Введение
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособнымработником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным,способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присущипотребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используякомпетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и физике, чтоявляется одним из личностных и социальных смыслов образования.
В настоящее время многое меняется в государственной политике вобласти образования. В том числе, переосмысливаются подходы к формам изучениярезультативности обучения и критериям оценивания. Одна из тенденций этогонаправления – комплексные работы, позволяющие на материале одной работы оценитьне только уровень знаний, умений и навыков по разным предметам, но и уровеньсформированности компетенции у учащегося.
Современное образование выходит на более высокий технологическийуровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказомот традиционного обучения и воспитания. Эти изменения связаны с введением вобразовательную систему новых стандартов, программ и вместе с тем – требованийк подготовке выпускников.
Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знанийв новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образованияявляется компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности,т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей еголичностное отношение к ней и предмету деятельности.
Поэтому образовательная деятельность должна быть построена каксистема неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализациюопределенных видов учебной деятельности, таких, как: готовность осваивать новыетехнологии, адаптироваться к иным условиям труда.
Путем создания специальных заданий, в которых наиболее полновозможно использовать потенциал учащихся, и наряду с этим – формированиеумений, знаний, навыков, отношения и приобретения опыта. А значит, перваязадача учителя – включение специально организованной деятельности учащихся вобразовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированныхзаданий. Как раз формирование ключевых компетенций у учащихся предполагаетиспользование компетентностно-ориентированных заданий в системе.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьниковявляется разрешение проблемных ситуаций, решение задач. Поэтому целесообразноформировать ключевые компетентности через специальныекомпетентностно-ориентированные задания.
Вместе с тем таких задач в учебниках, учебных пособиях,дидактических материалах немного. Составление жекомпетентностно-ориентированных задач достаточно трудоемко.
Таким образом, имеем противоречие между необходимостью обучениярешению компетентностно-ориентированных заданий учащихся основной школы инеразработанностью методики их использования в процессе обучения. Разрешениепротиворечия определяет актуальность выпускной работы.
Предметом исследования служат компетентностно-ориентированныезадания в этом процессе.
Цель работы состоит в разработке обоснованиякомпетентностно-ориентированных заданий и составлениекомпетентностно-ориентированных заданий по теме «Переменный ток».
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующиезадачи:
1. Рассмотреть понятие компетентностного подхода в научной инаучно-методической литературе, выявить его роль в процессе обучения физикеучащихся основной школы.
2. Рассмотреть критерии компетентностно-ориентированных заданий.
3. Разработать систему компетентностно-ориентированных упражнений.
Для решения задач использованы следующие методы:
1. Изучение методической литературы по данной теме;
2. Изучение опыта работы учителей;
3. Анализ упражнений из школьных учебников, задачников по физике;
4. Анализ результатов международных исследований в областиестественнонаучной грамотности;
Практическая значимость работы состоит в возможности использованиястудентами и преподавателями разработанных материалов при подготовке к урокам ифакультативным занятиям по физике.
компетентностный задание школа физика
1. Основные положения компетентностного подхода в обучении
1.1 Компетенция и компетентность какосновные категории компетентностного подхода. Понятие о ключевых компетенциях
Всовременных стандартах школьного образования говорится о «формирование ушкольников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности иключевых компетенций» [4]. Так что значит ключевые компетенции? Определим, что есть «компетенция»:
· Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) кобразовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективнойпродуктивной деятельности в определенной сфере. [11]
· Заранее заданное социальное требование (норма) к образовательнойподготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций,знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению копределённому кругу объектов реальной действительности, необходимых дляосуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. [12]
Но чтоозначает «компетентность»? Исследуя различные источники, такие как словари,различную тематическую литературу, были обнаружены различные точки зрения наопределение понятия «компетентность ученика»:
· Владение, обладание учеником соответствующей компетенцией,включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [12]
· Совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловыхориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом егодеятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере. [11]
Подключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимаетсясовокупность личных качеств учащихся, которые могут обеспечить самостоятельностьв действиях при ситуациях неопределённости, решая актуальные для них проблемы.Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.
На данномэтапе развития образовательной системы дано несколько различных точек зрения насостав ключевых компетенций, однако, общепринятым является совокупностькомпетенций, предложенная Хуторским. Перечень ключевых компетенций, которыйприведённый ниже, основывается на главных целях общего образования, структурномпредставлении социального опыта и опыта личности, а также основных видахдеятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получатьнавыки жизни и практической деятельности в современном обществе [13].
