ВВЕДЕНИЕ
Создание высокоэффективной системыуголовного судопроизводства – одна из важнейших задач нынешней правовойреформы, проводимой в России. В этой связи особое значение приобретает вопросформирования в структуре действующего уголовно – процессуальногозаконодательства механизма реализации оперативной информации, добываемойсоответствующими подразделениями органа дознания.
Розыскная деятельность исстарисопутствует правосудию на всём протяжении его истории. Именно в её функции входилораскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затемпередаче в суд.
В истории российского уголовногопроцесса известны диаметрально противоположенные варианты реализации информациисыскных ведомств.Так, в период, предшествовавший Октябрьской революции, и вовремена «культа личности» результаты сыска по ряду преступленийнапрямую использовались в качестве судебных доказательств, для чего создавалисьспециальные органы внесудебного рассмотрения уголовных дел. Причем, это явноебеззаконие с точки зрения других нормативных актов, например Конституции СССР1936г., освящалось, как ни странно, самим Высшим надзором за законностью. Вприказе Прокурора СССР от 27.11.1938 № 1/001562 в этой связи прямопредписывалось направлять уголовные дела в Особые совещания тогда, «когдахарактер доказательств виновности обвиняемого не допускает использования их всудебном заседании (агентурные данные; документы, не подлежащие в силусерьёзных оперативных соображений предъявлению в судебном заседании и т.д.),когда доказательствами по делу являются свидетельские показаний лиц, которые немогут быть в силу серьёзных оперативных соображений допрошены в суде»[1].
Аналогично решался вопрос и в конце 19 — начале 20 р.в., когда на основе введенных 19.05.1871 «Правил о порядке действие чинов корпусажандармов по расследованию преступлений»[2]в царской России тоже был установлен административныйпорядок разрешения некоторых «политических» дел. Критерий ихвыделения был тот же, что и в период сталинщины — отсутствие у органов сыска таких улик, которыеможно было бы представить в обычном суде. Жандармское же дознание строилось восновном на агентурныхматериалах, сведениях, поступивших от наружного наблюдения, а также службы, осуществлявшей перлюстрацию почтовойкорреспонденции.
Член Орловского окружного суда В.Федотов-Чеховский в 19 веке писал: “ Без улучшения розыска никакие реформы последственной части не принесут России существенной пользы. Ожидать от одногосудебного следователя удовлетворительных результатов в следственном деле так женеосновательно, как ожидать от художника картины без кистей, красок и полотна.”[3]
Оценивая состояние интересующей нас проблемы следует отметить, что с момента образованияСоветского государства и вплоть до начала 90-х годов большинство элементовоперативного розыска в России регламентировалось только закрытыми нормативнымиактами КГБ и МВД СССР, что фактически выводило эту деятельность из подобщественного контроля изакладывало основу для возможных здесь злоупотреблений. Однако и нынешнийподход, использованный законодателем, не позволяет до сегодняшнего дняоднозначно определить правовую природу ОРД, её соотношение с уголовнымпроцессом и процессуальнымдоказыванием. Не полностью названы в Законеоб ОРД задачи сыска, а если при этом учесть, что ст.5 данного закона вообщезапрещает решать в процессе ОРДиные (кроме названных в ст.2)задачи, то складывается весьма противоречивая ситуация. Излишне жесткосформулирована ст.6 этого же закона. Императивно установив перечень разрешенныхоперативно- розыскных мероприятий, законодатель невольно поставил барьер передвнедрением в практикуоперативно-розыскной деятельности новейших достижений НТП, которые могут способствовать расширению возможностей спецслужб.
Целью дипломной работы является анализприроды соотношения доказательств и данных, полученных в результатеоперативно-розыскной деятельности, а так же возможность использовать вдоказывании данных, полученных оперативно-розыскным путём. Представляется, чтобез продуктивного использования оперативной информации в ряде случаев вообщеневозможно обеспечить достижение целей, стоящих перед уголовнымсудопроизводством. Речь идёт о неочевидных и латентных преступлениях (торговлянаркотиками, оружием, контрабанды), акциях организованных преступныхгруппировок, доля которых в общей структуре российской преступности велика.
Задачами дипломной работы являются:
— анализ соотношенияуголовного процесса и оперативно – розыскной деятельности.
— анализ гносеологическойосновы уголовного процесса и оперативно- розыскной деятельности.
— анализ соотношенияпроцессов доказывания в уголовном процессе и документирования в ходеоперативно-розыскной деятельности.
1. УГОЛОВНЫЙПРОЦЕСС И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оперативно-розыскнаядеятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена дляцеленаправленной защиты человека, общества и государства от преступныхпосягательств.
