Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации.
ОрскийГуманитарно-Технологический Институт
(филиал)
Оренбургскогогосударственного университета
Физико-математическийфакультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной среднейшколе.
Выполнил: студент физико-математического факультетагруппы 4А
Бессонов Павел Александрович.
Научный руководитель: к. п. н. Профессор
Янцен Виктор Николаевич.
Орск. 1999г.
Оглавление
ВСТУПЛЕНИЕ… 3
§1. ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ… 4
§2. РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ВФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ… 12
Понятие межпредметных умений и методика их формирования… 12
Взаимодействие интереса и умений в процессе решениямежпредметных задач… 14
Формирование мировоззренческой направленности познавательныхинтересов старшеклассников… 15
§3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯРАЗДЕЛА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ… 18
ЛИТЕРАТУРА… 26
ВСТУПЛЕНИЕ
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном мире ив России, требуют новых подходов к развитию, обновлению и совершенствованиювсей системы непрерывного преобразования.
В последнее десятилетие в жизни средней общеобразовательнойшколы произошли значительные изменения: утвержден базисный учебный план;разработаны Временные государственные образовательные стандарты, новыеконцепции естественно-научного образования; открываются новые типы учебныхзаведений (гимназия-школа, лицей, колледж), вводятся различные интегративныекурсы.
Активное включение учителя в процесс непрерывного обученияявляется главным условием развития его творческого потенциала: егокомпетентности и педагогического учения, его социальной и профессиональной мобильности,его гражданской позиции и профессионально-значимых качеств личности. Большаяроль в этом относится межпредметным связям.
На необходимость осуществления МПС в школе, как дидактическогоусловия повышения качества знаний учащихся и роли обучения в развитиидиалектического мышления школьников. Многочисленные исследования показали, чтонесогласованность программ физики и химии; отсутствие единства интерпретацийпонятий законов, теорий общих для цикла естественных дисциплин, а такжепреемственности в их формировании; слабое отражение в них взаимосвязи междуявлениями природы приводит к тому, что знания учащихся по предметаместественно-научного цикла оказываются разрозненными. У них отсутствует научноепонимание закономерностей развития окружающего мира, умение комплексноприменять знания, полученные ими при изучении основ естественных наук в школе.В преодолении этих недостатков в условиях традиционно сложившейся системы изученияоснов естественных наук в школе большая роль отводится межпредметным связям.
§1. ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ.
Классификация межпредметных связей. Подходы копределению сущности дидактической категории межпредметных связей и их видоввесьма многообразны. Научные позиции исследователей в понимании сущностимежпредметных связей и классификации их видов определяются такими факторами,как конкретные педагогические задачи исследования, решение которыхосуществляется на основе межпредметных связей; изучаемые аспекты проблемымежпредметных связей и уровни их решения; используемые научные методы выделенияконкретных связей.
Таким образом, в дидактике явственно проявляется тенденция кпреодолению одностороннего подхода в решении вопроса о межпредметных связях вобучении. Разрабатываются комплексные критерии их выделения, используютсяэлементы системного анализа данного феномена. Системный подход направлен нараскрытие многоаспектности и полфункциональности межпредметных связей вобучении, что сопряжено с широким использованием поэлементного анализаструктуры учебного предмета и структуры процесса обучения (его содержания,методов, форм организации). Такой анализ выступает как метод определениясущности и видов межпредметных связей.
Исходя из общности структуры учебных предметов и структурыпроцесса обучения, которые являются объективными основаниями классификациимежпредметных связей, можно выделить три их основных типа:содержательно-информационные, операционно-деятельностные и организационно-методические.
Каждый учебный предмет – это дидактически переработаннаясистема научных знаний, которая включает сведения и из смежных научныхобластей. Любой структурный элемент учебного предмета служит основоймежпредметных контактов в процессе обучения. В содержании каждого учебногопредмета кроме специальных научных заложены элементы методологических и идеологическихзнаний. Межпредметные связи на основе содержания знаний можно отнести к типу содержательно-информационных.
Виды связей этого типа различаются:
1) по составу научных знаний (фактологические, понятийные, теоретические);
2) по знаниям о познании (философские, историко-научные, т. е.гностические, семиотические, логические);
3) по знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, т. е.диалектико-материалистические, идейно-политические, политико-экономические,этические, эстетические, правовые).
Связи в способах учебно-познавательной деятельности и уменийучащихся в обучении разным учебным предметам представляется правомерным отнестик типу операционно-деятельностных. Необходимость выделения иосуществления особого типа операционно-деятельностных связей обусловлена самойструктурой учебного предмета, которая содержит в себе помимо содержательных ипроцессуальные элементы, определяющие познавательную (методы науки; обобщенныеспособы познания, включая творческую деятельность; специфические умения инавыки; язык науки) и другие виды деятельности учащихся в процессе учения.
Учебная деятельность имеет сложный синтетический характер. Ееоснову составляет познавательная деятельность, но в процессе учебного познанияучащиеся осуществляют элементы других видов деятельности: практической,коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентационной. Виды межпредметныхсвязей операционно-деятельностного типа различаются по следующим критериям:
1) по способам практической деятельности в применении теоретических знаний– «практические», которые способствуют выработке у учащихся двигательных,трудовых, конструктивно-технических, расчетно-измерительных, вычислительных,экспериментальных, изобразительных, речевых умений;
2) по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новыхзнаний – «познавательные», которые формируют общеучебные обобщенные умения мыслительной,творческой, учебной, организационно-познавательной (планирование, организация исамоконтроль), самообразовательной деятельностей;
3) по способам ценностно-ориентационной деятельности – «ценностно-ориентационные»,необходимые для выработки умений оценочной, коммуникативной, художественно-эстетическойдеятельности, что имеет большое значение в формировании мировоззренияшкольника.
Межпредметные связи функционируют в процессе обучения иосуществляются с помощью тех или иных методов и организационных форм. Этопозволяет выделить вторичный, подчиненный первым двум тип организационно-методическихсвязей, имеющий самостоятельное значение. Межпредметные связи этого типа
обогащают методы, приемы и формы организации обучения.
Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимисяобщепредметных знаний и умений.
Виды связей данного типа различаются:
1) по способам усвоения связей в различных видах знаний (репродуктивные,поисковые, творческие);
2) по широте осуществления (межкурсовые, внутрицикловые, межцикловых);
3) по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные);
4) по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);
5) по постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические);
6) по уровню организации учебно-воспитательного процесса (поурочные, тематическиеи др.);
7) по формам организации работы учащихся и учителей (индивидуальные, групповые,коллективные).
Межпредметные связи реализуются в различных формах организацииучебной и внеучебной деятельности: на обобщающих уроках, комплексных семинарах,уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, намеждисциплинарных факультативах, конференциях, тематических вечерах, в работеученических научных обществ и т. п. Характер учебной деятельности учащихся иобучающей деятельности учителей при этом будет различным (индивидуальный,групповой или коллективный). При отсутствии полностью скоординированных учебныхпрограмм межпредметные связи реализуются в практике обучения по-разному: всоответствии с требованиями новых программ школы («программные» связи), науровне расширенного (по инициативе учителей) использования взаимосвязей учебныхпредметов или во всей системе учебно-воспитательного процесса школы, включаявнеклассную работу.
Многозначность понятия «межпредметные связи». Многообразиемежпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данногопонятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связеймногомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организацииобучения.
Упорядочение смысловых значений данного понятия, как иупорядочение видов межпредметных связей, возможно лишь на основе системногоподхода.
Дидактическое явление «межпредметная связь» как система имеетструктуру, состоящую из трех элементов:
1) знаний (умений) из одной предметной области;
2) знаний (умений) из другой предметной области;
3) связи этих знаний (умений) в процессе обучения. Каждый изэтих элементов отличается вариативностью. Связи охватывают разные предметныеобласти обучения – общественные, естественные, технические науки. Объединениезнаний (действие синтеза) имеет в каждом конкретном случае определеннуюпознавательную функцию – объяснение причинно-следственных связей в общихобъектах, обобщение и выведение нового обобщенного знания, конкретизацию общихпонятий, классификацию смежных явлений, доказательство обобщенных идей и др.
Межпредметная связь в логически завершенном виде представляетсобой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементамиструктуры различных учебных предметов.
Таким отношением может быть новое знание, котороесформировалось благодаря усвоению связей между знаниями из разных предметов.Это знание по своему содержанию и способу формирования в учебном познании носитмежпредметный характер (Например, физико-химические, биохимические,историко-географические, политико-экономические, литературно-исторические понятия).Таким отношением может быть и новое обобщенное умение, сформированное врезультате усвоения связей между способами учебно-познавательной деятельности,применяемыми в разных предметах. Новое умение является межпредметным, посколькуможет использоваться в разных учебных предметах при оперировании общими для нихмежпредметными знаниями (например, умения устной и письменной речи,расчетно-измерительные, художественно-изобразительные, графические, обобщенныеумения мыслительной деятельности и др.). Таким отношением могут быть и новые,обобщенные на межпредметной основе, аксиологические, ценностные аспектызнаний, которые формируют идейно-нравственное сознание ученика.
Эффективность формирования межпредметных знаний, умений иценностных отношений школьников определяется способами осуществлениямежпредметных связей в процессе обучения (методическими приемами, методамиучебной работы, условиями организации учебного процесса и т. п.): впреподавании, в их усвоении учащимися и применении в новых познавательныхситуациях. В результате осуществления всесторонних межпредметных связейвырабатывается магистральная педагогическая линия, общая тенденция, стратегиядействий учителей. Таким образом, как справедливо отмечает М. М. Левина: «речьидет о дидактической организации учебного процесса, о конструктивной разработкесистемы педагогической работы...», поэтому межпредметные связи «есть принципконструирования дидактической системы».
Итак, межпредметные связи выступают в процессе обучения какусловие реализации его основных функций (образовательных, развивающих,воспитательных) и сами выполняют методологические, конструктивные и формирующиефункции. В соответствии с различным функциональным значением изменяется ихсодержательно-смысловое значение, их соотнесенность с понятийным аппаратом. Какуже отмечалось, в изучении феномена межпредметных связей можно выделить аспекты:философский, общепедагогический, собственно дидактический, методический,психологический. Будучи конкретной дидактической формой проявления философскогопринципа системности, межпредметные связи выполняют методологическиефункции. Играя роль дидактического принципа, на основе которого строятсясистемы межпредметного обучения (в рамках учебной темы, учебного предмета,учебной проблемы, внеклассной деятельности и др.) межпредметные связи выполняютконструктивные функции.
Формирующая функция межпредметных связей заключена втом, что как общепедагогическое средство комплексного подхода к обучению онисоздают условия для формирования мировоззрения, познавательной активности исамостоятельности учащихся. Эту функцию межпредметные связи осуществляют вобучении под влиянием методических и психологических факторов перестройкиучебно-познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителей.
Таким образом, углубление педагогической науки в сущностьдидактической категории межпредметных связей приводит к выводам ополифункциональности, подвижности, относительности их смысловых значений вобщей организации процесса обучения.
В единстве методологических, конструктивных и формирующихфункций межпредметные связи создают современный дидактический (межпредметный)подход к построению содержания и организации процесса предметного обучения спозиций всеобщих принципов системности и комплексности.
Межпредметные связи как принцип обучения. Предметомдидактики является взаимодействие деятельностей учителя и учащихся. На уровнекакой дидактической категории межпредметные связи обеспечивают эффективностьэтого взаимодействия в практике обучения? Такой категорией являются принципыобучения.
Категория принципов обучения стала предметом дискуссии всовременной дидактике. Осуществляется пересмотр сущности данной категории итрадиционно сложившейся номенклатуры дидактических принципов. Предпринимаютсяпопытки с позиций системного подхода определить совокупность принципов вцелостном процессе обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.). В связис нерешенностью данной проблемы существует мнение, что категория принциповякобы утратила существенное значение для современного процесса обучения и ееследует упразднить. С таким мнением согласиться нельзя.