– Ценностно-смысловыекомпетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, егоспособностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловыеустановки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенцииобеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и инойдеятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученикаи программа его жизнедеятельности в целом.
– Общекультурныекомпетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной иобщечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека ичеловечества, отдельных народов; культурологические основы семейных,социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизничеловека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владениеэффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опытосвоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического ивсечеловеческого понимания мира
– Учебно-познавательныекомпетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельнойпознавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания,планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектамученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно изокружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем,действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяютсятребования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических ииных методов познания.
– Информационныекомпетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметахи образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современнымисредствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись,электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимойинформации, ее преобразование, сохранение и передача.
– Коммуникативныекомпетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленнымисобытиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различнымисоциальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо,анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этихкомпетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количествореальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждойступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательнойобласти.
– Социально-трудовыекомпетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессиональногосамоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализироватьситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественнойвыгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
– Компетенцииличностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического,духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции исамоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересахи возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитиинеобходимых современному человеку личностных качеств, формированиипсихологической грамотности, культуры мышления и поведения. К даннымкомпетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье,половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопаснойжизнедеятельности.
Перечень ключевыхкомпетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастнымступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям.Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельнымпредметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержанияобразования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждомучебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое идостаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов,формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности,составляющих содержание определенных компетенций [13].
1.2 Учебно-познавательная и информационнаякомпетенции. Критерии их достижения в естественнонаучном образовании
В контекстеданной работы мы рассмотрим более подробно учебно-познавательные компетенции иинформационные. Данный тип компетенций нашёл отражение в стандартах второгопоколения. Так, например, в состав федерального государственного стандартаобщего образования входит следующее содержание: «В основе Стандарта входитсистемно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формированиеготовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование иконструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активнуюучебно-познавательную деятельность обучающихся» [13], что и подразумеваетучебно-познавательная компетенция, но этим ограничиваться не стоит, так как этакомпетенция предполагает в том числе и способы организации целеполагания, анализа,рефлексии, самооценки, а так же навыки действий в нестандартных ситуациях,умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками,использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Следуетотметить, что компетентностный поход ни в коем случае не исключаетсистемно-деятельностный, личностный и другие походы. Они входят в составкомпетентностного похода, и ни в коем случае не исключают друг друга, анаоборот – дополняют.
При болеедетальном рассмотрении информационных компетенций, в стандарте второгопоколения можно заметить следующие требования к освоению образовательнойпрограммы «готовность и способность к самостоятельной и ответственнойинформационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источникахинформации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую изразличных источников» [13]. Данное требование к подготовке выпускников – неявляется единственной частью информационной компетенции, она так жеподразумевает методы преобразования, хранения и передачи, методы работы синформацией.
Приоритетноеместо среди ключевых компетенций, предоставлено в сфере самостоятельнойпознавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретениязнаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешногоосуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как, один изэлементов учебно-познавательной компетентности учащегося.
Учебно-познавательнуюкомпетенцию следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособностивыпускников, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование,затем овладеть профессией, достичь нужной квалификации, при желании сменитьспециальность. Ключевой характер учебно-познавательной компетентности проявляетсяеще и в том, что она обязательно входит в остальные ключевые компетенции. Иховладение, и дальнейшее эффективное использование во многом зависят отпознавательной составляющей. Данная компетентность занимает приоритетное местов совокупности компетентностей личности, так как обеспечивает присвоениечеловеком всего целостного и разнообразного мира культуры.
Информационныекомпетенции или способность при помощи информационных технологий самостоятельноискать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимуюинформацию [21]. Информационные компетенции – есть право любого гражданинаинформационного общества иметь свободный доступ не только к информации, неявляющейся тайной, но и быть способным опубликовать и разгласить собственнуюинформацию в нецензурированном виде, право свободного выбора источника,провайдера, формата, стандарта, программы, а также право иметь способыдеятельности и опыт относительно производства, передачи, распространения,использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включаяи его собственную информацию.