В соответствии со статьей1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[4]:«Оперативно-розыскная деятельность -вид деятельности, осуществляемой гласно инегласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченныхна то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведенияоперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свободчеловека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества игосударства от преступных посягательств». Анализ природы оперативно-розыскнойдеятельности позволяет выделить ее наиболее характерные черты:
— оперативно-розыскнаядеятельность -это самостоятельный видгосударственной деятельности, которую вправе осуществлять только оперативныеподразделения соответствующих государственных органов, наделенных определеннымиправами и выполняющих возложенные на них обязанности;
— содержаниемоперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия,проводимые сотрудниками оперативных подразделений при наличии указанных взаконе оснований и условий, а также ведения дел оперативного учета;
— оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно негласными,тайными методами. Негласный характер этой деятельности является важнейшейгарантией ее эффективности, успешного решения тех специфических задач, радикоторых и учреждена оперативно-розыскная деятельность;
— оперативно-розыскнаядеятельность призвана решать особые задачи, которые не решают и не могут решатьникакие другие государственные органы;
— негласная оперативно-розыскнаядеятельность всегда связана с вторжением в сферу прав и свобод человека игражданина, их возможным ограничением. В правовом государстве основания ипределы возможного ограничения этих прав и свобод регулируются только законом. И закон призван создать достаточноэффективную систему правовых гарантий, призванных исключить необоснованноеограничение прав и свобод граждан. Восстановление нарушенных при осуществленииоперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических июридических лиц возможно в судебном порядке;
— оперативно-розыскнаядеятельность осуществляется на основе специфических принципов, свойственныхтолько этому виду государственной деятельности.
Специфические задачи оперативно-розыскнойдеятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другимипризнаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других:уголовно-процессуальной, административной, контрразведывательной и частной детективной иохранной деятельности.
Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечиваетдостижение ее целей — защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности,собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств(ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Согласно закону основнымизадачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) выявление,предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
б) выявлениеиустановление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
в) розыск лиц,скрывающихсяот органов дознания, следствия и суда;
г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;
д) розыск лиц, безвести пропавших лиц;
е) добывание информации о событиях илидействиях, создающих угрозу государственной, военной,экономической или экологической безопасности России (ст. 2 ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности»).
Перечисленныезадачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений,наделенных правом на проведениеоперативно-розыскных мероприятий.
В числе задач оперативно-розыскной деятельности важнейшимиявляются задачи непосредственно связанные с преступлениями и решение которыхпризвано обеспечить интересы уголовного судопроизводства. К ним относятся: 1)выявление и раскрытие преступлений и 2)выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Сравнение перечисленных задач с задачами уголовногосудопроизводства указывает на то, что в своей основе они являются общими дляоперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, что характеризуюторганическую связь этих видов государственной деятельности. Вместе с тем междуними следует усматривать некоторое различие. Задачи оперативно-розыскнойдеятельности состоят в выявлении и раскрытии только тяжких и особо тяжкихнеочевидных преступлений (их называют также преступлениями, совершенными вусловиях неочевидности) и, прежде всего, совершенных или совершаемыхорганизованными преступными группами.
В.П. Хомколовсправедливо указывает на то, что деятельность оперативно-розыскных аппаратов«это объективно необходимая форма борьбы с преступностью, обусловленнаяспособами совершения некоторых видов преступлений, для которых характернатщательная организация, использованиеразличных способов конспирации и сокрытия следов при их подготовке и совершении»[5].
Уголовный процесс -деятельность правовая, правоприменительная и правоохранительная. Онанепосредственно направлена на решение вопросов уголовной ответственностиопределенного лица (его виновности или невиновности, меры уголовного наказанияи т.д.) и на достижение тем самым цели правосудия по уголовному делу. Эта цельдостигается специфическими уголовно-процессуальными методами и средствами.
Оперативно-розыскнаядеятельность соприкасается с уголовным процессом лишь той своей частью, котораяпризвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре враскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников
Оперативно-розыскная деятельность, находясь запределами уголовного судопроизводства, является самостоятельным видомгосударственной деятельности.
Оперативно-розыскнаядеятельность может предшествоватьвозбуждениюуголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков преступленияив подготовке условий для успешного раскрытия и расследования преступлений. Онаможет проводится параллельно с уголовно-процессуальными, следственнымидействиями, оказывая помощь и содействие в успешном проведении последних.
Существеннымпризнаком уголовного процесса, отличающим его от всех других видовгосударственной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, является то, что производство по уголовнымделам осуществляется в установленных законом процессуальных формах.
