Реферат по предмету "Экономика"


Роль труда в развития человека и общества

Министерствообразования и науки Украины
Донбасскийгосударственный технический университет
Кафедраэкономики и управления
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине: «Рынок трудаизанятость»
Вариант №26
Выполнила:
Проверил:
Алчевск 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Перечень используемой литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
В современных условияхглубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию длятого, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом ивнутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускатьисключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно,постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегиюразвития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблемуадаптации к изменением внешней среды путем обретения нового взгляда на будущееорганизации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработкии реализации политики перемен.
При переходе к рыночнымотношениям вектор разработанной ЗАО «НКМЗ» стратегии был четко ориентирован напозиции на мировом и внутреннем рынках, достижение устойчивого развития истабильного финансового положения. Это позволило в сложных макроэкономическихусловиях хозяйствования обеспечить поступательный рост производства и создатьпрочный фундамент для его последовательного технического, технологического иорганизационного ― структурного совершенствования.
Настаивая на формированиисмешанной экономики, которая сочетала бы государственное регулирование ирыночные отношения (план и рынок), на всесторонней поддержке отечественногопроизводителя, на проведении реформ в интересах развития внутреннего рынка иподъема уровня жизни собственного народа, ученые ― экономисты рекомендуютотказаться от монетаризма, от услуг западных советников и воспользоватьсяпредложениями отечественных специалистов, а также успешным опытом Китая. Впоследнее время актуализируются проблемы искоренения коррекции, детенизацииэкономики, ограничения влияния олигархических планов и их сращивания сгосударственным аппаратом.
В современной мировойпрактике преобладает позиция не противопоставления малого и крупногопредпринимательства, а их разумного сочетания, малые и средние предприятия,сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органично входят всостав крупных корпораций. Причем последнее часто сами инициируют созданиемалых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях,предоставляя им всестороннюю поддержку.
Такие действиястимулируются государством путем льготной налогообложения капитала, которыйвкладывается крупными предприятиями в развитие малых структур.
Но реальной являетсятенденция падения инновационной активности производственной сферы в Украине.Так, есть в 1990 г. на 100 тыс. чел. регистрировалось 35 изобретений, то сейчас– только 3.
Основные показателиинновационной деятельности промышленных предприятий в УкраинеПоказатели Годы 1994 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2004 Количество предприятий, инноваций 2181 1729 1503 1491 1503 1506 1509 1512 Удельный вес в общем, количестве предприятий % 26,0 19,3 15,1 14,8 14,3 14,6 14,9 15,2
Рыночные преобразования вУкраине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношенийсобственности, обусловили, прежде всего, изменение роли государства в экономикиобщества.
Переход отгосударственно-плановой экономики и рыночно-конкурентной требовал лишениягосударства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методовхозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ееформ. Поэтому цель приватизации в Украине заключалась не в корректировке имиулучшении системы, а в коренном изменении принципов функционирования экономики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ
Рольтруда в развития человека и общества
Всамом общем понимании, труд ― это деятельность человека,направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная ицелеустремленная деятельность людей является непременным условием существованияи развития общества.
Современноеопределение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельностичеловека.
Затрадиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда какфактору производства, процесс труда содержит три обязательных элемента:целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда исредства труда. В настоящее время экономическая наука рассматривает труд шире икомплектнее. В частности предлагается рассматривать, по меньшей мере, пятьэлементов процесса труда: предмет труда — вещь, данная природой, илипредмет, выработанный предыдущим трудом, объект ли предоставления услуг, накоторые направлена трудовая деятельность работника с целью предоставления имновых полезных человеку свойств; средство труда — проводникпроизводительного действия человека на предметы и силы природы, те орудия, спомощью которых работник влияет на предмет труда: технология деятельности — определен порядок производственных процессов, совокупность методов влияния напредмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы,местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага,которое производится; организация труда — система производственныхвзаимосвязей работников со средствами производства и между собой, что образуетопределенный порядок организации и осуществления процесса труда; сам труд (живойтруд) — процесс осознанного влияния работника на предметы труда с помощьюсредств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и силприроды, ради удовлетворения своих потребностей. В процессе труда людивзаимодействуют также и с окружающей средой.
Труд- это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своейдеятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собойи природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежитчеловека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращаетпредметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию.Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий нарезультат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходамифизической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудомчеловек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных иневещественных благ.
Трудявляется материальным процессом взаимодействия человека с природой иобщественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности.Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупностьфизических и умственных способностей человека, который выступает личностнымфактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движениесредства производства, создает и совершенствует технику и технологию,организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетанияс ней материальные факторы производства являются лишь определенным наборомвещей.
Впроцессе исторического, социально-экономического, научно-технического развитияроль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический исоциальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, нетолько не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительновысшие требования к качеству рабочей силы.