Принципы обучения – это руководящие требования к организациипроцесса обучения, вытекающие из его социальных задач, методологических основ,закономерностей и практического опыта. Принципы обращены к сфере деятельностиучителя и учащихся. В них отражаются знания о целях, сущности, содержании,структуре обучения, которые должны быть использованы в качестве регулятивныхнорм практики. Принципы воплощаются в совокупности методико-педагогическихправил. Как категория дидактики принципы имеют следующие основания для своеговыделения: всеобщность, социальную направленность, методологическуюобусловленность, управленческие функции, обращенность к внутренним сторонамдеятельности учителя и учащихся, отражение целостных свойств процесса обучения,единства его функций.
Исследования и практика убеждают, что одним из важнейшихсовременных принципов обучения является принцип межпредметных связей, социальнои методологически обусловленный задачами всестороннего развития личности,тенденциями интеграции науки, развитием системного метода познания.
Поэтому есть все основания считать межпредметные связи одним изпринципов советской педагогики (дидактики).
Как принцип обучения, межпредметные связи взаимодействуют совсеми другими принципами.
Принцип научности предполагает объяснение изучаемыхвопросов с позиций марксистско-ленинской философии, что невозможно безосуществления межцикловых, межпредметных связей. Принцип систематичности ипоследовательности в обучении осуществляется путем соблюдения определенногологического порядка в расположении учебного материала, преемственности в усвоениисистемы знаний, умений и навыков. Межпредметные связи позволяют при изучениинового материала опираться на ранее изученные знания в других предметах,выделять опорные, «сквозные» для ряда предметов понятия, ведущие идеи, ккоторым систематически возвращаются учителя разных курсов, последовательнораскрывая их отдельные стороны.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучениинацеливает на овладение умениями самостоятельно анализировать взаимосвязьпроцессов и явлений, вскрывать их сущность, познавать закономерности,сознательно ставить новые познавательные задачи, активно решать их. Отношенияпринципа сознательности и межпредметных связей были проанализированы Ш. И.Ганелиным, который под системностью знаний понимал внутренне «взаимосвязанныезнания не только в пределах одного предмета, но и в пределах определенногоцикла предметов, и в смысле связи между разными циклами. Иначе говоря,подлинная система, а следовательно, подлинная сознательность знаний невозможнабез установления и межпредметных преемственных знаний».
Принцип связи теории с практикой, обученияс жизньюпредполагает использование межпредметных связей в практической деятельностиучащихся: при решении задач, проведении лабораторных работ, практикумов,экспериментов, наблюдений, в трудовом обучении, в производительном труде.Практические задачи, связанные с жизнью, с трудом, носят, как правило,комплексный характер и побуждают к применению знаний по разным предметам одновременно.
Принцип наглядности обогащается использованием наглядныхпособий, учебников, знаний, полученных при проведении опытов, наблюдений подругим предметам. В целях обобщения конкретных представлений возможноиспользование межпредметных наглядных материалов (плакатов и др.).Межпредметные связи разнообразят наглядность, позволяют использовать ееабстрактные формы (модели, графики, схемы) при раскрытии сущности обобщенныхпонятий.
В осуществлении принципов доступности и прочности знаниймежпредметные связи также играют определенную роль. Трудные и сложные вопросынередко становятся легкими и доступными, если на помощь учащимся приходятсведения из других предметов. Известно, что прочностью обладают лишь знания,включенные в систему и активно применяемые при усвоении новых вопросов.
Индивидуальный подход к учащимся возможен лишь на основеучета интересов учеников к другим предметам. Привлечение знаний учащихся подругим предметам позволяет организовать их коллективную учебную работу.
Таким образом, межпредметные связи способствуют осуществлениювсех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие в реальном процессеобучения. И «если межпредметные связи являются одним из средств реализациидидактических принципов, то сами принципы определяют собой цель применениямежпредметных связей».
Нам представляется, что в реальном процессе обучения отмеченноесоотношение между средством и
целью в зависимости от установки учителя может быть и обратным.Межпредметные связи как самостоятельный принцип могут определять целевуюнаправленность всех других принципов, подчиняя их решению задач формированиянаучного мировоззрения, целостной системы знаний о природе и обществе. И тогданаглядность, систематичность, индивидуальный подход, коллективная работа, связьс практикой, активизация обучения становятся средствами реализации принципа межпредметныхсвязей. Именно в роли самостоятельного принципа межпредметные связи выполняютсвою конструктивную функцию: влияют на структуру учебного плана, программ,учебников, на отбор содержания, методов и форм обучения.
Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи обладаютсвойством всеобщности. Их действие распространяется на все учебные предметы, ипрактически изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связейс другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциямобучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательныхумений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убежденийшкольников.
Как принцип обучения, межпредметные связи предъявляют особыетребования ко всем компонентам процесса обучения. В формировании задач обученияпредмету, учебной теме, задач уроков необходимо отражать применение, развитие,закрепление и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучениидругих предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы,изучение которых требует опоры на ранее усвоенные в других предметах знания, отметитьвопросы, которые получат развитие в последующем обучении другим предметам.Необходимо в каждой учебной теме отделить сугубо предметные понятия и болееширокие, общие для ряда предметов, развитие которых осуществляется с помощьюмежпредметных связей. Большое воспитательное значение имеет определениемировоззренческих идей, которые могут быть сформированы с помощью межпредметныхсвязей при изучении каждой учебной темы или ряда тем, на обобщающих уроках. Вметодах обучения межпредметные связи усиливают творческий поиск в применении знаний,полученных в других курсах. Это активизирует мышление учащихся, побуждает их канализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам, к разнымтеориям и системам понятий.
Принцип межпредметности нацеливает на формулировку проблем,вопросов, задач, заданий для учащихся, ориентированных на применение и синтеззнаний и умений из разных предметов. Систематическое использованиемежпредметных связей обеспечивает расширение дидактических материалов и средствнаглядности за счет учебников, таблиц, приборов, карт, диафильмов, диапозитивов,кинофильмов, плакатов, муляжей и других пособий из других учебных предметов. Ворганизации обучения возникает потребность в комплексных формах – комплексныхобобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметноесодержание, требующих коллективного решения межпредметных учебных проблем,вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательныхинтересов и склонностей учащихся в разных предметных областях. Межпредметныесвязи требуют координации деятельности учителей разных предметов, изученияучебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков и т. п.Принцип межпредметности проникает во все стороны учебно-воспитательногопроцесса: от постановки конкретных педагогических задач до оценки его результатов.