Подпроцессуальной формой понимаются узаконенные способы построения уголовногопроцесса в целом, его отдельных стадий и институтов, а также установленныйзаконом порядок совершения действий в ходе уголовного судопроизводства ирешения стоящих перед ним задач.
«Процессуальная форма, -каксправедливо отмечает М.С.Строгович, -это не пустая формальность, этоабсолютно необходимое условие правильности расследования и разрешения уголовныхдел»[6].
Оперативно-розыскнаядеятельность осуществляется не вуголовно-процессуальных формах, а на базе совершенно иных по сравнению суголовным судопроизводством принципов, совершенно иными методами и средствами.Важнейшие из них явно несовместимы с принципами, методами и средствамиуголовного судопроизводства, и прежде всего несовместима конспирация(негласность), органически присущая оперативно-розыскной деятельности, сгласностью, без которой в сущности не может нормально функционировать уголовноесудопроизводство.
Далее,если уголовное судопроизводство требует детальной правовой регламентации иисключительно законодательного ее регулирования, то оперативно-розыскнаядеятельность обязательно предполагает допущение достаточно широкого усмотренияведущих ее должностных лиц в пределах предоставленных им законом и другиминормативными актами полномочий; в силу этого она не поддается исключительнозаконодательному регулированию: здесь наряду с законом и в пределахпредусмотренных законом, обязательно предполагаются и подзаконные,ведомственные акты (положения, инструкции, приказы), без которых нормальное правовое регулирование ееоказывается невозможным.
Таким образом, правовая природа этих двух видов государственнойдеятельности совершенно различна вследствие специфики их непосредственных целейи задач, их предметов, а также методов и средств достижения их целей.
Недаром опыт истории побудилв свое время законодателей многих стран принять формальное решение об отделенииуголовного судопроизводства от деятельности администрации (в том числе отпроизводства сыска. И многолетний опыт деятельности наших органовгосбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о том,что любые попытки совмещения, «сращивания» уголовно-процессуальныхдействий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственныхцелей и задач, предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальнойи оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации и уголовногосудопроизводства, извращениям его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшимнарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основыоперативно-розыскной деятельности — принципа конспирации, в результате чегоданная деятельность перестает быть эффективной.
Четкое разграничениепредметов, принципов, методов и средств уголовного судопроизводства иоперативно-розыскной деятельности — объективная необходимость, с которой нельзяне считаться. Однако проведение такого разграничения требуется не для того,чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственнойдеятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно длядругой цели -для последующей их интеграции на вполне рациональной, научнойоснове, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями иоперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.
Известно, что успешноерешение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасныхпреступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможнолишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошоразработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными иадминистративными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такимипреступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями иоперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач какследственного, уголовно-процессуального, так и оперативного характера. Именнопоэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной изактуальнейших уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительноподтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями иоперативными подразделениями в целях успешного решения следственных иоперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем
законодательстве строгогоразграничения их функциональных обязанностей. Последнее в свою очередь вполнеосуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов,принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскнойдеятельности, при недопущении смешения их качественно различныхнепосредственных целей и задач, которые всегда должны четко формулироватьсяперед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только такимпутем возможно рационально распределить, права, обязанности и ответственностьмежду ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных ипроцессуальных задач. Лишь при этих условиях возможно обеспечить такоеположение, чтобы каждый из них, имея для этого необходимые права и неся в ихпределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.
При этом, конечно, роль уголовно-процессуальнойи оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своемухарактеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуальногохарактера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства,на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовногопроцесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должнарассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой всеоперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобныйхарактер.
2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Гносеологическаяприрода доказывания и оперативно – розыскной деятельности
Соотношениедоказательств и данных, полученных в результате оперативно- -розыскной деятельности необходимо рассматривать в ключеих единой гносеологической природы. Процесс познания составляет основу, какдоказывания, так и оперативно – розыскной деятельности.
Являясь разновидностью познавательнойдеятельности, как доказывание так и оперативно – розыскная деятельность целом развиваются в соответствии с законамипознания, законами теории отражения. Как в любом процессе познания, вдоказывании и в оперативно – розыскной деятельности, имеет место чувственное ирациональное познания, осуществляемое субъектами этой деятельности…Возможность и необходимость применения чувственного и рационального познания воперативно-розыскной деятельности, в доказывании как и в других областяхпознания, обусловлены самой объективной действительностью. Обстоятельства ифакты образующие объект оперативно-розыскной деятельности или объектдоказывания отражаются в окружающеммире различными сторонами и свойствами. Однако не все из них находят прямоеотражение в действительности, а, следовательно, непосредственно проявляются вовне. Например, мотивы лиц, подготавливающих, совершающих или совершившихпреступления, довольно редко получают такое отражение, но это не значит, чтоони не могут быть установлены в процессе оперативно-розыскной деятельности.Возможность познания невидимого, неслышимого заложена в самих событияхобъективной действительности, в объективных связях, существующих междуявлениями, доступными для непосредственного восприятия органами чувств иявлениями недоступными для такого восприятия.
