Министерствообразования и науки Украины
Национальныйаэрокосмический университет
им. Н.Е.Жуковского
«Харьковскийавиационный институт»
Кафедрааэрогидродинамики
Расчетгидравлической системы
(расчётнаяработа по дисциплине «Гидравлика»)
Харьков 2010
Цель работы — расчётгидравлических параметров элементов и системы в целом.
Метод расчёта — используется сетевой метод расчета. В основе метода лежит способ постепенногоупрощения структуры системы путем суммирования влияния отдельных элементов. Сэтой целью выделяются структуры, содержащие последовательно и параллельносоединённые элементы (агрегаты, трубопроводы, рабочие цилиндры). Для каждойструктуры выполняется расчёт характеристики, позволяющий заменить еёэквивалентным участком простого трубопровода. После замены выделенной структурыеё суммарной зависимостью переходят к следующему внутреннему параллельномуконтуру и таким образом выходят на простой трубопровод. Данный расчёт выполненв первом приближении, так как для определения путевых потерь принят ламинарныйрежим течения. Учтены заданные местные сопротивления. В расчёте давленийвлияние изменения геометрического и скоростного напоров не учитывалось.
Результаты расчёта ─в качестве расчетной характеристики получена зависимость изменения перепададавления на насосе от подачи. Определены величины хода штоков рабочихгидроцилиндров, при которых обеспечивается их одновременное срабатывание зазаданный промежуток времени, а также соответствующие расчётные значения расходаи давления жидкости, гидравлического коэффициента полезного действия системы.
Содержание
Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений итерминов
Введение
1. Исходные данные
2. Гидравлический расчёт системы
2.1 Определение характеристик простых трубопроводов
2.2 Рабочие площади поршней силовых цилиндров
2.3 Коэффициенты К линий «Ш» и «Н» вконтуре ABCD
2.4 Распределение подачи Q между линиями «Ш» и«Н»
2.5 Определение длины хода штоков цилиндров
2.6 Рабочая (расчётная) подача насоса
2.7 Характеристика гидросистемы
3. Построение характеристики насоса
4. Параметры рабочих циклов гидросистемы
Выводы
Список источников
Перечень условныхобозначений, символов, единиц, сокращений и терминов
/> ─ диаметр поршней силовыхцилиндров основной и носовой стойки, м;
/> ─ диаметр штоков силовыхцилиндров основной и носовой стойки, м;
/> ─ диаметр всех трубопроводов,м;
/> – ход штоков силовых цилиндровосновной и носовой стоек, м;
/> – расчётная длина i – тоготрубопровода, м;
/>– полезная и затраченная мощностьгидропередачи, Вт;
/> – усилие на штоке силового цилиндрауборки (вьшуска) основной стойки шасси, Н;
/> – усилие на штоке силового цилиндрауборки (выпуска) носовой стойки шасси, Н;
/> – давление в жидкости, Па;
/> – число Рейнольдса;
/> – расход в линии нагнетания гидросистемы,м3/с;
/> – расход в линиях нагнетанияосновных и носового цилиндров, м3/с;
/> – расход в линии слива гидросистемы,м3/с;
/> – расход в линиях слива основных иносового цилиндров, м3/с;
/> – площадь поршней силовых цилиндровосновной и носовой стойки, м2;
/> – время срабатывания системы, с;
/> – скорость перемещения поршнейсиловых цилиндров, м/с;
/> – перепад (падение) давления, Па;
/> – коэффициент полезного действиясистемы (КПД);
/> – кинематический коэффициентвязкости жидкости, м2/с;
/> – плотность жидкости, кг/м3;
ГС – гидравлическаясистема;
КПД – коэффициентполезного действия;
Линия «Н» –участок трубопроводов в контуре ABCD, обслуживающих носовую стойку;
Линия «Ш» –участок трубопроводов в контуре ABCD, обслуживающих основные стойки.
Введение
Гидравлические системыполучили широкое применение в машиностроении, на транспорте, в технологическихпроцессах и в других случаях.
Современные самолеты ивертолеты снабжены гидравлическими системами, выполняющими многие важныефункции:
1) управление летательнымаппаратом по всем направлениям (рулями высоты, направления, элеронами и др.);
2) управление взлётно–посадочнымиустройствами (шасси, механизацией крыла и др.);
3) послепосадочноеторможение и управление на взлетно–посадочной полосе, управление реверсом тягидвигателей;
4) управление грузовымилюками, входной дверью и др.;
5) управление лопастямивинтов самолетов и вертолетов и др.