Первостепенное значение, поэтому имеет выявление основных линийсистематизации учебного материала разных предметов с помощью межпредметныхсвязей.
§2. РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГОЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.Понятие межпредметныхумений и методика их формирования.
Умения характеризуют способы достижения учащимися конкретнойпознавательной цели. Решение межпредметных задач требует особых умений:связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве егомногообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, чтообеспечивает процессуальную сторону формирования научного мировоззрения школьников.
В исследованиях термином межпредметные уменияобозначаются различные способы деятельности, обеспечивающие межпредметныесвязи: обобщенные умения мыслительной деятельности, логические операции, общиедля всех учебных предметов (анализ, синтез, обобщение); умения творческойдеятельности, которые формируются при решении аналогичных по своей структуре действийпознавательных задач разного предметного содержания (Е.Н. Кабанова-Меллер, И.Я.Лернер); умения, обслуживающие общие для родственных предметов видыдеятельности учащихся (А. В. Усова) — измерительные, конструктивно-технические,измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные и др.;специфические умения оперирования конкретным содержанием, лежащим на стыкесмежных учебных предметов — установления исторических причинно-следственныхсвязей при анализе современной экономической географии страны, проведенияисторической аналогии с целью объяснения особенностей современногоэкономико-географического развития (Л.М. Панчешникова, В. Н. Максимова). Помимоназванных групп, необходимо выделить умения комплексного применения знаний изразных учебных предметов при решении широких межпредметных проблем, выполнениикомплексных заданий. Умения комплексной многосторонней характеристики объекта —это наиболее сложный вид умений. Это умения учащихся осуществлять комплексныемежпредметные связи. Специфичным для них является познавательное действиеширокого переноса предметных знаний и умений в новые условия их комплексногоприменения. Такие умения в своей содержательной основе опираются на знания изразных учебных предметов и обобщенные идеи, а их операционная сторона имеетсложную структуру действий разной степени обобщенности: конкретно-предметныедействия, оперирование конкретным материалом различных предметов, обобщенныедействия, характеризующие мыслительную и творческую деятельность и приобретающиеспецифику в условиях межпредметных связей; действия переноса и установлениясвязей между элементами разнопредметных знаний и умений в деятельности по решениюмежпредметных задач; действия речевой коммуникации, адаптации терминов,языковых средств различных наук; оценочные действия, отражающие единство познавательногои ценностного отношения учащихся к знаниям из разных предметов, связываемых всистему на основе мировоззренческих идей. Эта структура модифицируется взависимости от специфики межпредметных задач.
Проблемное обучение, как и межпредметные связи, усложняютсодержание и процесс познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимопостепенное введение как элементов проблемности, так и объема и сложностимежпредметных связей. Важно обеспечить рост познавательных умений и учебныхуспехов, укрепляющих самостоятельность и интерес учащихся к познанию связеймежду знаниями из разных предметов. Методика организации процесса обученияосуществляется следующими этапами:
1) односторонние межпредметные связи на уроках по смежным предметам на основерепродуктивного обучения и элементов проблемности;
2) усложнение межпредметных познавательных задач и усиление самостоятельностиучащихся в поиске их решения;
3) включение двусторонних, а затем и многосторонних связей между предметамипутем координации деятельности учителей (выдвижение общих учебных проблем, ихпоэтапное решение в системе уроков);
4) разработка широкой системы в работе учителей, осуществляющих межпредметныесвязи как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексныедомашние задания, уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внекласснуюработу и расширяя рамки учебной программы.
Для тех учеников, которые не имеют прочной системы знаний,решение межпредметных задач может оказаться непосильным, а их интерес кобучению снизится. Для учащихся с высоким уровнем знаний по предметам опора намежпредметные связи является необходимым условием их дальнейшего развития впроцессе обучения. Поэтому в организации творческой деятельности учащихся наоснове межпредметных связей ведущее место занимает учебная работа, направленнаяна усвоение системы предметных знаний и овладение способами их переноса иобобщения. «Научение» учащихся достигается с помощью системы тренировочныхсамостоятельных работ, отрабатывающих отдельные элементы умений комплексногоприменения знаний: распознавание межпредметных связей в учебных текстах, вотрывках из научных статей, в первоисточниках отбор фактического предметногоматериала для подтверждения, доказательства законов диалектики, общенаучныхидей, понятий; анализ конкретных примеров (из области биологии, физики, химии,истории) с позиций общих закономерностей, категорий; осознание межпредметногохарактера познавательных учебных задач; самостоятельная постановка (видение)межпредметных задач, проблем на основе сравнения и анализа научных фактовпограничных предметов (биохимических, физико-химических, биофизических и т.п.); составление плана для решения межпредметной проблемы и др. Важную роль играютпоказ образца выполнения таких заданий, проведение установочных бесед,определяющих логику рассуждения, доводящих до осознания последовательность выполняемыхдействий, дифференцированный подход с учетом познавательных интересов ивозможностей учащихся. Необходимы последовательные стадии в формировании уменийосуществлять межпредметные связи: I — пробуждение познавательного интересаучащихся к решению межпредметных задач, их распознавание и осознание ими необходимостииспользовать знания из разных дисциплин; II—отработка отдельных способовтворческой деятельности на основе межпредметных связей; III—синтез частных уменийв целостное умение комплексного применения знаний при решении межпредметныхзадач. Основйым условием успешного переноса предметных знаний выступают сходство,аналогичность структуры содержательных и процессуальных элементов в сериимежпредметных познавательных задач определенного типа. На уроках необходимопобуждать учащихся к самостоятельному решению таких задач с выполнением имидействий по образцу и усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний.Взаимодействиеинтереса и умений в процессе решения межпредметных задач.