Следовательно,сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики трудаопределяется через совокупность функций, которые она выполняет относительночеловека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека,необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей впроцессе производственной деятельности.
Производительныйтруд в сфере материального и невещественного производства — основаэкономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека ипрогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимостьсоздания технических, организационных, социальных, экономических условий длятакого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовыхотношения между участниками производственного процесса (работодателями;работниками; их субъектами и органами).
Рольи важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что впроцессе труда создаются не только материальные и духовные ценности,назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники,приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащаязнание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей,совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции,материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. Тоесть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей ипроисходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее ихудовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения,способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.
Следовательно,сущность труда заключается в том, что труд — это процесс осознаннойтрудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезногорезультата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека сосредствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации,а, с другой стороны, — процессом общественного взаимодействия между людьми.
Значениетруда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных егофункциях. Основные из них такие:
·         труд являетсяосновным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствиявсе материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека,так и человечества, в целом.
·         труд создаетобщественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобствалюдей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественныхблаг.
·         труд формирует сообществалюдей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и егорезультаты признаются обществом как естественная основа социальнойдифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.
·         труд и подготовкак ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая исовершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания,трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд — это определяющая сфера социализации человека в обществе.
·         в труде иблагодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы.Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку ичеловечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественныхопасностей, от болезней, от материальных лишений.
Процесструда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается вдвух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека,направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияяна предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной целипроизводства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяетфизиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является иматериальным процессом, выражая отношение людей к природе.
Сдругой стороны, в процессе труда человек не только целеустремленно влияет напредметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми,вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте трудпроявляется как общественное явление. То есть труд по своему содержаниюявляется материальным процессом отношения людей к природе, а за характером — общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе ихсовместной деятельности. Труд в каждом конкретном случае приобретаетопределенную форму организации и отбивает социально-экономические особенностисамых существенных признаков производственных отношений.
Рассматриваяпонятие «содержание труда», стоит отметить, что содержание трудаявляется сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений,взаимодействую человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействиеличностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовыхфункций человека, ее профессиональные знания, необходимые для осуществлениятрудового процесса умения и навыка. К основным элементам, которые характеризуютсодержание труда, относят такие категории, как «производительнаясила», «интенсивность», «качество»,«сложность» и «тяжесть» труда.
Производительнаясила труда характеризует технические, организационные, культурные и другиевозможности производственной деятельности человека; это объективныеобстоятельства труды (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональнойкультуры, методы организации труда, плодородие земли и тому подобное), которыепредопределяют дееспособность работника и результативность усилий.Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализациивозможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной мерезависит от и интенсивности.
Интенсивностьтруда характеризует объем трудовых расходов (физической и умственной энергии)на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенныйпромежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенноеколичество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (то естьуровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеющаясяпроизводительная сила труда. Повышение интенсивности труда за своимирезультатами равнозначно увеличению длительности рабочего дня.
Особенностипотраченной рабочей силы, отличия ее, с точки зрения внутренних свойствхарактеризует категория качества труда, который определяется уровнем профессиональногомастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством,заинтересованностью, коммуникабельностью и тому подобное.
Сложностьтруда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственномпроцессе. Чем более сложный труд, тем в большей специальной профессиональнойподготовке и лучших способностях работника она нуждается.
Влюбом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственнойсреды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнемфизических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполненияработы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшойсложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, напротив, работыочень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургическиеоперации). Самыми тяжелыми являются работы, в которых совмещается физическая ипсихическая нагрузки, в ходе которых возникает опасность для жизни (например,работа спасателей, пожарников, и т. др.).
Всеотмечены, выше категории отображают разные стороны трудовой деятельностичеловека и испытывают постоянные изменения под воздействием трансформаций всодержании труды, которые происходят в результате научно-техническогопрогресса.
Рассматриваякатегорию «характер труда», стоит обратить внимание на существованиедвух взглядов на это понятие. Один заключается в том, что понятие характератруда отображает особенности процесса труда, который осуществляется в тех илидругих организационно технических условиях (например, ручной или механизированныйтруд, простой или сложный за характером труд, творческий или рутинный и томуподобное). В этом случае понятие «содержание» и «характер»труда налагаются друг на друга, поскольку за их помощью выражаются одни и те жеявления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоитобратить внимание на другой взгляд, который определяет характер труда каккатегорию, которая отображает особенности взаимосвязи людей в процессе ихсовместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимостиот их участия в процессе труда (труд частный и наемный, индивидуальный иколлективный). Вообще от односторонней трактовки характера труда нужноотказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно — с точки зренияобщественной формы труда, и как категорию, которая формируется под воздействиемособенностей содержания труда за признаками уровня квалификации, условий труда,чистки физического и умственного труда, и тому подобное.

ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬЗАДАНИЕ 1
На основании данных своего варианта (приложение Б), произвести расчётперсонала предприятия по нижеприведенному алгоритму.
1. Численность основных рабочих предприятия (/>):
/>тыс.
2. Рассчитать численность вспомогательных рабочих (/>). Принять численностьвспомогательных рабочих на уровне до 48% от численности основных рабочих.
/>
3. Численность руководителей (/>)принять в общем, расчёте персонала предприятия на уровне задания 1.
/> = 7
4. Рассчитать численность специалистов (/>) и служащих (/>) 10% от численностиосновных и вспомогательных рабочих.
/>
/>
5. Численность младшего обслуживающего персонала (/>) рассчитать на уровне 1%от численности основных и вспомогательных рабочих.
/>
6. Численность промышленно-промышленного персонала рассчитываем:
/>
/>
7. Численность непромышленного персонала предприятия (/>) рассчитать на уровне 2%от численности основных и вспомогательных рабочих.
/>
8. Численность всего персонала предприятия (Ч) складывается изпромышленно-производственного персонала (ЧППП) и непромышленногоперсонала (ЧН, П) предприятия т.е.
/>ЗАДАНИЕ 2
Произвести расчётвнешнего движения кадров на основании расчётных данных задания №1 и отчётныхданных о принятых и уволенных работниках, указанных в задании №2 приложения В.
1.1      Определить общийкоэффициент оборота кадров предприятия (/>)по формуле:
/>
1.2      Определитькоэффициент оборота кадров по приёму (/>)как отношение числа работников, принятых на работу за данный период (/>), к среднесписочнойчисленности работников за тот же период.
/>
1.3      Определитькоэффициент оборота кадров по увольнению (/>)как отношение числа работников, уволенных по всем причинам (/>), к среднесписочнойчисленности работников за тот же период.
/>
Произвести расчётсменяемости кадров, учесть при этом отношение меньшего числа принятых илиуволенных к среднесписочному составу (/>)по формуле:
/>/>
/>/>
где />, /> - меньшее из числауволенных и принятых.
Произвести расчёттекучести кадров (/>) как отношение числаработников, уволенных за данный период по собственному желанию (/>), за прогулы и другиенарушения трудовой дисциплины (/>), ксреднесписочной численности работников за тот же период.
/>/>
где /> – уволенные пособственному желанию, чел.;
/> – уволенные за прогулы и нарушения,чел.ЗАДАНИЕ 3
В соответствии свариантом задания №3 (приложение Д) произвести расчёт уровня занятостинаселения региона, где Вы проживаете.
1.        Определитьуровень занятости общей численности региона (Уз (общ)) как отношениечисленности занятых (Чз) к общей численности населения (Чн):
/>
2.        Определитьуровень занятости в составе экономически активного населения (Уз (э.а)) какотношение численности занятых к экономически активному населению:
/>
где Чб –численность безработных, чел.
3.        Определитьуровень экономически активного населения (Уэ.а) как отношение экономическиактивного населения к общей численности населения:
/>
где /> - численность занятых,чел.;
/> - численность безработных, чел.;
/> - общая численность населения, чел.
4.        Определитьуровень безработицы (Уб) по формуле:
/>
где /> - численность экономическиактивного населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данных своеговарианта (приложение Б), произвела расчёт персонала предприятия по приведенномуалгоритму.
Произвела расчёт внешнегодвижения кадров на основании расчётных данных задания №1 и отчётных данных опринятых и уволенных работниках, указанных в задании №2 приложения В.
В соответствии свариантом задания №3 (приложение Д) произвела расчёт уровня занятости населениярегиона, где проживаю.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Экономика труда:Учебник / Под ред. проф. Г.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина — М.: Юрист, 2002.
2.      В.М.ЛукашевичЭкономика труда и социально трудовые отношения: Учебное пособие. — Львов: Новыймир — 2000, 2004.
3.      Есинова Н.И.Экономика труда и социально трудовые отношения. — К., 2004.
4.      Завиновска г.В.Экономика труда — К.: 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Two Kinds Essay Research Paper The protagonist
Реферат Краткое содержание Хождение за три моря Афанасия Никитина
Реферат Экономика России 1917-1918 гг
Реферат Структура жанров литературы Древнего Египта
Реферат Возникновение земли. Возникновение жизни на земле
Реферат Статья 213 УК РФ
Реферат Разработка и эксплуатация удаленных баз данных
Реферат Плывуны
Реферат О теоретических положениях динамики и устойчивости бурильной колонны и способах их реализации на практике
Реферат Маркетинговое исследование прогнозирования ЗАО "Волжская Медиакомпания"
Реферат Сравнительное исследование эффективности методов сортировки Флойда и Шелла
Реферат Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации
Реферат Современное состояние PR в россии
Реферат Right Theory Essay Research Paper Right Theory1
Реферат Администрация красноярского края главное управление образования