Министерство образования РФ Сибирский автомобильно-дорожный институт Кафедра Строительство и эксплуатация дорог КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по технологии и организации строительства Устройство дорожной одежды с применением золоминеральной смеси Выполнил ст. 41 ГД Михайленко П.В. Принял преподаватель Колмакова Н.В. Омск 98 г. Содержание 1 ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ
ДАННЫХ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОКРЫТИЯ 5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРОТУАРА 6 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ 7 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА 8 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И
ОХРАНА ТРУДА СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ 1.1 Конструкция дорожной одежды , объемы работ , потребность в материалах и полуфабрикатах Строительство дороги 3 категории ведется в Новосибирской области , протяженностью 7,6 км. Дорожная конструкция имеет вид 1 асфальтобетон мелкозернистый , марка 1 , тип А 2 асфальтобетон крупнозернистый , марка 1 , тип Б 3 золоминеральная смесь , смешанная в установке 4
песок 7 Аб мз марка 1 тип А 8 Аб кз марка 1 тип Б 16 Золоминеральная смесь 19 Песок Рис . 1 Конструкция дорожной одежды Геометрические характеристики Табл. 1 Конструктивный слойМатериал слояТолщина , мШирина , мДлина , мПлощадь , кв.м Покрытиеаб , мелкозернистый 0,07 22,5 7600 171000аб , крупнозернистый 0,08 22,171000 Основание Золоминеральная смесь 0,16 22,5 7600 171000
Доп. слой Песок 0,19 22,171000 Расход материалов Табл. 2 СлойМатериалПотребность , тВерхний слой покрытия из аб смесиМелкозернистая аб смесь30267,00Нижний слой покрытия из аб смесиКрупнозернистая аб смесь32609,70Основание из золоминеральной смесиПесок31912,70 Щебень24820,99 Известь4964,20Зола 9219,23Дополнительный слой из песка Песок45226,1.2 Требования к материалам и полуфабрикатам для устройства конструктивных слоев дорожной
одежды табл. 3 Наименование полуфабрикатаИсточник нормТребованияМелкозернистая аб смесь , марка 1 , тип АГОСТ 9128-841. Предел прочности при сжатии при t C 20 C более2.5 Мпа 50 C более 0.9 Мпа 0 C более11 Мпа 2. Коэффициент водостойкости не менее 0,3.Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении , не менее 0,4.Набухание по объему не более 0,5
Крупнозернистая аб смесь , марка 1 ,тип БГОСТ 9128-841. Предел прочности при сжатии при t C 20 C более 1.5 Мпа 50 C более 0.5 Мпа 2. Коэффициент водостойкости не менее 0,3.Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении , не менее 0,4.Набухание по объему не более 0,5 ЩебеньГОСТ 8267-82Марка по дробности не менее 30 Гранулометрический состав не более 70 ммИзвестьГОСТ 9179-77Известь
воздушная гидратная Сорт 2 Активность не менее 60ЗолаЗола уноса от сжигания бурых углей в сочетании с известьюПесок среднийСН 25-741.Модуль крупности 22,2.Полный остаток песка на сите с сеткой 0,63 не менее 3.Содержание зерен в по массе не более свыше 10 мм. 5 свыше 5 мм. 15 менее 0,16 мм. 4.Содержание пылевидных и глинистых частиц менее 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2.1 Транспортная схема доставки материалов
На рисунке 2 представлена транспортная схема доставки материалов и полуфабрикатов . Материал для устройства дополнительного слоя из песка доставляется из карьера песка . Средняя дальность возки песка L 18 7.62 21.8 км Также песок используют для приготовления аб смеси Средняя дальность возки песка L 14 7.62 17.8 км Материал для сооружения основания из золоминиральной смеси доставляется с жд станции и из города. Щебень c жд станции
L 8 км Известь из города L 26 км Зола из города L 18 км Смесь готовится в карьере песка в грунтосмесительной установке . Средняя дальность возки золоминиральной смеси L 14 7.62 17.8 км Материал для сооружения аб покрытия доставляется с жд станции и из карьера . Щебень , битум и МП c жд станции L 14 км Песок из карьера
L 14 км Средняя дальность возки аб смеси L 7.62 3,8 км 2.2 Сроки производства работ и минимальные параметры отрядов 2.1 Земляное полотно сооружается в следующем временном интервале Начало работ 10.05 окончание весенней распутицы Окончание работ 5.10 начало осенней распутицы Дополнительный слой из песка возводится в следующих температурных рамках 0
С весной и осенью , что соответствует 13.04 начало работ и 7.10 конец работ Основание из золоминиральной смеси возводится в следующих температурных рамках 5 С весной и осенью , что соответствует 2.05 начало работ и 28.09 конец работ Аб покрытие возводится в следующих температурных рамках 5 С весной и 10 С осенью , что соответствует 2.05 начало работ и 11.09 конец работ 2.2.2
Продолжительность строительства того или иного слоя дорожной одежды определяется по формуле Tстр Tk Tвп Tp To Tm Kсм , где Тк количество календарных дней Твп количество выходных и праздничных дней Тр время на развертывание отряда То организационные простои Tм количество нерабочих дней по метеоусловиям Для сооружения дополнительного песчаного слоя Тстр 177-29-6-9-271,95 216 смен
Для сооружения основания из золоминиральной смеси Тстр 150-23-6-9-271,95 166 смен Для сооружения аб покрытия Тстр 133-21-29-5-81,95 136 смен 2.3 Длина захватки определяется по формуле Lmin L Тстр , где L длина строящегося участка дороги , Для дополнительного песчаного слоя Lmin 7600 216 35 мсмену Для основания из золоминиральной смеси
