--PAGE_BREAK--Цели и средства реализации энергетической политики
Основной целью Энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.
Достижение поставленной цели должно базироваться на:
· определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей;
· определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников;
· выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики;
· сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК;
· рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
· надежном и экономичном энергообеспечении потребителей и максимально эффективным использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;
· использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;
· удовлетворении интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;
· учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;
· технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;
· приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;
· замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.
Цели энергетической политики достигаются с помощью:
· ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования — в качестве нижнего;
· формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
· создания нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью;
· совершенствование механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;
· проведения активной инвестиционной политики.
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
· структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
· повышения коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;
· увеличения в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Организационно-экономической основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:
· осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
· переход к проведению регулярныхэнергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
· пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топлива с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку соответствующих видов энергоресурсов;
· разработка новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;
· реализация положений Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» о введении обязательной энергомаркировки бытовыхэлектроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизированных с Директивами ЕС;
· разработка и реализация республиканских, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.
К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
· повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
· модернизация и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР; оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;
· внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
· снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
· создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
· создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
· наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей(перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
· замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
· внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
· разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексовпри производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;
· дальнейшее развитиесистемы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
· максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
· разработка и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих газов и удобрений из отходов животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;
· разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
· внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
· экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
· техническое перевооружение автомобильного транспорта итракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природныйгаз, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
· разработка и внедрение технологии получения топлива для дизельных установок из метанола и рапсового технического масла;
· разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
· децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыминагрузками и резкопеременными режимами работы;
· максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальномхозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей.
продолжение
--PAGE_BREAK--Принципы государственной политики энергосбережения
Согласно закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
· осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
· разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
· приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
· создание систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
· повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
· осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
· создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
· реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
· информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
· обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
· создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Методы реализации государственной политики энергосбережения
Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность, управляемых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:
· социально-психологические методыили меры морального стимулирования;
· административные методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;
· финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Социально-психологический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами социально-психологического управления являются:
· образование и воспитание;
· обучение;
· доступность информации;
· общественное давление;
· переговорные процессы;
· добровольные соглашения.
В Беларуси социально-психологический механизм управления реализуется по следующим направлениям.
В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.
Основные направления и задачи в области обучения, пропаганды и информации на 2001 – 2005 годы:
1.Развитие непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения, базирующееся на:
· совершенствовании учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;
· укреплении и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации;
· открытии на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий республиканских межотраслевых научно-исследовательских и образовательных Центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;
· создании компьютерных классов с учебным и научным программным обеспечением при основных кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;
· организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения практических навыков энергосбережения;
· использовании системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований предприятий.
2.Широкое использование республиканской информационно-аналитической системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:
2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий, выполнении директив государственных органов и действующих программ энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах энергоэффективности.
2.2.В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:
· организацию правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения соответствующих звеньев персонала предприятий, организаций и населения в целом;
· издание целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;
· периодический (2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;
· создание системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения;
· дальнейшее издание научно-технического и информационного журнала «Энергоэффективность», информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению; издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;
· информацию о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинарах в областях, городах, на предприятиях республики;
· открытие веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о состоянии и работе в области энергосбережения в Республике Беларусь;
· создание единого информационного поля в области энергосбережения с соответствующими управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе, издание совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими экономическими оценками.
2.3.В составе РИАС подсистема пропаганды и рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выставках, конгрессах, семинарах.
3. Создание единой республиканской высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества, включающей:
· комплексное использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информационно-пропагандистские и дискуссионные материалы в общественной печати, рекламно-информационные материалы в сети Интернет;
· разработка принципов рекламы энергосбережения городов и создание сети рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики совместно с местными органами власти;
· создание эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для предприятий и учреждений с учетом профиля их производственно-хозяйственной деятельности, организация распространения этих средств;
· образование бюро для организации, координации всех видов и форм рекламы в области энергосбережения и контролю ее содержательной части, художественного качества и нормативно-финансовых аспектов.
продолжение
--PAGE_BREAK--Административный механизм управления энергосбережением
Основными инструментами административного управления являются:
· формирование структуры управления;
· формирование законодательства;
· формирование энергетических стандартов и нормативов;
· организация энергетического менеджмента;
· проведение энергетических аудитов;
· энергетическая паспортизация;
· лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;
· целевые программы в области энергосбережения.
Рассмотрим более подробно, как эти инструменты административного управления реализуются в нашей республике.
I
.Административное регулированиеэнергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением:
· Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;
· Областные и Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
· Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
· Экспертный совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору;
· Государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение».
II
.Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:
· Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;
· Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.
