Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Святочные гадания русских старожил

Реферат
 
На тему: Святочныегадания русских старожил

 Введение
Издавна гадания для русского народа являлись значимымобрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенностали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народныхгаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.
Святки – это зимние праздники, от Рождественского Сочельникадо Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у нашихпредков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миромослабевает. Считалось, что после наступления Рождества распахиваются небесныеврата, и заскучавшая нечистая сила опускается на землю, свободно разгуливаетсреди людей и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть ито, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – налето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опаснойсчиталась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера».

 1. Общие сведения освятках
Никогда русская семейная жизнь не живет в таком раздолье,как на святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселости, особенноженский пол. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых; старикирассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверностьгаданий. И все это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств.Женщины позыватки обходят дома с приглашением, где есть девушки, в семействозажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазнобамолодеческая.
Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях,передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление этих гаданийнет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничегоне говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали ихсуществование временам нехристианским русского народа, как доселе делают спредметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при одном мнении, что святочныегадания усвоивались русской жизни в продолжение многих веков, при постоянномили временном сношении наших предков с соседними народами. Если бы былавозможность тщательно проследовать отдельные поверия по пограничным местам вразных веках, потом следить их распространение по внутренним городам, тогда бымы могли с точностью означить: из какой страны, из какого города, от какогонарода перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, гдеисчезли, где и доселе существуют. Мысль едва исполнимая, едва возможная в своемосуществлении; но, как вероятная, она проистекает из действительного бытиямифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, стольявно переходивших от одного народа к другому. Мы знаем быт великоруссов, мыпостигаем быт малоруссов, мы верим в отдельное существование быта белоруссов;но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого? Ихразнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались одинс другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малорусских,если бы история не указывала нам на постепенные возрасты того и другого, еслибы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль присодействии другого. Отчего мифы, поверья, семейные сказания Белоруссииотличаются от мифов, поверьев, семейных сказаний Великорусски? Отчего малорусеверит в поверие, едва известное великоруссу и о котором совершенно не знаетбелорусе? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народак другому? Отчего происходит их усвоение той или другой общественной жизни?Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдываетпредположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих неков иот многих народов.
Святочные гадания, совершаемые доселе в русской семейнойжизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января, и притом в разноевремя. Так одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляютсяко сну.
Вечерние гадания обыкновенно начинаются с той минуты, какскоро освещают огнем комнаты. Некторые из них представлены ниже.2. Значение святок у русских
Древние христиане освящали все торжественные праздникиблагочестивыми делами. Государи освобождали народ, с Р. Х., от разных недоимок,уменьшали подати, выпускали преступников из темниц и проч. Пастыри наставлялилюдей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностновыполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечествапосильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Этидни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли святками или святыми;народ же обратил их в свои забавы.
Святки, происходя от глагола «святить», находятся в теснойсвязи с воспоминаниям о Рождении Спасителя мира.
В какое время появились святки в России? Откуда они перешлик нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы непревышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введениихристианской веры в России, но об них ни Нестор, ни продолжатели его летописине упомянули. Перерывая многие русские летописи, я не встречал названия святокранее XVII века; история же насчет сего предмета совершенно молчит. Летописцынаши, описывая события гражданские и церковные, не заботились о житье-бытьенаших предков, а старые обычаи исчезли вместе с преданиями. Ныне собираютпредания, и как это тяжело! Нельзя не допустить, что святки праздновались еще вотдаленные времена. Хотя новый год считался первоначально с марта месяца, со дняБлаговещения; после с сентября месяца, в великокняжение Симеона Гордого инаконец (когда Петр В[еликий] ввел общее европейское летосчисление) с генварямесяца 1700 г.: однако это летосчисление не изменяло святочных дней;празднование их приходилось в одно и то же время, как ныне. Но при всем усилии,решение вопроса о положительном появлении святок остается невозможным попричине недостатка свидетельств.
Наши праотцы, без сомнения, праздновали святки иначе, нежелижившие после них и нежели празднуем мы сами. Время изменяет много в жизни.Самые забавы и игры предков уже не те, какие нынче. Весьма было бы полезно,если бы можно было представить картину житья-бытья давно минувших веков: в нейбы мы увидели историю нашей народности. Теперь одни старого времени люди утешаютнас рассказами о былом, а нянюшки забавляют своими простодушными повестями отом, как припеваючи веселились наши деды, и поют песни о прошлом по одномуискаженному слуху.3. Время празднования святок
Святки начинаются в России с Рождества Xристова ипродолжаются до крещенского сочельника. С присоединением Малороссии к России, вполовине XVII в., малороссияне начали мало помалу заимствовать некоторыесвяточные обряды от русских.
Святки составляют собственно время забав. Мы нигде не видим,чтобы святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими.Многие славянские писатели, оставившие нам прекрасные отрывки по частидревности, ничего не сообщили о святках.4. Предмет святочных забав
Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражаетнародное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которыесовершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужасна самих участников святочных игр.5. Коляда
В святочный период проходила Коляда, старинный языческийобряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями. У древнихславян это был праздник народившегося солнца, день рождения солнечного года. Вночь на Коляду жгли костры, вокруг которых плясали, с горы скатывали горящееколесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собираласьв избе, где плясала и слушала сказки.
Коляда не обходилась без ряженых. В вечернее время и ночьюпо домам ходили ряженые – колядующие. Они пели колядные песни, высказывалихозяевам благопожелания и достаток в будущем году, за что получали обрядовуюеду и подарки.
Православная церковь активно боролась с подобными остаткамиязычества путем прямых запрещений, организацией своих праздничных служб, атакже христианским переосмыслением традиционных народных обрядов.6. Святочные гадания
Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу:здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ейчеловека. Они верят, что таким именем будет называться их суженый. Это самоеокликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток спирогом.
Ходят слушать под окна чужих домов и, внимая разговорувеселому или скучному, предрекают себе такую же жизнь в замужестве.
Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницыи потом в покоях смотрят: если оно гладкое, го муж будет хороший; а если комупопадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый.
Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если котораязацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, томуж будет тихий и смирный.
Подходят к амбарам: если услышат пересыпку хлеба, то уверяютсебя, что их замужняя жизнь будет достаточная.
Слушают под церковным замком: если подслушают пение — «сосвятыми упокой», то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное,то означает, что в том же году выйдут замуж.
Снимают с насести кур и приносят в ту горницу, где транееприготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольцы юлотые, серебряные, медные. Есличья курица будет нить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то мужбудет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное,то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будетнищий.
Пересчитывают в лестницах балясы, говоря: «Вдо-иец,молодец», и, доходя до последней, смотрят: на каком слове остановились, такойбудет и муж.
Выходят к забору и говорят: «Залай, залай, собаченька,залай, серенький волчок». В которой стороне услышит девушка лай, в той сторонебудет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, чтоотдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, тобудет выдана замуж на чужую сторону.
Бросают башмаки чрез ворота на улицу, потом выходят сами наулицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худойпризнак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: вэтот год не быть ей замужем.
Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметятсидящих за столом с головами, то предвещают себе, что будущие родные все будутживы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут.
После подблюдных песней выносят воду на двор, и каждая издевушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя впокой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый.
Полуночные гадания всегда начинаются после ужина, с 12 часаночи. В них участвуют взрослые девицы, в присутствии опытных старушек.Исчисляем эти гадания.
Гадающие девушки садятся у окон, выговаривая каждая:«Суженый, ряженый! поезжай мимо окна». Если которая услышит поезд с криком, ссвистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую; а когда поезд будет тихий,то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.
Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих ихпошевелит, спрашивают его: «Как звать?» Думают, что этим именем будетназываться суженый.
Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи намаленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненнуюводою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают:которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та преждевсех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем.
Отчаянная девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью,кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! приди ко мнепоужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна,запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признакиприближения суженого суть следующие: ветер жужжит под окнами, с свистом; ударыв окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидетьна своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженыйсадится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Какзвать?» Суженый сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот мигдевушка должна говорить: «Чур моего места! чур моей загадки!» Суженый исчезает,оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, тосуженый производит разные проказы.
Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушкавсыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег средиполя. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждаядевушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика,звонкий— молодого, толстый — вдовца.
Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц.Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают длясебя лебедя с лебедкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред темвременем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебедкою? Еслиплавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, тобудет вражда.
Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь нареку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушатьи смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого вводе, точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть вдевках, та только услышит один стук из воды.
Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляютна мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков,столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек.
Нянюшки с вечера обсевают золой башмаки и прячут подкровати, будто скрытно от девушек, между тем как каждая наперед договариваетсяоб этом. Девушки встают и смотрят: на чьих башмаках будет больше золы, темпредрекается большое богатство.
Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают нагребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такиебудут и у суженого.
Гадания на сон совершаются девушками по указанию старушек и,для большей действительности, людьми посторонними.
Собирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка,ложась спать, говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет менячрез мост». Суженый является во сне и переводит за руку чрез мост.
Кладут под подушку гребенку, говоря: «Суженый, ряженый!причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову.
Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят.Ложась спать, девушка говорит: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мнеподаст». Суженый является во сне и подает пить.
Кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мойсуженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Суженый снится во сне ввиде какого-нибудь короля.