Lmin 7600 166 45 мсмену Для аб покрытия Lmin 7600 136 55 мсмену 2.4 Минимальный темп потока определяется по формуле Ymin LB Tстр , где В ширина слоя Для дополнительного песчаного слоя Ymin 760022,5 216 791 кв.мсмену Для основания из золоминиральной смеси Ymin 760022,5 166 1030 кв.мсмену Для аб покрытия Ymin 760022,5 136 1257 кв.мсмену 3.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ Расчт потребности в дорожно-строительных машинах по строительству основания. Отряд 1. 1. Приготовление золоминеральной смеси Исходя из конструктивных соображений ведущей машиной отряда принимаем карьерную грунтосмесительную установку ДС-50Б . Технические характеристики Производительность агрегата 100 тчас
Общая масса 22,8 т Мощность электродвигателей 140 кВт Пределы дозирования золы 2 11 тчас Мешалка двух вальная , лопастная Длина корпуса 3150 мм Частота вращения валов 0,8 1 обсек Паспортная производительность установки составляет Пп 100 тчас 820 тсмену С учетом коэффициента приведения
К 0,8 , эксплуатационная производительность равна П Ппк 8200,8 656 тсмену 303 мсмену Требуемое количество машин определяется по формуле N Kсм Тстр , где Ксм - количество машиносмен , Ксм Vобщ П 32832 303 108 маш.смен. N 108 166 0.65 принимаем 1 установку Уточненный объем работ Vсм.ут. NП 1303 303 мсмену Уточненное время производства работ
Тстр.ут. Vобщ Vсм.ут. 32832 303 108 смен. Длина захватки Lзах L Тстр.ут. 7600 108 70 метров 2. Транспортировка материала к установке Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Технические характеристики Базовое шасси КАМАЗ 5320 Колесная формула 6х4 Грузоподъемность 10 т Вместимость кузова 5,5 м Полная масса 17,8 т Мощность 180 л.с.
Максимальная скорость 83 кмч Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t , где q 10 т - грузоподъемность К 0,85 - коэффициент использования t 0,32 часа - среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой V 45 кмч - средняя скорость Щебень c жд станции L 8 км Известь из города L 26 км Зола из города L 18 км Транспортировка щебня Пщ 8,2100,85 28 45 0,32 103,17 тсмену 47,77 мсмену
Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 303 47,77 6,34 7 машин Кисп 6,34 7 0,9 Транспортировка извести Пи 8,2100,85 226 45 0,32 47,24 тсмену 21,87 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 303 21,87 13,85 14 машин Кисп 13,85 14 0,98 Транспортировка золы
Пз 8,2100,85 218 45 0,32 62,23 тсмену 28,81 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 303 28,81 10,51 11 машин Кисп 10,51 11 0,96 3. Погрузка песка Используем фронтальный погрузчик ТО-25-1 ПК-3 Технические характеристики Грузоподъемность 3 т Вместимость ковша 1,5 м Максимальная высота разгрузки 2,83 м
Базовый трактор Т- 150К Мощность 166 л.с. Масса 10 т Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на погрузку 100 м песка Согласно Е1-1 табл. 2 Нвр 2,2 П 8,2100 2,2 373 мсмену Vсм Vобщ Тстр.ут. 38988 108 361 м Требуемое количество машин
N Vсм П 361 373 0,97 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,97 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,97 7,95 ч 4. Транспортировка песка на дорогу Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t Пщ 8,2100,85 210,2 45 0,32 90,13 тсмену 41,73 мсмену
Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм П 361 41,73 8,65 Кисп 8,65 9 0,96 Принимаем 9 машин с коэф. использования Кисп 0,96 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,96 7,88 ч 5. Планировка песчаного основания Применяем автогрейдер ДЗ-80 Технические характеристики Масса 8 т Длина отвала 3,04 м
Угол резанья 30 70 град Высота отвала 0,5 м Скорость движения 30 кмч Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на планировку 100 м песка Согласно Е17-1 Нвр 0.19 П 8,2100 0.19 4316 м смену Vсм Lзах В 1575 м Требуемое количество машин N Vсм
П 1575 4316 0,36 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,36 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,36 2,9 ч 6. Увлажнение Применяем поливомоечную машину ПМ-130 Технические характеристики Базовое шасси ЗИЛ 130 Колесная формула 4х2 Грузоподъемность 6000 л Максимальная скорость 90 кмч Источник воды на удалении 2 км
Производительность машины определяется по формуле П 8,2qK 2L V t П 8,260,85 22 45 0,32 102,28 мсмену Увлажнение производится на глубину 0,3 м Необходимо увлажнить грунт на 0,9 Сменный объем увлажняемого грунта Vсм H B Lзах 0,322,570 472,5 м Количество воды 472,50,9100 4 м Определяем требуемое количество машин N Vсм П 4 102,28 0,04
Принимаем 1 машин с коэф. использования Кисп 0,04 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,04 0,33 ч 7. Уплотнение Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Технические характеристики Ширина уплотняемой полосы 1,9 м Толщина уплотняемого слоя 0,35 м Масса 16 т Количество проходов 8 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100
Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 100 м песка Согласно Е2-1-31 Нвр 0,55 П 8,2100 0,55 1491 мсмену Требуемое количество машин N Vсм П 472,5 1491 0,32 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,32 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,32 2,62 ч 8.