Для того,что бы определить, сформирована ли учебно-познавательная или информационнаякомпетенция у ученика, мы будем опираться на таблицу сформированностикомпетенции (информационной), предложенную Киселёвой Т.Г. [21].
Исследуятаблицу, предложенную Киселёвой Т.Г., сформулируем собственные критериисформированности информационной компетенции у учащихся:
1. Использование в качестве источника знаний различных электронных,печатных документов и изданий, образовательных мультимедийных продуктов:
a. Изучение материала с помощью электронного (печатного) учебника,учебного пособия и различных типов компьютерных программ учебного назначения;
b. Использование различных типов мультимедийных продуктов, непериодическихизданий (научно-популярной, производственной, официально-документальной(нормативной), массово-политической, рекламной, художественной, изданий длядосуга, информационной литературы) в качестве источника знаний;
c. Использование электронных газет, периодических изданий печатноготипа (газет, журналов) в качестве источника знаний.
2. Составление информационного запроса для ввода в автоматизированнуюпоисковую систему, а так же запроса для поиска информации, таких как каталогбиблиотеки, медицинская картотека, картотека ГОСов и пр.
3. Поиск информации:
a. В справочных изданиях: энциклопедии, словаре, справочнике, а также в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, электронномсловаре, электронном справочнике;
b. В библиотеке, сети Интернет, электронных базах и банках данных.
4. Владение формализованными методами аналитико-синтетическойпереработки информации – составление (с помощью различных компьютерныхсредств):
a. библиографического описания,
b. плана,
c. выписки,
d. цитаты,
e. тезисов,
f. резюме,
g. конспекта,
h. аннотации,
i. рецензии,
j. обзора литературы,
k. реферата.
5. Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходеучебной-познавательной деятельности, а так же оформление результатов с помощьюприкладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходеучебной и научно-познавательной деятельности.
6. Подготовка и представление публичного выступления, доклада (в томчисле подготовка презентации).
7. Участие в публичной дискуссии (теледискуссии).
8. Составление и отправка письма (электронного письма).
Данныекритерии по владению информационной компетенции мы выделили, опираясь на тетребования к результатам освоения основной образовательной программы среднегообщего образования [27]. Так, к примеру, «умение ориентироваться в различныхисточниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников», «развитие умений искать, анализировать,сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию особытиях и явлениях прошлого и настоящего», «представлять результатыисследования, включая составление текста и презентации материалов сиспользованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать вдискуссии» [27].
Чтокасается учебно-познавательной компетенции, то в данном случае она разделяетсяна составляющие: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка[22]. При рассмотрении данной компетенции мы будем опираться на таблицу,сформированную Черных Е.Д. Так в данной таблице рассматриваются те уменияучащихся, которые должны быть сформированы при целеполагание и планирование. Встандарте среднего общего образования к требованиям подготовке выпускниковимеется следующее содержание «умение самостоятельно определять цели исоставлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи» [27], длядостижения данного умения ученик должен уметь объяснять причины, по которым онприступил к решению проблемы, сформулированной учителем, уметь описать ситуациюи указать свои намерения, уметь обосновать идеальную (желаемую) ситуацию, уметьназвать противоречия между идеальной и реальной ситуацией, уметь формулироватьзадачи, соответствующие цели работы, уметь предлагать способы убедиться вдостижении цели, уметь обосновать достижимость цели и назвать риски, уметьпредлагать стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. Так же втребованиях к подготовке выпускников говорится «самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельностьс учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы длядостижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях» [27] дляэтого учащиеся должны уметь предлагать действия, необходимые для достиженияцели работы, а так же необходимые ресурсы, описывать последовательностьдействий по достижению цели, указывать взаимосвязь данных действий, составлятьплан действий, указывать время для выполнения действий, описывать результат,его характеристики важные для использования результата, указывать каким образомучащийся панирует использовать результат, называть обоснованно потенциальныхпотребителей результата. Для достижения умения контроля, учащийся должен уметьпланировать текущий контроль с учетом специфики деятельности. Так же при оценкерезультатов ученики должны уметь высказывать оценочное отношение к полученномурезультату, аргументировать отношение, сравнивать ожидаемый результат иполученный, делать вывод о соответствии результата замыслу, предлагать способыоценки результата, высказывать своё отношение к проекту и называть трудности, скоторыми он столкнулся при работе над проектом, приводить причины успехов инеудач (трудностей) в работе над проектом, предлагать способы преодолениятрудностей, с которыми он столкнулся при работе, выделять и аргументироватьвозможность использовать освоенные в ходе работы умения в других видахдеятельности, анализировать результаты работы с точки зрения жизненных плановна будущее. Это нашло отражение в стандартах среднего общего образования«ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оцениватьих последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения» [27].