 Заключение
Святки являют собой странную смесь языческих обрядов схристианскими традициями. Понятно, что из язычества родом гадание, игры,наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением.Собственно, как и «славление», то есть хождение детей, а иногда ивзрослых со звездой, вертепом и тому подобными предметами. А вот в самом слове- «святки» — скрыто значение, святость дней, в которые произошлостоль радостное для христиан событие.
На Руси святки праздновались всеми, но в основном это быловремя молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовилимаски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходилидома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило,предназначались всей семье в целом. Каждая хозяйка в свою очередь щедроодаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей,конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.
Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями,прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведениелюдей, выделяет Святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых,тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялиськак пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых,комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того светадуш умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало,по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и обьясняютсямногочисленные формы святочных гаданий.

 Список использованной литературы
1. Сказаниярусского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым. — С.-Петербург. ИзданиеА.С. Суворина, 1885.
2. Святочныегадания и колядки// www.pavlovsk-spb.ru/glavnaya/355-svyatochnye-gadaniya.html
3. Рождественскиегадания// www.sonniki.net.ru/gadania-rojdestvo.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2-этажный 3-секционный 18-квартирный жилой дом в г. Мирном
Реферат Биологическая концепция Ч. Ломброзо о прирождённом преступном типе и эволюция его идей
Реферат ОАО "Любанский сыродельный завод": характеристика выпускаемой продукции, оценка экономического состояния, работа по контролю качества
Реферат The Crucible My Point Of View Essay
Реферат Автоматизация процесса документооборота организации ООО Ксенокс
Реферат Lab Determine Which Functional Groups In A
Реферат Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 13
Реферат Маркетинговое планирование на примере ресторана "Русская трапеза"
Реферат Біографія М С Грушевського 3
Реферат 6 вопросов по иностранному языку для 11 класса \english\
Реферат Архимандрит Аввакум Честной и писатель ИА Гончаров
Реферат Теоретические проблемы семантики последних десятилетий
Реферат Напряжения в призабойной зоне пласта
Реферат Учет, контроль и анализ товарооборота в торговой организации (по материалам ООО "Саф")
Реферат Новый арбитражный процессуальный кодекс России