Развитие познавательных интересов зависит от овладенияучащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлятьмежпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качествевнутреннего побудителя поисковой деятельности, действующего сопряженно сознаниями и способами, выступает осознание цели, познавательной потребности,которая регулирует процесс поиска, отражаясь и на его эмоциональнойнасыщенности. Принятие межпредметной задачи в значительной мере зависит оттеоретической направленности познавательных интересов ученика, его стремления кпознанию философских, мировоззренческих аспектов в предметных знаниях. Так, привыполнении межпредметных заданий на уроках обществоведения наблюдалась теснаякорреляция (0,75) между высоким интересом учащихся к данному предмету, которыйносит мировоззренческий характер, и осознанным вычленением ими обобщенныхпознавательных задач. Осознанное вычленение межпредметной задачи, являясь однимиз проявлений творческих действий учащихся, способствует тесной корреляциизнаний и способов действий в структуре умений ее решать. Вычислениекоэффициентов корреляции показало тесную связь между уровнями знаний и способовдействий в работах учащихся, самостоятельно выделивших межпредметную познавательнуюзадачу.
В процесс решения межпредметной познавательной задачи учащиесявключают предметные умения, их активность зависит и от мотива интереса ксоответствующим учебным дисциплинам. Здесь также наблюдается тесная связь междууровнем интереса к предмету, широтой и успешностью использования знаний изнего. Учащиеся привлекают новые сведения из дополнительных источниковинформации, находят оригинальные способы их анализа и связи с программнымматериалом. Отсутствие устойчивых предметных интересов и знаний лишает ученикаосновы в «межпредметной» деятельности, вызывая подчас негативное отношение кней. Межпредметные связи на первых этапах включения в познавательнуюдеятельность изменяют соответствие уровней умений и интересов учащихся попредметам. Умения, проявляемые при решении межпред-мегных задач, начинают вбольшей степени зависеть от опыта переноса, овладения его способами, чем отранее сложившегося, но тем не менее подвижного интереса к тому или иномупредмету. У одних учащихся под влиянием межпредметных связей повышается интереск ранее не интересовавшим их предметам, а уровень знаний и умений еще остаетсяневысоким. У других, наоборот, значительно возрастают умения межпредметногопереноса, но заметных изменений в развитии предметных интересов не наблюдается.Они сохраняют устойчивость. Это объясняется тем, что межпредметные связи не являютсяединственным фактором, формирующим познавательные интересы учащихся.
Познавательный опыт, ограниченный узкопредметными рамками,мешает увидеть хорошо известное в новом, необычном аспекте, необходимом длятворческого решения межпредметной задачи. В таких ситуациях мешает привычкамыслить по-старому. Возникающее на первых этапах познавательной -деятельностина основе межпредметных связей рассогласование между ранее сформировавшимисяумениями и интересами учащихся в последующем нивелируется, происходит усилениевзаимосвязей умений и интереса на качественно новой обобщенной содержательнойоснове. Систематически включаемые в учебное познание межпредметные связиположительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Этоспособствует умственному развитию школьников и формированию широкихпознавательных интересов как одному из показателей развития личности. Вдеятельности на основе межпредметных связей возникает устойчивая зависимость: широтапознавательных интересов — осознанное восприятие межпредметных задач —потребность в познании межпредметных связей—творческий подход—умение мыслитьсистемно—познавательная самостоятельность ученика.Формированиемировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников.
Включение в процесс обучения межпредметных связей как стимулапознавательного интереса качественно преобразует другие его стимулы. Этопроисходит в силу того, что учебный процесс представляет собой систему, вкоторой все компоненты находятся в структурно-функциональной связи и изменениеодного из них нарушает эти связи и вызывает необходимость системного подхода корганизации всего процесса. Включаемые в содержание урока межпредметные связиусиливают его новизну, вызывают обновление уже известного материала, объединяютновые и прежние знания в систему. Связи смежных курсов позволяют глубжепроникнуть в сущность предметов, раскрыть, например, причинно-следственные,физико-химические связи в биологических процессах. Это дает возможность полнеепоказать историю науки, методы и достижения современной науки, в которойусиливаются интеграция знаний и системный подход к познанию. Укрепляястимулирующее содержание уроков, межпредметные связи активизируют и процессусвоения знаний, основанный на их постоянном применении. Становится нагляднойпрактическая нужность и полезность знаний по всем предметам. Осознание нужностизнаний надежно укрепляет интерес к их углублению и расширению. Сам процесспознания, обогащенный межпредметными связями, активизируя мыслительныепроцессы, служит источником устойчивого' интереса школьников. Межпредметные связиусиливают обобщающий характер содержания учебного материала, который требуетизменения и методов обучения.
Межпредметные связи приводят в действие все стимулыпознавательного интереса, связанные с учебной деятельностью: вносятпроблемность, элементы исследования и творчества, разнообразят формысамостоятельной работы, побуждают к овладению новыми умениями. Преобразуяметоды обучения, межпредметные связи оказывают влияние на изменение и егоорганизационных форм. Возникает потребность в коллективных формах организацииучебной работы, которые наилучшим образом обеспечивают решение межпредметныхпроблем, создавая условия для проявления знаний и интересов учащихся по другимпредметам. При этом возможен успех для каждого. Успешность деятельности, какизвестно, важнейший побудитель активности и интереса к ней. В коллективныхформах учебной работы активно действуют стимулы познавательного интереса,связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональныйтонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка в деятельности,элементы соревнования, поощрение и другие (Г. И. Щукина).
В процессе формирования познавательных интересов учащихсямежпредметные связи (содержательные, операционно-деятельностные,организационно-методические) выполняют многоплановые функции. Прежде всего, онивыступают как стимул интересов учащихся к урокам, преломляясь во всех другихположительных стимулах, идущих от содержания, деятельности и отношений. Учебнаядеятельность с опорой на межпредметные связи вызывает непосредственный интереск урокам. Осуществляясь систематически, они становятся условием формированияустойчивых познавательных интересов школьников. Такие умения формируются наоснове установления межпредметных связей биологии с историей, географией, обществоведением,когда учитель предлагает задачи типа «дать критику», «доказать», «обосновать»,«аргументировать вывод» и т. п. Оценочный фактор в познании стимулирует интереси активность учащихся.