Данныекомпетенции – учебно-познавательная и информационная непосредственно связаны собразованием учащихся в школе. И для составления заданий для учащихся, мы будемопираться на них, как на подтверждения компетентностно-ориентированных задач.Так же примером компетентностно-ориентированных может служить исследование PISA, направленное не наопределение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихсяприменять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
1.3 Пути формирования учебно-познавательной и информационнойкомпетенций в школьном курсе физики
Обеспечитькачественное усвоение стандарта образования, и вместе с темучебно-познавательной и информационной компетенции возможно только черезспециально организованную работу учащихся.
Прирассмотрении курса физики основной школы, возможно рассмотрение следующихспособов формирования учебно-познавательной компетенции [24]:
1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методампостижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётсявозможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания,они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
· все вещества состоят из частиц;
· в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
· кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
· ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной кнему.
В этомслучае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать,делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяетразвивать необходимые качества личности.
2. Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме.Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученныхзнаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
3. Создание электронных презентаций. Формирование умения использоватьинформационные технологии в процессе обучения.
4. Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обученияпредставляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают заданиепрактического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложитьперечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началомизучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает еёнаиболее приближенной к реальной жизни.
Еслирассматривать курс физики старшей школы, то здесь можно ещё добавить некоторыевиды деятельности, направленные на формирование компетенции:
1. Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строитсяна использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальнойсамостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий являетсягрупповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлениисогласно заданной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интересучащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и вразвитии технической цивилизации. Направления работы групп:
· история становления представлений по данной проблеме, поиск исистематизация информации;
· экспериментальное исследование проблемы;
· решение задач, моделирование процессов;
· объяснение природных явлений, исследование применения физическихпринципов для создания технических устройств.
2. При такой организации занятий, контролем деятельности являются:
· результаты перекрёстных дискуссий
· отчёт группы в ходе итогового занятия
· тестовая работа по теме
· оценка работы каждого члена группы её руководителем
· лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшееисследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.
3. Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозговогоштурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряднестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качествепримера можно привести примерный план проведения такого занятия по теме«Транспортные средства и законы сохранения».
Физика – какучебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационныхкомпетенций учащихся.
Методы формирования информационной компетенции могут бытьсгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе синформацией [22]:
Поиск и сбор информации:
· задания на поиск информации в справочной литературе, сетиИнтернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературнымипервоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
· задачи с избытком информации (требуется отделить значимуюинформацию от «шума»);
· задачи с недостатком информации (требуется определить, какихименно данных недостает и откуда их можно получить).
Обработка информации:
· задания на упорядочение информации (выстраивание логических,причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
· составление планов к тексту;
· подготовка вопросов к тексту;
· составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других формнаглядности к тексту;
· задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщениеминформации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
· задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии,обсуждения.
Передача информации:
· подготовка докладов, сообщений по теме;
· подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
· подготовка учебных пособий по теме;
· подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительныхбилетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
· составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы,оформление библиографии;
· информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые),например проекты типа «Процесс изготовления батарейки» с последующейинтерпретацией и публичным представлением результатов;
· телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематическихИнтернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
· учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методыисследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др.,использование математических методов для обработки полученных данных, а такжеграмотное представление полученных результатов в форме структурированногонаучного текста, оформление выводов и т.д.;
· выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
Для диагностики сформированности информационной компетенции мыпридерживались взгляда Киселёвой Т.Г., которая в свою очередь опиралась наразработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В.,Смирновой И.В. Данные авторы подчеркивают, что «оценка посредствомкомпетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается оттрадиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не можетосуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одноговерного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверкукомпетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет недеятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельныеаспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытыхвопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целомзаставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которыеназваны так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может бытьспрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует отучащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимойинформации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов еерешения. Такое задание всегда требует развернутого ответа» [19].