Транспортировка золоминеральной смеси на дорогу Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t П 8,2100,85 217,8 45 0,32 62,73 тсмену 29,04 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм П 303 29,04 10,43 Кисп 10,43 11 0,94 Принимаем 11 машин с коэф. использования
Кисп 0,94 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,94 7,71 ч 9. Планировка Применяем автогрейдер ДЗ-80 Технические характеристики Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на планировку 100 м песка Согласно Е17-1 Нвр 0.19 П 8,2100 0.19 4316 м смену
Vсм Lзах В 1575 м Требуемое количество машин N Vсм П 1575 4316 0,36 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,36 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,36 2,9 ч 10. Уплотнение Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Технические характеристики Ширина уплотняемой полосы 1,9 м
Толщина уплотняемого слоя 0,35 м Масса 16 т Количество проходов 8 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 100 м песка Согласно Е2-1-31 Нвр 0,55 П 8,2100 0,55 1491 мсмену Требуемое количество машин N Vсм П 472,5 1491 0,32
Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,32 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,32 2,62 ч Состав 1 отряда пп Наименование машины Марка машиныКоличество машинК исп Профессия и разряд1Грунтосмесительная установкаДС 50Б11Машинист 6 р - 12СамосвалКАМАЗ 5511520,95Водитель 2 к - 523ПогрузчикТО 25-110,97Машинист 6 р -
14АвтогрейдерДЗ 8010,72Машинист 6 р - 15Поливомоечная машинаПМ 13010,04Водитель 2 к - 526КатокД 627А10,64Машинист 6 р - 1 Отряд 2. 1. Приготовление золоминеральной смеси Исходя из конструктивных соображений ведущей машиной отряда принимаем карьерную грунтосмесительную установку ДС-50Б . Технические характеристики Производительность агрегата 100 тчас Общая масса 22,8 т Мощность электродвигателей 140 кВт
Пределы дозирования золы 2 11 тчас Мешалка двух вальная , лопастная Длина корпуса 3150 мм Частота вращения валов 0,8 1 обсек Паспортная производительность установки составляет Пп 100 тчас 820 тсмену С учетом коэффициента приведения К 0,8 , эксплуатационная производительность равна П
Ппк 8200,8 656 тсмену 303 мсмену Требуемое количество машин определяется по формуле N Kсм Тстр , где Ксм - количество машиносмен , Ксм Vобщ П 32832 303 108 маш.смен. N 108 166 0.65 принимаем 1 установку Уточненный объем работ Vсм.ут. NП 1303 303 мсмену Уточненное время производства работ Тстр.ут. Vобщ Vсм.ут. 32832 303 108 смен. Длина захватки
Lзах L Тстр.ут. 7600 108 70 метров 2. Транспортировка материала к установке Применяем самосвал КРАЗ 256 Б1 Технические характеристики Базовое шасси КРАЗ 257 Б1 Колесная формула 6х4 Грузоподъемность 12 т Вместимость кузова 6 м Полная масса 23 т Мощность 240 л.с. Максимальная скорость 68 кмч Производительность самосвала определяется по формуле
П 8,2qK 2L V t , где q 12 т - грузоподъемность К 0,85 - коэффициент использования t 0,32 часа - среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой V 45 кмч - средняя скорость Щебень c жд станции L 8 км Известь из города L 26 км Зола из города L 18 км Транспортировка щебня Пщ 8,2120,85 28 45 0,32 123,81 тсмену 57,32 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 303 57,32 5,28 6 машин Кисп 5,28 6 0,88 Транспортировка извести Пи 8,2120,85 226 45 0,32 56,68 тсмену 26,24мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 303 26,24 11,54 12 машин Кисп 11,54 12 0,96 Транспортировка золы Пз 8,2120,85 218 45 0,32 74,68 тсмену 34,57 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 303 34,57 8,73 9 машин Кисп 8,73 9 0,96 3. Погрузка песка Используем фронтальный погрузчик ТО-25-1 ПК-3 Технические характеристики Грузоподъемность 3 т Вместимость ковша 1,5 м Максимальная высота разгрузки 2,83 м Базовый трактор Т- 150К Мощность 166 л.с. Масса 10 т Производительность машины считаем по формуле П 8,2100
Нвр , где Нвр - норма времени на погрузку 100 м песка Согласно Е1-1 табл. 2 Нвр 2,2 П 8,2100 2,2 373 мсмену Vсм Vобщ Тстр.ут. 38988 108 361 м Требуемое количество машин N Vсм П 361 373 0,97 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,97 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,97 7,95 ч 4.