Указанной выше предпосылки недостаточно,чтобы познать отношения и свойства, недоступные непосредственному восприятиюорганов чувств. Другая предпосылка заложена во взаимосвязи чувств и разума, ихпринадлежности к человеческому сознанию. Причем связь в сознании человекамежду чувственным и рациональным должна отражать, воссоздавать связи,существующие в объективной действительности между свойствами и явлениями, доступнымисоответственно для чувственного и рационального познания[7].
Субъект познания, устанавливая припомощи доказательств обстоятельства дела, точно также как и в любых другихобластях человеческой деятельности, переходит от чувственного восприятияотдельных фактов, признаков, свойств тех или иных объектов, играющих рольдоказательств, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению.
Чувственному познанию в оперативно-розыскной деятельности ив доказывании соответствует часть,именуемая собиранием доказательств или оперативной информации, а рациональномупознанию — их оценка, происходящая в процессе мыслительной деятельности.Оценивая доказательства или оперативную информацию субъекты оперируют результатамичувственного непосредственного и опосредованного познания, то есть сведениями,содержащимися в доказательствах или оперативной информации.
Следует согласиться с Зайковским В.Н., который отмечает, что вплоть доизвлечения информации об исследуемом событии из её первичных носителей говоритьоб отличиях оперативно – розыскной информации и доказательств не имеет смысла,поскольку таких понятий на тот момент вообще не существует.[8]Оба они возникают только с началом активного воздействия на носители информацииоперативно- -розыскных подразделений органов дознания и следственно – судебныхорганов с целью её извлечения оттуда. То есть, как оперативные материалы, так и доказательства имеют общий первоисточник –материальные и идеальные
“следы”, оставленные элементами преступления вреальном мире, а значит, оба они являются разновидностями такого родовогопонятия как “ информация об обстоятельствах, связанных с преступлением”.
2.2 Понятиеи виды доказательств. Собирание доказательств
Статья 74 УПК РФ определяет доказательстваследующим образом:
Доказательствами по уголовному делу являютсялюбые сведения, на основании которых в порядке, определённым настоящимКодексом, суд, прокурор, следователь, дознаватель устанавливают наличие илиотсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовномуделу.
Приопределении доказательств принято исходить из единства доказательственнойинформации (его содержания) и процессуального источника ( его процессуальной формы).Такое понимание представляется верным, поскольку вне процессуальной формы(предусмотренного УПК РФ источника доказательств) никакая информация не будетиметь доказательственного значения.
Посправедливому утверждению М.С. Строговича, это всегда форма совершенияпроцессуальным законом действий и принятия предусмотренных законом решений и,вместе с тем, форма процессуального закрепления этих действий и решений(протокол, постановление, приговор).[9]
Всоответствии с ч.2 ст. 74 УПК РФ выделяются следующие виды доказательств:
Показания свидетеля – сообщение лица об известных ему обстоятельствахуголовного дела, оформленное в установленном законом порядке.
Показания потерпевшего – оформленное в соответствии с законом сообщениелица об обстоятельствах преступления, которым данному лицу причинен моральный,физический или имущественный вред.
Показания обвиняемого – сообщение по поводу обвинения и иныхобстоятельств уголовного дела, оформленное в установленном законом порядке.
Показания подозреваемого – сообщение лица по поводу возникшего вотношении его подозрения, в совершении им преступления, оформленное всоответствии с законом.
Показания эксперта – сведения, сообщенные им на допросе, проведённом послеполучения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения.
Заключение эксперта – письменное изложение хода и результатовэкспертного исследования, проведённого для получения ответов на специальныевопросы.
Вещественные доказательства – любые предметы, служащие орудиямипреступления или сохранившие его следы; предметы, на которые были направленыпреступные действия, а так же иные предметы и документы, которые могут служитьсредствами обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовногодела.
Протоколы следственных и судебных действий – перечисленные в законеписьменные акты, в которых лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд фиксируют ход и результатсвоей познавательной деятельности по уголовному делу.
Иные документы – любые носители информации, имеющие значение дляустановления предмета доказывания и полученные в соответствии со статьей 86 УПКРФ.
Всоответствии со статьей 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходеуголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судомпутем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренныхнастоящим Кодексом.