2. Компетентностно-ориентированные задания в школьном курсе физики
2.1 Критериикомпетентностной ориентации заданий по физике
Основными областями для оценки образовательных достижений в 2006году были «естественнонаучная грамотность», «математическая грамотность» и«грамотность чтения». [6]
Задания, используемые при проверке естественнонаучной грамотности,грамотности чтения и математической грамотности являлись комплексными илиструктурированными. Каждое из заданий включало отдельный текст, в которомописывалась некоторая проблема, и 1–6 вопросов различной трудности. Порезультатам выполнения заданий оценивалась способность учащихся понять проблему(т.е. «Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решенияпрактических задач» [4] – что является требованием по освоению учебнойпрограммы, и вместе с тем, является одной из сторон учебно-познавательнойкомпетенции. На основании чего можно говорить о компетентностной направленностизадания), тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией,и решить ее, используя знания из той или иной предметной области (что так женашло отражение в требованиях к подготовке выпускников: «Освоение обучающимисяв рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов испособов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметнойобласти» [4], что в свою очередь обнаруживается в информационных компетенциях,как владение информацией и её использование) [6]. Собственно, именно выполнениетаких заданий и показало бы уровень готовности учащихся к полной «взрослой»жизни, что в данном случае показывало бы сформированность ключевых компетенций.Именно решение задач, не связанных с учёбой в школе, и является показателемготового человека к разнообразным трудностям в жизни.
Естественнонаучная грамотность в рамках международногоисследования PISA характеризуется:
1. контекстом (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненныеситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;
2. знаниевым компонентом, в который входят знания об окружающем миреи знания о естественных науках;
3. компетентностный компонентом, под которым понимают уменияприменять имеющиеся научные знания к жизненным ситуациям;
4. аффективный компонентом, который оценивает интерес илюбознательность к естественным наукам.
Ниже перечислены умения, которые проверяются в заданияхмеждународного исследования:
· распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут бытьисследованы научными методами (т.е. «владение основными методами научного познания,используемыми в физике» [4], что имеет место в требованиях к подготовкевыпускников в стандарте общего образования. Именно владение методами,применение методов исследования на практике и является учебно-познавательнойкомпетенцией);
· выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные идр.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов припроведении научного исследования (выделение необходимой информации – анализ,синтез – умения входящие к информационные компетенции, а так же в стандарт: «Способностьк самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умениеориентироваться в различных источниках информации» [4]);
· делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод сучётом предложенной ситуации;
· демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, чётко иясно формулировать выводы, доказательства и др.;
· демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий. [6]
Таким образом, в исследованиях PISA нашли отражения задания, спомощью которых можно проверить учащихся на наличие готовности оперироватьполученными знаниями, умениями и способами деятельности в школе для дальнейшейжизни, что является составляющими компетенций. Так же, в исследовании имеется ираздел вопросов, отвечая на которые, учащиеся показывают своё отношению кпредмету деятельности, а придерживаясь определения компетентности учащегося,что компетентность – это совокупность личностных качеств ученика(ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),обусловленных опытом его деятельности в определённой социально иличностно-значимой сфере [7], можно говорить о компетентностно ориентированныхзаданиях, т.е. тех заданиях, умение выполнять который, говорит осформированности той или иной компетенции.
Учитывая, что исследования PISA может претендовать на исследованиес компетентностно-ориентированными заданиями, установим, какие же требования ктаким заданиям оно предъявляет.
Задания должны быть (PISA):
- С недостающими данными, вернее, задания, в которых вместо расчётовили оценок необходимо просто использовать здравый смысл. Например: Пётр налилсебе в чашку кофе, температура которого была около 90°С, и чашку холоднойминеральной воды с температурой около 5°С. Обе чашки одинаковые, объём напитковтоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Пётр, была около 20°С.
- Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной водычерез 10 минут?
o A) 70°С и 10°С;
o В) 90°С и 5°С;
o С) 70°С и 25°С;
o D) 20°С и 20°С.
- На понимание отдельных элементов научного исследования. Примеромтакого задания может являться следующее: на какой из предложенных вопросовможно ответить при помощи научного исследования?
o что является объектом исследования, а что вспомогательнымисредствами для его проведения?
o как правильно выбрать условия проведения опыта для проверки даннойгипотезы?
o какую гипотезу проверяет описанный в задании опыт?
o какие выводы можно сделать на основании описанных в заданиирезультатов исследования? и т.п. Такого типа задания используются у нас и вЕГЭ, и в ГИА.