Итак, обучение на основе разносторонних межпредметных связейактивно формирует устойчивые широкие мировоззренческие познавательные интересы,что особенно ценно для всестороннего развития личности старшеклассника.Мировоззренческая направленность познавательных интересов — это устойчивоестремление школьника к пониманию и обоснованию существенных связей, объясняющихотношения «личность и общество», «природа и общество», «человек и труд». Процессформирования мировоззренческой направленности познавательных интересов включаетэтапы:
I. пробуждение интереса и желания опираться на межпредметные связи при усвоенииобщепредметных мировоззренческих идей с помощью элементов проблемности;
II. развитиеи расширение интереса к усвоению мировоззренческих идей, формирование познавательнойсамостоятельности при решении межпредметных задач;
III. укреплениеи углубление интереса к мировоззренческим проблемам в процессе постоянноразвиваемой активности и самостоятельной деятельности учащихся (систематворческих работ и внеклассной работы межпредметного содержания).
Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников вдеятельности на основе межпредметных связей происходит в тесной взаимосвязи сформированием мировоззренческих, ценностных ориентации личности, регулирующихее социальную активность.
§3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ.
В основе молекулярной физики лежит представление обатомно-молекулярном строении материи, которое позволяет объяснитьмакроскопические свойства вещества в различных агрегатных состояниях изакономерности перехода веществ из одного состояния в другое. Химия — этонаука, исследующая состав, строение и превращение одних веществ в другие. Иначеговоря и в молекулярной физике, и химии за основу взяты строение и свойствавещества, хотя в химии преимущественно внимание уделяется влиянию состава«строения вещества на его химические свойства, а в молекулярной физике — нафизические свойства вещества.
В связи с этим возникает необходимость рассмотрения вопросавзаимосвязи молекулярной физики и химии в курсе средней школы.
При изучении молекулярной физики взаимосвязь ее с химиейпроявляется в двух главных направлениях. Первое из них заключаются виспользовании знаний учащихся, полученных ими в процессе изучения химии вкачестве материала для доказательства основных положений молекулярной физики.Второе направление заключается в дополнении знаний о молекулярной физике рядомфактических сведений, изучаемых на уроках химии.
Характерно, что по ныне действующим программам учебникам,начиная с VII (в химии — с VIII)и кончая XI классом, атомно-молекулярное учениеполучает свое развитие, как в физике, так и в химии, при этом соответствующийматериал в учебниках базируется на ранее рассмотренных сведениях той или инойдисциплины. Поэтому знание преподавателем содержания учебного материала ипрактических навыков учащихся, полученных ими при изучении смежной дисциплины,является одним из главных факторов, позволяющих обеспечить прочное усвоение тойили иной темы и кура в целом.
Важным звеном в организации межпредметной связи является наглядноесопоставление взаимосвязанных тем с указанием времени их прохождения, глубинаизучения вопросов в смежных курсах и перечнем демонстраций, практическихлабораторных работ, предусмотренных программами этих предметов.
Практика работы показала, что наиболее удобным в этом отношенииявляется план межпредметной связи, составленный нами по теме «Молекулярнаяфизика», изучаемое в X классе по новым программам и новому учебному пособию.
Физика Химия Время изучения Программные вопросы Время изучения Программные вопросы X‑I
I. Тепловые явления
Температура. Тепловое равновесие. Уравнение состояния. Газовые законы. Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака Закон Авогадро Уравнение состояния идеального газа Количество переданной теплоты. Теплоемкость. Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах Тепловые двигатели VIII‑I Реакции экзо — и эндотермические VIII‑II Кислород и его физические свойства. Воздух. Состав воздуха. Инертные газы, их свойства, а применение Горение в воздухе простых и сложных веществ VIII‑II Водород Физические свойства водорода. Тепловые явления при растворении VIII‑III Грамм-атом и грамм-молекула. Объем г-моля газа при нормальных условиях Закон Авогадро. Тепловой эффект химической реакции IX‑III 5Основные виды топлива. Способы сжигания твердого жидкого и газообразного топлива. Роль химии в энергетике X‑I
II. Основы молекулярно-кинетической теории.
Строение газообразных, жидких и твердых тел. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Броуновское движение. Взаимодействие атомов и молекул в веществе. VIII‑I Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ, атомно-молекулярного учения. Молекулярная масса. VIII‑II Ионная связь. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для научно – материалистического мировоззрения и развития науки и техники. X‑I Теория химического строения. X‑I
III. Взаимные превращения жидкостей и газов
Силы взаимодействия молекул. Испарение жидкостей. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность. VIII‑II Ионная связь, механизм ее образования. Ковалентная связь, механизм ее образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. VIII‑II Вода и ее свойства. IX‑III Адсорбция и абсорбция. /> /> /> /> />
X‑I
IV. Свойства жидкостей и твердых тел
Особенности жидкого состояния. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Смачивание. Кристаллы. Анизотропия кристаллов. Поликристаллы. Аморфные вещества и их свойства VIII‑II Ионная связь. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентная связь. Значение периодического закона Д.И. Менделеева для научно – материалистического мировоззрения и развития науки и техники. VIII‑III Вода и ее свойства. VIII‑IV Виды химической связи. Ионные, атомные и молекулярные кристаллы. IX‑III Углерод. Аллотропия углерода. Уголь. Адсорбция. IX‑III Металлическая связь. Кристаллическое строение металлов. Сплавы IX‑IV Алюминий и железо, их сплавы и применение. X‑I Теория химического строения вещества
Следует заметить, что такого рода план не в состоянии полностьюудовлетворить требования реализации межпредметной связи в преподавании физики ихимии, т.к. он не отражает особенностей изложений взаимосвязанных тем вучебниках и других учебных пособиях, не включает вопросов комплексногохарактера, совершенно обходит вопросы межпредметной связи при решении задач всмежных курсах.
Анализ ныне действующих задачников по физике и химии показал,что имеется целый ряд задач и упражнений, развивающих у учащихся представления,одинаково ценные как для молекулярной физики, так и для химии, и чтоосуществление межпредметной связи при решении позволит в значительной степенидополнит, и углубить взаимосвязанные разделы смежный курсов.