Транспортировка песка на дорогу Применяем самосвал КРАЗ 256 Б1 Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t Пщ 8,2120,85 210,2 45 0,32 108,16 тсмену 50,07 мсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм П 361 50,07 7,2 Кисп 7,2 8 0,9 Принимаем 8 машин с коэф. использования
Кисп 0,9 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,9 7,39 ч 5. Планировка Применяем автогрейдер ДЗ-14 Технические характеристики Масса 10 т Длина отвала 3,20 м Угол резанья 30 70 град Высота отвала 0,6 м Скорость движения 35 кмч Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на планировку 100 м песка
Согласно Е17-1 Нвр 0,14 П 8,2100 0.14 5857 м смену Vсм Lзах В 1575 м Требуемое количество машин N Vсм П 1575 5857 0,26 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,26 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,26 2,2 ч 6. Увлажнение Применяем поливомоечную машину ПМ-130 Технические характеристики
Базовое шасси ЗИЛ 130 Колесная формула 4х2 Грузоподъемность 6000 л Максимальная скорость 90 кмч Источник воды на удалении 2 км Производительность машины определяется по формуле П 8,2qK 2L V t П 8,260,85 22 45 0,32 102,28 мсмену Увлажнение производится на глубину 0,3 м Необходимо увлажнить грунт на 0,9 Сменный объем увлажняемого грунта
Vсм H B Lзах 0,322,570 472,5 м Количество воды 472,50,9100 4 м Определяем требуемое количество машин N Vсм П 4 102,28 0,04 Принимаем 1 машин с коэф. использования Кисп 0,04 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,04 0,33 ч 7. Уплотнение Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Технические характеристики Ширина уплотняемой полосы 1,9 м
Толщина уплотняемого слоя 0,35 м Масса 16 т Количество проходов 8 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 100 м песка Согласно Е2-1-31 Нвр 0,55 П 8,2100 0,55 1491 мсмену Требуемое количество машин N Vсм П 472,5 1491 0,32
Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,32 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,32 2,62 ч 8. Транспортировка золоминеральной смеси на дорогу Применяем самосвал КРАЗ 256 Б1 Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t П 8,2120,85 217,8 45 0,32 75,28 тсмену 34,85 мсмену
Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм П 303 34,85 8,69 Кисп 8,69 9 0,94 Принимаем 11 машин с коэф. использования Кисп 0,94 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,94 7,71 ч 9. Планировка Применяем автогрейдер ДЗ-14 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на планировку 100 м песка
Согласно Е17-1 Нвр 0.14 П 8,2100 0.14 5857 м смену Vсм Lзах В 1575 м Требуемое количество машин N Vсм П 1575 5857 0,26 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,26 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,26 2,2 ч 10. Уплотнение Применяем самоходный каток на пневмоходу
Д-627А Технические характеристики Ширина уплотняемой полосы 1,9 м Толщина уплотняемого слоя 0,35 м Масса 16 т Количество проходов 8 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 100 м песка Согласно Е2-1-31 Нвр 0,55 П 8,2100 0,55 1491 мсмену
Требуемое количество машин N Vсм П 472,5 1491 0,32 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,32 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,32 2,62 ч Состав 2 отряда пп Наименование машины Марка машиныКоличество машинК исп Профессия и разряд1Грунтосмесительная установкаДС 50Б11Машинист 6 р -
12СамосвалКРАЗ 256 Б1460,95Водитель 2 к - 463ПогрузчикТО 25-110,97Машинист 6 р - 14АвтогрейдерДЗ 1410,52Машинист 6 р - 15Поливомоечная машинаПМ 13010,04Водитель 2 к - 526КатокД 627А10,64Машинист 6 р - 1 Сравнение вариантов Сравнение вариантов производится по техническим и экономическим показателям 1. Себестоимость С СмсNм СзпNл Lзах , где Смс - стоимость машиносмены 8,2Смч
Смч - стоимость машино-часа Nм - количество машин Сзп - зарплата Nл - количество людей Lзах - длина захватки Себестоимость 1 отряда С1 8,27,41 952 1,851 2,351 2,31 0,951 8,21,721 0,9952 0,951 0,841 0,981 0,831 70 63,21 р п.м. Себестоимость 1 отряда С2 8,27,41 946 1,851 2,51 2,31 0,951 8,21,721 0,9946 0,951 0,841 0,981 0,831 70 56,21 р п.м. 2. Выработка на 1 рабочего В Lзах е N , где
Lзах - длина захватки N - количество рабочих в отряде В1 70 57 1,2 п.м. чел В2 70 51 1,37 п.м. чел 3. Энерговооруженность Э е М Nм Nк , где М - мощность машины Э1 15452 110,21 791 110,21 661 56 149 кВт чел Э2 176,546 110,21 1841 110,21 66,1 50 168 кВт чел 4. Энергоемкость Э е М Nм Lзах Э1 15452 110,21 791 110,21 661 70 119 кВт п.м.