После вступления в силу Закона «Об энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона, основные из которых следующие:
· Постановление №1582 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;
· Постановление №1583 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке проведения энергетического обследования предприятий, учреждений и организаций»;
· Положение о республиканском фонде «Энергосбережение», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.1998 г. №1703;
· Положение о порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 №1731;
· Постановление № 965 от 19 июня 1998 г. «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в Республике Беларусь»;
· Положение о порядке использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению от 30.12.1998, №8/65;
· Постановление № 153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 «Об утве6рждении соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;
· Постановление № 189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 «Об утверждении положения об аккумулировании и использовании организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения энергосберегающих мероприятий»;
· И целый ряд других правовых документов.
III
. В соответствии сПостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.
В Беларуси также разработаны и действуют нормативные сопротивления теплопередаче через ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать теплопотери ниже максимально допустимого уровня при проектировании и строительстве новых зданий.
IV
.В нашей республике разработана и действует стройная система энергетического менеджмента, о которой более подробно рассказывается в § 7.1.
V
. Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.
VI
.В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно следует уточнять перечень лицензируемых видов деятельности.
VII
. В Беларуси разработана и действует Государственная программа энергосбережения на 2001-2005 годы. В ней содержатся перспективные направления в области энергосбережения на заданный период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают свои отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отраслевых программах энергосбережения, могут получить льготное финансирование своих энергосберегающих мероприятий.
продолжение
--PAGE_BREAK--Финансово-экономический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
· формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий;
· кредитный механизм энергосбережения;
· режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
· тарифы на энергию
· энергетические налоги.
Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом:
1.Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.
2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий, такие как:
· Постановление о мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, №504;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, №85 «Об утверждении порядка премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, №58 «О внесении изменений и дополнений в Порядок премирования руководителей организаций и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов»;
· Рекомендации по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;
· Приказ об утверждении порядка выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г. от 12.04.99, №83/31;
· Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;
· Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, №04-11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 году;
· Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, №04-11/309 о разработке и финансировании программ энергосбережения;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, №1731 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережении»;
· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, №1150 «О проведении государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов».
3.В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.
Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными направлениями, указанными в программе по энергосбережению на 1996–2000г.г., такими как:
· модернизация и повышение эффективности котельных;
· внедрение парогазовых и газотурбинных установок;
· оптимизация режимов и схем теплоснабжения;
· перевод паровых котлов в водогрейный режим;
· замена электрокотельных на более экономичные теплоисточники;
· внедрение систем учета и регулирования электроэнергии;
· использование вторичных энергоресурсов;
· уменьшение потерь при передаче электроэнергии;
· внедрение частотно-регулируемых приводов;
· установка энергоэкономичных осветительных устройств;
· внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
· внедрение нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
· реализация экономического механизма стимулирования работ по энергосбережению.
4.Финансирование мероприятий по энергосбережению в 1996–2000 годах осуществлялось в рамках Перечня энергосберегающих мероприятий республиканского значения, Государственной научно-технической программы «Энергосбережение», региональных и отраслевых программ энергосбережения по приоритетным направлениям, определенным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь №391 от 13.06.96 и №965 от 19. 06.98.
Источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются:
· собственные средства предприятий;
· средства инновационного фонда концерна «Белэнерго» и отраслевых инновационных фондов;
· средства целевого бюджетного фонда «Энергосбережение»;
· средства фондов «Энерго- и ресурсосбережение»;
· республиканский и местный бюджет;
· средства займа Всемирного банка.
На протяжении 1996–2000 годов финансирование мероприятий по энергосбережению за счет собственных средств предприятий составило 42–44% от общего объема.
Объемы финансирования энергосберегающих мероприятий за счет средств инновационных фондов ежегодно определялись постановлением Правительства о реализации бюджета Республики Беларусь на соответствующий год и составили 42–45% от общего объема финансирования.
Использование средств бюджетного фонда «Энергосбережение» осуществлялось в соответствии со Сметой расходов. Предпочтение при выделении средств имели организации и учреждения бюджетной сферы и дотируемые из бюджета предприятия.
5.С 1998 года субъектам хозяйствования, не зависимо от формы собственности, разрешено включать в себестоимость продукции в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов, материальных и сырьевых ресурсов и аккумулировать данные средства в создаваемых ими фондах «Энерго- и ресурсосбережение». Средства таких фондов можно использовать на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий, возврат банкам, полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими. Кроме того, до 50% средств указанного фонда можно использовать на премирование.
Часть средств местных бюджетов использовалась на финансирование установки приборов группового учета топливно-энергетических ресурсов, замену неэкономичных котлов, тепловую реабилитацию зданий (8–9% от общего объема финансирования).
6.Кроме перечисленных выше инструментов финансово-экономического регулирования энергосбережением, одним из важнейших инструментов такого управления является тарифообразование в энергетике, речь о котором пойдет в теме с соответствующим названием.
продолжение
--PAGE_BREAK--