Предварительное знакомство учителя физики с содержаниемиспользуемых задач смежного курса дает в одних случаях богатый иллюстративныйматериал для разъяснения сущности физико-химических процессов, а в других — позволяет при изложении определенной темы полностью базироваться на этом материале.
Прежде чем приступить к изучению молекулярной физики, следуетиметь в виду, что этой теме предшествует ряд разделов физики и химии,описывающих различные стороны строения вещества и представляющих достаточнуютеоретическую и экспериментальную основу для изложения молекулярно-кинетическойтеории на более высоком уровне.
Учитывая разбросанность пропедевтического материаламолекулярной физики смежных курсах по времени изучения в VIII‑X классах, следуетвнимательно продумать методику его повторения и систематизации с тем, чтобыучащиеся в момент ссылки учители на известные факты могли быстро воспроизвестиих в памяти и установить взаимосвязь с изучаемой темой.
Перед научением основных положений кинетической теорий газов мыготовили учащихся к восприятию этой темы. Всему классу предлагалось повторитьте разделы смежных курсов, которые могли быть использованы при изложениинастоящей темы.
Так, по физике нужно было повторить следующие вопросы:первоначальные сведения о строении вещества, хаотическое (тепловое) движениемолекул и внутренняя энергия (из раздела «Тепловые явления»), вес воздуха иатмосферное давление, строение атома; из химии: молекулы и атомы,атомно-молекулярное учение, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основатомно-молекулярного учении атомный и молекулярный вес; кислород и водород, ихфизические свойства; состав воздуха; грамм-атом, грамм-молекула и закон Авогадро.
Практика показала, что нельзя ограничиваться одним толькоповторением, необходимо обобщать и систематизировать накопленные сведения обатомно-молекулярной структуре вещества и характере движения частиц в различныхагрегатных состояниях.
Для этого некоторым (более подготовленным) ученикам былопредложено подготовить 7‑12 минутные сообщения по отдельным темам смежныхкурсов, а другая группа учеников готовила экспериментальное обоснованиеизученные теоретическим вопросам. Нами были даны задания сделать сообщения последующим разделам:
а) роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основатомно-молекулярного учения;
б) опытное обоснование строения вещества из атомов и молекул;
в) факты, подтверждающие непрерывность движения ивзаимодействие частиц, из которые состоит вещество в различных агрегатных состояниях;
г) воздух, его состав и физические свойства;
д) постоянство состава сложных веществ и установлениеатомарного состава молекул;
е) закон Авогадро и способы определения атомных и молекулярныхмасс.
Помимо этого, классу предлагалось выборочно решить нескольконесложных задач из химии, подобранных таким образом, чтобы учащиеся моглизакрепить полученные по теме знания из смежных курсов. Решение одних задачтребовало знания основных положений молекулярно-кинетической теории, другиезакрепляли понятия: «атомная масса», «молекулярная масса», «грамм-атом», «моль»и методы их нахождения, а третьи представляли собой задачи на применение законаАвогадро для определения массы, объема и молекулярной массы газа при нормальныхусловиях.
Проведя таким образом подготовку учащихся к восприятию газовыхзаконов и молекулярно-кинетической теории, мы приступили к изучению этихвопросов. Сделанные учащимися сообщения обобщающего характера послужили хорошимвведением к изучаемой теме.
Использование знаний учащихся из химии при изложении коренныхвопросов молекулярно-кинетической теории дало возможность не только сделатьдоступными восприятию многие вопросы курса физики, но и значительно дополнитьчасть из них. Знание строения одного-, двух- и многоатомных молекул позволиловыяснить характер движения этих молекул и внести поправку, поясняющуюзависимость физических свойства от атомного состава его молекул.
Воспользовавшись методами определения состава воздуха и закономАвогадро, можно доказать справедливость закона Дальтона. Из химии известно, чтовоздух состоит из смесей газов, причем по объему основная доля приходится наазот (78%) и кислород (21%).
Все газы, заполняющие определенный объем, распределены в немравномерно. Поэтому общее давление газа на стенки, сосуда является следствиемударов молекул газовой смеси. Очевидно, последовательное удаление компонентовсмеси должно сопровождаться уменьшением давления в сосуде. Воспользовавшисьопытом определения состава воздуха методом сжигания красного фосфора в сосудесоединенном с манометром, можно определить, какую часть, объема воздуха всосуде занимал кислород, и какое давление он создавал в данном сосуде, т.е.парциальное давление кислорода.
Дав формулировку закона Дальтона (это удобнее сделать послеизучения закона Авогадро) можно его пояснить на основе молекулярной теории,взяв за основу закон, Авогадро. Так как давление газа при неизменнойтемпературе зависит только от числа молекул в единице объема, то при удалениичасти молекул из данного объема давление газа должно уменьшиться. Но такое жеуменьшение давления может быть получено за счет удаления такого же числамолекул другого, газа, что подтверждается законом Авогадро. В этом, собственно,и заключена суть связи закона Авогадро с законом Дальтона.
Независимо от способа вывода основного уравнения кинетическойтеории газов и уравнения Менделеева–Клапейрона, учащимся необходимо хорошознать закон Авогадро, число Авогадро, иметь представление о молекулярной массеи методах его определения, знать соотношения между объемом, массой имолекулярным весом газа при нормальных условиях. Предварительное повторениеэтих понятий в определенной степени облегчит вывод основных соотношениемолекулярной физики.
Использование этих данных из химии и физики позволяет раскрытьфизическую сущность универсальной газовой постоянной (R),постоянной Больцмана (К), значительно упростить вывод основного уравнениякинетической теория газа, формулу средней квадратичной скорости движениямолекул газа выведенной из основного уравнения кинетической теории газа.
В теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» приизучении методов определения массы и размеров молекул нужно полнее опираться назнания, полученные учащимися в курсе химии. Это позволяет сократить время,предусмотренное на изучение этих вопросов программой по физике и соответственноувеличить время на изучение принципиально новых вопросов и решение задачтворческого характера.