Э2 176,546 110,21 1841 110,21 66,1 70 120 кВт п.м. Технико-экономические показатели ппНаименование показателяЕд.изм.Отряд 1Отряд 21Производительностьп.м.70702Себестоимос тьруб.п.м63,2156,213Выработкап.мчел1,21, 374ЭнерговооруженностькВтчел1491685Энерг оемкостькВтп.м119120 Вывод После анализа видно , что целесообразнее воспользоваться вариантом 2 , т.к. большинство показателей лучше , чем в варианте 1 .
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОКРЫТИЯ Расчт потребности в дорожно-строительных машинах по строительству покрытия. 1. Приготовление асфальтобетонной смеси для нижнего слоя покрытия Применяем асфальтосмесительная установка Д-508-2А Технические характеристики Тип смесителя башенный , сборно-разборный с мешалкой периодического действия Тип элеваторов ковшовые Тип сушильного барабана наклонный , цилиндрический
Тип форсунки воздушная , низкого давления Топливо мазут топочный Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на приготовление 100 т смеси Согласно Е17-65 Нвр 4,2 П 8,2100 4,2 195,2 тсмену Требуемое количество машин N Vсм П 283,5 195,2 1,45 Кисп 1,45 2 0,72 Принимаем 2 машины с коэф. использования
Кисп 0,72 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,72 5,94 ч 2. Транспортировка материала к установке Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Технические характеристики Базовое шасси КАМАЗ 5320 Колесная формула 6х4 Грузоподъемность 10 т Вместимость кузова 5,5 м Полная масса 17,8 т Мощность 180 л.с.
Максимальная скорость 83 кмч Производительность самосвала определяется по формуле П 8,2qK 2L V t , где q 10 т - грузоподъемность К 0,85 - коэффициент использования t 0,32 часа - среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой V 45 кмч - средняя скорость Щебень c жд станции L 14 км МП c жд станции L 14 км Песок из карьера L 14 км Транспортировка щебня 55 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену
Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 155 73,97 2,0 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 1 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,21 8,2 ч Транспортировка песка 42 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 120 73,97 1,6 Кисп 1,6 2 0,81 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,81 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,81 6,65 ч Транспортировка МП 3 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 8,5 73,97 0,11 Принимаем 1 машину с коэф. использования
Кисп 0,11 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,11 0,94 ч 3. Транспортировка асфальтобетонной смеси на дорогу Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Пщ 8,2100,85 23,8 45 0,32 142,57 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 283,5 142,57 1,98 Кисп 1,98 2 0,99 Принимаем 2 машины с коэф. использования
Кисп 0,99 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,99 8,15 ч 4. Укладка асфальтобетонной смеси Применяем гусеничный асфальтоукладчик ДС-189 Технические характеристики Ширина укладываемой полосы 3 5 м Толщина укладываемого слоя 20 см Вместимость бункера 10 т Рабочая скорость 1,8 8,6 ммин Масса 15 т Производительность машины считаем по формуле
П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на укладывание 100 м смеси Согласно Е17-6 Нвр 0,17 П 8,2100 0,17 4823 м смену Требуемое количество машин N Vсм П 1575 4823 0,32 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,33 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,33 2,67 ч 5. Уплотнение нижнего слоя асфальтобетонной смеси Применяем самоходный каток на пневмоходу
Д-627А Технические характеристики Ширина уплотняемой полосы 1,9 м Толщина уплотняемого слоя 0,35 м Масса 16 т Количество проходов 10 Производительность машины считаем по формуле П 8,21000 Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 1000 м покрытия Согласно Е2-1-31 Нвр 1,88 П 8,21000 1,88 4361 м смену
Требуемое количество машин N Vсм П 1575 4361 0,36 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,36 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,36 2,9 ч 6. Приготовление асфальтобетонной смеси для верхнего слоя покрытия Применяем асфальтосмесительная установка Д-508-2А Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на приготовление 100 т смеси
Согласно Е17-65 Нвр 4,2 П 8,2100 4,2 195,2 тсмену Требуемое количество машин N Vсм П 270 195,2 1,38 Кисп 1,38 2 0,69 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,69 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,69 5,67 ч 7. Транспортировка материала к установке Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Щебень c жд станции L 14 км МП c жд станции
L 14 км Песок из карьера L 14 км Транспортировка щебня 50 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 135 73,97 1,8 Кисп 1,8 2 0,91 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,91 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,91 7,4 ч Транспортировка песка 47 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену
Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 113 73,97 1,53 Кисп 1,53 2 0,76 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,76 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,76 6,28 ч Транспортировка МП 3 Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 8,1 73,97 0,1 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,1 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,1 0,82 ч 8. Транспортировка асфальтобетонной смеси на дорогу Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Пщ 8,2100,85 23,8 45 0,32 142,57 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 270 142,57 1,89 Кисп 1,89 2 0,94 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,94 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,94 7,76 ч 9. Укладка асфальтобетонной смеси Применяем гусеничный асфальтоукладчик ДС-189 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на укладывание 100 м смеси
Согласно Е17-6 Нвр 0,17 П 8,2100 0,17 4823 м смену Требуемое количество машин N Vсм П 1575 4823 0,32 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,33 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,33 2,67 ч 10.Уплотнение верхнего слоя асфальтобетонной смеси Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Производительность машины считаем по формуле П 8,21000
Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 1000 м покрытия Согласно Е2-1-31 Нвр 1,88 П 8,21000 1,88 4361 м смену Требуемое количество машин N Vсм П 1575 4361 0,36 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,36 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,36 2,9 ч 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧТ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРОТУАРА Расчт потребности в дорожно-строительных машинах по строительству
тротуара. 1. Погрузка щебня Используем фронтальный погрузчик ТО-25-1 ПК-3 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на погрузку 100 м щебня Согласно Е1-1 табл. 2 Нвр 2,2 П 8,2100 2,2 373 мсмену Требуемое количество машин N Vсм П 100,8 373 0,26 Принимаем 1 машину с коэф. использования
Кисп 0,26 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,26 2,2 ч 2. Транспортировка щебня на тротуар Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут. П 100,8 73,97 1,36 Принимаем 2 машины с коэф. использования Кисп 0,68 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,68 5,58 ч 3.