Следственные действия являются преимущественным способом собираниядоказательств. Они характеризуются не только подробной процессуальнойрегламентацией, но и активной ролью следователя, проводящего их самостоятельно.
Под следственными понимаются детально регламентированные закономуголовно-процессуальные действия, включающие в свою структуру системувзаимосвязанных операций, обусловленных наличием и своеобразным сочетанием вкаждом из них общенаучных методов познания, имеющие взаимодействующиепознавательный и удостоверительный аспекты (стороны) и направленные насобирание и проверку доказательств в целях решения задач уголовногосудопроизводства
Вдействующем УПК РФ следственным действиям посвящены ст.ст. 164-207 УПК. Всоответствии с УПК РФ к числу следственных действий относятся: осмотр, освидетельствование,следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста напочтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, допрос, очнаяставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, производствосудебной экспертизы.
Кчислу признаков, характеризующих сущность следственных действий, нужно отнестиих направленность на собирание и проверку доказательств, а также детальнуюпроцессуальную регламентацию. Поскольку проверка имеющихся доказательств обычноприводит к появлению новых доказательств, причем иногда полярного свойства,представляется правомерным рассматривать в качестве обобщенной целиследственных действий собирание доказательств.
Для правильного уяснения сущности следственных действий следуетобратиться к рассмотрению их структуры. В структуре деятельности принятовыделять конкретные действия, каждое из которых состоит из приемов и операций.В теории применительно к определению понятия следственного действия обычно используетсятермин «операция», под которым понимается структурный элемент более высокойобщности в сравнении с приемом.
Уголовно-процессуальноепознание предопределяет сочетание в деятельности следователя познавательного иудостоверительного аспектов. Следователь сначала выявляет наличие, а затем фиксируетв предусмотренных законом процессуальных источниках доказательственнуюинформацию. Иногда этот процесс происходит поэтапно. Уместно подчеркнуть, чтокак бы квалифицированно ни было проведено то или иное следственное действие,его результаты могут быть обесценены неудовлетворительной фиксацией.[10]
2.3 Оперативноедокументирование, результаты оперативно-розыскной деятельности
В соответствии смежведомственной инструкцией[11] подрезультатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативнымиподразделениями в установленном законом порядке о признаках подготавливаемогосовершаемого, или совершенного преступления, о лицах, скрывающихся от органовдознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также безвести пропавших а также о событиях илидействиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической илиэкологической безопасности РФ. Таким образом, за основные критерии взяты задачиоперативно-розыскной деятельности.
Результаты оперативно-розыскнойдеятельности могут включать две группы данных. Первую группу составляютфактические данные (сведения), непосредственно указывающие на признакипреступления, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могутслужить источниками доказательств по делу. Они могут иметь значение длявыяснения подлежащих доказыванию обстоятельств, о наличии и местах нахожденияорудий преступлений, похищенных ценностей, предметов, сохранивших следыпреступления и т.д.
Вторую группу образуют фактическиеданные, которые носят вспомогательный характер(данные о личностиподозреваемого, противоречиях впреступной среде и т.п.) и могут служить для выбора организационных итактических приемов проведения оперативно-розыскных и следственных действий.
Под документированием в теории оперативно-розыскной деятельности,как правило, понимается совокупность оперативно-розыскных мероприятий,направленных на добывание информации об обстоятельствах преступления, лицах, егосовершивших, и фиксацию полученной оперативной информации.
Законом установлены следующие видыоперативно – розыскных мероприятий.
Опрос— сбор фактической информации, значимойдля решения конкретной задачи оперативно-розыскной деятельности (как правило,локальной), со слов опрашиваемого человека, который реальноили вероятно обладает ею.
Наведениесправок— получение фактической информации,значимой для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путемнаправления запроса соответствующему юридическомуили физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующимматериальным носителем. В частности, о лице-объекте оперативной заинтересованностиинтерес может представлять следующая информация: биографические данные, образование, место проживания, совершенные в прошлом преступления (иные правонарушения и др.),родственные и иные связи и т.п.
Предмет наведения справок — оперативные, криминалистические и иные базыданных (учеты), информационные системы (местные, региональные иобщероссийские информационно-поисковые системы) и архивы, другиедокументальные источники, включая натурные коллекции, редкие коллекциии т.п.
Сбор образцов для сравнительного исследования — обнаружение и изъятие материальных носителейинформации (предметов, веществ и т.д.) сцелью их сравнения с материалами, которыми уже располагает оперативное подразделение (сотрудник оперативного подразделения и др.) для решения конкретнойзадачиоперативно-розыскной деятельности.
Образцы собираются любыми способами, не запрещенными законодательными и