При изучении в X классе взаимодействияатомов и молекул, а также физических свойств твердых тел и жидкостей следуетуделить особое внимание видам химической связи, известным учащимся из курсахимии VIII классе, т.к. этот материал в дальнейшемиспользуется при изучении проводников и диэлектриков, электрического тока вгазах, жидкостях и металлах при изучении электрических свойств полупроводникови других вопросов курса физики.
Причем изложение видов химической связи на уроках физики должнобыть не простым повторением изученного в химии, а определенным дополнением иуглублением знаний учащихся в этой области.
Практика работы показала, что понятие Ван-дер-Ваальсовой,ионной и металлической связи можно дать учащийся VIIIкласса при изучении взаимодействия молекул и на основе полученных представленийо видах связи (включая и ковалентную связь, известную учащимся из курса химии)раскрыть содержание разделов, касающихся строения и свойств твердого тела ижидкости. К этому времени учащимся уже известно строение атомов элементов малыхи больших периодов, электростатическое взаимодействие одноименных иразноименных зарядов, поэтому объяснение видов связи на основе современныхпредставлений о строении атома не вызывает существенных затруднений.
Для уточнения понятия об энергии взаимодействия молекулжелательно вернуться к вопросу об ионной связи при изучении закона Кулона в IX классе. Сила связи может быть определена по формуле законаКулона:
/>
/>
где l — заряд электрона.
При уменьшении расстояния rмежду ионами сила взаимодействия возрастает по абсолютной величине, и при этомдолжна также возрастать энергия притяжения, но при определенное значении r начинают действовать силы отталкивания, причина которыхзаключается в электростатическом взаимодействии следующих электронных оболочекатомов. Эти силы быстро возрастают, и при некотором значении r0 устанавливается равновесное состояниеионов. Энергия взаимодействия в этом случае минимальна, что соответствуетустойчивому состоянию образовавшейся молекулы. Это легко поясняется графиком нарисунке.
На основе понятия об ионной связи можно познакомить учащихся состроением ионных кристаллов, объяснить их физические свойства.
Достаточно глубокое объяснение причин возникновения ковалентнойсвязи является трудной задачей, так как для этого необходимо знание квантовойтеории строения атома. Однако, учитывая важность этого вида связи,целесообразно использовать имеющиеся в учебнике химии VIIIкласса объяснение ковалентной связи на основе моделей электронных облаков ватомах. Здесь же в параграфе «Атомные и молекулярные решетки» преподавательфизики найдет ценный иллюстративный материал для объяснения физических свойстввеществ с атомными кристаллическими решетками. Помимо названных видов связи,желательно познакомить учащихся, хотя бы в общих чертах, с металлическойсвязью.
В металлических телах существует связь, отличная от ионной иковалентной, получившая название металлической. Учащимся известно, чтовалентные электроны в атомах металла связаны с ядром относительно слабо. Аатомы металла в твердом состоянии тела располагаются настолько близко, чтовалентные электроны приобретают способность покидать атом и свободно перемещаться,распределяясь равномерно по всему объему металла. Образовавшиеся положительныеионы металла стягиваются блуждающими между ними электронами.
В заключение полезно познакомить учащихся с таблицейзависимости физических свойств вещества от типа кристаллической решетки.
Таблица 2Тип кристалла Свойства вещества Структурные единицы Тип связи Примеры
Молекулярные кристаллы Мягкие, низкая температура плавления, растворимы в органических жидкостях. Молекулы Ван-дер-Ваальсовы силы Йод, лед
Металлические Твердые, высокая температура плавления, тягучие, ковкие, высокая электротеплопроводность, металлический блеск, растворимы только в жидких металлах. Ионы металлов Металлическая связь Медь и другие металлы
Ионные кристаллы Твердые и упругие, высокая температура плавления, растворимы в ионизирующих растворителях типа воды или нерастворимы. Растворы или расплавы проводят электрический ток Положительные и отрицательные ионы Электростатическая ионная связь Хлористый натрий
Атомные кристаллы Твердые, высокая температура плавленая, нерастворимы практически ни в каких растворителях Атомы Ковалентная связь Алмаз, карборунд /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Изложение видов химической связи на уроках физики на основесведений, известных учащимся из химии, позволяет значительно расширить знанияучащихся о внутреннем строении физического тела, объяснить зависимостьфизическая свойств от его структуры.
Помимо использования данных химии на уроках физики мы такжевводим такую форму межъядерной связи, при которой учитель химии обращает особоевнимание на те вопросы своего курса, которые имеют непосредственное отношение кмолекулярной физике. Задача заключалась в том, чтобы на уроках химии была отраженафизическая сущность ряда предусмотренных программой физико-химическихпроцессов. Не говоря о значении такой взаимосвязи для курса химии она позволяетв известной мере дополнить знания учащихся по молекулярной физике.
Так, например, проведение разнообразных химико-технологическихпроцессов связано с переходом вещества из одного агрегатного состояния вдругое. Поэтому многие разделы химии могут содействовать расширению иуглублению знаний учащихся по молекулярной физике разъяснением механизмаагрегатных превращений, установлением влияния примесных компонентов в смесях наточку кипения, плавления и температуру кристаллизации различных веществ и т.п.
Такие темы, как «Металлы», «Теория химического строенияорганических соединений», «Строение и свойства высокомолекулярных соединений» идр. способствуют развитию представлений о внутренней структуре твердого тела ихарактеризуют его физические свойства на основе атомно-молекулярной теории.
Таким образом, приведенные примеры взаимосвязи физики и химиипри изложении основ молекулярной физики убедительно демонстрируют одностороннююсвязь, применяемую для усиления глубины изложения и доказательности отдельныхразделов молекулярной физики, и дополняющую связь, характеризующую возможностирасширения кругозора учащихся по молекулярной физике при изучениивзаимосвязанных с нею тем химии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова В. Н. «Межпредметные связи и совершенствование процессаобучения»
2. Максимова В. Н. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессесредней школе»
3. Янцен В. Н. «Межпредметные связи на опыте преподавания физики вовзаимосвязи с химией в средней школе»
4. Янцен В. Н. «Взаимосвязь физики с химией при изучении вопросамолекулярной химии»