Планировка Применяем автогрейдер ДЗ-14 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на планировку 100 м щебня Согласно Е17-1 Нвр 0.14 П 8,2100 0.14 5857 м смену Vсм Lзах В 2 630 м Требуемое количество машин N Vсм П 630 5857 0,1 Принимаем 1 машину с коэф. использования
Кисп 0,1 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,1 0,82 ч 4. Уплотнение Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 100 м щебня Согласно Е2-1-31 Нвр 0,55 П 8,2100 0,55 1491 мсмену
Требуемое количество машин N Vсм П 630 1491 0,42 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,42 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,42 3,46 ч 5. Приготовление асфальтобетонной смеси Применяем асфальтосмесительная установка Д-508-2А Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на приготовление 100 т смеси
Согласно Е17-65 Нвр 4,2 П 8,2100 4,2 195,2 тсмену Требуемое количество машин N Vсм П 37,8 195,2 0,19 Принимаем 1 машины с коэф. использования Кисп 0,19 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,19 1,58 ч 6. Транспортировка материала к установке Пщ 8,2100,85 214 45 0,32 73,97 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 37,8 73,97 0,51 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,51 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,51 4,19 ч 7. Транспортировка асфальтобетонной смеси на тротуар Применяем самосвал КАМАЗ 5511 Пщ 8,2100,85 23,8 45 0,32 142,57 тсмену Определяем требуемое количество самосвалов N Vсм.ут.
П 37,8 142,57 0,26 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,26 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,26 2,17 ч 8. Укладка асфальтобетонной смеси Применяем гусеничный асфальтоукладчик ДС-189 Производительность машины считаем по формуле П 8,2100 Нвр , где Нвр - норма времени на укладывание 100 м смеси
Согласно Е17-6 Нвр 0,17 П 8,2100 0,17 4823 м смену Требуемое количество машин N Vсм П 630 4823 0,13 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,13 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,13 1,07 ч 9.Уплотнение нижнего слоя асфальтобетонной смеси Применяем самоходный каток на пневмоходу Д-627А Производительность машины считаем по формуле П 8,21000
Нвр , где Нвр - норма времени на уплотнение 1000 м покрытия Согласно Е2-1-31 Нвр 1,88 П 8,21000 1,88 4361 м смену Требуемое количество машин N Vсм П 630 4361 0,14 Принимаем 1 машину с коэф. использования Кисп 0,14 Количество часов работы Т 8,2 Кисп 8,20,14 1,18 ч Калькуляция трудовых затрат ппОписание работыЕд.изм.
Сменный объемН врРасцПроизводительностьЗатраты машсменЗатраты челчасСтоимость1Приготовление ЗМС100 м3,03 3,031,00 2Погрузка песка100 м3,612,20-953,710,977,943,433Транспортир овка песка100 м3,61 0,556,56 4Планировка песчаного основания100 м15,750,140-1558,50,272,212,365Увлажнени е песчаного основания100 м0,04 1,020,04 6Уплотнение песчаного основания100 м4,720,550-6614,90,322,603,127Транспорти ровка ЗМС100 м3,03 0,348,91 8Планировка золоминерального слоя100 м15,750,140-1558,50,272,212,369Уплотнени
е золоминерального слоя100 м4,720,550-6614,90,322,603,1210Приготовл ение асфальтобетона100 т2,834,2721,951,4511,89203,7611Транспорт ировка асфальтобетона100 м2,83 1,421,99 12Укладка асфальтобетона100 м15,750,172-6148,230,332,6841,1113Уплотн ение асфальтобетона1000 м1,571,881-384,630,342,952,17 6. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ 6.1 Устройство подстилающего слоя Песок, применяемый для основания дорожной одежды, должен удовлетворять требованиям
ГОСТ 8736-93. К месту укладки песок транспортируется автомобилями самосвалами. Разравнивание привезнного песка осуществляется автогрейдером или бульдозером. Перед уплотнением слоя песка поверхность тщательно планируется, одновременно определяется операционным методом его влажность. В случае надобности песок увлажняют до оптимального значения. В жаркие солнечные дни расход воды увеличивают на 20 из-за повышения испарения.