- На оптимальный поиск информации. Например: в следующемвысказывании выделено несколько слов: «По прогнозам астрономов, втекущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождениеСатурна по диску Солнца». Какие три из выделенных слов были бынаиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужноузнать, когда именно может произойти это прохождение?
Иная точка зрения на компетентностные задания сформулирована уПавловой в статье о познавательных компетентностных задачах. Она выделяетследующие требования:
1) могут иметь несколько способов решения;
2) предполагают комплексное использование предметных (в данном случаефизических) знаний из разных предметов или разделов, а также других предметныхобластей;
3) повышенный уровень сложности;
4) условия задач связаны с профессиональной деятельностью, среальными жизненными ситуациями или другими сферами жизни (искусство,архитектура и т.д.);
5) строятся на предметном (физическом) содержании, рассматриваемом ввузовском курсе предмета (физики) и школьном курсе предмета (физики);
6) включают следующие типы задач: на обоснование возможногоприменения предметных (физических) знаний в конкретной ситуации; на применениепредметных (физических) знаний в конкретной предметной (физической) или непредметной(нефизической) ситуации; на построение предметных (физических) объектов иситуаций; на формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям;на оценку способа решения (правильно / неправильно, рационально / нерационально)и полученного результата (правдоподобность).
Однако, Павлова, отмечает, что компетентностные задачи необязательно должны удовлетворять всем вышеперечисленным требованиямодновременно, достаточно, чтобы они удовлетворяли хотя бы двум из них [8].
Так же при анализе статьи Оксюкевич Т.В. о компетентностныхзаданиях [9], в которой приведены задания, компетентностно-ориентированных,сформулируем собственные требования к задачам, которые будут являтьсякомпетентностно-ориентированными:
1. предполагают комплексное использование физических знаний из разныхразделов;
2. условия задач связаны с реальными жизненными ситуациями илидругими сферами жизни (искусство, архитектура и т.д.);
3. строятся на физическом содержании, рассматриваемом в школьномкурсе физики;
4. имеют содержание следующего характера (типы заданий):
a. на обоснование возможного применения физических знаний вконкретной ситуации;
b. на применение физических знаний в конкретной физической илинефизической ситуации;
c. на построение физических объектов, ситуаций, моделей;
d. на формулирование свойств конкретного объекта, модели по заданнымусловиям;
e. на оценку способа решения (правильно / неправильно,рационально / нерационально) и полученного результата (правдоподобность).
Задания по какой-либо теме, рассматриваемые в курсе физики, недолжна иметь только одно из предложенных условий. Требуется комплексноесодержание заданий, для достижения «компетентностно ориентированного задания».Первое условие предполагает, что задания должны направлять учащихся не к двумпараграфам учебника, и искать в них две-три формулы, которые можно подставить ирешить, а будут подвигать учащихся на размышление, касающиеся того, где можнонайти тот иной материал, как он выглядит, какой несёт смысл, и главным образом,как связать этот материал, с материалом из другой темы.
Второй пункт условий должен вносить в задания смысл «жизненныхситуаций», т.е. именно те ситуации, которые могут встретиться в повседневнойжизни, в быту, в обществе, на производстве и т.п. В контексте таких заданийможно выделить следующее:
· познание и объяснение явлений и процессов окружающейдействительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей;
· знакомство с современными научными исследованиями, расширяющимипредставления об окружающем мире и ведущие к изменению качества жизни;
· освоение и использование современной техники и технологий;
· выполнение роли грамотного потребителя, обеспечение безопасногообраза жизни (в рамках использования этой техники и различных технологий); [1]
Третье условие несёт смысл «включения» в содержание заданий тогосамого содержания учебных стандартов, т.е. то, что учащиеся должны знать,понимать, уметь делать к концу окончания школы.
Последнее условие предполагает работу школьников с различнымизадачами, т.е. с набором заданий, в которых учащиеся при разрешении заданий,смогут обосновать, по какой причине они воспользовались теми или инымизнаниями, а так же применить эти знания в конкретных заданиях. Наряду с этим, вкомплекте компетентностно-ориентированных заданий должны быть задания напостроение каких-либо физических моделей, ситуаций и объектов, так, например, скакой скоростью должен двигаться самолёт заданной массы, чтобы превзойтискорость звука? Так же, в состав системы задач должны входить задания ссодержанием, направленным на формирование свойств конкретных объектов имоделей. К примеру, как должно изменить напряжение в сети, зная плотностьпроводника, его длину, и изменяя силу тока? И, обязательно, в сборник заданийдолжны входить задания следующих формулировок, а именно, как «подвопросов» взаданиях – возможно ли такое осуществить, насколько это выгодно, чем можнозаменить?