Гидравлические системы –самые распространенные силовые системы ЛА. Это объясняется существеннымипреимуществами гидравлических систем по сравнению с электрическими,механическими, пневматическими и другими. Наиболее важные из них:
а) простотатранспортировки энергии;
6) неограниченныекинематические возможности;
в) малый весгидродвигателей на единицу мощности;
г) простота предохранениягидросистемы от перегрузок;
д) высокаяэксплуатационная надежность.
Гидравлическая передача –комбинированная система, в которой одним из звеньев, обеспечивающихгеометрические и кинематические связи, является жидкость. Принцип действиягидравлической передачи основан на текучести и практической несжимаемостижидкости. Скорость передачи гидравлического импульса составляет 1000… 1200м/с. Этот параметр важен для управления быстротекущими процессами.
Типовая гидравлическаясистема состоит из агрегатов трех групп:
1. Энергетическая группа:
а) гидробаки;
б) насосы, насосныестанции;
в) гидроаккумуляторы;
г) фильтры;
д) контрольные приборы.
2. Распределительнаягруппа:
а) краны управления,согласования, регулирования;
б) обратные клапаны;
в) делители потока(синхронизаторы);
г) ограничители расхода(дозаторы);
д) дроссели;
е) мультипликаторы(преобразователи давления).
3. Исполнительная группа:
а) гидромоторы;
б) силовые цилиндры(поступательного и поворотного типа);
в) рулевые приводы;
г) гидроусилители;
д) тормозные устройства.
При проектированиигидравлической системы определяются:
1) гидравлические параметрыэлементов и систем в целом;
2) функциональныевозможности системы в различных условиях;
3) параметрыбыстродействия, надежности и др.;
4) жесткостно–прочностныехарактеристики элементов;
5) акустическиехарактеристики.
В данной работе определяютсятолько гидравлические параметры элементов и системы в целом.
1. Исходные данные
В расчётной работенеобходимо выполнить гидравлический расчёт упрощённой гидросистемы уборки(выпуска) трёхстоечного шасси самолёта в соответствии с заданным типом схемы 1 –I I (вариант 1, положение крана ГП – I I, рис.1 ).
/>
Рис. 1. Схема 1 – I I(вариант 1, положение крана ГП – I I )
Насос роторного типа (Н)работает в постоянном режиме. Двухпозиционная гидропанель (ГП) направляет потокжидкости в верхнюю часть цилиндров (II положение золотника). Соответственно,жидкость из противоположных частей цилиндров через эту же панель вытесняется вгидробак (Б). Золотником можно управлять электрическим или механическимспособом.
Для обеспечениянормальной работы насоса и всей системы в линии всасывания (трубопровод 1)установлен фильтр (Ф), назначение которого – очистка жидкости от механическихпримесей.
В случае аварийногозасорения фильтра жидкость идет через параллельный трубопровод, т.к.противоперегрузочный клапан (ПК1) открывается при определенном перепадедавления на фильтре. В этом случае жидкость не фильтруется, но системаработает.
Предохранительный клапан(ПК2) переключает часть подачи насоса на слив, если давление в линии нагнетанияпревысит предельную величину. Таким образом, клапан ПК2 предохраняет насос итрубопроводы от разрушения. В нормальном режиме работы системы клапаны ПК1 иПК2 закрыты. Этот случай и подлежит расчету.
Жидкость по напорнымтрубопроводам поступает в рабочие цилиндры. При этом поршни со штоками поддействием перепада давления перемещаются, преодолевая внешнее усилие.Движущиеся поршни вытесняют рабочую жидкость из противоположных частейцилиндров, при этом жидкость попадает в трубопроводы сливной магистрали, азатем через гидропанель (ГП) и трубопровод 9 – в бак.
Обратный клапан (ОК) натрубопроводе 9 открыт только при движении жидкости в бак, что препятствуетпопаданию воздуха в систему и непредусмотренному движению жидкости в обратномнаправлении.
Расход жидкости в линиинагнетания (/>) и в линии слива (/>) различен из-за влиянияштоков. Рабочим процессом гидросистемы предусмотрена параллельная работа двухштоков цилиндров основного шасси с заданным перепадом давления на поршнях /> и работа одного штокацилиндра носовой стойки шасси с перепадом давления />,причём по условию задачи />. Накаждом штоке цилиндров основного шасси возникает усилие /> и на штоке цилиндраносовой стойки усилие />, которыеподлежат определению.
Длины хода штоков /> и /> определяются по условиюодновременного срабатывания всех силовых (рабочих) гидроцилиндров. Дляобеспечения одинаковой скорости перемещения штоков в параллельных силовыхцилиндрах линии «Ш» при возможном рассогласовании нагрузок на штокиустановлены синхронизаторы (С).
Реальная гидравлическаясистема уборки (выпуска) шасси самолета значительно сложнее рассматриваемой,т.к. имеет дублирующие линии, элементы, повышающие надёжность, системы тонкогорегулирования и управления и др.
Для подобных и болеесложных гидравлических систем используется сетевой метод расчета. В основе этогометода лежит способ постепенного упрощения структуры системы путем учета взаимноговлияния элементов. С этой целью производят вначале учет влиянияпоследовательных и параллельных элементов (агрегатов, трубопроводов, рабочихцилиндров) самой внутренней структуры системы, после замены ее суммарнойзависимостью переходят к следующему внутреннему контуру и таким образом выходятна простой трубопровод. В качестве характеристики системы может бытьзависимость перепада давления на насосе от подачи />.
Заданы следующиепараметры гидросистемы:
/> - кинематический коэффициентвязкости жидкости;
ρ=895 кг/м³- плотность жидкости;
/>0,50 МПа — перепад давления напоршнях силовых цилиндров;
t=65 с — время рабочегоцикла;
Диаметры силовыхцилиндров:
Dш=90мм, Dн=82мм
Диаметры штоков:
dш=40мм, dн=30мм
Значения эквивалентныхкалибров для местных сопротивлений, />:
Фильтр – Ф 340
Гидропанель – ГП 300
Обратный клапан – ОК 280
Синхронизатор – С 220
Длины указанных на схеметрубопроводов: (M)
l1= 6, l2= 4.8, l3= 4, l4= 1.5, l5= 2, l6= 1, l7= 1.5, l8= 2.8, l9= 2.5, l10= 3.5, l11= 4
Диаметр всехтрубопроводов />.
По заданным параметрамгидросистемы необходимо определить:
1) гидравлическиехарактеристики трубопроводов, отдельных элементов и системы в целом;
2) величину хода штоковпо условию одновременного срабатывания всех цилиндров;
2) характеристики насоса;
3) значения рабочегодавления, подачи, мощности насоса, КПД гидросистемы и числа Re.
Расчёт выполняется впервом приближении. Для определения путевых потерь в трубопроводах принимаемламинарный режим течения. Учитываются заданные местные сопротивления, потери вкоторых определяются по приведенным данным. Величинами геометрического искоростного напоров пренебрегаем.
2. Гидравлический расчетсистемы
2.1 Определениехарактеристик простых трубопроводов
Простым трубопроводомназывается трубопровод без разветвлений. В задании рассматриваются трубопроводыпостоянного сечения. Рассмотрим отдельно линию всасывания и нагнетания и линиюслива.
А. Линия всасывания инагнетания
Путевые потери втрубопроводах являются результатом трения между слоями жидкости и определяютсяпо формуле
/>, (1)
где /> - коэффициент путевыхпотерь;
/> - расчётная длина трубопровода, м;
/> - диаметр трубопровода, м;
/> - плотность жидкости, кг/м3;
/> - средняя по сечению скоростьпотока, м/с.
Коэффициент путевыхпотерь /> зависит от режима течения,числа Рейнольдса и шероховатости стенок трубы. Принимаем ламинарный режимтечения, в этом случае
/>, (2)
где коэффициент />. Большие значениясоответствуют трубам с непрямолинейной осью, при наличии стыков, помятостисечения и т.д. Считаем, что эти факторы отсутствуют.
Число Рейнольдса
/>, (3)
где /> - объёмный расход (подача)жидкости в трубопроводе, м /с.
Имеем расчетную формулудля путевых потерь давления:
/>.(4)
Таким образом, приламинарном режиме характеристикой трубопровода является линейная зависимость отподачи. Для обобщения зависимости потерь давления удобно ввести следующееобозначение:
/>, (5)
/>. (6)
Значения /> определяются дляконкретных трубопроводов и сводятся в таблицу.
В линию простоготрубопровода могут быть включены различные гидроагрегаты (фильтр, гидропанель)и поэтому необходимо учесть также потери давления от них. В приближенныхрасчетах можно воспользоваться статистическими данными для определения потерь вобласти местных сопротивлений. При весьма малых числах Re (Re
Таким образом,
/>, (7)
где /> определяется по исходнымданным для указанных гидроагрегатов.
Если гидроагрегатустановлен на границе трубопроводов, то его можно включать в любой из них. Еслитрубопровод разветвляется, то гидроагрегат относят к трубопроводу безразветвлений. Отметим, что длина некоторых трубопроводов определяется как сучетом синхронизатора (С), так и без него. Например, длина трубопровода 7 влинии «Ш» определяется с учетом синхронизатора, а в линии«Н» — без него.
Б. Линия слива
Как и в линии всасыванияи нагнетания, потери давления в гидроагрегатах включаются в путевые потерилинии слива методом эквивалентной длины. Гидропанель также учитывается в линиислива.
Формула для путевыхпотерь давления в трубопроводах линии слива аналогична:
/>, (8)
где /> - объёмный расход жидкостив линии слива.
Обобщённая зависимость
/>. (9)
Результаты расчётапредставлены в табл. 1.
Таблица 1 Характеристикипростых трубопроводов№ трубопровода L геометрическая, м L расчётная, м
А, Па∙с/м3 1+Ф 6 9.4 2,06E+09 2+ГП 4.8 7.8 1,71E+09 3 4 4 8,76E+08 4+ Синхр 1.5 2.7 5,91E+08 5 2.0 2.00 4,38E+08 6 1.0 1 2,19E+08 7 1.5 1.5 3,28E+08 7+ Синхр 1.5 2.7 5,91E+08 8 2.0 2.0 4,38E+08 9+ГП+ОК 2.5 8.3 1,82E+09 10 3.5 3.5 7,66E+08 11 4.00 4.00 8,76E+08
2.2 Рабочие площадипоршней силовых цилиндров
Рабочие площади поршнейсиловых цилиндров со стороны нагнетаемой /> исо стороны вытесняемой жидкости /> отличаютсяна величину площади сечения штоков. В данном варианте задания
/>0.0063585 м2; (10)
/>0.0053025м2 (11)
/>0.00527834 м2; (12)
/>0.00457184 м2. (13)
2.3 Коэффициенты К линий«Ш» и «Н» в контуре ABCD
Объём вытесняемой изсилового цилиндра жидкости отличается от объёма нагнетаемой вследствие наличияштоков с одной стороны поршней.
Коэффициенты
/> (14)
/> (15)
зависят от того, с какойстороны поршней нагнетается жидкость. В данном задании имеем
/>0.8024; (16)
/>0.8661. (17)
2.4 Распределение подачиQ между линиями «Ш» и «Н»
В контуре ABCD можновыделить две параллельные линии: линию «Н», обслуживающую силовойцилиндр носовой стойки шасси и линию «Ш» для силовых цилиндровосновных стоек. Элементы линии «Ш» для левой и правой стоексимметричны. Участок линии «Н» состоит из последовательно соединённыхэлементов. В этом случае характеристики элементов суммируются путём сложенияпотерь давления при одном и том же расходе. Силовой цилиндр представленэквивалентным сопротивлением, потеря давления в котором /> не зависит от расхода состороны линии нагнетания />. Приэтом расход внутри цилиндра меняется от значения /> влинии нагнетания на /> в линии слива.
Запишем уравнениехарактеристики линии «Н»:
/>, (18)
/>0,5E+0006 Па ;
/>= 2,47E+09 Па*с/м3;(19)
/> - объёмный расход нагнетаемойжидкости в линии «Н».
Уравнение характеристикилинии «Ш» учитывает наличие 2-х параллельных цилиндров:
/>, (20)
/>0,5E+0006 Па ;
/>= 1,35E+09Па*с/м3;(21)
/> - объёмный расход нагнетаемойжидкости в линии «Ш».
Так как в точках A и Dдавления в линиях «Н» и «Ш» равны, имеем уравнение с двумянеизвестными /> и />:
/>. (22)
Запишем второе уравнение
/>. (23)
Пользуясь способомподстановки, получим
/>;
/>;
/>. (24)
Так как задано, что />, окончательно имеем
/> 0,35∙Q при />.(25)
Аналогично получим
/> 0,65∙Q при />.(26)
Отношение подач
/>1,857 (27)
Уравнение характеристикиструктуры ABCD при условии, что /> имеетвид
/>. (28)
По аналогии сэлектрическим сопротивлением и проводимостью параллельно соединённыхпроводников имеем
/>, (29)
Откуда
/>. (30)
В результате полученахарактеристика участка линии ABCD как единого трубопровода, построенная порасходу в линии нагнетания Q, при этом трубопроводы линии нагнетания и линиислива рассчитаны по своим расходам.
2.5 Определение длиныхода штоков цилиндров
При одновременномсрабатывании всех цилиндров имеем уравнение:
/>. (31)
Задаём длину хода штокацилиндра основного шасси. Введём обозначения
/> (32)
/>. (33)
Отношение /> должно быть в пределах от3 до 12, принимаем />.
Из (31) имеем отношениедлины к диаметру для цилиндра носового шасси:
/>. (34)
Очевидно, что если />, получим запрещённоезначение />.
Таким образом, только если/>, имеем
/>, (35)
/>. (36)
Если же />, то задаём длину ходаштока цилиндра носового шасси:
/> (37)
и принимаем />.
Из уравнения (31) получимследующее соотношение
/>, (38)
Откуда
/> 0,69 м; (39)
/>0,984 м;. (40)
2.6 Рабочая (расчётная)подача насоса
После определениязначений /> и /> находим действительныеподачи в линиях.
/>1.337E-0004 м3/с;(41)
/>8.945E-0005 м3/с; (42)
Расходы в линиях слива «Ш»и «Н»
/> 1,07E-04 м3/с; (43)
/> 7,74637E-05 м3/с; (44)
Рабочая подача насоса
/> 2,23E-04 м3/с; (45)
Суммарный расход в линиислива
/>1,84E-04 м3/с; (46)
Отношение слива к подачев системе в целом
/>0,83 (47)
2.7 Характеристикагидросистемы
Если системаспроектирована по условию, что перепад давления на поршнях />, движение поршнейначинается одновременно после достижения указанного перепада давлений. В случаеламинарного течения имеем линейную зависимость перепада давления на насосе отрасхода жидкости:
/>, (48)
где в положении крана I I
/>7,30E+09Па*с/м3. (49)
Прямую линию определяюткоординаты 2-х точек:
1) значение перепададавления /> на насосе, равногоперепаду давлений на поршнях, при равновесном состоянии неподвижных поршней,когда расход равен нулю;
2) значение перепададавления /> на насосе при перемещениипоршней из одного крайнего положения в противоположное за заданный промежуток времени.
/>2,13E+06Па при />2,23E-04 м3/с. (50)
График характеристикигидросистемы представлен на рис. 2.
3. Построениехарактеристики насоса
Обычно гидросистемапроектируется «под насос» с известными характеристиками. Как правило,применяется гидроаккумулятор, предназначенный для поддержания давления всистеме в заданном диапазоне при различных режимах и условиях работы.
В данном учебном расчётенеобходимо определить характеристики насоса, обеспечивающие равномерную работуупрощённой гидросистемы без гидроаккумулятора при заданных условиях работы потемпературе жидкости, времени срабатывания и т.д.
По характеристикегидросистемы определён расчётный секундный расход /> исоответствующий перепад давления на насосе />.С учётом внутренних утечек теоретическое значение подачи QТпроектируемого насоса объёмного типа при нулевом перепаде давления
/>, (51)
где /> – параметр насоса,определяющий внутренние утечки.
Линейный графикхарактеристики насоса определяют две точки. Первая точка – рабочий (расчётный)режим работы гидросистемы, вторая точка при нулевом перепаде давления на насосе/>, где расход
/>2,34E-04м3/с.
График характеристикинасоса представлен на рис. 2.
/>
Рис. 2. Характеристикагидросистемы и насоса
4. Параметры рабочихциклов гидросистемы
Гидравлическиехарактеристики системы позволяют определить ход штоков цилиндров, подачу влиниях, рабочие усилия на штоках, мощность насоса на рабочем режиме, КПДсистемы и др. Рассматривается расчётный режим работы гидросистемы с расходом />. Усилия на штоках силовыхгидроцилиндров
/>3,18E+03 Н; (52)
/>2,64E+03 Н. (53)
Скорость перемещенияштоков силовых цилиндров:
/>1,05E-02 м/с; (54)
/>1,69E-02 м/с. (55)
Полезная мощностьгидропередачи /> на рабочемрежиме:
/>111,58 Вт. (56)
Мощность насоса нарабочем режиме:
/>475,15Вт. (57)
Коэффициент полезногодействия гидравлической системы без учета КПД насоса определяется по полезнойработе, производимой гидроцилиндрами:
/>0,2348. (58)
Число Рейнольдса находятпо наибольшей скорости в гидросистеме:
/>, (59)
или
/> (60)
В данном случае />496,38, что значительно ниже критического />. Следовательно, поток вовсех трубопроводах ламинарный.
Выше было показано, чтона расчётном режиме работы системы насос будет работать в условиях кавитации,поэтому выход на расчётный режим невозможен. Там же перечислены возможныеварианты устранения этого дефекта.
Выводы
В данной работе выполненв первом приближении поверочный расчёт упрощённой гидросистемы уборки и выпускатрёхстоечного шасси самолёта с носовым колесом при заданных геометрических идинамических характеристиках.
В результате расчётаполучены следующие основные характеристики гидросистемы:
1. Вследствие наличияштоков на одной стороне поршней силовых цилиндров при работе гидросистемы объёмвытесняемой в линию слива жидкости /> отличаетсяот объёма нагнетаемой жидкости /> в /> раз, а именно:
/>0.8024– коэффициент K для цилиндраосновного шасси;
/> 0.8661 – коэффициент K для цилиндраносового шасси;
/>0,83– отношение слива к подаче в системе в целом врасчётном режиме.
Это обстоятельство должнобыть принято во внимание при назначении величины объёма гидробака системы.
2. При заданных значенияхперепада давления на поршнях силовых цилиндров и условии одновременногоперемещении поршней всех силовых цилиндров из одного предельного положения впротивоположное следует принять следующую (максимально допустимую по условиямпрочности) длину хода штоков:
/>0,69 м – ход штока цилиндра основногошасси, м;
/>0,984 м – ход штока цилиндра носовогошасси, м;
3. На расчётном режимеотношение подачи жидкости в линию «Ш» к подаче в линию «Н»
/>1,857;
при этом
/>0,6– доля расхода основного шасси от общего расхода />;
/>0,4– доля расхода носового шасси от общего расхода />.
4. Для обеспечениязаданного времени срабатывания насос должен обеспечивать подачу жидкости срасходом />223 см3/с приперепаде давления на насосе />2.13МПа.
Развиваемая мощностьнасоса на расчётном режиме системы />475,15 Вт.
5. При заданных значенияхдиаметров поршней силовых цилиндров и заданном перепаде давления на них, безучёта потерь на трение, имеем следующие значения усилий на штоках:
/>2788 Н – усилие на штоке цилиндраосновного шасси;
/> 2294 Н – усилие на штоке цилиндраносового шасси.
6. Скорость перемещенияштоков, полезная мощность и КПД системы:
/>0,01 м/с – скорость перемещения штока цилиндра основногошасси;
/>0,01695 м/с – скорость перемещения штокацилиндра носового шасси;
/>111,58 Вт – полезная мощность силовых цилиндров системы;
/>0,2348 – КПД гидропередачи.
7. Режим течения жидкостиво всех трубопроводах ламинарный.
8. Согласно выполненномурасчёту имеем отрицательное абсолютное давление в жидкости на входе в насос,что физически невозможно. Следовательно, предложенная для расчёта схемагидросистемы является неработоспособной, т.к. гидронасос будет работать вусловиях кавитации. Для устранения этого дефекта можно предложить следующиерешения:
а) увеличить диаметрвсасывающего трубопровода и уменьшить, по возможности, его длину; б) поставитьфильтр не перед насосом, а после него;
в) применить наддувгидробака или дополнительный подкачивающий насос.
9. В расчёте второгоприближения следует учесть влияние силы трения манжет в силовых цилиндрах, атакже возможную разницу температур нагнетаемой и сливаемой жидкости, котораявозможна вследствие охлаждения силовых цилиндров во время полёта.
Список источников
1. Грайворонский В.А. Расчёт параметров гидравлическойсистемы /учебное пособие/ Xарьков, «ХАИ», 2008. – 28 с.
2. Баєв Б.С., Чмовж В.В. Гідравліка та гідравлічні системилітальних апаратів /навчальний посібник/ Xарків, «ХАІ», 2001. – 126с.
3. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы / Т.М. Башта, Т.М.Руднев. Б.Б. Некрасов и др. Москва, «Машиностроение»,1982. – 426 с.