После увлажнения песка необходимо -в лучшем случае, произвести перемешивание -производить уплотнение через 1 2 часа после поверхностного уплотнения. При естественной влажности выше оптимальной, песок неоднократно перемешивают автогрейдером для снижения влажности. Для уплотнения песка применяют катки на пневматических шинах, виброкатки, гладкие моторные катки. Если при работе катков образуется колея и песок выдавливается из под катка или колс . то уменьшается
вес катка или давление в шинах. Первоначальная скорость движения катков не должна превышать 2 кмчас, а при последующих проходах увеличивают до 6 кмчас. Перекрытие следа катком не менее 20 см. 6.2 Устройство основания из золоминеральной смеси Материал, применяемый для устройства слоя, имеет I класс прочности. Доставка на дорогу осуществляется автомобилями автосамосвалами.
Разравнивание привезнной смеси осуществляется автогрейдером или бульдозером. Перед уплотнением слоя щебня поверхность тщательно планируется. Разравнивание автогрейдером осуществляется круговыми проходами по длине захватки, начиная от крав россыпи. Разворот автогрейдера в конце прохода производят на другой захватке. Для достижения требуемой плотности необходимо до 10 проходов первые 3 прохода на 1 скорости, последующие 4
прохода на 2 скорости, остальные на 3 скорости. 6.3 Устройство асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетонное покрытие укладывают при температуре воздуха не ниже 5C весной и не ниже 10C осенью. Основание или нижний слой асфальтобетонного покрытия должно быть закончено и принято согласно действующим правилам примки работ при строительстве магистральной улицы. Перед устройством покрытия механической щткой или метлой тщательно очищают от грязи и пыли основание,
а края ранее уложенного асфальтобетона в местах сопряжения обрабатывают и смазывают битумом марки БНД 90130 дорожным рабочим 2-го разряда. Машинист асфальтоукладчика при подготовке машины к работе осматривает питатель и шнеки укладчика и убеждается в том. Что там нет остатков застывшей смеси. Асфальтобетонная смесь должна отвечать требованиям действующего ГОСТа и к началу укладки иметь температуру не ниже 130C.
При укладке асфальтоукладчиком смесь укладывают двумя полосами по 4,25 м. После укладки одной полосы на внутрисменной захватке асфальтоукладчик возвращается и укладывает следующую полосу. В процессе укладки смеси рабочие бригады выполняют следующие работы -дорожный рабочий 3-го разряда у бункера укладчика дат сигнал на подход автосамосвала со смесью принимает смесь в бункер и очищает кузов от остатков смеси. Машинист укладчика управляет работой машины, при этом регулирует толщину слоя
смеси на питателе и наблюдает за тем, чтобы к распределительному шнеку смесь поступала равномерно без перерывов и у крав шнека не образовывался излишек или недостача смеси. При кратковременном перерыве в доставке смеси машинист оставляет часть смеси в бункере до подхода следующей машины со смесью. Дорожный рабочий 3-го разряда после прохода укладчика на уложенном слое заделывает раковины и задиры мелкой смесью, удаляют или досыпают недостающую смесь на краях слоя и устраняют другие
дефекты, а также удаляют случайно попавшую некачественную смесь и заглаживают смесь гладилкой. Дорожный рабочий 2-го разряда у кромки слоя создат упорный валик из грунта 40-50 см или забивают грунтом пазух между кромкой слоя и бортом корыта. Работу по укладке смеси завершает дорожный рабочий 4-го разряда, который заделывает места сопряжения полос, проверяют ровность. В местах сопряжения полос он добавляет недостающую или срезает лишнюю смесь по всей ширине полосы.
Дорожный рабочий 5-го разряда принимает смесь, проверяет е количество и качество, контролирует толщину укладываемого слоя, регулирует положение выглаживающей плиты укладчика и дат указания о порядке уплотнения смеси катками. При длительных перерывах подачи смеси устраивают рабочий шов. В конце полосы укладки укладывают упорную доску, закрепляют е металлическими костылями. Смесь вручную распределяют впритык к доске и уплотняют катками.
При возобновлении работ доску снимают, стык смазывают битумом, и сглаживают. Укатка самоходными пневматическими катками 16 т за 10 проходов по 1 следу со скоростью 5 7 кмчас. Укатка тяжлыми самоходными катками за 17 проходов по 1 следу со скоростью 1.5 2 кмчас. Уплотнение смеси должно быть закончено при температуре смеси не ниже 80C. Проходы катка следует начинать от крав проезжей части к середине с перекрытием следа на 25 30 см.