Таким образом, учитывая данные условия, формируя задания, мысможем получить систему заданий, работая с которыми у учащихся будетформироваться компетентность в данной области, а именно физике.
В рамках создания компетентностно-ориентированных заданий, можноговорить о дальнейшем развитии спектра так называемых качественных задач пофизике.
2.2 Способы конструирования компетентностно-ориентированных заданий
Приконструировании компетентностно-ориентированных заданий возможно использованиетаблицы – «Конструктор задач», предложенная Ильюшиным Л.С. [14]. Какпоказывает Ильюшин Л., конструировать компетентностно-ориентированныезадания можно на основании таксономии целей Б. Блума. Блум выделяет шесть категорийучебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждаякатегория раскрывается им через систему действий ученика. Так, например, знаниепредполагает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь можетидти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий.Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений. Действияученика, адекватные данной категории: знание употребляемых терминов, конкретныхфактов, методы и процедуры, основные правила и принципы и др. [17]. Опора наэту таксономию позволяет формулировать компетентностно-ориентированные задания,поскольку она предусматривает результаты обучения, адекватные основным идеямкомпетентностного подхода, в частности в ней проектируется (планируется)усвоение учащимися таких действий – оценивания, синтез и др.
Вконструкторе, предложенном Ильюшиным Л.С., данная цель будет достигатьсяпосредством определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могутначинаться со следующих формулировок – назовите основные части… (см. табл.столбец «Ознакомление»). Так же и остальные столбцы в данной таблице будутопираться на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу,мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя наборформулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одномузаданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту еёдидактического наполнения.Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка 1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о… графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной) вариант… 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложи-те способ, позволяющий… 23. Проанализируйте структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… 37. Определите, какое из решений является оптимальным для…
3. Составьте
список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Оцени-те значимость… для…
5 Расположите в определённом
порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18. Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию… на основании… 32. Приду-майте игру, которая… 39. Определите возможные критерии оценки…
5. Изложите в форме
текста…
12. Прокомментируйте
положение о том, что… 19. Проведите (разработай-те) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую (свою) классификацию…
40. Выскажите критические
суждения 6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения… и … на…
34. Напишите
возможный
(наиболее
вероятный)
сценарий
развития…
41. Оцени-те возможности…
для… 7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложи-те в форме… своё мнение(понимание)… 42. Прове-дите экспертизу состояния…
Пользуясь данными таблицами, как опорными инструментами длясоставления компетентностно-ориентированных заданий, мы составим комплект задачпо теме «Переменный ток». Так же материалом для набора заданий нам будутслужить учебники и задачи, в содержании которых имеется тема «Переменный ток».
3. Компетентностно-ориентированные задания по теме «Переменный ток»
Формированиекомпетенций у учащихся подразумевает комплексное решение задач. Рассмотримзадачу, которая по нашему мнению является компетентностно-ориентированной: передвами начерчен график переменного тока:
1. Что на данном графике подразумевается под величиной тока?
2. Что изменяется на графике с течением времени?
3. Составьте перечень основных свойств переменного тока.
4. Найдите на графике равные по силе тока точки.
5. Найдите на графике точки, которые характеризуются равной силойтока, но различным направлением тока.
Начнём спервого вопроса задания – что на данном графике подразумевается под величинойтока? Ответ на данный вопрос предполагает, что учащиеся должны знать что такоепеременный ток. В соответствии с определением понятия – ток, изменяющийся стечением времени, ученик должен вынести, что под величиной тока подразумевается– сила тока. Данное задание строится на физическом содержании, чтоудовлетворяет требованию компетентностно-ориентированного задания – 3. А так жесамо применение знания – является удовлетворительным требованием к 4 b.
Следующийвопрос – что изменяется на графике с течением времени? Для выполнения данногозадания нужно уметь работать с графиками, а именно – анализировать. В этомслучае ученику требуется разложить график на составляющие: время и силу тока. Ипроследить, что ещё меняется со временем на графике, которое расположено нагоризонтальной оси. Это можно сделать непосредственно посмотрев на вертикальнуюось – силы тока. Этот вопрос так же стоится на физическом содержании курсафизики (требование 3), и «ожидает» применения знаний на практике (требование 4b). Следует отметить, что процесс ответа на данный вопрос – есть извлечениеинформации из графика.
Составьтеперечень основных свойств переменного тока – ответ на данный вопрос долженподвигнуть учащегося на более детальный анализ графика: пронаблюдать, какизменяется сила тока со временем, какого направление силы тока в разные моментывремени. Сделать вывод – что изменяется ток – с некоторой периодичностью, и егонаправление, опять таки с периодичностью меняется. И на основании этих выводов,выделить свойства: периодичность, направленность. Этот вопрос так же строитсяна физическом содержании (требование 3), но так же в нём требуетсяформулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям (требование 4d).
Найти награфике точки с одинаковой силой тока – здесь учащимся требуется показатьданные точки, и соответственно доказать, что силы тока равны, что можно сделатьопустив перпендикуляр на ось ординат. Данный вопрос не учитывает направление силытока, а только его значение. Вопрос будет удовлетворять ещё, ранее некасающегося требования – 4 a, т.е. на обоснование возможного примененияфизических знаний в конкретной ситуации.
При ответена последний вопрос, учащиеся должны по графику выделить точки, в которых силатока будет одинакова, что делалось при ответе на предыдущий вопрос, но теперьнадо отметить, что кривая находится то внизу оси времени, то наверху. Чтотеперь будет происходить с силой тока при переходе «сверху» «вниз» – изменениенаправления. Данный вопрос так же удовлетворяет требованию 3 и 4 b.
Такимобразом, данное задание удовлетворяет не только одному требованию, которое мывыделили.
Заключение
Формированиеключевых компетентностей на уроках физики в средней школе занимает особоеместо. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решитьпроблему более качественного усвоения знаний по физике и способности ихприменения на практике.
В ходевыполнения работы были получены следующие выводы:
Проанализировавнаучную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретическиеосновы реализации компетентностного подхода при обучении физике, основныепринципы и классификации ключевых компетентностей.
Рассмотревсодержательный аспект, определив требования компетентностно-ориентированныхзаданий и изучив опыт работы учителей физики, были разработаны задания,отвечающие требованиям компетентностного подхода.
Вопросыдиагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современнойлитературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле длядеятельности.
Именно,компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно ватмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.
Списоклитературы
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004 г. – №5;
2. Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Камзеева Е.Е. Диагностикаучебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА [Электронный ресурс] // Режимдоступа edu.1september.ru/courses/16/009/7.pdf;
3. Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Режимдоступа festival.1september.ru/articles/574903/;
4. Примерная программа основного общего образования по физике VII–IXклассы. Утвержден приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от «17» декабря 2010 г. №1897;
5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых ипредметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;
6. Основные результаты международного исследования образовательныхдостижений учащихся PISA – 2006 г., Москва;
7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения.Дидактика и методика – М.: Академия, 2007 г., с. 133 – 153;
8. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи каксредство формирования предметно-профессиональной компетентности будущегоучителя математики [Электронный ресурс] // Режим доступаhttp://lib.herzen.spb.ru/text/pavlova_113_169_174.pdf;
9. Оксюкевич Т.В. Развитие компетенций учащиеся через новыйподход к оцениванию // Физика в школе – 2009 г., №5;
10. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летнейшколе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 //Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры исодержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002 г. –(газета «Первое сентября», №88, 1999 г.);
11. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения.Дидактика и методика. учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр«Академия», 2007 г.;
12. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная деятельностьшкольников: опыт системного конструирования // Завуч: управлениесовременной школой – 2007 г., №5;
13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых ипредметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;
14. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательнойсамостоятельности учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc;
15. Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевыхкомпетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированныхзаданий [Электронный ресурс] // Режимдоступа www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;
16. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты М., 2002 г.;
17. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология М., 2002 г.;
18. Кичелёва Т.Г. Диагностика и формирование информационнойкомпетентности средствами учебного предмета [Электронныйресурс] // Режим доступаhttp://www.openclass.ru/stories/62780;