уже философ Ницше отрицаетклассические идеалы. Поэтому можно сказать, что философия ХІХ века – этонеклассическая философия.

Списокиспользованной литературы:
1. Основыфилософии; П. С. Гуревич; Москва, «Гардарики», 2000;
2. Основыфилософии; В. А. Канке; Москва, «Логос», Высшая школа, 2001;
3. Великиемыслители Запада; под редакцией Яна Мак-Грила; Москва, «Крон-пресс», 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Атомистическая научная программа в античности. 20. Естественнонаучная революция Аристотеля. Континуалистская программа
Реферат Алиби
Реферат Концентрированный эликсир эффективности
Реферат Смута на Руси
Реферат Экономическая политика консервативного правительства М. Тэтчер
Реферат Виготовлення листівки
Реферат Аннотация дисциплины «Общая и неорганическая химия» Общая трудоемкость дисциплины составляет
Реферат Дерматологические аспекты ВИЧ-инфекции
Реферат Совершенствование организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками Понятие и
Реферат Использование CD-ROMдисков в качестве индентификатора
Реферат Эволюция правового статуса личности и его отражение в российской правовой науке
Реферат Методы оценки температурного состояния
Реферат Політичне життя і політична система суспільства
Реферат Психические изменения в старости
Реферат Дыхание и его значение в жизни человека