7 . КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА 7.1 Контроль качества подстилающего слоя. После устройства подстилающего слоя производится контроль за следующими параметрами -отметки продольного профиля -качество уплотнения -размеры в профиле -толщина уплотняемого слоя. 7.2 Контроль качества золоминерального основания. При устройстве золоминерального основания обязательно проверяются -ширина основания -толщина слоя -высотные
отметки по оси -поперечный уклон -допустимый просвет под трхметровой рейкой. Ширина покрытия может иметь отклонение до 10 см. Отклонение по толщине слоя не должны превышать 10. Отклонения высотных отметок от проектных не должны превышать 5 см. Отклонение в уклоне не более 0.5. 7.3 Контроль качества асфальтобетонного покрытия . При контроле за качеством асфальтобетонного покрытия проверяются попикетно высотные отметки по оси
дороги. Величина допустимого отклонения 10 мм. Не менее чем в трх местах каждого километра проверяется ширина слоя. Допустимое отклонение ширины 10 см. Контролируется толщина слоя. Допустимое отклонение 5 от проектного значения. Уклономером ведтся контроль поперечных уклонов, допустимое отклонение не должно превышать 5. Контроль за ровностью асфальтобетонного покрытия и оснований оценивают по просвету между поверхностью покрытия и нижней поверхностью рейки размером 410300 см, которую укладывают
в продольном направлении по оси и в1 метре от кромки проезжей части. При измерении неровностей на покрытиях 95 промеров должны иметь просвет не более 5 мм, значения в 5 мм составляют 5, но и они не должны превышать 10 мм. При работе машин с автоматической системой слежения за вертикальными отметками просветы не должны превышать соответственно 3 и 6 мм. Для контроля за качеством уплотнения асфальтобетонных покрытий применяют радиационные
методы, вакуумный метод. В одной точке проводят не менее 3 измерений. При отсутствии приборов для операционного контроля плотности Контроль осуществляют испытанием кернов, взятых из покрытия. С каждых 7000м покрытия отбирают не менее трх проб через 10 суток после строительства и открытия движения автомобилей. Коэффициент уплотнения определяют по отношению средней плотности образцов, взятых из покрытия
к средней плотности переформованных образцов из тех же кернов. При оценке плотности неразрушающим методом коэффициент уплотнения определяют как отношение средней плотности покрытия к нормативной. Коэффициент уплотнения покрытия из горячих и тплых смесей через 10 суток после укладки для нижнего слоя долен быть не менее 0.98, а для верхнего слоя из смесей типа А и Б 0.99. Водонасыщение не переформованных образцов из покрытий кернов для смесей типа
А составляет 2-5, типа Б 2-3.5 объма. Кроме контроля плотности при отборе проб из покрытия измеряют толщину слов и визуально оценивают прочность сцепления между слоями покрытия и основания. Керны и переформованные образцы испытывают на сжатие и определяют соответствие прочности асфальтобетона с нормативным значением. Контроль прочности асфальтобетона основан на измерении акустического сопротивления и на его корреляции с прочностью асфальтобетона. Измерении акустического сопротивления осуществляют
специальной установкой. Принцип действия основан на измерении реакции материала конструктивного слоя внешнее механическое воздействие. В каждом месте испытания проводят не менее 5 измерений с незначительным смещением в круге диаметром 10 см. Вычислив среднее значение акустического сопротивления по градуированным зависимостям определяют прочность асфальтобетона. Оценку параметров шероховатости поверхности проводят методом песчаного пятна, который позволяет определить среднюю высоту шероховатости поверхности.
Для этой цели на покрытие в месте определения параметров шероховатости из мелкого стаканчика, наполненного сухим песком с размером зрен 0.14-0.63 мм, высыпают песок объмом 10 или 25 см. Затем круговым движением диска диаметром 100 мм заполняют все впадины шероховатости, распределяя песок по поверхности. При получении песчаного пятна неправильной формы измеряют больший и меньший диаметры и вычисляют среднее значение. Высоту шероховатости определяют из отношения объма высыпанного песка к
среднему диаметру пятна. Комплексной оценкой качества шероховатости поверхности является коэффициент сцепления между колесом автомобиля и асфальтобетонным покрытием. Для определения качества сцепления оперативным методом используют прибор ППК. 8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ТРУДА При погрузке материалов в карьерах необходимо выполнение следующих требований по технике безопасности -места погрузки должны быть оборудованы зонами безопасности
-движение транспортных средств должно осуществляется только по утвержднной схеме -не допускается нахождение людей в зоне возможных падений грузов. При устройстве подстилающего слоя и основания следует производить работы в соответствии с технологическими картами. Работа машин осуществляется только в установленном для них режимах. При работе с неорганическими вяжущими необходимо обеспечивать пыле защиту. Разлив битума и эмульсий производится со строгим соблюдением мер противопожарной безопасности.
При устройстве асфальтобетонного покрытия необходимо выполнять следующие требования -до начала работ нужно оградить участок работ -направить движение транспортных средств в объезд -наметить безопасную зону для людей, занятых на укладке -схему захода и выхода из зоны работ автосамосвалов. Моторные катки должны быть исправными, иметь навес над рабочими местами. Запрещается работа при неисправном звуковом сигнале.
При совместной работе нескольких машин дистанция должна быть между ними не менее 5 м. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. ЕНиР сборник Е17, Строительство автомобильных дорог Госстрой СССР. М. Стройиздат, 1989. 48 с. 2. ЕНиР сборник Е2, Земляные работы. Вып. 1. Механизированные и ручные земляные работы
Госстрой СССР. М. Стройиздат, 1988. 224 с. 3. Бочин А.А. и др. Справочник инженера дорожника, М. Транспорт, 1980. 4. ВСН 46-83. Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. Минтранс строй. М. Транспорт, 1985. 157 с. 5. Горелышев Н.В. Технология и организация строительства автомобильных дорог.
М. Транспорт, 1992. 551 с. 6. Тулаев А.Я. Строительство улиц и городских дорог. Часть 2. М. Стройиздат, 1988. 367 с. 7. Сборник 29
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |